Философствовать значит сомневаться сочинение

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Многое из того, что окружает человека, он впускает в собственную душу безотчетно, без какой - либо критической оценки, принимая окружающий мир таким, как он есть, не задумываясь о его природе. Обычно человек старается жить просто и не испытывает потребности в последовательном размышлении. Но человеку присуще и иное состояние души, и он открывает в себе способность продвигаться к истине, открывать тайны реальности, открывать тайны реальности, пытается ответить на вопросы, которые как - будто не имеют значения для него лично. Откуда взялся мир? Куда движется история? Каково предназначение человека? Но люди навсегда размышляют о будущем человечества с достаточной глубиной и встревоженностью. Современное человечество располагает огромным объемом информации и знаний о мире, созданном в процессе эволюции общества, но оно не стало намного мудрее. А между тем обретение мудрости - одна из главных задач человечества, для обеспечения дальнейшего существования и попытки разобраться в вопросах поставленных человечеством еще на заре цивилизации и нерешенных по сей день.

Итак, что же такое ФИЛОСОФИЯ?

Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Главная задача философа, считали они, - научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой.

По мнению Аристотеля, задача философии - постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия.

Таким образом одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие - в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к собственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие - на землю; одни обращаются к богу, другие - к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку.
Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее множественном характере.

Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление.

Роль философии в жизни общества.

Философия входит в жизнь человека очень рано, задолго до того, как сложится о ней самое первое, элементарное, представление, навеянное случайными встречами и знакомствами.Философия все свои проблемы черпает из жизни. Но при этом философское мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, определенное. Философия существует на границе возможного и невозможного, раздвигая пределы научного и жизненного опыта в то или иную эпоху. В природе или культуре философию интересуют такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его жизнедеятельности, преломлено сквозь призму его понятий о добре и зле, красоте и уродстве.Роль философии в жизни человека и общества в том, что она гармонично соединяет в себе достижения всех дисциплин и выстраивает систему нашего познания мира Философские воззрения изменяются в связи с открытием в области других знаний.

Философия является "связующим звеном", которое, пользуясь достижениями в отдельных областях, выстраивают определенную "картину мира".

Монтень (Франция, 1533-1592 гг.). Первооткрыватель жанра Эссе (Эссе – это попытка, проба, очерк, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета).

Монтень имел богатейший жизненный опыт: участвовал в военных походах, 12 лет был советником парламента города Бордо, четыре года был мэром Бордо, часто посещал Париж и бывал при королевском дворе, испытал превратности далеких путешествий, был ограблен, обманут, пережил пожар, чуму, смерть детей, а на склоне лет даже попал (в качестве заложника) в Бастилию. Последние 20 лет его терзала каменно-почечная болезнь, которая и явилась причиной его смерти.

Основное внимание Монтень уделяет проблеме поведения человека. Главной причиной человеческих действий он называет эгоизм, а основной чертой морали человека – стремление к счастью. Также как Эпикур, Сенека и Плутарх Монтень убежден, что человек существует не для того, чтобы создавать себе нравственные идеалы и стараться к ним приблизиться, а для того, чтобы быть счастливым.

Воспитание должно способствовать развитию всех сторон личности. Цель воспитания не в том, чтобы сделать из ребенка специалиста – юриста, доктора и пр., а прежде всего человека вообще, с развитым умом, твердой волей и благородным характером.

Счастье и смысл жизни Монтень находил в поисках истины. Отвергал учение о бессмертии души и выступал за антирелигиозную мораль Эпикура. Воззрение Монтеня оказало огромное влияние на Вольтера и энциклопедистов. Разоблачал суетность людей и бесполезность человеческого разума, опираясь в этих вопросах на стоицизм.

Предметом своих писаний он избрал самого себя. Книга поражает хаотичностью, смысловой разбросанностью, количеством цитат. Монтень никогда не исправлял написанного ранее, не вводил в текст позже появившиеся мысли. Ему было легче заново написать какой-либо раздел.

1. У Плиния-мл. был сосед, который страдал от гнойных язв. Его жена поняла, что надежды на выздоровление нет и лучшее средство – покончить с собой. У мужа не хватало духу, и жена сказала, что она уйдет из жизни вместе с ним. Она решила, что они выбросятся в море из окна своего дома. Она захотела, чтобы он умер в ее объятьях. Однако боясь, чтобы руки его не ослабели и не разомкнулись, она привязала себя к нему и рассталась с жизнью ради того, чтобы положить конец страданиям своего мужа.

Платон считал, что злоупотребление сном более пагубно, чем злоупотребление вином, а также что звать на пиры певцов и музыкантов – обычай простонародья, не способного вести занимательной беседы.

Эпикур считал, что важно не столько то, какую пищу ты вкушаешь, сколько то, с кем ты ее вкушаешь.

Один из семи мудрецов Хилон не обещал, что придет на пир, пока ему не становилось известно, кто будут другие сотрапезники.
Считалось, что подлинный пир предполагает общество людей привлекательной внешности, умеющих приятно побеседовать, не молчаливых, но и не болтливых, отменно приготовленную вкусную пищу, красивое убранство помещения, погожее время.
Древние не обедали среди дня и тем не прерывали его, а основательно принимали пищу под вечер, когда наступало время отдыха.

Аристипп (ученик Сократа, основатель киренской школы) выступал лишь в защиту плоти, словно у нас нет души, Зенон (основатель школы стоиков) считался только с душой, словно мы бестелесны. И оба ошиблись.

"Существует три вида общения: с другом, женщиной и книгой. Последнее уступает двум первым видам общения в ряде преимуществ, но за него говорит его постоянство и легкость, с которой можно его поддерживать. Я общаюсь с ними всегда и везде. Они утешают меня в мои старые годы и в моем уединенном существовании, дают возможность избавляться от неприятного общества, смягчают приступы физической боли. Я наслаждаюсь книгами, как скупцы своими сокровищами. Я никогда не пускаюсь в путь, не захватив с собою книг. Нет слов, чтобы высказать, насколько я отдыхаю и успокаиваюсь при мысли о том, что книги всегда со мной, чтобы доставить мне удовольствие и сознавать насколько, они помогают мне жить. У книг есть свои недостатки: читая, мы упражняем душу, но не тело, которое во время чтения пребывает в бездействии, расслабляется и поникает".

"Воспитание должно способствовать развитию всех сторон личности. Цель воспитания не в том, чтобы сделать из ребенка специалиста – юриста, доктора и прочее, а прежде всего, человека вообще, с развитым умом, твердой волей и благородным характером".

"Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию. Когда нам недостает способности мыслить, мы используем жизненный опыт. Пытливости нашей нет конца: конец на том свете. Удовлетворенность ума – признак его ограниченности или усталости. Пища его – изумление перед миром, погоня за неизвестным".

Учитель должен спрашивать с ученика смысл, самую суть урока. Знать наизусть еще вовсе не значит знать. Это – только держать в памяти то, что ей дали на хранение. А тем, что знаешь по-настоящему, ты вправе распорядиться, не оглядываясь на хозяина, не заглядывая в книгу. Ученость чисто книжного происхождения – жалкая ученость! Она украшение, но не фундамент.

"Надо стараться выяснить – не кто знает больше (вширь), а кто знает лучше (вглубь). Наша ученость состоит только в том, что мы знаем в это мгновение; наши прошлые знания, а тем более будущие, тут не причем. Мы берем на хранение чужие мысли и знания, и наша задача состоит в том, чтобы сделать их собственными".

"Если можно быть ученым чужою ученостью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью".

"К двадцати годам душа человека созревает и раскрывает все свои возможности. Если до этого возраста душа человеческая не выказала своих сил, то она никогда этого не сделает. Гораздо больше прекрасных деяний человечества совершалось до тридцатилетнего возраста, чем позднее".
Нищете материальной нетрудно помочь, нищете духовной – невозможно.

"В начале всяческой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом – незнание".

"Сила сильна, но доброта сильнее".

"Жалок отец, если любовь детей к нему зависит, лишь от того, что они нуждаются в его помощи".

"Любовь к детям должна появляться и расти по мере того, как мы узнаем их и тогда, если они этого заслуживают, развивается настоящая родительская любовь. Если же они не заслуживают этого, то мы должны судить о них, всегда обращаясь к разуму и подавлять естественное влечение".

"Я предоставил бы детям пользоваться моим домом и поместьями, но с правом отказать им в этом, если они дадут повод.

"Я бы попытался в сердечных беседах внушить моим детям искреннюю дружбу и неподдельную любовь к себе, чего не трудно добиться, когда имеешь дело с добрым существом. Если же они подобны диким зверям, их надо ненавидеть и бежать от них.
Я скорее предпочел бы, чтобы меня любили, чем боялись".

"Ни одна женщина, которой брак пришелся по вкусу, не пожелала бы поменяться с любовницей или подругою своего мужа. Если он привязан к ней как к жене, то чувство это гораздо почетнее и гораздо прочнее".

"Я ценю дружбу, не боящуюся резких и решительных слов, так же как и любовь, которая может кусаться и царапаться до крови".

Фото из интернета

Очень интересно перечитать о Монтене и некоторые его мысли, спасибо Вам, Евгений!
Не со всем у Монтеня соглашусь, но всё очень интересно!
Моё самое любимое время это Древняя Греция (расплывчато, но это так и есть) и 16-й век! Век, в том числе и Монтеня. О, 16-й век в Европе это СИЛА. Наконец-то кончилось тупое средневековье, сразу стало интересно.
И вот в чём ещё соглашусь с Монтенем - величайшими людьми я так же считаю Гомера и Александра Македонского! (не считая Будды и Христа, конечно).
Получил удовольствие, спасибо.

Кэп, спасибо за прочтение и содержательный и очень интересный комментарий.
С Гомера началась Большая литература и изучение греческого языка по его двум книжкам.

БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО ЗА ТАКОЙ ИНТЕРЕС К МОИМ ИЗВЛЕЧЕНИЯМ ИЗ РАЗНЫХ УМНЫХ КНИЖЕК.

Кстати, одним излюбимых хобби Александра было чтение Гомера!
А Ваш рассказ, пересказ Олеши - очень хорош! Олеша это голова, мне он оказался близок, к противоположность Нагибину. Но всё интересно в сравнении, спасибо ещё раз.

Точно. Александр с книжкой Гомера не расставался. Недаром его учителем был великий Аристотель.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Сегодняшний любитель чтения хорошо знаком с жанром эссе: его можно встретить и на страницах газет (публицистическое эссе), и в ученых трудах (философское эссе), и в научно-популярной литературе (исторический очерк-эссе) и в художественных сочинениях (роман-эссе). Но не все знают, что создателем этого жанра был французский писатель ХVI века Мишель де Монтень: “Эссе” (т.е., в переводе с французского, “опыты”) - так называлась единственная, но обессмертившая имя автора книга, состоящая из множества пестрых и разнообразных главок-раздумий писателя над самыми разными проблемами человеческой жизни - и над самим собой. Эта книга стала одновременно духовной автобиографией Монтеня и философской энциклопедией Возрождения. Она воплотила в себе неувядающую мудрость, “благоразумную и смелую по мерке человека”, оставшись и сегодня “лучшим советчиком для людей нашего времени.

Содержание

Глава I. О личности Монтеня…………………………………………………4

Глава II. Философские идеи Монтеня………………………………………..8

Глава III. Высказывания Монтеня……………………………………………16

Список используемой литературы…………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии.doc

Общепризнанные политические, этические, эстетические положения лишены, по Монтеню, разумных оснований, навязаны силой авторитетов, воспитания и обычаев. Монтень требовал отказа от мнений, принятых на веру, призывал представить все вопросы на суд разума.

Опыты Монтеня – это проверки, испытания, которым он подвергает собственные мнения по разным вопросам. Воспитание, дружба, родительская любовь, свобода совести, власть над собственной волей – все рассматривается с точки зрения личного опыта и подкрепляется цитатами. Монтень приходит к выводу об относительности всех вещей.

1) сначала позиция Монтеня, затем примеры;

2) сначала примеры, потом рассуждения Монтеня;

3) произвольное чередование авторского и привлечённого текстов.

Монтень сумел осуществить значимый поворот в системе ценностей западноевропейского интеллектуализма: "хорошо заполненной голове" (Рабле) Монтень предпочитал "правильно выработанный разум", воспитываемый на исторической эрудиции, склонности к парадоксам и двусмысленностям.

Целью творчества Монтеня было написание своеобычного "учебника жизни": по Монтеню, "нет ничего более прекрасного и оправданного, чем хорошо и честно исполнить роль человека".

По мнению Монтеня, "вся мудрость и все рассуждения в нашем мире сводятся в конечном итоге к тому, чтобы научить нас не бояться смерти. Предвкушение смерти есть предвкушение свободы. Кто научился умирать, тот разучился рабски служить".

"Опыты" Монтеня явили собой творческую процедуру метафорического соединения мира настоящего и мира прошлого с одновременным новаторским экспериментом бессюжетного художественного "беспорядка". 4

Глава III. Высказывания Монтеня 5

3. Философия Анаксагора.

4. Древняя стоя: поиски человеческого счастья.

5. Критика образа жизни и общественных устоев в кинизме.

6. Стихийная диалектика и учение о космосе Гераклита Эфесского.

7. Пифагорейский союз. Учение о числе и гармонии.

8. Философская школа элеатов. Проблема бытия. Апории Зенона.

9. Этика как учение о счастье в философии Эпикура. Его натурфилософские искания.

10. Философия стоицизма в Древнем Риме.

11. Философия неоплатонизма

Тема 3. Философия средних веков

1. Становление христианской традиции. Античность и раннее христианство.

2. Божественное и человеческое в личности Христа.

3. Учение о человеке в христианской философии.

4. Неоплатонизм и аристотелизм в византийской философии.

5. Неортодоксальное богословие Средних веков: Сигер Брабантский, Роджер Бекон.

6. Арабская средневековая философия.

7. Средневековая картина мира.

8. Историософия Иоахима Флорского.

9. Проблема веры и разума в средневековой философии.

10. Средневековые университеты

Тема 4. Философия эпохи Возрождения

1. Социальные утопии Т. Мюнцера, Т. Мора, Т. Кампанеллы.

2. Гуманизм Эразма Роттердамского.

3. Естественнонаучная и философская мысль Возрождения.

4. Воплощение философских идей в творчестве титанов эпохи Возрождения.

5. Философские идеи Г. Галилея.

6. Философские искания Б. Паскаля.

7. Скептическая философия П. Гассенди.

Тема 5. Философия Нового Времени

3. Социальная философия Ж.-Ж. Руссо.

5. Субъективный идеализм Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма.

6. Вольтер в истории французской и мировой культуры.

7. Э.Б. Кондильяк, П.А. Гольбах и другие просветители.

8. Механика и натурфилософия И. Ньютона

Тема 6. Основные проблемы и идеи немецкой

1. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической философии.

2. Этика И. Канта.

3. Философия права И. Канта.

4. Социальная философия И.Г. Фихте.

5. Философия творческого субъекта И.Г. Фихте

7. Философия Гегеля и развитие естествознания.

8. Социальная антропология К. Маркса.

Тема 7. Основные идеи и этапы развития русской философии

1. Социальная философия П.Я. Чаадаева.

Тема 8. Основные направления и идеи современной

Западной философии

1. Эволюция религиозной философии. Основные направления развития в XX веке.

2. Анализ языка и значения: аналитическая философия, структурализм, герменевтика.

3. Технократизм и его критика. Антитехнократические утопии.

4. Основные направления развития зарубежной марксистской философии в XX веке.

5. Феноменология Э. Гуссерля и становление современной философии.

6. Идея сверхчеловека в философии Ф. Ницше.

7. Свобода и трагедия в философии Ж.-П. Сартра.

8. Основания метафизики, язык и бытие в философии М. Хайдеггера.

II. Эссе. Вам предлагается написать эссе (мини сочинение) на предложенные темы.

Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и самим студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем).

В отличие от реферата, эссе – это:




- сочинение небольшого объема (от 2-х – до 7 стр. машинописного текста),

- написанное на конкретную тему (труд, посвященный анализу широкого круга проблем, не может быть выполнен в жанре эссе);

- выражающее индивидуальные впечатления и соображения студента по конкретному вопросу;

- эссе не претендует на исчерпывающее раскрытие темы и представляет всего лишь попытку студента передать свои собственные взгляды на проблему и соображения с нею связанные.

Студентам можно порекомендовать следующие этапы работы по написанию эссе как размышление над проблемой:

1) Необходимо уяснить суть вопроса, который вы намереваетесь рассмотреть в своей работе и четко определить свою позицию в этом вопросе.

2) Найти в литературе или сформулировать самому иные, в том числе – альтернативные точки зрения по рассматриваемой проблеме.

3) Изучить дополнительную литературу с целью подбора примеров и цитат, которые помогут аргументировано обосновать свою точку зрения и критически проанализировать взгляды, не совпадающие с Вашей позицией; здесь можно использовать не только тексты философских произведений, но и литературные источники, материалы из средств массовой информации, конспекты лекций, дискуссии на семинарских занятиях и т. п.;

4) В заключении не забыть сформулировать вывод, обобщающий свою точку зрения.

Структура эссе-размышления

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения. Проблема – это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколько мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу.

Памятка-инструкция написания эссе

• Внимательно прочитайте все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;

• выберите ту, которая будет отвечать следующим требованиям: а) интересна Вам; б) Вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме Вам есть что сказать (Вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);

• продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;

• определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);

• для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;

• просмотрите подобранные иллюстрации (примеры): использовали ли Вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, знания законодательства и т.д.);

• продумайте, какие литературные приемы Вы будете использовать, чтобы сделать язык Вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);

• придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему Вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору и т.д.);

• изложите свою точку зрения, сформулируйте общий вывод работы.

Примечание.

Логике изложения материала и его структурированию способствуют выделение абзацев и красная строка. Каждый абзац – предыдущий и последующий – должны быть связаны между собой.

Макет написания эссе

2. Проблема, поднятая автором, её актуальность

3. Смысл высказывания

4. Собственная точка зрения

5. Теоретическая аргументация (тезисы и понятия)

6. Фактическая аргументация (2 примера)

Перечень основных философских проблем

1. Что я знаю о философии, философах и что я о них думаю?

2. Как преподавать философию.

3. Моё мировоззрение.

4. Моя жизнь, как наивысшая ценность.

5. Чего я жду от жизни.

6. Как надо жить, чтобы нам было лучше.

7. Как я понимаю счастье.

8. Существует ли какой-то высший смысл?

9. Философия и смысл жизни.

10. Россия в эпоху глобализации.

11. Соотношение материи и сознания.

12. Пространство и время как формы бытия.

13. Движение и развитие как способы существования.

14. Проблема сущности сознания.

15. Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного.

16. Бесконечность процесса познания.

17. Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм.

18. Соотношение субъекта и объекта познания.

19. Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.

20. Интуиция и ее роль в познании.

21. Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина.

22. Эмпирический и теоретический уровни научного знания.

23. Взаимодействие природы и общества.

24. Экологическая проблема и пути ее решения.

25. Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение.

26. Соотношение личности и общества. Соотношение свободы и ответственности личности.

27. Культура как преобразовательная деятельность человека в целом.

28. Многовариантность общественного развития.

29. Сущность цивилизации.

30. Основные подходы к изучению общества.

31. Общественный прогресс, его критерии и основные этапы.

32. Духовная жизнь общества.

33. Общественное сознание, его структура и формы.

34. Наука как форма общественного сознания.

35. Эстетическое сознание. Философское понимание искусства.

36. Религия как форма культуры, тип мировоззрения.

37. Нравственное сознание. Философское понимание морали.

38. Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.

39. Информационная революция как важнейшая составляющая НТР.

40. Роль народных масс и личности в истории.

41. Глобализация общественной жизни.

Перечень тем эссе по философии (на выбор 1-2 темы)

56. Способствует ли философия развитию науки?

57. Влияет ли мировоззрение человека на его поведение?

58. Что современный человек может найти в восточной мудрости?

62. Существует ли самобытная русская философия?

63. Кто прав в споре славянофилов и западников?

64. Материальна ли мысль?

65. Что можно возразить агностикам?

66. Есть ль польза от ошибок и заблуждений?

67. Что важнее: чувства или разум?

68. Существуют ли вечные истины?

69. Разрешимы ли глобальные проблемы?

70. Что есть Россия: Европа, Азия или Евразия?

Правила оформления эссе

Объем эссе – от 2-х до 7 страниц печатного текста. Листы должны быть пронумерованы и скреплены вместе. Гарнитура шрифта – Times New Roman. Размер шрифта – 14 кегль. Параметры страницы: поля по 2 см; абзац – 1,25 см. Межстрочный интервал – 1,5. Выравнивание текста производится по ширине страницы. Нумерация страниц проставляется в правом нижнем углу. Титульный лист эссе оформляется в соответствии с установленным стандартом. При написании от руки требования менее формальны и категоричны.




Читайте также: