Его жизнь уже давно пошла вкривь и вкось сочинение рассуждение

Обновлено: 05.07.2024

Отношения родителей и детей – сложная и важная тема, которой посвящают писатели свои произведения, а психологи – статьи. Взрослые, имеющие определенный жизненный опыт, стремятся иногда давать советы подрастающему поколению и воздействовать на его решения. Часто представления ребенка о своем будущем отличаются от желания родителей. Каким видят жизненный путь представители старшего поколения, а что думают об этом сами молодые люди? Над этим вопросом рассуждает Л.Ф. Воронкова в своём тексте.

Сочинение-рассуждение по тексту Воронковой

Вариант 1

Как следует вести себя родителю в трудный период профессиональной ориентации своего ребенка? Над этим вопросом нам и предлагает поразмышлять Любовь Федоровна Воронкова. Каждый ребенок рано или поздно достигает возраста, когда ему приходится сделать серьезный выбор, определяющий всю дальнейшую жизнь. Рассуждая о роли мнения родителя в данном вопросе, Л.Ф. Воронкова повествует нам о восемнадцатилетней Жене, которая как раз находится на распутье между выбором карьеры “утятницы” и карьерой учителя с высшим образованием.

Девушка склоняется к первому варианту, так как думает, что таким образом принесет больше пользы стране и прежде всего хозяйству отца. Отец же, желая дочери лучшей жизни, развенчивает ее романтические представления о работе на ферме и подталкивает к выбору карьеры учителя, однако делает он это не приказным тоном, а речь свою завершает словами: “Подумай ещё!”.

Из последней реплики мы понимаем, что папа Жени не ограничивает ее в выборе, а даёт совет, оставляя последнее слово ей. Осознание Женей собственной свободы выбирать “принесло ей облегчение, а желание остаться все крепло в ее сознании…” Из этого окончания мы понимаем, что ограничивать молодых людей в выборе не следует: такой подход формирует самостоятельность и ответственность за свою жизнь, а также даёт им возможность реализоваться именно в том деле, к которому они расположены.

Любовь Федоровна Воронкова считает, что родитель должен принимать участие в выборе подростка, но только ненавязчивым советом. Последнее слово, по ее мнению, должно оставаться за самим молодым человеком, что, несомненно, сделает его более самостоятельным и вдумчивым.

Я не могу не согласиться с Л.Ф. Воронковой. Родитель ни в коем случае не должен давить на ребенка в такие периоды, навязывать свое мнение, иначе подросток не только будет чувствовать себя ущемленным, но и с большой долей вероятности окажется привязанным к нелюбимому делу на всю жизнь.

Пример положительного исхода “дарования” свободы выбора подростку мы может встретить в рассказе Евгения Гришковца “Дарвин”. Молодой человек также, как и Женя, стоит на перепутье, однако на него никто из семьи не давит мнением. Когда повествователь возвращается с очередных открытых дверей на этот раз лингвистического факультета, отец его лишь даёт ему совет, что знание языка не обеспечит его работой в жизни.

Подросток с вниманием относится к словам родителя, продолжает дальше искать и в конце концов находит свое направление — филологический факультет. Так, без особого давления на ребенка, отец мальчика смог его одновременно и скоординировать, и оставить ему свободу выбора.

Подытожим: в непростой период профессиональной ориентации родителю не следует давить на ребенка своей точкой зрения — подросток нуждается в родительской поддержке советом, но не более. Выбор же должен сделать молодой человек сам: это сформирует его как самостоятельную и ответственную личность.

Вариант 2

В приведенной статье Любови Федоровны Воронковой поднимается проблема воспитания. Она относится к категории нравственных проблем и является актуальной во все времена.

Автор рассказывает историю о том, как богатая женщина, стремясь дать своей дочери как можно больше материальных благ, забывает о самом важном – о воспитании.

Позиция автора мне ясна. Любовь Федоровна убеждена, что самое важное, что могут дать родители детям – это воспитание. И никакие деньги, вещи и подарки его не заменят.

Я полностью согласна с позицией автора и думаю, что воспитание – это очень важный момент в жизни каждого из нас и ничем его не заменить.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проблема воспитания — очень важная и актуальная во все времена тема, над которой должен порассуждать каждый.

Вариант 3

В данном для анализа тексте Л. Ф. Воронкова поднимет проблему двуличия людей. Ведь очень часто человек говорит одно, а думает совсем другое. В этом и заключается двуличие. Понять проблемы нам помогает история, с которой автор знакомит читателя.

Женя, дочка директора совхоза, принимает решение остаться работать в совхозе и сообщает данную новость отцу. Однако ответ директора поразил девушку, показал её родителя с иной стороны. Мужчина говорит, что молодежь — это сила хозяйства, его молодая кровь. Но также её отец говорит, что грязная работа не для его дочери. Герой говорит: “Ты поступишь в институт, получишь настоящее образование”.

Подобные противоречия в словах отца отталкивают девушку, она видит явное лицемерие любимого и уважаемого отца: “Чувство неслыханного разочарования оглушило её… Он разговаривал с ней как последний мещанин!”.

Л. Ф. Воронкова описывает размышления Жени: “Пусть все делают они… — все, кто угодно, но не она, потому что она директорская дочка Женя Каштанова!” — чтобы подтвердить двуличие директора. Таким образом, автор убеждает нас, что двуличие только отталкивает окружающих, оставляет желание держаться подальше от подобных лицемерных людей.

Я согласна с позицией автора. Двуличие всегда являлось отрицательным качеством человека. Практически никто не захочет общаться с двуликим человеком, ведь никогда не знаешь, что ожидать от таких людей. Даже герои произведений могут вызвать неприязнь у читателя. Например, лакей Яша в произведении Антона Чехова “Вишнёвый сад” на людях старается вести себя прилично, но при это этом в жизни проявляет грубость и хамство. Вызывает ли это у человека симпатию? Нет…

Это интересно: Интересно, что люди, даже самые близкие, смотрят на мир совершенно не так, как мы сами. Например, у каждого свои жизненные ценности, сочинение про которые я и хотел бы написать. Как правило, большинство факторов, которые важны для человека, совпадает, однако, расстановка главенствующих принципов у каждого своя, и именно это характеризует человека как личность.

Исходный текст Л. Ф. Воронковой (для ЕГЭ)

Второй час ожидания подходил к концу, когда Женя наконец вошла в кабинет отца, где Савелий Петрович, озабоченный и нахмуренный, читал какое-то заявление.

Что надо? – резко спросил он, не поднимая глаз.

Женя, удивлённая его тоном, не сразу ответила.

Это я, папа! – с достоинством сказала Женя. – (5)Я должна поговорить с тобой. (6)Вчера, на празднике, ты говорил, что молодёжь не должна уезжать из совхоза, что мы главная сила, без которой трудно будет строить новое, развивать то, что уже сделано. (7)Я тоже, как все наши ребята, решила остаться, а в вуз поступать можно и на заочный. (8)Вот пришла посоветоваться: если я останусь в совхозе, то как, по-твоему, за какую работу мне взяться? (9)Может, вместе с Руфой на утиную ферму?

Савелий Петрович выпил воды.

Хорошо, поговорим спокойно. (12)Ты запомнила мою речь – и напрасно: я не для тебя произносил мою речь, не для тебя! (13)А для них, пойми ты это, ты же взрослая и должна понимать. (14)Мне – директору, хозяину – нужно, чтобы молодёжь осталась в совхозе, ведь это – сила нашего хозяйства, его молодая кровь, молодая мысль, это – его будущее. (15)Я обязан думать о будущем моего хозяйства, если даже меня самого здесь не будет.

Так почему же я…

Потому. Садись и слушай. И не вскакивай, когда с тобой разговаривают.

Женя послушно села, не сводя с отца широко открытых, почти испуганных глаз.

Слушай, Женя, – мягко и задушевно сказал Савелий Петрович, и голос его стал бархатным, – поверь мне, я знаю, что такое труд в сельском хозяйстве, почём фунт лиха. (22) Я знаю, что такое холод, промокшие ноги, непогода – когда надо убирать хлеб, засуха – когда нужен дождь. (23) Знаю, что такое нехватка рабочей силы, когда на огороды наступают полчища сорняков или вредителей, когда хлеб и лён остаются неубранными в поле. (24 )Сельское хозяйство подвержено всяким капризам и неожиданностям природы, стихиям, с которыми мы пока ещё не умеем справляться. (25 ) Вот посеял ты хлеб, выходил колос тяжёлый, чуть не до земли клонится… (26)Думаешь – урожай будь здоров! (27) И вдруг туча, град – и за десять минут всё, что взлелеял, пропало: одна изломанная, вбитая в грязь солома…

Так если все решили остаться…

По-до-жди! – Савелий Петрович хлопнул по столу рукой. – (30) Возьмём другие отрасли. (31) Ферма, утки, романтика! (32) На словах. (33) На бумаге. (34) А на деле – вечно в грязи, вечно с мокрыми, красными руками, вечно в сапогах с налипшей глиной. (35) И так всю жизнь! (36) Вот и вся романтика! (37) Зачем тебе эти утки? (38) Ты поступишь в институт, получишь настоящее образование, будешь учительницей, а потом директором школы… (39) Подумай ещё!

Женя сидела бледная, с неподвижным, словно застывшим взглядом, а Савелий Петрович схватил портфель и стремительно вышел из кабинета. (41) Женя не успела шагнуть на крыльцо, как его машина фыркнула газом и рывком сорвалась с места.

Женя вышла на улицу, ошеломлённая тем, что услышала. (43) Зелёный мир совхозной улицы, цветущих палисадников, мохнатой ромашки у кромки жёлтой от зачерствевшей глины дороги принял её в свою тишину. (44) Но Женя шла и не видела ничего: ни алых костров мальвы, ни цветущих лип над крышами, ни подёрнутых синевой дальних лесистых косогоров… (45) Чувство неслыханного разочарования оглушило её, как удар. (46) И это разговаривал с ней отец, которого она так безгранично уважала. (47) Он разговаривал с ней сейчас, как самый последний мещанин! (48) Пускай всё делают они: Руфа, Ваня, Юрка, Вера Грамова – все, кто угодно, но не она, потому что она директорская дочка Женя Каштанова!

Женя не заметила, как взбежала на бугор, как спустилась к озеру. (50) И здесь, у тихой, стеклянно-голубой воды, легла в высокую траву. (51) За все её восемнадцать лет была ли когда-нибудь минута, чтобы она в чём-нибудь не поверила отцу?

И здесь, у тихой воды, она вдруг поняла, что отец сказал ей правду, что он, как отец, действительно хочет для неё лучшей доли, чем совхозная жизнь утятницы! (53) Но он дал право выбора именно ей, не запретил, не настоял на своей воле, а сказал думать ещё! (54 )И это осознание принесло ей облегчение, а решение остаться всё крепло в её сознании…

Как написать сочинение по исходному тексту

Вступление

Вступление оформляется в виде отдельного, первого абзаца сочинения. По содержанию допускаются различные варианты вступлений.

В первом абзаце можно сформулировать тему исходного текста, т.е. кратко написать, о чем в нем говорится. Уместно также высказать мнение об актуальности данной темы, которая не случайно привлекла внимание автора текста и составителей заданий ЕГЭ.

Возможные варианты формулировок проблем:

Проблема может быть выражена в форме не только словосочетания, но и предложения, например:

Проблема, поднятая автором, касается того, что в обществе снижается уровень отзывчивости.

В тексте рассматривается важная проблема: какова роль книги в становлении личности?

Основная проблема, поставленная автором, связана с тем, что в обществе есть одинокие люди, нуждающиеся в заботе и помощи.

Вступление – это только подступы к основному разговору по теме, и потому первый абзац сочинения не должен быть большим.

Здесь неуместны объемные цитаты. Допустима короткая цитата, если это, например, готовая авторская формулировка проблемы. В большинстве случаев во вступлении можно вообще обойтись без цитат. Они будут необходимы в основной части сочинения, где должны быть отражены и прокомментированы мысли автора исходного текста.

Несколько советов, касающихся языкового оформления вступления:

Можно писать имя и отчество автора полностью, но только в сочетании с фамилией.

Сочинение-рассуждение 15.2 по тексту Воронковой

Я думаю, героиня почувствовала небывалое воодушевление, вызванное пониманием, которого она раньше не встречала.

Как мне кажется, данное чувство Аниски было вызвано, во-первых, ее гордостью своими добрыми делами, признанными хоть кем-то из ребят. Подтверждение этому мы видим в предложении 60. Во-вторых, она почувствовала симпатию к Светлане, которая заступилась за нее и не побоялась высказаться в ее защиту, (предложение 50). В-третьих, героиня поняла, что, наконец, отыскала единомышленника и друга, и не на лето, а на всю жизнь.

Таким образом, приобретение друга, человека, понимающего ее в отношении к хотя бы окружающему миру, вызвало у Анисы сильные радостные чувства.

Вариант 1

Вступление

В современном мире все чаще приходится встречаться с проявлениями двуличия среди разных людей. Это заметно чаще у взрослых, круг общения и интересов которых зачастую вынуждает приспосабливаться под нужную ситуацию. Кроме того, каждый в своей жизни играет, образно выражаясь, несколько ролей. Например, взрослый мужчина может быть отцом, мужем в семье, начальником и подчиненным на работе, активным членом какой-либо общины и т.д. И очень важно достичь гармонии и отсутствия противоречия между этими ролями.

Определение и формулировка проблемы

Комментарий

Пример-иллюстрация

Позиция автора

Отношение к позиции автора

Суждения автора о проблеме двуличия мне очень близки. На самом деле, эта проблема становится все актуальнее. В настоящее время человек окружен все большим количеством людей и каждое его слово, реакция могут быть интерпретированы по-разному. И нередко приходится наблюдать, как кто-либо меняет свои убеждения в зависимости от ситуации и того, какую пользу ему это принесет. Но ведь любому хочется иметь дело с человеком, который производит впечатление цельной, гармоничной натуры и не отказывается от своих слов и поступков под действием мимолетного порыва.

Вывод

Вариант 2

Наверное, нет ни одного старшеклассника, которого не волновал бы вопрос выбора профессии, вопрос о том, как следует жить, какой выбрать путь. Вот и текст писательницы Любови Воронковой, который был мне предложен, посвящён именно этой проблеме.

Девушка Женя, выслушав речь своего отца, вероятно, на собрании или другом официальном мероприятии, приняла решение остаться в совхозе и найти профессию, связанную с уходом за птицей. Однако отец вовсе этому не рад; об этом говорится в предложениях втором и третьем, а также в десятом. Чтобы оттянуть неприятный момент, Савелий Петрович пьет воду; может быть, это помогает ему успокоиться. Дело в том, что отец Жени вовсе не думает, что его дочери следует оставаться в совхозе, он совершенно иначе представляет себе ее будущее. А то, что он сказал с трибуны, предназначалось другим молодым людям, а не любимой дочери.

Но в конце текста, в последних предложениях с 52 по 54, мы видим, что Женя вдруг понимает своего отца. Да, он хочет для неё лучший доли. Да, он не вполне искренен, когда призывают девушек оставаться в совхозе ухаживать за утками вместо того, чтобы получать какую-то другую профессию, высшее образование. Но в то же время он честен со своей дочерью и не навязывает ей свое мнение. Он мог бы накричать, запретить Жене становиться птичницей, потребовать, чтобы она всё-таки поехала в город и поступила в вуз. Но отец старался говорить с ней спокойно, с уважением к её праву выбора. Он не запретил ей остаться – он предложил ещё подумать.

Мне кажется, автор считает, что это правильный подход к вопросу выбора будущего. И дети должны больше размышлять, рассматривать разные варианты, а не поддаваться на первый же попавшийся призыв, и родителям надо относиться с уважением и вниманием к мыслям своих детей. Я согласна с автором текста. Действительно, проблему выбора жизненного пути нужно решать самому. Причем решать ее нужно очень ответственно. Надо познакомиться с разными точками зрения разных людей, а уже потом принимать какое-то решение. Мне известно довольно много случаев, когда человек отнесся к выбору недостаточно ответственно, и это делает его судьбу несчастной. О таких случаях приходится часто слышать в жизни или читать в интернете. Например, мой отец хотел стать историком, но тогда было модно поступать в технические вузы, а папа окончил школу с золотой медалью. И родители, и учителя стали его убеждать, что он может выбрать для себя самый престижный вуз, и уговорили. Папа его тоже отлично окончил, но и сейчас жалеет, что не стал историком, как мечтал в детстве. Его пример убеждает меня, что надо думать не о том, что престижно, а о том, что тебе по-настоящему нравится.

Мне бы хотелось, чтобы мы побольше задумывались, принимая решение, и чтобы родители давали нам больше свободы и больше уважали наше право выбора.

Работа над комментарием в сочинении №12

Читаем внимательно исходный текст и определяем проблему.

В данном тексте Л.Ф.Воронковой можно выделить 4 проблемы:

  1. Проблема выбора жизненного пути.
  2. Проблема понимания родителями счастья ребёнка.
  3. Проблема непонимания между представителями разных поколений.
  4. Проблема двуличия людей

Напишем комментарий по первой проблеме — проблеме выбора жизненного пути.

Находим в тексте примеры, иллюстрирующие её.

Сочинение ЕГЭ: Проблема лицемерия в тексте Л. Воронковой

Каждый из нас сталкивался с тем, что люди говорят в лицо одно, а за спиной другое. Подобные случаи – не редкость, а норма общения во многих коллективах и социальных институтах. Именно об этом рассуждает советская писательница Л.Ф. Воронкова, описывая пример двуличия и затрагивая проблему лицемерия.

В образе Жени автор изображает негодование, которое является естественной реакцией честных людей на криводушие. Л.Ф. Воронкова не осуждает лицемерие прямо, но косвенно дает понять, что ее мнение совпадает с позицией героини: двойные стандарты неприемлемы, так как они разрушают доверие к человеку в семье и обществе.

Я не могу не согласиться с автором, ведь его точка зрения соответствует моим моральным убеждениям. Неискренность порождает лишь отчуждение в любом социальном институте, где она пускает свои корни. Есть много примеров, которые подтвердят справедливость этих наблюдений.

Таким образом, лицемерие – это не норма поведения, а настоящая социальная проблема, которая разрушает доверительные отношения между людьми и порождает отчуждение в коллективе. Автор показал ее ужасное влияние на семейные узы, которые только ослабевают из-за двуличия. Я надеюсь, что человеку со временем удастся побороть в себе склонность ко лжи во всех ее проявлениях.

Русский язык

2. (4) Генаша не видел пространства. (5) Он видел ближнее: пару резиновых сапог, месивших седую грязь слегка примороженной дороги вкривь и вкось, то убыстрявших ход, то замедлявших, а то и вовсе спотыкавшихся. (6) И ему, как телеге за лошадью, приходилось повторять те же движения, и следование чужой воле, и желание своеволия остались на всю жизнь вбиты в подсознание.
(7) Генаше было холодно в рваном пальтишке и худых ботиночках, грелась лишь одна его левая рука, крепко зажатая материной рукой, тащившей его за собой. (8) Матери, наоборот, жарко, телогрейка распахнута, платок сбился, спутанные волосы падали на потное лицо, она всхлипывала и повторяла:

— Гад. Гад. гад. гад.

4. (9) Что происходило и куда они идут, Генаша не знал. (10) Он ничего не знал и не понимал в свои два с половиной года. (11) Обзывала ли мать бригадира, выгнавшего её из колхозной бригады за невыходы на работу, или генашиного родителя, или проклятья её вздымались выше, аж в адрес самого инструктора райкома, что выдворил её из чистенького партийного помещения, куда она пришла искать личной и социальной справедливости, — то ребёнку было неведомоОн ещё не умел ни знать, ни понимать, ни помнить. (13) Он только ощущал. (14) И это было ощущение холода одиночества. (15) На сердце было горько.
В1 Из предложения 7 выпишите подчинительные словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ
В2 Из предложений 7-8 выпишите притяжательное местоимение.
В4 Среди предложений 12-15 найдите простое безличное односоставное предложение. Напишите номер этого предложения.
В3 Выпишите грамматическую основу предложения 10.
В5 Среди предложений 4-6 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
В7 Среди предложений 7-10 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
В8 Установите соответствие между тезисами и абзацами текста: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.
ТЕЗИС

1) Генаша и мать испытывали разные чувства.

2).Мальчик не мог осмыслить происходящее, он лишь ощущал одиночество.

Б) четвертый абзац

– Хозяйка, – закричала из кухни соседка Анна Кузьминична, – суп-то бежит, всю плиту залило!

Зина вскочила и побежала в кухню.

Вытирая плиту, она услышала, что хлопнула входная дверь. Кто-то пришел. Нет, все тихо. Неужели Антон… Зина поспешно направилась в комнату. Антона не было. Он скрылся, словно ждал, когда выйдет Зина из комнаты.

Зина огорченно заглянула в спальню, хотя знала, что Антона и там нет. Убежал! Лишь бы не разговаривать с Зиной. Теперь придет вместе с отцом, дождется его во дворе и придет. Он знает, что Зина не захочет расстраивать отца и при нем ничего не скажет Антону.

Но Антону совсем не было весело. Его жизнь уже давно пошла вкривь и вкось. Если бы он был покрепче характером и если бы он знал, что дела так сложатся, он давно бы все рассказал Зине.

Антон очень любил Зину. Когда не стало матери, Антон почти не отходил от старшей сестры, словно боялся, что вдруг и она куда-нибудь исчезнет. Зина заняла мамино место. Она сажала их с Изюмкой обедать, она знала, какую рубашку надо надеть Антону, она помогала разобраться в задачке, если Антон становился в тупик, ей он рассказывал о всяких школьных делах, у нее он спрашивал обо всем, чего не мог понять сам… Он не любил приходить домой, если Зины не было дома. Даже тогда, когда у них жила бабушка, без Зины ему казалось скучно и сиротливо. Иногда он ходил ее встречать – Зина позже приходила из школы, чем Антон, – и шел вместе с ней, держась за руку. Они шли и болтали с Зиной, а с ними всегда шла Зинина подружка Фатьма. И часто кто-нибудь из старших ребят-школьников шел с ними – Андрюша Агатов, Ваня Синицын, Дима Козырев… Так весело было!

И как-то случилось, что Антону встретился на улице Яшка Клеткин.

– Хочешь моих голубей поглядеть?

Антон шел встречать Зину. Но он не посмел отказать Клеткину. Уж если Клеткин заговорил с таким малявкой, как Антон, – разве откажешь?

Голуби обольстили Антона. А Яшка, которого все маленькие ребятишки на улице боялись, ошеломил Антона своей добротой. Он дал ему погонять стаю, а потом сказал, что пускай Антон когда хочет, тогда к нему и приходит.

Однако отец, услышав, что Антон сегодня гонял голубей, раз и навсегда запретил ему ходить к Яшке. И задворки, заваленные грязными сугробами, где за старым сараем торчала Яшкина голубятня, стали для Антона желанной, но запретной зоной.

Однако все это прошло и забылось бы, если бы Яшка не являлся время от времени перед глазами Антона, если бы, словно невзначай, мимоходом, не вмешивался в его жизнь. Однажды в конце зимы он встретился им с Зиной, когда они шли из школы. Засунув руки в карманы, Яшка остановился и осклабился:

– Уа! Уа! Деточка – за ручку держится!

Зина не обратила на него внимания. Но Антон шага через три тихонько высвободил из ее руки свою руку.

– Ничего. Шнурок развязался.

В яркий предвесенний день, когда весело позванивали сосульки под крышами, Антон шел из школы, беззаботно размахивая портфелем.

И тут снова перед ним появился Клеткин.

– Чегой-то веселый больно?

– Пятерку получил! – еле сдерживая счастливую улыбку, ответил Антон.

– Пфу, – пренебрежительно усмехнулся Яшка и сплюнул сквозь зубы, – тоже нашел радость! А я в школу больше не хожу. Очень-то надо.

– Как – не ходишь? – Антон оторопел, он не мог себе представить, чтобы это было возможно. – А отец тебе – ничего?

– А отцу что? – резко ответил Клеткин, глаза его стали узкими и злыми. – Он, что ли, за меня экзамены будет сдавать? Пускай сдает. Не может? Ну и я не могу. Не хочет? Ну и я не хочу. Все. Сеанс окончен.

Клеткин засунул руки в карманы и, небрежно насвистывая, пошел по улице.

Вскоре Антон еще раз убедился в Яшкином геройстве.

Однажды дворник начал бранить Яшку за то, что он сломал молодое деревце. Если бы дворник так закричал на Антона, Антон летел бы домой не чуя земли и, наверное, полгода боялся бы встретиться с дворником. А Яшка не побежал. Он сунул руки в карманы, сплюнул в сторону дворника и небрежно сказал:

– Слыхали. Все. Сеанс окончен.

Дворник побежал было за ним с метлой. А Яшка лишь отскочил от него шагов на пять и пригрозил:

– Смени пленку. А то все эти твои елки-палки переломаю!

Дворник махнул рукой:

– И откуда у нас, в советское время, такой дурной народ берется? И учат их, и дворцы им строят. А на что такой дубине дворцы?

Антон сияющими глазами смотрел на Яшку. Сам дворник, сам Данила Петрович сдался, не справился с Клеткиным! Весь этот вечер Антон учился плевать сквозь зубы, чтобы хоть немного быть похожим на Яшку Клеткина.

С тех пор, словно привороженный, Антон бродил по улице в надежде встретить Яшку, стоял у ворот двора, где жил этот отчаянный человек, заглядывал в калитку. Иногда, завидев стаю голубей, взлетающую над крышами в голубом утреннем сиянии, он бросал игру, отходил от ребят и мечтательно глядел, как поблескивает под солнцем голубиное крыло, как стремительно падают птицы вниз темными комочками и, вдруг взвиваясь, тонут в небесной синеве… В такие минуты Антон не слышал и не видел никого, он был там, с Яшкой, на глухом пустыре за сараем, который неотступно тянул его к себе тревожным очарованием запрета.

– А вы что знаете, улитки? – сказал однажды Яшка Антону и еще двум-трем ребятишкам, которые разинув рот слушали его рассказы. – А вы что видели?

– Да, – сказал он, – хорошо, у тебя деньги есть. В кино небось без билетов не пускают.

Антон поежился, он что-то не знал – есть ли у него разум? Кажется, есть. Но тогда почему же он не добывает денег?

– Ну, есть или нет?

– Есть, – нерешительно сказал Антон.

– Нету, – сдался Антон.

– Вот то-то, что нету. А денег кругом сколько хочешь.

Клеткин раздул широкие ноздри, и короткий нос его с глубокой переносицей стал похож на маленький шалаш.

– Денег сколько хочешь, только бери.

Ребятишки жадными глазами глядели на Клеткина и не знали, верить ему или не верить.

– А где они? – простодушно спросил Антон.

– Где? У любого человека. Вот идет по улице человек, а у него обязательно в кармане деньги есть.

– Да! Полезешь, а он тебя за руку! – сказал кто-то из ребятишек.

– Конечно, за руку. И в милицию. А уж там тебе – всё. Сеанс окончен! И правильно. Не лезь в чужой карман.

– А тогда как же? – растерялся Антон.

В этот вечер Зина заметила, что Антон, сидя за книжкой, часто задумывается о чем-то. Сидит, будто читает, а у самого глаза уперлись в скатерть и мысли где-то очень далеко.

– Ты спишь? – окликнула его тогда Зина и засмеялась: – Папа, смотри, наш Антон, наверное, стихи сочиняет, вон как задумался!

КНИГИ 419186 АВТОРЫ 128103 СЕРИИ 43306 ЖАНРЫ 504 ГОРОДА 1139 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16491 ТЕГИ 336272 СТАТЬИ 612

Зине навстречу выбежала румяная шалунья Поля-Полянка:

– Зина, Зина пришла! Рисовать будем.

Вслед за ней, соскочив с качелей, подошел тоненький, нежный Витя Апрелев.

– Рисовать? А разве сегодня вторник?

Зина вела у них кружок рисования. Но приходить она могла только один раз в неделю, а ребятам хотелось рисовать каждый день.

Зина вышла на площадку, оглянулась. Антона не было.

Дежурная вожатая, крепкая, немножко неуклюжая, всегда веселая пионерка Саша Тюльпанова, сунула Вите в руку веревочку от змея, который запускала, и подошла к Зине. Она подошла запыхавшаяся, вытирая со лба пот и еще не отдохнувшая от беготни и смеха.

– Здравствуй, Зина! Здравствуй, Зина! – пропела она.

И тотчас со всех сторон хором откликнулись ребячьи голоса:

– Здравствуй, Зина! Здравствуй, Зина! Здравствуй, Зина!

– Здравствуйте, здравствуйте! – ответила Зина, стараясь улыбнуться. – Саша, скажи, ты Антона не видела?

Саша беглым, сверкнувшим взглядом окинула площадку:

– Он не приходил сегодня, Зина. Я здесь с самого утра. Да он уж и давно не приходит.

– А разве ты не знала? Я думала, может, он заболел. Или к бабушке уехал.

– Да, он немножко болел, – торопливо сказала Зина, чувствуя, что краснеет от стыда, – он только сегодня вышел.

– Ну чего ты убиваешься? Придет твой Антон, никуда же не денется. Ну хочешь, еще где поищем?

– Я знаю, где он, – ответила Зина, – только я не пойду туда.

Да и некогда было Зине идти, пора готовить обед.

Хмурая, расстроенная, она чистила картошку, жарила мясо. Хотела было, как всегда, сварить манную кашу, но вспомнила, что не для кого. Изюмки уже нет дома. Как-то она там? Наверное, приехала. Может быть, уже обедает. Вот небось таращит глаза – какие большие деревья кругом! Сколько цветов! Какие бабочки летают!

Ласковые мысли об Изюмке немножко развлекли Зину. Как хорошо, что девчушка может побегать по травке, позагорать на солнышке! А в воскресенье Зина поедет к ней. Вот-то будет радость, вот-то наслушаются они рассказов с отцом и Антоном!

Но вспомнила про Антона, и снова стало сумрачно на душе. Как же случилось, что они так разладили с братом?

Антон явился к концу дня, перед тем как прийти отцу с работы. Он вошел как-то чересчур независимо, искоса взглянув на Зину. И, словно не зная, куда себя девать, походил по комнате, взялся за книжку, отложил ее. Потом лег животом на подоконник и стал смотреть во двор.

Зина молча следила за ним. Она ждала его взгляда, ждала, что он обратится к ней, скажет что-нибудь. Но Антон делал вид, что ничего не замечает.

– Где ты был? – наконец спросила Зина. – Опять у Клеткина? Ведь я просила не ходить к нему!

– А я и не был у Клеткина! – торопливо, не глядя на нее, ответил Антон. – Почему это у Клеткина?

– Ну где? На пионерском дворе был.

– Антон, повернись, пожалуйста, ко мне. Что же ты – разговариваешь со мной, а глядишь куда-то в окно? Разве это хорошо?

– Ну а что ж такого? – возразил Антон.

Однако нехотя сполз с подоконника и повернулся к Зине.

– Антон, – Зина изо всех сил старалась сдержать гнев и говорить спокойно, – ты не был на пионерском дворе. Почему ты обманываешь меня?

– Нет, был! Был! – упрямо повторил Антон. – Я там был! Спроси у ребят, спроси!

– Я спросила. Тебя там не было.

– Нет, был! Нет, был!

Поговорить с Антоном… Но ведь Зина-то никогда не обманывала маму, а этот смотрит Зине в глаза и говорит неправду. В семье у Стрешневых презирали ложь. Но что делать с Антоном, ведь он уже не в первый раз обманывает ее! Зина сколько раз объясняла ему, что лгут только трусы и подлые люди, и, если человек лжет, значит, он скрывает что-то нехорошее. Но Антон никогда не сознается, что говорит неправду. Может быть, не приласкать, а наказать следует его за это?

– Хозяйка, – закричала из кухни соседка Анна Кузьминична, – суп-то бежит, всю плиту залило!

Зина вскочила и побежала в кухню.

Вытирая плиту, она услышала, что хлопнула входная дверь. Кто-то пришел. Нет, все тихо. Неужели Антон… Зина поспешно направилась в комнату. Антона не было. Он скрылся, словно ждал, когда выйдет Зина из комнаты.

Зина огорченно заглянула в спальню, хотя знала, что Антона и там нет. Убежал! Лишь бы не разговаривать с Зиной. Теперь придет вместе с отцом, дождется его во дворе и придет. Он знает, что Зина не захочет расстраивать отца и при нем ничего не скажет Антону.

Но Антону совсем не было весело. Его жизнь уже давно пошла вкривь и вкось. Если бы он был покрепче характером и если бы он знал, что дела так сложатся, он давно бы все рассказал Зине.

Антон очень любил Зину. Когда не стало матери, Антон почти не отходил от старшей сестры, словно боялся, что вдруг и она куда-нибудь исчезнет. Зина заняла мамино место. Она сажала их с Изюмкой обедать, она знала,

Читайте также: