Дети блокады сухачев сочинение рассуждение

Обновлено: 06.07.2024

И снова книга похожая на Два капитана, точнее, на ту часть этого монументального произведения, которая происходит в блокадном Ленинграде.
Видимо, не зря двухтомник Каверина - главный претендент на звание лучшей книги года, раз он похож на многих и непохож ни на кого! Прямо как команда КВН "Кембридж":)
Но оставим шутки, тема-то серьёзная. Автор является очевидцем тех событий, поэтому повесть очень личная и написана с надрывом, с выстраданными эмоциями и горькими воспоминаниями, которыми Сухачёв делится со своими читателями.
Читал эту книгу в мае, как раз после Дня Победы, так что очень в тему получилось

Детям в блокадном городе было ещё сложнее, чем взрослым, ведь растущему организму надо питаться чаще и лучше, а еды в то время было катастрофически мало.
Но нехватка еды, далеко не единственная проблема блокадников. Постоянные обстрелы и бомбёжки, которые разрушали целые кварталы, загрязняли источники воды и заставляли людей бояться ложиться спать или включать свет, чтобы не привлечь вражеские самолёты.

Главного героя зовут Витька СтогоВ, а автора книги Михаил СухачёВ, как видите, в их фамилиях совпадают не только первые, но и последние буквы, что лишний раз доказывает - прототипом Стогова является сам Сухачёв.
Конечно, читать такую книгу сложно, там описываются страшные события, не советовал бы такое детям до 14, а то и 16 лет, хоть на книге и значится 12+

Автор сравнивает блокадный Ленинград с Парижем времён Великой французской революции, и даже немного спойлерит роман Отверженные, до которого я никак не доберусь ввиду его немаленького объёма.
Сухачёв показывает всю палитру человеческих характеров, где каждый воспринимает блокаду по-разному.
Одни матери жертвуют собой ради детей, а другие детьми ради себя.
Постоянное снижение нормы по хлебным карточкам отнюдь не способствует моральному росту населения. Порой, людям приходилось довольствоваться кусочком менее 100 гр. на человека.
Поэтому, на изготовление альтернативы хлебу шло всё, вплоть до клея и обойной пыли.
Интересно, что даже после блокады многие жители Ленинграда делали запасы, подобно герою рассказа Джека Лондона.
На фоне голода люди быстро слабели и далеко не все увидели День Победы, но ждали и верили в него всей страной!

Много страданий и потерь пришлось пройти главному герою, его семье и остальным жителям осаждённого города. И обо всём этом автор рассказывает без прикрас, не преувеличивая, но и не преуменьшая событий тех лет.
Но даже в такое время герои книги не теряют чести и совести, выживая сами, они не забывают и про других жителей любимого города.

Недавно купил Блокадную книгу Гранина/Адамовича, чтобы сравнить детские и взрослые впечатления очевидцев.
Конечно, книги очень разные, но это и ценно, чтобы взглянуть на те события с разных сторон, вот бы ещё найти книгу, где блокада Ленинграда описывается от лица немцев, но такой пока не встречалось.

Эта книга выделяется на фоне прочитанного в этом году, как капля крови на снегу. Ещё один номинант в фавориты 2021 года!
Непонятна дальнейшая судьба главного героя, встретился ли он с сестрой? Что стало с ними после блокады?
Надеюсь, эти вопросы найдут ответы во второй книге дилогии.

Война. Пожалуй, никто из современных граждан не может в полной мере представить, сколько в этом слове скрывается страха и горя. Впрочем, это объяснимо. Большая часть населения нашей страны не знает войны. Мы живём в мирное, спокойное и вполне комфортное время. Умеем ли мы ценить этот покой и комфорт? Понимаем ли мы цену этого счастья?

О проблемах войны нужно говорить не только в дни празднования Великой Победы, а гораздо чаще. Чаще показывать по телевидению кинофильмы, чаще проводить различные конкурсы на тему войны, чтобы люди задумывалась о ценности человеческой жизни и бережного отношения друг к другу. Появляется возможность посмотреть с новых позиций на некоторые проблемы войны.

На уроках литературы и истории, анализируя события и итоги Великой Отечественной войны, много раз отмечалось о той глубокой трагедии, которая коснулась матерей, потерявших сыновей на войне. Люди, на знавшие войну могут понять чувства тех молодых женщин, чьи мужья не вернулись с войны; понять, что значить - навсегда потерять любимого человека. Потерять всякую надежду на его возвращение.

Сейчас же, хочется бы понять чувства тех детей, которые пережили блокаду Ленинграда. Обычных детей, таких же, как и мы сладкоежек, непосед, фантазёров. Попробуем представить себя на их месте.

Мы, современные люди, можем понять положение детей в годы блокады, только благодаря различным документам – фотографиям и письмам, которые сохранились до наших дней.

Глядя на фотографии детей блокадного Ленинграда становиться не по себе. Сколько трудностей свалилось на плечи юных ленинградцев! Как быстро закончилось их детство, которого толком и не было! Никто не готовил беззаботных и жизнерадостных детей к тем военным трудностям, что так сильно изменили жизни. Их не готовили к этому ужасу. Кажется, что дети той эпохи были на удивительно отважны и именно это качество помогло им пройти это испытание.

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставались многие тысячи детей всех возрастов, от грудных младенцев до почти взрослых школьников. Невозможно представить, как дети, которые только вчера смотрели на жизнь сквозь розовые очки беззаботного детства, смогли не только выдержать весь этот ужас, всю ту боль, которая в один момент разрушила всё их мировоззрение, но еще и помогали бороться против захватчиков.

Суровое время … На фотографиях - рано повзрослевшие детей. С их лиц пропадает радость. Очень мало радости, и это понятно. Дома со стола пропадают привычные сладости, мама реже улыбается, а всё чаще плачет, а ты не знаешь, вернётся ли домой отец. Красивые улицы города превращены в руины. Чаще слышны выстрелы и грохот, вместо привычной городской суеты и будничных разговоров. Оказывается это, действительно, страшно – нарушение привычного порядка. Это страшно, когда заходя в класс, ты видишь, как уменьшаться численность ребят – твоих одноклассников и друзей, и вместо задачек по математике, слушаешь инструктаж по технике безопасности. Глубокое потрясение вызывает информация о том, что 39 ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые дни блокады. Это было невероятно трудно из-за морозов и голода. Ребята тянулись к знаниям и учёба продолжалась.

Не смотря на весь ужас войны, ребятишки не теряли надежды и помогали тем, кто нуждается в помощи больше, чем они сами. На фото - дети в госпиталях и помогают всем, чем могли: пели для раненых, писали письма, и даже принесенная вода уже была огромной помощью. Дети работали наравне с взрослыми: дежурили на улицах, тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на грядках во дворах, ухаживали за беспомощными соседями, воевали в партизанских отрядах.

Тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.

Главной бедой блокадного Ленинграда был голод. Люди умирали прямо на улицах. Хлеб и остальные продукты выдавали по талонам. Молодым, неокрепшим детским организмам было сложнее всего. Из-за голода было множество разных болезней. Сохранились фотографии, от которых сжимается сердце, от которых становиться действительно страшно.

Нам не понять, каково это, когда мама, отдавая свою порцию еды, падает в голодный обморок. В любой момент она может умереть, а ты останешься один. Такая мысль наводит ещё больший страх. Охватывает страшное чувство одиночества, безысходности и обречённости, когда читаешь записи в дневнике юной ленинградки Тани Савичевой. Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы. Эти шесть страничек остались для нас, как напоминание о страшных событиях нашей истории.

Страшно не только детям. А что чувствует мать, когда отправляет ребенка за хлебом, она не знает, вернется ли он. Дети несли домой воду и постоянно садились отдыхать, потому что их изнеможенные тела не могли вынести и малейшей нагрузки. Их тела были истощены. Они ощущали голод и усталость. Они питались, чем могли. Например, супами из листьев и ботвы, которая раньше никогда не использовалась в пищу, а уходила на корм скоту.

Удивительные фотографии привлекают внимание. На одной - девочки лет 14 - 15 пропалывают грядки в центре города, берегу реки, на другой - дети поливают грядки во дворе дома. Теперь можно понять, почему многие люди не могут выбрасывать продукты. И мы снова убеждаемся, что нужно чаще говорить с нашей нынешней молодёжью о блокадном хлебе. Только так можно объяснить цену человеческой жизни и смысл других, истинных ценностей.

Блокада - это горе, в которой, - на войне как на войне, - проявлялись смелость и трусость, самоотверженность и малодушие, корысть и сила духа.

Дети блокадного Ленинграда. Каждый день жили со страхом, но были отважнее даже некоторых взрослых. Они надеялись на победу и знали, что однажды весь этот ужас прекратиться и старались изо всех сил пережить мучительное время, какие бы испытания оно не готовило.

Мы можем гордиться нашими предками переживших блокаду. Это великая память о сильных людях. Мы должны брать пример с этих детей и быть сильными, отзывчивыми.

Рассуждения на тему блокадного Ленинграда дали возможность почти в полной мере понять чувства и мысли тех людей, что находились в те времена в этом закрытом городе, отрезанном от мира. Рассуждения помогли понять некоторые проблемы, которые, порой, мы не понимаем и совершаем глупости. Они абсолютно несравнимы с теми проблемами, что были у детей в страшные годы войны.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Шадская Елена Евгеньевна – воспитатель, МКБДОУ д/с № 459 города Новосибирска

Михаил Павлович Сухачев родился в 1929 году в Орловской области, но затем его мать, трое братьев и четыре сестры переехали жить в Ленинград. Там он поступил в школу, начал заниматься в школьном авиамодельном кружке и построил модель самолета, пролетевшего на соревнованиях ленинградских школьников самое большое расстояние. Все Сухачевы играли в струнном оркестре Ленинградского клуба железнодорожников.

Первые страницы книги погружают нас в события последнего мирного выходного дня. Перед нами детство обычных девчонок и мальчишек. Они мечтали, обижались, дружили, радовались и шалили. Но мирное детство, которое было почти без игрушек и без исполнения многих желаний, было очень коротким. Потому что игры в войну резко закончились, и началась настоящая война. Перед нами обычные мальчишки, им только предстоит повзрослеть и выполнить миссию, посильную настоящим, испытавшим все ужасы войны бойцам.

Книга очень понравилась, если можно о подобном так выразиться. Считаю, что лишним прочесть не будет. Хотя бы, чтобы помнить о том, что война – это не только танки да самолеты, но и боль, отчаяние, ужас, горе. А еще война - это преданность, вера в лучшее, желание помочь, уберечь, спасти, защитить близких и друзей. Иначе бы не было Победы. Эта книга мало кого оставит равнодушным.

Повесть Михаила Павловича Сухачева рассказывает о блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. С сентября 1941 по январь 1944 года фашисты каждый день по нескольку раз бомбили и обстреливали город. Более миллиона ленинградцев умерло от голода и холода, но они не сдавались, героически работая и перенося лишения. Герои книги, – дети блокадного Ленинграда, Витя Стогов и его друзья, – тушили на чердаках зажигательные бомбы, ловили сигнальщиков-диверсантов, помогали людям выстоять. Любовь.

Эльза, Витька, Валерка. И ещё тысячи мальчишек и девчонок, у которых отняли детство, а то и жизнь.
Тысячи искалеченных судеб, тысячи разбитых жизней.
Казалось бы, что ещё нового можно написать про блокаду? Не знаю, как насчёт нового, а вот честно, без прикрас, но и без чернухи-желтухи — можно.
Просто убили страницы про мать Эльзы, которая тайком от дочери съела всю посылку с фронтовым пайком отца. Или когда отказалась поделиться своим хлебом с дочкой, у которой украли продуктовые карточки. Страшно. Но ведь наверняка были такие. Осуждать не могу, там люди жили в аду. Но как же это горько и противоестественно!
А дети?! 12 лет — это много или мало? Зависит от времени. Сейчас — мало. Тогда — много.
Сейчас мамы не находят себе места на работе — как же сыночка сможет разогреть себе еду в микроволновке? Да и найдёт ли он сам в холодильнике кастрюлю с супом и котлеты?!
Тогда такие же мальчики стояли в мороз по несколько часов в очереди за хлебом. А потом тащили на санках мёртвых родных до ближайшего кладбища.
Хотя не надо сравнивать.
Пусть лучше инфантильные и избалованные, но живые и сытые.
Страшное дело — Война. Не дай Бог!

Книга , которую обязан прочитать каждый школьник! Через нее передается картина ужаса войны, боли , страдания. Там нет душераздирающих сцен , как в триллерах, там есть только правда о войне. Как бы не было больно читать ее, но нужно. Именно через такие книги мы будем чувствовать и помнить , помнить что жизнью мы обязаны тем людям , которые своими жизнями выстилали нам спокойное и мирное время. Когда взрослые по сей день тянут на себя покрывало событий, пытаются переписать историю, то дети должны помнить и знать подлинную историю, через такие вот книги. Их может понять только только русский человек. Иностранец поцокает языком и покачает головой, наш человек прольет слезы. То , что пережили русские в той войне -не понять чужеземцам. Для нас эта война -миллионы смертей, от голода в том числе. Огромнейший вклад внесли в Победу дети, зачастую отдавая свои жизни. Блокада Ленинграда- это адские часы голода, смерть стояла за каждым. Низкий поклон и вечная память тем кто погиб и тем кто выжил.

Простые ленинградские мальчишки и девчонки, им всего лишь по 12 лет, а на дворе всего лишь июнь 1941 года. В летнем лагере, как и всегда они играют в войнушку, только в этот раз взрывы сильнее и игра должна остановиться раньше времени. Детей срочно отправляют в город, домой. А дома ждет их вера, что война продлится не долго, затем голод, холод, ранения, невинные и страшные смерти друзей и близких. Они мечтают ловить диверсантов и бежать на фронт.
Бедные ребята, как же они были разочарованы, когда увидели советский самолет сбитый врагами, одна из первых травм, как же так, ведь в фильмах, русские всегда побеждают врага.
А реальность она оказалась жестче и больней. На фронте не бегут в атаку с криками "Ура". В их мечтах о фронте не было места бомбежкам и артобстрелам.
Блокадный Ленинград, с многочисленными трупами, голодом и смрадом. И дети, много детей, без семьи, без дома с мечтою о еде. Книга написана глазами детей, сердце сжимается и больно от того что дети вместо того чтобы бегать, смеяться, получать нагоняй от родителей, вынуждены экономить куски хлеба, самостоятельно отвозить на санках бездыханные тела близких на ближайшее кладбище, вздрагивать от воя сирены.
Читаешь о Витьке, Валерке, Эльзе и их друзьях и думаешь, было бы здорово если бы наши дети были такими же отважными и смелыми, а потом понимаешь, главное это чтобы наши, да и не только, а вообще любые дети, избежали в своей жизни весь этот ужас.

книга прочитана в рамках игры Открытая книга, за совет большое спасибо Nadin29

"Мы в клетке, а немец гоняет нас бомбами и снарядами из угла в угол. Кто в оккупации, может уйти в лес, перебраться к своим через линию фронта, а нам некуда. "
10/10

Наверно, неправильно давать оценку таким книгам, которые ведают нам правду о войне. В них нет вымысла, только настоящая боль, гордость и уважение. Они - на вес золота, а то и вовсе бесценны. Огромное спасибо авторам за то, что такие книги написаны, стоят на полках библиотек или книжных магазинов и ждут своих читателей, как взрослых, так и детей.

Блокада Ленинграда глазами детей вызывает особый интерес. Они невероятно мужественные, стойкие и храбрые, а чего стоит быть такими в разгар настоящей (а не "игрушки в войнушки") и страшной войны, какой даже не покажут в кино. Поэтому в победе над фашистами была и их доля заслуги. Для детей блокады возраст - это только цифры, по восприятию происходящего, по действиям и отважным поступкам они стали уже взрослыми.

Весь Ленинград повяз в нужде и горе. Разрушения, кровь и смерть на каждом шагу. Люди хоронят своих собственных детей, дети - родителей, сестёр, братьев. Замотанные в простыни, одеяла или скатерти жертвы блокады лежат на улицах, избавленные от нестерпимых болей и страданий , не мечутся в муках, не молятся. Их забрала особая смерть - "блокадная, тихая".

Голод. Вот что может быть страшнее смерти. Когда находя клей, ребёнок безмерно счастлив тому, что из него можно будет приготовить великолепный студень для всей семьи. Чего желал каждый ребёнок в блокадном Ленинграде? Не новенького велосипеда, не педальной машины. Хлеба. Хотя бы корочку, едва помещавшуюся на ладошке. И ребёнок уже счастлив, и небо светлее над головой. Дети блокады, они такие:

- Помнишь, местный мальчик, Коля Олейчук, за столом ударил пятилетнего Сашу Балтийского? Ударил сильно, железной кружкой прямо в лоб. Это и взрослому больно. Помнишь, когда мы подскочили, подняли плачущего мальчика от стола, ты спросила: "Что он тебе сделал?"
- Да, помню.
- А что тебе ответил Саша, помнишь?
- Нет, не помню.
- Саша сказал: "Он в меня бросил коркой хлеба. А я ему говорю: Разве можно бросать хлеб?". Это в пять-то лет!

Блокадники отличаются от обычных людей: ни перед кем не останется лежать корка хлеба, недоеденный пирожок или бутерброд. Никогда.

Здесь оказалось столько интересных фактов о жизни детей в блокадном Ленинграде, о которых я даже не подозревала. Так что я бы расширила возрастные границы, рекомендованные для прочтения книги. Ещё хочу обратить внимание на язык, которым написана повесть. Я бы сказала, что это понятный, доступный и богатый язык, то, что нужно читателю, а особенно ребёнку. Это художественное произведение. Но в основе его лежат факты. И это ещё больше привлекло моё внимание к нему.

Блокада глазами детей


Повесть Михаила Павловича Сухачева рассказывает о блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. С сентября 1941 по январь 1944 года фашисты каждый день по нескольку раз бомбили и обстреливали город. Более миллиона ленинградцев умерло от голода и холода, но они не сдавались, героически работая и перенося лишения. Герои книги, – дети блокадного Ленинграда, Витя Стогов и его друзья, – тушили на чердаках зажигательные бомбы, ловили сигнальщиков-диверсантов, помогали людям выстоять. Любовь к Родине, стойкость, мужество, самоотверженность – вот главные черты этих ребят, благодаря которым они выдержали нечеловеческие испытания. Для среднего школьного возраста.


Михаил Павлович Сухачев

Дети блокады

© Сухачев М. П., 1989

© Сухачев М. П., изменения, 2012

© Алимов Г. В., иллюстрации, 1989

© Стуковнин В. В., рисунок на переплете, 2012

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Читайте также: