Добро или зло сотворил стильтон по отношению к джону иву сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Притча – произведение, в котором в иносказательной форме автор раскрывает проблемы морали, общечеловеческие законы.

Духовное зрение, человеческое достоинство.

Главный вопрос урока ( на доске)

- Добро или зло сотворил Стильтон по отношению к Джону Иву?

5 Чтение 1 эпиграфа

- Совпадает ли название рассказа с существенными сторонами содержания? ( нет, оно называет второстепенную деталь).

- Можем ли мы утверждать, что автор возлагал на эту деталь большую смысловую нагрузку? ( да, зеленая лампа становится символом главной мысли).

6 Анализ произведения.

- Как построен рассказ? (состоит из двух частей)

- Какая часть более важная, на ваш взгляд? Почему? (вторая, так как все нравственные выводы содержатся в ней).

- Можно ли сказать, что две части противопоставлены одна другой? Если да, то в чем? (можно, части противопоставлены одна другой по содержанию, по жизненным ситуациям, в которых в конце концов оказались герои рассказа)

- Как называется такой композиционный прием? (антитеза)

- Кто кому противопоставлен? ( Джон Ив - Стильтону)

- Что чему противопоставлено? ( добро- злу, благородство – гордыне, одна судьба – другой судьбе)

В рассказе использована классическая схема: злодей и его жертва.

А теперь познакомимся с главными героями.

Стильтон. – Что мы узнали о нем? ( богатый человек, миллионер, привык к кутежам, развлечениям. Он считает, что за деньги можно все, он жесток и бессердечен, эгоистичен)

Джон Ив. – Что мы знаем о нем? (лет 25, сирота, воспитанный чужим человеком, лесником. В 15 лет он потерял своего воспитателя, должен был тяжело физически трудиться, но труд не принес ему достатка. В 22 года Джон попал в Лондон попытать счастья. Но найти работу было невозможно. Мы видим его в голодном обмороке).

- Что же задумал Стильтон относительно Джона Ива? (захотел прератить его в живую игрушку).

- Как это характеризует Стильтона? (жестокий, изощренный, уверен во власти своих денег)

- Почему Стильтон был уверен в том, что шутка удастся и Джон Ив станет идеальной жертвой? ( у Джона Ива безвыходная ситуация, он оказался без денег, без работы, был болен).

- Получил ли Стильтон удовольствие от своей шутки? (сначала – да, но вскоре он пресытился и этой шуткой).

- Как вы думаете, созрел бы такой замысел у Стильтона, если бы ему не перед кем было продемонстрировать свою безграничную власть над человеком? Проще говоря, если бы он был один, без Реймера, придумал бы он эту шутку. (навряд ли, ему нужен был зритель, чтобы еще раз подчеркнуть, что за деньги можно все).

- Ну, а что же Джон Ив? Стал ли он классической жертвой? (нет)

- Как Джон стал врачом? Перескажите близко к тексту.

- Значит, Стильтон прекрасно отдавал себе отчет, что может загубить человеческую жизнь.

- Что же спасло Джона Ива? (книги)

-Не раз мы говорили о спасительном назначении книги. Чтение нередко помогает выжить, побороть в себе раба, унестись далеко от действительности, которая порой бывает однообразна, скучна, жестока.

- Чем стала книга в жизни Д.Ива? ( она его спасла не только от тоски, одиночества, она дала ему знания, которые помогли ему выдержать экзамен в мед.колледж и в дальнейшем стать врачом).

- В жизни каждого человека наступает минута, час день, когда он должен сделать выбор. У Д.Ива тоже был такой момент. Что лучше: долгие часы, годы ждать обещанного богатства, которое обещал Стильтон или самому постараться сделать свою жизнь богатой. Что выбрал Д.Ив?

- Конечно, Д.Ив хотел не только материального благополучия , Д.Ив хотел наполнить свою жизнь смыслом, увидеть впереди цель, к которой нужно стремиться, ради чего нужно жить. И такая цель у него появилась: он захотел стать врачом ,помогать страдающим людям.

- Как это характеризует Д.Ива? ( целеустремленным он был ).

- А можно ли утверждать , что разорение Стильтона – это наказание за его деяния? (да, сам Стильтон это понимает и просит прощения у Ива. Ведь путь к спасению – покаяние.)

- Теперь обратимся к главному вопросу.( на доске)

- Чем для Д.Ива обернулась шутка Стильтона? ( шутка обернулась благом, несмотря на задуманное зло)

- Концовка рассказа зависит от мировоззрения писателя . Какова здесь авторская позиция? ( зло возвращается к тому, кто породил его. Автор убежден в победе добра, уверен, что даже у злодея есть возможность спасти свою душу).

- Что, по мнению Грина, страшнее: злой умысел или последствия этого замысла? ( страшнее сам замысел. Ведь последствия стали благом для Д.Ива, но судьба наказала Стильтона за его преступный замысел).

- А теперь прочитайте второй эпиграф к уроку.

- Перекликаются ли слова из Библии с позицией Грина? Обоснуйте свое мнение.

- Кто же хоть частично соответствует этому идеалу? Почему? (Д.Ив, он не отчаялся, сердце его не зачерствело, не ожесточилось, было желание ударить – сдержался, не стал мстить).

- О чем свидетельствуют такие моменты повествования о нем, как работа героя в больнице для бедных, помощь Стильтону в трудную минуту? ( Д.Ив сберег в себе самое главное – человеческое сердце, он способен откликаться на чужую боль; он не способен на мщение, он предлагает Стильтону место регистратора в больнице. И даже испытывает чувство благодарности к Стильтону).

- Что, по вашему мнению, в этом рассказе важнее: сами события, герои или те духовные ценности, к которым зовет автор? Обоснуйте свой ответ, опираясь на текст. ( духовные ценности, сюжет слишком прост, герои упрощены).

- Как называются произведения, где в иносказательной форме автор касается проблем морали, общечеловеческих законов? ( притча).

С древних времен вплоть до 18 века притча имела морально-религиозное содержание. В 19 веке притча используется писателями с целью прямого наставления читателей в вопросах общественного поведения. В 20 веке притча получила особое распространение в литературе. В современной притче можно найти и характеры, и развитие действия, однако главным является исключительная заостренность авторской мысли, к которой приковывается внимание читателя. Сюжет помогает автору донести до читателя свое понимание вещей и задуматься над этим.

- Как вы думаете, почему наш урок получил такое название? ( тема урока сформулирована не в соответствии с сюжетной линией, а с опорой на моральные ориентиры Грина).

-Какие же моральные ориентиры Грина? ( уважать человеческое достоинство; даже в мыслях не быть злым, уметь прощать, стремиться к самосовершенствованию).

- Скажите , до анализа рассказа показалась ли вам шутка злой? Как вы считаете, рассказ актуален?

- Автор дает нам урок на примере Д.Ива истинного гуманизма, человеколюбия. Помогает читателю понять героев, полюбить Д.Ива и взять его за тот нравственный идеал, к которому стремится немало людей.

7. Высказывания писателей о творчестве А.Грина.

Мечта разыскивает путь – закрыты все пути;

Мечта разыскивает путь – намечены пути;

Мечта разыскивает путь – открыты все пути!

Молчание — золото, за которое покупается чужое молчание. Лех Конопиньский
ещё >>

Можно лишь догадываться, почему Стильтон, некогда миллионер, стал нищим стариком. Скорее всего ему беспутная жизнь стала причиной его разорения. Мы не знаем, какие и сколько человеческие эксперименты он ставил с людьми, с которыми "игрался". Для Ива эта сделка стала подарком судьбы, а для других? Можно сказать, что сама жизнь наказала Мильтона за его отношение и к жизни самой и к людям. Он пожал итог свой жизни: нищий старик без ноги.

Если Джон Ив в наших глазах заслуживает восхищения и уважения, он смог подняться с бездны и стать уважаемым человеком, то Стильтона нисколько не жаль, он заслужил такой исход.

Рассказ А. Грина "Зелёная лампа" мал по объёму и отнюдь не нов сюжетом.

Судя по всему, судьба наказала Стильтона сразу за несколько непростительных пороков: гордыню, надменность, любовь к широким жестам и недальновидность. Все они проявились по отношению к Джону Иву, но нетрудно догадаться, что они были свойственны герою вообще, а не только, когда дело касалось бедного ирландца.

Миллионер решил нанять человека на тупую неэффективную бессмысленную должность - в этом открылась его непохвальная склнность сорить деньгами. При этом он самодовольно полагал, что превратил нанятого в игрушку, - гордыня чистой воды, человек упивается властью. Стильтон даже считал, что Ив может сойти с ума, выполняя условия контракта:

MCunuSgqQ4XStFDx1fb9Unuhx87BaWH.jpg

В этом вновь видна гордыня героя, проявляющаяся в надменной уверенности, что окружающие тупее его, уж такие, которые не сумели денег заработать, точно думать не умеют.

Пока Стильтон наслаждался своим велики начальницким всемогуществом, ирландец разумно распорядился необходимостью сидеть сиднем часами у лампы - он начал читать, то есть делать нечто совершенно противоположное тому, что нарисовал в своих фантазиях миллионер. Вместо тупого растрачивания жизни за небольшую плату герой начал обогащать себя самым разумным способом - учиться. А вот его странный спонсор, похоже, оставался в темноте своих грехов и заблуждений. Недаром финальная фраза за доктором Ивом:

oFlIYBOanODRzjGUuOrlyZZnzZMh981.jpg

Здесь автор иносказательно показывает, что манипулирующим другими не плохо бы иногда заняться собой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок – исследование 8 класс

Эпиграфы к уроку .

Притча – произведение, в котором в иносказательной форме автор раскрывает проблемы морали, общечеловеческие законы.

Духовное зрение, человеческое достоинство.

Главный вопрос урока ( на доске)

- Добро или зло сотворил Стильтон по отношению к Джону Иву?

Вступительное слово о писателе.

Вступительное слово о произведении .

5 Чтение 1 эпиграфа

- Совпадает ли название рассказа с существенными сторонами содержания? ( нет, оно называет второстепенную деталь).

- Можем ли мы утверждать, что автор возлагал на эту деталь большую смысловую нагрузку? ( да, зеленая лампа становится символом главной мысли).

6 Анализ произведения.

- Как построен рассказ? (состоит из двух частей)

- Какая часть более важная, на ваш взгляд? Почему? (вторая, так как все нравственные выводы содержатся в ней).

- Можно ли сказать, что две части противопоставлены одна другой? Если да, то в чем? (можно, части противопоставлены одна другой по содержанию, по жизненным ситуациям, в которых в конце концов оказались герои рассказа)

- Как называется такой композиционный прием? (антитеза)

- Кто кому противопоставлен? ( Джон Ив - Стильтону)

- Что чему противопоставлено? ( добро- злу, благородство – гордыне, одна судьба – другой судьбе)

В рассказе использована классическая схема: злодей и его жертва.

А теперь познакомимся с главными героями.

Стильтон. – Что мы узнали о нем? ( богатый человек, миллионер, привык к кутежам, развлечениям. Он считает, что за деньги можно все, он жесток и бессердечен, эгоистичен)

Джон Ив. – Что мы знаем о нем? (лет 25, сирота, воспитанный чужим человеком, лесником. В 15 лет он потерял своего воспитателя, должен был тяжело физически трудиться, но труд не принес ему достатка. В 22 года Джон попал в Лондон попытать счастья. Но найти работу было невозможно. Мы видим его в голодном обмороке).

- Что же задумал Стильтон относительно Джона Ива? (захотел прератить его в живую игрушку).

- Как это характеризует Стильтона? (жестокий, изощренный, уверен во власти своих денег)

- Почему Стильтон был уверен в том, что шутка удастся и Джон Ив станет идеальной жертвой? ( у Джона Ива безвыходная ситуация, он оказался без денег, без работы, был болен).

- Получил ли Стильтон удовольствие от своей шутки? (сначала – да, но вскоре он пресытился и этой шуткой).

- Как вы думаете, созрел бы такой замысел у Стильтона, если бы ему не перед кем было продемонстрировать свою безграничную власть над человеком? Проще говоря, если бы он был один, без Реймера, придумал бы он эту шутку. (навряд ли, ему нужен был зритель, чтобы еще раз подчеркнуть, что за деньги можно все).

- Ну, а что же Джон Ив? Стал ли он классической жертвой? (нет)

- Как Джон стал врачом? Перескажите близко к тексту.

- Значит, Стильтон прекрасно отдавал себе отчет, что может загубить человеческую жизнь.

- Что же спасло Джона Ива? (книги)

-Не раз мы говорили о спасительном назначении книги. Чтение нередко помогает выжить, побороть в себе раба, унестись далеко от действительности, которая порой бывает однообразна, скучна, жестока.

- Чем стала книга в жизни Д.Ива? ( она его спасла не только от тоски, одиночества, она дала ему знания, которые помогли ему выдержать экзамен в мед.колледж и в дальнейшем стать врачом).

- В жизни каждого человека наступает минута, час день, когда он должен сделать выбор. У Д.Ива тоже был такой момент. Что лучше: долгие часы, годы ждать обещанного богатства, которое обещал Стильтон или самому постараться сделать свою жизнь богатой. Что выбрал Д.Ив?

- Конечно, Д.Ив хотел не только материального благополучия , Д.Ив хотел наполнить свою жизнь смыслом, увидеть впереди цель, к которой нужно стремиться, ради чего нужно жить. И такая цель у него появилась: он захотел стать врачом ,помогать страдающим людям.

- Как это характеризует Д.Ива? ( целеустремленным он был ).

- А можно ли утверждать , что разорение Стильтона – это наказание за его деяния? (да, сам Стильтон это понимает и просит прощения у Ива. Ведь путь к спасению – покаяние.)

- Теперь обратимся к главному вопросу.( на доске)

- Чем для Д.Ива обернулась шутка Стильтона? ( шутка обернулась благом, несмотря на задуманное зло)

- Концовка рассказа зависит от мировоззрения писателя . Какова здесь авторская позиция? ( зло возвращается к тому, кто породил его. Автор убежден в победе добра, уверен, что даже у злодея есть возможность спасти свою душу).

- Что, по мнению Грина, страшнее: злой умысел или последствия этого замысла? ( страшнее сам замысел. Ведь последствия стали благом для Д.Ива, но судьба наказала Стильтона за его преступный замысел).

- А теперь прочитайте второй эпиграф к уроку.

- Перекликаются ли слова из Библии с позицией Грина? Обоснуйте свое мнение.

- Кто же хоть частично соответствует этому идеалу? Почему? (Д.Ив, он не отчаялся, сердце его не зачерствело, не ожесточилось, было желание ударить – сдержался, не стал мстить).

- О чем свидетельствуют такие моменты повествования о нем, как работа героя в больнице для бедных, помощь Стильтону в трудную минуту? ( Д.Ив сберег в себе самое главное – человеческое сердце, он способен откликаться на чужую боль; он не способен на мщение, он предлагает Стильтону место регистратора в больнице. И даже испытывает чувство благодарности к Стильтону).

- Что, по вашему мнению, в этом рассказе важнее: сами события, герои или те духовные ценности, к которым зовет автор? Обоснуйте свой ответ, опираясь на текст. ( духовные ценности, сюжет слишком прост, герои упрощены).

- Как называются произведения, где в иносказательной форме автор касается проблем морали, общечеловеческих законов? ( притча).

С древних времен вплоть до 18 века притча имела морально-религиозное содержание. В 19 веке притча используется писателями с целью прямого наставления читателей в вопросах общественного поведения. В 20 веке притча получила особое распространение в литературе. В современной притче можно найти и характеры, и развитие действия, однако главным является исключительная заостренность авторской мысли, к которой приковывается внимание читателя. Сюжет помогает автору донести до читателя свое понимание вещей и задуматься над этим.

- Как вы думаете, почему наш урок получил такое название? ( тема урока сформулирована не в соответствии с сюжетной линией, а с опорой на моральные ориентиры Грина).

-Какие же моральные ориентиры Грина? ( уважать человеческое достоинство; даже в мыслях не быть злым, уметь прощать, стремиться к самосовершенствованию).

- Скажите , до анализа рассказа показалась ли вам шутка злой? Как вы считаете, рассказ актуален?

- Автор дает нам урок на примере Д.Ива истинного гуманизма, человеколюбия. Помогает читателю понять героев, полюбить Д.Ива и взять его за тот нравственный идеал, к которому стремится немало людей.

7. Высказывания писателей о творчестве А.Грина.

  • Краткое содержание
  • План для пересказа
  • Главные герои
  • Анализ и смысл
  • Надежда, мечта и реальность
  • Отзывы

Александр Грин Зелёная лампа: краткое содержание

Краткое содержание

Зимой 1920 года в Лондоне на углу Пикадилли сделали остановку два хорошо одетых джентльмена. Одного из них, высокого, звали Стильтон, а второго, толстого — Реймер. Они только что вышли из ресторана, где ужинали и веселились. В это время они заметили лежащего на земле человека лет 25 в бедной одежде, возле которого уже начинала скапливаться толпа.

На первый взгляд могло показаться, что он пьян или умер, но вскоре он приподнялся, прислонился к ограде и объяснил, что это был обморок от голода.

В этот момент у Стильтона появилась идея, которая показалась ему очень удачной и забавной. Ему уже давно сильно наскучили все развлечения, поэтому теперь он решил, что лучшая шутка — это делать из людей игрушки. Об этом он сказал Реймеру, но тому было всё равно — скоро он уехал. Стильтон же посадил бедного человека в кэб, отвёз в трактир и выслушал историю его судьбы.

Александр Грин

Стильтон же был очень богат. Он предложил Иву десять фунтов в месяц при условии, что тот снимет комнату на центральной улице, на втором этаже, и каждый вечер, от пяти до двенадцати ночи, будет зажигать лампу под зелёным абажуром. Пока она горит, Ив не должен покидать дом, кого-либо принимать и с кем-либо общаться. Это может продлиться год или даже всю жизнь.

Стильтон сказал, что свет в окне якобы будет служить знаком для людей и дел, о которых Джону знать не следует. Также он велел молодому человеку написать письмо до востребования с секретным шифром и ждать, что однажды придут некие люди, которые его озолотят.

Бедняк был удивлён таким великодушием и сразу согласился на сделку. Уже на следующий день он привёл задумку в исполнение: в окне дома № 52 по Ривер-стрит горела лампа. Стильтон привёл к дому своего друга Реймера и похвастался шуткой, сказав, что сделал игрушку из живого человека. Он очень гордился этой идеей, желая доказать, что человек, ежедневно зажигающий лампочку и ждущий неизвестно чего, сопьётся от скуки или сойдёт с ума. Реймера, впрочем, задумка не впечатлила.

Спустя восемь лет в больницу для бедняков, расположенную на окраине Лондона, привезли грязного, скверно одетого истощённого старика. Он оступился на тёмной лестнице притона и сломал ногу, что повлекло за собой сложную травму и разрыв сосудов. Чтобы не начался воспалительный процесс, ногу пришлось ампутировать. Операцию провёл талантливый хирург, которым оказался Джон Ив. Он узнал в старике Стильтона и очень удивился, при каких обстоятельствах им довелось увидеться вновь. Он задал бывшему богачу вопрос, почему тот теперь попал в такую ситуацию.

Краткое содержание Зелёной лампы Александра Грина

Выяснилось, что Стильтон разорился, проигрался, столкнулся с проблемами и уже три года нищенствовал. А Ив в первое время исправно зажигал лампу, но, сидя дома, читал все книги, которые попадались ему под руку. Однажды он прочитал старую анатомию и был поражён, увлёкшись тайнами человеческого организма. После этого он решил стать врачом и был готов сделать для этого всё.

Шокированный Стильтон сказал, что давно не подходил к этому окну, но теперь ему казалось, что там и сейчас горит лампа, освещающая ночную тьму. Он извинился перед Джоном. А тот предложил ему работать в амбулатории — записывать имена пациентов, и посоветовал, спускаясь по тёмной лестнице, зажигать хотя бы спичку.

План для пересказа

Произведение достаточно короткое и условно поделено автором на две части: события в первой происходят в 1920 году, а во второй — через восемь лет. Но для удобства можно поделить текст таким образом:

Краткое содержание Зелёной лампы

  1. Бедняк на улице.
  2. Судьбоносная встреча.
  3. Странная сделка.
  4. Лампа в окне.
  5. Новая встреча спустя годы.
  6. Причудливая месть фортуны.

Главные герои

План для пересказа Зелёной лампы Александра Грина

Книга

Анализ и смысл

Уникальность композиции заключается в контрасте: вторая часть противопоставляется первой, один персонаж и его судьба противопоставляются другому. В первой части источником света является лампа под зелёным абажуром, во второй Джон советует Стильтону освещать себе дорогу спичкой.

Главные мысли произведения:

Александр Грин Зелёная лампа

  1. Судьба всегда воздаёт каждому за его деяния. Стильтон был наказан за свои циничные, бессмысленные и жестокие идеи превратить бедняка в живую игрушку. Он сам стал бедняком и потерял ногу. Джон Ив, напротив, был добр и стойко сносил все превратности судьбы, в итоге стал талантливым врачом.
  2. Деньги не всегда благо. Даже имея огромное состояние, Стильтон не смог удержать его в своих руках, получить от него удовлетворение и пользу: он проводил все дни в праздности, играл в азартные игры и в конце концов разорился. Джон Ив, имея даже небольшой доход, пустил деньги в дело, купив на них книги, и получил образование. После этого он, став врачом, начал приносить людям пользу. Таким образом, просто иметь деньги мало: нужно ещё иметь ум, упорство, напористость, целеустремлённость и другие положительные качества.
  3. Нужно всегда оставаться человеком. Джон не хочет мстить старику за злую шутку: наоборот, он предлагает помощь в виде работы и свой вариант лампы — спичку, которая может стать для Стильтона надеждой. Он продолжает проявлять заботу и доброту.

Надежда, мечта и реальность

Название произведения имеет глубокий смысл. Это символ надежды, света и добра, знак веры в возможности человека и оправданность его стремлений к мечтам.

Для Стильтона лампа была лишь средством показать своё преимущество и превосходство над глупым бедным человеком. Она должна была превратиться в символ никчёмной жизни одураченного бедняка. Но для Ива она стала источником света и озарила ему путь в светлое будущее. Идея произведения заключается в том, что тот, кто поставил перед собой важную цель, может стать хозяином собственной судьбы.

Зелёная лампа

Отзывы

А Стильтон в полной мере испытал на себе то, что в этой жизни всё возвращается бумерангом. Он хотел зло пошутить над бедным человеком, и судьба тоже сыграла с ним злую шутку. Хотя в конце произведения его даже становится немного жалко, ведь он извиняется перед Джоном.

Благодаря его доброте может хорошо сложиться судьба и у обнищавшего Стильтона, которому Ив предложил работу, тоже дав надежду, но не призрачную, а реальную.

Читайте также: