Фет автор жизнеутверждающей лирики сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Давным-давно было известно о том, что поэтами рождаются. Афанасий Фет действительно родился поэтом.

Задушевность, утонченное восприятие всего происходящего в человеческой душе сделали его одним из первых настоящих импрессионистов не только литературы, но и всего русского искусства.

Однако, в 1850-х годах он возвращается к творческой деятельности, и издает новые сборники, где прослеживается тема любви и природы. Поэт испытал в своей жизни любовные переживания, которые нашли свое подтверждение в стихотворениях ,посвященных возлюбленной Марии Лазич. Вскоре о нем повсюду стали говорить. Его творчество хвалили, и ставили в один ряд со знаменитыми поэтами того времени.

И, хотя поэзия Фета не была понята современниками, он оставил глубокий след в литературе, как творец, прославивший красоту.

Все сочинения по литературе за 10 классКоллектив авторов

Сочинение на тему: ЛИРИКА А. ФЕТА

ЛИРИКА А. ФЕТА

Афанасий Фет прожил долгую и трудную жизнь. Сложной была и его литературная судьба. Широкому кругу читателей известны его стихи, а вот проза и публицистика, переводы, письма и мемуары менее популярны. В прозе поэт был другим — гневным, же­стким, обличающим. Но таков был реальный мир. А стихи Фета — это чистая поэзия, воспевающая прежде всего красоту. Он умел видеть красоту в са­мом обыденном — в дожде и снеге, в других явлениях природы, в искренних и простых движениях челове­ческой души. Вся поэзия Фета радостна и светла, а природа спокойна. Так же светло и спокойно поэт пишет и о любви, которая, даже будучи неразделен­ной, прекрасна сама по себе, а потому никогда не бу­дет несчастной. В целом этими двумя темами — те­мой природы и темой любви — и можно очертить круг поэзии Фета. В ней нет места политическим, граж­данским мотивам. Фет считал, что поэзия не должна вмешиваться в суетные дела этого мира. Вопросы времени он раскрывал в прозе, а поэзия была чужда политике, грубости, грязи, так как ее предназначе­ние — служить красоте.

Когда Фет пишет о природе, он не скрывает своего любования, хотя природа у него притихшая, застыв­шая, словно замерзшая. Но она все равно богата звука­ми и красками, все равно живет и меняется, пусть да­же незаметно для кого-то. Природу никогда не нужно было приукрашивать, поскольку первозданная красота и без искусства прекрасна, а вот искусство питается только за ее счет. Искусство, по мнению Фета, всегда было беднее жизни. Поэт с необычайным мастерством психолога тонко улавливал самые разные оттенки пе­реживаний человека. В природе Фет находил созвуч­ное и своим чувствам. Даже мимолетные, мгновенные душевные движения он воплощает в ярких поэтичес­ких образах:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений Милого лица.

В поэзии Фета почти нет действия — это множество чувств, впечатлений, мыслей. При этом поэт фиксирует только одно проявление чувства, но глубоко и полно раскрывает его. Будучи сотканной из летучих грез, вся поэзия Фета легка, воздушна, изящна. Но как бы ни звала нас его лирика в далекую страну мечты, как бы ни стремилась душа поэта к неземному, космическому, к звездам, пишет Фет и о земном. Просто поэт видел красоту во всем и воспевал ее. Он так рисует описывае­мые им явления, что читатель тоже любуется ими:

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,

И, сжимаясь, трещит можжевельник;

Точно пьяных гигантов столпившийся хор, Раскрасневшись, качается ельник.

В описаниях природы Фет с безукоризненной точ­ностью отображает мелкие детали и настроения, как бы фотографируя их. Хотя, на мой взгляд, он стремил­ся не столько зафиксировать сами движения души и природы, сколько впечатления от этих движений. Стихи Фета о природе разнообразны, непохожи друг на друга, но в каждом из них поэт постоянно подчер­кивает единство природы и жизни человека.

Любовная лирика Фета — самая откровенная в его поэзии, она оптимистична и спокойна. Поэт раскрыва­ет нам свое сердце, рисует пережитые любовные дра­мы. Но все его стихи о любви заканчиваются светлы­ми, радостными нотами. Афанасия Фета называют певцом красоты и любви. И поэтическое искусство, и любовь он считал проявлениями чего-то неземного, потустороннего. В то же время это что-то глубоко лич­ное, безмерно дорогое. Любовь, как и все другие доб­рые чувства, даны человеку природой, а потому они гармоничны, полны силы и чистоты. Два любящих че­ловека понимают друг друга, их отношения трепетны и бережны.

Между счастием вечным твоим и моим

Бесконечное, друг мой, пространство.

Не клянись мне, я верю: я точно любим,

И похвально твое постоянство.

Свет идеала в поэзии Фета преобразовывал его жизнь. И стихами он сопротивлялся обыденности, по­шлости, грубости действительности, предлагая в сво­ей поэзии другой мир, другой, красивый и восторжен­ный, вариант этой реальности. Стихи Фета и сегодня любимы, для многих они остаются совершенными об­разцами, примерами красоты и ценности слова. Его поэзия близка нам, поскольку находит путь к нашим сердцам, затрагивая самые сокровенные для нас про­блемы и помогая открывать красоту мира, в котором мы живем.

Сочинение на тему: ЛИРИКА А. ФЕТА

На этой странице искали :

  • сочинение на тему лирика фета
  • сочинение на тему любовная лирика фета
  • сочинение лирика фета
  • любовная лирика фета сочинение
  • сочинение по лирике фета

Сохрани к себе на стену!

Мой Фет

Родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года.История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин. Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца, и лишен дворянского титула.

Это событие ранило впечатлительную душу ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения.Особое положение в семье повлияло на дальнейшую судьбу Афанасия Фета – он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь. Прежде всего, он окончил университет, где учился сначала на юридическом, затем на филологическом факультете. В это время, в 1840 году он и издал отдельной книгой свои первые произведения, не имевшие, однако, никакого успеха.Получив образование, Афанасий Афанасьевич решил стать военным, так как офицерский чин давал возможность получить дворянский титул.

Но в1858 году А. Фет вынужден был выйти в отставку. Дворянских прав он так и не завоевал – в то время дворянство давало только чин полковника, а он был штаб – ротмистром. Конечно, военная служба не прошла для Фета даром: это были годы рассвета его поэтической деятельности. В 1850 году в Москве вышли “Стихотворения” А. Фета, встреченные читателями с восторгом. В Петербурге он познакомился с Некрасовым, Панаевым, Дружининым, Гончаровым, Языковым. Позднее он подружился со Львом Толстым. Эта дружба была долга и нужна для обоих.

В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла, она сгорела. До самой смерти поэт помнил о своей несчастной любви, во многих его стихах слышится ее неувядаемое дыхание.В 1856 году вышла новая книга поэта.

Выйдя в отставку, А. Фет купил землю в Мценском уезде и решил посветить себя сельскому хозяйству. Вскоре Фет женился на М. П. Боткиной. В деревне Степановке Фет прожил семнадцать лет, лишь ненадолго наезжая в Москву. Здесь застал его высочайший указ о том, что за ним, наконец, утверждена фамилия Шеншин, со всеми связанными с нею правами.

В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву. Эти годы в отличие от лет, прожитых в Степановке, характерны его возвращением к литературе. Все свои стихи поэт подписывал фамилией Фет: под этим именем он приобрел поэтическую славу, и оно было ему дорого. В этот период А. Фет издал собрание своих сочинений под названием “ Вечерние огни” – всего было четыре выпуска.В 1889 году, в январе, в Москве было торжественно отмечено пятидесятилетие литературной деятельности А. А. Фета, а в 1892 году поэт скончался, не дожив двух дней до 72 лет. Похоронен он в селе Клейменово – родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.А. А. Фет прожил долгую и трудную жизнь.

Сложной была и его литературная судьба. Из его творческого наследия современному читателю известна, в основном, поэзия и, куда меньше – проза, публицистика, переводы, мемуары, письма.Без Афанасия Фета трудно себе представить жизнь литературной Москвы прошлого века. В его доме на Плющихе бывали многие знаменитые люди. Долгие годы он дружил с А. Григорьевым, И. Тургеневым. На музыкальных вечерах у Фета перебывала вся литературная и музыкальная Москва.

3. Новаторство в стихотворении Фета “Шепот, робкое дыханье…”.

4. Бессмертная стихия жизни.

Афасаний Фет – проникновенный лирик, принесший в литературу свежесть и новизну в изображении чувств. Его манера писать необычна по сравнению с принятой тогда нормой в поэзии. Неточные слова и выражения

Создается впечатление, что поэт вроде бы специально и не задумывается над словами, а они сами к нему приходят. Он как бы импровизирует:

Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно-красен,

И реки блестят извивы.

От вершин скользя к вершинам,

Ветр ползет лесною высью.

Слышишь ржанье по долинам?

То табун несется рысью.

Изображение природы наполнено такой жизненной силой, такой жизнерадостностью, что хочется воскликнуть вслед за другим, современным нам поэтом: “И жизнь хороша,

Еще одна отличительная особенность лирики Фета – она вызывает самые разнообразные ассоциации. Этим Фет близок к Пастернаку, который в одном из стихотворений писал:

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд…

Подлинно новаторское произведение Фета “Шепот, робкое дыханье…”. Это стихотворение необычно и нетрадиционно, это один из лучших образцов его лирики. Все стихотворение – это одно назывное предложение, глаголов нет, есть только предметы и явления, которые нанизываются одни за другими:

Шепот, робкое дыханье,

Серебро и колыханье сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений

В дымных тучках пурпур розы,

И лобзания, и слезы,

В стихотворении слиты воедино природа и любовь, что тоже характерно для лирики Фета. Любовь разлита во всей природе, природа дышит, как живое существо. Пробуждение природы в творчестве поэта связано с пробуждением жизненных сил человека.

Природа в поэзии Фета помогает понять и ощутить бессмертную стихию жизни, которая олицетворена в образе вечно юной весны.

“Бессмертной весне” поэт будет приносить поэтические дары на протяжении всего своего творчества. Каждую весну его будет волновать чувство весеннего возрождения. Торжество весны приносит веру, что “как мир, бесконечна любовь”.

Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой: Они им чуют, слышат воды И в темной глубине земной. Великой матерью любимый, Стократ завиден твой удел: Не раз под оболочкой зримой Ты самое ее узрел.

Ф. И. Тютчев

Восхвалению природы, ее красоты и гармонии посвящено большинство произведений Фета. Он отразил в своих стихотворениях самые высокие чувства и самые глубокие переживания человека, создал удивительные картины природы; его стихи поражают нас яркостью и сочностью красок, большим эмоциональным накалом, неугасаемой любовью к жизни.

Он воспевал счастливую, благополучную жизнь на лоне природы, именно в ней — в природе — он видел источник жизненных сил:

… нам дорога свобода И буйствует не разум в нас, а кровь, В нас вопиет всесильная природа, И прославлять мы будем век любовь. В пример себе певцов весенних ставим. Какой восторг — так говорить уметь. Как мы живем, так мы поем и славим, И так живем, что нам нельзя не петь.

Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.

Поэт всегда стремился наиболее точно воспроизводить жизненные явления, проникать в их суть. А в природе он видел высшую мудрость и гармонию, естественную красоту и пленительное волшебство. Фет представлял себе жизнь человека неразрывно связанной с природой, он призывал человека постоянно постигать этот огромный мир, для того чтобы в конечном итоге как можно глубже постигнуть собственную жизнь. Рисуя свои пейзажи, он всегда стремился отражать живую жизнь, одновременно раскрывая богатый внутренний мир человека. И все самые сильные чувства, все эмоциональные переживания лирического героя он передает именно через описание природных явлений:

Какая ночь! все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь.
Природа, окружающий прекрасный и волнующий мир всегда оставались источником поэтического вдохновения Фета. Все его стихотворения проникнуты радостным восприятием жизни, в них звучит горячий призыв к наслаждению жизнью во всех ее проявлениях. Эти две темы — природа и жажда жизни — проходят через все его творчество, делая его произведения настоящими шедеврами пейзажной и интимной лирики.

Перед читателями многих поколений стихотворения Фета раскрывают красоту русской природы, воспитывают в них любовь к родным просторам, передают радость и светлую восторженность любви, превращают душевные страдания в неустанную жажду жизни.



Портрет А. Фета работы К. К. Гампельна, нач. 1850-х гг. (с фотографии, хранящейся в Литературном музее ИРЛИ)
Источник: А. А. Фет. Собрание сочинений и писем в 20 томах: Том 1. Стихотворении и поэмы 1839-1863 г. - СПб.: Академический проект, 2002.



АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ
(1820 – 1892)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.


УРОК 56
А. А. ФЕТ: ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО, СУДЬБА.
ЖЗНЕУТВЕРЖДАЮЩЕЕ НАЧАЛО
В ЛИРИКЕ ПРИРОДЫ

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Вводно-ориентировочная беседа

• Расскажите, что вам известно об Афанасии Афанасьевиче Фете.

• Вспомните и прочитайте наизусть одно-два стихотворения А. А. Фета.

Пользуясь определением Белинского, можно сказать, что Фет родился, чтобы поэтически воплотить стремление человека к красоте, в этом и заключалась тайна его личности.

Литературная и личная судьба Афанасия Афанасьевича Фета — одного из самых светлых русских поэтов, певца природы, любви, многие стихотворения которого с необыкновенной силой передают непосредственную радость бытия, сложилась непросто и подчас принимала трагический характер.

IV. Работа над темой урока

Детство и юность.
Родился 5 декабря 1820 г. в Орловской губернии. Мать поэта — Каролина Шарлотта Фет,— будучи замужем, беременная сбежала из Германии в Россию вместе с богатым помещиком Шеншиным. Отцом Фета был записан Шеншин, что с юридической точки зрения было незаконно (Шарлота Фет и Шеншин не состояли в браке). Когда обман открылся, Фет превратился из богатого дворянина, русского подданного в иностранца сомнительного происхождения.

Служба.
После окончания университета Фет выбрал дорогу, далёкую от литературы — он поступил на военную службу. Мотивы понятны: не давало покоя клеймо иностранца. В 1845 году был зачислен в кирасирский полк. Отдалённость от Москвы негативно сказалась на литературной деятельности — о поэте почти забыли, перестали печатать.

Успехи на военном поприще были гораздо скромнее: поэту так и не удалось дослужиться до звания, дающего дворянский титул. В 1856 г. он вышел в отставку.

Любовь.
Во время военной службы Фет страстно влюбился в бесприданницу Марию Лазич. Однако не обладал средствами, чтобы содержать семью, поэтому жениться категорически отказывался. Они встречались около двух лет. Затем поэта перевели на другое место службы. Вскоре он узнал, что возлюбленная погибла при странных обстоятельствах. Фет тяжело переживал потерю. Марии Лазич посвящены шедевры любовной лирики поэта.

В 1857 г. он по расчёту женился на М. П. Боткиной. См. об истории знакомства с М. П. Боткиной ниже:

В 1873 произошло событие, к которому поэт стремился всю жизнь,— он получил дворянский титул и фамилию Шеншин.

Последние годы и смерть.
В 80-е годы Фет вернулся в Москву, а вместе с тем — в литературу.

Последние годы жизни были весьма тяжёлыми — его мучили приступы удушья, он почти ослеп. Поэт настолько устал от болезней, что даже предпринял попытку самоубийства, которая спровоцировала смерть. 21 ноября 1892 г. Афанасий Фет скончался.

— Стихотворения Фета — это мир его мечты. Они не отличаются остротой, не несут социально-политического подтекста, за что поэта немало критиковали — как можно писать о красотах природы, о любви в период серьёзных перемен?

Любовь и природа — главное в поэтическом мире Фета. Его невозможно упрекнуть в банальности — лирика Фета оригинальна и уникальна тем, что — это всегда восхищение, всегда трепет и преклонение перед Красотой.

Его рифмы — лёгкие, почти воздушные. Достичь такой утончённости может только человек с незаурядным поэтическим талантом, превосходно владеющий техникой стихосложения.

• Поэзия намёков, догадок, умолчаний.

• Искусство не должно быть связано с жизнью.

• Поэт не должен вмешиваться в дела бренного мира.

• Это поэзия для избранных.

Образность, нетрадиционность сравнений, эпитетов; очеловечивание природы, нахождение отзвука своим настроениям и чувствам

Природа в стихотворениях поэта

Сверкающим жгучим воздухом, синим, подёрнутым дымкой небом, золотыми переливами зреющей ржи под ветром, лиловым дымом заката, ароматом скошенных цветов над меркнущей степью

Пёстрыми лесными косогорами, птицами, потянувшими вдаль или порхающими в безлистных кустах, стадами на вытоптанном жнивье

Бегом далёких саней на блестящем снегу, игрой зари на занесённой снегом берёзе, узорами мороза на двойном оконном стекле

Явления природы у А. А. Фета описаны детальнее, конкретнее, чем у его предшественников.
В стихах А. А. Фет описывает не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орёл, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др., и каждая птица показана в её своеобразии

3. Аналитическая работа с текстами стихотворения (в группах)
(Заранее подготовленные учащиеся выразительно читают стихотворения наизусть, анализируют их и презентуют.)

• Какие предметные реалии рисуют картину весны?

• Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?

• Определите характер художественного времени стихотворения. Какой период времени оно охватывает и какой смысл при этом выявляется?

• Какие ещё изобразительно-выразительные средства используются для создания поэтических образов природы и внутреннего состояния человека?

• Каким настроением проникнуто стихотворение?

• Проследите развитие лирического сюжета. В какой строфе выражена главная мысль стихотворения?

• С помощью каких изобразительно-выразительных средств автору удаётся передать ощущение возрождения природы?

• Расскажите, какую осень увидел мастер. А какую осень нарисовало ваше воображение? Похожа ли она на осень, описанную поэтом?

• Определите лейтмотив стихотворения.

• Какие этапы человеческой жизни образно нарисовал поэт в этой лирической картине?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

— Русская культура сродни мозаике: в ней есть и очень крупные дорогие камни, почти бриллианты,— гении, чьи музыкальные, литературные или живописные произведения известны во всём мире, есть камушки поменьше — те, чьи творения известны немногим, но от этого они не менее блистательны. Какое место в ней занимает творчество А. А. Фета, как оценить огранку его таланта?

Такую оценку каждый читатель должен дать сам, но мозаика русской культуры без имени Фета была бы неполной.

Он был поэтом с исключительно развитым чувством красоты, наверное, потому так прекрасны в его стихах картины природы. Этот поэт создал изумительные произведения, вот уже столько лет поражающие нас психологической точностью, филигранной точностью.

VI. Домашнее задание

Мария Петровна Боткина[2]

Одиннадцать лет жизни отдал Фет военной службе (сначала в кирасирах в глухой херсонской провинции, а затем в лейб-гвардии уланском полку под Петербургом), беспощадно обуздав себя и упорно стремясь к своей цеди. Но все оказалось напрасным: в 1856 году вышел указ нового императора Александра II, по которому потомственное дворянство давал только чип полковника.

Чтобы его достигнуть, 36-летнему гвардейскому штабс-ротмистру Фету надо было служить, может быть, до конца жизни.

Это был роковой удар - и Фет отступил: 3 июня 1857 года он уволился в бессрочный отпуск, так и не достигнув своей цели: не получив права на потомственное дворянство, не вернув себе фамилию Шеншина. И если это не стало для него окончательной жизненной катастрофой, то только благодаря Москве, которая, как бы подав руку помощи, помогла ему найти новое жизненное русло.

В начале 1857 года, приехав в Москву, Фет стал появляться у своего старого знакомого, критика Василия Боткина в знаменитой ботнинской усадьбе на Маросейке.

Ещё студентом Фет не раз бывал в памятном многим литераторам боткинском флигеле. Близкими знакомыми и друзьями В. Боткина были Белинский, Грановский, Станкевич, Бакунин, Тургенев, Некрасов, Григорович. Старший сын крупного московского купца-чаеторговца П. К. Боткина Василий Петрович получил прекрасное образование, знал несколько европейских языков. Его обширные знания, разносторонние интересы и тонкий эстетический вкус привлекали к нему замечательных деятелей русской культуры и литературы.

В семье Боткиных выросли знаменитый врач-терапевт С. П. Боткин, академик живописи М. П. Боткин, крупнейший коллекционер произведений живописи и председатель Общества любителей художеств Д. П. Боткин.

Теперь Фета приводило в дом Боткиных желание общаться не только с Василием Петровичем, но и с его сестрой Марией Петровной.

8 апреля в пасхальную ночь, разговляясь у Боткиных, Фет написал в альбом Марии Петровны стихи:

«Победа! Безоружна злоба.
Весна! Христос встает из гроба,­
Чело огнем озарено.
Все, что манило, обмануло
И в сердце стихнувшем уснуло,
Лобзаньем вновь пробуждено.
Забыв зимы душевный холод,

Вскоре состоялась помолвка Фета и Марии Петровны. В. Боткин писал сестре 29 июля 1857 года из Диеппа: «. я со своей стороны нахожу Фета во всех отношениях прекраснейшим и рассудительным человеком и смею надеяться, что ты несчастлива с ним не будешь. Свадьбу сыграли 16 августа в Париже. В сентябре супруги были уже в Москве и поселились в новой квартире, которую Фет отыскал сам - в доме Е. Н. Сердобинской на Малой Полянке.

Это утро, радость эта,
Это мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.
1881
(вернуться к уроку)
Ещё весны душистой нега…
А. А. Фет[4]

Ещё весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Ещё овраги полны снега,
Ещё зарёй гремит телега
На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей ещё не смеет
Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролётных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
Источник: А. А. Фет. Полное собрание стихотворений. Л.: Советский писатель, 1959. (вернуться к уроку)
ОСЕНЬ
А. А. Фет

Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!

Но есть и дни, когда в крови
Золотолиственных уборов
Горящих осень ищет взоров
И знойных прихотей любви.

Молчит стыдливая печаль,
Лишь вызывающее слышно,
И, замирающей так пышно,
Ей ничего уже не жаль.
8 октября 1883
Источник: Фет А. А. Стихотвоpения. — Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1956. (вернуться к уроку)
ОСЕННИЙ ВЕЧЕР
Ф. И. Тютчев[5]

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть.
Зловещий блеск и пестрота дерёв,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
10 Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!
Октябрь 1830
Источник: Ф. И. Тютчев. Полное собрание стихотворений. — Л.: Советский писатель, 1987. (вернуться к уроку)
1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

2. Боткина Мария Петровна (1828—1894) — жена поэта А. А. Фета. Сестра русского врача-терапевта, физиолога и общественного деятеля С. П. Боткина.
Вышла замуж за Фета в зрелом возрасте (28 лет). Брак был заключен по расчету, но оказался достаточно прочным. Мария Боткина пережила супруга на 2 года. (вернуться)



Читайте также: