Эпопея челюскинцев сообщение кратко

Обновлено: 28.06.2024


Арктика для многих стран была лакомым кусочком, но в 1923 году советское правительство объявило, что все земли находящиеся в советском секторе Арктики принадлежат СССР.

Несмотря на это Норвегия долго претендовала на землю Франца Иосифа. Северный морской путь был кротчайшим маршрутом между Восточной и Западной границей СССР. По замыслу вождя по Северному морскому пути должны были двигаться караваны морских судов на Дальний Восток, но этот путь надо было прорубить во льдах и оснастить метео- и радиостанциями, портами и населенными пунктами.

челюскинская эпопея


14 февраля 1934 года в Москве закончил свою работу XVII съезд ВКПБ, на котором многие проголосовали против Сталина. Его назовут съездом расстрелянных, ведь большинство бросивших вызов вождю закончат свою жизнь в подвалах Лубянки. Но тогда Сталину нужна была поддержка. 103 человека на льдине пришлись как никогда кстати. Великий комбинатор придумал гениальный ход. Все мгновенно забыли об истинных причинах и предпосылках трагедии, а на повестке дня остался один вопрос - спасение челюскинцев. Сразу же была создана правительственная комиссия во главе с Куйбышевым. Весь мир должен был знать что СССР не жалеет на заботу своих граждан ни сил, ни средств.


Освещение прессой жизни лагеря Шмидта можно смело назвать предтечи современных реалити-шоу. Весь мир следил, как 103 человека выживают в условиях Крайнего севера. И в действительности никто из челюскинцев не чувствовал себя обреченным. Люди сплотились в одну сплошную семью, которая помогала друг другу физически и морально. Шмидт читал лекции в палатке.


В Москве поняли, что единственным спасением людей станет авиация, но нужен аэродром. Подходящую льдину нашли в нескольких километрах от лагеря. Каждый день челюскинцы приходили расчищать лед. Эта работа была крайне тяжелая. Люди работали в три смены. Кроме того челюскинцам пришлось 13 раз находить новые льдины площадью 40000 кв. м., так как ветер часто ломал льдины.

Через три недели дрейфа на льдину приземлился самолет Лебедевского, который лишь с 28 раза нашел убежище челюскинцев. Сложно описать ту радость которую они испытали. Первыми вывезли женщин и детей. Спустя несколько дней семь летчиков в труднейших условиях, по неисследованной воздушной трассе совершали рейс за рейсом, ведь взять на борт могли только 2-3 человека. Пока отправляли одного за другим челюскинца, Отто Юльевич Шмидт серьезно простудился, и заболел туберкулезом. Воспаление легких могло привести к гибели великого ученого, поэтому Куйбышев приказал ему немедленно прибыть в Москву, а начальником экспедиции был назначен Бобров.


Несколько тысяч километров добирались спасенные челюскинцы с Дальнего Востока до Москвы. На каждой станции люди сбегались поприветствовать национальных героев. 19 июня 1934 года их встретила Москва на Красной площади. В их честь состоялся митинг и праздничная демонстрация. Семи летчикам впервые было присвоено звание Героя Советского Союза, а все челюскинцы получили орден Красной Звезды.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Челюскинская эпопея

Задача освоения Севера и экспедиция

Артика уже в первой половине XX столетия считалась лакомым куском, на который многие зарились. В 1920-е годы Москва объявила, что все земли, которые находятся в советском секторе Арктики, принадлежат Советскому Союзу. Несмотря на это Норвегия по-прежнему претендовала на землю Франца-Иосифа. Северный морской путь привлекал внимание великих держав, включая Германию.

После победы большевиков оба участка пути действовали самостоятельно друг от друга. Западный участок Северного морского пути, от Енисея до Белого моря, использовали для вывоза хлеба из Сибири в европейскую часть страны. С началом индустриализации по нему стали вывозить лес из Игарки, а затем никелевую руду Норильска и Талнаха. Освоение же Чукотки и Восточной Сибири потребовали организации регулярных рейсов из Владивостока.

Надо отметить, что работа на Севере тогда была столь же престижной и почётной, как в будущем космонавтика. Арктические достижения стали одной из героических страниц молодого советского государства. Подвиги и достижения полярников тогда не сходили со страниц газет и книг. Возвышенное и прагматичное сочетались в освоении Севера.

Математик Отто Юльевич Шмидт стал тем человеком, который смог сделать решающий вклад в развитие Северного пути. Блестящий математик, принявший активное участие в создании советской системы образования, Шмидт был основателем и главным редактором Большой Советской Энциклопедии. Учёный увлекался альпинизмом и должен был принять участие в Таджикско-Памирской экспедиции. Однако экспедиция не состоялась и Шмидту предложили принять участие в исследовании другого малоисследованного района – Земли Франца-Иосифа. Острова находились в пределах русских полярных владений. О правах на них Россия заявила ещё в 1916 году, и СССР через десять лет подтвердил заявку. Все известные и неизвестные земли между меридианами Берингова пролива — на востоке и полуострова Рыбачий — на западе были объявлены русскими (позднее советскими) владениями. Но для практического узаконивания этого объявления необходимо было начать хозяйственное освоение этих территорий.

Зимовка и эвакуация

В это время челюскинцы проходили суровую школу выживания. Люди не пали духом, они верили, что их спасут и делали всё, чтобы дождаться помощи. Первые дни были самые тяжелые. Но затем даже в Арктике наладили суровый быт. Из спасенных материалов соорудили барак, поселив туда до половины экипажа. Остальные жили в палатках. Построили камбуз и сигнальную вышку. Большие работы постоянно проводили на ледовом аэродроме. Его постоянно разрушали подвижки льда, приходилось проводить новые работы.

Берег располагался примерно в 150 км от лагеря, но Шмидт запретил пеший переход. Женщины и дети, да и многие мужчины, не смогли бы дойти до берега. Слишком много опасностей таил такой переход, особенно в условиях отсутствия нужного снаряжения. Недовольных жестко смирили. Шмидт прямо сказал, что откроет огонь. Ростки сомнений и паники надо было подавить в самом начале. Руководство экспедиции, по богатому опыту прежних полярных экспедиций, знало, что переход по дрейфующим льдам крайне опасен. Причём даже для хорошо подготовленных, имеющих продовольствие и специальное снаряжение людей. В их условиях такой переход грозил смертью многим, если не всем. Решили ждать помощи с материка.

Решение было правильным. На мысе Олюторка с кораблей выгрузили и собрали самолеты для полетов в лагерь челюскинцев. Оттуда они своим ходом добрались до селения Ванкарем. Уже 5 марта (около 3 недель после катастрофы) лётчик Анатолий Ляпидевский на тяжелом двухмоторном самолёте АНТ-4 (ТБ-1) вывез с льдины первую партию челюскинцев (десять женщин и двоих детей). Ляпидевский совершил настоящий подвиг. По его словам, посадочная площадка была маленькая – примерно 450 на 150 метров, а требовалось 650 метров на 150. Однако все обошлось. Полет Ляпидевского на тяжелом АТН-4 был единственным, затем использовали более легкие самолёты.

Судьба челюскинцев, подвиг моряков, полярников и летчиков сделали единой всю страну. Сейчас в это трудно поверить, но с февраля по апрель 1934 года весь Советский Союз начинал день с вопроса, что происходит на льдине. Все жадно ловили информацию по радио, читали и перечитывали газеты. Возвращение челюскинцев стало триумфом всего СССР. Их путь из Владивостока в Москву буквально засыпали цветами. Все члены экспедиции и летчики стали настоящими героями и не сходили с передовиц газет и радиопередач. Советский народ ликовал. Это было ни с чем несравнимое, единение народа. Его победа. Высшей точкой ликования людей стал парад на Красной площади, когда челюскинцев привезли с вокзала по затопленным торжествующими людьми улицам столицы.

Краткий курс истории. Спасение челюскинцев

Дрейф во льдах

Подвиг лётчиков

На лёд был высажены почти все пассажиры и экипаж. Были также выгружены приготовленные заранее запасы продовольствия, палатки, спальные мешки и т.д. При разгрузке единственным погибшим оказался завхоз Б.Г. Могилевич. Потерпевшие кораблекрушение смогли организовать в ледовом лагере чёткую дисциплину и порядок, благодаря чему удалось сохранить жизнь людей и создать условия для дальнейшей эвакуации.

Трагедия в Беринговом проливе всколыхнула всю страну. Тысячи людей рвались спасать экспедицию. В Москве был создан штаб, который возглавил Валериан Куйбышев. Рассмотрев разные предложения, сочли лучшим вариантом использование авиации. Первым самолётом, севшим на льдине, был АНТ-4 Анатолия Ляпидевского. Примечательно, что до этого он произвёл 28 вылетов и только 29-й стал удачным. Поискам экспедиции мешали очень плохие погодные условия, особенно сильный туман. Ляпидевский совершил подвиг, он сумел сесть в 40-градусный мороз на площадке 150 на 400 метров. В первый раз удалось вывезти 10 женщин и двоих детей. Во второй раз подвёл самолёт, и Ляпидевский вынужден был остаться на льдине.

Основной вывоз потерпевших крушение начался через 13 дней и длился две недели. Всех эвакуировали за 24 рейса. Страна высоко отметила подвиг спасателей. Золотую звезду №1 получил лётчик А. Ляпидевский. Также Героями Советского Союза стали Николай Каманин, Михаил Водопьянов, Иван Доронин, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков и Маврикий Слепнев. Это были первые Герои Советского Союза.

Остальные участники спасения были награждены орденами и медалями. Были награждены и все участники экспедиции.

19 июня 1934 года в Москве при огромном стечении народа состоялась торжественная встреча челюскинцев.

16 июля. 1933

1 августа

17 августа

19 августа

25 августа

Экспедиция Шмидта достигла острова Уединения. Впервые грузовой пароход достиг в это время года столь высоких широт.

1 сентября

14 сентября

19 сентября

23 сентября

3 октября

Партия челюскинцев в 8 человек покинула пароход и, пройдя 65 километров по сплошному льду, достигла мыса Дженретлен.

7 октября

29 декабря

13 февраля. 1934

В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека (8 человек по разным причинам покинули пароход ещё около острова Колючин; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина; один человек — завхоз Б.Г. Могилевич — погиб во время затопления судна, будучи придавлен сместившимся палубным грузом).

14 февраля

15 февраля

Начальник полярной станции мыса Северного Петров направил собачьи упряжки на мыс Онман для вывоза челюскинцев из лагеря.

28 февраля

5 марта

В Хабаровске создана чрезвычайная комиссия по оказанию помощи Челюскинцам. В этот день лётчик Ляпидевский совершил удачный перелёт из Уэлена в лагерь Шмидта, откуда он вывез на материк 10 женщин и двух детей.

6 марта

В лагере надвое разломан деревянный барак, в котором жили челюскинцы, и кухня.

10 марта

11 марта

13 марта

16 марта

17 марта

19 марта

23 марта

26 марта

Каманин, Молоков и Пивенштейн прилетели в Анадырь.

29 марта

Ушаков, Леваневский и Слепнёв прилетели на двух самолётах из Фербенкса в Ном.

2 апреля

Лётчик Бабушкин прилетел из лагеря Шмидта в Ванкарем.

3 апреля

Летчик Слепнёв вылетел из Нома и благополучно опустился в Уэлене.

4 апреля

Лётчики Галышев, Доронин и Водопьянов прилетели в Анадырь.

7 апреля

Слепнёв, Каманин и Молоков прилетели из Уэлена в Ванкарем и в тот же день вылетели в лагерь Шмидта. При посадке в лагере у самолёта Слепнёва повреждено шасси. Самолёт остался на льду. Каманин и Молоков доставили из лагеря в Ванкарем 5 пассажиров.

8 апреля

9 апреля

10 апреля

Пилот Каманин сделал один рейс из Ванкарема в лагерь и доставил оттуда 3 человек. Слепнёв вылетел из лагеря и привёз в Ванкарем 6 человек. Молоков сделал три удачных полёта в лагерь, доставив на берег 13 человек. За этот день было перевезено из лагеря на материк 22 человека.

11 апреля

Молоков и Каманин доставили в Ванкарем 35 человек. На льду осталось 28 человек. Заболевший Шмидт по решению правительственной комиссии был переправлен в больницу в городе Ном на Аляске.

12 апреля

Водопьянов снял со льда 7 человек, Каманин и Доронин — 15 человек. В лагере остались шесть челюскинцев.

13 апреля

Сняты со льдины последние шесть челюскинцев.

14 апреля

21–28 мая

7–9 июня

Челюскинцы прибыли во Владивосток, оттуда на специальном литерном поезде повышенной комфортности отправились через всю страну с торжественными встречами на вокзалах.

19 июня

Челюскинцы прибыли в Москву, где были устроены многотысячная встреча и народные гуляния.

Мы предпринял​и​ все возможные действия, ​стремясь удостовериться в том, что каждое из произведений​, размещенное​ на ​этом ​сайте​ в открытом доступе​, перешло в общественное достояние​.

В 1930-е гг. перед советскими полярниками встала дилемма: было необходимо как можно быстрее налаживать работу Севморпути, но ледоколов крайне мало, выбить у Наркомфина валюту на их приобретение за рубежом затруднительно – она была нужна на закупку станков, оборудования и технической документации для всех отраслей промышленности и сотен заводов.

Челюскинская эпопея – очень советская история. В ней всё смешалось: нелепость самого замысла, авантюризм, безобразная подготовка и неумелое проведение самой экспедиции с подлинным героизмом полярников и лётчиков-спасателей.

Читайте также: