Детство темы спасение жучки сочинение

Обновлено: 03.07.2024

2) Наказание было таким жестоким и обидным, что ребенок укусил отцовскую руку.

3) В поисках собачки Жучки Тема залез в колодец и заболел, а когда окреп, пришло время отправляться на учебу в гимназию.

4) Жизнь здесь была несладкой: над Темой издевался одноклассник Вахнов, ему не верили учителя.

5) В результате способный мальчик не сумел преодолеть экзамены, однако родители сумели договориться с директором гимназии о пересдаче.

6) Вскоре после отличной сдачи экзаменов у Артемия закончилось детство: заболел и умер отец.

Это рассказ очень берет за душу, особенно тех, кто не равнодушен к судьбе наших братьев меньших, ведь они не всегда могут постоять за себя. Кому-то помешала небольшая собачка Жучка, может быть она громко лаяла и спать не давала, поэтому нехороший, недобрый человек сбросил ее в глубокий колодец, выбраться из которого она самостоятельно не могла.

Тогда на помощь к ней приходит мальчик Тема, который переживает за собачку и очень хочет ей помочь. Он не обращается за помощью ко взрослым, решает эту проблему самостоятельно. Подвергаясь опасности, сам спасает Жучку. Не без труда и риска ему это удается.

Так поступают только мужественные люди, а Тема еще ребенок. Это очень благородно с его стороны прийти на помощь животному. Он вырастет хорошим и порядочным человеком. Рассказ весьма поучителен, особенно для детей.

А еще рассказ учит преданной дружбе между человеком и животным. Тёма не побоялся спуститься в колодец за Жучкой и спас ее, а ведь это не так просто, на такой поступок не каждый решится.

Главный герой рассказа мальчик Тёма узнает, что собачку Жучку сбросили в колодец. Мальчик не может спать, он думает, как ему спасти Жучку.

Рано утром, когда еще все спят, он отправляется ее спасать. Когда он прибегает к колодцу, он зовет Жучку и слышит ее стон, собачка действительно в колодце. У мальчика ничего не получается, более того, он ухудшает своими действиями ситуацию.

И тогда он принимает решение самому лезть в колодец, хотя это страшно и опасно, он просто не может бросить беззащитного зверька одного и обречь его на гибель. Было очень трудно, но все же Тёма спасает Жучку.

Рассказ учит любви к животным, самоотверженности, дружбе. Автор показывает маленького, но настоящего человека — Тёму — с любящим и бесстрашным сердцем. Показывает, каким должен быть человек и как он должен относится к тем, кто слабее его, к тем, кто в опасности, кому нужна помощь.

Мальчик Тема узнает, что собачку Жучку кто-то бросил в старый колодец, мальчик рано встает, он хочет спасти Жучку. Для этого он залез в колодец и спасает собаку.

Рассказ учит тому, что нельзя бросать своих друзей, когда они в беде, нужно приходить им на выручку. Также рассказ учит, что нужно любить животных, ведь они братья наши меньшие — их нужно оберегать и жалеть и ни в коем случае не обижать.

Основная мысль рассказа в том, что не нужно бояться спасать своих друзей. Хоть Тема и боялся лезть в колодец, но все же он смог перешагнуть через свой страх и спас Жучку.

Главные герои

1) Артемий Карташев (Тёма) – добрый, искренний, озорной, неуклюжий, невезучий, совестливый мальчик. В начале повести ему 8 лет.

2) Отец – Николай Семенович Карташев – отставной генерал, прямолинейный и строгий.

3) Аглаида Васильевна – мать Темы, добрая, всех понимает, но для сына не всегда находит добрые слова.

4) Зина – старшая сестра, периодически конфликтовала с братом.

5) Вахнов – четырнадцатилетний переросток, одноклассник Темы, верзила, любитель издеваться над более слабыми соучениками.

Тёма и Жучка. Н. Г. Гарин-Михайловский

Главная → Н. Г. Гарин-Михайловский → Тёма и Жучка

Ночь. Тёма спит нервно и возбужденно…

Неясный полусвет ночника слабо освещает четыре детские кроватки и пятую большую, на которой сидит теперь няня в одной рубахе, с выпущенной косой, сидит и сонно качает маленькую Аню.

— Няня, где Жучка? — спрашивает Тёма.

— И-и, — отвечает няня. — Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод. — И, помолчав, прибавляет: — Хоть бы убил сперва, а то так, живьем… Весь день, говорят, визжала, сердечная…

Тёме живо представляется старый, заброшенный колодец в углу сада, давно превращенный в свал всяких нечистот, представляется скользящее жидкое дно его, которое иногда с Иоськой они любили освещать, бросая туда зажженную бумагу.

— Кто бросил? — спрашивает Тёма.

— Да ведь кто? Разве скажет!

Тёма с ужасом вслушивается в слова няни. Мысли роем теснятся в его голове, у него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя снова засыпает.

Он просыпается опять от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он все вытаскивал Жучку какой-то длинной петлей. Но Жучка все обрывалась, пока он не решил сам лезть за нею. Тёма совершенно явственно помнит, как он привязал веревку к столбу и, держась за эту веревку, начал осторожно спускаться по срубу вниз; он уже добрался до половины, когда ноги его вдруг соскользнули и он стремглав полетел на дно вонючего колодца. Он проснулся от этого падения и опять вздрогнул, когда вспомнил впечатление падения.

Сон с поразительной ясностью стоял перед ним. Через ставни слабо брезжил начинающийся рассвет.

Тёма чувствовал во всем теле какую-то болезненную истому, но, преодолев слабость, решил немедля выполнить первую половину сна. Он начал быстро одеваться…

Одевшись, Тёма подошел к няниной постели, поднял лежавшую на полу коробочку с серными спичками, взял горсть их к себе в карман, на цыпочках прошел через детскую и вышел в столовую. Благодаря стеклянной двери на террасу здесь было уже порядочно светло.

В столовой царил обычный утренний беспорядок: на столе стоял холодный самовар, грязные стаканы, чашки, валялись на скатерти куски хлеба, стояло холодное блюдо жаркого с застывшим белым жиром.

Тёма подошел к отдельному столику, на котором лежала кипа газет, осторожно выдернул из середины несколько номеров, на цыпочках подошел к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, повернул ключ, нажал ручку и вышел на террасу.

Его обдало свежей сыростью рассвета.

День только что начинался. По бледному голубому небу там и сям, точно клочьями, повисли мохнатые, пушистые облака. Над садом легкой дымкой стоял туман. На террасе было пусто, и только платок матери одиноко валялся, забытый на скамейке…

Он спустился по ступенькам террасы в сад. В саду царил такой же беспорядок вчерашнего дня, как и в столовой. Цветы с слепившимися перевернутыми листьями, как их прибил вчера дождь, пригнулись к грязной земле. Мокрые желтые дорожки говорили о силе вчерашних потоков. Деревья с опрокинутой ветром листвой так и остались наклоненными, точно забывшись в сладком предрассветном сне.

Тёма пошел по главной аллее, потому что в каретнике надо было взять для петли вожжи. Что касается до жердей, то он решил выдернуть их из беседки…

Каретник оказался запертым, но Тёма знал и без замка ход в него: он пригнулся к земле и подлез в подрытую собаками подворотню. Очутившись в сарае, он взял двое вожжей и захватил на всякий случай длинную веревку, служившую для просушки белья.

При взгляде на фонарь он подумал, что будет удобнее осветить колодец фонарем, чем бумагой, потому что горящая бумага может упасть на Жучку — обжечь ее.

Выбравшись из сарая, Тёма избрал кратчайший путь к беседке — перелез прямо через стену, отделявшую черный двор от сада. Он взял в зубы фонарь, намотал на шею вожжи, подвязался веревкой и полез на стену. Он мастер был лазить, но сегодня трудно было взбираться: в голову точно стучали два молотка, и он едва не упал.

Взобравшись наверх, он на мгновение присел, тяжело дыша, потом свесил ноги и наклонился, чтобы выбрать место, куда прыгнуть. Он увидел под собой сплошные виноградные кусты и только теперь спохватился, что его всего забрызгает, когда он попадет в свеженамоченную листву. Он оглянулся было назад, но, дорожа временем, решил прыгать. Он все-таки наметил глазами более редкое место и спрыгнул прямо на черневший кусок земли. Тем не менее это его не спасло от брызг, так как надо было пробираться между сплошными кустами виноградника, и он вышел на дорожку совершенно мокрый. Эта холодная ванна мгновенно освежила его, и он почувствовал себя настолько бодрым и здоровым, что пустился рысью к беседке, взобрался проворно на горку, выдернул несколько самых длинных прутьев и большими шагами по откосу горы спустился вниз…

Подбежав к отверстию старого, заброшенного колодца, пустынно торчавшего среди глухой, поросшей только высокой травой местности, Тёма вполголоса позвал:

Тёма замер в ожидании ответа.

Сперва он ничего, кроме биения своего сердца да ударов молотков в голове, не слышал. Но вот откуда-то издалека, снизу, донесся до него жалобный, протяжный стон. От этого стона сердце Тёмы мучительно сжалось, и у него каким-то воплем вырвался новый громкий оклик:

На этот раз Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно завизжала.

Тёму до слез тронуло, что Жучка его узнала.

— Милая Жучка! Милая, милая, я сейчас тебя вытащу! — кричал он ей, точно она понимала его.

Жучка ответила новым радостным визгом, и Тёме казалось, что она просила его поторопиться с исполнением обещания.

— Сейчас, Жучка, сейчас, — ответил ей Тёма и принялся с сознанием всей ответственности принятого на себя обязательства перед Жучкой выполнять свой сон.

Прежде всего он решил выяснить положение дела. Он почувствовал себя бодрым и напряженным, как всегда.

Болезнь куда-то исчезла. Привязать фонарь, зажечь его и опустить в яму было делом одной минуты.

Тёма, наклонившись, стал вглядываться.

Фонарь тускло освещал потемневший сруб колодца, теряясь все глубже и глубже в охватившем его мраке, и наконец на трехсаженной глубине осветил дно.

Тонкой глубокой щелью какой-то далекой панорамы мягко сверкнула перед Тёмой в бесконечной глубине мрака неподвижная, прозрачная, точно зеркальная, гладь вонючей поверхности, тесно обросшая со всех сторон слизистыми стенками полусгнившего сруба.

Каким-то ужасом смерти пахнуло на него со дна этой далекой, нежно светившейся страшной глади. Он точно почувствовал на себе ее прикосновение и содрогнулся за свою Жучку. С замиранием сердца заметил он в углу черную шевелившуюся точку и едва узнал, вернее, угадал в этой беспомощной фигурке свою некогда резвую, веселую Жучку, державшуюся теперь на выступе сруба.

Терять времени было нельзя. От страха, хватит ли у Жучки силы дождаться, пока он все приготовит, у Тёмы удвоилась энергия. Он быстро вытащил назад фонарь, а чтобы Жучка не подумала, очутившись опять в темноте, что он ее бросил, Тёма во все время приготовления кричал:

— Жучка, Жучка, я здесь!

И радовался, что Жучка отвечает ему постоянно тем же радостным визгом. Наконец все было готово. При помощи вожжей фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец.

Но этот так обстоятельно обдуманный план потерпел неожиданное и непредвиденное фиаско благодаря стремительности Жучки, испортившей все.

Жучка, очевидно, поняла только одну сторону идеи, а именно, что спустившийся снаряд имел целью ее спасение, и поэтому, как только он достиг ее, она сделала попытку схватиться за него лапами. Этого прикосновения было достаточно, чтобы петля бесполезно соскочила, а Жучка, потеряв равновесие, свалилась в грязь.

Тёма и Жучка

2 стр. → Всего 2 страниц

Главная мысль

В детстве человек особенно уязвим и зависим от обстоятельств и окружения. Однако он должен сам осознавать свои недостатки и пытаться их преодолевать.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса, 6 класса.

Отзыв

У меня сложилось неоднозначное впечатление от книги. Понятно, что за проступки надо нести ответственность, так считает и сам Тёма, но вот родители оценивают поведение по-разному. Например, за одно и то же событие отец жестоко наказывает ребенка, а мать его жалеет. Если взрослые не могут одинаково оценить степень вины, то как быть ребенку? Очень не понравилась гимназия, хорошо, что сейчас учителя стараются выслушать всех участников конфликта. Зато герой показался чистосердечным, умным, открытым мальчишкой, с которым хотелось бы дружить.

В рассказе "Тёма и Жучка", являющемся отрывком из повести Гаршина "Детство Тёмы", маленький Тёма предстаёт, прежде всего, очень добрым, сострадающим тем, кто слабее его. Узнав, что собаку Жучку бросили в колодец, он, больной, с высокой температурой, несмотря на страх спускается за ней один, без помощи взрослых. Также Тёма находчив - самостоятельно разрабатывает план, как выручить Жучку, а потерпев неудачу не отчаивается и тут же придумывает другой способ выбраться из колодца вместе с собакой.

Собака в колодце

Тёма больной лежит в кроватке и спрашивает няню, где его любимая собака Жучка. Няня рассказывает, что ее кто-то живьём кинул в заброшенный колодец. Тёма сразу стал придумывать план спасения питомца, и незаметно провалился в сон.

Как Тёма спасал Жучку

Для спасения любимицы он подготовил ряд действий:

  1. Взял из беседки жерди, а из столовой газеты и спички.
  2. Проник в Каретник и взял вожжи с веревкой. Он решил воспользоваться фонарем -в данной ситуации это лучший способ освещения, ведь горящей газетой можно обжечь собаку.
  3. Сделал петлю на вожжах и, освещая колодец фонарем, пытался вытащить собаку. Она от радости прыгает и срывается в жижу.
  4. Тёма приступает к выполнению следующего плана - привязывает веревку к столбу и спускается в колодец. Завязывает вожжами Жучку и лезет по верёвке наружу.
  5. Он с трудом вылезает из колодца и вытаскивает собаку.

Характер Тёмы

Тёма мальчик очень смелый и отважный, он любит и заботится о своей питомице - Жучке. Когда он узнает о том, что она попала в беду, то даже во сне видит план ее спасения. И в плохом самочувствии, не жалеет себя идёт спасать ее от смерти. Он умный мальчик и план спасения продуманный и придуманный им оказывается выполнимым. Он не обращает внимание на брезгливость и страшный смрад из колодца, на страх задохнуться - лезет в низ. Он боится, что его собака Жучка, умрет в колодце в грязи и темноте. Тёма не жалеет себя и презирает свою слабость и усталость, когда лезет наверх. Он думает, что не имеет право сдаться, что он вылезет и ещё посмеётся над тем, как тяжело дался подъем. Это показывает, что он дисциплинированный, стойкий и целеустремлённый, к тому же самокритичный мальчик. Но он и на похвалу надеется, представляет как все удивятся спасению им собаки. Тёма настоящий герой, он не побоялся рискнуть собой ради Жучки, а ведь он мог упасть в колодец и не вылезти от туда. Когда они были на свободе и со стороны кладбища появился человек, то нервы мальчика не выдержали и он потерял сознание - это характеризует его как впечатлительного ребенка.

Напомню, что в этом рассказе, проснувшийся ночью мальчик Тёма, узнаёт от няни, что его любимая собака Жучка упала в колодец. Затем Тёма засыпает и видит во сне, как он пытается её спасти. Но верёвка обрывается и он падает в колодец.

Когда Тёма окончательно просыпается, у него возникает план спасения Жучки. Он отправляется в каретный сарай, берёт вожжи, бельевую верёвку, фонарь и быстро бежит к заброшенному колодцу, в который упала Жучка.

Там он мастерит приспособление из жердей и верёвки. Но обрадовавшаяся Жучка, нечаянно разрушает это устройство, а Жучка падает в вонючую жижу, скопившуюся на дне колодца.

Тогда Тёма спускается в колодец сам и, обвязав Жучку верёвкой с большим трудом вытаскивает её наверх.

Хотелось бы сразу отметить, что Тема решил самостоятельно заняться спасением своей любимой собачки Жучки. Он не просто побежал к старому колодцу и не знал,что делать, он видимо хорошо продумал, как именно провести всю операцию по спасению друга.

Поэтому он отправился в сарай за вещами, которые помогут достать собаку. Что он там нашёл и взял? Он берет длинную верёвку для сушки белья, фонарь, двое вожжей.

Затем он бежит к колодцу и старается вытащить лохматого друга с помощью вожжей и перекладины,но ему мешает сама Жучка. Тогда мальчик сам лезет в колодец и достаёт собаку, хотя удаётся ему это не так просто, но радость от спасения друга перевешивает все.

Рассказ Гарина-Михайловского "Тема и Жучка" рассказывает о несомненно героическом поступке мальчика Темы, который узнав, что собачку Жучку кто-то сбросил в колодец в одиночку отправляется спасать четвероногого друга и преодолев смертельные опасности извлекает Жучку из колодца.

Этот рассказ я предлагаю разделить на три части.

В первой Тема узнает от няни о судьбе Жучки и во сне видит, как он спасает собаку.

Во второй части Тема отправляется спасать собачку. Эта часть получается довольно объемной и ее можно разбить на подчасти - подготовка Темы, Тема пытается достать Жучку сверху, Спуск в колодец, Подъем из колодца.

В третьей части Жучка благодарит Тему, а мальчика находит Еремей.

Теперь озаглавим эти части:

  1. Спасение во сне или Собачка в колодце
  2. Спасение наяву или Тема совершает подвиг
  3. Тема - герой.

Чтобы озаглавить все части рассказа Гарина-Михайловского "Тема и Жучка" его сперва надо на эти части разбить.

  1. Трагедия. Няня рассказывает Теме про Жучку, которую ирод бросил в колодец.
  2. Страшный сон. Тема видит сон о том, как он полез в колодец спасать собаку и сорвался.
  3. Смелое решение. Тема собирается спускаться в колодец за Жучкой и собирает нужные вещи.
  4. Неудачная попытка. Мальчик пытается вытащить собаку с помощью перекладины и петли, но это не помогает.
  5. Спуск. Тема спускается в колодец и обвязывает Жучку.
  6. Боятся только трусы. Темы с трудом вылазит из колодца и поднимает Жучку.
  7. Страшная голова. Тема приходит в себя, но видит страшную голову и теряет сознание. Еремей относит мальчика в дом.

В читательский дневник сначала напишем несколько слов об авторе:

Н. Г. Гарин-Михайловский / биография

Краткое содержание, жанр произведения:

В повести показана жизнь традиционной дворянской семьи. События разворачивались в 19 веке. Отставной генерал, Карташев Николай Семенович, имел большое семейство. Мама воспитывала детей, была справедливой и доброй. Папа строгого нрава, хотел вырастить мальчиков настоящими мужчинами и был с ними суров.

Артемий был старшим из сыновей. Мальчик воспитывался свободным, ему разрешали общаться с дворовыми детьми, познавать мир, а не только сидеть под присмотром гувернантки. От него требовали быть честным, уметь отвечать за свои проступки.

Обучение в гимназии изменило его мировоззрение. Тёма столкнулся с неприятными моментами: строгой дисциплиной, унижением, предательством. Но настоящая дружба, забота и понимание родителей, учителей помогли ему стать более прилежным и ответственным.

Повесть заканчивается успешной пересдачей экзаменов, смертью отца — такими значимыми событиями, которые сделали мальчика взрослее и серьёзнее.

Иллюстрации к детству Тёмы:


Чему учит:

Не надо бояться трудностей, надо быть честным и прямолинейным, делать поступки за которые не будет стыдно, уметь признавать и исправлять свои ошибки.








Видеоуроки

Казачий компонент

podarki

Меня зовут Елена Константиновна, я учитель русского языка и литературы, сертифицированный эксперт предметных комиссий ОГЭ, ЕГЭ. (Образование: Благовещенский государственный педагогический университет (2006). Сканы документов об образовании и повышении квалификации ). Опыт преподавания более 12 лет. Мои ученики успешно сдавали экзамены и поступали в ВУЗы г. Благовещенска и Дальнего Востока: БГПУ, АмГУ, ДальГАУ, ТОГУ и др.

Сайт предназначен для обобщения и распространения педагогического опыта в преподавании русского языка и литературы в классах с гендерной системой обучения .

Обязательно зарегистрируйтесь , чтобы получать новые видеоуроки, материалы и не пропустить подарки!

Открыт полный доступ к курсу

По вашим просьбам открыт раздел:

Вы можете прислать мне работу на почту Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , я обязательно проверю ее, прокомментирую, опубликую на сайте.

По вашему желанию, сочинение может быть доступно для комментирования другими пользователями.

Пишите мне на почту Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

По всем вопросам обращайтесь Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Читайте также: