Герои пьесы на дне сочинение

Обновлено: 07.07.2024

История создания

Пьеса была написана в трудное для страны время — 1902 годы. В России в девяностых годах девятнадцатого века не на шутку разросся экономический кризис. Многие обнищавшие, разорившиеся крестьяне после неурожая уезжали из деревень и отправлялись на поиски заработка.

Закрылись заводы и фабрики. Без средств на проживание и крыши над головой оказались тысячи бедных людей. Из-за этого появилось много бездомных людей, оказавшихся на самом дне.

Владельцы трущоб, решили использовать такое выгодное положение и извлечь выгоду из ситуации. Они сделали из них ночлежки, где могли проживать бездомные, безработные, воришки, бродяги, люди у которых просто не было денег и другие, за определённую сумму.

В декабре 1902 года пьеса была поставлена на сцене известного театра МХАТ с участием Станиславского. Автор желал показать моральные, нравственные и духовные проблемы общества. А также увеличить уровень культуры всех классов населения. Постановка вызвала споры и большую шумиху. О пьесе говорили, с завистью или восхищением, обсуждали, сомневались.

Характеристика героев

Михаил Иванович Костылев — пятидесяти четырёхлетний владелец дома для бездомных. Хоть и появляется на один краткий миг, но уже из этого появления ясно, что он:

Михаил Иванович Костылев

  • злобный;
  • двуличный;
  • ненасытный;
  • подлый.

К постояльцам ночлежки относится с презрением и жестокостью, считает, что эти люди всю жизнь ему будут должны. Ради наживы мужчина готов многое сделать. Никого не щадит и не жалеет.

Костылев плохо относится к своей супруге Василисе, а ещё оскорбляет и унижает её сестру — Наталью. Он выкупает краденые вещи у вора — Васьки Пепла. Под конец пьесы мужчина умирает в потасовке от рук Пепла.

Василиса Карповна — двадцати шестилетняя благоверная Костылева. Довольно умна, изворотлива, хладнокровна, безжалостна, порочна. Женщина знает, что хочет получить от жизни, и добивается желаемого любыми способами.

Хочет избавиться от своего старого и нелюбимого мужа. Она глумиться над собственной родной сестрёнкой и предлагает бывшему любовнику Ваське Пеплу убить её супруга.

Наталья — двадцатилетняя сестрёнка Василисы. Она терпит унижения и издевательства со стороны собственной сестры и её благоверного. Но не озлобилась на этот мир, а сохранила в себе жалость и сочувствие к другим людям. Другие считают её:

  • доброй;
  • терпеливой;
  • милой;
  • красивой.

С почтением и вежливостью, проявляющейся в речевых жестах и мимике, относится ко всем жителям ночлежки. Девушке проявляет знаки внимания Васька Пепел. Но девушка не любит его. После смерти Костылева Наташа попадает в больницу, а вскоре и вовсе пропадает.

Васька Пепел

Васька Пепел — двадцати восьмилетний вор. Мужчина сидел в тюрьме несколько раз, за кражу. Он молодой и любящий жизнь человек.

Герой был рождён в семье вора, поэтому ещё в детстве ему говорили, что он и сам вскоре станет вором. Не слыша от окружающих других слов, Васька таким и вырос, но глубоко в душе он абсолютно другой человек.

Он был возлюбленным замужней Василисы, но вскоре расстаётся с ней. Пепел ухаживает за Натальей и хочет начать совершенно новую жизнь вместе с ней. В самом конце мужчина оказывается в тюрьме за убийство Костылева.

Лука — шестидесятилетний старик. Скорее всего, раньше отбывал срок на каторге, совершив преступление, но умудрился сбежать оттуда. В списке выделены следующие черты характера:

  • жалостливый;
  • милый;
  • добродушный;
  • умный.

Оказавшись в ночлежке, советует другим героям, как им стоит жить и пытается успокоить. Но его вмешательство в жизни других приносит вред, а не пользу. Клещ считал, что старец не желал слышать правду.

Дав персонажам надежду на лучшее и в то, что их мечты обязательно сбудется, Лука пропадает во время потасовки между Пеплом и хозяином ночлежки. В следующей таблице показаны его обещания, конечно же, только на словах, действующим лицам:

Актёр — сорокалетний пьяница

Актёр — сорокалетний пьяница, раньше работал актёром в театре. Мужчина узнаёт от старика о том, что в каком-то городке существует лечебница для выпивающих. Он перестаёт пить и пытается скопить денег на дорогу в это место.

После исчезновения Луки актёр вновь начинает прикладываться к бутылке, а вскоре и вовсе вешается.

Барон — тридцати трёхлетний пьяница

Барон — тридцати трёхлетний пьяница, имеет дворянские корни. Раньше был богатым чиновником, но попался на воровстве казённых денег и оказался в тюрьме, став бедным.

Он женат на Насте, которая отдаёт ему последние деньги на бутылку. Но мужчина не любит её, презирает, скидывает на бедняжку все свои дела.

Барону вовсе не интересны отношения между ними, и то откуда девушка достаёт деньги. Мужчина считает, что она обязана ему, поэтому издевается и насмехается над больной.

Настя — двадцати четырёхлетняя девушка. Зарабатывает себе на жизнь, работая на панели. Состоит в отношениях с Бароном. Всё время терпит грубость и жестокость с его стороны, но не может отказать, когда мужчина выпрашивает деньги на водку. Девушка любит читать романы про любовь и рассказывает жителям ночлежки о её якобы любовных похождениях.

Бубнов — сорокапятилетний мужчина, раньше был хозяином меховой мастерской. Но лишился её после развода, поскольку та была записана на супругу. Теперь бедный Бубнов проживает в ночлежке и зарабатывает тем, что шьёт шапки и другие вещи.

Не задумывается о будущем, живёт в прошлом, которое было для него хорошим и светлым. Бубнов безжалостен и груб, и не пытается скрыть свои недостатки.

Клещ — сорокалетний слесарь

Клещ — сорокалетний слесарь, состоит в браке с Анной. Он всю свою жизнь ужасно обращается с супругой, избивает и унижает. Когда она оказывается на грани жизни и смерти, ведёт себя жестоко и безразлично. После смерти Анны мужчине приходится продать собственные инструменты, дабы похоронить женщину.

Слесарь с ненавистью и неприязнью относится к окружающим, за то, что все они ведут себя неправильно, выпивают, играют в азартные игры и воруют.

Некоторые постояльцы считают, что она лишь ненужная часть обстановки, бесполезно занимающая место и мешающая спокойной спать своим громким кашлем. В конце она умирает от чахотки.

Квашня — сорокалетняя торговка пельменями. Героиня восемь лет прожила с человеком, который избивал её. Но под конец выходит замуж за полицейского Медведева. Теперь она бьёт своего благоверного, который начинает пьянствовать.

Алешка — двадцатилетний сапожник

Алешка — двадцатилетний сапожник, алкоголик. Временами поёт песни и играет на гармони. Из-за того, что частенько пьёт, попадает в полицейский участок. Он запутавшийся и потерявший себя парень. Не желает исправлять себя, сделать жизнь лучше, доволен тем, что у него есть.

Татарин — один из постояльцев, работает грузчиком. Он честный человек, ни разу не нарушивший закона. Жалуется на Сатина и Барона, за то, что те играют в карты нечестно. Пытается призвать их к честности. В конце произведения ломает руку и на довольно продолжительное время оказывается без работы.

Кривой Зоб — постоялец, знакомый Татарина, крючник. Прекрасно знает о мухлеже со стороны Сатина и Барона, но не стыдит их, а оправдывает. Думает, что честные люди не могут прожить в этом мире ни дня. Любит петь песенки с другими людьми из ночлежки.

Анализ произведения

Оказавшись внизу им больше не нужно держать себя в рамках приличия, выглядеть опрятно или вести себя сдержанно. Потеряв ценности, установленные обществом, он теряется и выпадает из реальности. Жизнь может сломать любого, и герои не стали исключением. Ведь все мы состоим из крови и плоти, у каждого есть слабости и сильные стороны. Хотя и у персонажей есть свои положительные качества. Например, спор между Сатиным и Лукой показывает их глубокую сущность, начитанность, они богаты, но духовно.

  • Характеристика Бубнова
  • Описание Луки
  • Судьба Сатина
  • Андрей Клещ
  • Васька Пепел
  • Пьяница актер
  • Торговка Квашня
  • Проблемы Наташи
  • Трагедия Насти

Характеристика Бубнова

Бубнов — один из жителей ночлежки, это мужчина 45 лет. В прошлом он был мастер по изготовлению меховых и кожаных изделий, имел свое предприятие. У него была жена, которая изменила ему с его подмастерьем. За это Бубнов разозлился на неё, стал избивать и даже намеревался убить. Но в конце он просто бросил своё дело и остался в нищете.

Теперь Бубнов изготавливает картузы и шапки. Но ему не хватает денег, чтобы заплатить за ночлежку. Хозяйка не прогоняет его, так как она не проявляет жестокости. Но сам себя этот мужчина считает ленивым человеком и пьяницей. А также он говорит, что не умеет врать. Другие обитатели ночлежки уважают его только в пьяном виде. Они утверждают, что только так он напоминает человека.

Описание Луки

Лука — это ещё один ночлежник. Он оказался в обители не случайно, ведь каждый персонаж тянулся к нему, так как старик умел утешать и проявлял понимание. Он всегда путешествует с палкой в руках, котелком и чайником. В ночлежку его привела Наташа, многим он напомнил отцов и дедушек.

Этот человек отличался незаурядными чертами характера:

Лука — это ещё один ночлежник

  • проницательностью;
  • добротой;
  • жалостливостью;
  • любопытством.

Скорее всего, Лука был беглым каторжником из Сибири, бывшим преступником. Нищая жизнь на дне была ему привычной, но для каждого он находил ласковое слово. Он не говорил окружающим жестокую правду, вместо этого пытался их утешить и подарить надежду на лучшее будущее. Старик пытался заставить других обитателей ночлежки избавиться от всех пороков.

Судьба Сатина

Судьба Сатина

Другие считают его приятной и рассудительной личностью. Хотя он довольно скрытен, не любит о себе много рассказывать. Он всю жизнь оставался честным, каков был и сейчас. Сатин презирает ложь, а себя считает уже мертвым. Но сам жить честно не собирается. Ему противна мысль об обычной работе, ему нравится быть шарлатаном и пропивать все свои деньги.

Сатин думает, что человек должен работать только себе в удовольствие. В противном случае любой труд превращается в рабство.

Однажды он по неосторожности убил обидчика. За это преступление он 5 лет просидел в тюрьме. Там и научился играть в карты, а после освобождения не смог восстановить прежнюю жизнь.

Андрей Клещ

Андрей Клещ

Андрей вместе с женой Анной уже давно живёт в ночлежке. Ему 40 лет, а раньше он работал слесарем. Его супруга больна чахоткой, но Клещ не делает ей никаких поблажек. Он обращается с ней грубо, хотя она терпит побои и ругательства с его стороны в течение всего их брака. Сама женщина называет мужа причиной своей болезни.

Мнение обитателей об этом человеке отрицательное, так как его черты характера не вызывают расположения:

  • злость;
  • гордость;
  • вспыльчивость.

Клещ пытался выбраться из нищеты, но у него ничего не получалось. В конце произведения его супруга умерла от чахотки. Ему пришлось продать свои инструменты, чтобы оплатить ее похороны.

Постепенно он свыкся с жителями ночлежки. Ведь дальнейшая его судьба будет связана с ними.

Васька Пепел

Ещё один герой пьесы — это Васька Пепел. Молодой человек 28 лет давно занимается воровством. Свою деятельность он перенял от отца, который всю жизнь сидел в тюрьме. Клеймо вора, лежащее на всей его семье, подтолкнуло его к преступлениям, когда он был еще маленький.

Последние годы своей жизни Васька ворует по наводке Костылевых и продаёт им же краденые вещи. При этом его покрывает полицейский Медведев, дядя Василисы. Уже дважды молодой человек сидел в тюрьме, так как на него донесли в полицию. А в последнее время Пепел стал любовником хозяйки ночлежки, Василиса Карповны Костылевой.

Но в конце концов пара рассталась, женщина попросила любовника помочь ей избавиться от мужа. Взамен она пообещала дать ему в жёны свою сестру Наташу. Благодаря связи с Костылевыми у Васьки есть определенные преимущества:

  • отдельная комната;
  • возможность читать и писать.,
  • связь с полицией.

Ваську ожидал трагический конец. Он убил Костылева за то, что тот издевался над Наташей. Пепел выставил и Василису виноватой. За преступление ему пришлось сесть в тюрьму.

Пьяница актер

Какой бы плохой ни была судьба героев на дне, среди них были и те, жизнь которых очень отличалась. К таким можно отнести и актера — 40-летнего мужчину. Раньше он играл в спектаклях в разных театрах. Но он начал пить, из-за чего у него ухудшилась память. Даже любимое стихотворение он не может вспомнить наизусть. Пьянство не позволило актёру продолжить работу в театрах, поэтому сейчас он оказался в ночлежке.

Пьяница актер

Этот человек сам признаёт, что алкоголь погубил его жизнь. Он уже задолжал крупную сумму Костылеву за проживание в обители, но выплачивать ее не собирается. Актер считает, что успеху способствует только талант. А образование особой роли не играет. Но каждый человек должен верить в себя и свои силы, только так он сможет чего-то достигнуть.

Актёра нельзя назвать безжалостным человеком. Он обладает большим и добрым сердцем. В пьесе этот мужчина помог больной Анне выйти из комнаты, когда ей было душно. А также он с удовольствием общается с Лукой, который рассказывает ему о городе, где можно бесплатно вылечиться от алкоголизма.

Актёр верит ему и впоследствии действительно бросает пить. Он копит деньги для поездки в эту лечебницу, хотя другие его и отговаривают. Но после исчезновения Луки из ночлежки актёр кончает жизнь самоубийством.

Торговка Квашня

Квашня — это ещё одна обитательница ночлежки. Сорокалетняя женщина торгует на базаре пельменями. Восемь лет она прожила вместе с мужем, который постоянно её избивал. Но она не жаловалась, только обрадовалась его смерти. Сейчас за ней ухаживает полицейский Медведев, просит её обвенчаться с ним. Но женщина ему отказывает, так как боится потерять свою свободу.

Хотя в конце концов она всё же вышла замуж за полицейского и сама начала его колотить. Медведев с горя запил, что очень не понравилось его жене. Остальные жители ночлежки считали, что женщина слишком строга со своим новым мужем. Ее нельзя называть умной, хотя она и не проявляет безразличия. Квашня заботится о больных, но в первую очередь думает о себе.

Эта женщина мечтала, что новый муж станет хорошим помощником и верным другом. Но она ошиблась, хотя развиваться Медведеву не давал её характер. Квашня было с ним слишком строга и била его на глазах у других мужчин. Полицейскому стало стыдно за свою семейную жизнь, и он запил.

Проблемы Наташи

У хозяйки ночлежки, Василисы Карповны, есть 20-летняя сестра Наташа. Все считают ее славной девушкой, так как она строгая и надежная. Она старается помочь каждому обитателю ночлежки, хотя ее собственная сестра и Костылев относятся к ней плохо. Бедная девушка терпит постоянные издевательства и побои. Хозяева обители обращаются с ней, как с прислугой: заставляют убирать, готовить еду, ходить на базар. Наташе некуда идти, поэтому она терпит все их выходки.

Наташа , сестра хозяйки ночлежки

Девушка мечтала о том, что за ней приедет кто-то особенный и сможет изменить её жизнь. Но она сама понимает, что эта выдумка вряд ли когда-либо обернется реальностью. За ней ухаживает Васька Пепел и предлагает ей уехать вместе с ним в Сибирь. Он не понимает, почему Наташа отказывается выходить за него замуж. Девушка же просто не любит вора и прямо говорит ему об этом. Хотя по совету старого Луки она все же согласилась стать его женой.

Только в конце пьесы происходит драка, во время которой Васька убивает Костылева. Пепел попадает в тюрьму и выставляет своей сообщницей Василису. А Наташа думает, что они до сих пор остались любовниками и действительно сговорились убить хозяина ночлежки. В гневе она прокляла и Ваську, и свою сестру. После трагедии девушка просто пропадает без вести.

Трагедия Насти

Есть в обители и еще одна молодая девушка — Настя. Ей 24 года, а себе на жизнь она зарабатывает неприличной работой — торгует своим телом. В обители у неё есть любовник — Барон, обедневший дворянин. Он считает Настю наивной, доброй, но довольно глупой девушкой.

Трагедия Насти

Один Лука поддерживает девушку и говорит, что она имеет право на любые мечты. Ведь каждый человек в этой жизни способен фантазировать о своей судьбе. Настя считает себя несчастной, она хочет выбраться из ночлежки и покончить со своим образом жизни. Ей противна и работа, и окружающие люди. Она надеется когда-нибудь снять себе другую квартиру.

В пьесе Горького раскрыта тема разных человеческих судеб. У каждого из них жизнь сложилась по-разному, но привела их в одно место. И в этой обители они пытаются ужиться, построить хоть какое-нибудь будущее.

Костылевы

Актер

Сатин

Сатин попал в ночлежку после тюремного заключения за убийство человека. Герой понимал, что его жизнь кончена, поэтому он не старался изменить ее. Сатин является своеобразным философом, который рассуждает на многие вечные вопросы. М. Горький особое внимание уделяет описанию данного образа, так как он во многом выражает авторскую позицию.

Настя

Это молодая девушка, которая мечтает об искренней любви, несмотря на то что сама она является девушкой легкого поведения.

Васька Пепел

Васька является вором, который мечтает о честной жизни в Сибири рядом со своей возлюбленной Наташей. Однако мечтам Пепла не суждено сбыться: желая защитить Наташу, он убивает Костылева и оказывается в тюрьме.

Наташа

Это сестра Василисы, которая вечно терпит издевательства и даже побои от Костылевых.

Это пожилой странник, взгляды которого воздействуют на жителей ночлежки. Лука сострадает окружающим людям, утешает их, считая, что ложь во спасение способна замотивировать человека на конкретные действия.

Роль Луки в жизни жителей ночлежки велика, однако помощь героя неоднозначна, что отражает следующая таблица:

Лука говорит жителям ночлежки то, что они хотят услышать. Герой утешает их, а в некоторых случаях и обманывает их, чтобы дать надежду на лучшую жизнь. Однако полное бездействие жителей ночлежки не способно изменить их жизнь к лучшему, поэтому слова Луки почти не оказывают влияние, а в случае Актера – оказывают отрицательное воздействие.

Лука говорит Анне о покое, который она получит после смерти.

Лука дает надежду Ваське Пеплу, что его жизнь изменится, когда он уедет в Сибирь.

Лука говорит Насте, что она обретет настоящую любовь.

По профессии Клещ является слесарем. Он честно и упорно работает, чтобы выбраться из ночлежки. Постепенно его старания прекращаются, так как он понимает, что он ничем не отличается от находящихся рядом с ним людей, которых ранее он презирал. Клещ злится на собственную судьбу, уже прекратив стараться изменить жизнь к лучшему.

Жена Клеща, которая находится при смерти. Она понимает, что абсолютно никому не нужна, даже собственному мужу, который считает, что ее смерть пойдет на пользу им обоим.

Бубнов

Барон

Барон является человеком, который не думает о хорошем будущем, он живет в прошлом, которое для него было хорошим.

Квашня

Героиня произведения является торговкой пельменями. Это сильная женщина, которая привыкла зарабатывать на жизнь собственным трудом. Жизнь не озлобила ее, она привыкла помогать другим людям.

Медведев

Это полицейский, который посещает ночлежку для сохранения порядка. На протяжении всего повествования ухаживает за Квашней, в итоге женщина соглашается на отношения с ним.

Алешка

Татарин

Татарин является ключником, считавшим, что каждый человек должен жить честной жизнью, несмотря на различные обстоятельства.

Кривой Зоб

Это еще один ключник, который оправдывал свой нечестный образ жизни тем, что честные люди не смогут выжить в этом мире.

5 сочинений по пьесе Горького

Главными героями произведения являются люди, оказавшиеся на социальном дне общества. к их числу относятся бомжи, проститутки, бедняки и другие. Они обитают в ночлежке, которую содержит местный относительно состоятельный человек. Но как получилось так, что все персонажи оказались здесь? Каким образом судьба завернула их так? Это грустно и печально. Ответы на эти вопросы Горький дает в своем произведении четкие и ясные.

У каждого свой путь жизненный.

Мне кажется, что Максим Горький хотел донести к читателю мысль, что несколько пороков могут полностью сломать жизнь человека. Сменить ее полюс с положительного на отрицательный. И тотально. К таким человеческим слабостям и недостаткам, а также порокам относятся алкоголизм, чревоугодие, проституция, лень, отсутствие силы воли и мягкотелость.

Печальный пример Клеща. Но если по правде сказать, то он заслужил такое отношение жизни к себе. Он был злым, жадным и потому оказался в ночлежке. Клещ – это такой тип людей, который извечно чем-то недоволен, портит настроение окружающим, думает лишь о себе. Таких людей должно быть поменьше.

К примеру Настя. Она натура тонкая, душевная. Но живет в грязи и разврате. Ее не уважает никто, даже соседи в обиталище. Девушка занимается выдумкой романтических историй о своем молодом человеке, мечтает о любви, но при этом с нее все смеются. Жизнь ее треплет.

Думаю, что одна из основных идей произведения состоит в том, что человек сам летит на дно и сам сможет подняться, если этого захочет. Это и перспектива, и опасность.

Каждый из обитателей ночлежки губил и губит себя самостоятельно. И тут им ничто извне не сможет оказать помощь.

Великий писатель Максим Горький дает иллюстрированное и словесное объяснение таким гнусным поступков. Надо стремиться к саморазвитию и прийти от саморазрушения к нормальной жизни.

Пример сочинения 2
"Мечта и реальность"

В ходе повествования читатель узнает о том, к чему стремятся жители ночлежки Костылевых. Бывший актер по прозвищу Актер хочет вернуться к прежней жизни на сцене. Девушка легкого поведения Настя мечтает о чистой и искренней любви. Вор Васька Пепел хочет счастливой жизни вместе с Наташей. Сама Наташа мечтает о необычном жизненном событии, которое полностью изменит ее тяжелое существование. Клещ хочет вернуться к прежней жизни, поэтому усердно работает.

Важное место в системе образов занимает Лука. Появление старика в ночлежке взбудоражило всех ее жителей. Лука поддерживал мечты героев: Актеру он рассказывает о том, что есть лечебница, которая позволит ему излечиться от алкоголизма и вернуться на сцену; он укрепляет веру Насти в то, что она действительно достойна любви и что француз-студент существует; он рассказывает Ваське Пеплу о том, что он сможет обрести счастье с Наташей, если уедет вместе с ней в Сибирь. Помимо этого, Лука говорит умирающей Анне о счастливой загробной жизни, то есть формирует у нее своеобразную мечту.

Максим Горький показывает, как мечты центральных персонажей оказываются разбитыми.

Васька Пепел, мечтающий о счастливой жизни в Сибири, убивает мужа бывшей любовницы, владельца ночлежки Костылева, и оказывается в тюрьме.

Самая же страшная судьба была у Актера, который понял о том, что рассказы Луки о лечебнице – ложь. Герой кончает жизнь самоубийством, так как понимает, что его мечта неосуществима.

Тема мечты и реальности в произведении тесно связана с образом Луки. Герой поддерживает стремления жителей ночлежки, а в некоторых случаях и создает для них новые мечты. Однако Лука, стремившийся использовать ложь во имя спасения, не понимает, что его наставления и советы могут погубить ранимых людей. Лука говорит о том, что Васька Пепел обретет счастье в Сибири, однако там не было никаких условий для существования. Лука говорит Актеру о несуществующей лечебнице, желая замотивировать Актера на изменение своей жизни, но добрые намерения Луки оборачиваются трагедией.


Пример сочинения 3
"Есть - люди, а есть - и человеки. " (По пьесе М.Горького "На дне")
в формате итогового сочинения

Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького "На дне". Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и его правды. Перед глазами публики впервые предстал невиданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то есть людей, опустившихся на "дно" жизни. И в нем, как в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были низвергнуты эти люди. Пьеса М.Горького была проникнута протестом против социальных беспорядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и спокойной жизни. "Свобода во что бы то ни стало — вот ее духовная сущность", — так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа.

Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей "дна" — грозный обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, — жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкое существование. Обитатели "дна" выброшены из нормальной жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Неверие в правосудие заставило Сатина самому отомстить негодяю, погубившему его сестру. Эта месть привела его в тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу. Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со стороны представителей закона. Конечно, люди, оказавшиеся в костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совершают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того, чтобы общество выбросило их на "дно" жизни, не оказав никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Клеща, не желающего смириться с участью ночлежника, не помогли ему подняться с жизненного "дна".

Обратившись к изображению жизни городских низов, драматург затронул актуальную проблему современности: каков выход из создавшегося положения, в чем спасение людей "дна"? По признанию самого Горького, основной вопрос пьесы — что лучше: истина или сострадание? Нужно ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для обитателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гуманизм утешительной лжи? Носителем ее, жалеющим и утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и оскорбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает после смерти жизнь в раю, где она отдохнет от земных страданий. Пеплу с Наташей старик советует начать новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес которой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этим спившемуся человеку надежду на возвращение к прежней жизни.

Позиция Луки — идея сострадания к человеку, идея "возвышенного обмана", который позволяет человеку нести бремя "низких истин", встречающихся на его тернистом пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обращаясь к Пеплу, он говорит: ". чего тебе правда больно нужна. подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя". Потом он рассуждает о "праведной земле". Лука не вернув нее, он знает, что ее нет. Он слишком близорук, чтобы увидеть эту землю, которую предвидит Сатин. Лука готов приветствовать всякую идею, если она способна утешить человека, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроется. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки, нуждаются в утешении: "Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают".

Таким образом, основная черта идеологии Луки — черта рабства. И здесь Лука перекликается с Костылевым, философия терпения — с философией угнетения, точка зрения раба — с точкой зрения хозяина. Горький вкладывает эту мысль в уста Сатина: "Кто слаб душою и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна. Одних она поддерживает, другие прикрываются ею. А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому ложь?" Гуманизм Луки основан на пассивном сострадании, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным безысходным положением. Этого разрыва не смог вынести Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Остается один выход — самоубийство Вместо счастливой жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убийство Костылева попадает на каторгу Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отверженных.

Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, который лишает их последних сил для борьбы с общественным злом, социальной несправедливостью, из-за которых и существуют костылевские ночлежки. Антипод Луки Сатин словесно опровергает философию утешительной лжи: "Ложь — религия рабов и хозяев", "Правда — бог свободного человека". Он верит в человека, в его способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была. "Человек — вот правда", — утверждает герой. В отличие от Луки Сатин требователен к человеку и считает, что человек все может, раз все зависит от его дел и идей. Он не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью. Жалеть человека — значит унижать его неверием в способность достичь своего счастья, значит искать поддержку во всех видах обмана и лжи, которые заменят недостающую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, силе и красоте. "Человек — вот это правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит. гордо!"

Человек сам творец своей судьбы, в нем сокрыты силы, с помощью которых он способен преодолеть самые жестокие лишения, вероломство судьбы, несправедливость мира, свои ошибки и социальные беды общества. Жалость и сострадание — прекрасные, очень необходимые всем нам качества, но только правдивое, адекватное понимание своих ошибок и возможностей может дать человеку шанс победить злую долю и стать действительно свободным и счастливым.

Горький в своей пьесе поднимает острые социальные и бытовые проблемы. Жизнь обитателей этой ночлежки полна драматизма и тяжелых испытаний. У людей вынужденных жить в таких ужасных и опасных условиях нет ничего за душой, жизнь будто выкинула их за борт. Что сказывается на их поведении и отношении к окружающим. Они не обращают внимания на проблемы друг друга, не говорят по душам, не выражают сочувствие. Никто уже не обращает внимание на умирающую Анну. Никому не дела до ее страданий, даже ее мужу Клещу. Он ждет ее кончины, так как для него Анна обуза. Никому нет дела что Василиса избивает Наташу. Василиса, замужем за жестоким Костылевым, но является любовницей вор и карманника Пепла. Все знают об этом, и не обращают на это внимания.

Жители ночлежки понимают свое ничтожное и жалкое существование, но не предпринимают никаких действий для этого, чтобы выбраться из него. Они смирились и считают, что не в силах уже что-то изменить. Для них жизнь уже кончена. Единственное чувство, которое остро развито у них к друг другу – это презрение. Каждый считает себя выше и лучше другого.

Пример сочинения 5
Роль Луки в пьесе "На дне"

Одним из наиболее влиятельных и интересных персонажей в пьесе является Лука. Роль его в произведении обсуждается уже долгое время разными критиками.
Часть их считает Луку вредным для других действующих лиц. Он успокаивает обитателей ночлежки, ничего для них не делает, все его действия - только слова. Лука лишь дает надежду на выход из их ситуаций, а сам же впоследствии их и покидает.
Другая точка зрения - та, что он дает толчок для людей, и это очень важно для многих из них.

Я придерживаюсь второй точки зрения. Человек сам творец своего счастья и не должен зависеть от кого-то другого.
Так кто же такой Лука? Горький дает ему имя евангелиста, что свидетельствует о хорошем отношении Горького к персонажу. Другая точка зрения критиков - его имя происходит от слова "лукавый". Рассмотрим его действия в пьесе.

Его появление - завязка пьесы. До этого все жили в ночлежке, ни о чем не задумываясь. У каждого свои мечты, для исполнения которых те ничего не делают. Падшая девушка-проститутка Настя грезит о настоящей "роковой любви", торговка Квашня гордится мнимой свободой, Васька Пепел упивается мнимой воровской свободой.

Чем больше ночлежники пытаются скрыть от самих себя действительное положение дел, тем с большим наслаждением начинают укорять во лжи окружающих. Каждый старается поддеть другого, унизить.
В такой обстоновке появляется Лука.

Все реагируют на него по-разному, кто-то старается прислушиваться, кому-то безразлично его мнение. Лука же относится ко всем с добротой душевной, любит всех людей, "ни одна блоха н плоха". Всем дает советы, старается помочь в их ситуациях, утешает каждого сообразно его тайной мечте:
Анне помогает умереть спокойно, избавляет ее от волнений в последние часы, Актеру старается помочь избавиться от пьянства, Пеплу и Наташе предлагает поехать в Сибирь, чтобы обживаться там, Настю убеждает, что настоящая любовь возможна. Верит ей, когда та пытается доказать всем, что она любила.
Лука не идеален, он не готов за правду все отдать. Периодически он врет персонажам, но это для их же блага - он старается дать им толчок к действиям.
Однако это мало кто ценит - все лишь обвиняют его во вранье.

А между тем Лука не может действовать за других людей. Все они должны были действовать сами. Кто во что верит - тот того и придерживается. Актер не поверил в себя, он надеялся только на лечебницу.

В самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, Лука исчезает.Воодушевленные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер повесился, Пепел в тюрьме, Наташа пропала, Анна умерла.
Философия ночлежников заключалась в том, что у них отнята надежда на будущее. Лука разрушил этот стереотип. Люди, лишенные теперь своей правды, потерявшие Луку в качестве поддержки, начинают затухать.

Он нужен героям пьесы. Но нужна им и своя вера. Если бы каждый из них верил в свои силы, правда была бы на их стороне. не нужен Лука лишь таким героям, как Сатин и Бубнов - у тех свой взгляд на жизнь, своя вера.

Читайте также: