Георгий васильевич свиридов сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Скачайте демонстрационные варианты ГИА и ЕГЭ по всем предметам:

Демонстрационные варианты ОГЭ 2018:

Расписание ОГЭ и ЕГЭ в 2018 году:

Биография :

Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915 году в городе Фатеж Курской губернии Российской империи. Его отец был почтовым служащим, а мать — учителем. Его отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в гражданской войне, был убит, когда Георгию было 4 года.

В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Георгий Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение книгами. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. Там, в начальной школе, Георгий Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте, балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант и способность, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе у Веры Уфимцевой и Мирона Крутянского. По совету последнего переехал в Ленинград в 1932 году, где он занимался по классу фортепиано у Исайе Браудо и классу композиции у Михаила Юдина в Центральном музыкальном техникуме, который он закончил в 1936 году.

С 1936 по 1941 он учился в Ленинградской консерватории у Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича (с 1937 года).

В 1937 году Георгий Свиридов был принят в Союз композиторов СССР.

Мобилизированный в Советские Вооружённые силы в 1941, несколько дней спустя окончания консерватории, Свиридов был отправлен в военную академию в Уфе, но был комиссован в конце года по состоянию здоровья.

В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1956 году поселился в Москве. Он пишет симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы.

В последние годы Георгий Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался. Гражданская панихида и похороны Г. Свиридова состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя состоялись похороны Г. Свиридова. Великий композитор похоронен на Новодевичьем кладбище

Музыка :

Свои первые сочинения Свиридов написал ещё в 1935 году — ставший знаменитым цикл лирических романсов на слова Пушкина. Пока он учился в Ленинградской консерватории, с 1936 по 1941, Свиридов экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Он написал Концерт для фортепиано № 1 (1936—1939), Симфонию № 1 и камерную симфонию для струнных (1940).

Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его ранние вещи были написаны в стиле классической романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича, но также, например в Первой партите для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку Пауля Хиндемита. Начиная с середины 50-х годов Свиридов обрел свой яркий самобытный стиль, и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер. Музыка Свиридова долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный, но оснащенный мировым опытом национальный характер высказывания.

Свиридов продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего Модеста Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использует традиции старинного канта, обрядовых попевок, знаменного пения, а в то же время — и современной городской массовой песни. Творчество Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту.

Память о Свиридове :

Награды :

Сочинения :

7 маленьких пьес для фортепиано (1934—1935)

6 романсов на слова А.Пушкина (1935)

7 романсов на слова М.Лермонтова (1938)

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1936—1939)

Камерная симфония для струнных (1940)

3 романса на стихи А.Блока (1941)

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1942)

Соната для фортепиано (1944)

Романсы для голоса и фортепиано на стихи Уильяма Шекспира (1944-60)

Квинтет для фортепиано и струнных (1945)

Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Сталинская премия, 1946)

Романсы для голоса и фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводах Самуила Маршака (1955)

Музыка для камерного оркестра (оркестровая версия Квинтета для фортепиано и струнных 1964)

Музыка к памятнику павшим на Курской дуге (1973)

Гимны Родины для хора (1978)

25 хоралов для баса и фортепиано (1939—1979)

10 романсов на слова А.Блока (1972—1980)

Георгий Свиридов

Георгий Свиридов родился 3 (16 по новому стилю) декабря 1915 года в Фатеже Курской губернии.

Отец - Василий Свиридов, был почтовым служащим, в Гражданскую войну воевал на стороне красных. Погиб, когда Георгию было 4 года.

Мать работала учителем.

Предки композитора были выходцами из Воронежской губернии, переселившимися в село Нижневыгорное Тимского уезда Курской губернии.

В 1924 году семья переехала в Курск, где Георгий продолжал учиться в начальной школе и где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка.

С девяти лет учился играть на своём первом музыкальном инструменте - рояле. Но вскоре юного Свиридова заинтересовала балалайка. Учась подбирать на слух, демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов.

С 1929 по 1932 год учился в музыкальной школе (ныне Детская школа искусств № 1 им. Г. В. Свиридова) у В. Уфимцевой и М. Крутянского. По совету последнего в 1932 году переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано у И. Браудо и по классу композиции у М. Юдина в Центральном музыкальном техникуме (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М. П. Мусоргского), который окончил в 1936 году.

Свои первые сочинения композитор написал ещё в 1935 году - ставший знаменитым цикл лирических романсов на стихи А. С. Пушкина.

С 1936 по 1941 годы учился в Ленинградской консерватории в классе композиции П. Рязанова и Д. Шостаковича.

В 1937 году был принят в Союз композиторов СССР.

Пока учился в Ленинградской консерватории, экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Написал Концерт для фортепиано № 1 (1936-1939), Симфонию № 1 (1937) и камерную симфонию для струнных инструментов (1940).

Стиль Георгия Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения писались под влиянием его учителя Д. Шостаковича, но также, например, в Первой партите для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку П. Хиндемита.

С началом войны был мобилизован спустя несколько дней после окончания консерватории. Его отправили в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) (ныне филиал Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского, перебазированное в августе 1941 в Бирске Башкирской АССР, но в конце года был комиссован по состоянию здоровья.

Георгий Свиридов в молодости

Георгий Свиридов в молодости

В 1944 году возвратился в Ленинград, а в 1956 году поселился в Москве.

Писал симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы.

Музыка композитора долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный национальный характер.

Композитор продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего М. Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использовал традиции старинного канта, обрядовых попевок, знаменного пения, а в то же время - и современной городской массовой песни. Творчество сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность.

Автор статей по актуальным вопросам музыкального творчества.

Депутат Верховного Совета РСФСР VII, VIII, IX, X, XI созывов.

композитор Георгий Свиридов

В 1991 году явился одним из инициаторов создания Петровской академии наук и искусств.

В последние годы композитор много болел. Скончался 6 января 1998 года в Москве от обширного инфаркта. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя был похоронен на Новодевичьем кладбище.

В родном городе композитора Фатеже 16 декабря 2005 года был открыт мемориальный дом-музей композитора.

C 2001 года в Курске один раз в три года проводится Всероссийский конкурс вокальной музыки имени Г. В. Свиридова.

C 2005 года раз в два года проводится Международный конкурс юношеского исполнительского искусства имени Г. В. Свиридова. В конкурсе участвуют представители возрастных категорий от 10 лет до 21 года. Номинации конкурса для солистов и ансамблей: фортепиано, скрипка, виолончель, фортепианный дуэт, камерный ансамбль с участием фортепиано (дуэты, трио, квартеты, квинтеты).

В 2005 году, в Санкт-Петербурге, на территории Гуманитарного университете профсоюзов, на аллее Почётных докторов открыт бронзовый бюст композитора. Скульптор А. Чаркин.

На домах, где жил композитор, в Москве и Курске открыты мемориальные доски.

Астроном Крымской астрофизической обсерватории Л. Г. Карачкина назвала открытый 14 октября 1982 года астероид N 4075 в честь Г. В. Свиридова 4075 Sviridov. Астероид N 5093, открытый в ту же ночь, был назван ею 5093 Svirelia в честь жены композитора Эльзы Густавовны Свиридовой-Клазер.

Георгий Свиридов - лучшее

Личная жизнь Георгия Свиридова:

Первая жена - Валентина Токарева пианистка. Женился на ней, будучи студентом.

В 1940 у них родился сын Сергей. Старший сын покончил жизнь самоубийством в 16 лет, после чего у композитора случился первый инфаркт.

Вторая жена - Аглая Корниенко. Были вместе с 1944 года.

В 1948 году у них родился сын Георгий Свиридов-младший. Расстались почти сразу после рождения сына. Младший сын Георгий скончался 30 декабря 1997 года от хронического заболевания. Эту трагическую новость композитор так и не узнал - третья супруга собиралась сообщить ему о ней тогда, когда он окрепнет после недавнего инфаркта. Этого так и не произошло - через неделю после смерти младшего сына, 6 января 1998 года его не стало.

Третья жена - Эльза Густавовна Клазер (1925-1998). Жена Эльза умерла через 4 месяца после смерти Свиридова.

Георгий Свиридов с женой и сыном

Георгий Свиридов с женой и сыном

Фильмография Георгия Свиридова:

1960 - Вдохновенное искусство (документальный)
1973 - Композитор Свиридов (документальный)
1996 - Время Свиридова (документальный)

Работы Георгия Свиридова в кино как композитора:

1939 - Поднятая целина
1940 - Веселей нас нет
1940 - Обыкновенное дело (короткометражный)
1951 - Пржевальский
1952 - Римский-Корсаков
1953 - Великий воин Албании Скандербег
1956 - Полюшко-поле
1957 - Дон Сезар де Базан (фильм-спектакль)
1960 - Воскресение
1964 - Русский лес
1964 - Метель
1965 - Время, вперёд!
1968 - Огоньки (фильм-спектакль)
1970 - Патетическая оратория (фильм-спектакль)
1975 - Доверие
1981 - Это было за Нарвской заставой
1981 - Царь Фёдор Иоаннович (фильм-спектакль Малого театра)
1982 - Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира
1983 - Года моей весны (документальный)
1983 - Метелица (фильм-спектакль)
1994 - Царь Борис (фильм-спектакль)
1998 - Царь Иоанн Грозный (фильм-спектакль)
2006 - Поэт Николай Рубцов (документальный) (используемая музыка)
2009 - Царь Иоанн Грозный (фильм-спектакль)

Сочинения Георгия Свиридова:

Вокальные произведения (оратории, кантаты, хоры)

Библиография Георгия Свиридова:

2002 - Музыка как судьба

Награды и звания Георгия Свиридова:

Georgy Sviridov

. В бурные времена возникают особо гармоничные художественные натуры, воплощающие в себе высшее устремление человека, устремление к внутренней гармонии человеческой личности в противовес хаосу мира. Эта гармония внутреннего мира соединена с пониманием и ощущением трагичности жизни, но в то же время является преодолением этого трагизма. Стремление к внутренней гармонии, сознание высокого предназначения человека — вот что сейчас особенно звучит для меня в Пушкине.
Г. Свиридов

Георгий Свиридов (Georgy Sviridov)

Духовная близость между композитором и поэтом не случайна. Искусство Свиридова также отличается редкой внутренней гармонией, страстной устремленностью к добру и правде и одновременно ощущением трагизма, происходящего от глубокого понимания величия и драматизма переживаемой эпохи. Музыкант и композитор огромного, своеобразного дарования, он чувствует себя прежде всего сыном своей земли, рожденным и выросшим под ее небом. В самой жизни Свиридова сосуществуют непосредственные связи с народными истоками и с вершинами русской культуры.

Ученик Д. Шостаковича, получивший образование в Ленинградской консерватории (1936-41), замечательный знаток поэзии и живописи, сам обладающий выдающимся поэтическим даром, он родился в маленьком городке Фатеж Курской губернии в семье почтового служащего и учительницы. И отец, и мать Свиридова были местными уроженцами, вышли из крестьян близких к Фатежу деревень. Непосредственное общение с сельской средой, как и пение мальчика в церковном хоре, было естественным и органичным. Именно эти два краеугольных камня русской музыкальной культуры — народная песенность и духовное искусство, — жившие с детства в музыкальной памяти ребенка, стали опорой мастера в зрелый период творчества.

Только в ранние годы учения и творческого становления Свиридов писал много инструментальной музыки. К концу 30 — началу 40-х гг. относятся Симфония; фортепианный Концерт; камерные ансамбли (Квинтет, Трио); 2 сонаты, 2 партиты, Детский альбом для фортепиано. Некоторые из этих сочинений в новых авторских редакциях приобрели известность и заняли свое место на концертной эстраде.

Свиридов со свойственной ему прозорливостью раньше и глубже многих других деятелей советской культуры ощутил необходимость сохранения русского поэтического и музыкального языка, бесценных сокровищ старинного искусства, создававшихся столетиями, ибо над всеми этими народными богатствами в наш век тотальной ломки устоев и традиций, в век пережитых злоупотреблений реально нависла опасность уничтожения. И если современная наша литература, особенно устами В. Астафьева, В. Белова, В. Распутина, Н. Рубцова, призывает в полный голос к спасению того, что еще можно спасти, то Свиридов заговорил об этом еще в середине 50-х гг.

Музыка Свиридова стала классикой советского искусства XX в. благодаря ее глубине, гармоничности, тесной связи с богатыми традициями русской музыкальной культуры.


Музыку Георгия Свиридова знают, любят жители России и зарубежья. Его композиции отличаются оригинальностью, профессионалы считают — в них мало нот и много музыки. Творчество выходца из Центральной России всегда отличалось неразрывной связью с местными традициями.

Детство и юность

Композитор Свиридов родился 16 декабря 1915 года в Фатеже (Курская область) в семье местных интеллигентов. Отец служил на почте, мать была преподавательницей. Маленького Георгия родители по старинной традиции называли Юрой. Взгляды на жизнь у Василия Григорьевича и Елизаветы Ивановны были крайне противоположными.

Георгий Васильевич Свиридов

Революционно настроенный отец целиком и полностью поддерживал большевиков. Мама будущего композитора, выросшая в богобоязненной семье, была убежденной монархисткой. С юности она стала петь в церковном хоре, и это не могло не отразиться на музыкальных пристрастиях маленького Юрия.

Родственники Елизаветы Чаплыгиной (девичья фамилия Свиридовой) были видными людьми в Курской губернии. Ее отец и дед занимали должности попечителей местных школ, входили в совет прихода Богоявленского храма. К вере к Богу мальчика приобщала бабушка, вместе с которой он регулярно бывал в церкви Фрола и Лавра.

Любовь к вокальному творчеству возникла у Георгия под влиянием детских впечатлений. В конце жизни, когда настала пора переосмысления всех ее событий, он вернулся к своим истокам, стал писать музыку на религиозные темы.

Георгий Васильевич Свиридов

Его отец, Василий Григорьевич, ушел из жизни очень рано. Он погиб в схватке с деникинцами. Юре в то время было только четыре года, его сестренке Тамаре – едва исполнился год. Овдовевшая женщина, остро нуждавшаяся в заработке, вместе с детьми уехала в Киров, где жили ее дальние родственники.

Композитору навсегда запомнился один случай из того далекого времени. Елизавета Свиридова трудилась не покладая рук, ей надо было кормить двоих детей. Часто за свою работу она получала не деньги, а натуральную плату. Как-то раз женщину поставили перед дилеммой – выбрать корову или немецкий рояль. Свиридова остановила свой выбор на инструменте, поскольку уже успела заметить необычайную музыкальную одаренность Юры.

Мальчик высоко оценил поступок матери. Однако его привлекала не только музыка, но и литература. Особое внимание он уделял стихам, много времени тратил на чтение произведений русских, иностранных поэтов. Он был необычайно талантлив. Однажды для участия в концерте Юрий стал самостоятельно осваивать игру на балалайке, и быстро преуспел в этом. На концерте его назвали одним из лучших подростков, выступавших на музыкальном торжестве.

В четырнадцать лет юноша стал учеником курской музыкальной школы. Он попал в класс Веры Уфимцевой. История поступления в учебное заведение тоже напоминает легенду. У юного Свиридова не было нот, он не мог сыграть музыкальное произведение. Подросток блестяще вышел из положения, покорив строгую комиссию маршем собственного сочинения. Так началась музыкальная биография великого русского композитора.

Еще одним преподавателем будущего композитора был Мирон Крутянский. Именно он порекомендовал юноше продолжить обучение в северной столице. В 1932 году Георгий стал студентом Ленинградского музыкального техникума, где учился на курсе пианиста Браудо.

Георгий Васильевич Свиридов

Преподаватели восхищались своим подопечным. Он стремительно осваивал технику игры на фортепиано, вечерами выступал в театре в качестве тапера. Этот студент успевал везде, однако его дальновидный преподаватель готовил для Свиридова иное будущее. Браудо обратился к руководству техникума с целью перевода своего подопечного на композиторский курс.

Так Юрий оказался в классе Михаила Юдина. Выпускник музыкального техникума в 1936 году вновь стал студентом, поступил в консерваторию на курс Д. Шостаковича и П. Рязанова. Со временем Георгий и Дмитрий Дмитриевич стали большими приятелями. Шостакович оказал большой влияние на мировоззрение молодого коллеги, на всю жизнь привил ему любовь к русской музыке.

Музыка

Уже в 1937 года Георгий Васильевич становится членом Союза композиторов. В качестве выпускной работы юноша подготовил три прекрасные композиции – симфонию для камерного оркестра, первую симфонию, концерт для фортепиано.

Георгий Васильевич Свиридов

Композитор Георгий Свиридов играет на роялеПосле окончания консерватории музыканта пригласили на работу в Ленинградскую филармонию. В это время он много занимается инструментальной музыкой. В начале войны филармонию эвакуируют в Новосибирск. В Сибири молодой композитор создает целый ряд вокальных произведений.

Большую помощь в работе музыканту оказало трепетное отношение к поэзии, глубокое знание творчества русских и зарубежных поэтов. Он вдохновлялся стихами Шекспира, Аветика Исаакяна, Роберта Бернса. Георгия Васильевича привлекало и творчество поэтов из Поднебесной – Хэ Чжичжана, Ван Вэя, Бо Цзюйи.

Георгий Васильевич Свиридов

Песенное творчество всегда привлекало композитора. Он всегда придавал огромное значение голосу, считая его инструментом, данным Богом. Что касается инструментальной музыки, то ее первыми сочинителями в нашей стране были скоморохи, и она долгое время считалась видом искусства, предназначенным для низших слоев общества.

Георгий Васильевич Свиридов

Георгий Васильевич Свиридов

Читайте также: