Этикет эпохи возрождения сообщение

Обновлено: 06.07.2024

Эпоха Возрождения – грандиозное время перелома устоявшихся канонов жизни и принципов средневековья, это эпоха, взгляды которой находят свое отражение и в настоящее время, это период, в течение которого происходил сложный процесс формирования реалистического мировоззрения, вырабатывалось новое отношение к природе, религии, художественному наследию античного мира.
Основной темой ренессансного искусства становится человек, человек в гармонии его духовных и физических сил. Искусство прославляет достоинство человеческой личности, бесконечные способности человека к познанию мира. Вера в человека, в возможность гармонического и всестороннего развития личности является отличительной особенностью искусства, философии и этики этого времени и делает её столь многогранной, широкой и интересной, что является актуальной до сих пор.
Мне близко это время, эстетика которого связана с грандиозным переворотом во всех областях общественной жизни: экономике, идеологии, культуре, науке и философии. Так же к эпохе возрождения относятся расцвет городской культуры, великие географические открытия, безмерно расширившие кругозор человека, переход от ремесла к мануфактуре, что не может оставлять к нему безразличной. В это время происходит новое осознание прекрасного и безобразного, рассуждается о красоте и её роли, о том, что мы можем по праву назвать красивым, а что нет. Я считаю, что вопросы человека и красоты никогда не покидают мыслей людей всех веков и культур.

Первые истоки этикета

Эти правила еще не являлись этикетом, но были его предшественниками. Они служили инструментом для создания комфортной остановки. Нравственность того времени помогала людям объединиться во время опасности, учила основам общения и чтению традиций. Сам же этикет появляется только с развитием государства.

Этикет в Древнем Египте

Египетская цивилизация была пронизана правилами поведения. Здесь считали, что манеры могут сделать из любого человека короля и потому неукоснительно им следовали. Определенные нормы были во время трапезы, в одежде, в уходе за собой, во всех церемониях и при переписке. Известно, что египтяне имели строгие представления об этикете за столом и придавали большое значение внешнему виду.

На застольях принято было встречать гостей у входа. Обычно это делал сам хозяин, но иногда и его слуги. Гости должны были хорошо выглядеть и поприветствовать хозяина. За трапезой каждому отводилось определенное место: знатные люди рассаживались на богато убранные стулья с высокими спинками, а остальным доставались табуреты. Было принято использовать нож для разделки мяса, но остальную еду ели руками. После приема жирной пищи, гостям давали чаши для омовения рук.

Этикет в Древней Греции

Этикет Древней Греции считался предметом для подражания. Основной его чертой была доброжелательность.

Для жителя Греции внешнее не было отделено от внутреннего, что накладывало отпечаток на все его поведение. Нужно было быть спокойным, почитать свою семью, сдержанно общаться с друзьями и знакомыми. Женщинам не разрешалось покидать дом без сопровождения раба, за столом пользовались ложкой для некоторой пищи, с обеда нельзя было выгнать незваных гостей, а сам обед неизменно должен был заканчиваться беседой.

Этикет Средневековья

Хотя средневековый период и принято считать варварским временем, его этикет порой поражал чрезвычайным обилием предписаний. Неподчинением нормам было нарушением закона и могло обернуться не только позором, но даже смертью. А соблюдение этикета в некоторых сферах доходило до абсурда.

Особенно это заметно по Византии. В свое время государство оказало большое влияние на традиции дипломатии. Очевидцы описывали византийские приемы, как одни из самых пышных. Византийцы таким образом старались продемонстрировать иностранным гостям всю мощь своего государства.

Контроль за соблюдением этикета первоначально был церковной прерогативой. Там же была введена должность церемониймейстера, который занимался ведением церемоний в соответствие со всеми правилами.

Рыцарская культура внесла огромный вклад в развитие этикета. Поведение истинного рыцаря подчинялось множеству законов, которые затрагивали все сферы жизни: от обращения с дамой до поведения на турнирах. Получить такой статус было почетно, но накладывало обязательства по жесткому следованию христианским ритуалам. В бою рыцарь с уважением относился к противнику, в жизни был верен своему сеньору, в поклонении даме сердца постоянно демонстрировал самоотречение и контроль эмоций. При всем обилии моральных обязательств, нельзя было забывать о безупречном внешнем виде.

Страны Восходящего Солнца

В восточных странах не было понятия этикета, но были вековые традиции. Они охватывали все сферы жизни и соблюдались на протяжении длительного времени. Правила настолько строги и тяжелы в следовании, что многие европейские люди не в состоянии их понять и применить.

Свод норм описывает, каковы должны быть жесты и походка. Согласно Конфуцию, король должен идти небольшими шагами, скользя по земле.

Японский кодекс самураев Бусидо был написан в 13 веке. Хотя он и был написан для воинов, следование ему во времена создания и в дальнейшем стало признаком высокой морали. На этикет Японии повлиял не только общественный строй, но и религия страны. Издавна было принято проявлять почтение к старшим и представителям власти, стремление к тактичности в общении и искоренению панибратства.

Эпоха Ренессанса

Говоря об этикете эпохи Ренессанса, многие вспоминают придворный этикет Франции или строгость Англии, но первой заложила его основы Италия . Именно там начинается эпоха Возрождения. Люди начинают интересоваться красотой, искусством, литературой, что сказывается на общих правилах поведения.

Этика того времени возвеличивала человека. И придворные традиции демонстрировали это в полной мере. Например, во Франции во время трапезы короля, сидеть мог только он один. А герцог бургундский регулярно принимал прошения от подданных, но только из уст своих чиновников, стоявших на коленях. Каждый день придворных особ и все события шли по заранее определенному сценарию, в котором каждый выполнял свои роли даже в жестах.

Вынужденные постоянно терпеть многочасовые ритуалы, обожествлять короля и задумываться о статусе собеседника, придворные теряли собственный характер. Неудивительно, что со временем большую популярность набирают нормы английского поведения. Они проповедовали скромность, благочестивость, руководствуясь при этом здравым смыслом. Воспитанный мужчина того времени не позволял себе громкого смеха и долгих рассказов о себе. Он с уважением относился ко всем людям, включая слуг, держал в чистоте свой наряд и проявлял учтивость к женщинам.

История развития этикета в Российском государстве

Изменения, произошедшие в 18 веке, в основном коснулись только дворян и купцов. Не все из них радовались переменам. Но были и те, кто продвигал европейские манеры. Например, граф Шереметьев, являвшийся послом и знатоком заграничного этикета, старательно демонстрировал на практике новые обычаи.

Начиная с конца 18 века до войны 1812 года в поведении высших слоев населения преобладало французское влияние. Позднее усиливается интерес к английскому стилю. Мужчины стали разговаривать о серьезном и увлекаться политикой. Женщины должны были иметь естественный вид и уметь поддержать разговор.

Правила этикета 19 века включали обязательное занятие помимо развлечений. Деловитое поведение было признаком хорошего тона.

После прихода советской власти, правила поведения в обществе претерпели изменения. Новое руководство страны желало отбросить светские манеры, считая их усложняющими жизнь. Одеваться нужно было скромно, разговаривать без лишнего пафоса. А первые правила этикета за столом 20 века стали лишены придворных изяществ.

История речевого этикета

Речевой этикет — это свод норм в общении. Появился он вместе с развитием государственности и служил с целью разграничения социальных слоев общества. Определенный стиль в общении мог выдать в человеке купца или дворянина. Кроме того, он позволяет участникам беседы вести разговоры в мирном тоне.

Традиционно речевой этикет различался в зависимости от региона. В Древней Греции существовала традиция культурных бесед после званого ужина. В Римской империи хорошим тоном считалось не высказывать недовольства хозяину вечера. Примером служил сам Цезарь: во время пира, на котором подали испорченное блюдо, он попросил добавки, не высказав замечаний повару.

В поздней средневековый Европе речевой этикет стал предметом для обучения. Знание норм могло выгодно выделить человека хорошим воспитанием, в то время как незнание, наоборот, было показателем низкого социального статуса. Эпоха Возрождения стала благоприятным с точки зрения этикета временем для бедняков. Повсеместный интерес к гуманизму приучал людей любого статуса общаться на равных.

Речевой этикет 19 века подвергся буржуазному влиянию. Уйдя от придворных традиций, правила поведения не стали проще. При встрече дамы с мужчиной, здороваться первой могла только женщина. Обращаться к кому-либо нужно было исключительно по имени вместе с титулом. Женщинам нельзя было общаться наедине с мужчинами, много разговаривать. А все, кто имел привычку давать краткие ответы, слыли невеждами.

История делового этикета

Римская империя всегда встречала заграничных гостей шумными торжествами, а при прощании послам дарили подарки . Была даже учреждена отдельная должность по приему иностранных дипломатов. При этом, Рим опасался отправлять свою делегацию из одного человека, а если предстояло морское путешествие, дипломатов сопровождало несколько кораблей.

Дальше всех в развитии делового этикета ушел Восток. Еще в Древнем Китае был разработан свод правил, регулирующих отношения между императором, подданными и государственными служащими.

Во времена Средневековья деловым этикетом начинают руководствоваться не только послы. Короли, их придворные и ученые также стали использовать общение, построенное по канонам. Подданным запрещалось прикасаться к королеве и начинать разговор с королём, а каждый служитель королевской обители мог выполнять лишь свою определенную функцию.

С приходом Советского Союза были отменены все прежние формы делового общения. Новая власть хотела показать, что в обществе все равны, и старались установить простые взаимоотношения. На практике подчиненные стали дальше от начальников, которые общались свысока с нижестоящими по карьерной лестнице людьми.

С началом образования государств, обществу понадобилось регулировать взаимоотношения с помощью правил хорошего тона. Они коснулись сферы делового общения, поведения за столом, внешнего вида и речи. Законодателями этикетных норм в разное время были: Древняя Греция, Византия, Испания, Франция и Англия. Каноны приличия менялись, но их знание во все времена было показателем образованности. Этикет 21 века не стал исключением. И сегодня человек, обладающий хорошими манерами, все также считается приятным собеседником и желанным гостем.

Эпоха Возрождения принесла новые требования не только к кухне, но и к сервировке стола, этикету за столом, правилам приготовления и подачи блюд, к застольным развлечениям и общению. Все стало мажорно и парадно.

Появились новые требования к рассадке гостей за столом. Стало обязательным рассаживать по принципу: мужчина-женщина-мужчина-женщина. Мужчина должен был ухаживать за дамами рядом.

И куда девались те простые нравы, когда вытирали руки о скатерть и рыгали за столом! За богатым столом было пафосно, вкусно и красиво! В лучших домах гостям даже подавали салфетки и сосуда с ароматизированной водой для мытья рук.

Посуда стала изящной и затейливой. На столах стояли корабли, сундуки, башни, здания – так были стилизованы простые судки, соусники, вазы, салатники. Салатники выполнялись в виде подноса с углублениями под различные салаты. Отдельные емкости были под вина, пряности, столовые приборы. Сосуды для вина имели краники для наливания. Солонки и конфетницы могли быть из драгоценных металлов, камня или хрусталя. Простую солонку Бенвенуто Челлини изготовил в виде чаши, которую с двух сторон поддерживали две фигуры. Солонка, Карл!

Тарелки, блюда у знати были золотыми или серебряными. Аристократам считалось зазорным иметь менее 200 серебряных тарелок. Особым шиком, начиная с 16 века, было использование фаянсовой посуды, которая производилась в Италии, и стеклянной. Причем, стекло использовалось разных цветов. Многие приборы богато украшались эмалью или металлом.

На смену кубкам и бокалам стали появляться стаканы и кружки. Причем, каждый образец богато украшался, а иногда стилизовался под форму животных, птиц, цветов.

Что касается столовых приборов, то некий прогресс уже был. Ложки уже были практически у каждого сидящего за столом, причем существовала практика приносить ложки с собой, потому что банально могло приборов и не хватить. К тому же, была возможность похвастать своим экземпляром. Нож оставался главным орудием за столом. Им и руками можно было взять понравившийся кусок с общего блюда. С вилкой все было сложно. Что поделаешь, она долгое время смущала своей рогатостью. Отличились итальянцы. Они первые оценили удобство этого прибора и активно им пользовались.

Сложно сказать почему, но еще долго бытовал обычай ставить одну тарелку на двух гостей. Кстати, индивидуальный кубок или бокал был тоже не везде, даже у знати. Пользовались сообща! Конечно, со временем у каждого сидевшего за столом появились индивидуальные приборы. Возможно, слишком большой акцент был на роскошь предметов, а это выходило в круглые сумы,

Желание поразить гостя было главным. Потому повара изощрялись во внешних эффектах. Готовили огромные, стилизованные под замки или пирамиды сооружения, причем из несъедобных материалов. Внутри помещались сами угощения, например, паштеты. Или еще одна любимая фишка богатых: прятать вовнутрь блюда живых птиц или мелких животных, которые разлетались-разбегались, когда блюдо открывалось.

Внешние эффекты были вообще в порядке вещей. Часто устраивались застолья с выходом на улицу. Например, в саду создавалась античная обстановка со статуями, фонтанами, гуляющими по дорожкам павлинами, спрятанными в зарослях музыкантами. Было много цветов, фруктов, беседовали об искусстве, литературе, музицировали, смотрели театрализованные представления. И вкушали. Иногда без вилок, руками.

Вообще, главной идеей любого застолья было желание показать достаток семьи, ее власть и богатство. На банкетах присматривались друг к другу, вели деловые разговоры, задумывались предстоящие браки.

Широко распространялось кондитерское искусство. Оно вышло за рамки замков и дворцов и стало доступнее. Забавно, но в Италии кондитерскими изделиями занимались аптекари. Видимо считалось, что хорошее пирожное способно убрать меланхолию и развеять депрессию. Создавалась целая отрасль, в которой было место и тортам, и бисквитам, и марципанам, и засахаренным фруктам. Кофе и какао удачно все дополняли.

На сегодня все. Пишите в комментариях, что интересного знаете о традициях эпохи Возрождения? И ждите продолжения историй о пищевых традициях наших предков.

вступление сама) Назначение этикета ограничивалось узким кругом людей, принадлежавших к высшему сословию общества, и за пределы этого сословия не выходило. Этикет задавал стандарты и каноны не только поведения, но и всего образа жизни дворянства, приводя его к “общему знаменателю”: надо было “вести себя как все”, и “жить как все”, и чтобы “все было как у всех”. Этикет пронизывал все сферы жизни высшего сословия, буквально до мелочей регламентируя жизнь двора. Члены семьи монарха должны были в определенный час вставать. Точно указывалось, кто обязан присутствовать при одевании монарха, кто должен держать и подавать одежду, туалетные принадлежности и т.д. Заранее было определено, кто сопровождает монарха, как проходят церемонии аудиенций, обедов, прогулок, балов. Представленная ко двору женщина, удалялась от царствующей особы, должна была двигаться спиной к выходу, ногой отбрасывая шлейф своего платья, чтобы не запутаться в нем. Этикет точно регламентировал, на какую высоту, переступая порог, могли поднимать юбки придворные дамы того или иного ранга. Указывалось, каким именно придворным дамам следует ходить рука об руку. Этикет предписывал количество и конфигурацию линий, которые должны были вычерчивать при реверансе придворные особы. Этикет носил характер закона и имел очень сильное воздействие на высшее общество. Нарушение норм этикета рассматривалось как преступление. И в своем кругу придворные должны были строго соблюдать понятиям чести. Но и придворная честь, по мнению Монтескье, это выражение интереса к собственному образу в глазах окружающих (а не внутренняя потребность). И человек должен говорить правду, только потому, “что человек, привыкший говорить правду, кажется смелым и свободным”, и быть вежливым не потому, что не может иначе, а потому, что вежливость свидетельствует, что мы не низкого звания.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Историко - бытовой этикет эпохи возрождения " Павана ". Презентация на заданную тему содержит 6 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500

Эпоха Возрождения Эпоха Возрождения (Ренессанс) – характеризуется высвобождением культуры из-под власти церкви, свободомыслием и раскрепощением личности, что способствовало расцвету танцевального искусства и танцевальной музыки. Кардинальноменяется отношение к танцу: из греховного, недостойного занятия, он превращается в обязательную принадлежность светской жизни и становится одним из самых необходимых для благовоспитанного и образованного человека навыков. Во Франции и других странах Европы черты нового танцевального искусства проявляются в конце XVI-XVII вв., тогда как в Италии расцвет начинается еще в конце XIV-начале XV веков.Поэтому в течение XV-XVI веков именно Италия была законодательницей танцевальной моды. В дворцовых залах итальянских вельмож устраиваются театральные представления типа интермедий с песнями и танцами. Бытовые танцы составляли основу этих роскошных зрелищ и исполнялись любителями. Однако со временем организация таких представлений обрела профессиональный характер. Этикет придворного общества былочень строгим; он регламентировал тончайшие детали поведения. Соблюдение правил этикета считалось обязательным, и это привело к тому, что в придворном обществе появляется учитель танцев - преподаватель изящных манер. Постепенно сложился набор танцевальных приемов с рядом обязательных правил, танец становился все более театральным. Профессиональные танцмейстеры заранее репетировали с дворянамиотдельные па и фигуры и режиссировали движения групп танцующих, а зрителями были другие придворные. Фигурный, изобразительный танец, организованный по типу составления геометрических фигур (балло-фигурато) – становится главной формой дворцового искусства. Ему свойственны синхронность движений, ритмическая четкость, перестроение фигур и соответствие ритму стиха и музыкальному аккомпанементу.

Читайте также: