Эпиграф к сочинение гроза

Обновлено: 02.07.2024

Программа по литературе дает возможность познакомить учащихся с различными жанрами.
Самым трудным является изучение драматических произведений. Настоящей жизнью пьеса живет только на сцене. Но в школе пьесу читают. “И к пьесе отношение у ребят совсем иное, чем к театральному зрелищу. Им нелегко читать драматическое произведение. Чтение для них обычно связано с рассказом, повестью, романом. Даже стихи, которые труднее читать, чем эпические произведения, воспринимаются школьниками легче, чем пьеса” (А.М.Докусов, В.Г. Маранцман “Комедия Гоголя “Ревизор” в школьном изучении”, г.Ленинград, “Просвещение”, 1975, стр.62).

Драма – трудный род литературы не только для писателя, но и для читателя. Необходимо образное мышление, чтобы представить героя в той или иной ситуации. Настоящий читатель проделывает ту работу в понимании характера героя, которую проделывает актер в процессе работы над ролью.
Учитель ни на минуту не должен забывать истину, не требующую доказательства: методы изучения драматических произведений определяются их спецификой.

В течение многих лет я работаю над методикой изучения драматического произведения и пришла к убеждению, что обычный способ комментирования по актам несостоятелен, потому что он убивает специфику развития драматического конфликта.

Лучшим способом прочтения пьесы является режиссерский – чтение пьесы дословно, по актам в один прием. Такой возможности учитель не имеет: больше двух уроков, стоящих рядом, в его распоряжении нет. Наиболее эффективным методом прочтения пьесы в один прием в условиях школьной практики является литературный монтаж.

В последнее время много внимания уделяется темам типа “Смысл названия…”, подобные формулировки звучат на выпускном экзамене. Только подробный анализ пьесы дает возможность говорить о смысле названия.

Многие писатели используют метафорические названия, смысл которых ученик затрудняется раскрыть самостоятельно. Прелагаемый урок является частью моей сложившейся системы изучения драматических произведений. Урок раскрывает умение Островского универсально реализовать метафору грозы в своей пьесе и подготавливает учеников к домашнему сочинению по теме “Смысл названия пьесы Островского “Гроза”.

“А как же вы в афишке пропустили грозу? Ведь она тоже действующее лицо”.

Разработка урока. 10 класс. (2 часа.)

Цель урока: проследить, как Островский универсально реализует метафору грозы, как через образ грозы показывает грозовое состояние общества, грозу в душах людей; помочь учащимся подготовиться к сочинению типа “Смысл названия…”

На доске эпиграф: “Мы не подберем названия – что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясна; что сюжет не освещен как следует… что самое существование пьесы не оправдано; зачем она написана, что нового хочет сказать автор?”

I. Постановка учебной задачи.

– Перечитайте тему урока, попробуйте определить сами учебную задачу. О чем будем говорить на уроке? Назовите ключевые слова в формулировке темы урока? (Гроза – действующее лицо.) Значит, будем говорит о грозе как действующем лице пьесы. Этого недостаточно. Перечитайте эпиграф к уроку. Что нового хочет сказать автор? (Гроза – идея - сюжет).

Итак, учебная задача урока – выяснить, в чем смысл названия пьесы; учиться анализировать драматический текст; подготовиться к сочинению “Смысл названия пьесы А.Островского “Гроза”.

II. Беседа по тексту.

– С чего начнем разговор? (С определения значения слова “гроза”.)

Проверка домашнего задания.

– Каково значение слова “гроза” по словарю В.И.Даля? (Страх, шум, беспокойство, нарушение порядка, сокрушить, гром, явление природы, угроза, грозить, трагедия, очищение.)
– В каком значении “гроза” появляется в пьесе? (В первом значении – “угроза”, “острастка”, “ругатель”.)

Вывод № 1. Вся экспозиция связана со значением слова “гроза”. Островский универсально реализует метафору грозы.

– С какими образами связана метафора грозы в экспозиции? (Почти со всеми действующими лицами.)
– Какое значение “грозы” преобладает в экспозиции? (Страх, угроза, грозить.)

Вывод № 2. Для калиновцев гроза “сверху” и “снизу”. Сверху – наказание божье, снизу – власть и деньги имущего.

– Какие образы драмы символизируют грозу снизу? (Дикой, Кабанова.)
– В чем гроза Дикого? (Деньги – сила – страх.)
– В чем гроза Кабановой? (Деньги – сила под видом благочестия – страх.)

Вывод № 3. Цель “воина” Дикого – беззаконное упоение властью. Кабанова – более сложный вариант самодурства: ее цель – законное упоение властью (под видом благочестия).

– Для чего им нужен страх в обществе? (Удержать власть.)
– Только ли Дикой и Кабанова испытывают упоение властью? (Проанализируйте монолог Кулигина в 1-м действии.)

Вывод № 4. Островскому в развернутой композиции нужно было показать, что порядок купеческого городка, корни которого старообрядческие, держится на страхе.
Осадная война Кабанихи, так же, как и лихие наскоки Дикого, идет от неуверенности и тревоги. Тревога Дикого смутная и неосознанная, страх Кабанихи осознаннный и дальновидный: что-то не ладится, что-то сломано в механизме власти и подчинения.
Таким образом, метафора грозы – страх, упоение властью, угроза, грозить – проходит через всю экспозицию.

– Когда появляется гроза как явление природы? (В конце 1-го действия.)
– Рассмотрим значение этой сцены. Для чего ввел Островский полусумасшедшую барыню? К кому она обращается? Что пророчит? На чем основано ее пророчество? (“Всю жизнь смолоду грешила”.)
– Какова реакция Варвары на ее кликушество? (Улыбается.)
– Какова реакция Катерины? (“Боюсь до смерти…”)

Вывод № 5. У Варвары – здравый смысл, она с иронией принимает вековые традиции. Это ее защита. Расчет и здравый смысл нужен Варваре против страха. У Катерины – полное отсутствие расчета и здравого смысла, повышенная эмоциональность.

– Что страшит Катерину? (Смерть застанет с помыслами греховными, лукавыми.)
– Чем можно подтвердить, что данную сцену автор определил как завязку? (Звучат 2 раза раскаты грома. Страх Катерины усиливается.)

Таким образом, в завязке действия участвует гроза.

– Какое потрясение испытала Катерина в сцене прощания Тихона перед отъездом в Москву? (Потрясена унижением.)
– Докажите текстом. Обратите внимание на ремарки.(Д.2, явл. 3,4.)
– “Предвещать дурной исход” – это еще одно значение слова “гроза”. Как это значение обыгрывается в данной сцене?
– “Тиша, не уезжай…” - “Ну, бери меня с собой…” - “Батюшки, погибаю я…” - “…возьми клятву…” (Д. 2, явл.4.)
– Способен ли Тихон защитить Катерину? Какие нормы Домостроя нарушает Катерина? (Кидается Тихону на шею. – Не воет: “Что народ-то смешить”.)
– Как метафора грозы врывается в монолог Катерины после сцены прощания? (“ …сокрушила она меня…”) Проанализируйте монолог Катерины (Д.2, явл.4).
– Как Кудряш предупреждает Бориса о возможной погибели Катерины? (“Только бабы взаперти сидят.” – “Значит, вы ее совсем загубить хотите.” - “Съедят, в гроб вколотят”.)

Врывается тема гроба, могилы, которая с этого момента звучит сильнее.

– Способен ли Борис защитить Катерину? Кто пытается защитить героиню? (Кулигин.)
– Каким образом? (Предлагает поставить громоотвод.)
– Как вы думаете, почему так рассердился Дикой в разговоре с Кулигиным о громоотводе? (“Гроза-то нам в наказание посылается…”)

Громоотвод против самого Дикого. Страх божий испытывают перед самим Диким, боятся наказания от самого Дикого. У Кабанихи та же роль; вырвавшись от нее, Тихон радуется, что над ним “две недели никакой грозы не будет”. Самодурство связано со страхом за свою власть, поэтому оно требует постоянного ее подтверждения и испытания.

– Когда второй раз гроза как явление природы врывается в пьесу? Проанализируйте эту сцену. Найдите устрашающие, предупреждающие фразы присутствующих (“гроза даром не пройдет”, “…ползет, шапкой обложило ”).
– Почему Катерина при появлении барыни с криком прячется?
– К кому обращается сумасшедшая барыня? Найдите устрашающие, ключевые фразы в речи барыни. (“…умирать не хочется…” - “…Красота-то ведь погибель…” - “…в омут с красотой-то…” - “…от бога не уйдешь…”)
– Назовите стечение обстоятельств, которые усиливают трагедию в душе Катерины и ведут к признанию. (Разговоры присутствующих, сумасшедшая барыня с ее пророчеством, геена огненная.)

И как удар грома звучит признание Катерины.
Для Катерины гроза (как и для калиновцев) не глупый страх, а напоминание человеку об ответственности перед высшими силами добра и правды. “… небесная гроза… только гармонирует с грозою нравственною еще более ужасною. И свекровь – гроза, и сознание преступления - гроза”. (Мих. Писарев.)
Таким образом, в кульминационный сцене тоже присутствует гроза.
Гроза несет очищение. Смерть Катерины, подобно грозовому раскату, грозовому разряду, несет очищение: просыпающееся чувство личности и новое отношение к миру.

– В ком из героев под воздействием смерти Катерины просыпается личность? (Варвара и Кудряш убежали. – Тихон впервые обвиняет принародно мать: “вы ее погубили”. – Кулигин: “… душа теперь не ваша, она перед судией, который милосерднее вас!”)

Итак, А.Н. Островский универсально реализовал метафору грозы в пьесе. Название пьесы представляет собой образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей. Гроза проходит через все элементы композиции (с образом грозы связаны все важные моменты сюжета). Островский использовал все значения слова “гроза”, указанные в словаре В. Даля.

III. Подготовка к написанию сочинения. Составление плана.

Учащиеся совместно с учителем формулируют вступление, тезис, заключение, а над основной частью работают дома.

Примерный план.

I. Значение слова “гроза” по словарю В. Даля.

II. Островский в своей драме универсально реализует метафору грозы.

1. Дикой и Кабаниха – “гроза” для калиновцев, пример самодурства.
2. Предчувствие несчастья и страх Катерины после первого удара грома.
3. Катерина потрясена унижением в сцене прощания Тихона перед отъездом в Москву.
4. Кулигин предлагает поставить громоотвод.
5. На фоне грозы Катерина признается в измене.
6. Катерина – жертва “внутренней грозы”, “грозы совести”.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по литературе

Эпиграф урока.

Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права… И не может быть их там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье.

-углубить представления студентов об уездном городе Калинове и его жителях;

-повторить в сжатой форме основные события в пьесе;

-воспитывать интерес к русской литературе.

Цель для студентов выведена на экран:

-сделать выводы о годе Калинове и нравах его жителей.

(На экране - тема урока, эпиграф урока и цель для студентов. Записать в тетрадь)

Слово преподавателя . (Приветствие, цели урока, настрой на позитивную работу).

2. Повторение с элементами анализа.

А) Экспресс-опрос с раздачей смайликов .

- С каким театром тесно сотрудничал А.Н. Островский? (Малый театр).

-А.Н. Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные черты персонажей определенной общественной среды. Какой именно? (Купеческой).

- В каком городе происходит действие драмы? (Калинов).

-На берегу какой реки происходит действие? (Волга).

- Кто из героев по одежде отличается от всех жителей Калинова? (Борис).

-В кого влюблен Борис? (Катерина).

-Из-за чего умерли родители Бориса? (Умерли от холеры).

-Что сделала Катерина после измены мужу? (Прилюдно призналась в измене).

- Что совершила Катерина, не выдержав душевных мук после признания в измене? (Бросилась в Волгу).

(Здесь можно процитировать строчки Н. Заболоцкого:

Пусть непорочны домашние стены,

Пусть дорога уводит во тьму, -

Нет на свете печальней измены,

Чем измена себе самому.)

Одни властвуют и тиранят – другие терпят.

- Дорисовать схему, проведя стрелки, показывающие связь героев. Один студент проводит стрелки, пользуясь документ-камерой. Затем объясняет свое решение, рассказывая, кто есть кто, остальная группа работает на карточках.

Дикой Кабаниха

Катерина Тихон Варвара

Борис Кудряш

3. Обобщение по теме урока и цели для студентов. Оценки с учетом набранных смайликов. Рефлексия. Ободряющие слова преподавателя перед последним этапом урока . Д/з.

Цитаты из пьесы "Гроза" Островского: афоризмы, интересные высказывания, мудрые мысли

". Знай свое дело – молчи, коли уж лучше ничего не умеешь. " (Варвара)

". Чего сама-то боится, тем и других пугает. " (Варвара)

". Да ведь уж коли чему быть, так и дома не спрячешься. " (Варвара)

". Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь. " (Варвара)

". Все к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь. " (Тихон Кабанов)

". Как можно за себя ручаться, мало ль что может в голову прийти. " (Тихон Кабанов)

". Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим. " (Тихон Кабанов)

". Красота-то ведь погибель наша. " (полусумасшедшая барыня)

". Нельзя, матушка, без греха: в миру живем. " (Феклуша)

". Не очень-то нынче старших уважают. " (Кабаниха)

". Никому не закажешь* говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут. " (Кабаниха) (*закажешь - запретишь)

Это были цитаты из пьесы "Гроза" Островского: афоризмы, интересные высказывания, мудрые мысли из произведения.

Проблематика:

Смысл названия: гроза — воплощение накопившихся проблем, которые уже вот-вот создадут переломную ситуацию. Это касается не только семейных проблем Кабановых, но и всей России в целом.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: драма.

Время и место действия: действие происходит в середине XIX в. в городе Калинове.

Действующие лица

Краткое содержание

Действие 1

Сад на берегу Волги. Молодой механик Кулигин любуется рекой. По саду прогуливаются два парня — Кудряш и Шапкин. Где-то вдалеке — семейная сцена (Дикой ругает своего племянника).

Кудряш сочувствует Борису, который терпит богатого жестокого дядю.

Борис и Дикой подходят ближе, дядя продолжает кричать на племянника. Затем Дикой уходит, а Борис объясняет присутствующим ситуацию: бабушка оставила им с сестрой наследство, но получить его они смогут только после совершеннолетия — если будут почитать дядю (то есть Дикого). Дядя же каждое слово рассматривает как непочтительное.

Приходит странница Феклуша с дамой. Они расхваливают дом Кабановых: дескать, всё там хорошо и богато, люди там живут добрые и благочестивые. Когда Феклуша уходит, Кулигин замечает, что Марфа Кабанова своих домашних поедом ест. Сам механик-самоучка мечтает об изобретении вечного двигателя и жалеет, что нет денег на модели.

Появляется семейство Кабановых — Марфа Игнатьевна, Катерина, Тихон и Варвара. Кабаниха ругает сына за излишнее внимание к жене и мягкость, потом уходит. Огорчённый Тихон делает Катерине замечание и отправляется к Дикому выпить. Катерина остаётся с Варварой. Она вспоминает, как хорошо ей жилось у родителей: молитвы в церкви, цветы, яркие сны. А сейчас у Катерины ощущение, что она стоит на краю пропасти.

Варвара обещает что-то придумать, когда Тихон уедет. Появляется безумная барыня и начинает кричать об огненной геенне. Катерина пугается, Варвара её успокаивает. Начинается гроза, девушки убегают.

Действие 2

Дом Кабановых. Странница Феклуша и прислуга Глаша говорят о грехах. В это же время Катерина рассказывает Варваре, как в детстве её обидели, она убежала и села в лодку, а потом её нашли далеко от дома. Затем Катерина признаётся, что влюблена в Бориса. Варвара обещает помочь ей, но Катерина пугается, говорит, что Тихона ни на кого не променяет, а когда жить надоест, выбросится из окна или утопится.

Когда Кабаниха с дочкой уходят, Катерина просит мужа остаться или взять её с собой. Но Тихон говорит, что поедет один. Тогда Катерина бросается мужу в ноги и просит взять с неё клятву верности, но Тихон не слушает, поднимает жену с пола.

Тихон уезжает. Кабаниха заставляет Катерину прощаться как положено (в ноги кланяться). Катерина не слушает, и, оставшись одна, Марфа Игнатьевна возмущается, что стариков не почитают.

Действие 3

Улица возле дома Кабановых. На улице стоят Марфа Игнатьевна и Феклуша. Феклуша говорит, что жизнь стала суетливая, особенно в Москве. Кабаниха соглашается и говорит, что в Москву ни за что бы не поехала.

Приходит пьяный Дикой, ссорится с Кабановой, но потом просит прощения, говорит, что расстроен из-за рабочих, которые требуют зарплаты.

Борис сидит и размышляет, что давно не виделся с Катериной. К нему присоединяется Кулигин: механик наслаждается красотами сада, но в то же время говорит, что красота только для богатых, а бедным она не по карману. Приходят Варвара с Кудряшом, они целуются. Кудряш и Кулигин уходят, а Варвара рассказывает Борису, что следующая встреча с Катериной — в овраге.

Наступает ночь. Борис ожидает Катерину; приходит Кудряш, который тоже претендует на это место для свидания. Борис признаётся, что у него связь с замужней. Появляется Варвара и уводит Кудряша. Борис встречается с Катериной. Катерина говорит, что честь её загублена и она боится жить. Борис предлагает не думать о будущем, а насладиться этой встречей. Катерина признаётся Борису в любви.

Возвращаются Кудряш и Варвара. Они предлагают и в дальнейшем устраивать свидания в этом месте.

Действие 4

Галерея, в которой люди прячутся от грозы. На стенах — картины Страшного суда.

Кулигин беседует с Диким, просит у него денег на установку солнечных часов и громоотводов. Дикой отказывает, кричит, что гроза — это божья кара, а Кулигин — безбожник.

Возвращается Тихон. Варвара рассказывает Борису, что Катерина в смятении. Опять надвигается гроза.

Появляются Кулигин, Тихон с женой и Марфа Игнатьевна. Катерина напугана. Ей кажется, что гроза — это божье наказание, предназначенное именно ей. Кулигин говорит, что гроза — не наказание людям, а милость для природы. Но опять появляется безумная барыня. Она кричит Катерине, что прятаться нельзя — нужно молиться, чтобы Бог забрал её красоту. Катерина не выдерживает и сознаётся, что у неё роман с Борисом.

Действие 5

Сад на берегу Волги. Кулигин сидит на скамейке. Подходит Тихон и рассказывает о поездке в Москву (Тихон там пил непрерывно) и о том, что Катерина ему изменила. Мама, говорит Тихон, советует жену живой в землю закопать. Но самому Тихону Катерину жалко. Кулигин убеждает Тихона простить Катерину. Тихон радуется, что Дикой отправил Бориса в Сибирь на целых три года, и рассказывает, что Варвара сбежала с Кудряшом.

Катерина одна. Она хочет повидаться с Борисом. Появляется Борис и рассказывает, что дядя отправляет его в Сибирь. Катерина просит взять её с собой, но Борис отказывается, всё время оглядываясь, чтобы его никто не увидел в обществе Катерины.

Экранизации

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

В чём противопоставлены образы Тихона и Кабанихи?

Ответ. Тихон не жесток, как его матушка. Он искренне страдает от сложившейся в семье ситуации. А Марфа Игнатьевна испытывает наслаждение, ругая невестку и требуя для неё наказания.

Ответ. Добролюбов.

Читайте также: