Дымковская игрушка сочинение 7 класс

Обновлено: 02.05.2024

Виды дымковской игрушки

Технология изготовления

Роспись дымковской игрушки

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).
Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.
Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.
(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)
Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете. Раскраска велась в строгой последовательности:
волосы;
глаза и брови;
рот и щеки;
головной убор;
орнаменты на одежде.
Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.
Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.
Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

Ответ оставил Гость
На Руси было и есть много народных промыслов. Мой любимый народный промысел — дымковская игрушка.
Это название происходит от Дымковской слободы. Сначала дымковские мастера делали глиняные свистульки. От свистулек они перешли к изготовлению глиняных игрушек, которые были ярко разукрашены.
Чаще всего дымковские игрушки изображают людей и животных. Особенно мне нравятся игрушки-животные, которые всегда вызывают улыбку— такие они забавные, жизнерадостные, весёлые.
Дымковские игрушки — это настоящие произведения искусства. Мастера, создающие их, — талантливые и добрые люди, а сами рукотворные изделия являются носителями духовных ценностей.
Эти милые игрушки можно увидеть сегодня не только на прилавках магазинов народных промыслов, но и на полках в наших квартирах. От таких игрушек становится теплее на душе.
Дымковские игрушки напоминают мне детские рисунки: они такие же яркие, пёстрые, радостные, весёлые, жизнеутверждающие.
Эти изделия вызывают у меня чувство гордости за талантливых русских мастеров.
Летом мы с мамой отдыхали у друзей на Северном Кавказе. На следующий день после нашего приезда я проснулась рано утром и выглянула в окно. Я не смогла оторваться от той чудесной картины, которую увидела.
Пейзаж был великолепен! Вся степь сияла. Свежий утренний ветерок шевелил бескрайний ковёр степных трав, которые при этом переливались всеми цветами радуги.
Начинался новый день. Солнце поднималось всё выше и выше. И тут я увидела жемчужину Кавказа — Эльбрус. Две снежные шапки возвышались над степью. Не случайно в народе его прозвали двуглавым белым богом. Кажется, что весь Кавказ склонился перед его мудростью и сединами. Даже величественная безмолвная степь лежала у его ног. Была ни с чем не сравнимая тишина. По небу плавно плыли облака, и казалось, что они задевают вершины Эльбруса.
А вечером неожиданно набежали чёрные тучи и начался ливень. Крупные капли дождя точно танцевали лезгинку. Дождь изменил пейзаж за окном: горы окутались туманом. Это была неповторимая, удивительная картина, которая запомнилась мне надолго.

После того как побелка высыхает, начинается этап росписи – нанесение незамысловатых узоров яркими красками. Выбор цветов невелик: синий, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, малиновый. Дополнительные цвета можно получить, разбавляя основные мелом. Так, высветленный синий и малиновый дают голубой и розовый соответственно.
Вместо кисточек в старые времена пользовались деревянными палочками с обмоткой из льняного лоскута. Поэтому и орнамент был предельно прост: прямые или волнистые линии, круги, ромбы и т. п. В настоящее время мастерицы используют кисти из колонка или хорька.
В краску, кстати, добавляют сырое яйцо. Это позволяет сделать цвета более насыщенными и придает фигурке блеск. В последнюю очередь игрушку украшают сусальным золотом. Вырезанные из него геометрические фигуры приклеивают на шляпки и воротники барынь, уши или рога животных. От этого особую праздничность приобретает дымковская игрушка. Фото не всегда может передать их великолепие.
Роспись, как правило, наносится по определенной схеме. У человечков лица выглядят довольно однообразно. Малиновой краской намечаются щеки и рот, черной рисуются дуги бровей и круглые глазки. Волосы окрашиваются преимущественно в темный цвет: черный или коричневый. Рубахи и головные уборы делаются однотонными, а юбки барынь и шкура животных покрывается орнаментом поверх белого цвета.

Орнамент

Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Мастерицы не продумывают узор заранее. Он рождается в процессе росписи, в зависимости от формы и размера фигурки. Поэтому принято считать, что связь декора и основы неразрывна, и двух одинаковых игрушек найти невозможно.
Несмотря на нарочитую простоту орнамента, он очень символичен и изображает важные для русского человека понятия. Так, волнистая линия ассоциируется с рекой или водой в широком смысле, клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре – символ солнца и других небесных светил.

Во всех школах и детских садах России, студиях детского творчества изучается сегодня дымковская игрушка. История этого промысла тесно связана с историей нашей страны. Сами фигурки и роспись, покрывающая их, отражают быт и верования русских людей. Кроме того, процесс изготовления и декорирования игрушек достаточно прост, чтобы его могли освоить даже маленькие дети, разумеется в значительно упрощенном виде. Дымковская игрушка для дошкольников – это, прежде всего, изучение традиционных орнаментов. Старательно вырисовывая ромбики, линии и кружочки, дети создают интересные рисунки и приобщаются к культуре своей родины.
Рисование дымковской игрушки (для малышей) или лепка фигурок в дымковском стиле (для детей постарше) – это увлекательно занятие, за которое ребята принимаются с большим энтузиазмом.

Современное состояние промысла

Она была известна своими глинами. Долгое время заводы, находившиеся там, выпускали гончарную посуду и игрушки на бытовую тематику. Расписывали их желтой, коричневой, синей и другими красками. Направлением росписи была растительная тематика.
Со временем была найдена серая глина, и началось изготовление вещей из полуфаянса. А уже со второй половины 19-го века для росписи использовали только синюю краску. Примерно в 1800 г. в деревне Володино братья Куликовы нашли белую фаянсовую глину. Неподалеку был построен и первый завод по изготовлению изделий из фарфора. Его основатель, Павел Куликов, знал эту технику, но желал сохранить ее в тайне. Поэтому он сам работал на заводе, а помогал ему еще один рабочий.
Но Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли на завод и срисовали устройство горна. Затем они открыли собственные заводы по изготовлению фарфора. Но завод Куликова известен тем, что именно от него берет начало производство фарфора в Гжели.
Стремясь постоянно к повышению качества продукции и получению тонкого фарфора и фаянса, владельцы заводских предприятий постоянно совершенствовали состав белой глины. А синяя роспись на белоснежном фоне делала эти изделия прекрасными. Мотивами для гжельской росписи традиционно считаются изображения цветов (чаще всего роз), птиц и узоров. Благодаря своей простоте, понятной красоте становится все популярнее.

Описание:
Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – “дымковская” или “кировская” игрушка.
В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки. Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника “Свистуньи”, который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично.
В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.
В Советском Союзе всячески поддерживали промысел дымковской игрушки с целью передачи знаний и опыта следующим поколениям. Все фигурки изготавливаются только вручную, затем раскрашиваются и покрываются яичными белками для яркости. Хотя технический прогресс внес свои коррективы в само производство: теперь мастерицы сами не копают глину и не месят ее. Все расходные материалы поступают уже упакованными и готовыми к работе.
Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины.
Сейчас дымковская игрушка – это визитная карточка всей Кировской области.
В 2011 году в городе Кирове был открыт музей “Дымковская игрушка: история и современность”, фонд которого насчитывает более 700 уникальных экспонатов, большая часть из которых представлена в экспозиции.

Дымковская игрушка — оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края (Кировской области), в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары. Мало какой другой регион России имеет столь яркий и самобытный символ, какой имеет Вятский край в виде дымковской игрушки.

— проводимому в честь погибших в битве 1418 года между вятчанами и устюжанами у стен Хлыновского кремля (Хлынов — старое название Кирова). Согласно преданию, ночью, не узнав друг друга, вступили в бой два дружественных друг другу войска. По случайно погибшим ежегодно справляли тризну. Позже она переродилась в народные гуляния. Празднество продолжалось несколько дней и было наполнено свистом вятчан из разноцветных свистулек. «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную

Игрушка лепится из местной красной глины по частям (в отличие от других игрушек, которые лепятся из единого куска глины). Перед обжигом игрушки высушивают и только потом обжигают. Раньше игрушки обжигали в настоящей русской печи, теперь обжигаются в муфельных печах.

Ранее обжиг игрушки производился в русских печах.

Сегодня обжиг производится в муфельных печах.

Дымковская игрушка — искусство рукотворное. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.

Для ее производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают, для придания изделию ровной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700-800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость.

Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, желтого, синего, зеленого, алого, придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Наиболее распространенные сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

За 400 лет развития промысла, несмотря на разнообразие композиционных решений, устоялись определенные сюжеты дымковской игрушки, закрепились определенные оформительские приемы и определенная цветовая гамма. Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Неразбавленные яркие краски создают ощущение радости жизни. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре, и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.

Значение дымковской игрушки

Дымковская игрушка стала одним из брендов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его насыщенную и древнюю историю.

Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров.

Сегодня мастера соблюдают традиции дымковской игрушки, но все равно каждая мастерица (а промысел этот исключительно женский) старается выработать свой особый авторский стиль.

  • Через знакомство и приобщение учащихся к истории народного художественного промысла освоить процесс изготовления дымковской игрушки.
  • Описать игрушку в художественном стиле, используя различные варианты введения описания действия по её изготовлению.
  • Совершенствовать навыки и умения работы над сочинением-описанием.
  • Формировать ключевые компетенции учащихся и развивать их художественно-эстетические способности.

I. Введение в урок. Постановка цели

II. Основная часть

Вопросы к тексту:

– Кто такая Анфиса Ивановна Воронцова?
– Определите, какова основная мысль этого текста?
– Обратите внимание на название статьи, с которой мы работаем.
Какое ключевое слово оно содержит и что обозначает? (дымка)

2. Словарная работа, которую учащиеся подготовили к уроку заранее. Даётся определение слова дымка.
Дымковская игрушка – дымка (вятская игрушка) – глиняные лепные расписные фигурки людей и животных (иногда в виде свистулек); один из русских художественных промыслов, которым были заняты мастерицы в издавна существующей заречной слободе Дымково.
(Большая советская энциклопедия). Обращается внимание на запись слова на доске.

Старейшая мастерица

Игрушки дымковских мастеров

Игрушки дымковских мастеров

– Как вы, ребята, думаете, сложно ли вылепить такую нарядную и весёлую игрушку? Давайте закроем глаза, и мы опять в мастерской А. И. Воронцовой. Проследим за руками мастерицы и обозначим основные этапы её работы.
– Назовите, из каких этапов состоит описываемое действие.
– Слова, какой части речи помогают проследить процесс работы мастерицы? Прочитайте цепочку, которая у вас получилась.
– Охарактеризуйте предложения, которые использует автор, чтобы точно и последовательно передать процесс изготовления дымки.
– Составьте пересказ той части, в которой описан сам процесс. Какое слово вам непонятно?

4. Словарная работа.

Со словами кокошник и торс учащиеся знакомятся из статьи толкового словаря В.Даля. На доске записаны данные слова.

Кокошник – старинный Северорусский женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом.

Торс – туловище человека, а также скульптурное изображение туловища без головы и конечностей.

– Игрушка слеплена и готова для росписи, насколько важен этот этап? Можно ли сказать, что, расписывая, мастер вкладывает свою душу, создаёт свой неповторимый.… Продолжите мою мысль (художественный образ).

– Давайте вспомним, что называется художественным образом в литературе? А вот как образ создаётся при помощи кисти и красок, нам расскажет наша юная художница. Она нарисовала несколько рисунков и расскажет, как ей удалось воспроизвести образ. (Основная мысль: трудно подобрать цветовую гамму красок, чтобы как можно точнее воспроизвести образ той или иной игрушки, нужно быть настоящим мастером, чтобы создать множество неповторимых, но в тоже время, узнаваемых дымковских поделок)

Рисунок ученицы

Рисунок ученицы

Рисунок ученицы

– А теперь давайте ещё раз прочитаем текст учебника и задание № 3. Рассмотрим дымковские игрушки из глины, фарфора. Назовём эпитеты, которые автор текста использует при описании дымки (нарядная, весёлая, озорная, задорная).

III. Лепка

– Ребята, а захотелось ли вам самим попробовать свои силы и вылепить дымковскую игрушку, расписать её и тем самым создать свой художественный образ? Так ли легко будет получаться, как у нашей мастерицы? Тогда берёмся за дело, закроем глаза, откроем, и мы у себя в классной мастерской.

Лепить игрушку можно как из глины, так и из солёного теста, которое всегда можно приготовить в домашних условиях.

Работы учащихся, выполненные из соленого теста

Работы учащихся, выполненные из соленого теста

На лепку можно отвести оставшееся время от 1-го урока, а на 2-м уроке начать подготовку к сочинению-описанию действия.

IV. Подготовка к написанию сочинения.

– Давайте проанализируем ваши маршрутные листы. Что из услышанного и увиденного на уроке было для вас новым интересным? Что вы знали о дымковской игрушке сами? Что ещё хотели бы узнать?

– Прочитаем варианты задания № 4 упр. 34.

– Обдумайте предложенные варианты, выберите тот, который вам больше интересен. Начните выполнять черновой вариант сочинения. В ходе работы вы можете использовать материал урока.

V. Рефлексия

VI. Домашнее задание

На Руси было и есть много народных промыслов. Мой любимый народный промысел – дымковская игрушка.
Это название происходит от Дымковской слободы. Сначала дымковские мастера делали глиняные свистульки. От свистулек они перешли к изготовлению глиняных игрушек, которые были ярко разукрашены.
Чаще всего дымковские игрушки изображают людей и животных. Особенно мне нравятся игрушки-животные, которые всегда вызывают улыбку – такие они забавные, жизнерадостные, весёлые.
Дымковские игрушки – это настоящие произведения искусства. Мастера, создающие их, – талантливые и добрые люди, а сами рукотворные изделия являются носителями духовных ценностей.
Эти милые игрушки можно увидеть сегодня не только на прилавках магазинов народных промыслов, но и на полках в наших квартирах. От таких игрушек становится теплее на душе.
Дымковские игрушки напоминают мне детские рисунки: они такие же яркие, пёстрые, радостные, весёлые, жизнеутверждающие.
Эти изделия вызывают у меня чувство гордости за талантливых русских мастеров.
Летом мы с мамой отдыхали у друзей на Северном Кавказе. На следующий день после нашего приезда я проснулась рано утром и выглянула в окно. Я не смогла оторваться от той чудесной картины, которую увидела.
Пейзаж был великолепен! Вся степь сияла. Свежий утренний ветерок шевелил бескрайний ковёр степных трав, которые при этом переливались всеми цветами радуги.
Начинался новый день. Солнце поднималось всё выше и выше. И тут я увидела жемчужину Кавказа – Эльбрус. Две снежные шапки возвышались над степью. Не случайно в народе его прозвали двуглавым белым богом. Кажется, что весь Кавказ склонился перед его мудростью и сединами. Даже величественная безмолвная степь лежала у его ног. Была ни с чем не сравнимая тишина. По небу плавно плыли облака, и казалось, что они задевают вершины Эльбруса.
А вечером неожиданно набежали чёрные тучи и начался ливень. Крупные капли дождя точно танцевали лезгинку. Дождь изменил пейзаж за окном: горы окутались туманом. Это была неповторимая, удивительная картина, которая запомнилась мне надолго.

Читайте также: