Фото сочинение в тетради

Обновлено: 02.07.2024

🎁 А в конце материала – приятный бонус: отличный шаблон для описания фотографии, разработанный моей коллегой и подписчицей Ольгой Гладковой.

Ключевые слова и синонимы

Также ключевыми словами можно назвать те, которые помогают описывать фотографию. Я их перечислю и дам синонимы, чтобы вы могли избежать тавтологии – лексической ошибки, заключающейся в необоснованном повторе одинаковых или однокоренных слов.

Слова-помощники:

Вопросы-помощники

Быстро сосредоточиться и набрать нужное количество предложений для монолога помогут следующие вопросы:

1. Что я вижу на фотографии?

2. Есть ли на фото люди и как они выглядят?

3. Чем он/она/они заняты?

4. О чём он/она/они, возможно, думают?

5. Что находится на переднем плане?

6. Что находится на заднем плане?

7. Кто мог быть фотографом и зачем сделан снимок?

8. Что больше всего привлекает меня в фотографии?

9. Какие мысли/чувства/переживания вызывает снимок?

Клише для описания фотографии

Шаблон для описания фотографии

Я решила не изобретать велосипед, а дать отличную разработку, предложенную Ольгой Гладковой в комментарии к предыдущей публикации, посвящённой итоговому собеседованию. Спасибо ей большое!

1. Передо мной интересная (удивительная, забавная, необычная. ) фотография.

2. Я думаю, что на ней изображён (поход, демонстрация, рыбалка, мастерская художника). То есть определяете тему.

3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.

4. На переднем плане фотографии, где и находится центр событий, мы видим (двух девочек/ толпу людей/ учителя, объясняющего материал,/ юношу, спасающего козлёнка из воды…).

5. Они (он, она) (радостны, печальны, сосредоточены). Становится понятно, что им (ему, ей) нравится здесь находиться,/ их увлекает это занятие. (здесь можно немного пофантазировать, попытаться представить эту ситуацию, домыслить её).

6. Описать внешний вид, одежду. Подробнее рассказать, чем заняты. Быть внимательнее к деталям, чтобы и их использовать в описании.

7. На заднем плане снимка можно увидеть.

8. Мне понравилась эта фотография, потому что она передаёт чувства и эмоции присутствующих на ней людей, /прекрасную атмосферу летнего вечера.

9. Я считаю, что снимок получился удачным. И ребятам / девочке/ друзьям/ в будущем не раз захочется посмотреть на себя и вспомнить это время.

Фотографии напоминают нам о прошлом. Я часто смотрю семейные альбомы и по-другому воспринимаю прожитое.

Иная эпоха видна в одежде, в причёсках. Очень интересно рассматривать и находить разницу между тем временем, в котором жили мама и папа, и современным миром.

Фотографии, на которых я маленькая девочка, вызывают бурю эмоций. Какие смешные косички! А вот на этом фото я держу огромного пушистого кролика. Я вспоминаю, какая я была гордая! Это чувство безошибочно передаёт изображение.

Когда я была маленькой, я часто ездила к бабушке в гости. В один прекрасный вечер, мы с ней, сидя за столом, начали рассматривать фотографии. Снимки были старые, пожелтевшие, обломавшиеся по углам, но даже такие они были дороги бабушке. Она подробно рассказывала о каждом фото целые истории. Мне очень было интересно слушать то, что она рассказывала о былой жизни. Но больше всего меня привлекла фотография, висящая на стене в красивой рамочке. Человек, запечатленный на фотоснимке, казалось бы мне не знаком. Я решила поинтересоваться у бабушки. В ответ услышала, что это моя мама в детстве, ей было всего 6 лет. Лицо у нее скромное, застенчивое. Когда я смотрю на эту фотографию, мне трудно представить, что моя мама была когда-то такой. Моя мама мне сама показывает фотографии. Чаще всего мы с ней рассматриваем мои детские фото. Больше всего меня привлекает фотография, на которой я изображена со своей любимой плюшевой собакой. Да и мама любит по нескольку раз рассказывать о том, как была создана эта фотография. А создана она была так: не узнаешь, когда мой папа возьмет фотоаппарат, я играла со своей игрушкой, и он позвал меня, обернувшись, я посмотрела на незнакомую мне вещь, это был фотоаппарат, папа меня сфотографировал таким образом. Рассказывая о фотографии, мама вспоминала о детстве, молодости. Смотря на этот снимок, она чему-то улыбалась, а иногда задумавшись, прерывала речь и словно забывала о моем существовании. Просто мама вспоминала, какая была я забавная в детстве. Маме хотелось, чтобы я поскорее выросла, стала самостоятельной. И вот я уже в девятом классе. Годы так быстро пролетели. Я часто вспоминаю себя в детстве, у меня остались хорошие воспоминания, и хорошо, что есть фотографии, на которые можно взглянуть и вспомнить какой я была в детстве.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На партах заранее стоят карточки с номерами групп, выбраны лидеры и дети распределены на группы. На партах каждой группы – несколько фотографий ч изображением обрядовых праздников: Масленица, Святочные гуляния. День Ивана Купалы, Осенины

Создать мотивацию к действиям на уроке

- Начнем мы наш урок необычно. Внимание на экран! (просмотр фрагмента)

-Какое событие изображено в фильме?

-Хорошо. Произведения какого автора вам сейчас вспоминаются после просмотра фильма? Мы совсем недавно с ними знакомились. Кто автор этих рассказов?

– Что объединяет эти рассказы?

- Лидия Михайловна Чарская

( Святочный вечер, Елка через 100 лет, Два сочельника)

Сегодня ей исполняет 144 года со дня рождения

- Сочельник, Рождество, Святки

Актуализация знаний учащихся, необходимых для изучения и понимания нового материала

Актуализировать знания учащихся, необходимые для понимания нового материала

-Расскажите, что вы знаете о Рождественских праздниках?

- Расскажите, как проходит Святочная неделя?

Сочельник – день подготовки к Рождеству, Рождество – рождение Бога Иисуса в религии православных христиан, Святки – с Рождества до Крещения (с 7 по 19 января)

- Верующие прославление Бога, пост закончился, люди веселятся, устраивают игрища, хороводы, колядки, вечерки, переодеваются в ряженых, загадывают загадки.

Объяснение нового материала, наблюдение над языковым материалом

Учитель предлагает сформулировать тему, цель урока, определить план действий.

- Как вы думаете, что мы на уроке будем делать?

- Сочинение какого типа мы с вами будем сегодня писать?

Учитель записывает тему на доске.

- Как вы думаете, какая будет цель нашего урока?

- Да, мы сегодня будем создавать устное коллективное сочинение-описание фотографии

- Ребята, а вы согласны с тем, что действительно, написать интересное сочинение, это нелегко?

- Что нужно сделать для того, чтобы у нас получилось хорошее сочинение?

- Верно! Вот с этого мы и начнем. (План урока написан учителем на доске заранее и открыт после озвучивания детьми.)

- Подведем итог. Итак, описание – это….

-Хорошо. Переходим ко второй задаче нашего урока – выбору фотографии

-В каждой группе лежит несколько фотографий. Выберите ту, которая подойдет для описания Святочного гуляния.

- Объясните, почему вы выбрали именно эту фотографию?

- Почему не подошли другие фотографии?

Сочинение – описание фотографии

Дети записываю тему в тетради.

- описать фотографию, написать сочинение - описание

1) – вспомнить признаки типа речи описание

2) - нам нужно выбрать фотографию для описания

3) - составить план

Дети отвечают на вопросы

Дети формулируют точное определение типа речи описание.

- дети работают в группах (1-2 минуты)

Дети сели на свои места и отвечают:

- на фотографии изображена зима, вифлеемская звезда, колядки, ряженые, елки украшенные, игры, хороводы

- потому что на других фотографиях видны атрибуты праздников, не связанных со Святками.

Закрепление материала и тренировка алгоритма его применения

- А теперь поработаем в парах. На партах у вас уже есть план нашего сочинения-описания, только в разобранном виде. Ваша задача – расположить пункты плана в хронологическом порядке.

- Что вы выбрали 1 пунктом плана? И т.д.

Учитель поочередно вывешивает на доску пункты готового плана.

- Запишите план в тетради

Работа в парах (2 минуты)

Дети озвучивают выбранные пункты

Дети записывают план в тетради

-Мы уже близки к написанию сочинения –описания. Прежде, чем мы приступим к его созданию, скажите, без чего невозможно написать хорошее сочинение?

- Какие вы знаете образные средства выразительности?

-А зачем нужны средства выразительности?

- А какие ошибки часто встречаются в сочинениях-описаниях?

- Что нужно сделать, чтобы этого избежать?

- Придумайте синонимы к словам, написанным на доске:

Сфотографировать— сделать снимок, снять, запечатлеть, запечатлеть на плёнке.

Изобразить— показать, воспроизвести, представить, вос­создать, отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать, остановить мгновение.

Увидеть— заметить, приметить, подметить, по­смотреть, уловить, разглядеть, рассмотреть.

Фотография— снимок, изображение, фото, кадр, фотоснимок.

Фотограф— автор фотографии (снимка), фотохудожник.

Проверьте свои ответы у соседа по парте. Озвучьте свои синонимы.

-Переходим к самому главному. 1 группа работает над вступлением, 2,3,4 – над основной частью, 5- над заключением. В помощь вам даны клише. Не забудьте вставить образные средства выразительности и используйте при написании синонимы, чтобы исключить повторы.

- Садитесь на свои места. Прошу лидеров групп выйти к доске и прочитать получившиеся фрагменты сочинения-описания.

- без образных средств выразительности!

- метафора – слова в переносном значении (белые пчелки, крошечные белые эльфы, пушинки - снежинки )

Эпитет – образное определение ( крепкий мороз, волшебный праздник, хрустальные сосульки, звонкий смех,)

Олицетворение – очеловечивание, придание живых черт неживой природе ( зима пришла, праздник веселит, )

Сравнение – сопоставление на основе сходства ( снег словно бисер, )

-Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию

- нужно уметь подобрать синонимы к словам

Дети индивидуально работают в тетрадях, придумывают синонимы к заданным словам (1-2 минуты)

Дети проверяют свои ответы, озвучивают синонимы.

10 минут работа в группах над сочинением.

Лидеры групп выходят к доске и зачитывают получившиеся фрагменты сочинения по порядку.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Подвести итоги урока, выявить затруднения, возникшие у учащихся

-Как вы считаете, достигли мы цель, которую поставили перед собой? (Создание устного коллективного сочинения-описания?)

-Работа какой группы вам понравилась больше всего?

-Какая группа лучше всего справилось со своим заданием?

- Оценить работу лидеров и участников мини-групп, озвучить оценки.

Продолжи предложения (написаны на доске):

- Сегодня на уроке я узнал новое…

- Мне было интересно…

-Больше всего мне понравилось….

- Мне было трудно…

(Предложить помощь в написании сочинения после уроков)

Учащиеся участвуют в подведении итогов уроков, высказывают свое мнение, лидеры мини-групп ставят оценки детям за работу в своих группах. (озвучивают оценочные листы) Я оцениваю лидеров.

Написать сочинение-описание по фотографии сегодняшнего урока (фотография будет в группе класса)

Выбрать из семейного альбома фотографию и описать ее по плану, который есть у нас в тетради.

Всем спасибо за урок, по нашей традиции поблагодарим друг друга за хорошую работу.

Учащиеся выбирают Д/З, записывают его в дневник

Аплодируем в конце урока

•Мотивацию к учебной деятельности;

•Проблемное объяснение нового знания;

• Первичное закрепление во внешней речи;

• Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);

•Включение нового знания в систему знаний и повторение;

Все поставленные цели и задачи мы достигли. Не проводила физминутку, тк дети вставали в течение урока. Разрешила стоять во время некоторых заданий – элемент здоровье сберегающих технологий. В группах по такому принципу дети работают давно. Дети могут меняться местами в течение урока, кто-то стоя выполняет задания, кто-то сидя. Не акцентировали внимание на подробной характеристике календарно-обрядовых праздников, тк эта тема изучена нами достаточно. Мы много путешествуем, были на народных гуляниях и в Архангельске,и в Малых Карелах, и в нашем краеведческом музее, в прошлом году посетили Великий Устюг, там были в Русском доме, на выставке старинных новогодних игрушек. С историей зимних праздников дети также знакомы. На данном уроке были использованы элементы итогового собеседования, устное описание фотографии, составление монологической речи.

Рассмотрите фотографию (люди, события)

1.Что вы видите на фотографии? Какое явление, событие изображено на снимке?

2. Почему, на ваш взгляд, фотограф запечатлел именно этот момент/событие?

3. Кто(что) выделено на снимке особо(цветом или композиционно)?

4.Опишите изображенное на фотографии:

а) главного героя/героев;

б) его/их занятия;

в) выражение лица (глаза, улыбка, взгляд);

г) поза, жесты, статика или динамика движения;

д) взаимоотношения, настроение.

5. Опишите предметы на переднем плане, на заднем плане, в центре, слева, справа.

6. Что использует фотограф для воплощения своего замысла(крупный план, композицию, детали, цвет, свет)?

6. Что больше всего привлекает в фотографии?

7. Какие чувства, мысли, переживания вызывает фотография?

Конструкции-помощники для описания фотографии

На этом снимке изображен…

Этот снимок - жанровая зарисовка, передающая сцену из…

На данной фотографии фотограф запечатлел…

На фотографии мы видим…

Если внимательно посмотреть на фотографию, то …

Фотограф изобразил кульминационный момент события…

Фотография – это запечатлённый на бумаге яркий момент жизни.

Перед нами один из таких моментов, отраженный на фотоснимке, который сделан … (где?)

Человек научился запечатлевать с помощью фотоаппарата интересные моменты жизни.

И на данной фотографии мы видим…

Фотография – это жанровая зарисовка, передающая один из …(ярких // праздничных // обыденных // повседневных) моментов жизни.

Посмотрите на этот фотоснимок. На нем мы видим… Передо мной фотография, на которой запечатлены…

Конструкции-помощники для описания фотографии

Основная часть

Цель фотографа –

Фотограф создан настоящую картину(чего?)…

Фотограф запечатлел один из моментов…

Всё внимание фотографа сосредоточено на …

Фотограф поместил в центр снимка…

Прямо перед нами изображены…

На переднем плане привлекает внимание…

Задний план снимка занимает…

Слева/справа от… виднеется…

Внимание зрителя привлекает центральная фигура…

Нельзя не обратить внимание на детали, притягивающие внимание зрителя…

Выражение лица/ поза/ глаза/взгляд/жесты/улыбка отражает внутреннее состояние героя снимка…

(Какой?)Свет/цвет служит средством передачи авторского замысла/ характеристики героя/ атмосферы события…

Фотограф передает обстановку/ динамику/ настроение /внутреннее состояние человека…

Конструкции-помощники для описания фотографии

Фотография отражает авторское отношение к …

Картина, запечатленная на фотографии, несет в себе определенное настроение…

Завершая описание, хочется отметить…

Фотография произвела на меня ….впечатление.

Фотография заставила задуматься

Советы для описания фотографии

Фотография – это запечатлённый на бумаге яркий момент жизни. Перед нами один из таких моментов, отраженный на фотоснимке, который сделан … (где?)

Говорят, что Рождественские святки - один из самых веселых и долгожданных праздников? Согласен ли ты с этим утверждением?

замысла, который фотограф воплотил (какова его цель: зачем он сделал этот снимок?);

поиска смыслового центра фотоснимка;

описания того, кто (или что) изображен;

2. Используйте существительные (синонимы), числительные и слова, называющие количество (группа, класс, семья, команда).

3. Не говорите того, чего нет на фотографии.

Фотограф воплотил свою главную задачу – привлек внимание зрителя к (чему?), построив композицию снимка так, что смысловой и зрительный центры фотографии совпали.

1. При написании описания фотографии не забудьте ключевые слова:

смысловой центр,

передний и задний план,

цветовой ряд (краски, оттенки, настроение),

яркое впечатление, сохранённое на снимке.

2. Обратите внимание, как изображены предметы:

опишите фон, позы, цветовые эффекты;

ответьте на вопросы, где и когда сделан снимок (внутри помещения сделан кадр (какого?) или на свежем воздухе),

укажите, если это возможно, время, зафиксированное на фотографии.

3. Расскажите, что происходит на фотографии, не избегайте глаголов:

если на снимке заснят человек, то расскажите о его действиях (стоит, лежит, бежит, смотрит (на что?

куда?), плачет или смеётся, восторгается и т.п.)

опишите направление взгляда (в камеру, вверх, вниз, в сторону и т.д.)

если на снимке заснято несколько человек, то назовите того, кто, на Ваш взгляд, выделяется (чем?); расскажите, чем заняты остальные.

4. Укажите, какова тема фотографии (чему посвящена фотография?).

Не забудьте рассказать: что это за мероприятие; кто принимает участие; чем заняты; опишите их настроение.

Фотограф сумел сохранить на своём снимке прекрасное мгновение (какое?), передав настроение (Какое? Чьё?) и наполнив им нас, зрителей.

1. Дайте оценку фотокадру, используя имена прилагательные.

2. Завершите свое монологическое высказывание описанием настроения, которое вызвала фотография.

3.Почему современные люди не должны зыбывать праздники, дошедшие до нас из глубокой древности?

План сочинения по фотографии

1. Вступление. Какой праздник изображен?

2. Основная часть. Описание фотографии:

а) сюжет фотографии (о чем повествует картина);
б) что изображено на переднем плане;
в) что изображено на заднем плане ; слева, справа от центра фотографии
г) описать основных героев фотографии
д) детали фотографии;
е) основные цвета (краски) фотографии

4. Какое настроение передает эта картина?

5. Свои впечатления от картины (какое впечатление произвела, чем особенно понравилась, что осталось не до конца понятым…).

Цели и задачи урока: - сравнить профессии художника и фотографа; понять разницу между целями художественной и любительской фотосъемкой ; учить отбирать и систематизировать материал для сочинения, соответствующий выбранной теме; выработать умение самостоятельно составлять текст, соответствующий выбранному типу (или выбранным типам) речи .

Кто такие художники и фотографы? Художник - творческий работник в профессиональном искусстве. Соответственно художник должен быть творчески одаренным, обладать развитой интуицией, фантазией, которые выступают в единстве с мастерством и сложившимся мировоззрением . Фотограф — это человек, который с помощью фотоаппарата запечатлевает те или иные события, людей и объекты. В художественной фотографии важно не то что видит и фиксирует фотокамера, а то, что видит и хочет показать фотохудожник.

ФОТОГРАФИЯ ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА

ТИПЫ РЕЧИ ОПИСАНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ Это смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, человека КАКОЙ? Это смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности ЧТО ДЕЛАЕТ? Это смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие ПОЧЕМУ?

СЛОВАРЬ фотография , фотоаппарат, фотограф, запечатлеть, п озиция наблюдателя , ракурс съемки

. А ЧТО ПИСАТЬ? ЧИТАЕМ ПРИМЕРЫ

Фотограф Гиппенрейтер сделал большое количество интересных фотографий. Одной из таких фотографий стала фотография "Сухие стволы сосен". Первое , что бросается в глаза на этой фотографий, черные стволы и ветки сосен. Эти деревья погибли не из-за засухи, не от старости, они погибли в лесном пожаре. Именно поэтому и стволы и ветви черные, обугленные. В этом месте совсем недавно был лесной пожар. Именно он оборвал жизнь могучих деревьев. Что стало его причиной нам неизвестно, но мы можем видеть результаты его работы. Задний фон размыт. Но и там стоят частично обгоревшие деревья. Эти деревья погибли, но вокруг них растет зеленый ковер из травы. Еще дальше стоят живые сосны. Значит лес сможет залечить свои раны. Пройдет немного времени и на месте пожара вырастет трава, потом цветы, потом кусты. А через много лет в этом месте поднимутся ввысь прекрасные сосны. Мне печально смотреть на эту фотографию. Огонь уничтожает все на своем пути, и растения , и животных, и людей. Я надеюсь, что наступит то время, когда леса перестанут гореть.

. А КАК ПИСАТЬ? ПАМЯТКИ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА

Сочинение-описание Рассмотрите фотографию (предметы) Что вы видите на фотографии? 2. Почему, на ваш взгляд, фотограф запечатлел именно эти предметы? 3. Как вы считаете, какую цель преследовал автор снимка? 4. Что характерно для композиции снимка: а)что изображено крупным планом в центре? б) что вы видите на заднем плане снимка? в) на каком фоне все изображено? г ) что особенно тщательно, детально передано на снимке? 5. Опишите предметы (цвет, форма, размер?) на переднем плане, на заднем плане, в центре, слева, справа. 6. Что больше всего привлекает в фотографии? 7. Какие чувства, мысли, переживания вызывает у вас этот снимок?

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ (повествование с элементами описания) 1 Самые старые семейные фотографии датируется . годом 2 На фотографии изображены. 3 Как фотографии оказались в семейном альбоме 4 Какую ценность представляют фотографии История фотографии это история людей, описать историю людей, изображенных на фото или описать жизнь людей, которые хранили фотографии

Сочинение описание с элементами рассуждения : I.Вступление (об истории данной фотографии) II. Основная часть: Сюжет и тема фотографии(описание ); Тезис на тему фотографии; Аргументы (сюжет фотографии, жизненный пример) III.Заключение (вывод).

Читайте также: