Фольклор устное творчество народа в первобытном синкретическом сочинение

Обновлено: 05.07.2024

2. Специфика фольклора как вида искусства (коллективность, традиционность, устность, народность, вариативность, синкретизм).

3. Система жанров русского фольклора. Взаимосвязи фольклорных жанров.

4. Историческое развитие русского фольклора.

Один из важнейших признаков фольклора – его коллективность. Коллективная, совместная работа становится возможной только благодаря передаче произведений. Таким образом, массовое, народное становится традицией, устойчиво сохраняемым элементом содержания и формы устного произведения. Отсюда вытекает второй специфический признак фольклора – его традиционность. Фольклору именно как традиционному творчеству народной массы присуще такое качество, как устность. Фольклор обладает целой системой специфических традиционных изобразительно-выразительных приемов и средств до самых мелких стилевых форм, которые сложились в результате устного исполнения и восприятия фольклора на слух. Выработаны приемы сохранения того общего, чем более всего ценны произведения, повсюду бытующие, известные множеству лиц.

Если обобщить все выше названные признаки фольклора, то можно сказать, что фольклор – это традиционное коллективное устное художественное творчество народа.

Из природы фольклора следует его народность. Народность – категория конкретно-историческая. Народ жил по-разному даже в одну эпоху. Изменения в положении народа всегда отражались в фольклоре. То есть фольклор воспроизводил реальность с конкретных жизненных позиций тех, кто его творил.

Показатель принадлежности того или иного произведения к фольклору – это его распространение в соединении с вариативностью. Одна запись фольклорного произведения, почти каждая, чем-то отличается от другой. В фольклоре произведения бытуют среди народа в бесчисленном количестве вариантов.

Синкретическое состояние фольклора - это также состояние слитности, нерасчлененности: художественное творчество не отделено от других видов деятельности и вместе с ними непосредственно включено в практическую жизнь.

Историю фольклора можно рассматривать как историю смены его разных традиционных состояний. Единицей изучения этих состояний является жанр, то есть отдельные произведения объединяются в жанры. Чтобы дать определение фольклорного жанра, необходимо понять признаки, которые присущи произведениям одного и того же жанра. Это: 1) содержание 2) форма 3) функция.

Н.П.Колпакова дает следующее определение фольклорного жанра: Жанр есть исторически сложившийся тип художественной формы, обусловленный определенной общественной функцией данного вида искусства и соответствующим характером содержания.

Жанры возникали постепенно, и на каждом лежит печать времени. Жанры в фольклоре обладают особой устойчивостью, и смена фольклорных жанров не наступает без веских оснований.

Система жанров русского фольклора может быть рассмотрена и в соответствии с их родовой принадлежностью.

(Жанры смотри в тетради. )


Основная литература


  1. Русское народное поэтическое творчество. Под ред. А.М.Новиковой. – М.,1986.-С.5-13.

  2. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.,1983.- С.7-20, 23-31, 289-298.

  3. Аникин В.П. Русский фольклор.-М., 1987.-С.3-82.

  4. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. – М., 2001.

  5. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений. – М.,2002.-С.5-14.

  6. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике под ред. Ю.Г.Круглова. – М.,1986. Статьи: Веселовский А.Н. Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации поэтических родов. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Богатырев П.Г. Традиции и импрвизации в народном творчестве. Гусев В.Е. Художественный метод фольклора. Пропп В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров.


Дополнительная литература


  1. Аникин В.П. Теория фольклора. – М., 1996. – С.29-182.

  2. Лазарев А.И. Трудные темы изучения фольклора. Учебное пособие. – Челябинск, 1998. – С.5-22, 45-86.


Тема: Общая характеристика мифологического мышления. Отражение его в речи, быте и фольклоре


    1. Понятие о мифе и мифологии как универсальной идеологии первобытного общества.

    2. Проявление анимизма, тотемизма, антропоморфизма, магии в фольклоре.

    3. Славянские мифологические представления. Высшая и низшая мифология.

    Однако, с точки зрения ученых, мифология – прежде всего выражение особой формы общественного сознания, способ осмысления окружающего мира, присущий людям на ранних стадиях развития.

    Особенности мышления древнего человека:


    • анимизм – одухотворение явлений природы по аналогии с живыми существами, представление о том, что за каждым явлением природы скрывается невидимый дух, что каждый предмет – живой;

    • антропоморфизм - перенесение на животных, растения, явления природы человеческих качеств и свойств, в силу чего они приобретают способность говорить, чувствовать, мыслить и действовать, как человек.


    Отсюда возникают магические представления – вера в силу слова и действий, при помощи которых можно влиять на природу.


    Основные черты мифологического сознания: синкретизм, символизм, генетизм, этиологизм.

    Миф включал в себя зачатки религии, различных форм искусства, рациональных знаний и передавался из поколения в поколение как знание-технология. Уже на ранних стадиях развития человечества мифы тесно связывались с религиозными верованиями и ритуалами

    Мифологическое время резко отличается и далеко отстоит от времени повествования, настоящего времени. Но все то, что произошло в мифологическом времени, является образцом для повторения в реальном времени. Мифологическое время носит сакральный, священный характер.

    ^ Мифологические представления о животных и растениях. У славян исключительным почитанием был окружен медведь. Медведя величали родным, батюшкой, дедушкой, и это величание сохранилось в русских народных сказках и песнях. Волк наделен мифологическим даром всеведения. Волчьи стаи напоминали людям коллектив. В сказках волк – самый частый персонаж. Козел связан с идеей плодовитости, урожайности. В русских деревнях он считался бесопрогонителем.

    Не меньше, чем животных, славяне почитали растения. Из деревьев больше всего почитали дуб и березу. Дуб издавна почитался как дерево, связанное с грозой. В языческой мифологии славян дуб – дерево Перуна, бога грозы. Почитание славянами берез связано с культом плодородия, с весенними праздниками воскресения яровых сил природы.

    Культ растений и животных был самым древним культом славян.

    Традиционно мифологию разделяют на высшую и низшую. Под высшей мифологией понимают обычно мифы о богах и героях, под низшей – мифологические представления и различных духах, не имеющих статус божественности. Высшая мифология возникает гораздо позже низшей, в эпоху перехода к обществам, основанным на социальном неравенстве.

    Персонажи высшей славянской языческой мифологии:


    • Лада – почиталась в качестве покровительницы браков, семьи, девушек и женщин.

    • Лель (Леля) – дочь Лады, олицетворение весны, весенних растительных сил, молодых всходов, а позднее – и молодости вообще.

    • Макошь – покровительница женщин и женского рукоделия. Она прядет по ночам в избе, поэтому поверья запрещают оставлять кудель.

    • Семаргл – божество растительности, связанное с почвой. Посредник между верховным божеством неба и землей, его посланец. Имел внешность собако-птицы. Оставался в тени на фоне других божеств.

    • Купало – божество плодородия.

    • Кострома – мать колосьев, её топили в Петров день.

    • Мара – божество смерти, которое уничтожают во время весенних праздников.


    Основная литература

    1. Афанасьев Б.В. Поэтические воззрения славян на природу. - М., 1992- 1994. – Т. 1; Т. 2.

    2. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века. - М., 1986.

    3. Зеленин Д.К. Избранные труды: Очерки русской мифологии. - М., 1995.

    Дополнительная литература

    4. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. - Саратов, 1993.

    КНИГИ 419186 АВТОРЫ 128103 СЕРИИ 43306 ЖАНРЫ 504 ГОРОДА 1139 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16491 ТЕГИ 336272 СТАТЬИ 612

    class='book'>Диалектизмы — заимствования из говоров, являющихся подлинными кладовыми синонимов для коренных наших слов. Пурга и буран, как мы помним, пришли к метели: одно — из северного говора, другое — из южного.

    Но основа основ — это коренной русский язык, вбирающий и себя речевые струи и соединяющий их в своей стихии. В течение тысячелетий создавался и совершенствовался русский язык. Неуклюжие формы заменялись более гибкими, отмирали целые словарные пласты и заменялись новыми. Поколения языкотворцев, испытывая слово на вкус, объем, цвет, пробуя его в сочетании с другими словами, придали славянскому языку полногласие, отбросили носовые гласные, мешавшие его праздничной звонкости, нашли законы перехода и чередования гласных и согласных. От рода к роду, от отца к сыну вырабатывался в народе обостренный слух — точное мерило художественного вкуса. Внутренним своим чутьем народ угадывает и точно определяет, какое именно слово приобретает сейчас тенденцию к отмиранию или возрождению, к преобразованию или видоизменению. Чувства соразмерности и сообразности довел он у себя до предельной точности. Умело и свободно распоряжается он в своих богатых кладовых.

    Так в глухую пору России, переходя от отчаяния к надежде, писал И. С. Тургенев. И вера его оправдалась: великий народ вышел на прямую и светлую дорогу. Слова, возвестившие человечеству в 1917 году начало освобождения от векового гнета, были сказаны по-русски.

    Фольклор

    Необычное литературоведение. Иллюстрация № 24

    Фольклор — устное творчество народа. В первых главах мы рассмотрели его предпосылки, постарались обнаружить те корни, из которых развилось это могучее дерево. В первобытном синкретическом искусстве были объединены танец и музыка, пение и мимика. Важнейшим материалом этого искусства явилась мифология, отражавшая в причудливой форме взгляды человека на природу, на общество, на самого себя. Из синкретического искусства постепенно стало выделяться собственно словесное. Оно предполагало уже достаточно богатый и развитый язык, посредством которого можно было выражать сложные мысли и чувства.

    Фольклор у каждого народа свой, и сказки чукчей не похожи на сказки австралийцев, а русские песни отличаются от английских. Разные условия жизни определяли разное содержание творчества разных народов. Но общими для всех людей являются чувства радости и тоски, любви и гнева, общим стремлением к правде и добру отмечены их душевные движения. И фольклор, будь он чукотский или австралийский, русский или английский, неизменно эмоционален и всегда заключает в себе лучшие черты своего народа.

    Фольклор разных народов развивался в сходных формах песни, сказки, эпического сказания. Но эти формы каждый раз варьировались в зависимости от содержания. А содержание, в свою очередь, определялось географическими, бытовыми, общественными, историческими условиями жизни того или иного народа. Альба — песня утренней зари — могла возникнуть лишь под теплым небом Прованса, где любовники, не боясь простуды, могли вволю изливать свои восторги после тайных ночных свиданий. Якуту или эвенку в подобных обстоятельствах заморозила бы дыхание пятидесятиградусная стужа. И лирические песни северян носили другой характер и укладывались в иные формы. Реальный смысл свадебного обряда у русских и турок был одинаков — закрепление замужества и женитьбы. Но быт этих народов настолько разнился, что их свадебные обряды, как и песни, сопровождавшие их, мало напоминали друг друга.

    первобытный фольклор

    Уже очень рано человек задается мыслью о прошлом, о том, откуда и как произошло все существующее. В этом примитивном обращении к прошлому — некий зачаток истории. Содержание этих представлений о прошлом, конечно, до крайности фантастично. Начальный миф глубоко проникнут тотемизмом. Основная его тема — возникновение человека и неотделимых от него в первобытном сознании животных. Более поздней темой является происхождение земли и мира в целом. По крайней мере, у австралийцев и южно-американских индейцев можно встретить мифы о происхождении человека, но происхождении земли мифов не обнаружено, как, впрочем, и о вселенной.

    Становятся темой устного народного творчества и последующие эпохи или события первобытной истории, превращаясь в предание, легенду. Имея мифологический, зачастую в большей степени характер фантастический, такие легенды, однако, всегда содержат вполне реалистическую историческую подоснову. Как пример, замечательная реминисценция эпохи матриархата – по всему земному шару распространенная в значительной степени легенда о амазонках. Основным вариантом этой легенды является народ, состоящий исключительно только из женщин.

    амазонки

    Другой широко распространенный вид фольклора — сказка — развивается как нравоучительный рассказ об обычаях и повадках зверей, о различных фантастических существах и пр.

    Текст первобытной песни остается весьма примитивным, имея разнообразное содержание: чисто трудовое, охотничье, военное, любовное. Первоначально простой и не хитростный, текст этот становится более содержательным, облекается более строгой формой, размером; связанный с музыкой, он приобретает и сам музыкальные черты. Отсюда — начало поэзии, происхождение которой, таким образом, прямо восходит к песне.

    Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

    В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием "устное творчество народа" подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы. Название "народно-поэтическое творчество" указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов. Такое обозначение ставит фольклор в один ряд с другими видами народного художественного творчества и художественной литературы. 1

    Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки – история, психология, социология, этнология (этнография) 2 . Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Неслучайно первые русские ученые подходили к фольклору широко, записывая не только произведения словесного искусства, но и фиксируя различные этнографические детали и реалии крестьянского быта. Таким образом, изучение фольклора было для них своеобразной областью народознания 3 .

    Наука, изучающая фольклор, называется фольклористикой. Если под литературой понимать не только письменное художественное творчество, а словесное искусство вообще, то фольклор – особый отдел литературы, а фольклористика, таким образом, является частью литературоведения.

    Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация.

    Предпосылки возникновения фольклора появились в первобытно-общинном строе с началом формирования искусства. Древнему искусству слова была присуща утилитарность – стремление практически влиять на природу и людские дела.

    Древнейший фольклор находился в синкретическом состоянии (от греческого слова synkretismos – соединение). Синкретическое состояние – это состояние слитности, нерасчлененности. Искусство еще было не отделено от других видов духовной деятельности, существовало в соединении с другими видами духовного сознания. Позднее за состоянием синкретизма последовало выделение художественного творчества вместе с другими видами общественного сознания в самостоятельную область духовной деятельности.

    Фольклорные произведения анонимны. Их автор – народ. Любое из них создается на основе традиции. В свое время В.Г. Белинский писал о специфике фольклорного произведения: там нет "знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней – и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ". 4

    Безусловно прав академик Д.С. Лихачев, который отмечал, что автора в фольклорном произведении нет не только потому, что сведения о нем, если он и был, утрачены, но и потому, что он выпадает из самой поэтики фольклора; он не нужен с точки зрения структуры произведения. В фольклорных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нём нет автора, сочинителя как элемента самой художественной структуры.

    Традиционная преемственность охватывает большие исторические промежутки – целые столетия. По словам академика А.А. Потебни, фольклор возникает "из памятных источников, т. е. передается по памяти из уст в уста насколько хватает памяти, но непременно прошедший сквозь значительный слой народного понимания" 5 . Каждый носитель фольклора творит в границах общепринятой традиции, опираясь на предшественников, повторяя, изменяя, дополняя текст произведения. В литературе присутствуют писатель и читатель, а в фольклоре – исполнитель и слушатель. "На произведениях фольклора всегда лежит печать времени и той среды, в которой они длительное время жили, или “бытовали”. По этим причинам фольклор и называют народным массовым творчеством. У него нет индивидуальных авторов, хотя есть много талантливых исполнителей и творцов, в совершенстве владеющих общепринятыми традиционными приемами сказывания и пения. Фольклор непосредственно народен по содержанию – т. е. по мыслям и чувствам, в нем выраженным. Фольклор народен и по стилю – т. е. по форме передачи содержания. Фольклор народен по происхождению, по всем приметам и свойствам традиционного образного содержания и традиционным стилевым формам". 6 В этом состоит коллективная природа фольклора. Традиционность – важнейшее и основное специфическое свойство фольклора.

    Всякое фольклорное произведение бытует в большом количестве вариантов. Вариант (лат. variantis – меняющийся) – каждое новое исполнение фольклорного произведения. Устные произведения имели подвижную вариативную природу.

    Характерной особенностью фольклорного произведения является импровизация. Она непосредственно связана с вариативностью текста. Импровизация (ит. improvvisazione – непредвиденно, внезапно) – создание фольклорного произведения или его частей непосредственно в процессе исполнения. Данная особенность в большей степени характерна для причитаний и плачей. Однако импровизация не противоречила традиции и находилась в определенных художественных рамках.

    Учитывая все эти признаки фольклорного произведения, приведем предельно краткое определение фольклора, данное В.П. Аникиным: "фольклор – это традиционное художественное творчество народа. Оно равно относится как к устному, словесному, так и иному изобразительному искусству, как к старинному творчеству, так и к новому, созданному в новое время и творимому в наши дни". 7

    Фольклор, как и литература, – искусство слова. Это дает основание использовать литературоведческие термины: эпос, лирика, драма. Их принято называть родами. Каждый род охватывает группу произведений определенного типа. Жанр – тип художественной формы (сказка, песня, пословица и т. д.). Это более узкая группа произведений, чем род. Таким образом, под родом подразумевается способ изображения действительности, под жанром – тип художественной формы. История фольклора – это история смены его жанров. Они в фольклоре обладают большей устойчивостью, по сравнению с литературными, жанровые границы в литературе шире. Новые жанровые формы в фольклоре возникают не в результате творческой деятельности отдельных лиц, как в литературе, а должны быть поддержаны всей массой участников коллективного творческого процесса. Поэтому их смена не происходит без необходимых исторических оснований. В то же время жанры в фольклоре не неизменны. Они возникают, развиваются и отмирают, заменяются другими. Так, например, былины возникают в Древней Руси, развиваются в средние века, а в XIX веке постепенно забываются и отмирают. С изменением условий бытования разрушаются и предаются забвению жанры. Но это не свидетельствует об упадке народного искусства. Изменения в жанровом составе фольклора – естественное следствие процесса развития художественного коллективного творчества.

    Каково соотношение между действительностью и ее отображением в фольклоре? Фольклор сочетает прямое отражение жизни с условным. "Здесь нет обязательного отражения жизни в форме самой жизни, допускается условность". 8 Ему свойственны ассоциативность, мышление по аналогии, символичность.


    Ветры мои, ветры, вы, буйные ветры, Не можете ли, ветры, горы раскачати? Гусли мои, гусли, звончатые гусли, Не можете ли вы, гусли, вдову взвеселити? Цели уроков: — знакомство учащихся с понятиями фольклорная лирическая песня, обрядовая поэзия; — раскрытие перед восьмиклассниками специфики и художественных особенностей русского фольклора; — закрепление знаний учащихся об этнографических и художественных отличиях русского фольклора; — продолжение формирования навыка осмысленного выразительного чтения; — воспитание любви к культурному наследию русского народа, его устному народному творчеству. Форма уроков: синтетические уроки с элементами интеграции знаний по истории, культурологии, этнографии и литературе, а также со словом учителя, с беседой о прочитанном и услышанном, работой по группам.

    Ветры мои, ветры, вы, буйные ветры,
    Не можете ли, ветры, горы раскачати?
    Гусли мои, гусли, звончатые гусли,
    Не можете ли вы, гусли, вдову взвеселити?

    Цели уроков:
    — знакомство учащихся с понятиями фольклорная лирическая песня, обрядовая поэзия;
    — раскрытие перед восьмиклассниками специфики и художественных особенностей русского фольклора;
    — закрепление знаний учащихся об этнографических и художественных отличиях русского фольклора;
    — продолжение формирования навыка осмысленного выразительного чтения;
    — воспитание любви к культурному наследию русского народа, его устному народному творчеству.

    Форма уроков:
    синтетические уроки с элементами интеграции знаний по истории, культурологии, этнографии и литературе, а также со словом учителя, с беседой о прочитанном и услышанном, работой по группам.

    СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

    I. Слово учителя (выборочно под запись).

    История становления и развития устного народного творчества уходит своими корнями в глубокое прошлое человечества. На самых ранних этапах его развития, более тысячи лет назад, наши предки не только воевали, пахали и строили, но также пытливо вглядывались в окружающий мир, пытались понять его, научиться жить в ладу с собой и природой.

    А еще они любовались красотой этого мира, удивляясь его тайнам, отражая свои впечатления в легендах, сказках, песнях, загадках, пословицах и поговорках, считалках и заговорах. Так формировалась древнеславянская художественная культура.

    Письменности в то время еще не было. Она возникла значительно позже, а когда появилась, навыками письма сперва овладели немногие. Да и материал, на котором приходилось писать, стоил очень дорого. Пергамен (особым образом выделанная телячья кожа) был очень ценен, и им владели, его хранили только обеспеченные люди. Правда, через некоторое время появился материал для письма попроще, доступный всем, — береста. Но долог ли срок хранения берестяной грамотки? Вспыхнул огонь — и нет ее.

    Не случайно простой народ столетиями учился обходиться без письма — создавал фольклор.

    Устное народное творчество (фольклор) — это множество произведений, созданных народом в древние времена и в недавнем прошлом, передающихся из уст в уста, из поколения в поколение, это искусство звучащего слова. К нему относятся сказки и былины, легенды и предания, песни и обрядовая поэзия, пословицы и поговорки, загадки и другие жанры. См. страницу "Жанры фольклора" .

    Кроме того, произведения устного народного творчества предназначались для определенных слушателей: они создавались народом и для народа .

    Именно поэтому в большинстве произведений фольклора, например, прославляется трудолюбие и осуждается лень (разве мог человек из народа позволить себе ничего не делать?). Совокупность нравственных принципов, которые воспеваются в произведениях фольклора, получила название общенародного идеала. Он является общим для всех произведений устного народного творчества .

    Необходимо вспомнить, что все произведения устного народного творчества предполагали непосредственный контакт исполнителя (творца) и слушателя, возможность включения элементов театрального действа, пения, музицирования. Все это способствовало формированию особой поэтики, где много значат ритм, рифма, выразительность живой разговорной речи.

    Фольклор пережил века. Менялось русское государственное устройство, приходили и уходили правители, а бесхитростные на первый взгляд произведения продолжали рассказывать, петь, заучивать наизусть. Это не случайно, ибо фольклор — духовная история народа, его нравственная и эстетическая традиция, жизненный уклад. В произведениях устного народного творчества нашли отражение самые сокровенные мысли и чаяния простых людей, их понимание мира, их верования, представления о жизни, труде, о месте человека на Земле. Вот почему можно утверждать, что фольклор — важнейшая часть национальной художественной культуры, позволяющая воссоздать образ жизни и мировоззрение народа-создателя.

    II. Работа по группам.

    МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

    Класс делится на 3—6 групп, каждой из которых выдается карточка с заданиями: группы формируются по принципу однородности, т. е. примерно одного уровня развития, общей и читательской подготовки, а также знания русского языка.

    После подготовительной работы (15—20 мин) группы отчитываются и весь класс обсуждает выполненные задания.

    КАРТОЧКА 1 и КАРТОЧКА 2
    Облегченный вариант анализа фрагмента текста, задания на повторение и закрепление ранее изученного в 5—7 классах.

    КАРТОЧКА 3 и КАРТОЧКА 4
    Усложнение анализа художественного текста осуществляется за счет: 1 — увеличения объема анализируемого материала; 2 — вопросов и заданий творческого или эвристического характера.

    КАРТОЧКА 5 и КАРТОЧКА 6
    Самостоятельный анализ текста и ответы на проблемные вопросы.

    КАРТОЧКА 1

    2. Вспомните, что вы узнали о фольклоре на уроках литературы в 5—7 классах. Какие жанры устного народного творчества мы изучали в этих классах?

    3. Как вы понимаете слово синкретизм? Дайте ему собственное толкование. Если не получается объяснение своими словами, найдите разъяснение данного термина в одном из предложенных словарей (должно быть предложено не менее двух словарей, в одном из которых данного термина нет, — закрепление умения работать со словарями и словарными статьями).

    *6. Почему, по вашему мнению, поэт Сергей Сергеевич Наровчатов в книге по литературоведению вспоминает фольклор? Обоснуйте свой ответ.

    Мифология (от греч. mythos — повествование, сказание) — это своеобразное отражение действительности в сознании людей, сочетающее в себе реальные вещи, явления природы и события с фантастическими образами, выдумкой и домыслами тех, кто создает миф .

    КАРТОЧКА 2

    2. Расскажите, какие мысли и воспоминания вызвал у вас данный фрагмент из книги поэта Сергея Сергеевича Наровчатова. Какие жанры русского фольклора вы знаете? Приведите примеры.

    Расскажите о жанрах фольклора своего народа, или этноса[ 8 ]. Если это возможно, переведите на русский язык в качестве примера названия фольклорных песен или обрядов своего народа.

    3. Чем определяется содержание фольклорных жанров? Что об этом говорит С. С. Наровчатов? Обоснуйте свой ответ.

    4. Как вы полагаете, почему у разных народов в разные времена возник один и тот же жанр фольклора — лирическая песня? О чем обычно поется в лирической песне?

    *5. Расскажите, где и когда исполнялись русские лирические песни.

    ФОЛЬКЛОР

    ЭПОС:
    СКАЗОЧНЫЙ :
    Волшебные сказки
    Сказки о животных
    Социально-бытовые (новеллистические) сказки

    НЕСКАЗОЧНЫЙ:
    Былины
    Предания
    Легенды
    Бывальщины
    Былички

    ЛИРИКА и ДРАМА:
    ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

    ЛИРИКА:
    МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ (ЖАНРЫ):
    Поэзия пестования (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки и др.)
    Бытовой фольклор (песни, заклички, приговорки, дразнилки, страшилки и др.)
    ПЕСНИ:
    Лирическая песня

    ДРАМА:
    ИГРЫ
    НАРОДНАЯ ДРАМА
    КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

    ЭПОС и ЛИРИКА:
    Историческая песня

    КАРТОЧКА 3

    «Фольклор — коллективное, но не безличное творчество. Если песню сочинял даже не один, а одновременно два, три, пять человек, то и тогда это были вполне определенные люди с именами и прозвищами. А чаще всего песня, сказка, плач носят отпечаток сильной и яркой индивидуальности одного вполне конкретного человека, сложившего их первоначально. Коллективность фольклора надо видеть в другом.

    Произведения народного творчества, переходя из уст в уста, получали долгую жизнь в силу определенных условий. Удерживались в памяти лишь наиболее яркие и характерные образы, сюжеты, истории, а случайные и бледные импровизации забывались. Этот бессознательный отбор сопровождался сознательным исправлением и дополнением запомнившихся произведений. Они приноравливались к вкусам и потребностям уже не десяти или пятидесяти человек, которые были их первослушателями, а к взглядам и морали всего племени, общества, народа. Ростовские, муромские, черниговские витязи становились святорусскими богатырями, и соответственно вырастало их значение. Сказка об Иванушке-дурачке, представлявшая вначале серию комических чудесных эпизодов, в конце концов осмыслилась народом как торжество бедного над богатым, слабого над сильным, духовной силы над грубой.

    В окончательном виде произведения фольклора приобретали весьма прочную устойчивость. „Из песни слова не выкинешь“ — так характеризовал народ эту устойчивость.

    2. Расскажите, как понимал поэт Сергей Сергеевич Наровчатов коллективность фольклорного творчества. Согласны ли вы с ним? Обоснуйте свой ответ.

    3. Почему некоторые произведения устного народного творчества с течением времени утратились или видоизменились? Приведите свои примеры.

    4. Приведите примеры народных песен, которые поются и сегодня. Объясните, почему, на ваш взгляд, они сохранились в памяти народной.

    *5. Исполните одно фольклорное произведение вашего народа — пропойте или произнесите речитативом от начала и до конца. Когда вы его впервые услышали? Почему вам запомнилось это произведение? Что в нем для вас является главным — содержание или форма, ритм и мелодия?

    КАРТОЧКА 4

    «. Разговор о фольклоре мы начнем как раз с обрядовой поэзии, ибо в ней запечатлелись самые древние черты народного творчества, восходящие к языческой старине.

    Что представляли собой эти обряды? . Языческие праздники лета и зимы, весны и осени были тесно связаны с крестьянским трудом. Еще в зимние морозы, в лютую стужу и метель крестьянин думал о будущем урожае. Повсеместно был распространен новогодний обычай осыпать другдруга зерном, овсом и хмелем. При этом приговаривали: „Чтобы рожь родилась, сама в гумно свалилась“. Многие зимние игры и гадания вызывались заботой об изобилии хлеба, живности, лесных даров.

    Существовала общая примета: если под Новый год небо будет звездное, летом случится большой урожай ягод и грибов. В старой Пензенской губернии гадание носило характер торжественного действа и приближалось к обряду. Двенадцать стариков, по числу месяцев в году, избранные обществом за примерную жизнь, шли к церковной паперти и ставили на ней снопы ржи, пшеницы, овса, гречи, проса, льна и меры картофеля. Наутро Нового года те же двенадцать стариков снова приходили в церковную ограду и отмечали: на каком из снопов больше инея, тот злак и будет урожайным в наступившем году.

    Здесь любопытно слияние двух мотивов: языческого (двенадцать месяцев, олицетворенных в двенадцати стариках, сам процесс гадания) и христианского (церковная паперть, к которой шли гадать). Такое слияние очень характерно для русского обряда. Древние верования приспосабливались к церковным.

    И соответственно древние обряды и сопровождавшие их песни стали группироваться вокруг новых, христианских праздников, слившихся с прежними, языческими. Календарная обрядовая поэзия была связана с такими праздниками православного календаря: Рождества Христова (25 декабря), Васильева дня (Новогодний день), Крещения (6 января), Масленицы, Пасхи, Фоминой недели, Троицы, а также дней Георгия Победоносца (23 апреля), Николы-Чудотворца (9 мая), Иоанна Крестителя (24 июня), Ильи-Пророка (20 июля), Покрова Богородицы (1 октября), Косьмы и Дамиана (1 ноября)[ 10 ]. (Все даты здесь даны по старому стилю.)

    В ночь под Рождество дети и подростки, парни и девушки шли колядовать .

    2. Расскажите, как возникла обрядовая поэзия и какое мировосприятие она отражала.

    3. Можно ли на основании текста С. С. Наровчатова понять, как сочетались на Руси языческие и православные празднества? Почему? Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры обрядовой поэзии из жизни своего народа (в классах полиэтнического состава).

    4. Как вы думаете, почему практически все обряды сопровождались песнями? Приведите примеры.

    *5. Расскажите об одном из обрядов, сопровождающих празднование любого из перечисленных Сергеем Наровчатовым знаковых дней церковного календаря. Какие песни поются во время этого обряда?

    КАРТОЧКА 5

    «Весенние праздники начинались с Благовещения, длились Пасху и первую после нее неделю, называвшуюся Фоминой. Воскресенье Фоминой недели звалось Красной горкой, понедельник — Радуницей, вторник — Новым днем.

    — А мы просо сеяли, сеяли, —
    Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли!
    — А мы просо вытопчем, вытопчем!
    Ой, дид-ладо, вытопчем, вытопчем!

    — А чем же вам вытоптать, вытоптать?
    — А мы коней выпустим, выпустим.
    — А мы коней переймем, переймем.
    — А чем же вам перенять, перенять?
    — А шелковым поводом, поводом,
    — И мы коней выкупим, выкупим.
    — А чем же вам выкупить, выкупить?
    — А мы дадим сто рублей, сто рублей.
    — Нам не надо тысячи, тысячи.
    — А что же вам надобно, надобно?
    — Нам-то надо девицу, девицу.
    — А нашего полку убыло, убыло.
    — А нашего полку прибыло, прибыло.

    2. О каком свойстве фольклора говорит поэт С. С. Наровчатов?
    (О синкретизме.)

    «Песни, распевавшиеся в семик и Троицу, были очень популярны. Их пели не только в эти дни, а — без всяких сопровождающих обрядов — на зимних посиделках и в летнем поле, всюду и везде. Вмешался этот мотив даже в знаменитую бурлацкую песню, где и остался навсегда, хотя и без видимой связи с остальным текстом:
    Разовьем мы березу, разовьем мы кудряву,
    Ай-да да ай-да.

    КАРТОЧКА 6

    «Русская песня — явление удивительное и необъяснимое. Подчеркиваю последнее слово, ибо ни в одно из объяснений, сколько бы их ни было, песню уложить нельзя. Как ни членить ее по разделам, выделяя те или иные отличительные признаки, как ни объединять ее в характерные группы по сходству бытовых или социальных мотивов, все равно нельзя охватить ее многообразия, всех ее бесконечных оттенков и переливов.

    В бытовой песне вспыхнут вдруг искры того пожара, что освещал мятежную вольницу Разина и Пугачева .

    В мятежной и бунтующей песне вдруг зазвучат ноты тихой радости и щемящей печали.

    В песне высказалась вся щедрая душа русского народа со всеми ее грозными и прекрасными крайностями. Широкая и размашистая, она вобрала в себя все лучшие черты народного характера — великодушие и вольнолюбие, дерзостную отвагу, победоносное терпение. Вместе с тем передала она и самые тонкие из тонких чувств привязанности и нежности, влюбленной робости и сердечного трепета. Иные переливы этих чувств были бы попросту неизъяснимы, если б не существовала песня.

    Верной подругой и честной спутницей была она русскому человеку на тысячелетнем пути его исторического существования. В черной избе при свете лучины выпевала она жалобы бедной женщины на горькую свою долю. А на речном откосе в Жигулях, вглядываясь в пламень разбойничьего костра, запевал ее сын страшную и гордую песню:

    Не шуми, мати зеленая дубровушка,
    Не мешай мне, добру молодцу, думу думати.

    4. Почему, на ваш взгляд, С. С. Наровчатов вспоминает революцию и Гражданскую войну? Создавались ли в эти грозные годы новые народные песни? Почему? Обоснуйте свой ответ.

    III. Работа с аудиозаписью.

    — Узнали ли вы эти песни? Где и когда вы их слушали раньше?

    — Как вы думаете, к какой жанровой разновидности их можно отнести? Почему?

    — Как вы считаете, это сиротская песня или песняо любви? Каким общим понятием можно объединить эти песни?
    (Лирическая песня.)

    IV. Домашнее задание.

    Читайте также: