Чудовищная нелепица гражданской войны сочинение

Обновлено: 28.06.2024

Людей не чужих, но близких по крови: братьев, сыновей, отцов. Эта родственная близость не помешала им стать непримиримыми противниками. На страницах повествования отражены их несчастья и радости, их милосердие, чередующееся с жестокостью, их отчаяние и надежда, победы и поражения. Да и может ли судьба людей быть иной, когда разгорается огонь братоубийственной гражданской войны. Это, наверное, самое тяжёлое испытание для любого народа.

На примере семьи Мелеховых (и не только) Шолохову удалось показать, какие сильные изменения претерпевает человеческое сознание, когда в стране разгорается междоусобица. Остаться прежним после пролития человеческой крови невозможно. В мировоззрении человека происходят необратимые изменения во время таких событий, как войны, восстания, революции. Не удаётся сразу понять, на чьей стороне правда. И в этом причина метаний Григория Мелехова, одного из главных персонажей романа.

Шолохов талантливо отобразил, какие перемены претерпевает человек внутри себя во время боевых действий. По словам автора, война постоянно испытывает человека на прочность, тем самым делая его всё более озлобленным. В начале повествования Григорий — милосердный молодой мужчина, с добрым сердцем. До начала кровавых событий его жизнь протекала спокойно в семейном, дружном окружении.

Но в стране разразилась политическая буря, и привычный мир перевернулся. Григорий с горечью осознаёт, как быстро из сознания людей стираются такие важные понятия, как: родня, семья, брат. Всё это удивительно быстро исчезает из человеческой памяти. И в этом заключается весь ужас и трагизм гражданской войны, разделяющей семьи и заставляющей близких людей идти друг против друга.

Кровопролитная борьба, разгоревшаяся в донских степях между белыми и красными те только беспощадна, но и лишена всякого здравого человеческого смысла. Зверства совершались с обеих сторон, делая их равными в той степени зла, которое они причиняли друг другу. Болью и озлобленность пронизаны сцены не только боевых действий, но и сцены насилия над мирными гражданами, сцены мародёрства и уничтожения пленных.

Гражданская война – национальная трагедия России

. этапы и итоги гражданской войны 1917-1922 гг. – как национальной трагедии России. 2. Основная часть 2.1 Причины гражданской войны 1917 -1922гг. Из наиболее важных причин Гражданской войны в современной . управления. Крупнейшей из таких войн была Гражданская война в России. Гражданская война в России – это время, когда кипели необузданные страсти и миллионы людей готовы были жертвовать своими .

  • Автор: М. А. Шолохов
  • Произведение: Тихий Дон
  • Это сочинение списано 148 674 раз

Лозунги большевиков привлекали бедняков, которые хотели быть вольными хозяевами на своей земле. Но гражданская война ставит для главного героя Григория Мелехова новые вопросы. Каждая сторона, белые и красные, ищет свою правду, убивая друг друга. Оказавшись у красных, Григорий видит жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Война разрушает все: налаженную жизнь семей, мирный труд, отнимает последнее, убивает любовь. Герои Шолохова Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой, практически все мужское население втянуты в битвы, смысл которых им непонятен. Ради кого и чего они должны умирать в расцвете сил? Жизнь на хуторе дарит им много радости, красоты, надежд, возможностей. Война же – только лишения и смерть.

В романе-эпопее Шолохов создал грандиозное историческое полотно, подробно описав события гражданской войны на Дону. Писатель стал для казаков национальным героем, создав художественный эпос о жизни казачества в трагическое время исторических перемен.

Посмотрите эти сочинения

Особенности жанра романа война и мир толстого 10 класс (2)

Женские образы в романе м.а. шолохова “тихий дон”

Рассказ о ванюшке судьба человека. Образ и характеристика ванюшки .

Примеры похожих учебных работ

. обществе с событиями, пережитыми на войне, для формирования философских взглядов, своего нового мировоззрения, взращивания внутреннего стержня. Мир – это жизнь, поэтому слово в названии несет и витальный смысл. Темы романа-эпопеи Кадр из .

. солдат. Высокая нравственная и духовная сила русского войска не могла не принести окончательной победы над врагом, дубина народной войны уничтожала врага с невиданной доселе силой: мира не может .

Сочинения | Сочинения 7 класс. Ответственность за судьбу близкого человека в новелле .

Основной идеей произведения является противопоставление жизни донских казаков античеловечности войны, которая является одной из причин распада старого жизненного уклада. Война приносит в мирный быт разруху и запустение. Эта мысль прослеживается в эпиграфе, который раскрывает тему и идею произведения. В старинных казачьих песнях показана земля, распаханная лошадиными копытами, усеянная порубленными головами, украшенная молодыми вдовами. Безрадостная, трагичная картина. Отрицательный параллелизм использован для того, чтобы подчеркнуть неправильность, противоестественность войны.

Главный герой произведения Григорий Мелехов является тем персонажем, чьими глазами читатель видит происходящее. Мелехов становится участником двух войн: Первой мировой и Гражданской. С отбытием Григория на военную службу в повествовании появляется оттенок трагического, который не исчезнет уже до конца произведения.

Казаки считали военную службу обязанностью. Так Григорий отправляется на военную службу, не задумываясь, кому это нужно. Так делали отцы и деды, он считал это своим долгом. Он воюет храбро, отважно, за что получает награду и звание. Отец может гордиться сыном.

Первая мировая война поразила его своей жестокостью. Григорий привык трудиться, заниматься сельским хозяйством, убийство противно его натуре. Происходящее Шолохов называет безумием, которое охватило всех находящихся на поле боя. Словно под гипнозом люди участвовали в этом страшном жестоком действе.

Автору неинтересны батальные сцены, его волнует проблема того, что война делает с человеком. Сознание Григория выхватывает отдельные фрагменты из общей картины. Вот упал конь, с него слетел Прохор. Скакавшие за ним кони затоптали казака, захлебнувшегося нечеловеческим криком. В душе героя неосознанно, спонтанно возникает протест против бессмысленности, бесчеловечности войны.

Диалоги героев предсказывают потрясения, к которым в будущем приведет война. Страшное предсказание вспоминает Максимка Грязнов. Он слышал его от столетней старухи. Она говорила, что опутают землю проволокой, по небу железные птицы полетят, пойдет брат на брата. Грязнов рассуждает, что первые два предсказания уже сбылись, третье не за горами.

Война не несет людям истину, не меняет жизнь к лучшему. Она разрушает судьбы людей и стран, разъединяет близких. В произведении изображается, как члены одной семьи воюют друг против друга. Михаил Кошевой встал на сторону большевиков, а его шурин Пётр Мелехов принадлежит Белому движению. Кошевой расстреливает Петра и, не чувствуя своей вины, он спокойно смотрит в глаза его матери, живет с его сестрой Дуней. Война опасна тем, что полностью меняет мировоззрение человека, заставляет забыть о том, что главное место в жизни занимают семья и близкие, которых нельзя предавать ни при каких обстоятельствах.

Чудовищная нелепица войны не щадит и гражданское население. Мелеховы получают известие о том, что Григорий погиб. Какими словами передать горе родителей? Известие оказалось ложным, но сколько седых волос оно добавило. Война разрушает любовь Григория и Аксиньи, героиня погибает от вражеской пули. Война, хоть и не напрямую, но является причиной смерти родных Мелехова: отца, матери, брата, Дарьи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: показать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и влияния её на человека.

Оборудование урока: Первая мировая война в цифрах и фактах (таблица).

Методические приёмы: повторение изученного материала, беседа, анализ эпизодов, использование межпредметных связей с историей.

Ход урока

I. Слово преподавателя

II. Беседа по 3-4 частям книги романа

  • Какую роль играет эпиграф к книге первой в III части романа?
  • Как Шолохов изображает события Первой мировой войны?
  • Какие традиции развивает автор в изображении войны?

в изображении Шолохова

Цель урока: показать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и влияния её на человека.

Оборудование урока: Первая мировая война в цифрах и фактах (таблица).

Методические приёмы: повторение изученного материала, беседа, анализ эпизодов, использование межпредметных связей с историей.

I. Слово преподавателя

II. Беседа по 3-4 частям книги романа

Какую роль играет эпиграф к книге первой в III части романа?

Как Шолохов изображает события Первой мировой войны?

Какие традиции развивает автор в изображении войны?

Как влияет война на людей, участвующих в боях?

Проанализируем сцену переживаний Григория по поводу убитого австрийского солдата (Т. 1, часть 3, глава 10). Что вы можете сказать? (Убийство человека, даже врага в бою противоречит гуманной природе Григория. Любовью ко всему, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию — вот сущность характера шолоховского героя. Безумство войны, в которой погибают невинные люди (бессмысленные жертвы положенные на алтарь чьего- то честолюбия) — вот о чем задумывается герой.)

Какие качества Григория проявляются в сцене в госпитале? (Гордость, независимость, злость за все, что сделала война, вырвались у Григория в дерзкой выходке (ч. 3, гл. 23).)

III. Оформление тетрадей: запись выводов по беседе

Следуя традициям русской литературы, через батальные сцены, через острые переживания героев, через пейзажные зарисовки, лирические отступления (сцена у костра — солдатская песня) Шолохов ведёт к осмыслению чуждости, неестественности, бесчеловечности войны.

IV. Домашнее задание (по книге второй)

Как отразились события мировой войны на мирной жизни казаков?

Новая власть и отношение к ней казаков.

Гражданская война как трагедия народа (подобрать эпизоды).

Дополнительный материал для преподавателя

Войну изучали историки и военные стратеги, политики и экономисты, дипломаты и разведчики, деятели науки и искусства, медики и психологи. События прослеживались день за днем, решающие операции — по часам и минутам.

О той войне написано немало волнующих произведений. Сказали свое слово проклятия многие писатели мира — русские, немцы, болгары, французы, итальянцы, англичане, поляки, австрийцы, венгры, югославы, американцы. Гневом наполнены воспоминания тех, кто побывал в сырых окопах под огнем, уцелел десятым или двадцатым из состава воинской части.

Много общего с этой прозой есть и у Шолохова. Но его достижения даже на очень внушительном фоне мастерства А. Барбюса, Б. Келлермана, Э. Ремарка, Р. Олдинггона, Р. Роллана, Ж. Жионо, А. Цвейга, К. Федина — выдающиеся по охвату действительности, масштабности обобщения зримости картин фронтовых сражений.

Если героем военного романа был чаще всего интеллигент — честный, страдающий, растерянный, то у Шолохова на первом плане — сыны глубинной трудовой России, оторванные от неотложных дел на земле.

Всего лишь месяц войны, а как она искалечила людей. Стареют на глазах. Похабничают. Звереют. Сходят с ума.

Полуфеодальный режим, существовавший в стране, за время войны еще больше ожесточился. В армии стали нормой унижения, оскорбления, зуботычины, слежка, голодные рационы.

В романе действуют монархисты, буржуазные демократы, сторонники военной диктатуры, сепаратисты, большевики. У всех свои взгляды, планы, программы. Материал романа как бы включается в наши современные размышления о судьбе Родины: что могло быть, если бы продолжалась власть монарха, если бы держался и дальше Керенский, если бы завершился победой корниловский путч, если бы осуществились планы сепаратистов вроде Ефима Изварина, если бы не произошли события 25 октября? Или вопросы иного порядка: если бы не покончили с собой генералы Марков, Каледин, не был убит в 1918 году Корнилов и не умер тогда же Алексеев?

Сам Шолохов на стороне тех, кто боролся против милитаризма. Роман служит обличительным документом, картины кровопролития — а их очень много — даны во всех деталях и с такой убеждающей наглядностью, от которой содрогаешься.


Конспект урока литературы в 11 классе. направлен на поэтапное изучение романа-эпопеи "Тихий Дон" М.А. Шолохова. это 3 урок в системе уроков по изучению романа-эпопеи "Тихий Дон".

Содержимое разработки

Цели урока: показать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и влияния ее на человека.

Оборудование урока: Первая мировая война в цифрах и фактах (таблица).

Методические приемы:
повторение изученного материала (произведения Л. Н. Толстого, А. И. Куприна), анализ эпизодов, использование межпредметных связей с историей (Первая мировая война).

I. Слово учителя

II. Проверка домашнего задания

— Какую роль играет эпиграф к книге первой в III части романа?

Сцена столкновения казаков с немцами напоминает страницы произведений Толстого.

— Проанализируем сцену переживаний Григория по поводу убитого австрийского солдата (Т. 1, часть 3, глава 10). Что вы можете сказать?
(Убийство человека, даже врага в бою противоречит гуманной природе Григория. Любовью ко всему, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию — вот сущность характера шолоховского героя.
Безумство войны, в которой погибают невинные люди (бессмысленные жертвы, положенные на алтарь чьего-то честолюбия) — вот о чем задумывается герой.)

— Какие качества Григория проявляются в сцене в госпитале?
(Гордость, независимость, злость за все, что сделала война, вырвались у Григория в дерзкой выходке (ч. 3, гл. 23).)

III. Оформление тетрадей: запись выводов по беседе

Следуя традициям русской литературы, через батальные сцены, через острые переживания героев, через пейзажные зарисовки, лирические отступления (сцена у костра — солдатская песня) Шолохов ведет к осмыслению чуждости, неестественности, бесчеловечности войны.

IV. Домашнее задание (по книге второй)

1. Как отразились события мировой войны на мирной жизни казаков?
2. Новая власть и отношение к ней казаков.
3. Гражданская война как трагедия народа (подобрать эпизоды).

Дополнительный материал для учителя

Войну изучали историки и военные стратеги, политики и экономисты, дипломаты и разведчики, деятели науки и искусства, медики и психологи. События прослеживались день за днем, решающие операции — по часам и минутам.

О той войне написано немало волнующих произведений. Сказали свое слово проклятия многие писатели мира — русские, немцы, болгары, французы, итальянцы, англичане, поляки, австрийцы, венгры, югославы, американцы. Гневом наполнены воспоминания тех, кто побывал в сырых окопах под огнем, уцелел десятым или двадцатым из состава воинской части.

Много общего с этой прозой есть и у Шолохова. Но его достижения даже на очень внушительном фоне мастерства А. Барбюса, Б. Келлермана, Э. Ремарка, Р. Олдинггона, Р. Роллана, Ж. Жионо, А. Цвейга, К. Федина — выдающиеся по охвату действительности, масштабности обобщения зримости картин фронтовых сражений.

Если героем военного романа был чаще всего интеллигент — честный, страдающий, растерянный, то у Шолохова на первом плане — сыны глубинной трудовой России, оторванные от неотложных дел на земле.

Всего лишь месяц войны, а как она искалечила людей. Стареют на глазах. Похабничают. Звереют. Сходят с ума.

Полуфеодальный режим, существовавший в стране, за время войны еще больше ожесточился. В армии стали нормой унижения, оскорбления, зуботычины, слежка, голодные рационы.

Надо было очень близко к сердцу принять боль земли русской, чтоб вот так скорбно сказать об этом:
"Многих недосчитывались казаков, — растеряли их на полях Галиции, Буковины, Восточной Пруссии, Прикарпатья, Румынии, трупами легли они и истлели под орудийную панихиду, и теперь позаросли бурьяном высокие холмы братских могил, придавило их дождями, позамело зыбучим снегом." (2 том. Часть пятая. 1 глава)

В романе действуют монархисты, буржуазные демократы, сторонники военной диктатуры, сепаратисты, большевики. У всех свои взгляды, планы, программы. Материал романа как бы включается в наши современные размышления о судьбе Родины: что могло быть, если бы продолжалась власть монарха, если бы держался и дальше Керенский, если бы завершился победой корниловский путч, если бы осуществились планы сепаратистов вроде Ефима Изварина, если бы не произошли события 25 октября? Или вопросы иного порядка: если бы не покончили с собой генералы Марков, Каледин, не был убит в 1918 году Корнилов и не умер тогда же Алексеев?

Сам Шолохов на стороне тех, кто боролся против милитаризма. Роман служит обличительным документом, картины кровопролития — а их очень много — даны во всех деталях и с такой убеждающей наглядностью, от которой содрогаешься.


-75%

Читайте также: