Девиантное поведение подростков сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Исследование поведенческих расстройств как особенности подросткового возраста. Понятие предрасположенности и исследование проявлений девиации в поведении у подростков. Диагностика и профилактика склонности к отклоняющемуся поведению у подростков 17 лет.

Рубрика Психология
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 27.06.2012
Размер файла 110,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Одной из особенностей подросткового возраста является вероятность поведенческих расстройств, обусловленных противоречиями между потребностью подростка проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления.

Поведенческие отклонения включают в себя такие проявления, как неуспеваемость, нарушение взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения, прогулы, агрессивное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь, суицидальные тенденции. В основе возникновения девиантного поведения находятся социально-психологические причины: характер микросреды, групповые взаимоотношения, недостатки воспитания и др.

В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных перемен, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.

В настоящее время, именно в подростковом возрасте наблюдается относительный пик этих расстройств, определяемый психологическими особенностями подростка (возникшее противоречие потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления выступает в качестве своеобразного конфликтообразующего фактора).

Одной из главных характеристик подросткового возраста является вхождение в общественную жизнь, появлением новых обязанностей, активного стремления к самореализации, подросток начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.

Вместе с тем в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими.

В подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления отклоняющегося поведения у несовершеннолетних.

В таблице № 1 приведены полученные результаты:

Таблица № 1. Предрасположенность к девиациям в поведении у подростков (% по выборке)

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ – МОЖНО ЛИ ЧТО-ТО ИЗМЕНИТЬ?!

Самой распространенной группой людей, подверженной отклонениям в поведении, являются подростки. Именно им, в силу возраста, характерно импульсивное реагирование, недифференцированная направленность реакций на события, высокий уровень готовности к асоциальному поведению. Поэтому им стоит уделять более пристальное внимание, помогая справляться со своими эмоциями, тем самым адаптироваться в обществе.

Существует три вида девиантного поведения, которое проявляет себя в различных формах.

Асоциальное - подросток совершает поступки, которые разрушают межличностные отношения (агрессия, сексуальные девиации, игромания, бродяжничество и т.д.

Антисоциальное – совершение подростком действий/бездействия напрямую или опосредованно запрещенных действующими законодательными (нормативными) актами (преступность, наркомания, проституция и т.д.).

Аутодеструктивное . Этот вид поведения выражается по-разному: через склонность к суицидам, пищевые и химические зависимости, деятельность со значительной угрозой для жизни и т.п.

Н ачальным толчком к девиантному поведению могут стать как наследственные заболевания, особенности семейного воспитания, так и личностные факторы, но особое влияние, по-моему, мнению оказывает окружающий социум, и средства массовой информации.

Для того, чтобы вовремя начать работу над девиантным поведением ребенка, необходимо очень внимательно относиться ко всем негативным проявлениям в его поведении.

Необходимо помнить, что у детей уже в младшем возрасте можно увидеть признаки, указывающие на зарождение девиации – это проявление злобы, отказы выполнять требования взрослых, нарушение установленных правил, частые споры со взрослыми, ребенок становится зачинщиком драки или инициатором преднамеренного нанесения ущерба другим людям.

Дети, с которыми мне пришлось работать, как выяснилось, имели очень много обид на своих родных и близких людей. Из-за этого возникали недопонимания не только между ребенком и родителем, но и между педагогом и родителем. В этом случае, очень хорошо зарекомендовала себя методика избавления от обид, которая проводиласьв творческой игровой форме.

Ребятам было предложено написать на листочках все свои обиды, указав обидчика. Времени давалось очень много, также немаловажным фактором являлось акцентирование внимания детей, что это листок не откроет никто кроме них и о том, что написано в этом листе не узнает никто никогда.

Как показала практика, у 40% детей, участвовавших в этом эксперименте, в течении короткого промежутка времени наладились отношения с родителями, у каждого из участвующих проявились положительные изменения в поведении. Считаю, что это достаточно хороший результат! ​​​​​​​

Девиантное поведение подростков – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, депрессией, целенаправленной изолированностью, попытками суицида, гиперобщительностью, виктимностью, фобиями, нарушениями пищевого поведения, зависимостями, навязчивостями. Виды девиаций рассматриваются как отдельные психические расстройства и как симптомы определенного синдрома, заболевания. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает применение медикаментов, психокоррекцию, психотерапию, социально-реабилитационные мероприятия.

Девиантное поведение подростков

Общие сведения

Девиантное поведение подростков

Причины девиантного поведения подростков

Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы. Первая – особенности социальной среды:

  • Неполные семьи. В условиях воспитания одним родителем высок риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения, недостаточном участии, непонимании. Отсутствует образец взаимодействий с противоположным полом.
  • Конфликтные, асоциальные семьи. Напряженность между родителями, частые ссоры, отсутствие взаимопонимания негативно отражаются на воспитательном процессе. Преобладание антиобщественных тенденций, паразитический образ жизни, алкоголизм становятся образцом действий.
  • Учебно-воспитательные ошибки. Недостаточное внимание педагогов, неумение установить контакт с подростком становится основой для формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.

Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической основой отклонений служат:

  • Отягощенная наследственность. Развитию девиаций способствуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данные особенности наблюдаются при наследовании умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к алкоголизму, наркомании.
  • Патологии центральной нервной системы. Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.
  • Особенности пубертатного периода. Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.

Патогенез

Патогенез девиантного поведения подростков сложен. Развитие девиаций основано на состоянии дезориентации в системе общественных ценностей и норм. Период возрастного кризиса характеризуется острой потребностью самоопределения, самовыражения. Отсутствие благоприятной социальной обстановки, устойчивой системы ценностей, поддержки значимых лиц (сверстников, взрослых) приводит к образованию патологических поведенческих паттернов. Зачастую в их основе лежит желание привлечь внимание, доказать свою значимость, самостоятельность, независимость, силу. Поступки часто носят противоправный, антиморальный характер.

Классификация

Существует несколько вариантов классификаций девиантного поведения подростков. В рамках медицинского подхода распространена типология, предложенная В. Д. Менделевичем – российским психиатром, психотерапевтом, патопсихологом. Она основана на способах взаимодействия с реальностью, характером нарушения общественных норм:

  • Делинквентныйтип. Включает действия, поступки, трактующиеся как преступные: воровство, разбой, насилие.
  • Аддиктивный тип. Формируется стремление уйти от реальности, поддерживать интенсивные эмоции. Искусственным путем подростки добиваются изменения психического состояния: используют химические вещества (алкоголизм, наркомания, токсикомания), фиксируют внимание на определенных стимулах, действиях (транс, мастурбация).
  • Патохарактерологический тип. Поведение обуславливают патологические черты характера, сформированные в процессе воспитания. Данная группа включает акцентуации характера, психопатии (истероидная, шизоидная, эпилептоидная и др.).
  • Психопатологический тип. Поведенческие реакции подростка – проявление психопатологических синдромов и симптомов психического заболевания. Пример: апатия – симптом депрессии, гипомания – проявление биполярного расстройства.
  • Гиперспособности. Одаренность, талант, гениальность проявляются действиями, отклоняющимися от нормальных.

Симптомы девиантного поведения подростков

Подростковые девиации не имеют четко выраженной стадийности. Развитие идет от единичных отклоняющихся поступков к регулярным повторяющимся действиям, организованной деятельности, образу жизни. Прогресс может занимать несколько недель, месяцев, лет.

В эмоционально-личностной сфере четко выражена инфантильность – низкий уровень ответственности, контроля за своим поведением, организации хозяйственно-бытовой сферы жизни. Это проявляется неряшливостью, опозданиями, неумением составить план работы, действовать согласно ему. Преобладает эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения. В зависимости от типа девиации присутствуют фобии, депрессии, вспышки агрессивности, истерики, упрямство, импульсивные разрушительные поступки. Самооценка часто неадекватная, компенсируется ограничительным поведением (замкнутостью), жестокостью, напускным равнодушием.

На физиологическом уровне отклоняющееся поведение сопровождается нарушениями сна, аппетита, дневной сонливостью, снижением функций иммунной системы, дисменореей, психосоматическими реакциями. Подростки имеют недостаточную или избыточную массу тела, подвержены инфекционным заболеваниям, функциональным расстройствам (головные боли, повышение температуры, перепады артериального давления, нарушения пищеварения).

Стоит отметить, что необычные способности также являются признаками девиации, но редко рассматриваются в качестве патологических симптомов. Одаренные гениальные подростки не вызывают беспокойства со стороны общества, не нуждаются во врачебной помощи. Специальные условия развития организуются учебно-воспитательными учреждениями.

Осложнения

При отсутствии врачебной, психотерапевтической и педагогической помощи девиантные реакции подростков становятся образом жизни. Наиболее неблагоприятными вариантами являются организованная преступность, алкоголизм, проституция. Подростки и молодежь из данных групп наиболее подвержены насильственной смерти, заболеваемости социально значимыми инфекциями (туберкулезом, ВИЧ, ЗППП), летальному исходу. Осложнением девиаций являются самоубийства. Самопроизвольный уход из жизни является результатом эмоциональной неустойчивости, импульсивности, отсутствия профессиональной помощи.

Диагностика

Диагностика девиантного поведения подростков выполняется психиатром и медицинским психологом. Процесс постановки диагноза основывается на ряде клинических и психологических методов:

  • Наблюдение, беседа. Врач-психиатр опрашивает пациента: выясняет условия проживания, особенности семейных взаимоотношений, привычки, хобби. Оценивает общее состояние, особенности эмоциональной сферы, поведенческие ответы.
  • Опрос родителей, родственников. Психиатр выслушивает жалобы людей, близко контактирующих с пациентом. Мнение других людей важно, так как критика к собственному состоянию у девиантных подростков часто снижена.
  • Психологическое тестирование. Клинический психолог предлагает подростку ответить на вопросы тестов, личностных опросников. Часто используется Минесотский многофакторный опросник личности (MMPI), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Айзенка, шкала тревожности. Результат позволяет определить доминирующие особенности личности, характерологические черты.
  • Проективные методики. Используются клиническим психологом для выявления вытесненных эмоций – агрессии, страха, тревоги. Представлены рисуночными тестами, тестом Сонди, тестом Розенцвейга.

Данные специальных диагностических методов дополняются документацией других специалистов, взаимодействующих с подростком. При постановке диагноза психиатр учитывает характеристики школьных учителей, участкового уполномоченного полиции, выписки из амбулаторной карты педиатра, детского невролога и врачей других специальностей.

Лечение девиантного поведения подростков

Лечение социальных девиаций требует комплексного подхода, включающего фармакологическую, психокоррекционную, психотерапевтическую помощь. Подростковый психиатр составляет план лечения, включающий:

  • Психотерапию. Сеансы направленны на осознание подростком особенностей характера, обучение поведенческим методам саморегуляции. Выполняется анализ конфликтных ситуаций, возможных вариантов действий, реакций. Психотерапевтические встречи рекомендованы родителям для восстановления полноценных отношений.
  • Психокоррекцию. Цель занятий – стабилизировать эмоциональное состояние, развить функции внимания, мышления. Результат повышает эффективность психотерапевтической работы, уверенность в собственных силах, пробуждает интерес к учебе (предпосылка для социальной реабилитации).
  • Фармакотерапию. Применение медикаментозных средств является дополнительным методом лечения, показано пациентам с биологической предрасположенностью к девиациям: имеющим психотические расстройства, неврологические патологии. Специфических препаратов для лечения асоциального поведения нет. Применение лития, антипсихотических лекарственных средств, антиконвульсантов уменьшает выраженность агрессии. Изолированное применение фармакотерапии неэффективно.

Параллельно с врачебной, психологической помощью выполняется социально-педагогическая реабилитация. Мероприятия организуются на базе образовательных учреждений социальными педагогами, педагогами-предметниками, школьными психологами. Перспективным способом лечения отклоняющихся форм поведения является групповая психотерапия. Встречи предполагают моделирование частых проблемных ситуаций. В ходе ролевых игр подростки обучаются методам разрешения конфликтов, наблюдают за собственными реакциями и их результатами, учатся выстраивать продуктивные отношения со сверстниками.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев при комплексном лечении девиантное поведение подростков имеет благоприятный прогноз – молодые люди обладают гибкостью приспособительных механизмов, реабилитационные и психотерапевтические мероприятия дают положительный результат. Больших усилий требуют случаи, когда девиация развивается на фоне неврологического и/или психотического заболевания. Профилактика основывается на раннем выявлении патологических внутрисемейных отношений, проблем с обучением.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы обусловлена нарастающим интересом к проблеме девиантного поведения несовершеннолетних. Это связано с тем, что все большее количество подростков подвержено девиантному поведению, проявляющемуся в различных формах именно негативной направленности. Зная глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, можно предотвратить многие проблемы, проявляющиеся впоследствии в обществе.

Проявление негативного отклонения поведения разнообразны. Их общая черта – вред, ущерб, нанесённый обществу, социальной группе, другим людям, а также личности допускаемые негативные отклонения.

Целью работы является изучение проблемы девиантного поведения и освещение их в обществе, а также определение сущности негативного поведения и принципов по социально-профилактической работе по предупреждению негативного поведения детей и подростков.

Объектом является наше общество, а в первую очередь дети и подростки.

Предмет исследования – девиантное поведение и причины его возникновения

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

1. Изучить теоретический материал по данному вопросу.

2. Рассмотреть проблемы девиантного поведения в подростковом возрасте с целью определения мер по предупреждению социально негативных отклонений детей и подростков.

3. Разъяснить полученные результаты и сформулировать выводы,

Гипотеза - для предотвращения формирования и проявления девиантного поведения у детей и подростков важно знание их личностных особенностей. В каждом конкретном случае необходим строго индивидуальной подход, основанный на осознании подростком доверия и заботы взрослых в сочетании с их требовательностью

Методы исследования: сбор и систематизация информации, описательный метод, статистический анализ, обобщение.

Девиантным поведением в широком смысле называются любые действия, которые не соответствуют сложившимся в обществе социальным нормам и стереотипам. Поэтому принято различать позитивную и негативную девиацию.

Отклоняющееся от нормы поведение, воспринимающееся как необоснованное, неосознанное, но в то же время, не вызывающее порицания, называется позитивной девиацией. Это могут быть героические поступки, самопожертвование, сверхпреданность чему-либо или кому-либо, чрезмерное усердие, обостренное чувство жалости или сочувствия и т. д.

Негативная девиация, напротив, представляет те поведенческие отклонения, которые вызывают у большинства людей реакцию неодобрения или осуждения. Сюда можно отнести терроризм, вандализм, воровство, предательство, жестокое обращение с животными и т. д.

Негативные формы девиации являются патологией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность. Они приводят к нарушению общественного порядка и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.

В связи с этим может быть значительно расширен количественный и качественный состав групп социально неадаптированной молодежи, в их числе: молодые люди из различных культурно-этнических сред (мигранты, этнические группы, цыгане) и социально благополучных/ неблагополучных семей (инвалиды, оставшиеся без родительской поддержки и места жительства, группы риска, одаренные).

Многочисленны группы детей, подростков, юношей из благополучных и неблагополучных семей с выраженными симптомами социальной дезаптации, среди них: так называемые группы риска (молодежь девиантного поведения); сироты, оставшиеся без родительской поддержки, опеки; брошенные дети при живых родителях; бомжи без определенного места жительства. Особого внимания заслуживают вынужденные переселенцы из Чечни, дети иммигрантов из стран ближнего Зарубежья.

Следует также обратить внимание на одарённых детей из общего числа с нарушениями социальной адаптации и инвалидов. Предрасположенные к спонтанности и творчеству, молодежные группы могут социализироваться как с позитивными, так и отрицательными установками. Среди обычных детей предстоит произвести отбор детей с задатками-склонностями к техническому творчеству, к трудовой деятельности, нацеленных на приобретение рабочих специальностей. Многочисленна группа ребят, имеющих коммуникативные навыки и педагогические способности.

1.2. Формы проявления девиантного поведения у подростков

По данным различных обследований, в России более 500 тыс. подростков-алкоголиков, 80—85% из них школьники и учащиеся ПТУ, в том числе 3,8% пьют систематически, 18% — умеренно, 27% — эпизодически.

Употребление подростками алкогольных напитков запрещено законом. Однако результаты некоторых обследований свидетельствуют, что 7 из 10 опрошенных впервые употребили алкогольные напитки в возрасте 10—11 лет. По мнению медиков, четвертая часть юношей и шестая часть девушек, употребляющих алкоголь, потенциальные алкоголики.

Сложность ситуации в том, что если к наркотикам подростки в большинстве случаев приобщаются через друзей и знакомых, то к алкоголю — через членов семьи. Они же, по мнению некоторых исследователей, — основные поставщики алкоголя для подростков. В семьях, где традиционное употребление спиртного по праздникам и дням рождения еще не перешло в пьянство, дети воспринимают алкогольное застолье как естественное и даже обязательное явление.

На формирование алкоголизма влияет несколько факторов, среди которых главные — наследственность, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды.

К факторам, способствующим алкоголизации, можно отнести низкий уровень материального положения и образования. Влияет и обычай непременного угощения со спиртным. Одним словом, программирование предпочтительного отношения к алкоголю как обязательному элементу любого праздничного застолья начинается с самого раннего возраста.

Вторая причина пьянства подростков — усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя представляется символом самостоятельности, мужества, средством самоутверждения.

В последние годы выявлена еще одна причина влечения подростков к алкоголю. Наблюдается она у детей, о благополучии которых чрезмерно заботятся близкие. Попытки оградить свое чадо от неизбежных забот и обязанностей приводят к формированию у подростка комплекса

Проявление негативного отклонения поведения разнообразны. Их общая черта – вред, ущерб, нанесённый обществу, социальной группе, другим людям, а также личности допускаемые негативные отклонения.

Причины проявления девиантного поведения:

  1. Плохое социальное окружение
  2. Воспитание в неполной семье.
  3. Недостаточное воспитание(участие) в жизни ребёнка одного из родителей.
  4. Воспитание ребёнка в условиях сильного подчинения.
  5. Частые ссоры в семье.
  6. Неправильная работа педагогов.
  7. Наличие психологических проблем.
  8. Резкое изменение гормонального фона

Для того, чтобы выработать систему мер по преодолению социально-негативных форм девиантного поведения было принято решение взять интервью и узнать экспертное мнение по разрешению данной проблемы. Респондетами в данном случае выступили работник детского дома №2 города Сахалинска Чалая Наталья Александровна и родительница, взявшая опеку над ребёнком, Заборова Надежда Васильевна.

Респондентам было задано по 3 вопроса:

  1. Почему дети проявляют девиантное поведение?
  2. Что способствует этому(мотивация)?
  3. Как относятся к проявлениям девиантного поведения родители и что нужно делать им, чтобы ребёнок не сформировал в себе эту модель поведения?

Вопросы, подготовленные для интервью, помогли в полной мере достичь поставленной цели – сформировать пути разрешения освещённой проблемы проявляющегося девиантного поведения у детей и подростков.

В работе была изучена проблема формирования негативного девиантного поведения у детей и подростков. Главным результатом и итогом исследования стало выделение основных направлений деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков:

  1. Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей.
  2. Создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях.
  3. Предупреждение ошибок в семейном воспитании, формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции.
  4. Воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества.
  5. Недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным.
  6. Побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.
  7. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.

В школе работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам вверяются дети и подростки для их дальнейшего обучения и воспитания. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам.

Из всего вышесказанного следует, что разрешение проблемы формирующегося и проявляющегося негативного девиантного поведения у детей и подростков кроется в построении грамотного воспитательного и образовательного процесса.

Читайте также: