Феномен чокана валиханова сочинение

Обновлено: 02.07.2024

В 30-е годы XVIII века начался процесс добровольного присоединения казахских земель и трех киргизский (казахских) жузов к России. Присоединение длилось более ста лет и завершилось в 60-е годы ХIХ столетия, явившись ключевым фактором, определившим историческую судьбу казахстанских степей и народа, их населяющего. Процесс присоединения способствовал экономическому, культурному и духовному развитию степного края и предопределил путь восхождения разрозненных кочевых племен к уровню единой цивилизованной нации. Тем самым была заложена перспектива образования одной из союзных республик СССР, а после его распада становления Казахстана как самостоятельного государства. Вхождение в состав России явилось переломным моментом в жизни казахского народа, связавшего свою судьбу с народом русским. В ходе этого процесса последовало приобщение передовых людей из казахской среды к русской цивилизации, что дало Казахстану первых ученых, просветителей, педагогов, таких как: Чокан Валиханов, Абай Кунанбаев, Ибрай Алтынсарин. Об одном из них, Чокане Чингисовиче Валиханове, хотелось поговорить в этой статье.

Что же касается его мировоззренческих основ и духовного осмысления бытия, то, надо сказать, что, к сожалению, этим талантливым человеком во многом были унаследованы демократические взгляды сибирской интеллигенции.

Свое образование Чокан получал в Омском кадетском корпусе, где учился с 1847 по 1853 годы, а Сибирь, как известно, была основным местом политической ссылки, куда отправлялись декабристы и петрашевцы, участники Польского восстания 1830-31-гг. Ссыльные оказали большое влияние на развитие Сибири, способствовали распространению культуры, просвещения, изучению природных богатств и т. д. Но, вместе с тем, материалистические убеждения, которых придерживалось большинство политических ссыльных, не могли не оказать влияния на формирование мировоззрения Чокана Валиханова. Свои философские познания он приобрел главным образом из произведений Белинского, Герцена, а позднее Чернышевского и Добролюбова, которые были распространены между ссыльным. Начальство корпуса запрещало кадетам читать литературу революционного направления, а так же философские труды западноевропейских материалистов. Но, посредством своих наставников, Чокан за время учебы в корпусе успел прочитать многое из запрещенной литературы, что, несомненно, не лучшим образом повлияло на его духовное развитие. Его наставниками, среди прочих, были люди, воспитанные на революционно-демократических идеях Белинского и Герцена. Это преподававший в корпусе русскую литературу литератор и ориенталист Н. Ф. Костылецкий, [2] ссыльный ученый Гонсевский, читавший курс истории цивилизации, литератор Лободовский, друг молодости Чернышевского и последователь его идей.

Весной 1854 г. Достоевский был удален из областного центра и отправлен в Семипалатинск на бессрочную солдатскую службу, в 7-й батальон Сибирского линейного казачьего войска. Чокан же, после окончания кадетского корпуса с первых дней службы стремился к плодотворной творческой деятельности.

В 1855 г. Валиханов принял участие в поездке генерала Гасфорта и совершил большое путешествие по Центральному Казахстану, Семиречью и Тарбагатаю. Маршрут его пролегал от Омска на Семипалатинск, оттуда через Аягуз и Капал в Заилийский Алатау, где в это время происходила закладка укрепления Верного.

Это путешествие положило начало глубокому научному изучению Валихановым истории казахского народа и его быта. Чокан собирал материалы по статистике, обычному праву и древней религии казахов.

По возвращении в Омск Чокан приступает к обобщению собранных материалов, на основании которых составляет официальные записки по вопросам землепользования, родовых и семейных отношений и религии казахов.

Такая возможность Чокану Чингисовичу представилась. Она была связана с исторической ситуацией, сложившейся в связи с добровольным присоединением казахов Старшего жуза и иссык-кульских киргизских родов: бугу, сарыбагыш и солту к Российской Империи. Как известно, казахи Старшего жуза присягнули на вечное подданство России в начале 40-х годов XIX века, вследствие чего в 1845 году была заложена новая крепость Капал. Укрепления Верного в то время еще не существовало. В Заилийском крае, в горах Тянь-Шаня и Чуйской долине было распространено влияние Кокандского ханства, о чем можно судить по выступлениям кокандского вождя Таучубека.

В 1856-1858 годы, отправляясь в путешествия по степи, Валиханов неизменно заезжал к Федору Михайловичу в Семипалатинск, подолгу беседовал с ним на мировоззренческие и политические темы. Достоевский прекрасно знал жизнь казахского аула. Пользуясь близостью к таким людям, как Врангель и Хоментовский, занимавшими тогда видное положение, Достоевский мог вместе с Валихановым и Врангелем посещать казахские аулы, бывать в Аркате, в Чингисских и Тарбагатайских горах.

«Все писатели о киргизах говорят и почти во всех географических руководствах пишется, что киргизы - магометане, но держатся шаманских обрядов или, что они обряды мусульманские смешивают с шаманским суеверием. У киргизов оно [шаманство] смешалось с мусульманскими поверьями и, смешавшись, составило одну веру, которая называлась мусульманской, но они не знали Магомета, верили в аллаха и в то же время в онгонов, приносили жертвы на могилах мусульманским угодникам, верили в шамана и уважали магометанских ходжей. Поклонялись огню, а шаманы призывали вместе с онгонами мусульманских ангелов и восхваляли аллаха.

«Изо всех инородческих племен, входящих в состав Российской Империи, первое место по многочисленности, по богатству и, пожалуй, по надеждам на развитие в будущем принадлежит нам - киргизам, - пророчески писал Валиханов. - Киргизский народ принадлежит к числу наиболее миролюбивых и, следовательно, к числу наименее диких инородцев русского царства. Сверх того, мы как потомки батыевских татар связаны с русскими историческим и даже кровным родством.

Судьба миллионов людей, подающих несомненные надежды на гражданственное развитие, людей, которые считают себя братьями русских по отечеству и поступили в русское подданство добровольно, кажется, заслуживает большего внимания и большей попечительности в таких решительных вопросах, которые формулируются в шекспировское - быть или не быть.

Киргизы до вступления в русское подданство были мусульманами только по имени и составляли в магометанском мире особый суннитский раскол. Мусульманские законы никогда не были приняты киргизами и были введены в степь путем правительственной инициативы, вместе с бюрократическими прелестями внешних приказов.

Мы не знаем и не можем понять, что имело в виду русское правительство, утверждая ислам там, где он не был вполне принят самим народом.

Апостолом Магомета в Сибирской степи был великий Сперанский, [13] назначавший мулл и предположивший построение мечетей и татарских училищ при окружных приказах. (См. Особое учреждение управлений инородцев, именуемых сибирскими киргизами, Св. законов, изд. 1857 года, т. II, часть 2).

Оренбургским пограничным начальством уже давно приняты меры, чтобы препятствовать развитию ислама в подведомственных ему степях; там запрещается татарам не только быть муллами, но и жить долго в степи между киргизами. У нас же в Сибири правительство до сих пор держится в отношении мусульманства прежней покровительственной системы, и благодаря этому ислам делает в наших областях исполинские шаги. Вся степь наводнена полуграмотными муллами из татар и фанатическими выходцами из Средней Азии, выдающими себя за святых.

. Пропаганда эта во многом уже успела. В Баян-Аульском и отчасти Каркаралинском округах киргизы предавались ханжеству с ревностью, свойственной только новообращенным. Там живет под покровом местных туземных властей много ишанов, ходжей из Бухары и Коканда и ежегодно приезжает и уезжает немало этой сволочи. Татарское духовенство, которому вверило русское правительство наше нравственное воспитание, занималось до сих пор только нравственным нашим растлением, брало взятки, учило ханжеству и вместе с среднеазиатскими выходцами обманывало доверчивый наш народ.

Магомет все современные ему космогонические, медицинские и другие предания и предрассудки ввел в свое учение, как догмат и тем самым остановил движение опытных наук.

. Учение Магомета не может быть очищено, как думают некоторые защитники ислама; в нем невозможна никакая реформация. Какого можно ожидать возрождения от религии, которая имеет основанием своим дикие и варварские предрассудки кочевых арабов шестого столетия, предания спиритуалистов, жидов и разные фокусы-покусы персидских магов того же периода. Если таков ислам турков и персиан, то каков должен быть ислам татарский, составляющий в мусульманстве нечто вроде пуританизма. Татары отвергают поэзию, историю, математику, философию и все естественные науки, считая их искушениями для слабого человеческого ума, и ограничиваются одной мусульманской схоластикой и казуистикой.

Вот те плоды, которые может дать киргизам татарское просвещение. Чудовищная фантастика, мертвая схоластика и ни одной реальной мысли.

«Мусульманство пока не въелось в нашу плоть и кровь. Оно грозит нам разъединением народа в будущем. Между киргизами еще много таких, которые не знают и имени Магомета, и наши шаманы во многих местах степи еще не утратили своего значения. У нас в степи теперь период двоеверия, как было на Руси во времена преподобного Нестора. Наши книжники также энергически, как книжники древней Руси, преследуют свою старину. Под влиянием татарских мулл, средне-азиатских ишанов и своих прозелитов нового учения народность наша все более и более принимает общемусульманский тип.

. Набожные киргизы начинают ездить в Мекку; а баяны наши, вместо народных былин, поют мусульманские апокрифы, переложенные в народные стихи. Вообще киргизскому народу предстоит гибельная перспектива достигнуть европейской цивилизации не иначе, как пройдя через татарский период, как Русские прошли через период Византийский. Как ни гадка византийщина, [15] но она все-таки ввела христианство, элемент бесспорно просветительный. Что же может ожидать свежая и восприимчивая киргизская народность от татарского просвещения, кроме мертвой схоластики, способной только тормозить развитие мысли и чувства. Мы должны во что бы то ни стало обойти татарский период, и правительство должно нам в этом помочь.

Ислам не может помогать русскому и всякому другому христианскому правительству, на преданность татарского продажного духовенства рассчитывать нельзя. Татары в старое время, когда ислам на берегах Волги не был в такой силе, как теперь, служили России и на ратном поле и в земском деле. Царь Шигалей командовал русскими войсками во время Ливонской войны, а царь Петр казанский был земским царем во время опричнины. По мере распространения ультра-мусульманского направления участие татар в государственном деле Русского царства заметно слабеет.

. Со времени присоединения Казани и Астрахани к царству Русскому, значит в продолжении 300 слишком лет, [татары] не дали своему отечеству хоть сколько-нибудь известного деятеля. Нет никакого сомнения, что причиною отчуждения татар от русских и причиною всех плачевных явлений был магометанский пуританизм, другой причины не могло быть.

И у нас в степи все благодетельные меры правительства, все выгоды новых учреждений не приносят ожидаемых результатов именно вследствие того, что они парализуются возрастающим религиозным изуверством. Киргизы наши теперь более чуждаются русского просвещения и русского братства, чем прежде. О вреде мусульманского изуверства и вообще всякого религиозного фанатизма на социальное развитие народов, после всего сказанного нами выше, мы считаем излишним распространяться.

. В последнее время сибирское начальство, кажется, начало сознавать ошибочность прежней покровительственной системы в отношении Ислама. В этом также утверждает нас одна важная мера, принятая в 1862 году областным начальством в отношении киргиз, принявших христианство. В учреждениях об управлении сибирскими киргизами было узаконено, чтобы крещенных киргиз записывать в мещанское и казацкое сословие, если они того пожелают, или оставлять их в степи, на прежних инородческих правах. Но до 1861 года всех крещеных киргиз записывали в мещане и в казаки, вероятно, для того, чтобы удалить их от прежней среды и тем самым дать им возможность укрепиться на лоне новой веры. Мера эта похвальная в христианском смысле, в политическом отношении была величайшей ошибкой, ибо пример крестившихся киргиз с удалением из степи делался для киргизского народа беспоследственным. Мы не имеем никаких данных о числе киргиз, принявших православие со времени основания внешних округов, но, надо думать, что число это было не незначительным. В некоторых казачьих станицах почти половина населения состоит из крещеных киргиз, например: в Ямышевской, Чистой и в некоторых других. В 1861 году или в 62 году, хорошо не помним, областное начальство в первый раз дозволило некоторым крещеным киргизам оставаться в степи на прежних инородческих правах. Мера эта, по нашему мнению, должна в будущем принести немаловажную пользу киргизскому народу. Киргизы до сих пор думали, что сделаться христианином - значит сделаться казаком или мещанином. Теперь же, вследствие совместного житья и смешанных браков, религиозная вражда будет смягчаться, и крещение не будет, как прежде, разрывать родственных связей.

Приняв такую важную меру в интересах христианства, областное правление должно было принять вместе с тем и репрессивные меры в отношении ислама, ибо без этого невозможен успех христианства.

И далее Валиханов предлагает предпринять конкретные действия, которые совпадают с мнением самих казахов (киргизов):

Все мысли, изложенные Чоканом Чингисовичем в его записках и статьях, нашли свое воплощение и развитие только отчасти. Валиханов умер в расцвете сил, не успев воплотить в жизнь и малой доли своих прекрасных идей. Но то, что дошло до нас из его творческого наследия, представляет огромную ценность, ибо помогает воссоздать историко-культурную и политическую картину эпохи, в которой он жил, и духовное состояния казахского народа того времени.

За год до своей кончины, весной 1864 года Валиханов был приглашен в военную экспедицию генерала Черняева, в задачу которой входило присоединение Южного Казахстана к России. Он принимал участие в военных действиях против кокандцев при взятии крепости Аулие-Ата (ныне Тараз). После этого похода Чокан выехал из Верного в аул старшего султана рода албан Тезека, где женился на его сестре. К тому времени здоровье его заметно пошатнулось. У Чокана стремительно развивался туберкулез.

Живя в ауле, он занимался изучением исторических преданий казахов Старшего жуза, интересовался ходом восстания дунган в Западном Китае, все время поддерживал связи с Петербургом и администрацией Западной Сибири. До самой смерти он числился на службе по Генеральному штабу и по Азиатскому департаменту.

Восстановить свое подорванное здоровье Чокан Валиханов не смог. Он скончался в апреле 1865 года в ауле Тезека, в урочище Кочен-Тоган, недалеко от подножья Алтын-Эмельского хребта.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Коммунальное государственное учреждение

Школа-гимназия №1 имени М.Горького

Труды по истории, этнографии и географии Средней Азии и Казахстана Чокана Чингисовича Валиханова.

Руководитель: учитель истории

Жолдасова Райхан Аскаровна

Актуальность выбранной темы определяется и тем, что жизнь и деятельность Ч. Валиханова и сегодня интересна нашему поколению не меньше, чем 180 лет назад. Его тексты, его судьба – подлинное откровение, оно словно обрушивает нас в поток идей и знаний всей мощью слова и мысли. Чокан поражает, изумляет, чарует, ошеломляет – что ни глагол, то отпечаток интеллектуального потрясения. Мы спорим с Чоканом, как с современником, сравниваем его жизнь со своей, находим в ней свое отражение.

Цель моего исследования:

На основе изучения фактического материала подробнее изучить труды Чокана по истории, этнографии, географии Средней Азии и Казахстана. Через его труды больше познать о свой стране, заочно совершить путешествие по маршрутам Чокана.

Из поставленной цели было выделено несколько задач:

1. Изучение и обобщение научной литературы о Чокане Валиханове.

2. Изучение трудов Ч. Валиханова.

3. Изучить маршруты Чокана по картографическому материалу.

4. Способствовать дальнейшей пропаганде изучения творчества Валиханова, истории своего народа.

Новизна исследования заключается в том, что мною были изучены труды Ч. Валиханова, те, что мало изучены в школьной программе или отражены очень кратко. Проведенный социологический опрос среди учеников нашей школы выявил, что имя Чокана Валиханова знают очень хорошо. А вот его труды могут лишь перечислить. А мне бы хотелось, чтобы поколение XXI века, через его труды познали свою историю, свою культуру и культуру других народов.

Методы исследования: поисково-познавательный, поисково-аналитический.

Источниковая база:

Первоисточники Ч. Валиханова.

Материалы научной биографии Ч. Валиханова.

Воспоминания о Ч. Валиханове.

Предметом исследования явился Ч. Валиханов и его труды.

Этапы и процедура исследования:

I этап: сбор, изучение и обобщение научной литературы;

II этап: заочное путешествие по маршрутам Ч. Валиханова;

III этап: работа с интернет - источниками;

IV этап: обработка данных, описание определенного исследования;

V этап: анкетирование учащихся, составление мониторинга.

Результаты и выводы моей работы могут иметь практическое значение на уроках географии, истории и внеклассных мероприятиях.

Моя работа посвящена изучению трудов великого ученого Чокана Чингисовича Валиханова. В казахской истории, возможно, не было другой такой одарённой личности, как он. В нем немыслимым образом соединились гениальный ум, дар исследователя, особая казахская чувственность и высокий дух предков. Любое прикосновение к его пламенной судьбе оставляет в нашем сердце след, подобный ожогу от испепеляющего жара звезды.

«Как блестящий метеорит промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов.

Подобный комете…

Чокан Валиханов – замечательный ученый и путешественник, славный сын своего народа, в своих трудах останется с ним как образец гуманности и гениальности, и нет сомнения, что история его жизни, его наследие озарят своим светом ещё многие и многие поколения пытливых и любознательных.

Жизнь и деятельность Чокана Чингисовича Валиханова.

Исследовательский дух полностью овладел его существом.

http://doc4web.ru/uploads/files/38/37688/hello_html_10467b04.jpg

Чокан был очень красивым, мужественным человеком. Мужеством дышало врождённое стремление быть первым, любил подтрунивать над собой. Он не был человеком с холодным рассудком и каменным сердцем. Он всегда жил, повинуясь чувствам, как настоящий казах.

В 12 лет Чокан поступил в Омский кадетский корпус, лучшее в то время учебное заведение в Сибири. Привыкший к распорядку жизни в степи, вставал с постели последним. Дружба с председателем правления сибирских киргизов Гутковским предопределила будущую профессию Чокана. За шесть лет учебы он совершил невероятный скачок. Уже в 1852 году он был включен в состав военно-научной экспедиции по Семиречью. Корнет Валиханов оказался незаменимым в этом походе. Он лучше других офицеров знал традиции и культуру казахов, свободно владел не только казахским, но и другими тюркскими языками. Его научные работы, дневники и отчеты дышат свежестью и оригинальностью. Он наблюдателен в деталях, точен в аналитике, блистателен в стиле изложения. В 1856 году Чокана отправили в Кульджу с дипломатической миссией. Поручение было выполнено блестяще. 27 февраля 1957 года Чокан Валиханов избран действительным членом Русского географического общества. [2,3,4,5]

Воспоминания о Чокане Валиханове.

В заключение всех воспоминаний о Чокане, я с удовлетворением могу констатировать, что выбившись на широкую дорогу и вполне освоившись с цивилизованной жизнью, Валиханов не стал чужд своей родине , как это часто бывает в таких случаях. Напротив, высоко ценя условия культурной жизни, Чокан в то же время горячо любил свой народ, осознавая, что только под могущественным покровительством России азиатские народы в состоянии выйти из своего векового застоя и невежества.

Труды Ч. Валиханова по истории, этнографии и географии Средней Азии и Казахстана.

Труды по истории.

Труды по этнографии.

Рисунок0002.jpg

Рисунок0005.jpg

Рисунок0007.jpg

Труды по географии.

Рисунок0003.jpg
Рисунок0004.jpg

Рисунок0001.jpg

Поездка в Кашгарию, в Восточный Туркестан, сопряженная с необычайными трудностями, лишениями, опасностями, утвердила за Валихановым славу отважного путешественника и неутомимого ученого-исследователя. Труды Валиханова в области географии явились крупным вкладом в народоведение, в отечественную и мировую науку.

труды0002.jpg

Путешествие в Кульджу.

Под видом мусульманского купца по заданию ведомства Чокан прошел через Тянь-Шань и некоторое время жил в Кашгаре, где, кроме выполнения специального задания, собирал материалы по этнографии Восточного Туркестана и истории Алтышара.

Опасное путешествие в Кашгарию.

Научный подвиг Валиханова в свое время стал центром внимания ученого мира России, да и не только её. Труды Валиханова печатались и в Лондоне, и в Берлине. Царское правительство высоко оценила научные заслуги молодого ученого. В 1860г. в Санкт-Петербурге Чокана Валиханова награждают орденом и повышают в воинском звании. Его лично принимает русский царь Александр II.

Остаться там, где солнце или вклад Чокана Валиханова в развитие науки.

Валиханов становится кумиром российских востоковедов и дипломатов, писателей и поэтов.Имена первооткрывателей не исчезают из науки, не вычеркиваются никогда и никем.Выдающиеся путешественники А.Р. Голубев и М.И. Венюков, побывавшие в Заилийском крае вскоре после Чокана Валиханова, первыми сказали о значении его открытий. Русские ориенталисты единогласно признали в его лице феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд.

Валиханов внес свою лепту в развитин истории, географии и этнографии Казахстана. Он был одним из первых профессиональных художников. Он всю свою жизнь стремился постигнуть родную историю, овладеть сокровищами знаний, накопленных человечеством. Выходец из среды кочевого народа, Чокан сумел подняться до вершин научного и общественного прогресса и занять почетное место в рядах ученых того времени. Его путешествия на Тянь-Шань, в Джунгарию, Восточный Туркестан, научные труды и исследования явлись влажным вкладом не только в русское, но и в мировое востоковедение. Он одним из первых поведал миру о неведомой и загадочной Кашгарии, написал ряд интересных исследований по истории, этнографии и плитическом положении Средней Азии, оставил оригинальные труды по истории Казахстана, различиях киргизов с казахами. До конца своих дней Ч. Валиханов оставался патриотом своей родины. Его труды заслужили мировое признание.

В процессе работы над темой я пришла к слеующим выводам: годыстранствий и трудов Чокана Валиханова совпали с исторически очень значимым периодом в жизни нашего народа, когда казахи всех жузов завершали свое вхождение в состав России и вместе с тем свое воссоединение в один большой народ – мирный и поэтический, веселый и честолюбивый, полный сил и энергии, подающий огромнейшие надежды на развитие. Роль Валиханова в науке невозможно переоценить.

Сегодня Республика Казахстан – независимое, суверенное государство, развивается по пути демократизации и прогресса. И этому мы в немалой степени обязаны Чокану Валиханову, который внес огромнейший вклад в развитие науки, культуры Казахстана.


Вступление.

В данном методическом пособии повествуется об удивительной жизни талантливого ученого и путешественника Чокана Валиханова (1835-1865), который являясь первым географом из казахского народа, за время своей короткой жизни внес существенный вклад в географию не только Казахстана, но и Киргизии, и китайской провинции Синьцзянь. Чокан был одним из первых исследователей Семиречья, Иссык-Куля, Джунгарии, Кашгарии, Тань-Шаня.

Валиханов был первым демократом в истории казахского народа. Он открыто высказывал смелые предположения о счастливом будущем своего народа, в которое глубоко верил.

Труды Чокана по истории, географии, экономике, записи казахского фольклора, рисунки этнографического плана вошли в его не единожды издававшееся собрание сочинений, и по сей день являются бесценным вкладом в мировую науку.

Его имя стало национальной гордостью, а творческое наследие по своей значимости выходит далеко за национальные пределы.


Чокан Чингисович Валиханов

(1835-1865 гг)

«Для совершенства и для процветания народа

Ч. Валиханов

Жизнь и деятельность Ч. Ч. Валиханова.

Первенец семьи старшего султана Валиханова Чингиса и его жены Зейнеп, Чокан родился в ноябре 1835 года в крепости Кушмурун в нынешнем Сарыкольском районе Костанайской области. Новорожденного малыша нарекли по мусульманским канонам именем Мухаммед-Ханафия. Мать мальчика ласково называла его Чоканом и в последующем именно под этим именем он стал известен всему миру.

Чокан Валиханов являлся потомком знаменитой династии султанов. Его прадед Абылай хан известен как один из доблестных казахских правителей XVII века. Дедушка Чокана – Вали хан, был дальновидным политиком. Известно, что он был ханом Среднего жуза. Отец Чокана, Чингис, в то время являлся старшим султаном Аманкарагайского округа. Он был человеком образованным, закончившим в 1834 году Сибирское линейное казачье училище в Омске, прекрасно оценивающим политическую обстановку в стране. Дослуживший до звания подполковника российской армии, он был старшим султаном Кушмурунского и Кокчетавского округов. За большие заслуги перед Россией ему пожаловали наследственное дворянство.


Чингис Валиханов. Старший султан

Кушмурунского и Кокчетавского округов.


Делегация казахов на коронации царя Александра II

в центре отец Чокана Чингис.

Родственники Чокана по материнской линии были из известной в Баянаулском крае династии Шормановых. Его родной дядя Шорманов Муса был полковником армии, старшим султаном Баянаулского окружного округа.


Канходжа – известный кюйши,

брат Чокана. Рис. Ч. Валиханова.


Кокиш Валиханов –

младший брат Чокана.


Родословное древо казахской ветви чингизидов.

В зимнее время детство Чокана протекало в зимовке Кунтимес, располагавшейся вдоль Обагана, а с наступлением тепла семья переселялась на джайляу Акканбурлык у правого притока Ишима. Беззаботные дни детства Чокан также проводил и в ханской орде в Сырымбете, где проживала его бабушка Айганым.


Усадьба семьи Валиханова в Сырымбете. Рис. Ч. Валиханова 1853 г.


Бабушка Ч. Валиханова - Айганым.


Сырымбет – усадьба

Формирование личности Чокана начиналось с детства – он выделялся умом, упорством, настойчивостью и большими способностями.

В крепости подолгу жили и работали русские топографы, любознательному Чокану нравилось смотреть, как они на бумаге вычерчивают дороги, реки, горы. Те, в свою очередь, с удовольствием помогали малышу учиться рисованию, что помогло в его путешествиях – он оставил большое наследие в виде карт, схем, планов городов, рисунков и пр.

От рисунков карандашом Чокан перешел к акварели. Султан Валиханов всячески поддерживал старания сына. Чокан старательно рисовал древнюю утварь, оружие, украшения. Немного позже, он стал рисовать юрты, верблюдов, людей. Мальчик также увлекся лепкой животных из глины.

Рисуя окружающую его жизнь, Чокан с детским увлечением делался ее исследователем, ему хотелось постичь через рисунок суть предметов.

Близкие родственники Чокана вспоминают, что он с раннего детства стремился к знаниям и проявлял в этом незаурядные способности. Его очень увлекали исторические легенды и сказания. Он с огромным желанием и интересом слушал рассказы мудрых биев и песни акынов. Особое место в воспитании и становлении Чокана, как разносторонне увлеченной личности, занимала его бабушка Айганым. Она привила своему любимому внуку любовь и уважение к слову. Ее талант рассказчицы, будил в маленьком Чокане бурное эмоциональное восприятие старинных казахских эпосов, преданий, исторических событий. Бабушка знала множество пословиц и поговорок, назидательных рассказов и присказок. Для внука она была неисчерпаемым источником знаний и народной мудрости.

Он родился и рос в среде, где шли бесконечные распри между представителями различных родов и все обозримее становились острые политические противоречия. Чокан с детства познал горечь ожесточенной междоусобной борьбы, бесконечных споров и притязаний, в которые были вовлечены не только его родной край –Кушмурун, но и вся Казахская степь, весь народ.

Однако домашнее образование было недостаточно для дальнейшей жизни. Родственники понимали, что путь к карьере может дать только европейское образование. В 1847 году отец привез Чокана в Омск. Султан Валиханов устроил своего 12-летнего сына в лучшее учебное заведение того времени – Сибирский кадетский корпус. В этом возрасте Чокан мог довольно неплохо изъясняться на русском языке. Ведь они жили в русской крепости и у него уже с детства был опыт общения с русскими гостями отца, с топографами. К тому же, у него была природная способность к овладению языками.

Данное учебное заведение сыграло огромную роль в раскрытии разностороннего таланта Чокана как в науке, так и в искусстве и литературе, что ярко проявилось в его дальнейшей жизни. Хотя этот корпус являлся закрытым учебным заведением, здесь наравне с предметами на военную тематику изучали русскую и западную литературу, философию, основы физики и математики, иностранные языки и другие предметы. Занятия вели представители передовой, образованной русской интеллигенции. Среди них было немало личностей прогрессивными взглядами. Большой след в душах воспитанников кадетского корпуса оставили преподаватели, это были присланные из Петербурга офицеры-воспитатели.


Сибирский кадетский корпус в г. Омск.

На пути взросления, Чокан формировался как сознательная, увлеченная, разносторонне развитая личность, умеющая определять уровни социальной жизни и литературного течения, пути их дальнейшего развития.

Сибирский кадетский корпус считался своего рода передовым лицеем России. Большая плеяда знаменитых общественных деятелей, ученых и революционеров Сибири были выпускниками этого корпуса. К этой когорте относился и Чокан Валиханов.

Именно в кадетском корпусе Чокан стал интересоваться изучением, как родного края, так и стран Востока. В учебной программе помимо Сибири и Казахстана, были Китай, Иран, Афганистан, Индия.

В годы детской и юношеской дружбы Чокан Валиханов и Гриша Потанин мечтали и клялись посвятить свою жизнь путешествиям по Азии.

С годами Чокан завоевал достойный авторитет в кадетском корпусе. Теперь он не хранил надменное молчание, и не бросался в ответ с кулаками на своих обидчиков. Теперь учащимся приходилось считаться с острыми и справедливыми замечаниями потомка султанов. Ему не было равных в умении примирять поссорившиеся стороны и давать полезные советы, будто в нем просыпалась та мудрость, с которой его прадед, дед и отец не раз справедливо разрешали споры в Казахской степи.

Уже в последние годы учебы в кадетском корпусе, Чокан сформировался как сознательная, глубоко мыслящая, разносторонне развитая личность с собственным мнением. Он понимал угнетенное состояние и нужду своего народа и был готов служить ему верой и правдой.

В 1853 году в возрасте 17 лет Чокан закончил обучение в кадетском корпусе в звании корнета конных войск. Хотя он получил назначение офицером полка в Сибирское казачье войско, был оставлен в канцелярии генерал-губернатора Западной Сибири. Через год был назначен адъютантом генерал-губернатора Г. Х. Гасфорда, возглавляющего Западную Сибирь. Дальнейшая карьера Чокана была предопределена семейной традицией и полученным образованием: российский царский офицер, разведчик, дипломат и чиновник, исполняющий различные поручения царской администрации.


Бывший генерал-губернаторский дворец в Омске,

где служил Ч. Валиханов в 1853-1859 гг.

Слово о Чокане Валиханове

В ноябре этого года исполняется 185 лет со дня рождения великого исследователя и путешественника Чокана Валиханова, который оставил неизгладимый след в истории Казахстана. Ставшее символом служения Родине и дружбы казахского и русского народов, его имя занимает достойное место среди выдающихся фигур мировой науки.

Современники Ч. Валиханова и исследователи его научной деятельности написали немало работ на тему его биографии и интеллектуального наследия. Ведь жизнь и творчество этой неординарной личности изучаются и осмысляются из поколения в поколение. Всё что он успел сделать, не потеряло своей актуальности и поражает широтой охвата, а его яркая жизнь, наполненная творческими исканиями и страстным желанием служить своему народу, вызывает восхищение и достойна подражания. Узнавая о нём всё больше, не перестаю восхищаться его гением.

Любимыми писателями Чокана были Н. Гоголь, Ч. Диккенс, У. Теккерей, а поэт и прозаик М. Лермонтов был его кумиром. Наставниками юноши в Омске были литератор и ориенталист Н. Костылецкий, историк Г. Гонсевский, литератор В. Лободовский.

На юного Чокана преподаватели уже смотрели как на будущего ученого. Когда профессор Казанского и Петербургского университетов востоковед И. Березин обратился к нему с просьбой объяснить смысл некоторых встречающихся в ханских ярлыках терминов, семнадцатилетний Ч. Валиханов наряду с обстоятельными комментариями по этой теме, ставит ряд важных вопросов, высказывает свои суждения о происхождении казахского народа. Рецензия на труды И. Березина считается его первой научной работой.

55bb062103306.jpg

Преклоняюсь перед его жаждой познать новое и энциклопедической широтой знаний, признателен ему за его книги, в которых он проявил свой писательский талант и которые пробудили в нас интерес к истории и культуре нашей Родины. Перед его читателями предстает богатая и древняя культура родного края, которую он сделал достоянием русских и европейских исследователей.

В исследовательских работах Ч. Валиханова находит своё отражение его яркая личность и прогрессивные философские взгляды. Он не ограничивается констатацией фактов, а сопровождает их глубокими размышлениями. В такие моменты он становится для нас живым и близким другом и собеседником.

Участвуя в работе юридической комиссии по проблемам казахской судебной реформы, будучи знатоком древних законов и кодексов казахов, Ч. Валиханов во всех вопросах занимал самостоятельную позицию.

Высокие помыслы, благородные цели, многогранность его личности делают образ Ч. Валиханова особенно притягательным. Его выдающееся наследие и удивительная судьба впечатляют и вдохновляют, придают нам жизненных сил. Они являются прекрасным примером для молодого поколения, несут в себе воспитательную миссию, пробуждают гражданское самосознание. Друг Чокана, именитый ученый Г. Потанин с благодарностью вспоминает, какое благотворное влияние тот оказал на становление у него самого демократических взглядов и пробуждении в нём научных интересов.

Читайте также: