Гамлет герой или злодей сочинение

Обновлено: 07.07.2024

В произведении Уильяма Шекспира “Гамлет” герои борются с несправедливостью и ложью, каждый за свою правду. Основные события происходят в королевском замке в Дании. Главный герой Гамлет молод, остроумен, смел, движим целью отомстить за смерть отца. Этот образ многогранен и притягателен своей верой в правду, стремлением понять суть человеческого бытия. Характеристика персонажа – его шедевральные монологи, искренняя дружба и любовь, поступки, подсказанные велением сердца. Несмотря на трагический финал пьесы, Гамлет остаётся победителем.

Характеристика героев “Гамлет”

Главные герои

Гамлет

Главный герой, принц датский, около 30 лет.

Возвращается в королевство из-за внезапной смерти отца. Много размышляет о смысле жизни, умён, образован, удача сопутствует ему повсюду. Он влюблён в Офелию, дочь королевского советника. Полон энергии, жизненных сил, веры в добро, в людей. После смерти отца его мир меняется, принцу приходится изображать умалишённого, чтобы разобраться в смерти отца. Возлюбленная и друзья предают его, мать оказывается бессердечной, слабовольной.

Клавдий

Коварный король Дании.

Женился на матери Гамлета сразу после похорон брата. Умный, хитрый, коварный человек. Плетёт интриги, используя близких людей. Лицемер и лгун. Из-за него погибают невинные люди. Убивает родного брата, из-за жажды власти. Как любого человека, его мучает совесть, он не может радоваться и жить спокойно из-за её угрызений.

Горацио

Лучший друг Гамлета.

Защитник Гамлета, преданный и надёжный человек. Помогает принцу воплотить в жизнь все планы. Спасает от предательства. В конце пьесы Горацио хочет умереть вместе с другом, но Гамлет завещает ему рассказать людям правду.

Лаэрт

Сын Полония, брат Офелии.

Молодой человек, не имеющий своего разума и воли. Преданно служит королю Клавдию, выполняет все его шпионские поручения и участвует в дворцовых интригах. В финальной дуэли с Гамлетом, умирает от своей отравленной шпаги.

Полоний

Организатор всех хитросплетений в замке, преданно служит Клавдию. Гамлет убивает Полония, когда во время разговора с матерью Полоний прячется, чтобы подслушать. Королевский советник и его дети гибнут из-за интриг короля.

Офелия

Дочь Полония, возлюбленная Гамлета.

Гертруда

Женщина далеко не глупая, но слабовольная. Идёт на поводу у Клавдия, участвует в заговоре против собственного сына, материнская любовь не знакома ей. Понимает правоту Гамлета только перед смертью, выпив отравленное вино.

Второстепенные персонажи

Розенкранц, Гильденстерн

Друзья Гамлета по университету.

Предают Гамлета, становясь шпионами Клавдия. Сопровождают друга на корабле с тайным поручением убить по приезду. Судьба играет с ними шутку: они погибают сами, Гамлет спасается.

Призрак отца Гамлета

Появляется в полночь на площади около замка. Рассказывает сыну о своей смерти: его убил родной брат Клавдий (влил в ухо яд, когда тот отдыхал). Отец просит сына отомстить за свою смерть. Второй раз появляется в произведении, прося пощадить мать. Гамлет беседует с отцом и оставляет её в живых.

“Гамлет” – одно из лучших произведений в мировой литературе. Автор ставит во главе пьесы вечные темы: правду и ложь, дружбу и предательство, любовь и ненависть. Статья поможет при анализе произведения, оформлении читательского дневника, написании творческих работ.

Уильям Шекспир написал трагедию "Гамлет" много веков назад, но даже сейчас в ней остается огромное количество вопросов без ответа, над которыми задумывается каждый человек. Основной герой катастрофы является человеком собственного медли, потому многие из нас его просто не разумеют и его поступки кажутся нам глупыми. Но сразу Гамлет вне медли, из-за того, что он раздумывает над неуввязками, которые являются вечными. Даже спустя столько медли, проблемы, которые решал основной герой, актуальны и на данный момент. А конкретно борьба между злобном и добром. Неувязка, которая не осмелиться еще спустя огромное количество веков. Человек все время избирает меж благом и злом, кто-то умудряется уравновесить их, кто-то от одного возвращается к другому, так как не может осознать, что есть благо, а что есть зло. Гамлет же был уверен, что убить злобно, можно только злобном.
После погибели отца, Гамлету приходится столкнуться с беспощадной реальностью. Он взрослеет, перестает веровать в такие человеческие чувства, как дружба, любовь, доброта, он становится более ожесточенным, ведь его целью является месть. Он вожделеет отомстить за погибель отца и для этого ему необходимо сорвать с окружающих маски и осознать кто же друг, а кто недруг. На этом пути он узнает о предательстве приятелей, считает предательницей мама. Кажется, что он начинает непереносить этот мир. Он все время колебался. Он не знал, как быть, принять ли этот мир либо же попытаться его поменять. Сначала, не смотря на желание мести, он был быстрее наблюдателем, в нем была гуманность и вера в то, что не все люди врут, но потом, увидев в собственном окружении людей, непрерывно врущих ему, все изменяется и он переходит к деяньям. У него остался только один истинный друг - Гораций. Только он был искренним с Гамлетом и не желал ему злобна.
Перед Гамлетом раскрывается то, что не видят окружающие - люди сами себя разрушают, они забывают, что такое честь, мораль, добросердечно, они могут только врать всем и вся. Жизнь начинает утрачивать свою ценность, конкретно это и тайно в общеизвестном монологе Гамлета: "Быть либо не быть".
На протяжении пьесы Гамлет становится разумнее, он познает жизнь и ее законы. В конце основной герой помирает, на первый взор бы казалось из-за собственной глупости, но на самом деле быстрее из-за своей мудрости. Он берет на себя ответственность за злобно, совершенное людьми. Гамлет чувствовал себя очень одиноким, ведь никто не лицезрел мир таким, каким видел его он. Основного героя никто не мог бы осознать, поэтому он идет в бой и помирает.
Гамлет пришел к выводу, что нет более подлого создания, чем человек. Но даже так остается вера в человека, в его возможность творить благо, а не злобно.

Гамлет – ключевой образ в одноименной трагедии Шекспира. На его примере драматург показывает сложность морального выбора человека. Герой противостоит реальной действительности и пытается найти ответы на главные вопросы бытия. Таким образом, пьеса приобретает философский характер.

У принца Гамлета блистательный ум, что не единожды отмечают другие герои. И дело не только в хорошем образовании, но и в постоянном стремлении найти истину. Поэтому, когда он изображает безумие с целью выяснить правду об отце, то многие огорчены или озадачены. Его возлюбленная Офелия страдает, думая, что такой ум затуманило безумие.

Гамлет знает, что умен и во многом ловок, однако не проявляет самодовольства. Наоборот, он преуменьшает свои заслуги. Например, во время боя с Лаэртом он говорит, что его неловкость оттенить достоинство соперника.

Главный герой имеет непреклонный характер, когда дело касается чести. Он не прощает ложь, укоряет даже близких людей в обмане.

В противостоянии героя внешнему миру лежит основной конфликт трагедии. Гамлет страдает, потому что больше не может просто жить в обществе, где не наказывается зло. С другой стороны, Гамлет – порождение свой эпохи.

Важно и то, что принц является представителем новой эпохи Возрождения, для которой было свойственно философское, гуманистическое мировоззрение. Поэтому ему так сложно решиться на кровавую месть, ведь это противоречит его гуманистическим представлениям.

Образ Гамлета нельзя назвать однозначным. Внутренний мир героя пошатнулся после откровения призрака отца и просьбы отомстить за него. Принц страдает при мысли, что злодей не только не наказан, но и обрел высокое положение и любовь королевы. Однако даже получив доказательства вины, принц не действует безрассудно, как например, вспыльчивый Лаэрт. Когда ему предоставляется возможность убить безоружного Клавдия, он останавливает свое желание, потому что тот проводил время в молитве. Гамлет не жаждет просто крови, он хочет восстановить справедливость. И в результате он добьется своей цели, в отличие от безрассудного Лаэрта.

Неоднозначность образа видна и в отношении к Офелии. Гамлет проявлял чувства к девушке, даже написал ей откровенное письмо. Но после того, как его мир перевернулся из-за отца и предательства близких людей, он по-другому говорит с Офелией. Он не может простить королеве предательства отца и теперь видит вероломство в каждой женщине. Во время беседы с девушкой Гамлет заверяет, что не любит ее. Но когда героиня погибает в потоке реки, на прощании с ней Гамлет не может скрыть настоящих чувств. Он показывает, что его любовь была настоящей. Однако он не мог позволить себе любить, пока зло не наказано.

В образе принца соединились, как индивидуальные черты необычной личности, так и черты эпохи.

Наследник престола из Дании Гамлет – главное действующее лицо одноимённого драматического произведения Вильяма Шекспира. В нём колоритно отразились противоречия, принадлежащие той эпохе.

В самом начале литературной работы персонаж жизнерадостен, молод и беспечен. Он романтичен, добропорядочен, добросовестен, приветлив. Является сторонником высоких гуманных убеждений. Мир считает красивой церковью, а людей - главным созданием Всевышнего. Занимаясь в Виттенбергском высшем учебном заведении, прочитывает множество книг, интересуется мировоззрением и сценой, занят писательской деятельностью и думает о своей судьбе. По представлению Гамлета, она должна быть связана с правлением. Отец становится для него примером во всем.

Неожиданно происходит несчастье, несвоевременно умирает его отец и он узнает о скорой свадьбе мамы, которая не стала долго горевать об утрате мужа и вступила в брак за родного брата умершего отца - Клавдия. Сердце будущего правителя встревожено. Когда он приходит обратно в родной дом в Эльсинор, то начинает видеть мир по-другому. Парень мучается от сомнений, он думает, что папа ушел в мир иной от рук собственного брата. Видит, что свита - вруны и лжецы, которые могут по указанию нового правителя совершить любое преступное деяние. Не приносит ему спокойствия и поведение мамы, которая тогда-то была для него женским идеалом.

Потеряв веру в нее, он теряет веру и в возлюбленную Офелию, вот почему он ведёт себя в отношении женщин дерзко и незаслуженно. Смятения губят его безукоризненные образы о своих родных и хороших знакомых друзьях. Близкие приятели становятся врагами. Со всех сторон он видит только предательства и чувствует себя брошенным.

Гамлет хочет поквитаться за гибель отца, но в то же время ему будет непросто. Персонаж осознает, что ему нужно будет возложить на себя неподъемный груз, что необходимо будет совершить жестокое деяние – убить человека. А может ли он это сделать? И даст ли это что-то действительности? Сумеет ли он победить жестокость и несправедливость?

Замученный подобными размышлениями, Гамлет упрекает себя за неуверенность и пассивность. Он подытоживает, что вся земля грешна, преступна и распутна. Хочет найти собственное место в ней, но не может выбрать - противоборствовать или смириться. И делает выбор в пользу сопротивления, правда он понимает, что не выиграет эту битву.

Наследник хочет точно знать, что Клавдий - душегуб. В поисках подтверждения, он прикидывается сумашедшим. Происходит расплата, но умирает и Гамлет, получив ранение отравленным клинком. Его погибель показывает, что правда и честность обязаны одерживать победу (пускай и с помощью некоторых жертв).

2 вариант

Данная трагедия была написана гениальным писателем много веков назад, однако и по сей день она остается актуальной, затрагивая основные моменты, касательно человеческих взаимоотношений. Возможно, некоторые поступки и действия героев в произведении будут не поняты современным читателем, и будут расценены как бессмысленные, однако в нем присутствуют черты вечности, которому не подвластны временные изменения. А именно в нем затрагивается глубокая проблема того, как в человеке и в мире ведется борьба зла с добром. Причем эта борьба проходит все рамки – как временные, так и пространственные, социальные и прочие, прочно укрепляется в сознании того общества, где она ведется.

Главный герой произведения был твердо убежден в том, что зло можно победить его же способами, и что участники его событий должны нести определенное наказание, равное степени тяжести данных деяний. Вначале герой верит в такие лирические и светлые чувства, как любовь, дружба, помощь окружающим, гуманизм и прочие. Однако после того, как у него погибает отец, он полностью изменяется, становясь циничным и черствым человеком, которым движет лишь чувство мести и жажда справедливости. В поисках правды, ему приходится изменить свое отношение ко всем окружающим его людям. Он перестает доверять даже собственной матери, так как считает, что она предала его. У него остается лишь один друг, которому он полностью доверяет, и который, как убежден Гамлет, его никогда не предаст – Гораций, который поддерживает главного героя во всех его начинаниях.

Стоит сказать, что для Гамлета жизнь с каждым годом становится все более сложным и комплексным понятием, и что он становится мудрее и взрослее в делах и поступках, так как убежден в том, что человеку для выживания постоянно нужно развиваться и меняться к лучшему. Несмотря на то, что он приходит к такому выводу, что люди по своей натуре являются изменчивыми созданиями, способными на измену и предательство, он не становится злым и плохим человеком. Это говорит о том, что герой является благородным, честным и добрым персонажем, который указывает читателю на то, что необязательно следовать плохому примеру, даже если это является определяющим моментом целого общества.

Также читают:

Картинка к сочинению По произведению Гамлет Шекспира

Популярные сегодня темы

Главным героем трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта" является юноша по имени Ромео из семьи Монтекки. Семья Монтекки - очень знатный и величественный клан

Лермонтов написал огромное количество разных произведений. И в одном из них главным героем является Печорин, о котором и пойдет речь. Оказывается, это человек, он не может отыскать себя в жизни, а также его не принимает

Любовь – многогранное понятие. Для кого-то это союз двух сердец, родственных на духовном уровне. Кто-то влюблен в то, чем он занимается. А как родители обожают своего ребенка, братья и сестры становятся самыми лучшими друзьями

Для многих из нас семья является неотъемлемой частью нашей жизни. Родные люди направляют нас, корректируют наше поведения, готовят нас к жизни, и просто дарят заботу и любовь, но, к сожалению

Перед Гамлетом мир предстает как “дикий сад, заросший сорняком”, в котором зреет все, что в природе есть дурного и грубого. Причина такого мировосприятия заключается в том, что ему открылось “вселенское” по масштабу зло: “бесплодны все мне кажутся дела на этом свете”; “из людей меня не радует ни один”.

Каковы причины этого зла, поразившего современное Шекспиру общество? По его мнению, действительность вносила в человека ” порчу”: его природа становилась “больной”. Извращение человеческой природы приводило

Личные отношения больше не существуют вне социума, за пределами социальной ответственности. Личное и общественное взаимопроникают. Один из наибольших грехов человека – стремление к величию, славе, власти, богатству. Эти “порочные добродетели” порождают в человеке хитрость, бессердечность, лесть, коварство, вероломство, жестокость, гордыню, презрение к нижестоящим.

Под лучами славы и богатства испаряются все христианские добродетели и каменеет человеческое сердце.

Яркий образ человека, чья природа извращена, – король датский Клавдий.

О преступлении короля становится известно из рассказа Призрака. Символично, что все козни властолюбивого и вероломного братоубийцы раскрывает дух. Такое мировосприятие было характерно для эпохи Возрождения.

Человек в это время оставался религиозен, наивысшими ценностями оставались христианские добродетели, но средневековое мракобесие ушло в прошлое. Призрак хоть и не обладал высшей силой, он находился “между небом и землей”. Однако тот факт, что люди земные могли его видеть, слышать, разговаривать с ним, лишний раз свидетельствовал: земная твердь – всего лишь временное пристанище человека.

Божественная сила, божественная любовь, божественная справедливость, божественное добро всеобъемлющи и вечны, не подвластны времени. Если не человеческий, то божественный суд рано или поздно оценит все деяния личности и вынесет справедливый приговор. Более всего Призрак сожалеет, что утратил жизнь, венец и королеву, будучи застигнутым врасплох: “не сведши счетов, призван был к ответу под бременем” своих несовершенств.

В чем состояло преступление Клавдия? Он попрал все общечеловеческие законы, христианскую мораль, стремясь к величию, славе, власти, богатству. Клавдий убил своего брата, обольстил его жену:

Но как вовек не дрогнет добродетель. Хотя бы грех ей льстил в обличьях рая; Так похоть, будь с ней ангел лучезарный, Пресытится и на небесном ложе, Тоскуя по отбросам.

Но наибольшая ответственность лежала на Клавдии за то, что в свои преступные планы он втянул всех окружающих. Общество начинает воспринимать зло как обыденное явление, норму. Никто из окружающих Клавдия не знает истины, но все как один готовы помочь ему избавиться от Гамлета, все как один отрекаются от законного принца, признавая его невменяемым. Родная мать в словах сына видит только безумство, ранее признав, что он затронул ее за живое, а следовательно, говорил только правду:

О, довольно, Гамлет: Ты мне глаза направил прямо в душу, И в ней я вижу столько черных пятен, Что их ничем не вывести.

На сторону преступления, зла становится и возлюбленная Гамлета Офелия. Любовь Гамлета и Офелии искренняя, но печальный пример матери приводит его к неутешительному выводу: женщины слишком слабы, чтобы выдержать суровые испытания жизнью. Гамлет издевается над Офелией, чтобы облегчить для нее их разрыв: пусть думает, что он безумен и жесток. Его совет – уйти в монастырь – продиктован отчаянием и разочарованием: “.. .будь ты целомудренна как лед, чиста как снег, ты не избегнешь клеветы”.

Некоторые комментаторы считают, что Гамлет советует Офелии отнюдь не стать монахиней, а, наоборот, пуститься в разврат (на жаргоне шекспировского времени “женский монастырь” – это публичный дом), следующие слова Гамлета о “малевании” лица женщинами как бы подтверждают это.

Отец Офелии, Полоний, – доносчик и подстрекатель. Хотя должность, занимаемая им, не названа, по положению он главный министр короля. Слова Полония служат доказательством того, что он заботился отнюдь не о благе дочери, а о своем собственном. Он бесцеремонно вмешивается в личную жизнь девушки, решая за нее, кого позволено любить, а кого нет.

Для Полония Гамлет, безумный или влюбленный, становится врагом, которого надо непременно обезвредить. Смерть Полония стала отражением всей его жизни: он был убит Гамлетом в то время, когда подслушивал его разговор.

Брат Офелии Лаэрт сначала представлен молодым человеком, просто желающим вволю насладиться жизнью. Но когда им овладевает жажда мести, он обнаруживает такую злобу и способность к коварству, что оказывается среди приспешников короля. Хотя, на мой взгляд, поступки Лаэрта не менее справедливы, чем поступки Гамлета.

Гамлет убил отца Лаэрта, послужил причиной безумия и смерти его сестры Офелии. Вдобавок ко всему, в самый разгар похоронной церемонии принц оскорбил чувства скорбящего брата. Подобное поведение заслуживает осуждения, а поступки – должного отмщения.

Отражением царящих в королевстве порядков являются образы Розенкранца и Гильденстерна. То, что собой представляют эти двое, не могло быть передано с помощью одного персонажа: тихие повадки, угодливость, увертливость, пресмыкательство, истовое криводушие, бездарность. По словам Гете, “они ведь проявляют себя лишь в обществе, они и есть общество, и Шекспир показал большую скромность и мудрость, выведя всего два подобных образца”.

Если предыдущие персонажи в большей или меньшей степени являются источниками зла или порождением зла, то принц Гамлет зло познает. Он непримирим ко злу, но как с ним бороться, не знает. Он хитрит и обманывает, стремясь выведать тайну своего врага, однако обман и хитрость Гамлета вынужденные.

Он ощущает себя один на один со злом, считая, что только ему известна истина, только он вершитель правосудия в этом безумном мире. Справедливость должна восторжествовать, в этом Гамлет после долгих и томительных раздумий убеждается окончательно. Человек, который живет одним днем, чьи мечты сосредоточены только на достижении материального благополучия, недостоин называться человеком:

Глядящий вперед и вспять, вложил в нас Не для того богоподобный разум, Чтоб праздно плесневел он…

Зло, против которого боролся Гамлет, не было искоренено, однако история Гамлета во все времена будет служить примером благородного порыва души, жаждущей справедливости и добра.

Читайте также: