Эмиль гилельс был на гастролях в вологде сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Помогите с ответом .
сформулируйте делему текста?
прокоментируйте делему текста?
какова позиция творца по данной проблеме?
Эмиль Гилельс был на гастролях в Вологде и, знакомясь с достопримечательностями городка, оглядывал Софийский собор, что стоит на Соборной горке, красуется по-над Вологдой-рекой и в светлую погоду куполами отражается в ней.

Строили собор во времена Ивана Строгого и вышел с ним словно бы казус абсолютно внезапный и негаданный. Во время осмотра и перед освящением его на Ивана Строгого, царя суеверного и подозрительного, обрушился сверху значительный пласт штукатурки.

Царь сразу же из Вологды уехал и по этой или по какой иной причине удивительной красы и благолепия собор Святой Софии остался прохладным.

Даже в середине лета в громадном храме студено и гулко. И вот прогуливается известный маэстро по храму, дивуется на фрески, писанные словно бы учениками самого Дионисия либо даже под его управлением, и все потирает да прячет руки, отыскивая им теплое место. Забудется, засмотрится, затаив дыхание, на творения дивных мастеров и опять начинает руками суетиться то под мышками их зажмет, то в кармашки упрячет, а все нет грева. Сопутники его из музыкантов, из местных интеллектуалов не обращают внимания на неладность, происходящую с гостем, а вот старушка, березовой метлой и сторожбой кормившаяся подле храма, увидела.

Поце, милый, рукам место ищошь? Мерьзнут?

Зябнут, бабушка, зябнут. А мне вечерком играть. Нельзя руки остужать.

Дак вот бери мои рукавички. Бери, бери, болезнай. Оне хоть и в латках, но незапятнанные я их кажну неделю мою.

Гость охотно подставил руки, бабушка надела рукавички, согретые своими руками, на неоценимые руки пианиста, и маэстро оживился, повеселел, длинно еще оставался в Софийском храме там есть чего глядеть, разговаривают, одних фресок около 5 тысяч метров.

Уходя из собора, Гилельс возвращал бабушке рукавички и, приложив ладонь к левой доли груди, поклонился ей просто и роскошно, как это умел делать только он, без заискивания и ужимок:

Благодарю вас, родимая! Вы очень, очень мне посодействовали.

Этот случай мне поведала работница и заботница вологодского музея Ира Александровна Пятницкая. Не так давно ее не стало, и Эмиля Гилельса теснее нет, издавна уж нет на свете и бабушки-привратницы помянем же их благим словом и пожелаем всем Царствия Небесного каждый из их умел делать благо на собственном месте и служил ему в меру собственных сил.

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

Текст Б.Л. Пастернака не может оставить равнодушным, так как в нем поднимается значимый вопрос: что нужно для того, чтобы стать талантливой личностью? Именно об этом пишет автор предложенного для анализа произведения.

Вовсе не случайно, размышляя над проблемой, рассказчик говорит о своем кумире-композиторе, который был его учителем. Однажды преподаватель повторил пассаж, придуманный Борисом, не в той тональности. Человек, который имеет музыкальное образование и занимается обучением этому искусство, не имел абсолютного слуха. Действительно, задатки не всегда играют важную роль в занятии определенного рода деятельностью. Важно то, насколько человек погружен в свою работу, поэтому люди могут быть успешными и без врожденных особенностей нервной системы.

Примеры дополняют друг друга, приводят к мысли о том, что данные природой способности нужно развивать, чтобы стать выдающейся личностью, талантом. А для этого вовсе не обязательно иметь абсолютный слух.

Позиция автора ясна. Б.Л. Пастернак убежден, что талант – это не набор задатков. Никогда нельзя останавливаться на достигнутом, нужно быть уверенным, что труд и бесконечное самосовершенствование приведет к гениальности. Именно работа над собой порождает талантливых людей.

Итак, врожденные способности всегда должны быть подкреплены трудом, самосовершенствованием. Именно при таких условиях формируется талант.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована не совсем корректно.

Ваша формулировка: что нужно для того, чтобы стать талантливой личностью?
Лучше было бы проблемный вопрос сформулировать так: что нужно, чтобы реализовать талант?/что позволяет человеку развить талант? И ответ в авторской позиции: недостаточно задатков, нужно трудиться, любить то, чем занимаешься. Только упорные, настойчивые и трудолюбивые люди могут полностью реализовать свой талант.

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно. Но анализ связи у вас формальный. Нужно показать, как именно второй пример дополняет первый (у вас этого нет). На ЕГЭ могут снизить балл за анализ связи.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

Однако вы допустили логическую ошибку при формулировке авторской позиции. Об этой ошибке напишу ниже (в К 5).

Отношение к позиции автора содержит согласие и тезис, обоснование тезиса засчитать нельзя.

В фильме "В моей смерти прошу винить Клаву К." не показывается, как героиня трудилась, чтобы развить свои способности. Да, её абсолютный слух обнаружил Лавр. Но нам показывают только один эпизод в конце фильма, когда девушка поёт. Как она трудилась, сколько времени уделяла развитию своего таланта, мы не знаем. Это осталось за кадром. Поэтому ваш пример засчитать нельзя.
Цитирую частично ваш пример № 2. Чайковский и Вагнер обладают абсолютным слухом, благодаря чему добились успеха. И, безусловно, нельзя быть уверенным в наличии природных особенностей у Чайковского и Вагнера.

Вы противоречите сами себе. Сначала пишете, что Чайковский и Вагнер обладают абсолютным слухом. А потом говорите, что нельзя быть уверенным в наличии природных способностей у этих композиторов. Это логическая ошибка.

Пример № 2. И, безусловно, нельзя быть уверенным в наличии природных особенностей у Чайковского и Вагнера.

Дальше ещё одна логическая нестыковка. Почему нельзя быть уверенными в наличии природных способностей у Чайковского и Вагнера? Наоборот, нельзя усомниться в наличии у них природных способностей. Чайковский и Вагнер обладали абсолютным слухом. Приведу в подтверждение цитату из текста: --(26)Абсолютный слух? (28)А Вагнер? (29)А Чайковский? (30)А сотни настройщиков, которые наделены им?

Смысловая связь и её анализ. Примеры дополняют друг друга, приводят к мысли о том, что данные природой способности нужно развивать, чтобы стать выдающейся личностью, талантом. А для этого вовсе не обязательно иметь абсолютный слух.
Пастернак писал о том, что необязательно иметь абсолютный слух, чтобы стать талантливым музыкантом. А вы отождествили слух и талант и пишете, что, даже если у человека нет слуха (природного таланта), он может стать талантом и выдающейся личностью.
Позиция автора. Б.Л. Пастернак убежден, что талант – это не набор задатков. Никогда нельзя останавливаться на достигнутом, нужно быть уверенным, что труд и бесконечное самосовершенствование приведет к гениальности. Именно работа над собой порождает талантливых людей.
Вы ошибочно отождествляете понятия талант и гениальность. Талантливый и гениальный – не синонимы. Ещё одна логическая ошибка.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл. Снижен по критерию К 10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл (2 ошибки).

Человек, который имеет музыкальное образование и занимается обучением этому искусств о , не имел абсолютного слуха. Заниматься обучением ЧЕМУ? ИскусствУ -- Д.п.
Никогда нельзя останавливаться на достигнутом, нужно быть уверенным, что труд и бесконечное самосовершенствование привед е т к гениальности. Труд и самосовершенствование -- мн.ч. Они приведут к гениальности.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Именно об этом пишет автор предложенного для анализа произведения . Для анализа учащимся на ЕГЭ дают текст, фрагмент/отрывок из произведения. Используйте эти слова. Могут снизить балл по К 12.

Смешение планов: если речь идёт о рассказчике, то он может совершать какие-то действия в рамках сюжета. А в проблемном поле действует автор текста.

Но рассказчик убеждает читателя, что "его нет у выдающихся современных композиторов".

Общие рекомендации: Анастасия, вы хорошо пишете, знаете структуру сочинения, но следует усилить работу над комментарием, не использовать формальный подход при анализе связи, нужно научиться анализировать текст. Ваше сочинение содержит логические нестыковки, вызванные неверным пониманием текста и неудачной формулировкой проблемного вопроса. Будьте внимательны на экзамене!

Строили собор во времена Ивана Грозного и вышел с ним будто бы казус совершенно неожиданный и негаданный. Во время осмотра и перед освящением его на Ивана Грозного, царя суеверного и подозрительного, обрушился сверху изрядный пласт штукатурки.

Царь сразу же из Вологды уехал и по этой или по какой другой причине дивной красоты и благолепия собор Святой Софии остался холодным.

Даже в середине лета в огромном соборе студено и гулко. И вот ходит знаменитый маэстро по храму, дивуется на фрески, писанные будто бы учениками самого Дионисия или даже под его руководством, и все потирает да прячет руки, отыскивая им теплое место. Забудется, засмотрится, затаив дыхание, на творения дивных мастеров и опять начинает руками суетиться — то под мышками их зажмет, то в карманы спрячет, а все нет грева. Сопутники его из музыкантов, из местных интеллектуалов не обращают внимания на неладность, происходящую с гостем, а вот старушка, березовой метлой и сторожбой кормившаяся подле храма, заметила.

— Поце, милый, рукам место ищошь? Мерьзнут?

— Мерзнут, бабушка, мерзнут. А мне вечером играть. Нельзя руки остужать.

— Дак вот возьми мои рукавички. Возьми, возьми, болезнай. Оне хоть и в латках, но чистые — я их кажну неделю мою.

Гость охотно подставил руки, бабушка надела рукавички, согретые своими руками, на бесценные руки пианиста, и маэстро ожил, повеселел, долго еще оставался в Софийском соборе — там есть чего смотреть, говорят, одних фресок около пяти тысяч метров.

Уходя из собора, Гилельс вернул бабушке рукавички и, приложив ладонь к левой части груди, поклонился ей легко и элегантно, как это умел делать только он, без заискивания и ужимок:

— Благодарю вас, родимая! Вы очень, очень мне помогли.

Этот случай мне рассказала работница и заботница вологодского музея Ирина Александровна Пятницкая. Недавно ее не стало, и Эмиля Гилельса уже нет, давно уж нет на свете и бабушки-привратницы — помянем же их добрым словом и пожелаем всем Царствия Небесного — каждый из них умел делать добро на своем месте и служил ему в меру своих сил.

1. Какие ассоциации вызывает у вас слово “добро”, “доброта”? Запишите их.

2. Озвучивание записанных ассоциаций: милосердие, помощь, взаимовыручка, гостеприимность, улыбка, радость, помощь, участие и др.

3. О таком понятии, как доброта, мы знаем с самого раннего детства. Многие великие люди высказывались на этот счет. Приведите примеры высказываний (домашнее задание).

4. “Доброта украшает жизнь, разрешая все противоречия, запутанное делает ясным, трудное – легким, мрачное – радостным”. “Круг чтения”

“Против всего можно устоять, но не против доброты”. Ж.-Ж. Руссо

“Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает”. Г. Торо

“Подобно тому, как факелы и фейерверки бледнеют и делаются невидимыми при свете солнца, так и ум, даже гений, а равно и красота блекнут и затмеваются перед сердечной добротой”. А. Шопенгауэр

“Доброта – качество, излишек которого не вредит”. Д. Голсуорси

“…тот, кто делает добро другим, сам от этого непременно вкушает радость” М. Наваррская

“Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла” В.О. Ключевский

5. Что такое этюд? Из списка ассоциаций, составленного вами, выберите ключевое слово, главное, по-вашему. Напишите этюд, используя это слово.

6. Чтение получившихся этюдов (миниатюр).

“Является ли милосердие синонимом слова добро? Для начала мы должны вникнуть в смысл слова милосердие. Что же оно означает? По моему мнению, милосердие – это помощь, взаимовыручка, готовность всегда посочувствовать, помочь ближнему”.

“ Те люди, которые делают добро другим людям, тем самым принося им радость, сами становятся счастливыми. Какая, оказывается, простая формула у счастья!”

“Многие люди творят добро. Обычно то, что они делают, вызывает чувство радости у окружающих, а как следствие – улыбку. Она может быть разной, но улыбка, возникающая от доброты другого человека, делает каждого из них еще более красивым и привлекательным”.

7. Анализ текста.

(1)Всемирно известный пианист Эмиль Гилельс был на гастролях в Вологде и, знакомясь с достопримечательностями города, осматривал Софийский собор.(2) Даже в середине лета в огромном соборе прохладно и гулко.(3) Ходит знаменитый маэстро по храму, любуется фресками и все потирает да прячет руки, отыскивая им теплое место: то под мышками их зажмет, то в карманы спрячет.(4) Сопровождающие его местные интеллектуалы не обращают никакого внимания на происходящую с гостем неладность, а вот старушка, уборщица, заметила.

(5) - Отчего, милый, рукам место ищешь?(6) Мерзнут?

(7) - Мерзнут, бабушка, мерзнут.(8) А мне вечером играть.(9) Нельзя руки остужать.

(10) - Возьми вот мои рукавички. (11) Они хоть и старенькие, но чистые.

(12) Гость охотно подставил руки, бабушка надела рукавички, простые рукавички, согретые своими руками, на бесценные руки пианиста. (13) И маэстро ожил, и повеселел, и долго еще оставался в Софийском соборе.

(14) Уходя из собора, Гилельс вернул бабушке рукавички и, приложив ладонь к левой части груди, наклонился элегантно, как это умел делать только он:

(15) - Благодарю вас, родимая! (16) Благодарю вас! (17) Вы очень мне помогли.

(18) Великий музыкант и бабушка-уборщица. (19) Что общее у них? (20).

8. Закончите текст одним предложением ( предлагаются варианты).

9. А на самом деле текст имеет вот такую концовку: “.…Каждый из них умел делать добро. На своем месте. И служил ему. В меру своих сил”.

(По В.П. Астафьеву)

- О чем этот текст? Сформулируйте основную мысль текста.

- Определите тип речи и стиль. Докажите свою мысль.

- Кто такой Эмиль Гилельс?

10. Сведения об Э. Гилельсе (Приложение №1) на фоне звучащей в его исполнении музыки.

Для того чтобы текст “зазвучал”, автор использует различные средства, в частности, стилистические фигуры.

Что такое стилистические фигуры? Какие фигуры вы помните? Для чего они нужны?

11. Используя, знакомую вам таблицу (Приложение №2), найдите в тексте стилистические фигуры.

12. Какими фигурами, на ваш взгляд, вы могли бы воспользоваться в своей речи?

(Доступными, по мнению детей, могут стать риторические вопросы и восклицания, многосоюзие, бессоюзие, анафора, повтор, парцелляция.)

13. Отредактируйте свою миниатюру, используя стилистические фигуры и цитирование как прием, улучшающий качество текста.

14. Чтение получившихся этюдов, нахождение в них фигур речи, которые смогли использовать авторы.

“Является ли милосердие синонимом слова добро? Для начала мы должны вникнуть в смысл слова милосердие. Что же оно означает? По моему мнению, милосердие – это и помощь, и взаимовыручка, и готовность всегда посочувствовать, помочь ближнему. Помоги. Посочувствуй. Выручи. А значит, будь милосердным ”.

(Учащиеся отмечают наличие риторических вопросов, многосоюзие, парцелляцию)

“В.О. Ключевский высказал, по-моему, парадоксальную мысль: “Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла” Те люди, которые делают добро другим людям, тем самым принося им радость, сами становятся счастливыми. Разве это не счастье? Какая, оказывается, простая формула у счастья: делай добро - становись счастливым! Права, на мой взгляд, М.Наваррская, которая утверждала, что“…тот, кто делает добро другим, сам от этого непременно вкушает радость”

(Учащиеся отмечают наличие цитирования, риторического вопроса и восклицания, лексических повторов)

“Как здорово, что многие люди творят добро! Обычно добрые поступки, вызывают чувство радости у окружающих, а как следствие – улыбку. Улыбка может быть разной: и снисходительной, и ироничной, и немного грустной. Но улыбка, возникающая от доброты другого человека, делает каждого из них еще более красивым .Привлекательным. Неповторимым.”

(Учащиеся отмечают наличие риторического восклицания, многосоюзия, парцелляции.)

  1. Над какими понятиями мы сегодня работали?
  2. Что нового узнали?
  3. Помог ли вам данный урок поверить в то, что вы сами можете использовать стилистические фигуры в своей речи?
  4. Что показалось особенно интересным, полезным?

16. Домашнее задание: написать сочинение, используя одну из цитат в качестве тезиса и текст об Э.Гилельсе в качестве одного из аргументов, постараться включить в свою письменную речь стилистические фигуры.

Читайте также: