Деловые люди в романе преступление и наказание сочинение

Обновлено: 05.07.2024

В центре внимания в произведении Раскольников. Он – бедный студент, совершивший ужасный поступок – убийство старухи процентщицы. С одной стороны он сделала действительно ужасающий поступок, и прощения ему быть не может, так как сделал это не в целях самообороны, а преследуя корыстную цель. С другой же стороны автор наделил Родиона Раскольникова другими положительными качествами и красивой внешностью. Парень никогда не мог оставить в беде ближнего своего и всегда помогал, чем мог. В частности, он отдал последние деньги на похороны нищего человека, не оставив ничего для себя, даже на пропитание.

Старуха процентщица – действительно гадкий и неприятный персонаж. Она никогда не учитывает жизненных обстоятельств своих должников и выбивает долги любой ценой. Для такого человека, как эта старуха нет ничего святого, есть только деньги и больше ничего. Она, не раздумывая выдаёт большие суммы взаймы бедным людям, не думая, как они будут их отдавать. Они же в свою очередь тратят их на самое необходимое, а потом не могут погасить долг из-за больших процентов, которые порою превышают сумму займа в много раз.

А почему же люди берут взаймы, если не могут отдать долг? Да потому что у них нет денег даже на самое необходимое: еду, одежду, лечение. Именно нищета служит причиной таких проблем с деньгами. А вот старуха этим активно пользуется. Она зарабатывает на тех, у кого почти ничего нет. Из-за неё люди совершают суицид, так как не могут заплатить ей. Отсюда следует вывод, что Раскольников убил очень плохого человека. При этом, однако, он сам стал убийцей, а, следовательно, поступил не по-человечески.

Раскольников скорее трагический герой, чем негативный, так как у него не было никакого выбора, когда он совершал преступление. Он просто не знал, что можно сделать вместо убийства данной старухи. Ведь она отравила жизнь ему и множеству других подобных Раскольникову людей, а её смерть освободила сотни людей от выплаты по долгам. Что позволило им зажить нормальной жизнью – жизнью без страха, нищеты и постоянных проблем с заработком денег для выплаты процентов. Также можно назвать Раскольникова жертвой, так как он не сможет жить спокойно после совершенного. Он – жертва обстоятельств, а также алчности и нежелания помогать со стороны старухи. Ей ведь уже не нужны ни деньги, ни долговые обязательства, а жизни её должников и жизнь Раскольникова в частности, рушились и их уже никак не вернуть.

2 вариант

Однако сам Достоевский показывает в произведении сильные сомнения героя и противоречия в его душе.

Раскольников долго думает над тем, убивать ли старушку или бросить эту глупую затею. Мужчина долго сомневается и даже пару раз отказывался от идеи, но как только узнал, что старушка будет сидеть дома целый день самой, решил все-таки пойти на этот ужасный поступок. Однако место одного убийства, Раскольников совершает два. Он убивает Алену Ивановну и не вовремя вернувшуюся беременную сестру старухи. Родион из-за сильного страха, хватает небольшое количество украшений и убегает от туда прочь.

Совершив этот ужасающий поступок, Родион позабыл о спокойной жизни. Он все время проводит дома в кровати, не спит, так как ему сняться ужасающие кошмары, а также его новым другом, стало одиночество. Раскольников, перестал общаться со старыми знакомыми, он отделил всех людей от себя и даже самого лучшего друга Размихина, свою сестру и мать. В конце концов, мужчина не выдерживает и идет в полицию, чтобы сдаться.

Но, казалось бы, даже пройдя этот ужасный и трудный путь, Раскольников должен поменять свою точку зрения о том, что он относиться к высшему классу. Но это не так. И только в самом конце герой осознает все свои ошибки, поэтому даже в тюрьме решает полностью изменить свою жизнь. Родион, начинает каяться и вновь стает на путь истинный.

По произведению

Да, Раскольников оказался в трудной жизненной ситуации. Он ничем не мог помочь родным. Жизнь общества для него разделилась на нищету и богатство. Но особенно мучило его то, как достается богатство некоторым людям. Несправедливость, обман царили в обществе, где многие еле выживали и никто не мог им помочь. Не мог помочь и Раскольников, поэтому и придумал теорию борьбы со злом.

В чем-то мне жалко Раскольникова. Ведь молодой же он человек, благородный, искренне многим помогает, но я осуждаю его за опрометчивость и необдуманность его протеста. Хотя, с другой стороны, я одобряю его раскаяние. Ведь только сильный человек мог раскаяться в содеянном зле. Он постепенно понял, что так изменить мир невозможно, его начала терзать совесть, и он признается в содеянном Соне. А вот Сонечка Мармеладова вызвала у меня восхищение.

Именно Сонечка помогла Раскольникову понять его ошибку и сознаться властям в том, что он натворил. У нее очень добрая душа. Ради спасения близких, она принесла себя в жертву и стала проституткой, чтобы хоть как-то прокормить семью. Могла ли она не пойти на такой шаг? Конечно же, она могла жить сама по себе и остаться чистой и непорочной, но поступила так, как велело сердце. Такая хрупкая на вид девушка, а имеет сильную натуру. А еще она умеет прощать. Она простила Раскольникову его грех, ибо и себя считала грешницей. Она пожертвовала собой, отправившись с ним на каторгу и поддержав его.

Роман заставляет задуматься о том, нужно ли совершать преступление, и утверждает мысль о том, что насилие – не путь к освобождению из сложившейся ситуации.

Сочинение 4

Данное гениальное произведение, вошедшее в число лучших литературных творений мира, написано Федором Михайловичем Достоевским.

Главный герой – это бедный студент Родион Романович Раскольников. Живет он в Петербурге и еле сводит концы с концами. Потому он совершает преступление – убивает старушку и ее сводную сестру, которая не вовремя зашла в комнату, когда герой стирал кровь с топора.

Но почему на самом-то деле Раскольников совершил преступление, которое повлекло за собой цепь различных событий? Из-за бедности или причина другая? Не очевидно, но причина более глубока.

Раскольников хотел проверить теорию Ницше о сверхчеловеке. Сможет ли он убить человека и не испытывать за это чувств вины. И он думал, что спас людей, убив одного человека.

На протяжении всего романа герой пытается скрыться, обмануть всех, придумывает ложные теории, дает неправильные показания и вроде бы все хорошо, но кое-где он прокалывается.

Один из мотивов произведения – за преступлением всегда следует наказание. Оно может быть разных видов: психологическое, физическое, лишение свободы. Мне кажется, что самым тяжелым видом наказания можно считать психологическое наказание, каковое приходит к непсихопату или умалишенному человеку после совершения преступления. Человек начинает извечные самоанализ, самоедство и это хорошо, если этот процесс заканчивается раскаянием.

На Раскольников, вероятно, раскаялся под влиянием другого, оступившегося. Речь идет о Соне. Она занимается проституцией, но Федор Михайлович Достоевский по-прежнему считает ее чистой и невредимой. Под ее влиянием он раскаивается на площади. Его арестовываю и отправляют на каторгу. Верная Соня, которой нечего терять из-за смерти как отца, так и мачехи, отправляется вмести с ним в суровые места. Там они живут вместе. поступок раскаяния Раскольника на площади доказывает то, что он еще способен любить.

Таким образом, по концепции Достоевского можно считать самым тяжким наказанием психологическое, а лучшим лекарством любовь. Мне кажется, что суть такова.

Также читают:

Картинка к сочинению По произведению Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

В данном произведении Гоголь описывает город, в котором живет достаточно большое количество людей. У многих из них есть крепостные, которые на них работают. В город, который находится не так далеко от двух столиц

В своём произведении Гоголь, используя незатейливый сюжет, высмеивает чиновников уездного города. Они вместо заботы о благе горожан, погрязли во взяточничестве и воровстве. Один из них – судья Аммос Фёдорович Ляпкин – Тяпкин.

На картине четыре главных действующих лица, - две молодых стройных девушки, игривый пес и красивый, породистый конь. Есть также два второстепенных действующих лица, - это другой конь и конюх

Лужин, Лебезятников и Свидригайлов олицетворя­ют собой три
сложившихся в преуспевающем общест­ве типа.
Первый - это карьеристы без страха и упре­ка, не считающиеся
ни с кем эгоисты, лишенные даже намека на совесть.
Воображая себя передовыми людь­ми, они готовы возводить
свои прожекты буквально на крови и костях других людей.
Это "деловые люди", акулы общества. Их пугает только одно:
уронить себя в своих и чужих глазах, показаться слабыми.
Ведь тог­да обязательно найдется кто-то, кто, сочтя свои зубы
острейшими, и укусит, и растерзает.
Второй тип - это люди, к которым подходит выражение
"горе от ума". Точнее, ума там недостаточно, но в этом и
заключается горе. Эти люди жадно впитывают в себя новые
веяния, нисколько не утруждая себя их пониманием.
Они го­рят абсолютно бесполезной жаждой деятельности,
же­ланием изменить устаревший мир, но способов толко­вых
придумать неспособны. Оттого и смотрятся в чу­жих глазах
самой настоящей нелепицей. Все эти лебезятниковы -
отличный материал для манипули­рования. Всего-то и надо:
делать вид, что сочувству­ешь их взглядам на мир, на жизнь,
что тоже готов ид­ти в ногу с прогрессом.
И, наконец, третий тип — это богачи, которые уже настолько
устали от жизни, что утратили всякое понимание отличий
между злом и до­бром. Идя на поводу только собственных
прихотей, они равно способны раздавать деньги бедным
и преследо­вать своими домогательствами беззащитных
девушек, отправляться на Северный полюс и избивать жен.
Также очень примечателен мимолетный, но значи­тельный
образ могущественного покровителя Марме­ладова- того
самого чиновника, который сначала уст­роил Семену Захаровичу
протекцию на службу, а за­тем прогнал Катерину Ивановну.
Он приблизительно вписывается в рамки того типа, который
символизиру­ется Свидригайловым.
Еще один представитель "деловых людей" романа - П. П. Лужин.
Лужиным руководствует жажда наживы. По его экономической
теории пролитие крови допускается, но лишь для своих целей.
Он не угождает всем как Молчалин, не проводит никаких
афер как Чичиков. Лужин наживается на всех и вся и считает
себя человеком, который согласно его экономической теории,
стоит над всеми.

В сочинении просто надо подробнее расписать про личные качества этих персонажей.

Цели: помочь учащимся понять античеловеческую сущность теории Раскольникова, дать возможность увидеть, что Лужин – один из целого ряда героев русской литературы, раскрыть его принципиальное отличие от “человека дела”; развивать умение видеть в тексте художественные детали и интерпретировать их, вовлечь учащихся в разговор о нравственной ответственности человека за свой выбор.

I. Творческая “разминка”.

У И. С. Тургенева есть стихотворение в прозе “Порог”. Перечитаем и подумаем, о каком пороге идет речь.

Я вижу громадное здание.

В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью — угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка. Русская девушка.

Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный, глухой голос.

— О, ты, что желаешь переступить этот порог, знаешь ли ты, что тебя ожидает?

— Знаю,— отвечает девушка.

— Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?

— Отчуждение полное, одиночество?

— Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.

— Не только от врагов — но и от родных, от друзей?

— Хорошо. Ты готова на жертву?

— На безымянную жертву? Ты погибнешь — и никто. никто не будет даже знать, чью память почтить.

— Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.

— Готова ли ты на преступление?

Девушка потупила голову.

— И на преступление готова.

Голос не тотчас возобновил свои вопросы.

— Знаешь ли ты,— заговорил он, наконец,— что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?

— Знаю и это. И все-таки я хочу войти.

Девушка перешагнула порог — и тяжелая завеса упала за нею.

— Дура!— проскрежетал кто-то сзади.

— Святая!— принеслось откуда-то в ответ.

II. Установление связи с изученным.

Можно, пожалуй, сказать, что в любом произведении русской классики герои оказываются “на пороге”, то есть перед нравственным выбором. Не случайно русская литература любит молодых героев: юность – пора выбора. Не является исключением и роман “Преступление и наказание”.

1. Обратимся к тексту. Откройте конец 6 главы 1 части романа. В каком смысле можно сказать, что Раскольников находится на пороге?

2. Что привело его к этому порогу?

3. Как же связана теория Раскольникова с убийством старухи-процентщицы?

Раскольников в своей теории не сомневается, проверять он идет не идею, а себя: “Тварь я дрожащая или право имею?” Достоевский видит преступную сущность этой теории и понимает, что ее надо разоблачить. Как? Теория стала частью самого Раскольникова, он ее со стороны не видит. Значит, надо дать ему “зеркало”, в котором отразится истинная сущность его идеи. Функцию такого “зеркала” выполняет в романе деловой человек Лужин. Сам Раскольников содеянное называет делом. Если доказать связь его дела с воззрениями и деяниями делового человека, это скомпрометирует теорию Раскольникова.

План обсуждения проблемы.

1. “Деловые люди” на страницах русской классики.

2. Поиск “человека дела” в русской литературе. Какой аспект этой проблемы волнует Достоевского?

3. Петр Петрович Лужин в системе образов романа “Преступление и наказание”.

Синонимичны ли эти выражения: “человек дела” и “деловой человек”?

4. Роль “делового человека” в разоблачении преступной сущности теории Раскольникова

IV. Словарная работа.

Речь пойдет о сложных философских, этических проблемах. Постарайтесь в ходе обсуждения использовать соответствующую лексику: общественное благо, гуманизм, антигуманная сущность, эгоцентризм, индивидуализм, эгоизм, рационализм, “нравственный компас”…

Слово “деловой” нынче в ходу: деловые отношения, деловая встреча, деловой костюм… По отношению к человеку это слово часто употребляется в одобрительном смысле: деловой, с ним можно иметь дело. И все же… Вот типичная сценка из жизни шестиклассников: на перемене мальчишка воспользовался отсутствием соседки и поспешно списывает из ее тетрадки. Возмущенная хозяйка тетрадки с криком “Вот деловой!” выхватывает свое имущество из-под носа злоумышленника. Негативная окраска слова “деловой” в данной ситуации несомненна. Откуда она? Язык сохранил в одном из значений отрицательное отношение к “деловому человеку”, сложившееся в русской литературе XIX века, которая четко различала два понятия: человек дела и деловой человек.

VI. Работа по записанному плану.

1. Кого из перечисленных героев вы отнесете к “деловым людям”? (Обломов, Чичиков, Чацкий, Паратов, Рудин, Молчалин, Судьбинский)

2. Разные герои разных произведений. Что их объединяет?

Сравним подробнее двух героев – Молчалина из комедии “Горе от ума” и Судьбинского из романа “Обломов”. Сделайте выводы на основе предложенных цитат.

Один Молчалин мне не свой.
И то затем, что деловой.

Он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных

Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья -
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику во избежанье зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Судьбинский (рассказывает Обломову):

…Целый чемодан везу к докладу…Сколько дела – ужас! С восьми до двенадцати часов дома, с двенадцати до пяти в канцелярии, да вечером занимаюсь. К четвергу надо подготовить доклад – адская работа!

…С таким человеком, как Фома Фомич приятно служить… Обещал выдумать командировку нарочно для меня…получу прогоны на пять лошадей, суточных рубля три в сутки, а потом награду…

3. Что же отличает “человека дела” от “делового человека”?

Русская литература искала героя, для которого на первом месте стояло бы общественное благо, а не личный интерес. Появляются тургеневские герои: Рудин – достойного дела он не нашел, но способен погибнуть на чужих баррикадах, Инсаров – он нашел смысл жизни в национально-освободительной борьбе; появляются “разумные эгоисты” Чернышевского, предлагающие конкретные ответы на вопрос “что делать?”… Но Достоевский вовремя заметил опасность: да, “человек дела” думает о благе общества. Но каков путь к этому благу? Все ли средства хороши? Раскольников своей теорией отвечает утвердительно, допуская в качестве платы за достижение великой цели даже человеческую жизнь. “Человек дела” вступил на опасный путь. Его теорию надо разоблачить, пока она не овладела умами многих.

4. В романе “Преступление и наказание” деловым человеком прямо назван Лужин.

Составим программу исследования этого образа, опираясь на собственный опыт. Вспомним, как раскрывается характер Печорина в романе “Герой нашего времени”, и используем тот же план.

Ключевые эпизоды для анализа:

а) письмо матери Раскольникова – Лужин показан глазами другого героя (3 глава 1 части).

В ходе анализа интерпретируем художественные детали. Как много уже достиг Лужин: “Он уже надворный советник (чин 7 класса)… Служит в двух местах и уже имеет свой капитал…”. Похоже, как и Молчалин, “дойдет до степеней известных”. А нравственные качества? “Он умный и, кажется, добрый…”. О видимости доброты свидетельствует его признание, почему он хочет жениться на бесприданнице: чтобы жена видела в нем благодетеля! Очень добрый поступок – взял на себя заботу о сундуке, а невеста и ее мать пусть добираются в Петербург третьим классом! В Петербурге его ждут “большие дела”. Какие? Хочет открыть адвокатскую контору. Как видим, его дела очень далеки от общественного блага.

б) Авторский психологический портрет героя (5 глава 2 части).

Обратим внимание на детали. “Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией…” А в описании внешнего вида героя вдруг появляются уменьшительно-ласкательные суффиксы: хорошенький летний пиджак, жилетка, галстучек… Впечатление маскарада усиливается другими деталями: прелестные сиреневые перчатки он не надевает, а только носит в руках для парада. Щегольскую шляпу он осторожно держит в руках. Эти и другие детали подведут к выводу, что маскарад призван скрыть истинную сущность героя. Какую? Он выдаст ее сам.

в) Монолог Лужина о “кафтане” (там же).

Достоевский, несомненно, пародирует теорию разумного эгоизма Чернышевского и видит в ней связь с теорией Раскольникова. Сам Раскольников заявляет: “А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…”.

Понятно, почему Лужин так не нравится Раскольникову. Он компрометирует взлелеянную им идею.

г) Поступки Лужина. Особое внимание обратим на попытку обвинить Соню в воровстве, чтобы скомпрометировать Раскольникова. К Соне никаких личных чувств у Лужина нет: она для него только средство достижения цели. Это теория Лужина в действии.

5. Удалось ли разоблачить в глазах Раскольникова преступную сущность его теории?

Не удалось. Путь героя к прозрению еще очень долог. Но Достоевский решил очень важную задачу – разоблачил теорию Раскольникова в глазах читателей.

6. Лужин лишен каких-либо человеческих достоинств, поскольку у него особая роль в романе: он “зеркало”, в котором в полной мере должна отразиться преступная теория Раскольникова. Но Достоевский не забывает о слове “человек” в словосочетании “деловой человек”. Посмотрим на другую ипостась этого героя.

Введение нового понятия.

Ипостась (греч.) – сущность, основание.

Это философский термин, связанный с христианскими понятиями: Бог-отец, Бог-сын, Бог-святой дух – три ипостаси Бога единого. Но он употребляется и в более широком смысле. Так, портреты Достоевского раскрывают разные ипостаси его личности. Их создали художники Перов, Глазунов, скульптор Коненков.

7. Вот и у “делового человека” есть другая, человеческая ипостась.

Можно ли старуху-процентщицу причислить к деловым людям?

Старуха-процентщица – “деловой человек”, ее сестру Лизавету можно отнести к “маленьким людям”. Но вспомним сцену убийства. После убийства старухи все отрицательные эпитеты исчезают. Убит человек. И у “делового человека”, и у “маленького человека” одна кровь – человеческая. Для Достоевского слово “человек” всегда было главным.

Раскольников, пролив кровь, переступил через человека в самом себе. Пять частей романа (из шести) – это не только разоблачение теории Раскольникова, но и спасение человека в нем.

VII. Домашнее задание.

Следователь Порфирий Петрович – “деловой человек” или “человек дела”? Три его встречи с Раскольниковым. Ваши читательские наблюдения.

Преступление и наказание сделало Достоевского популярным и известным писателем во всем мире.

Тема романа является шокирующей, открытой и настолько откровенной, что многие после прочтения главных моментов произведения испытывают неприятные ощущения. Но именно этим откровенным, жестоким и прозаичным повествованием автор и зацепил многих читателей.

Согласно своей теории он решил совершить очищения рядов тварей дрожащих и убить злую процентщицу, которая столько крови попила с обычных людей. Но Родион не учел, что кроме своих высоких замыслов, он совершает убийство живого человека и это невозможно просто так забыть.

Только благодаря Соне Мармеладовой Родион смог покаяться, и признаться властям в содеянном противоправном действии. Теперь его отправили на каторгу, находясь там Раскольников, понял, зря он разделял людей на два слоя общества, что все люди одинаковы богатые и бедные.

У всех людей есть свой смысл жизни, обязанности и главное право человека, это право на жизнь и никто не имеет полномочий ее отнимать. Поэтому самым страшным преступлением является убийство. Это все понял Родион, общаясь с Соней, находясь в долгих одиноких раздумьях.

Но обрести покаяние, Родиону никак не получалось, он понял, что нельзя совершать таких действий, но уже стало поздно. Вот именно Соня Мармеладова и помогла ему разобраться во всех этих тонкостях.

Живя в семье, в которой мать не работала, отец стал выпивать, Соня поняла, что никто не сможет помочь. Ей нужно было еще кормить сестру и брата, вот эта нищета и безысходность толкнули девушку на путь продажных женщин.

Она продавала свои услуги за деньги, эти деньги приносила отцу и матери. Благодаря этому заработку, она смогла купить еду и одежду своим братьям и сестрам. Отец же умудрялся с этих денег покупать себе спиртные напитки.

Но Соня, работая на такой низкой работе не пала нравственно и духовно, она осталась верующей в Бога христианкой. При первой возможности бросила эту работу.

Главная мысль этого произведения, что человек из-за безысходности идет на преступление, но не стоит совершать убийство ближнего, ведь это самый страшный грех.

Сочинение №2

Главным героем является студент питерского университета по имени Родион Раскольников. Он живет достаточно бедно, не имеет денег и вообще очень депрессивный парень, но относительно умный и образованный.

Раскольников снимал комнатку у одной старушки. Та была очень ворчливой, злой, жадной и скверной. Ее звали Аленой Ивановной. В ходе сюжета произведения Родион Раскольников убивает эту злобную Алену Ивановну. Одобрительным сигналом к этому действию служит подслушанный им разговор в поезде двух студентов, которые также обсуждали, как было бы хорошо, чтобы Алены Ивановны не стало. Так было бы лучше десятерым, при условии устранения одного человека.

Тогда она пришел и убил старуху, а по случайности еще и не вовремя появившуюся ее сводную сестру, которая была вовсе ни в чем не виновата. Но так почему Раскольников пошел на преступление? Достиг ли он той цели, которой желал достигнуть? В своем романе Федор Михайлович дает нам, читателя, ответ на данный вопрос.

Мне кажется, что Раскольников пошел на преступление не столько из-за бедности, сколько из-за упрямства мозга, собственных идей и гипотез.

Основная причина преступления, совершенного главным героем, - это желание проверить теорию Ницше о Сверхчеловеке. Родион считал, что он обладает тем самым правом человека, превосходящего всех по разуму и силе, что он может по совей воле и желанию лишать права жизни существ, которых он считает не полезными, а даже вредными. Так он и поступил со старухой.

Деньги ее он взял, но не использовал, а спрятал под камнем. в течении произведения, мы можем понять, что Раскольников все-таки беспокоится о том, что убил человека, ведь он даже начинает болеть физически.

Что толкнуло Родиона к такому поступку? Скорее всего, это безысходность бытия и ненасыщенность жизни в столице России. Об этом всеми образными средствами повествует Федор Михайлович.

Вариант 3

Родион это красивый молодой человек, в чьих словах и действиях мы видим внутреннее достоинство, благородство и бескорыстие. Молодой человек готов помочь каждому – он вытаскивает детей из пожара, делится последними крохами с отцом погибшего друга и дает деньги на похороны совершенно незнакомого ему человека. Раскольников ненавидит тех, кто способен пройти мимо страдающего человека. В герое таких черт нет. Но, внезапно, он совершает тяжкое преступление. Как же так? Достоевский показывает нам, что Родион, будучи человеком гуманным и радеющим за каждого, совершает свое злодеяние из-за некой своей идеи. А эта идея родилась в душе героя из-за жесточайшей несправедливости в обществе того времени. Состояние, в котором находился Раскольников, породила абсурдную теорию, которая, в конце концов, вылилась в преступление.

Свидригайлов говорит Раскольникову о том, что они очень похожи, и Родион, с ужасом понимает, что это так, пусть их преступления и совершены по разным мотивам. Свидригайлов человек противоречивый: с одной стороны он добрый, ему не чужды честь и честность, он помогает детям Мармеладовых, совершает много добропорядочных поступков. Но, вместе с тем, не стоит забывать, что именно он оскорбил честь Дуни. Да и смерть супруги персонажа была весьма странная. Свидригайлова нельзя причислить ни к плохим, ни к хорошим. Но и серым назвать его также нельзя. Это персонаж, в котором борются добро и зло, но, в конце концов, победителем становится именно зло – Аркадий Иванович совершает самоубийство.

А вот Лужин намного более простой человек. Он ничтожество, которое мечтает унизить каждого, кто осмелится сказать ему хоть слово. Этого персонажа никак нельзя противопоставить Родиону.

Теория, которая должна была вывести Раскольникова из тупика, наоборот завела его в самый беспросветный тупик. Герой страдает, он не может находиться рядом с близкими людьми, его ничего не радует, он будто бы отрешен от всего, что происходит вокруг.

Достоевский, будучи тонким психологом, сумел раскрыть своего персонажа со всех сторон, обнажить все его помысли и мотивы. И мы жалеем Раскольникова, который желая помочь миру, сам оказался в таких глубинах, из которого уже не смог выбраться.

Преступление и наказание (4 вариант сочинение)

Действия в романе разворачиваются в Санкт-Петербурге. Основной герой Родион Раскольников совершает главное преступление в своей жизни. На Родиона обрушивается наказание, которое является основной идеей романа. Парень учится в Петербурге и испытывает настоящую нищету. Родион очень восприимчив. Он много гулял и видел мучения и жизнь простого народа. Раскольников видел бедность, алкоголизм, унижения, смерть и проституцию. Роман писателя стал жестоким вердиктом обществу. Знакомство с Мармеладовым и Соней подтолкнуло студента к бунту. Бедный студент решает отомстить за обездоленного и поруганного народа.

На преступление Родион идет из-за своего безвыходной ситуации. Нищенство подтолкнуло Раскольникова оставить обучение на юридическом факультете. Поскольку у студента не было денег на обучение. У героя повышается озлобленность. Он хочет учиться и радоваться жизни. Унижения и бедность подталкивают героя на преступление. Студент убил старуху-процентщицу ради завладения ее драгоценностями и деньгами. Несмотря на свою цель, Раскольников так и не воспользовался богатством умершей старухи.

Также герой идет на преступление ради своих близких. Его родственники, а именно сестра и мать проживали вдали от Петербурга. Родион получил послание от матери, в котором говорилось, что младшая сестра Дуня собиралась выйти замуж за Лужина ради спасения Родиона и матери. Раскольников не может принять такую жертву. Еще одной причиной убийства считается теория и идея самого героя. Его идея проявляется при размышлениях и спорах с Порфирием Петровичем. Его идея была основана на сословных разрядах. Низкое сословие проживало в настоящей нищете. Люди из низкого слоя считались обыкновенными. Необыкновенные люди относились к высшему обществу и были разрушителями. Богатые люди вправе нарушать закон и оставаться безнаказанными.

Родион использовал теорию в своей жизни и пытался найти свое место в обществе. Раскольников как Наполеон не собирается сдаваться и самоутвердиться. Основываясь на теории, герой пошел на преступление. Потом начались его страдания и мучения. Трагичность героя основана на его ложной теории. Ложная идея завела героя в тупик. Родион отгородился от общества и мира и перестал радоваться жизни. В кульминации романа Раскольников ради искупления признается следователю в преступлении. Перед самым признанием Родиона мучают сомнения. Он решил признаться в совершенном убийстве по совету Сони.

По роману Преступление и наказание

По роману Преступление и наказание

Популярные сочинения

Основываясь на собственном опыте службы в царской армии графом Л.Н.Толстым написан военный рассказ Кавказский пленник. Главным действующим лицом является армейский офицер Жилин.

Эту пословицу все знают с детства. Но мало кто задумывается над её глубоким смыслом. А ведь данное выражение заставляет нас задуматься над тем, что время является необыкновенной ценностью, к сожалению, быстротечной

Читайте также: