Есть счастье праведное есть счастье грешное сочинение

Обновлено: 19.05.2024

Исследование проблемы и проблематики очерка Н.С. Лескова, рассмотрение различных интерпретаций образа Катерины Измайловой; работа со словом (стилем) писателя.

Содержимое публикации

- образовательная:исследовать проблему и проблематику очерка Н.С. Лескова, рассмотреть различные интерпретации образа Катерины Измайловой; работа со словом (стилем) писателя;

- воспитательная:показать антигуманный характер преступлений героини;

-развивающая:развитие аналитического и ассоциативного мышления.

Тип урока: урок комплексного применения УУД.

На доске: число, тема (не полностью).

Эпиграфы:запишите один из эпиграфов к уроку который, по вашему мнению, наиболее точно отражает ваше состояние.

Две силы есть – две роковые силы,

Всю жизнь свою у них мы под рукой,

От колыбельных дней и до могилы, -

Одна есть Смерть, другая – Суд людской. (Ф.И. Тютчев)

Союз души с душой родной.

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И … поединок роковой. (Ф.И. Тютчев)

Вступительное слово учителя.

- Какое чувство вызывает музыка? (Тревога, предчувствие чего-то страшного).

- Что есть любовь? Дума особая духовная высота дар

дарение страсть, все преступившая. (Ассоциативная цепочка)

Любовь – великая радость и тяжкий крест, откровение и тайна, страдание и самое большое счастье, лишь ею, любовью, живет и хранится женская душа, и доныне таинственная и загадочная.

Осмысление названия.

- Как всегда мы обращаем внимание на название ( одно из рамочных элементов произведения). Слайд 2,3

- В чем странность названия произведения (очерка)? (столкновение понятий из различных стилистических пластов: Леди Макбет – ассоциация с трагедией Шекспира; Мценский уезд – соотношение трагедии с глухой российской провинцией.

- Почему сам Лесков определил жанр – очерк?

- Внимательно посмотрите на доску и попытайтесь ответить. (Чтение первого предложения). Слайд 5

Работа с текстом очерка.

- Ну, а теперь дадим слово Катерине Измайловой! (ученица)

- Обратите внимание, на имя героини – Катерина Львовна.

- Что послужило причиной страсти? (Скука)

- А каково, по-вашему, главное свойство натуры Катерина? (Решительность).

- Сравним со словами короля Макбета

На доске: «Я смею всё, что смеет человек,

- Так зверь или человек? А может быть, звериная простота в человеке.

(гл. 6) «Катерина Львовна теперь готова была за Сергия в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил ее до того, что меры ее преданности ему не было никакой. Она обезумела (лишилась ума) от своего счастья.

- Прочитайте, что говорит о счастье сам Лесков. (на доске)

(чтение по ролям)

VI . – А теперь давайте обратимся к эпиграфу к очерку. (Как вы понимаете смысл?) Слайд 6

- А теперь давайте сравним этих двух героинь (у них много общего). Что?

- Чем они различаются? Слайд 7,8

- Островский и Лесков ввели в героинь из купеческой среды.

- У лесковой героини этого нет, только сны чудные пока тревожат.

VII .(Работа с текстом). Выразительное чтение сцен снов.

- Первый сон – гл. 6 (кот пока – просто кот);

- Второй сон – гл. 7 (кот, похожий на Бориса Тимофеевича убиенного).

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Как вы думаете, зачем писатели использовали прием сна? (Уж не совесть ли просыпается в молодой купчихе?) Слайд 9 (сны)

- Как же потрудилась Катеринушка? (Убила Федю).

- Случайно ли у Лескова поминание этой детали? (Сама природа, женское естество предостерегает от задуманного преступления).

Прочитайте слова Шекспира:

Кто начал злом,

Тот и погрязнет в нем. (В. Шекспир)

- Что подчеркивает художник? (связь с историей) (Большеглазый отрок на фоне икон, рука на груди – страсти по Дмитрию убиенному). Это ли не вечный укор за содеянное перед Богом? А ведь Катерина Измайлова о Боге – то ещё и не упомянула. Что это? Может, в Мценске все люди – безбожники, креста на себя положить не умеют?

- Прочитать (гл. 12)

- Итак, суд земной, суд людской совершился. Произвел ли он особенное впечатление на Катерину Львовну?

Страсть, вырвавшаяся на свободу, не знающая нравственных ограничений, неминуемо обречена на гибель?

- Изменила ли лесковскую героиню каторга? (Да, теперь это не хладнокровный убийца, вызывающий ужас и изумление, а страдающая от любви отвергнутая от любви женщина).

- Жалко её? Почему?

- Чем безогляднее ее любовь, тем откровеннее и циничнее надругательство Сергея над нею и ее чувством. (гл. 14)

- Как вы понимаете слова Шоу?

(Бог – совесть, внутренний судья. Нет такого бога в душе – страшен человек. Такова была Катерина Львовна до каторги. Таким остался Сергей. А героиня изменилась).

VIII .Чтобы показать (доказать) это, обратимся к символике пейзажных сцен.

Самостоятельная работа по тексту (3 минуты). Найдите слово – образ. С карандашом – по 3 человека. Гл. 6 и гл. 15 (Слайд 10)

IX .Итак, Катерина изменилась?

X .Символ страсти Катерины Измайловой – веревка (художественная деталь (от Гоголя). У Иры Бурдыкиной было задание, как Лесков обрывает эту деталь? Слайд 11

XI. Обобщение.

- Итак, кто же она, Катерина Измайлова? Страстная натура или больная душа?

- Прощает ли Лесков свою героиню? Можем ли мы говорить о покаянии Катерины? Нет. (дописываем тему на доске).

XII . Мы посмотрели экранизацию этого произведения. Согласны ли вы с интерпретацией режиссера? Такой ли вы представляете Катерину Измайлову?

XIII . Рефлексия.

Посмотрите на Катерину Измайлову (репродукция Глазунова закрыта).

- Какая здесь Катерина? Согласны ли вы с художником?

- Изобразите символически то, о чем мы говорили сегодня.

XIV . Домашнее задание.

Напишите размышление. Какой вопрос я бы хотел(а) задать леди Макбет Мценского уезда?



Главы 1–3 1. Что представляет собой семья купцов Измайловых? Расскажите о быте и нравах этой семьи. Измайловы - зажиточные купцы: "торговали они крупчатку, держали в уезде большую мельницу в аренде, имели доходный сад под городом и в городе дом хороший", однако, несмотря на доброе житьё, "скука непомерная" царила в стенах их дома. Жизнь была однообразной, любви и взаимопонимания между членами семьи не было, каждый из домочадцев был одинок по-своему. В гости езжали мало и нечасто. Эти поездки не могли разнообразить жизнь: купеческий народ был строгим, следовало соблюдать условности, принятые в обществе. Особенно женщинам было несладко.



3. Каково ее социальное происхождение? В каком возрасте мы встречаемся с героиней? Ей двадцать три года, и по происхождению она крестьянка. За пять лет до описываемых в очерке событий Катерина вышла удачно замуж за немолодого мужчину, представителя купеческого сословия. Ее жизнь до невозможности скучна, потому как нет ее в душе ничего – одна пустота. Ребенка Измайловы за пять лет не нажили. Она малообразованна и далека от христианской религии.


Имя ее – Измайлова Катерина Львовна Катерина Чистая (греческое) НО решительная Львовна Звериное начало НО Кошка (ласковая) Измайлова Мучается НО Крепость - воинственная



Почему Катерина решилась на измену? Катерина не знала, как это — любить по-настоящему. Общество не принимало её такой, какая она есть. Она мечтала, чтобы заботились о ней. Скоро ей повезло: она познакомилась с Сергеем. Катерину привлекли необычные речи его. Никто ранее не говорил так с ней. И душа, жаждущая любви, открылась для нового чувства. Если речь шла о сохранении любви, то она могла совершить любые, даже самые страшные поступки. Она боялась потерять то, что так давно искала






2. Свидание Катерины и Сергея в саду. Какими предстают перед нами герои (их чувства, мысли)? Каким они видят мир вокруг себя? Катерина Львовна много говорила, восклицала, восторгалась, была ласкова с Сергеем и хотела слушать его признания в любви к ней. Мир вокруг казался ей раем. Сергей был, наоборот, мрачным, немногословным, погружённым в свои мысли. Его ничего вокруг не занимало. Он думал о том, что его мечтам о сладкой, богатой жизни скоро придёт конец.



“Всем вор взял – что ростом, что лицом, что красотой, какую ты хочешь женщину, сейчас он ее, подлец, улестит, и улестит и до греха доведет!” “Я с тобой, друг мой сердечный, живая не расстанусь”


3. К какому поступку подталкивает Сергей Катерину? Сергей говорит о том, что его положение ничтожно, что он хочет быть мужем Катерине, а не любовником. А муж – помеха их счастью. Катерина ради любви к нему была готова на всё. “Ну вот, ты теперь и купец!”


Катерина ведёт себя решительно, вызывающе, нагло; она руководит действиями Сергея. Приказчик послушен, отстранён. Он выполняет все указания Катерины. Второе преступление уже не вызывало сомнений, вопросов, страха. Катерина и Сергей задушили Зиновия Борисовича из корыстных побуждений. Желая сделать Сергея купцом, Катерина без сожаления приводит задуманное в исполнение - Каковы поведение и внутреннее состояние Катерины и Сергея во время убийства Зиновия Борисыча?




Главы 7–8 1. В чём заключается символический смысл образов котов в снах Катерины? Первый сон (в главе 6): кот является в полусне-полудрёме, после первого убийства; он ластится к Катерине и разделяет её с Сергеем;


Главы 7–8 1. В чём заключается символический смысл образов котов в снах Катерины? Второй кот (в главе 7): является накануне очередного убийства с головой убиенного Бориса Тимофеевича. Символика снов: Катерина мечтала о любви, счастье, ради этого шла на преступления. А счастья и покоя не было, на душе было тревожно. Беспокойно… Увидеть во сне кота – к жизненным неурядицам, предательству


1. О чём стал постоянно говорить Сергей Катерине в связи с приездом мальчика Феди Лямина? Сергей внушает Катерине мысль о том, что мальчик помешает их счастью. Он является наследником состояния её пропавшего мужа. А без богатства не будет любви и счастья. 2. Каково внутреннее состояние Катерины после слов Сергея о Феде Лямине? Катерина только и думала о мальчике после слов Сергея. Ей не давала покоя мысль: сколько страданий она приняла ради любви и будущего счастья, а теперь приезд Феди может всё разрушить Главы 9–10


Катерина осознанно шла на убийство мальчика. Она выбирала удобное время, успокаивала Федю, отводила подозрения, давала указания Сергею. Она вздрогнула, когда под сердцем зашевелился собственный ребёнок. Но это была минутная слабость. Федя стал для неё воплощением зла и главной помехой для счастья. Главы 11–12 “Младенец лежал повержен на ложе, а они вдвоем душили его”


Катерина холодно и жестоко совершает самое страшное преступление – убивает ребёнка. Сама она под сердцем носит ребёнка. Своим поступком она убивает в себе женскую и материнскую сущность. Федя Лямин – символ ангела и мученика (читает Библию, принимает смерть в праздник Богородицы) Катерина и Сергей задушили Федю. Теперь Катерина стала исполнителем воли Сергея. Убийцы готовы загубить душу невинного ребенка ради своих желаний.



Молодёжь возвращалась с церковной службы, и кто-то предложить заглянуть через щёлочку в дом Измайловых. Машинист увидел, что в доме душат кого-то. Люди давно подозревали что-то нечистое в доме Измайловых. А теперь этому было подтверждение – удушенный мальчик. Люди были разъярены, они ринулись в дом и всё и всех смели на своём пути. Виновникам преступлений грозили расправой. Сергей расплакался, обвинил Катерину. Женщина сначала говорила, что ничего не знает. Но после слов Сергея согласилась с обвинением и взяла всю вину на себя.


Счастлива ли Катерина с Сергеем? Катерина Львовна лишь на время обретает счастье с приказчиком Сергеем. Он дает ей смысл жить и бороться до конца. Только благодаря ему, она начинает видеть мир во всех его красках. В ее грешной душе, на время поселяется покой и умиротворение.


Искренен ли Сергей в своих чувствах? Сергей не честен по отношению к купчихе. Он провоцирует ее на двойное убийство свекра и мужа, а когда понимает, что наследство может достаться племяннику Феденьки, то решается и судьбу мальчика.



­Пример сочинения 1

Кто же такой счастливый человек? Чтобы ответить на эти вопросы, можно прочитать поэму Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". В данной поэме автор уделяет особое внимание проблеме и счастливого человека. Этим вопросом странники задаются с самого начала произведения.

Странникам хочется отыскать счастливого человека из простых людей. На сельской ярморке они предлагают еды и водки тем, кто считает себя счастливым. к сожалению, таких людей они найти не смогли. Ни один человек не подходит под критерии, которые придумали мужики. По их мнению, в каждой ситуации могло быть и хуже. Для попа счастье — это покой и достаток. Помещик был согласен с попом. Солдат рассказывает историю о том, что он был бит перебит, но все таки выжил. Для него это счастья. Странники выслушали много историй, даже слышали, что счастья — это хороший урожай репы. Охотник рассказывает странникам историю, как его друзей загрызли медведи, а ему все лишь повредили скулу. Для каждого человека счастье - это что-то свое, для кого-то счастье - это мелочность или всякая удача. Все это является подтверждением плохой жизни народа.

Я считаю, что надо начинать с вопроса что такое счастье? Немногие над этим задумываются. Я считаю, что счастье — это внутреннее состояние человека, в тот момент, когда он испытывает радость за себя или своих близких. Теперь можно ответить на вопрос: Кто же все таки счастлив в поэме Некрасова? Я считаю, что по-настоящему счастливы Матрена Тимофеевна и Григорий Добросклонов.

Рассмотрим образ Матрены Тимофеевны. Это женщина лет 38, но сама она считает себя старой женщиной. Волосы с сединой, красивые и длинные ресницы, большие глаза - это все про Матрену.

У нее есть пятеро детей, она готова на все ради них, как любая мать. Так, когда ее сын отдал овцу волку, она взяла его вину на себя, лишь бы спасти сына от наказания. В семье мужа ее любил и жалел только богатырь Савелий. Но свое счастье Матрена Тимофеевна нашла в детях и работе. Матрёна учит своих детей быть честными, не воровать. Она верующая женщина: “чем больше я молилася – тем легче становилося. ”. Именно вера помогла Матрёне пережить самые тяжёлые моменты в жизни.

Перейдем на образ Гришы Добролюбова и убедимся, что он также счастлив. Он является одним из главных образов поэмы Некрасова, но появляется только в конце в произведения. Гриша — юноша лет 15, он обладает особым талантом, умеет вести за собой людей. Парень много читает, учится в духовной семинарии и собирается поступать в Москву. Живет он очень бедно, но он не унывает.

Он пытается сделать жизнь крестьян ярче и счастливее, сочиняя веселые песни. Он считает, что если вокруг будут счастливые люди, тогда он сам будет жить в счастье. Жизнь готовит для Гриши чахотку и Сибирь. Но он не сдается. Это дает ему силы и уверенности в себе, этим он мотивируется. Он всегда верит в лучшее.


­Пример сочинения 2

Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:

Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т.е. свободой. Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты. Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:

И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:

Некрасов писал поэму не один год, постепенно собирая материал, добавляя новые главы, новых героев. Он признавался, что собирал ее по словечку. Он хотел, чтобы произведение было понятно всем людям. Произведение написано в соавторстве с народом, так как в нем используются фольклорные традиции, образы, элементы сюжет и композиции.

Начинается поэма с пролога, который напоминает присказку. В прологе обозначается идея произведения: есть ли счастливые люди на Руси и кто они. Поэт использует художественные приемы, чтобы картина им созданная приобрела большой размах. Названия деревень указывают на их типичность, в любой деревне люди живут одинаково. Все они находятся в стране под названием Русь, что расширяет хронологические рамки до Древней Руси. Таким образом, мужики ищут счастливого независимо от места и времени. в современной автору действительности произошли серьезные социальные перемены. Отменили крепостное право, освободили крестьян, общество пошло по пути прогресса, теперь все должны быть счастливы. Мы вместе с мужиками отправляемся в путешествие по пореформенной России, чтобы понять насколько лучше стали жить люди.

Лука жил у попа в работниках и рассказал, что живет он в тереме, богато, по-княжески. Ест его семья кашу с маслом, пироги с начинкой. Встретили мужики попа, который поведал о своем счастье. Оказалось, что нет ему ни покоя, ни чести. В любое время дня и ночи его зовут к больным, умирающим. Попы тоже не без сердца, тяжело видеть мучения умирающих, горе потерявших близких людей. Богатства большого он тоже сколотить не смог. Рассказывал поп о своей жизни, а крестьяне соглашались с ним. Чужая жизнь кажется лучше и легче, потому что никто не думает о трудностях, с которыми встречаются в жизни другие люди.

Более подробно останавливается автор на судьбе нескольких персонажей, которых окружающие считают счастливыми. Один из героев Ермил Гирин. Он выходец из мужиков. По характеру честный, трудолюбивый. Окружающие его очень уважают, доверяют ему. Об этом говорит такой случай. Однажды срочно потребовались Ермилу деньги. Он вышел на базарную площадь и попросил у людей взаймы. Ему дали, кто сколько мог. Он всех записал, кто ему занимал, и потом вернул все честно. Только сидит теперь в остроге Ермил, можно ли говорить тут о счастье?

По-настоящему счастливым человеком можно считать Гришу Добросклонова, в котором современники Некрасова отмечали сходство с Н. А. Добролюбовым. Он беден, но честен, справедлив. Гриша мечтает о счастье для всех, а не только для себя. Его песня помогает понять, в чем смысл его жизни.

Герой помнит песни матери. С любви к матери началась его любовь к родине, за которую он готов отдать жизнь. Некрасов дает понять, что далек народ от счастья, но всегда будут люди, которые будут стремиться к нему. Образ Гриши рождает надежду, что у России есть счастливое будущее. Счастье героя заключается в духовном благополучии, богатстве. Оно противопоставлено счастью материальному.

Произведение Некрасова заставляет задуматься о смысле жизни, о том, что составляет счастье человека. Если говорить о России второй половины 19 века, то народ не понял, как пользоваться своей свободой, поэтому не стал счастливее. Автор мечтает о том, чтобы народ стал более сознательным, поднялся с колен. Счастье народа заключается в свободном созидательном труде и общем благе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Страстная натура или больная душа

Урок литературы в 10 кл.

Учитель Шулепова Ирина Анатольевна

Дидактическая цель : способствовать формированию УУД в процессе осознания и осмысления идеи очерка Лескова средствами активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Тип урока : урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Планируемые результаты (цели по содержанию):

- сравнивать героев разных произведений;

- давать оценку поступкам героев;

- анализировать текст художественного произведения.

Метапредметные:

Познавательные :

- находить в тексте нужную информацию;

- анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные :

- продуктивно сотрудничать, общаться со сверстниками при решении различных учебных задач;

- формулировать и высказывать собственное мнение по проблеме урока,

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные :

- выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

- корректировать собственные ответы.

- формировать художественный вкус;

- развивать способность к самостоятельной учебной деятельности;

- воспитывать творческого читателя, чуткого слушателя;

- воспитывать гражданские, нравственные качества личности.

Методы обучения : репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Есть счастье праведное, есть счастье грешное.

Праведное ни через кого не переступит,

а грешное все перешагнет .

Бойся человека, Бог которого на небе .

Организация урока.

1.Вступительное слово учителя.

Очерк “Леди Макбет Мценского уезда” впервые опубликован в журнале “Эпоха” в 1865 году под названием “Леди Макбет нашего уезда”. Повесть показывает неразрывную связь капитала с преступлением на любовной почве. Это одна из художественных вершин творчества Лескова. Основное содержание очерка Н. С. Лескова “Леди Макбет Мценского уезда” составляет тема любви, тема трагической женской судьбы.

2.Жанровое своеобразие .

- Дайте определение очерка.

О́черк — одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения.

Очерк - это художественно-публицистический жанр, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности для решения определенных аспектов концепции человека или общественной жизни.

3. Семантика названия, его осмысление.

Заранее подготовленный ученик кратко рассказывает содержание трагедии.

Вывод : Шекспир сделал Макбета законченным воплощением политического деспотизма и честолюбия. Леди Макбет во многом подобна своему мужу. Но у этой царственной женщины сердце окаменело. Все ее чувства подчинены честолюбию. Даже любовь ее честолюбива. Она любит Макбета за то, что он превосходит всех других людей. Ей важна не та радость, которую любящая женщина получает от ответных чувств мужчины, а его способность возвысить себя и заодно ее. Она хочет быть женой первого человека в государстве. Такая любовь бывает, она по-своему может быть искренней и сильной, но, конечно, представляет собой извращение истинной любви.

Отличает ее от Макбета решительность. Ее честолюбие — действительно страсть, слепая, нетерпеливая и неукротимая. Она железная женщина, дьявол в прекрасном облике. Если честолюбие Макбета — это страсть, борющаяся с его нравственным сознанием, то в ней — это мания, уничтожившая все остальные чувства. Моральных понятий она начисто лишена.

- В чем странность названия лесковского произведения?

(Столкновение понятий из различных стилистических пластов: “Леди Макбет” – ассоциация с трагедией Шекспира, леди – дама из высшего общества, так мы соотносим произведение с высоким содержанием, возвышенным стилем. Мценский уезд (ассоциации: Кукарский еузд, Яранский уезд)– соотношение трагедии с глухой российской провинцией).

Вывод по названию : автор расширяет масштабы происходящего в очерке. Независимо от того, к какой социальной группе принадлежит, каким социальным статусом обладает человек (женщина), он способен испытывать как высокие, так и низменные чувства, желания, стремления. В нем одинаково уживаются и добро, и зло.

4.Анализ очерка.

- Кто главный герой? (Катерина Львовна Измайлова)

- Каков характер имела Катерина Измайлова? Подтвердите текстом.

- Что автор говорит о сильном характере?

(текст – начало, 1 абзац)

Катерина Измайлова и в жизни, и в любви могла добиться многого.

- Расскажите ее историю замужества. (Художественный пересказ-монолог (история замужества Катерины) от первого лица. (1 глава)).

Вывод : в жизни Катерины Измайловой нет любви, только скука, поэтому ищет занятия, развлечения на стороне.

- Виновата ли в этом Катерина Измайлова?

(и да, и нет. Да, потому что жизнь ее не была наполнена духовно: Катерина Измайлова не любила мужа, не имела любимого дела, не молилась, не читала. Нет, потому что и муж ее не любил)

- С чего началась ее страсть?

- Как понимаете его слова? (не тело оставляет следы на земле, а душа человеческая в памяти людской).

- Каков Сергей? Как себя ведет?

- Ради чего? (ради денег, власти)

-Какова Катерина Измайлова в любви?

Она ждала чего-то особенного от жизни – любви. И случайная встреча разожгла ее душу на столько, что просит свекра за любовника. Получив отказ, она отравила свекра.

- Есть ли сожаление у неё, какое-либо движение совести?

- Через что перешагивает Катерина Измайлова?

(через божьи заповеди – не прелюбодейстуй, не убий.)

Убив раз, с легкостью убивает снова. Расскажите об убийстве мужа (главы 7–8).

По библии, закон брака: “Двое – одна плоть”. А Катерина Львовна плоть эту своими же руками раздавила – спокойно, даже с резкой гордостью за свою неодолимость.

- Вспомните эпиграф к очерку. Как его поняли?

И вот живет Катерина Львовна, “царствует”, даже носит ребенка под сердцем. Все вроде бы свершилось по идеалу (помните, хотела себе “для веселости ребеночка родить”). Этот высокий идеал – материнство - сталкивается с другим высоким христианским идеалом – не прелюбодействуй, потому что ребенок не от мужа – от любовника. Вспомним Катерину из “Грозы” Островского, которая, нарушив этот божий закон, уже спокойно не смогла жить: она призналась в измене, потому что совесть не позволила перешагнуть через грешное счастье.)

- А Катерина Измайлова имеет совесть? (У лесковской героини этого нет, только сны чудные пока тревожат.)

Рассказать о снах Катерины Львовны.

1-й сон – глава 6 (кот пока – просто кот).

2-й сон – глава 7 (кот, похожий на Бориса Тимофеевича, убиенного).

Вывод: Не так просто оказывается “песенку спеть”.

Сны символичны. Уж не совесть ли просыпается в молодой купчихе? (Пока нет.)

- Как поняли? (обереги отрока Божьего)

- Как же потрудилась Катерина? (Убила Федю.)

И перед очередным убийством “собственный ребенок у нее впервые повернулся под сердцем, и в груди у нее потянуло холодом” (глава 10).

- Случайно ли у Лескова упоминание этой детали?

(Сама природа, женское естество предостерегают ее от задуманного преступления. Но нет, не внемлет голосу души, не пробил светоч младенца мрак души: “Кто начал злом, тот и погрязнет в нем” (Шекспир).

В отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу. Как это случилось?

- Как вы думаете, почему – сразу?

(Большеглазый отрок на фоне икон, ручка на груди как парафразис страстей по Дмитрию убиенному)

Вывод : нарушен высший нравственный закон, заповедь Божья – “не убий”; ибо высшая ценность на земле – это человеческая жизнь. Потому так велика глубина нравственного падения Катерины и Сергея.

- К чему приводит вырвавшаяся на свободу страсть?

Итак, суд земной, суд людской совершился. Произвел ли он особенное впечатление на Катерину Львовну? Подтвердите текстом (гл. 13).

(Любит она по-прежнему.)

-Расскажите об отношениях Катерины Измайловой и Сергея на каторге.

- Изменила ли лесковскую героиню каторга?

(Да, теперь это не хладнокровный убийца, вызывающий ужас и изумление, а страдающая от любви отвергнутая женщина.)

- Жалко ее? Почему?

(Она жертва, отверженная, а любит по-прежнему, даже сильнее (гл. 14). Чем безогляднее ее любовь, тем откровеннее и циничнее надругательство Сергея над нею и ее чувствами. Бездна нравственного падения бывшего приказчика так страшна, что его пытаются усовестить даже видавшие виды арестанты-каторжники).

- Бернард Шоу предостерегал: “Бойся человека, Бог которого на небе”. Как вы понимаете эти слова?

(Бог – совесть, внутренний судья. Нет такого Бога в душе – страшен человек. Таким остался Сергей. Такова была Катерина Львовна до каторги.)

Изменения в Катерине поможет увидеть обращение к символике пейзажных сцен.

Самостоятельная работа по анализу пейзажа (работа по тексту с карандашом, 3 минуты) . (Таблица заполняется в ходе работы.)

Вопросы на доске:

Какой цвет чаще встречается в описании природы?

Найдите слово-образ, который использует Лесков в этом отрывке?

Какова символика пейзажной сцены?

Вариант 1.
Текст, гл. 6.
“Золотая ночь”, “рай”,
белый цвет, молодой цвет яблони, яблоня, залитая белыми цветами.
Символика.
Белый цвет в природе - “рай”. Но чернота, грязь, тьма в душе - “ад”.

Вариант 2.
Текст, гл. 15.
“Безотраднейшая картина”, “ад”,
грязь, тьма, серое небо, ветер стонет.

Символика.
Грязь, тьма на улице - “ад”, но свет в душе - “рай” (очищающая боль)

Больная душа у Катерины Измайловой. Но предел собственных страданий и мучений пробуждает проблески нравственного сознания у лесковской героини, не ведавшей раньше ни чувства вины, ни чувства раскаяния.

Волга заставляет вспомнить другую Катерину – из “Грозы” Островского. Мы чувствуем: близится развязка. Но Катерина Кабанова погибает сама, а Катерина Измайлова забирает с собой еще одну душу – Сонетку. Душа Катерины Львовны на миг как бы вошла в луч свет и снова погрузилась во мрак.

5.Итог беседы-анализа.

Хотелось бы привести цитату Л.Аннинского: “Страшная непредсказуемость обнаруживается в душах героев. Какая там “Гроза” Островского – тут не луч света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут “Анна Каренина” предвещена – отмщение “бесовской страсти”. Тут Достоевскому под стать проблематика – недаром же Достоевский и напечатал “Леди Макбет…” в своем журнале. Ни в какую типологию не уложишь лесковскую героиню – четырехкратную убийцу ради любви”.

6. Рефлексия .

- Что для себя вы открыли в этом очерке классической русской литературы?

Домашнее задание: написать сочинение-сопоставление Катерины Кабановой и Катерины Измайловой.

Читайте также: