Д и писарев особенно замечательна вдова пшеницына сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Познакомившись с Ольгой Ильинской, Обломов стал включать ее в мечты об идеальной жизни. Ольга разгадала его мысли. Она призналась, что такая жизнь не для нее. Илья Ильич был готов просить ее руки у тетки, но Ольга поставила ему много условий, которые ему казались невыполнимыми. Девушка пыталась заставить Обломова изменить образ жизни.

Обломов съехал с дачи, где жил все лето по соседству и Ильинскими. Он поселился на Выборгской стороне у вдовы Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Сначала он порывался переехать поближе к Ольге, но день за днем откладывал переезд, не желая лишних хлопот.

Шли дни, Обломов скучал, читал и заходил к хозяйке поболтать. Он немного помогал ей по хозяйству, даже предложил ей почитать книгу, которую прислала Ольга. Агафья Матвеевна по слогам разобрала название и сказала, что сын зимой почитает ей вслух. Илья Ильич привык к своему новому жилью. Ольгины книги лежали непрочитанными. Он много времени проводил с хозяйкиными детьми. Ваня оказался способным мальчиком, Обломов пообещал подарить ему глобус. Маша подшила ему платочек – Илья Ильич был очень растроган.

С хозяйкой он стал проводить больше времени. По движению ее локтей Обломов определял, чем она занята. Он постоянно беседовал с ней. Говорил больше он, она только усмехалась. Оживлялась Агафья Матвеевна только тогда, когда заходила речь о хозяйстве. На остальные темы она отмалчивалась, ее лицо принимало туповатое выражение.

Агафье Матвеевне в отличие от Ольги ничего не нужно было от Обломова. Она принимала его таким, какой он есть. Когда Ольга отвергла его, Обломов долго бродил по городу. Он вернулся домой, Захар раздел его и накинул на него халат. Эта символическая деталь означала возврат к прежней жизни. То, что его выстирала и принесла ему хозяйка, также важная деталь. Агафья Матвеевна – это тот человек, который знает, что нужно Илье Ильичу. Утром пошел снег и засыпал все, что напоминало об Ольге, о былых надеждах, о душевном трепете.

Обломов целый год переживал разрыв с Ольгой, и все время рядом с ним была Агафья Матвеевна. Ночью она сидела у его постели, с утра бежала в церковь, ставила свечу за его здоровье, ругала детей, если они шумели. Она даже похудела от переживаний. Как только Илья Ильич выздоровел, Агафья Матвеевна снова пополнела и хозяйство пошло бодро, как и прежде.

Любовь Пшеницыной напоминала материнскую, поэтому Агафья Матвеевна стала Обломову ближе, чем Ольга. Большой ребенок Обломов обрел свой тихий рай. Страсть к Ольге была незрелой попыткой приобщиться к взрослым отношениям, Ольга не годилась на роль матери великовозрастного ребенка. Ей нужен был брак на равных условиях, она нашла такие отношения в паре со Штольцем. Илья Ильич погрузился в заботливые объятия Агафьи Матвеевны, которая до конца его дней оставалась преданной ему.

Познакомьтесь с высказываниями критиков об Ольге Ильинской и Агафье Пшеницыной. Согласны ли вы с мнением Добролюбова, Писарева, Дружинина, Анненского? Чье мнение вам ближе?

Главная сюжетная ситуация в романе – взаимоотношения между Обломовым и Ольгой Ильинской.

Но и со Штольцем Ольга не может стать счастливой женщиной. Комфортная, спокойная, безмятежная жизнь – не для нее.

Иной тип женщины дал автор в лице Пшеницыной Агафьи Матвеевны. Обломова она не стремилась перевоспитать, просто его любила, считала идеалом барина. Таким образом, Пшеницына – тип русской женщины, жизнь которой ограничивалась только ее семейным благополучием.

III. Реализация индивидуального задания.

Захар. Что общего между Захаром и Обломовым?

Домашнее задание.

1. Письменная работа (срок исполнения – одна неделя) по темам:

Уроки 74–75
ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И. С. ТУРГЕНЕВА

Цели:познакомить учащихся с основными этапами биографии и творческого пути И. С. Тургенева; обратить внимание на особенности характера писателя, его политические убеждения, удивительный дар предвидения; вспомнить содержание и идейную направленность произведений писателя, изученных в предыдущих классах.

Ход уроков

Эпиграф к урокам:

Вся моя биография – в моих сочинениях.

И. С. Тургенев

I. Вступительное слово учителя.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Третья замечательная личность, выведенная в романе г. Гончарова, — Ольга Сергеевна Ильинская — представляет тип будущей женщины, как сформируют ее впоследствии те идеи, которые в наше время стараются ввести в женское воспитание. В этой личности, привлекающей к себе невыразимою прелестию, но не поражающей никакими резко выдающимися достоинствами, особенно замечательны два свойства, бросающие оригинальный колорит на все ее действия, слова и движения. Эти два свойства редки в современных женщинах и потому особенно дороги в Ольге; они представлены в романе г. Гончарова с такою художественною верностию, что им трудно не верить, трудно принять Ольгу за невозможный идеал, созданный творческою фантазиею поэта. Естественность и присутствие сознания — вот что отличает Ольгу от обыкновенных женщин. Из этих двух качеств вытекают правдивость в словах и в поступках, отсутствие кокетства, стремление к развитию, уменье любить просто и серьезно, без хитростей и уловок, уменье жертвовать собою своему чувству настолько, насколько позволяют не законы этикета, а голос совести и рассудка. Первые два характера, оговоренные нами выше, представлены уже сложившимися, и г. Гончаров только объясняет их читателю, то есть показывает те условия, под влиянием которых они образовались; что же касается до характера Ольги, он формируется перед глазами читателя. Автор выводит ее сначала почти ребенком, девушкою, одаренною природным умом, пользовавшеюся при воспитании некоторою самостоятельностию, но не испытавшею никакого сильного чувства, никакого волнения, незнакомою с жизнию, не привыкшею наблюдать за собою, анализировать движения собственной души. В этот период жизни Ольги мы видим в ней богатую, но нетронутую природу; она не испорчена светом, не умеет притворяться, но не успела также развить в себе мыслительной силы, не успела выработать себе убеждения; она действует, повинуясь влечениям доброй души, но действует инстинктивно; она следует дружеским советам развитого человека, но не всегда подвергает эти советы критике, увлекается авторитетом и иногда мысленно ссылается на своих пансионских подруг.

Опыт и спокойное размышление могли постепенно вывести Ольгу из этого периода инстинктивных влечений и поступков, врожденная любознательность могла повести ее к дальнейшему развитию путем чтения и серьезных занятий; но автор выбрал для нее другой, ускоренный путь. Ольга полюбила, душа ее взволновалась, она узнала жизнь, следя за движениями собственного чувства; необходимость понять состояние собственной души заставила ее многое передумать, и из этого ряда размышлений и психологических наблюдений она выработала самостоятельный взгляд на свою личность, на свои отношения к окружающим людям, на отношения между чувством и долгом, — словом, на жизнь в самом обширном смысле. Г. Гончаров изображением характера Ольги, анализом ее развития показал в полной силе образовательное влияние чувства. Он подмечает его возникновение, следит за его развитием и останавливается на каждом его видоизменении, чтобы изобразить то влияние, которое оказывает оно на весь образ мыслей обоих действующих лиц. Ольга полюбила нечаянно, без предварительного приготовления; она не создавала себе отвлеченного идеала, под который многие барышни стараются подводить знакомых мужчин, не мечтала о любви, хотя, конечно, знала о существовании этого чувства.

Она жила спокойно, не стараясь искусственно возбудить в себе любовь, не стараясь видеть героя будущего своего романа в каждом новом лице. Любовь пришла к ней нежданно-негаданно, как приходит всякое истинное чувство; чувство это незаметно прокралось к ней в душу и обратило на себя ее собственное внимание тогда, когда получило уже некоторое развитие. Когда она заметила его, она стала вдумываться и соразмерять с своею внутреннею мыслию слова и поступки. Эта минута, когда она отдала себе отчет в движениях собственной души, начинает собою новый период в ее развитии. Эту минуту переживает каждая женщина, и переворот, который совершается тогда во всем ее существе и начинает обличать в ней присутствие сдержанного чувства и сосредоточенной мысли, этот переворот особенно полно и художественно изображен в романе г. Гончарова. Для такой женщины, как Ольга, чувство не могло долго оставаться на степени инстинктивного влечения; стремление осмысливать в собственных глазах, объяснять себе все, что встречалось с нею в жизни, пробудилось тут с особенною силою: явилась цель для чувства, явилось и обсуживание любимой личности; этим обсуживанием определилась самая цель.

Ольга поняла, что она сильнее того человека, которого любит, и решилась возвысить его, вдохнуть ему энергию, дать ему силы для жизни. Осмысленное чувство сделалось в ее глазах долгом, и она с полным убеждением стала жертвовать этому долгу некоторыми внешними приличиями, за нарушение которых чистосердечно и несправедливо преследует подозрительный суд света. Ольга растет вместе с своим чувством; каждая сцена, происходящая между нею и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к ее характеру, с каждою сценою грациозный образ девушки делается знакомее читателю, обрисовывается ярче и сильнее выступает из общего фона картины.

Мы достаточно определили характер Ольги, чтобы знать, что в ее отношениях к любимому человеку не могло быть кокетства: желание завлечь мужчину, сделать его своим обожателем, не испытывая к нему никакого чувства, казалось ей непростительным, недостойным честной женщины. В ее обращении с человеком, которого она впоследствии полюбила, господствовала сначала мягкая, естественная грация, никакое рассчитанное кокетство не могло подействовать сильнее этого неподдельного, безыскусственно простого обращения, но дело в том, что со стороны Ольги тут не было желания произвести то или другое впечатление. Женственность и грация, которые г. Гончаров умел вложить в ее слова и движения, составляют неотъемлемую принадлежность ее природы и потому особенно обаятельно действуют на читателя. Эта женственность, эта грация становится сильнее и обаятельнее по мере того, как чувство развивается в груди девушки; игривость, ребяческая беспечность сменяются в ее чертах выражением тихого, задумчивого, почти торжественного счастия.

Перед Ольгою открывается жизнь, мир мыслей и чувств, о которых она не имела понятия, и она идет вперед, доверчиво глядя на своего спутника, но в то же время всматриваясь с робкою любознательностию в те ощущения, которые толпятся в ее взволнованной душе. Чувство растет; оно делается потребностию, необходимым условием жизни, и между тем и тут, когда чувство доходит до пафоса, до "лунатизма любви", по выражению г. Гончарова, и тут Ольга не теряет сознания нравственного долга и умеет сохранить спокойный, разумный, критический взгляд на свои обязанности, на личность любимого человека, на свое положение и на действия свои в будущем. Самая сила чувства дает ей ясный взгляд на вещи и поддерживает в ней твердость. Дело в том, что чувство в такой чистой и возвышенной природе не нисходит на степень страсти, не помрачает рассудка, не ведет к таким поступкам, от которых впоследствии пришлось бы краснеть; подобное чувство не перестает быть сознательным, хотя порою оно бывает так сильно, что давит и грозит разрушить собою организм. Оно вселяет в душу девушки энергию, заставляет ее нарушить тот или другой закон этикета; но это же чувство не позволяет ей забыть действительного долга, охраняет ее от увлечения, внушает ей сознательное уважение к чистоте собственной личности, в которой заключаются залоги счастия для двух людей.

Ольга переживает между тем новую фазу развития: для нее наступает горестная минута разочарования, и испытываемые ею душевные страдания окончательно вырабатывают ее характер, придают ее мысли зрелость, сообщают ей жизненный опыт. В разочаровании часто бывает виноват сам разочаровывающийся. Человек, создающий себе фантастический мир, непременно, рано или поздно, столкнется с действительною жизнью и ушибется тем больнее, чем выше была та высота, на которую подняла его прихотливая мечта. Кто требует от жизни невозможного, тот должен обмануться в своих надеждах. Ольга не мечтала о невозможном счастии: ее надежды на будущее были просты, планы ее — осуществимы. Она полюбила человека честного, умного и развитого, но слабого, не привыкшего жить; она узнала его хорошие и дурные стороны и решилась употребить все усилия, чтобы согреть его тою энергиею, которую чувствовала в себе. Она думала, что сила любви оживит его, вселит в него стремление к деятельности и даст ему возможность приложить к делу способности, задремавшие от долгого бездействия.

Цель ее была высоконравственная; она была внушена ей истинным чувством. Она могла быть достигнута: не было никаких данных, чтобы сомневаться в успехе. Ольга приняла мгновенную вспышку чувства со стороны любимого ею человека за действительное пробуждение энергии; она увидела свою власть над ним и надеялась вести его вперед на пути самосовершенствования. Могла ли она не увлечься своею прекрасною целью, могла ли она не видеть впереди себя тихого разумного счастия? И вдруг она замечает, что возбужденная на миг энергия гаснет, что предпринятая ею борьба безнадежна, что обаятельная сила сонного спокойствия сильнее ее живительного влияния. Что было делать ей в подобном случае? Мнения, вероятно, разделятся. Кто любуется порывистою красотою бессознательного чувства, не думая о его последствиях, тот скажет: она должна была остаться верною первому движению сердца и отдать свою жизнь тому, кого однажды полюбила. Но кто видит в чувстве ручательство будущего счастия, тот взглянет на дело иначе: безнадежная любовь, бесполезная для себя и для любимого предмета, не имеет смысла в глазах такого человека; красота такого чувства не может извинить его неосмысленности.

Ольга должна была победить себя, разорвать это чувство, пока было еще время: она не имела права губить свою жизнь, приносить собою бесполезную жертву. Любовь становится незаконною тогда, когда ее не одобряет рассудок; заглушать голос рассудка значит давать волю страсти, животному инстинкту. Ольга не могла так поступить, и ей пришлось страдать, пока не выболело в ее душе обманутое чувство. Ее спасло в этом случае присутствие сознания, на которое мы уже указали выше. Борьба мысли с остатками чувства, подкрепляемого свежими воспоминаниями минувшего счастия, закалила душевные силы Ольги. В короткое время она перечувствовала и передумала столько, сколько не случается передумать и перечувствовать в течение многих лет спокойного существования. Она была окончательно приготовлена для жизни, и прошедшее, испытанное ею чувство и пережитые страдания дали ей способность понимать и ценить истинные достоинства человека; они дали ей силы любить так, как не могла она любить прежде. Внушить ей чувство могла только замечательная личность, и в этом чувстве уже для разочарования не было места; пора увлечения, пора лунатизма прошла невозвратно. Любовь не могла более незаметно прокрасться в душу, ускользая до времени от анализа ума. В новом чувстве Ольги все было определенно, ясно и твердо. Ольга жила прежде умом, и ум подвергал все своему анализу, предъявлял с каждым днем новые потребности, искал себе удовлетворения, пищи во всем, что ее окружало.

Затем развитие Ольги сделало еще только один шаг вперед. На этот шаг есть только беглое указание в романе г. Гончарова. То положение, к которому повел этот новый шаг, не очерчено. Дело в том, что Ольгу не могли удовлетворить вполне ни тихое семейное счастие, ни умственные и эстетические наслаждения. Наслаждения никогда не удовлетворяют сильной, богатой природы, неспособной заснуть и лишиться энергии: такая природа требует деятельности, труда с разумною целью, и только творчество способно до некоторой степени утишить это тоскливое стремление к чему-то высшему, незнакомому, — стремление, которого не удовлетворяет счастливая обстановка вседневной жизни. До этого состояния высшего развития достигла Ольга. Как удовлетворила она пробудившимся в ней потребностям, — этого не говорит нам автор. Но, признавая в женщине возможность и законность этих высших стремлений, он, очевидно, высказывает свой взгляд на ее назначение и на то, что называется в общежитии эмансипациею женщины. Вся жизнь и личность Ольги составляют живой протест против зависимости женщины. Протест этот, конечно, не составлял главной цели автора, потому что истинное творчество не навязывает себе практических целей; но чем естественнее возник этот протест, чем менее он был приготовлен, тем более в нем художественной истины, тем сильнее подействует он на общественное сознание.

Вот три главные характера "Обломова". Остальные группы личностей, составляющие фон картины и стоящие на втором плане, очерчены с изумительною отчетливостию. Видно, что автор для главного сюжета не пренебрегал мелочами и, рисуя картину русской жизни, с добросовестною любовью останавливался на каждой подробности. Вдова Пшеницына, Захар, Тарантьев, Мухояров, Анисья — все это живые люди, все это типы, которые встречал на своем веку каждый из нас.

"Обломов", по всей вероятности, составит эпоху в истории русской литературы, он отражает в себе жизнь русского общества в известный период его развития. Имена Обломова, Штольца, Ольги сделаются нарицательными. Словом, как ни рассматривать "Обломова", в целом ли или в отдельных частях, по отношению ли его к современной жизни или по его абсолютному значению в области искусства, так или иначе, всегда должно будет сказать, что это вполне изящное, строго обдуманное и поэтически-прекрасное произведение. Изображение чистого, сознательного чувства, определение его влияния на личность и поступки человека, воспроизведение господствующей болезни нашего времени, обломовщины, — вот главные мотивы романа. Ежели вспомнить притом, что всякое изящное произведение имеет образовательное влияние, ежели вспомнить, что истинно изящное произведение всегда нравственно, потому что верно и просто рисует действительную жизнь, тогда должно сознаться, что чтение книг, подобных "Обломову", должно составлять необходимое условие всякого рационального образования. Сверх того, для девиц может быть особенно полезно чтение этого романа 3 . Это чтение несравненно лучше отвлеченного трактата о женской добродетели уяснит им жизнь и обязанности женщины. Стоит только вдуматься в личность Ольги, проследить ее поступки, и, наверное, в голове прибавится не одна плодотворная мысль, в сердце заронится не одно теплое чувство. Итак, мы думаем, что "Обломова" должна прочесть каждая образованная русская женщина или девушка, как должна она прочесть все капитальные произведения нашей словесности.

раскрыть характеры и идеалы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной; воссоздать историю взаимоотношений женщин с Обломовым; развивать у учащихся умение анализировать эпизоды, образы-персонажи, высказывать свое отношение к героям.

I. Беседа с учащимися по вопросам:

1. Когда и при каких обстоятельствах состоялось знакомство Ольги Ильинской с Обломовым?

2. Какое впечатление они произвели друг на друга? Как развивался их роман?

3. За что Ольга полюбила Обломова?

4. Как вы оцениваете взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской? Почему не сложилось их счастье?

5. Что нравилось Н. А. Добролюбову в Ольге? А вам?

6. Счастлива ли Ольга, выйдя замуж за Штольца?

7. Агафья Матвеевна Пшеницына. Чем она привлекла Обломова и заслужила его любовь и уважение?

8. Сопоставьте героинь. В чем различие характеров Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной? Каковы их идеалы?

Познакомьтесь с высказываниями критиков об Ольге Ильинской

и
Агафье Пшеницыной
. Согласны ли вы с мнением Добролюбова, Писарева, Дружинина, Анненского? Чье мнение вам ближе?

И. Ф. Анненский:

Н. А. Добролюбов:

Н. А. Добролюбов:

Д. И. Писарев:

А. В. Дружинин:

Главная сюжетная ситуация в романе – взаимоотношения между Обломовым и Ольгой Ильинской.

Ольге свойственны гармония ума, воли и сердца. Ее любовь к Обломову возникла из благородных стремлений: возродить героя к полноценной жизни, перевоспитать его. Настойчивость Ольги только на время

Но и со Штольцем Ольга не может стать счастливой женщиной. Комфортная, спокойная, безмятежная жизнь – не для нее.

Иной тип женщины дал автор в лице Пшеницыной Агафьи Матвеевны. Обломова она не стремилась перевоспитать, просто его любила, считала идеалом барина. Таким образом, Пшеницына – тип русской женщины, жизнь которой ограничивалась только ее семейным благополучием.

III. Реализация индивидуального задания.

Что общего между Захаром и Обломовым?

. Обломов и Захар – не контрастные, а глубоко родственные натуры.

1. Письменная работа (срок исполнения – одна неделя) по темам:

поурочный план, 10 класс, русская литература

Ольга Ильинская – это молодая решительная девушка. Ее требования к жизни высоки, но и сама она готова приложить достаточно усилий, чтобы получить желаемое. Жизнь Ольги похожа на бурную реку – постоянно в движении. Ольга не отступится от поставленной задачи, но и не будет тратить времени на осуществление задуманного, если видит, что затея обречена на провал. Она слишком разумна, чтобы тратить свое драгоценное время на бессмыслицу. Свое яркостью и неординарностью она и привлекла внимание Обломова. Обломов полюбил ее той чистой, бесхитростной и искренней любовью, на которую из всего окружения Ольги, пожалуй, только он один и способен. Она его восхищала, завораживала и в то же время утомляла. Она слишком любила себя, чтобы заметить его в своем ослепительном блеске. Образ Ольги Ильинской неоднозначно трактуется критиками. Кто‑то видит именно в ней достойный синтез рассудочности, образованности и духовности. Кто‑то, напротив, винит ее в поверхностности и неспособности к высокому чувству. Мне кажется, что Ольга – это обычный человек, стремящийся к комфорту и уюту, только понятие благосостояния у нее несколько иное, чем у Обломова. В действительности они оказались слишком разными людьми, у которых во время хватило духу это признать. Зачем было мучить друг друга, если ясно, что ничего не выйдет? Ольге и в самом деле больше подходит Штольц, такой же здравомыслящий человек, как и она сама.

Агафья Матвеевна Пшеницына – совсем иной образ. Это тип настоящей русской женщины, зрелой, сознательной, обладающей простой житейской мудростью, которая бывает намного более полезной, чем все трактаты по психологии, вместе взятые. Ей никогда не придет в голову пренебречь интересами человека, живущего рядом с ней, она не бросится отстаивать свои права. Возможно, ради нее мужчина не совершит подвиг, но именно рядом с такой женщиной он ощутит себя нужным и сильным. Агафье Пшеницыной никогда не придет в голову попытаться переделать человека. Психологически она намного ближе Обломову, в ней есть та естественность, которая помогает угадывать тайные мысли другого человека. Все то, чего была лишена Ольга, Обломов находит в Агафье.

Насколько схожи или различны героини, выясним путем сопоставления их внешности, социального происхождения, интересов, проявления любви к Обломову.

2. Социальное происхождение

3. Внутренний мир. Интересы

4. Как любит героиня?

5. Что дала герою эта любовь?

Задание. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика героинь.

  1. Какова внешность Ольги Ильинской? Какой её рисует Гончаров?

Как выглядит Агафья Пшеницына?

Промежуточный вывод

Внешность Ольги Ильинской подчеркивает устремлённость героини ввысь, её духовность, а Агафьи Пшеницыной олицетворяет земное начало. Внешне героини противопоставлены друг другу, являются антиподами.

Ольга: «…ей двадцать лет… «

Агафья старше Ольги, выглядит по-домашнему, в ней нет изящества.

  1. Что можно сказать о социальном происхождении героинь?

Промежуточный вывод

Ольга Ильинская рисуется вне быта, она образованна, дворянского происхождения, Агафья Пшеницына из обедневших дворян, вдова. Несмотря на близость социального происхождения, героини противопоставлены, являются антиподами.

Казалось бы, героини одного социального круга, но Пшеницына из бедных дворян, это видно и по образу её жизни.

  1. Каков внутренний мир героинь, каковы их интересы?

Промежуточный вывод

Пытливости ума, разносторонности интересов Ольги Ильинской противопоставлено отсутствие духовных запросов у Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

Ольга — умная, разносторонняя девушка, Агафья — женщина глуповатая, ограниченная домашними заботами.

  1. Героини противопоставлены, не похожи друг на друга, значит, и любить они будут по-разному.

В чем особенность проявления любви каждой из них к Обломову?

Промежуточный вывод

Если любовь Ольги выражается в рассудочности, то чувства Агафьи Матвеевны проявляются в заботе об Обломове. Героини-антиподы.

Любовь Ольги эгоистична: она любит в Обломове свои усилия и старания, она любит будущего Обломова. Обломов же таким стать не может, и в этом нет его вины.

Любовь Агафьи самозабвенна и жертвенна, держится на душевной привязанности и выражается в постоянной заботе.

Она восприняла Обломова таким, какой он есть, не пытаясь его изменить или избавиться от каких-то недостатков. Ее чувство сродни материнской, охранительной любви.

  1. Обе героини не оставляют равнодушным Обломова. Какие струны его души затронула каждая из героинь? Что внесла в его жизнь?

Промежуточный вывод

Обломов с Ольгой обретает радость духовной жизни, с Агафьей Матвеевной – спокойную и беззаботную жизнь. Героини противопоставлены и во влиянии, оказанном на главного героя.

Любовь Ольга дает Обломову радость духовной жизни, духовной близости, радость движения. Ольга была женщиной, заставившей Обломова встать с дивана, снять халат и испытать романтическую любовь.

Агафья окружила Обломова заботой, оградила от всех невзгод – ни одна жизненная буря не долетала до него. Она была женщиной, благодаря которой Обломов снова надел свой халат, нашел свое человеческое счастье и покой.

  1. В результате сопоставления что можно сказать о героинях? Насколько они близки или различны? Какой прием использует Гончаров в обрисовке характеров Ольги и Агафьи?

Несмотря на разительную непохожесть, есть нечто общее в героинях. Попытайтесь найти это сходство.

Промежуточный вывод

И Ольга Ильинская, и Агафья Матвеевна Пшеницына внешне привлекательны, обе, участвуя в жизни Обломова, желают ему добра, при этом Ольга пытается его изменить, а Агафья Матвеевна оградить от забот. Обеих отличает естественность, простота и неравнодушие.

Промежуточный вывод

Жизнь каждой из женщин изменилась после встречи с Обломовым: он сумел духовно развить Ольгу и наполнить смыслом заботы о нем Агафьи Матвеевны.

  1. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына – антиподы, они противопоставлены друг другу внешне и внутренне.

В основе их сопоставления лежит прием антитезы.

Сходство:

1.Обе женщины привлекательны: одна грацией, другая статью.

2.Естественность, простота, отсутствие жеманства

3. Обе неравнодушны к Обломову.

Обломов не смог сделать Ольгу счастливой, но при этом он внутренне обогатил её. Под влиянием Обломова Ольга превращается из неопытной и достаточно наивной девушки в глубоко чувствующую женщину, которую и полюбил Штольц.

Обломов наполнил жизнь Агафьи Пшеницыной смыслом заботы о нем. Он подарил ей мгновения тихого счастья. От союза с Агафьей Пшеницыной у Обломова родился единственный ребенок, сын, ответственность за воспитание которого он переложил на Штольца.

  1. Зачем автор показывает столь разных героинь, какую цель он преследует.

Записать вывод в тетрадь

Ольге хотелось участвовать в общественной жизни, много знать.

Жизнь Пшеницыной ограничивалась только ее семейным благополучием.

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 10 класс

29.03.2013 19878 0

раскрыть характеры и идеалы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной; воссоздать историю взаимоотношений женщин с Обломовым; развивать у учащихся умение анализировать эпизоды, образы-персонажи, высказывать свое отношение к героям.

I. Беседа с учащимися по вопросам:

1. Когда и при каких обстоятельствах состоялось знакомство Ольги Ильинской с Обломовым?

2. Какое впечатление они произвели друг на друга? Как развивался их роман?

3. За что Ольга полюбила Обломова?

4. Как вы оцениваете взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской? Почему не сложилось их счастье?

5. Что нравилось Н. А. Добролюбову в Ольге? А вам?

6. Счастлива ли Ольга, выйдя замуж за Штольца?

7. Агафья Матвеевна Пшеницына. Чем она привлекла Обломова и заслужила его любовь и уважение?

8. Сопоставьте героинь. В чем различие характеров Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной? Каковы их идеалы?

Познакомьтесь с высказываниями критиков об Ольге Ильинской

и
Агафье Пшеницыной
. Согласны ли вы с мнением Добролюбова, Писарева, Дружинина, Анненского? Чье мнение вам ближе?

И. Ф. Анненский:

Н. А. Добролюбов:

Н. А. Добролюбов:

Д. И. Писарев:

А. В. Дружинин:

Главная сюжетная ситуация в романе – взаимоотношения между Обломовым и Ольгой Ильинской.

Ольге свойственны гармония ума, воли и сердца. Ее любовь к Обломову возникла из благородных стремлений: возродить героя к полноценной жизни, перевоспитать его. Настойчивость Ольги только на время

Но и со Штольцем Ольга не может стать счастливой женщиной. Комфортная, спокойная, безмятежная жизнь – не для нее.

Иной тип женщины дал автор в лице Пшеницыной Агафьи Матвеевны. Обломова она не стремилась перевоспитать, просто его любила, считала идеалом барина. Таким образом, Пшеницына – тип русской женщины, жизнь которой ограничивалась только ее семейным благополучием.

III. Реализация индивидуального задания.

Что общего между Захаром и Обломовым?

. Обломов и Захар – не контрастные, а глубоко родственные натуры.

1. Письменная работа (срок исполнения – одна неделя) по темам:

Читайте также: