Формы контроля учебных достижений могут быть следующими сочинение по теме дисциплины

Обновлено: 04.07.2024

Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагно­стика, с помощью которой определяется достижение поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом. Диагностика — это точное определение результатов дидактического процесса.

Диагностика включает контроль, проверку, оценивание; накопление ста­тистических данных, их анализ; прогнозирование, выявление динамики, тен­денций дидактического процесса.

Важным компонентом диагностирования является контроль. Контроль — это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Составной частью контроля является проверка. Проверкасистема действий и опера­ций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

По сути своей контроль обеспечивает установление обратной связи, т. е. получение информации о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий устанавливает, какие, в каком объеме знания усвоил обучае­мый, готов ли он к восприятию новых знаний. Учитель получает также све­дения о характере самостоятельной учебной деятельности обучаемого. Конт­роль показывает обучающему, насколько его собственная работа была плодотворной, удачно ли он использовал возможности педагогического процесса в обучающих целях.

Во время контроля получает информацию о своей учебной деятельно­сти и сам обучаемый. Контроль помогает ему понять, каких успехов он до­бился в освоении знаний, и увидеть пробелы и недостатки в них. Постоян­ный контроль дисциплинирует обучаемых, приучает к определенному рит­му, развивает волевые качества.

2.Виды, формы и методы контроля

Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов. В педагогической практике применя­ется несколько видов контроля: предварительный контроль, текущий конт­роль, периодический контроль, тематический контроль, итоговый контроль и отсроченный контроль.

Предварительный контроль, как правило, имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль поз­воляет обучающему находить наиболее эффективные методы и формы работы.

Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет опреде­лить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глу­бину и прочность. Этот контроль дает возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программно­го материала. Текущий контроль стимулирует ответственность ученика за подготовку к каждому занятию.

Периодический контроль подводит итоги работы за определенный пе­риод времени. Он осуществляется в конце четверти, полугодия.

Тематический контроль осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых.

Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету.

Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может коле­баться от 3 месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль как вид контроля соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату.

Контроль осуществляется в различных формах. По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

При контроле используются различные методы. Методы контроля ~ это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-по­знавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

В педагогической практике используются методы устного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля.

Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых. Он позволяет выявить знания обучаемых, проследить логику изложения ими материала, умение использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства сво­ей точки зрения, для опровержения неверного мнения и т. д.

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т. д.). Письмен­ный контроль позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий.

Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы или сформированности двигатель­ных навыков.

С развитием информационных технологий распространение получил контроль с использованием машин. Машинный контроль экономит время учащихся и учителя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты конт­роля легко поддаются статистической обработке. Устраняется субъекти­визм учителя при оценивании знаний.

Применение контролирующих машин позволяет успешно осуществлять самоконтроль. Самоконтроль возможен и без применения машин. Но для этого необходимо обучаемых учить самостоятельно находить ошибки, ана­лизировать причины неправильного решения познавательных задач, искать способы их устранения.

Сочетание различных методов контроля называется комбинированным (уплотненным) контролем. Обычно это сочетание устного и письменного опроса.

К контролю в процессе обучения предъявляются определенные педаго­гические требования:

• индивидуальный характер контроля (осуществляется за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью); нельзя допускать подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллек­тива, и наоборот;

систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

  • разнообразие форм проведения контроля (обеспечивает выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля);
  • всесторонность контроля (обеспечивает проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся);
  • объективность контроля (дает возможность исключить субъективные и ошибочные суждения и выводы);
  • дифференцированный подход (необходимо учитывать индивидуаль­ные личностные качества обучаемых);

• единство требований со стороны обучающих.

В последнее время все большее распространение получает тестовый конт­роль. Основным инструментом такого контроля является тест. В зависимос­ти от предмета измерения выделяются тесты педагогические, психологические, социологические, социально-психологические, культурологические и др.

Тесты, применяемые для контроля в процессе обучения, представляют собой систему тестовых заданий стандартизированной процедуры проведе­ния и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результа­тов, по которым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемых.

Тестовые задания отличаются краткостью, на выполнение каждого не должно тратиться много времени. Не всякое задание подходит для теста. Оно должно быть строго определенным по форме, содержанию и спе­циальным параметрам, оцениваемым в ходе математического анализа. Свой­ства заданий обусловливают свойства всего теста, поэтому должен быть не просто набор, а система заданий.

Наиболее распространенными являются следующие формы тестовых заданий:

закрытая форма тестовых заданий. Характерным для нее является то, что к заданию даются готовые ответы, один (или несколько) из которых правильный. При использовании закрытых тестовых заданий существует возможность угадывания, что является главной причиной отрицательного к ним отношения. Кроме того, такая форма тестовых заданий нс стимули­рует самостоятельный поиск ответа, а предоставляет возможность лишь выбора из предложенных вариантов;

Существуют и другие формы тестовых заданий.

Педагогическое тестирование как один из методов контроля усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков обладает определенными преиму­ществами перед традиционными методами контроля:

  • более высокая объективность контроля. Как известно, на оценку обу­чаемого, помимо уровня его учебных достижений, могут влиять взаимоот­ношения между ним и преподавателем, строгость или либерализм послед­него и многие другие факторы. В тесте такое влияние субъективных факто­ров исключается. При достаточно качественном тесте получаемая оценка может рассматриваться как объективная;
  • более высокая дифференцированность оценки. При необходимости результаты тестирования благодаря особой организации тестов могут быть представлены в более дифференцированных шкалах, содержащих больше градаций оценки. При этом обеспечивается более высокая точность изме­рений учебных достижений;
  • более высокая эффективность контроля. Тестирование одновременно можно проводить в больших группах; легче, быстрее обрабатываются полу­ченные результаты.

При всех достоинствах тестирование как метод контроля имеет и не­гативные стороны: трудно проверить глубину понимания вопроса, логи­ку мышления; существует вероятность случайности, особенно при ис­пользовании закрытых форм тестовых заданий. Тестовые задания не поз­воляют проверить творческое применение усвоенных знаний в новой ситуации.

3. Оценка и учет результатов учебной деятельности

Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в се оценке. Оценка — это определение степени усвоенности зна­ний, умений и навыков.

Количественным выражением оценки является отметка.

Отметка — это условное выражение количественной оценки знаний, уме­ний и навыков обучаемых в цифрах или баллах.

Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и дру­гими средствами. Например, это может быть словесное одобрение и не­одобрение, вынесение благодарности, награждение грамотами и медалями и т. д.

Большое значение имеет объективная оценка, единый подход к опреде­лению качества знаний. Проблема эта не простая, особенно если учесть, что оценка знаний — тонкий и острый инструмент воздействия на учаще­гося. Высокая оценка знаний может и воодушевлять обучающегося к уче­нию, но может и расхолаживать его в работе. Еще сильнее воздействует не­удовлетворительная оценка: она может и побуждать к усилению учебной работы, и убивать охоту к учению. Вот почему в последние годы в печати возникают острые дискуссии, которые облекаются то в форму борьбы с так называемой процентоманией, т. е. завышением отметок, то принимают форму предложений о переводе из класса в класс независимо от качества знаний. В этой связи определенный интерес представляет та эволюция, которую прошла в нашей стране проблема оценки знаний.

Балльная система оценки знаний учащихся существовала в России еще до революции 1917г. Оценка знаний осуществлялась по шестибалльной системе с баллами от нуля до пяти. Затем нулевая оценка была упразднена, система оценивания превратилась в пятибалльную.

  • применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной прак­тики;
  • перевод из класса в класс и выдача свидетельств производится на основании успехов учащихся по отзывам педагогического совета об испол­нении учебной работы iii .

Запрещались любые виды экзаменов: вступительные, переводные и вы­пускные. Отменялась индивидуальная проверка учащихся на уроке. Лишь в крайних случаях допускалась фронтальная устная проверка и письменные работы зачетного характера. Рекомендовались периодические беседы с уча­щимися по пройденной теме, их выступления о прочитанных книгах, статьях. Приветствовались отчеты учащихся о самостоятельно выполнен­ных работах по личному выбору. Вместо традиционной системы контроля основной формой стал самоконтроль, выявление достижений не отдельно­го ученика, а школьного коллектива. Получили широкое распространение тестовые задания как одна из самых пригодных форм самоконтроля

Обучение без отметок имело определенные положительные стороны, так как развивало у части обучаемых самостоятельность. Но в большинстве своем такое обучение привело к снижению качества знаний, ухудшению дисциплины. Школьники перестали регулярно заниматься в школе и дома, посещать занятия. Поэтому сначала стихийно стали вводиться различные формы контроля, а в 1932 г. официально восстановлен принцип системати­ческого учета знаний каждого ученика на основе индивидуального подхода.

Введение регулярного учета знаний оправдало себя, учебная подготовка и дисциплина учащихся повысились.

Сложившаяся система оценивания результатов учебной деятельности в виде баллов, несмотря на недостатки, до сих пор не нашла себе достой­ной замены, хотя некоторые педагоги, ученые выступают против сущест­вующей системы оценки степени обученности. Их главные аргументы:

Учеными предлагаются новые оценочные шкалы: десятибалльные, две­надцатибалльные, стобалльные и др.

4. Ошибки оценивания

К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в школе и вузе относятся:

• великодушие, снисходительность. Проявляется в завышении отме­ток. Крайней формой великодушия в оценках обучаемых явилась процен­томания, искореняемая теперь в школах;

• перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку);

оценка по настроению;

  • отсутствие твердых критериев (преподаватель ставит высокие отмет­ки за слабые ответы, и наоборот);
  • центральная тенденция (проявляется в стремлении избежать край­них отметок. Например, не ставить двоек и пятерок);

• неустойчивость системы (преподаватель то долго не спрашивает, то весь урок опрашивает);

  • близость оценки той, которая была выставлена ранее (например, на предыдущих экзаменах другими преподавателями; учителю трудно сразу после двойки поставить пятерку);
  • ошибки ореола (проявляются в тенденции преподавателя оценивать только положительно или отрицательно тех учащихся, к которым он отно­сится соответственно либо положительно, либо отрицательно);
  • перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету;
  • завышение и занижение отметок и др.

Однако за каждым намеренным завышением или занижением оценки может стоять разный смысл. Например, выставление положительной оцен­ки слабому ученику может восприниматься как фактор психологической поддержки его в учебных продвижениях. Поэтому не все субъективные оценочные суждения следует рассматривать как ошибки.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Технология обучения в сотрудничестве при которой успех может быть достигнут только в результате самостоятельной работы члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, проблемой, вопросом, называется:

Выберите один ответ:

Team Rewards (принцип награды)

Team Success (успех команды)

Student Team Learning (STL, обучение в команде)

Team Goals (групповые цели)

Наиболее эффективным из всех имеющихся методом развития чувства времени, суть которого состоит в том, чтобы в течение дня записывать длительность всех своих действий, называется:

Выберите один ответ:

Формы контроля учебных достижений могут быть следующими:

сочинение по теме дисциплины

рейтинговая система оценки знаний студентов

успешное прохождение текущих, промежуточных, итоговых экзаменов и зачетов

пересказ прочитанных учебных материалов

Выберите один ответ:

Рефлексия, на первых порах управляемая преподавателем, учит студента:

владеть приемами риторики

формировать траекторию саморазвития

Графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем называется:

Выберите один ответ:

Технология построения впечатления о себе посредством использования определенных стратегий и тактик с целью формирования определенного имиджа называется:

Выберите один ответ:

Для самоактуализации студентов характерно:

регрессию познавательной деятельности

ориентация на активные действия

когнитивизацию межличностных отношений

В каком стиле написан данный текст?

Какой интеллектуальный процесс лежит в основе написания такого текста?

В тексте очевидно потребность соискателя к:

Проанализируйте текст. Он написан, с целью сформировать у адресата:

По отношению субъекта к написанному, текст является:

Социально-психологическая адаптация как показатель самоактуализирующейся личности студентов характеризуется следующими признаками:

умение работать в команде

способность анализировать ролевую структуру коллектива

корректировка поведения окружающих

Нашу жизнь определяют наши поступки, которые, в свою очередь, определяет наш образ мышления. И если в вашей жизни ничего не происходит, то, скорее всего, это из-за того, что не меняется ваш внутренний мир, ваши жизненные установки. Если человек всю жизнь вёл потребительский образ жизни, испытывал всю жизнь нехватку денег, работал только по найму, то ничего не изменится и в будущем.
Чаще это происходит потому, что человек просто не знает, что нужно делать, чтобы жить иначе, т. к. его этому не учили. Для того, чтобы узнать об этом, нужно активно использовать знания тех людей, которые значительно продвинулись в этих вопросах.
Эти знания можно получить на тренингах, в книгах, в различных образовательных продуктах. Когда возникают определенные проблемы, нужно искать выходы, стараться найти тех людей, которые эти проблемы уже решили, и перенять их опыт. Правда обычно эти тренинги и книги имеют тенденцию забываться.
Поэтому, т.к. наша жизнь в основном состоит из одних и тех же действий и мыслей, то, основное, что нужно — это постоянно воздействовать на эти мысли и действия. В этом отлично помогает самообразование. Многое из прочитанного, из нового надо применять на практике, активно внедрять в свою жизнь.
Нужно быть сильным человеком, бороться с такими негативными проявлениями, как лень, апатия, нехватка времени. Именно поэтому нужно постоянно работать над собой, постоянно знакомиться с новой литературой, перечитывать уже прочитанные ранее книги, которые в своё время уже взорвали ваш мозг, искать новые решения, новые курсы, тренинги. Другими словами, делать всё, что изменит вашу жизнь, поможет достигнуть нового уровня и поддерживать его, не позволять себе скатиться назад.

О важности какого процесса идет речь в тексте?

Осознание важности самообразования происходит в процессе?

Осознание важности самообразования происходит в процессе?

Основой самообразования является?

Целью самообразования является?

Установите последовательность применения методов управления познавательной деятельностью студентов на этапе восприятия учебного материала, начиная с самого первого:


прием значимости

Ответ 1

прием динамичности

Ответ 2

прием новизны

Ответ 3

прием семантизации

Ответ 4

Установите последовательность усложнения визуализации информации Ralph Lengler и Martin J. Eppler начиная с самой легкой:

Metaphor Visualization (визуализация метафор)

Ответ 1

Information Visualization (визуализация информации)

Ответ 2

Strategy Visualization (визуализация стратегий)

Ответ 3

Compound Visualization (комплексная визуализация)

Ответ 4

Data Visualization (визуализация данных)

Ответ 5

Установите соответствие между описанием техники визуализации и ее названием:

- временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени используются при работе с биографиями или творчеством писателя, а также для формирования у учащихся системного взгляда на исторические процессы

Ответ 1

- графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем

Ответ 2

- метод визуализации информации с помощью графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи

Ответ 3

- графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами этого метода являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность

Ответ 4

Установите последовательность применения методов управления познавательной деятельностью студентов начиная с самого первого:

прием натурализации

Ответ 1

прием символизации

Ответ 2

эвристический прием

Ответ 3

прием схематизации

Ответ 4

прием значимости

Ответ 5


Творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания Ответ креативность

Один из механизмов взаимопонимания — осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению называется

2) создание учебной ситуации с помощью специальных учебных задач, которые нацелены на получение результата, содержащегося в условии самой задачи. Именно в процессе решения задач происходит реализация фундаментальности и метапредметности;

3) обеспечение учебной рефлексии;

4) обеспечение контроля результатов обучения.

Контроль имеет ценность только в том случае, когда он постепенно переходит в самоконтроль.

Во ФГОС сказано, что система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:

1) определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

2) ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;

4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;

5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и иное).

Контроль результатов обучения является составной частью процесса обучения. Контроль представляет собой сложную дидактическую систему, включающую тесно взаимосвязанные между собой звенья. В структуру контроля знаний, умений и навыков входят: проверка (выявление, измерение), оценивание (как процесс и результат), учет (фиксация и сохранение получаемых результатов в виде баллов-отметок и оценочных заключений в журналах, тетрадях, ведомостях и т. п.).

Все это налагает определенные требования к организации и проведению контроля. Контроль должен быть результативным, т. е. способствовать повышению качества знаний, умений и навыков обучающихся.

Это будет тогда, когда проверочные задания будут соответствовать целям и задачам обучения.

Контроль должен быть всесторонним, т. е. должны учитываться учителем не только объем знаний, но и их глубина, осмысленность, научность, систематичность, прочность и др.

Контроль должен быть систематическим, т. е. осуществляться не от случая к случаю, а по каждой теме с последовательным усложнением задач, содержания и методов.

Контроль должен быть объективным, т. е. не зависеть от настроения учителя, симпатии и антипатии, содержать оценку не только в виде баллов, но и в виде устных комментариев.

Контроль должен быть гласным, т. е. каждую оценку преподаватель должен объявить так, чтобы о ней знал и ее понимал весь класс, что придает оценке силу стимула.

В процессе контроля должен осуществляться индивидуальный подход к обучающимся.

В общем, контроль включает в себя три составляющих:

  1. Проверка — это процесс, в ходе которого устанавливается факт наличия или отсутствия знаний и умений и уровень их овладения;
  2. Оценка — это процесс и результат, в ходе процесса устанавливается соответствие между достигнутым результатом и желаемой целью, а результат фиксируется в форме окончательного суждения о качестве и степени овладения знаний и умений или выражается в форме отметки или баллов;
  3. Учет — это фиксация результатов оценочной деятельности в соответствующих документах (классном журнале, дневнике учащегося, учетной тетради учителя).

Контроль результатов обучения выполняет в процессе обучения проверочную (диагностическую), обучающую, развивающую, воспитательную и методическую функции, что делает его универсальной процедурой.

Проверочная функция заключается в выявлении степени освоения учеником материала, умений и навыков и их соответствия образовательному стандарту, в определении общего уровня умственного развития (в том числе коммуникативного), в закреплении приемов интеллектуальной деятельности, навыков рационального труда.

Обучающая функция предполагает совершенствование системы ЗУН, их обобщение, систематизацию, применение в новой ситуации.

Развивающая функция подразумевает стимулирование познавательной потребности учащегося, формирование его творческих способностей, развитие речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления;

Социальная функция призвана сориентировать учащегося в процессе обучения на достижение определенной цели;

Аксиологическая функция служит воспитанию ответственности (исполнительности, дисциплине, аккуратности), формированию сознательного выбора;

Диагностическая функция означает, что для использования наиболее адекватной по интенсивности методики обучения необходимо владеть информацией не только о пробелах в знаниях учеников, но и о порождающих их причинах;

Прогностическая функция помогает предоставлять опережающую информацию об учебно-воспитательном процессе с целью стратегического руководства, создания модели дальнейшего развития.

Проверка несет в себе три основные функции:

  • контролирующую, суть которой в выявлении состояния (наличие, отсутствие, степень усвоения) всех видов результатов обучения.
  • обучающую, состоящую в умении учителя таким образом организовать проверку, чтобы она принесла пользу каждому обучающемуся.
  • воспитывающую, состоящую в приучении учеников к систематической работе. Проверка дает возможность выработать критическое отношение к своей работе, помогает верно провести оценку своих сил, воспитывает силу воли, ответственность, трудолюбие и др., умение организовать свое время.

Отмеченные функции редко проявляются в чистом виде, чаще — в сочетании, преобладает одна какая-либо функция в зависимости от вида проверки, учебного предмета, цели.

Виды проверки:

  1. Предварительная — проверка начального уровня подготовки ученика, имеющихся у него ЗУН, связанных с предстоящей деятельностью.
  2. Текущая проверка — это систематическая проверка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях
  3. Тематическая проверка осуществляется по итогам пройденной темы в целом.
  4. Рубежная — проверка учебных достижений каждого ученика перед тем, как учитель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.
  5. Итоговая проверка проводится в конце изучения дисциплины или учебного года и служит для проверки результатов обучения в целом и позволяет оценить совокупность приобретенных обучающимся предметных ЗУН.

Остановимся подробнее на формах проведения проверки знаний.

Классификация форм контроля по традиционной технологии обучения

Классификация современных форм и методов контроля

Портфель обучающегося.

Инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда обучающегося, рефлексии его собственной деятельности. Это — комплекс документов разрабатывается преподавателем и предусматривает:

Принципы такой технологии можно сформулировать следующим образом:

1. Самооценка результатов овладения определенными видами познавательной деятельности, отражающей: умения обучающегося принимать самостоятельные решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений;
особенности коммуникативной способности ученика.

2. Систематичность и регулярность самомониторинга. Если обучающийся принимает решение проследить свои успехи в отдельном учебном предмете, он начинает систематично отслеживать результаты своей деятельности в этой области. Его задача — тщательно проанализировать эти работы, внести необходимые коррективы, дать им объяснения, составить собственный краткий отчет самооценки: что, на его взгляд, ему удалось в этой работе, что не удалось и почему, на что следует на что следует обратить внимание. Здесь же он может выразить свое мнение по поводу оценки преподавателя, родителей, группы, в которой он работал. Именно эти суждения, аргументы и составляют сущность рефлексии, ради которой, собственно, и и используются данные технологии.

Устная контрольная работа.

Обучающимся раздается 5 — 6 вариантов карточек, содержащих вопросы по пройденной теме. В течение 6 –8 минут обучающиеся обдумывают устные ответы на вопросы. Затем вызывается один из обучающихся, а его дополняют те, у кого карточки того же варианта. Этот способ позволяет повторить довольно быстро какую-то небольшую тему и оценить ее усвоение большим количеством обучающихся.

Инновационный диктант.

Каждый обучающийся перегибает пополам четверть тетрадного листа. На верхней и нижней частях листов пишется фамилия и номер варианта. Ответы записываются на двух половинах. После окончания диктанта обучающиеся сдают одну часть листа преподавателю. Сразу начинается проверка. Педагог просит одного из обучающихся назвать ответ и записывает его на доску (независимо от того, верен ли он). Остальные сигнализируют зеленым или красным сигналом, верен ли ответ. Выставленные обучающимися отметки ставятся в журнал (иногда выборочно можно перепроверить, так как один экземпляр есть у преподавателя).

Эту форму работы можно использовать как для контроля пройденного материала, так и для актуализации прежних знаний. В этом случае хорошо включить один из вопросов по еще не пройденному материалу. Обязательно поощрить того, кто даст на него правильный ответ. Остальным же отметки выставить по желанию.

Дифференцированная проверочная работа.

Отгадывание кросснамберов.

Разгадывание кросснамберов следует предлагать обучающимся для проверки их знаний по определенной теме. Предлагаемая карточка содержит кросснамбер, разгадать который можно, решив ряд задач. При этом работа интересна, нестандартна и не вызывает психического напряжения. В каждую клеточку вписывается по одной цифре. Правильность решения проверяется сразу: цифры, стоящие при пересечении горизонтали и вертикали, должны совпадать.

Зачетная форма организации контроля знаний обучающихся

Основное преимущество бригадного способа зачета — четкая схема опроса: понятно кто и кого должен опрашивать. Кроме того, менее успевающие обучающиеся имеют возможность прослушать отчет бригадира и одной-двух пар. При этом обучающиеся опрашивают даже строже, чем преподаватель.

Тестовые задания.

Отличие тестов от других видов контроля в объективности измерения результатов обучения, так как они зависят не от субъективного мнения преподавателя, а от объективных эмпирических критериев.

Достоинство: Главное достоинство тестовой проверки в скорости.

Недостатки: Если результатом своей работы обучающийся представляет только номера ответа, педагог не видит хода решения — мыслительная деятельность обучающегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия у обучающегося знаний нет;

Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы обучающихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений обучающегося.

Виды тестов и функции теста

Тесты 4 и 5 более сложные для работы обучающихся, но и более достоверные. В ходе их выполнения формируются навыки сравнения объектов, сопоставления, соотнесения, представления объекта в разных формах. Они более интересны для обучающихся видами деятельности, для преподавателя — наполненностью содержания.

Проведение текущего контроля в инновационной форме

Текущий контроль проводится преподавателем в виде контрольных мероприятий по частям модуля. Контрольные мероприятия — это тесты, редакционные задания, контрольные, позволяющие установить уровень знаний обучающегося, стабильность выполнения им учебного графика, его активность. Преподаватель разрабатывает шкалу оценок качества выполненных учеником заданий в процессе изучения им данного предмета.
После аттестации и в конце четверти каждому ученику выставляется его итоговое ранг-место и итоговая оценка.

Рейтинговыми показателями можно пользоваться при распределении на практику.

Для контроля знаний, полученных при изучении теоретических модулей, используются контрольные вопросы. Формой контроля может быть опрос или тест.

Для контроля умений, полученных при изучении практических модулей, используются контрольные задания.

Контрольные опросы и задания должны быть предусмотрены в конце каждого блока, агрегирующего несколько модулей. Наличие контрольных вопросов и заданий по каждому модулю и блоку позволяет внедрить систему непрерывного контроля знаний и умений в учебный процесс.

Защита проекта, деловые игры

Современные и актуальные формы проверки знаний. Они позволяет проверить не только предметные знания, но и оценить развитие личностных и метапредметных результатов обучения.

С введением ФГОС второго поколения поменялось отношение к системе оценки результатов обучения учащихся. Оценке подвергаются не только предметные знания и умения обучающихся, но и личностные и метапредметные результаты. Важным моментом в оценке результатов обучения является критериальность, то есть для оценивания достижений ученика разрабатываются четкие критерии, позволяющие отразить уровень его развития на момент проведения контроля. Важной частью контроля является то, как он будет проводиться, то есть это методы и формы проверки знаний. Форм проверки знаний существует огромное количество и поэтому учитель может выбрать те, которые актуальны для его дисциплины. При выборе формы проверки знаний нужно учитывать возраст обучающихся.

Информатика — это дисциплина, которая тесно связана практически с любой отраслью знаний, поэтому для нее можно применять разнообразные формы проверки знаний.


В статье рассматриваются вопросы оценки достижений учащихся.

Ключевые слова: контроль, оценка достижений результатов обучения, виды контроля, формы контроля, педагогический процесс, нетрадиционные формы контроля.

Иными словами, контроль представляет собой надзор, проверку.

В современной педагогике выделяют следующие виды контроля:

Предварительный контроль. Он проводится в начале учебного года и выявляет готовность участников педагогического процесса к предстоящим занятиям. Оценивается уровень знаний и умений школьников на данный момент, а также пробелы в знаниях за прошлый учебный год.

Текущий контроль. Предполагает постоянное отслеживание результативности на отдельных этапах обучения, выявление недочетов.

Тематический контроль. Проводится после изучения объемной темы.

Итоговый контроль. Представляет собой оценивание результата обучения в течение четверти или всего учебного года.

Заключительный контроль. Аттестация ученика в виде экзамена, по итогам которой выдается документ об окончании школы.

Обратим внимание на такие виды контроля, как контроль текущий и тематический.

Текущий контроль — это наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Его основная цель — анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно реагировать на недостатки в процессе обучения, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; а также возвратиться к слабо усвоенным правилам, операциям и действиям.

Текущий контроль особенно важен для учителя в качестве средства своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменении в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме, а оценка фиксирует результат.

Специфика тематического контроля:

− возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.

Текущий контроль проводится в основном в письменной форме.

Формы контроля находятся в зависимости от специфики организационной структуры учебной работы. Традиционно выделяют 5 ключевых форм контроля:

− фронтальная форма (ученики с места дают короткие ответы на вопросы, составленные учителем по небольшому объему изученного материала);

− групповая форма (контроль осуществляется только для определенной части класса, то есть вопросы ставятся перед конкретной группой учеников, но в этом могут принимать участие и оставшиеся учащиеся);

− индивидуальный контроль (используется для полного ознакомления учителя со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся, которые вызываются для ответа к доске или работают с индивидуальными карточками);

− комбинированная форма (сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым);

− самоконтроль (обеспечивает функционирование внутренней обратной взаимосвязи в ходе обучения).

Помимо традиционных форм оценки активно используются и так называемые нетрадиционные формы. Нетрадиционные формы контроля представляют собой подсистему общего педагогического контроля и являются неотъемлемыми компонентами учебного процесса.

Нетрадиционные формы контроля — это новые, отвечающие современным требованиям способы контроля, в полной мере выполняющие обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностирующую и стимулирующую функции контроля в обучении, а также активизирующие творческий, рациональный и эмоциональный компоненты учеников в процессе учения [4, с.196].

Эти формы могут быть различны по времени выполнения, по степени сложности, по творческому началу и т. п.

Что же используют педагоги нашего образовательного учреждения в качестве оценки достижений учащихся? Остановимся на некоторых формах контроля.

Большой отклик среди педагогов нашел такой метод, как ментальные карты. Они составляются прежде всего при обобщении изученного материала по той или иной теме. Но возможно также их использование при изучении нового материала, так как тот или иной предмет изучения предстаёт при использовании данной формы более наглядно.

Эффективной формой проверки усвоенного материала является написание эссе. Эссе можно использовать при изучении различных предметов. Логичнее данную форму применять на этапе рефлексии, так как это относительно свободная форма, требующая, помимо всего, выражения собственного отношения к предмету речи.

Форма читательского дневника не теряет своей актуальности по-прежнему. Она позволяет не только систематизировать прочитанное, но и соотнести это в определённые группы, такие, как жанры, темы, период написания произведений, авторы и т. п.

Таким образом, использование в учебной деятельности различных форм контроля — как традиционных, так и нетрадиционных — повышает эффективность образовательного процесса на разных этапах обучения.

Основные термины (генерируются автоматически): форма контроля, текущий контроль, вид контроля, контроль, нетрадиционная форма контроля, оценка достижений результатов обучения, педагогический процесс, тематический контроль, индивидуальный контроль, облако слов.

Читайте также: