Два часа ночи не спится а надо бы заснуть сочинение егэ

Обновлено: 03.07.2024

Текст Лермонтова:
Два часа ночи. не спится. А надо бы заснуть, чтоб завтра рука не дрожала. Впрочем, на шести шагах промахнуться трудно. А! господин Грушницкий! ваша мистификация вам не удастся. мы поменяемся ролями: теперь мне придется отыскивать на вашем бледном лице признаки тайного страха. Зачем вы сами назначили эти роковые шесть шагов? Вы думаете, что я вам без спора подставлю свой лоб. но мы бросим жребий. и тогда. тогда. что, если его счастье перетянет? если моя звезда наконец мне изменит. И не мудрено: она так долго служила верно моим прихотям; на небесах не более постоянства, чем на земле.
Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я — как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова. прощайте.
Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления. Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться. Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и видит перед собой роскошные кушанья и шипучие вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; но только проснулся — мечта исчезает. остается удвоенный голод и отчаяние!
И, может быть, я завтра умру. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле. Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового. Смешно и досадно!

1. Сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста. 2. Убедительно её доказать (привести не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт).

3. Сформулировать позицию автора.

4. Высказать свою точку зрения.

5. Изложить мысли грамотно, последовательно и связно.

1. Чтение исходного текста.

(1)Два часа ночи. не спится. (2)А надо бы заснуть, чтоб завтра рука не дрожала. (3)Впрочем, на шести шагах промахнуться трудно. (4)А! господин Грушницкий! ваша мистификация вам не удастся. мы поменяемся ролями: теперь мне придется отыскивать на вашем бледном лице признаки тайного страха. (5)Зачем вы сами назначили эти роковые шесть шагов? (6)Вы думаете, что я вам без спора подставлю свой лоб. но мы бросим жребий. и тогда. тогда. что, если его счастье перетянет? если моя звезда наконец мне изменит. (7)И не мудрено: она так долго служила верно моим прихотям; на небесах не более постоянства, чем на земле.

(8)Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. (9)Я — как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. (10)Но карета готова. прощайте.

(11)Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился. (12)А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. (13)Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший свет жизни. (14)И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! (15)Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления. (16)Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться. (17)Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и видит перед собой роскошные кушанья и шипучие вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; но только проснулся — мечта исчезает. остается удвоенный голод и отчаяние!

(18)И, может быть, я завтра умру. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. (19)Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле. (20)Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. (21)И то и другое будет ложно.(22) После этого стоит ли труда жить? а все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового. (23)Смешно и досадно! (М.Ю.Лермонтов)

Работа по вопросам

1. Какому герою Лермонтова принадлежит этот монолог?

герой не ценит свою жизнь, он жалуется на скуку, на то, что надоело жить.

4. В третьем абзаце определяем роль вопросительных предложений ( Они показывают, что беспокоит героя)

7. Как объяснить смысл 14 и 15 предложений? (Человек перестал быть хозяином своей жизни, режиссёром своей судьбы он не знает, для чего живёт).

8. Как любит герой и можно ли утверждать, что автор того же мнения?

9. Какова микротема последнего абзаца? (Нельзя жить из любопытства)

10. С какой целью Лермонтов употребляет антонимы ? (Чтобы показать противоречия в душе героя и показать, что выбор свое жизненной цели – это очень спорный вопрос).

11. Определяем проблему текста . (Смысл жизни).

12. Как эту же проблему можно выразит по-другому? (В форме вопроса)

13. К какой категории относится выбранная автором проблема? (Философская) Почему?

Следование за автором в раскрытии проблемы

 Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

 Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему?

 На чём заостряет внимание автор?

 Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?

 Как выражено отношение автора к изображаемому?

 Какие эмоции автора выражены в тексте?

 Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

Памятка. Чтобы отличить комментарий от пересказа , нужно помнить следующее: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, говорим о том, что делает автор. Комментарий нельзя подменять своими размышлениями над проблемой.

Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение.

Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых.

Два часа ночи. не спится. А надо бы заснуть, чтоб завтра рука не дрожала. Впрочем, на шести шагах промахнуться трудно. А! господин Грушницкий! ваша мистификация вам не удастся. мы поменяемся ролями: теперь мне придется отыскивать на вашем бледном лице признаки тайного страха. Зачем вы сами назначили эти роковые шесть шагов? Вы думаете, что я вам без спора подставлю свой лоб. но мы бросим жребий. и тогда. тогда. что, если его счастье перетянет? если моя звезда наконец мне изменит. И не мудрено: она так долго служила верно моим прихотям; на небесах не более постоянства, чем на земле. Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я — как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова. прощайте.

Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления. Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться. Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и видит перед собой роскошные кушанья и шипучие вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; но только проснулся — мечта исчезает. остается удвоенный голод и отчаяние!

И, может быть, я завтра умру. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле. Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового. Смешно и досадно!

Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Речь Печорина в представленном отрывке представляет собой развернутое высказывание обращенное к самому себе, которое принято обозначать термином __________. В речи героя встречаются вопросы, не требующие ответа, которые называют ___________ вопросы.

Два часа ночи. не спится. А надо бы заснуть, чтоб завтра рука не дрожала. Впрочем, на шести шагах промахнуться трудно. А! господин Грушницкий! ваша мистификация вам не удастся. мы поменяемся ролями: теперь мне придётся отыскивать на вашем бледном лице признаки тайного страха. Зачем вы сами назначили эти роковые шесть шагов? Вы думаете, что я вам без спора подставлю свой лоб. но мы бросим жребий. и тогда. тогда. что, если его счастье перетянет? если моя звезда наконец мне изменит. И не мудрено: она так долго служила верно моим прихотям; на небесах не более постоянства, чем на земле.

Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я — как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что ещё нет его кареты. Но карета готова. прощайте.

Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обречённых жертв, часто без злобы, всегда без сожаления. Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться. Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и видит перед собой роскошные кушанья и шипучие вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; но только проснулся — мечта исчезает. остаётся удвоенный голод и отчаяние!

И, может быть, я завтра умру. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле. Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а всё живёшь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового. Смешно и досадно!

1. Какова основная мысль фрагмента? Приведите цитату, в которой, на ваш взгляд, эта мысль сформулирована.

2. Боится ли смерти автор записок? Почему вы так думаете? Приведите не менее двух аргументов из текста.

3. За что осуждает себя герой? О чём сожалеет? Приведите не менее двух аргументов из текста.

4. Какие художественные средства использованы в данном фрагменте? С какой целью? Какой художественный приём преобладает? Почему?

5. Как бы вы ответили на вопрос героя ". стоит ли труда жить?"? Что, по вашему мнению, должен делать человек, не угадавший своего предназначения?

6. Какие герои русской литературы близки (чем близки) Печорину по характеру тревожащих его вопросов?

Читайте также: