Дорога до кабака далека да легка дорога к храму близка да идти склизко мини сочинение

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урока музыки

Предмет: музыка

Класс: 6 класс

Учитель Селямиева Л.Д.

Базовый учебник: программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.

1. Знать особенности развития народной и духовной музыки в Древней Руси, знакомство с некоторыми характерными этапами развития церковной музыки в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения).

2. Знать основные этапы жизни и творчества композитора М.Березовского.

3. Уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему строю (гомофонно-гармоническому, полифоническому) и жанру.

4. Развивать музыкальное восприятие, интонационно-стилевые представления, вокально-хоровые навыки.

5. Осознать значение духовной культуры в жизни человека.

6. Воспитывать музыкальную культуру у шестиклассников, любовь к родному краю, к произведениям русского музыкального творчества

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, фортепиано или синтезатор.

Планируемый результат

1. Вести диалог по теме, соблюдая нормы речевого этикета.

2. Определять особенности русской духовной музыкальной культуры.

3. Уметь использовать понятия: знаменный распев, партесное пение, a capella , духовный концерт, полифония.

Личностные УУД: формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; ответственного отношения к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Регулятивные УУД: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока.

Познавательные УУД: построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные УУД: выражать и аргументировать свои предпочтения и отрицания, с уважением относиться к иным взглядам, учатся размышлять на глубокие темы.








Духовная музыка – одна из важнейших частей церковной службы. Музыка соединяясь со словом Божьим выступает носителем духовности. В музыке первостепенное значение придается не слову и интонации, а тому внутреннему содержанию, которое скрыто за ними.


Духовный концерт Появился в XVIII веке. Создателем жанра был Максим Созонтович Березовский (1745 – 1777) – с детства отличался удивительной музыкальностью, владел игрой на разных инструментах, как талантливый композитор был отправлен на учёбу в Болонскую филармоническую Академию за государственный счёт, автор многих инструментальных, оперных произведений и многочисленных духовных концертов. Был незаслуженно забыт и, спустя много лет после своей смерти, вновь открыт новым поколениям слушателей.


Портретных изображений М.С.Березовского не сохранилось.



Какой характер мелодии? Как она развивается? Что выражает? Духовный концерт М. Березовский


Духовный концерт М. Березовский




Сочинение о храме. Дорога к храму нелегка. У каждого она своя.

ВложениеРазмер
sochinenie_doroga_k_hramu.docx 78.76 КБ

Предварительный просмотр:

Межшкольный конкурс обучающихся Торопецкого района, посвященный 150-летию со дня рождения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.

Автор: Белов Николай, 5класс МОУ Плоскошская СОШ.

Руководитель: Белова Е.А.,учитель русского языка и литературы МОУ Плоскошская СОШ.

Адрес: Тверская область, Торопецкий район, посёлок Плоскошь,

улица Первомайская дом1, МОУ Плоскошская СОШ.

Русь испокон веков была сильна молитвой, православной верой, спасающей души, помогающей обрести опору в суетном мире и будущее спасение. Православие - это часть действительности, оно занимает в истории народа определённое место и выполняет огромную общественную роль.

Церковь для меня это место, где люди молятся, просят о упокоении или о здравии родных, а некоторые люди там замаливают свои грехи, чтобы их простил Бог.

Сам я был один раз на службе в церкви Вознесения Господня . Это было 14 октября 2014года в селе Захоломье. Мы приезжали на праздник в Краснополецкую школу. Я часто проезжал мимо этой церкви, видел, что она восстанавливается, слышал, что иногда проходят в ней службы. Служба была праздничная, проводил отец Андрей. Среди присутствующих были взрослые и дети. На уроках православной культуры мы часто беседуем о церкви, её назначении. Я впервые окунулся в атмосферу божественной литургии и ощутил что-то необычное, такое, что не передать словами.

Я знаю, что самая старинная церковь Тверской области -это церковь Рождества Богородицы в селе Городня на реке Волга. Ей около 600 лет. Церковь стоит и по ныне. Зодчий этой церкви строил её из дерева, а само сооружение похоже на сосну.

Вместе с мамой мы были в Воронцовском Благовещенском соборе. Эта церковь тоже восстанавливается, и там проходят службы. В этом году я побывал в Нило-Столобенской Пустыни, мужском монастыре, который находится на острове Столобном у восточного побережья озера Селигер в Осташковском районе, Святогорском Свято -Успенском монастыре Псковской области, в Пушкинских Горах. Это яркие моменты моей жизни.

Значение архитектуры храмов шире религиозных идей и обрядовых функций. Декоративное убранство и архитектура храма раскрывает представление о мироздании, являются местом торжественных церемоний. Здания храмов обычно расположены в каких-либо живописных местах. Появляется ощущение слияния с миром, с Богом.

Недавно мама с моей старшей сестрой побывала в необычном месте. Это Рдейский монастырь. Они мне о нём рассказали, и мы нашли материал о строительстве Рдейского монастыря, который меня заинтересовал. Теперь я мечтаю побывать там.

Я хочу рассказать о монастыре.

На границе Новгородской и Псковской областей привольно раскинулось Рдейское Болото - одно из самых крупных и труднопроходимых в Европе. У его восточного края, всего в каких-то семи километрах от Большой Земли, на берегу одноименного озера высятся руины Рдейского монастыря. Монастырь находится в живописном месте на длинном узком мысу, почти разрезающем Рдейское озеро на две части. Мыс порос лесом, что очень приятно для путника, которому по дороге сюда приходится идти по голому зыбкому болоту. Рдейские топи настолько обширны и неодолимы, что и сами они, и заброшенный монастырь окружены ореолом таинственности. Отправляться в эти края лучше всего зимой, когда Болото замерзает. Дата основания Рдейского монастыря не дошла до наших дней, но известно, что со второй половины XVII века он относился к Новгородской епархии. В 1666 году на территории обители строится деревянный храм во имя Соловецких чудотворцев преподобных Зосимы и Савватия, а 1699 году — деревянный храм во имя Преображения Господня. После пожара 1700 года на месте храма Зосимы и Савватия начинается строительство каменного храма Успения Пресвятой Богородицы, которое продолжается до 1710 года. До середины XVIII века монастырь процветал, но позже начался упадок, и в 1764 он был упразднен с передачей имущества другим монастырям, а территории государству. Следующие сто лет действующей оставалась одна Успенская церковь, пока в 1885 году не была создана Богородицко-Успенская женская община с детским училищем, в 1893 году ставшая пустынью. Большую поддержку обители оказал меценат купец Александр Николаевич Мамонтов, и к 1890 году на территории монастыря появились часовня, жилые корпуса, трапезная, амбары и другие постройки, обновляется ограда. Из-за ветхости старой Успенской церкви в 1898 году на ее месте архитектор Борютин начал строительство нового пятиглавого храма, рассчитанного на 750 человек. Благодаря щедрым пожертвованиям Мамонтова, при возведении храма использовались передовые технологии. Неподалеку располагался кирпичный завод, для бесперебойного снабжения Демидова. Внутренняя отделка поражала своим великолепием. Ее доминантой стал иконостас из Венецианского мрамора работы московского мастера Захарова, иконы также писались московскими мастерами. Пол был выложен мраморной плиткой, окна украшали витражи и узорчатые кованые решетки. После освящения храма осенью 1902 года в него была перенесена главная святыня обители — чудотворная икона Успенской Божьей Матери, паломники ехали издалека поклониться ей. После революции в монастыре начались волнения среди послушниц, сменилось несколько настоятельниц. Обитель просуществовала до 30-х годов XX века, после монастырь был закрыт, но в нем продолжали жить монахини, приезжали паломники на исцеление. Во время войны была взорвана колокольня и сильно пострадал Успенский собор, а то, что уцелело, не пощадили местные жители и приезжие туристы. Сегодня из всех монастырских построек сохранились только руины Успенского собора и фрагмент восточной части каменной монастырской ограды. Кое-где на местности, особенно вблизи самого монастыря, читается старинная дорога. Сохранилось монастырское кладбище с чугунными крестами. Внутри собора интересны мраморные детали иконостаса и ажурные чугунные решетки на окнах. Длинный путь через труднопроходимые болота предохраняет их от разграбления. В настоящее время на территории обители проживает мужчина, который пытается воссоздать храм.

Дорога к храму нелегка. У каждого она своя. Это не только физический путь, но и духовный, преодоление зла в себе. Я верю, что каждый найдет свой путь к Храму и я в том числе. Мне понравилось стихотворение Евгения Вольфа, которым я закончу своё сочинение.

Я спокоен и уверен –
Встанет солнце в свете дня.
И тернистая дорога
К Храму выведет меня.

К Храму воли, к Храму духа,
К Храму истины святой,
К Храму разума и света,
Что венчает мир земной.

Глава первая, год 1942

Тамара Яременко, пятнадцати лет, полурусская-полуукраинка, родившаяся в Киеве и потерявшая мать во время бомбардировки Нежина, добралась до Ленинграда к тетке по отцу.

Тамара была девочка высокого роста и выглядела старше своих лет. Тетку Анну Николаевну она никогда раньше не видела, и отношения у них сложились тяжелые. Анна Николаевна хотела спасти от гибели десятилетнюю дочь Катю, ради нее шла на любые жертвы, а Тамара, свалившаяся на голову в самое страшное время, вынуждала к заботам о себе.

Но Тамаре некуда было ехать. Да и Ленинград был окружен.

Ранним утром четвертого января сорок второго года Тамара стояла в очереди к булочной на площади Труда.

Тамара стояла теперь возле самой булочной. Стекло в двери было выбито и заколочено досками. На шляпке каждого гвоздя нарос иней. Из булочной слышался глухой топот от переминания многих ног по простывшему полу. Слева от дверей стоял ремесленник — мальчишка лет пятнадцати, в рваном форменном ватнике, с замотанной полотенцем шеей, в натянутой на уши кепке. Он прислонился к стене, глаза его полузакрылись, как у спящей птицы, синее лицо не выражало ничего. Он несколько раз совался к дверям, но его отталкивали. И он стоял возле стены, не понимая, что надо занять очередь в конце, потому что приходят все новые люди, и они не пустят его впереди себя, хотя он пришел раньше их.

Город медленно выползал из тьмы, но не просыпался, потому что и не спал. Город и днем и ночью хранил в себе оцепенелость. Простор площади волнился сугробами. Между сугробами извивалась очередь в булочную. С крыш курилась снежная пыль. И все это было беззвучно. Как будто город стоял на дне мертвого моря. Густо заиндевелые деревья, разрушенные здания, мосты, набережные, очередь в булочную — все это было затоплено студеным морем.

Ремесленник открыл глаза и сказал шепотом:

— Граждане, я вчера здесь, в булочной, карточки потерял, пустите, граждане, не вру, граждане, помираю.

Никто ему не ответил.

Дверь отворилась, и кто-то сказал:

В булочной пар от дыхания витал над огоньками коптилок. Коптилки горели возле продавщиц. За спинами продавщиц на полках лежали буханки. Длинные ножи, одним концом прикрепленные к прилавку, поднимались над очередной буханкой, опускались на нее, зажимали и медленно проходили насквозь. И края разреза лоснились от нажима ножа. А вокруг было, как в храме, приглушенно. И все смотрели на хлеб, на нож, на весы, на руки продавщиц, на крошки, на кучки карточных талонов и на ножницы, которые быстрым зигзагом выхватывали из карточек талоны.

Тамара получила хлеб на один день, потому что на завтра не давали. Норма могла вот-вот измениться. И никто не знал, в какую сторону.

Тронуть добавок она не решилась. Положила хлеб на ладонь левой руки и прикрыла его сверху правой.

До дома близко — три квартала, и хлеб не должен был замерзнуть. Она открыла ногой дверь из булочной, потом просунула в щель голову, потом плечо, потом шагнула в умятый снег, блестевший от утреннего солнца. И сразу черная очередь, белые сугробы и фонарный столб помчались мимо нее в сверкающее утреннее небо. Ремесленник толкнул Тамару, прыгнул на нее, вырвал хлеб, закусил его и скорчился на снегу, поджимая коленки к самой голове.

Очередь медленно приблизилась к ремесленнику, и он исчез под валенками, сапогами, калошами и ботинками. Люди из очереди держались за плечи друг друга. Ремесленник не отбивался, только старался прятать лицо в снег, чтобы можно было глотать хлеб. Потом закричал.

Ремесленник пошевелился и сел на снегу. Кровь каплями падала изо рта на сизый ватник. Кепку его втоптали в снег, и бледные волосы мальчишки шевелил ветер. Но его широкое во лбу и узкое в подбородке, с морщинистой кожей, лицо было смиренным.

Бухнул снаряд, и звук разрыва среди оцепенелой тишины прозвучал как нечто живое.

Тамара поднялась на третий этаж, ощупью, в темноте, миновала коридор и наконец отворила дверь комнаты. Окна комнаты выходили в узкий дворовый колодец, и потому стекла уцелели. Две кровати молчали в углах, заваленные мягким барахлом.

Анна Николаевна и Катя спали.

Читайте также: