Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Презентация урока в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" с использованием инновационных технологий (АСО, технологии критического мышления). К презентации добавлены приложения с дидактическим материалом: тесты,карточки.

ВложениеРазмер
dvoetochie_s_spb.ppt 1.67 МБ
Приложение 1 к презентации Двоеточие БСП 64.5 КБ
Приложение 2 к презентации Двоеточие БСП 26.5 КБ
Приложение 3 к презентации Двоеточие БСП 59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

1. В этом бессоюзном сложном предложении между простыми предложениями следует поставить запятые:

I а) Заря прощается с землею

Ложится пар на дне долин

Смотрю на лес, покрытый мглою,

И на огни его вершин. (А. Фет)

б) Только песне нужна красота
Красоте же и песен не надо. (А. Фет.)

в) Соловей поет себя тешит. (Н. Новиков)

г) Было так из тьмы глубокой,
Огненный взметнув клинок,
Луч прожектора протоку

Пересек наискосок. (А. Твардовский)

II а) Ветер. Кругом все гудит и колышется

Листья кружатся у ног. (А. Фет)

б) Я воспитан природой суровой
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,

Подорожника твердый клинок. (Н. Заболоцкий)

в) С гнезд замахали крикливые цапли

С листьев скатились последние капли

Солнце, с прозрачных сияя небес,

В тихих струях опрокинуло лес. (А. Фет)

г) Я посмотрел на часы было без четверти три.

2. В этом бессоюзном сложном предложении между простыми предложениями следует поставить точку с запятой:

I а) За липы спрятался последний луч заката

Тепла немая ночь. (А. Апухтин)

б) Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитого мраком я подвигался вперед с трудом.(И. Тургенев)

в) Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала это был клен.(К. Паустовский)

г) Летучие мыши уже поселились над его заснувшими верхушками, таинственно кружась и дрожа на смутно-ясном небе резво и прямо пролетел в вышине запоздалый ястребок, спеша в свое гнездо. (И. Тургенев)

II а) Прошумели весенние воды

Загремели веселые грозы

В одеяньях воскресшей природы

Расцвели гиацинты и розы. (А. Голенищев-Кутузов)

б) Она [Настя] с усилием подняла глаза и тотчас отвела их Гоголь смотрел на нее, усмехаясь. (К. Паустовский)

в) Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман за ней водянисто-зеленые луга. (И. Тургенев)

г) А когда снова увидел свою картину, не поверил глазам вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля. (Ю. Дмитриев)

3. В этом бессоюзном сложном предложении второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом:

I а) Если ты когда-нибудь в жаркий день случайно дотронешься до ствола березы, заметишь странное явление: даже на солнце ствол березы остается прохладным. (Ю. Дмитриев)

б) Приоткрыл глаз шире и тотчас же плотно зажмурил: перед ним на задних лапах сидел большой, тощий, ободранный медведь. (Б. Полевой)

в) Старший политрук молчал: не надо мешать командиру принимать решение. (Л. Соболев)

г) Я вошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундуквозле печи составляли всю ее мебель. (М. Лермонтов)

II а) Ей [Поле] повезло: за исключением автоцистерны с залепленным передним стеклом да трех мотоциклистов, со свистом проскользнувших мимо, никто не попался ей, не остановил ее за
всю ночь. (Л. Леонов)

б) Я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами.

в) Я не виню: в тот страшный час

Вы поступили благородно,

Вы были правы предо мной. (А. Пушкин)

г) Алексей лежал и думал: в Камышине мутные ручьи бегут вдоль раскисших от грязи тротуаров по сверкающим булыжником мостовой, пахнет отогретой землей, свежей сыростью.

4. В этом бессоюзном сложном предложении второе (или несколько предложений) поясняет первое, т. е. раскрывает его содержание; следует поставить двоеточие:

I а) Наступал вечер шел дождь с севера порывисто дул ветер. (М. Горький)

б) К первому дню праздника все было готово картины развешены, столбы для флагов выбелены, площадь обильно полита из длинных зеленых бочек. (В. Катаев)

в) Поезд ушел быстро его огни вскоре исчезли через минуту уже не было слышно шума. (А. Чехов)

г) Вечерами возле сруба все население собиралось кто щепки сгребает, кто у своих подворий копается. (Ю. Грибов)

II а) Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом. (И. Тургенев)

б) Вспыхнувшее пламя освещает безрадостную картину на кромке льда вповалку лежат олени, там же виднеется трое заледеневших нарт. (Г. Федосеев)

в) Со мною вот что происходит

Ко мне мой старый друг не ходит,

А ходят в праздной суете

Разнообразные не те. (Е. Евтушенко)

г) В доме мало-помалу нарушалась тишина в одном углу где-то скрипнула дверь; послышались по двору чьи-то шаги; на сеновале кто-то чихнул. (И. Гончаров)

5. В этом бессоюзном сложном предложении второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов, следует поставить двоеточие:

I а) Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани. (С. Есенин)

б) Алексей помнит лежит он в маленькой темной земляной норе; слегка чадя, потрескивая и роняя искры, горит воткнутая в стену лучина. (Б. Полевой)

в) Волки хорошо знали на гладком речном льду копытное животное не способно сопротивляться. (Г. Федосеев)

г) Вдруг мужики с топорами явились

Лес зашумел, застонал, затрещал. (И. Некрасов)

II а) Понял Дегтяренко осмотр дал невеселые результаты и дела его приятеля плохи. (Б. Полевой)

б) Тут его осенила мысль партизаны должны быть где-то здесь, поблизости!

в) Ехали сюда рожь только начинала желтеть. (М. Пришвин)

г) Хуже было другое расцепив отекшие руки, он почувствовал, что не может встать. (Б. Полевой)

6. В этом бессоюзном сложном предложении содержание одного
предложения противопоставляется другому, следует поставить тире:

I а) Закончена бригадная работа, народ в сборе каждому хочется поскорее посмотреть, как дом поднимается, сколько бревен плотники затесали. (Ю. Грибов)

б) Я говорил правду мне не верили. (М. Лермонтов)

в) Хочу к нему вы тащите с собой. (А. Грибоедов)

г) Я прошу вас всеми чувствами

Никогда не будьте грустными. (М. Светлов)

II а) Упадет луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. (М. Горький)

б) Мы обошли кругом усадьбы проходов нигде не было. (А. Гайдар)

в) Удивительная в лесу тишина лес отдыхает. (Н. Сладкое)

г) Трижды громкий клич прокликали
Ни один боец и не тронулся,

Лишь стоят да друг друга подталкивают. (М. Лермонтов)

7. В этом бессоюзном сложном предложении второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении; следует поставить тире :

I а) На улице ветер все качается, гремит. (В. Распутин)

б) Выбрались на поляну и решили отдохнуть дальше при свете двигаться было опасно. (А. Гайдар)

в) Мелкий дождик сеет с утра выйти невозможно. (И. Тургенев)

г) Деревья словно плакали с ветвей на землю все время падали крупные капли. (В. Арсеньев)

II а) Стоит замереть труду у человека начнет замирать жизнь. (Г. Красин)

б) Летом лес не затихает ни на минуту поют птицы, шелестит листва, потрескивает хворост под чьими-то ногами. (Ю. Дмитриев)

в) Стоит углубиться в лес шум исчезает. (Ю. Дмитриев)

г) Еще несколько тысячелетий назад человек оценил удивительное свойство древесины лиственницы она никогда не гниет — ни на воздухе, ни в земле, ни в воде. (Ю..Дмитриев)

8. В этом бессоюзном сложном предложении первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во втором предложении, следует поставить тире :

I а) Помнишь час последнего свиданья?

Безотраден сумрак ночи был;

Ты ждала, ты жаждала признанья

Я молчал тебя я не любил. (А. Фет)

б) Но нахмурится ночь разгорится костер. (А. Фет)

в) Вчерашний вечер помню живо
Синели глубью небеса,

Лист трепетал, красноречиво

Глядели звезды нам в глаза. (А. Фет)

г) Рванул ветер ель стряхнула с себя шапки снега. (Е. Пермитин)

II а) Я проснулся на дворе уже было темно. (М. Лермонтов)

б) Я резко отниму от глаз ладони
И вдруг увижу смирно на лугу

Траву жуют стреноженные кони. (П. Рубцов)

в) Ты с рассказом к нему веселым

Он без звука к себе на печь. (Н. Рубцов)

г) Принесешь деньги шкатулка твоя. (П. Бажов)

9. В этом бессоюзном сложном предложении следует поставить двоеточие :

I а) Я вижу верный пес у ног твоих лежит. (А. Фет)
б) Вдруг слышим во все горло кричат чибисы.(М. Пришвин)

в) Буря прекратилась отряд двинулся дальше. )

г) Давно наступили сумерки она все еще сидела в гостиной. (С. Аксаков)

II а) Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение рощи оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки. (П. Карамзин)

б) Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная вся ряска к зиме опустилась на дно. (К. Паустовский)

в) Я доверяю любящим они великодушны. (/С Паустовский)

г) Зацветут заливные луга не надышишься.

10. В этом бессоюзном сложном предложении следует поставить тире :

I а) Солнце быстрое встает будет день горячий. (А. Твардовский)

б) Я оторвался от России почти на два года. Но не жалею об этом я многое за это время узнал. (К. Паустовский)

в) Махнет птица раз станет светлым-светло. (В. Даль)
г) Земля кругла на ней не скроешь тайны. (М. Дудин)

II а) Я верю мы во что бы то ни стало в конце концов увидимся. (К. Симонов)

б) Ласточка день начинает соловей кончает. (П. Сладкое)

в) Очень советую побывайте в заповеднике. (П. Сладкое)

г) Уже исчезла нагота полей их сплошь покрыли разнообразно богатые всходы хлебов. (И. Бунин)

11. Это предложение соответствует схеме [ ]: [ ]:

I а) Чуть трамвай притормозит

Пассажир вперед скользит. (К. Завойский)

б) Я не жалею о былом

Оно меня не усладило. (М. Лермонтов)

в) Царь недолго собирался

В тот же вечер обвенчался. (А. Пушкин)

г) Проходит день, неделя, месяц, год

Бедняк мой потерял давно в червонцах счет. (И. Крылов)

II a) Мы его предупреждали
Он советом пренебрег. (Б. Окуджава)

б) Чуть трамвай прибавит ход

Пассажир назад ползет. (К. Завойский)

в) Миг вожделенный настал

Окончен мой труд многолетний. (А. Пушкин)

г) Заранее предупреждаю удобств по пути не будет. (А. Чехов)

12. B этом сложном бессоюзном предложении знаки препинания поставлены правильно:

б) Идешь по тундре, наступишь на кочку такой поднимается визг, писк, даже подчас вздрогнешь. (И. Соколов-Микитов)

в) У северных охотников есть такая примета если в тундре много пеструшек — будет зимою большая охота. (И. Соколов- Микитов)

г) Глинистая дорога разбухла: приходилось жаться к мокрым кустам. (Ф. Абрамов)

II а) Наташа не узнавала звезд: созвездия запутались в ветвях деревьев и потеряли знакомые очертания. (К. Паустовский)

б) Но опасно было оставлять матроса одного, так как было воскресенье: на берег наверно понаедет множество народа из города. (В. Катаев)

в) Сказала что-то я: он начал хохотать. (А. Грибоедов)

г) Я встал: накинул башлык, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты; навстречу мне слепой мальчик. (М. Лермонтов)

  1. I. а, б. 2 . I. б, г. 3. I. б, в. 4. I. б, в. 5. I. а, б, в . 6. I. б, в.

II. а, б, в II. в. II. а, б, в. II. б, в, г. II. а, б. II. б, г.

7. I. а, в. 8 . I. б, г. 9. I. а, б. 10. I. а, в, г. 11. I. б, в . 12. I. а, г.

II. а, в. II. а, в, г. II. а, б, в. II. б. II. в, г. II. а.

Предварительный просмотр:

А.С.Пушкин. Капитанская дочка.

Время ненадёжно: ветер слегка подымается; вишь, как он сметает порошу.

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч.

Необыкновенная картина мне представилась : за столом, накрытым скатертью и установленным штофами и стаканами, Пугачев и человек десять казацких старшин сидели, в шапках и цветных рубашках, разгорячённые вином, с красными рожами и блистающими глазами.

Эта девушка не племянница здешнего попа: она дочь Ивана Миронова, который казнен при взятии здешней крепости.

Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно: ничто на свете не может нас разлучить.

Я, честный офицер, не захочу тебя обманывать: поверь же ты мне, что женитьба - блажь.

Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровию стольких невинных жертв, и о его казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле.

Отец мой потупил голову: всякое слово, напоминающее мнимое преступление сына, было ему тягостно и казалось горьким упреком. Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец, сопровождаемая советами и благословениями Анны Власьевны.

Л.Н.Толстой. Война и мир.

Из залы вели две двери: одна прямо в бывшую гостиную, другая направо в кабинет.

Но она даже не была благодарна ему за его нежность: ничто хорошее со стороны Пьера не казалось ей усилием.

Да и не время рассуждать, а нужно действовать: война в России.

Не тужи дружок: час терпеть, а век жить.

Всё узнал, ваше сиятельство: ростовские стоят на площади, в доме купца Бронникова.

Наташа остановилась: нельзя было говорить.

Наташа не интересовалась тем, что говорил доктор: она видела эти страшные, более для нее несомненные, нравственные признаки.

Не умели утром взять живьем Мюрата и прийти вовремя на место: теперь нечего делать!

Тарутинское сражение, очевидно, не достигло той цели, которую имел в виду Толь: по порядку ввести по диспозиции в дело войска, и той, которую мог иметь граф Орлов: взять в плен Мюрата.

Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы Москве на всю армию.

С минуту она колебалась: говорить или не говорить?

Гость никаким образом не был отпускаем того же дня: он должен был непременно переночевать.

На улице он сразу понял, что упирался зря: в такую погоду прогуляться по городу – одно удовольствие.

День начинался совсем не плохо: морозные звезды в окне, черные антенны-планёры на больших домах.

Случилась вещь вообще небывалая: уже два вечера подряд он моет посуду.

Умом Россию не понять

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать-

В Россию можно только верить.(Ф.И.Тютчев).

Чичиков оглянулся: на столе стояли уже грибки, пирожки, шанишки…(Н.В.Гоголь)

Больше ему подарить Гриневу было — нечего.

Что это все? Как все это называется? Любовь. Но, слава Богу, на этот раз любовь была не к недостойному. Ибо и дворянский сын Гринев Пугачева — любил. Любил — сначала дворянской благодарностью, чувством не менее сильным в дворянине, чем дворянская честь. Любил сначала благодаря, а потом уже вопреки: всей обратностью своего рождения, воспитания, среды, судьбы, дороги, планиды, сути. С первой минуты сна, когда страшный мужик, нарубив полную избу тел, ласково стал его кликать:

Между Пугачевым и Гриневым — любовный заговор. Пугачев, на людях, постоянно Гриневу подмигивает: ты, мол, знаешь. И я, мол, знаю. Мы оба знаем. Что? В мире вещественном бедное слово: тулуп, в мире существенном — другое бедное слово: любовь.

Вот его, Гринева, собственные, Пугачеву, слова на прощание:

Но вот другое, Гринева, высказывание:

Но не только те чудные обстоятельства, не только благодарность, не только влечение к своему обратному — все это еще не дает и не создает любви.

есть одно слово, которое Пушкин за всю повесть ни разу не назвал и которое одно объясняет — все.

С явлением на сцену Пугачева на наших глазах совершается превращение Гринева в Пушкина: вытеснение образа дворянского недоросля образом самого Пушкина. Митрофан на наших глазах превращается в Пушкина. Но помимо разницы сущности не забудем возраст Гринева: разве может так судить и действовать шестнадцатилетний, впервые ступивший из дому и еще вчера лизавший пенки рядовой дворянский недоросль? Так (как шестнадцатилетний Гринев в этой повести) навряд ли бы мог судить и действовать шестнадцатилетний Пушкин. Ибо есть вещь, которая и гению не дается отродясь (и, может быть, гению — меньше всего) — опыт. Шестнадцатилетний Гринев судит и действует, как тридцатишестилетний Пушкин. Дав вначале тип, Пушкин в молниеносной постепенности дает нам личность, исключение, себя.

Можно без всякого преувеличения сказать: Пушкин начал с Митрофана и кончил — собою. Он так занят Пугачевым и собой, что даже забывает post factum постарить Гринева, и получается, что Гринев на два года моложе своей Маши, которой — восемнадцать лет! Между Гриневым — дома и Гриневым — на военном совете — три месяца времени, а на самом деле, по крайней мере, десять лет роста. Объяснить этот рост появлением в жизни Гринева этой самой Маши — наивность: любовь мужей обращает в детей, но никак уж не детей в мужей. Пушкинскому Гриневу еще до полного физического роста четыре года расти и вырастать из своих мундиров! Пушкин забыл, что Гринев — ребенок. Пушкин вообще забыл Гринева, помня только одно: Пугачева и свою к нему любовь.

He я здесь создает автобиографичность, а сущность этого я. Не думал Пушкин, начиная повесть с условного, заемного я, что скоро это я станет действительно я, им, плотью его и кровью.

И, поняв, что Гринев — Пушкин: как Пушкину было не зачароваться Пугачевым, ему, сказавшему и возгласившему:

И бездны мрачной на краю,

И в разъяренном океане,

Средь грозных волн и бурной тьмы,

И в аравийском урагане,

И в дуновении Чумы!

есть явление, все эти явления дающее разом. Оно называется — мятеж, в котором насчитаем еще и метель, и ледоход, и землетрясение, и пожар, и столько еще, не перечисленного Пушкиным! и заключенное им в двоекратном:

Все, все, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Бессмертья, может быть, залог!

И счастлив тот, кто средь волненья

Их обретать и ведать мог.

Этого счастья Пушкину не было дано. Декабрьский бунт бледнеет перед заревом Пугачева. Сенатская площадь — порядок и во имя порядка, тогда как Пушкин говорит о гибели ради гибели и ее блаженстве.

встреча Гринева с Пугачевым — в метель, за столом, под виселицей, на лобном месте — мечтанная встреча самого Пушкина с Самозванцем.

Только — вопрос: устоял ли бы Пушкин, тем дворянским сыном будучи, как устоял дворянский сын Гринев, Пушкиным будучи, перед чарой Пугачева? Не сорвалось ли бы с его уст:

Вернемся — к чаре.

Эту чару я, шестилетний ребенок, наравне с шестнадцатилетним Гриневым, наравне с тридцатишестилетним Пушкиным — здесь уместно сказать: любви все возрасты покорны — сразу почувствовала, под нее целиком подпала, впала в нее, как в столбняк.

Полюбить того, кто на твоих глазах убил отца, а затем и мать твоей любимой, оставляя ее круглой сиротой и этим предоставляя первому встречному, такого любить — никакая благодарность не заставит. А чара — и не то заставит, заставит и полюбить того, кто на твоих глазах зарубил самое любимую девушку. Чара, как древле богинин облак любимца от глаз врагов, скроет от тебя все злодейство врага, все его вражество, оставляя только одно: твою к нему любовь.

И главное (она дана) в его магической внешности, в которую сразу влюбился Пушкин.

Чара — в его черных глазах и черной бороде, чара в его усмешке, чара — в его опасной ласковости, чара — в его напускной важности…

Пушкин Пугачева часто дает… немножко смешным: например, Пугачев, не умеющий разобрать писаной руки.

Здесь ясна вся разница для поэта между врагом внешним и врагом внутренним. Швабрин — олицетворенная низость, — его внутренний враг, Пугачев — его враг исторический, фактический, его внешний враг, его вовсе не враг, его друг, которого по долгу службы нужно убить, но нельзя не любить.

Как аттический солдат,

В своего врага влюбленный…

Сказано о солдате, но этого далекого солдата (Ахилла) создал — поэт.

Но есть еще одно, кроме чары, физической чары над Пушкиным — Пугачева: страсть всякого поэта к мятежу, к мятежу, олицетворенному одним. К мятежу одной

Сначала родители Петра Гринева выступают против того, чтобы сын женился на бедной капитанской дочке Маше Мироновой. Но, узнав лично добрую и милую Машу, Гриневы искренне привязываются к ней и дают согласие на брак: "Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить. " (глава XIV)
". матушка только того и желала, чтоб ее Петруша женился на милой капитанской дочке. " (глава XIV)

В ходе Пугачевского бунта Петр Гринев попадает в тюрьму за приятельские отношения с разбойником Пугачевым. Молодому человеку грозит смертная казнь или ссылка. Маша чувствует себя виноватой в этой ситуации, т. к. Гринев "дружил" с Пугачевым ради того, чтобы защитить ее саму: "Марья Ивановна мучилась более всех. Будучи уверена, что я мог оправдаться, когда бы только захотел, она догадывалась об истине и почитала себя виновницею моего несчастия. Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы меня спасти." (Гринев о Маше, гл. XIV)
Маша решает просить помилования Екатерины II и для этого отправляется в далекий путь с Урала в Петербург. Для девушки ее возраста и положения такое путешествие является очень храбрым поступком.

В Петербурге Маша случайно встречает в парке саму императрицу Екатерину II, но принимает ее за придворную даму. В надежде на помощь Маша рассказывает незнакомке историю о том, что ее возлюбленный Петр Гринев не является предателем родины и что он был дружен с Пугачевым для того, чтобы спасти Машу от гибели: "Я приехала просить милости, а не правосудия."
(Маша рассказывает императрице свою историю, глава XIV)

Екатерина II лично пишет письмо к отцу Гринева, в котором оправдывает его сына Петра Гринева и хвалит капитанскую дочку Машу Миронову за ее ум и сердце: "В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо Екатерины II за стеклом и в рамке. Оно писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова." (глава XIV)
"Вскоре потом Петр Андреевич женился на Марье Ивановне. Потомство их благоденствует в Симбирской губернии. " (глава XIV)

Цели урока: постигать смысл всей повести через ее фрагмент, учить выделять главную информацию; показать роль литературы в решении жизненных вопросов; воспитывать такие качества характера, как честь, порядочность, благородство; обогатить эмоциональную сферу обучающихся, воспитывать бережное отношение к слову художественного произведения.

Задачи, которые ставит учитель к каждому этапу урока, шаг за шагом приведут к достижению цели.

Методы (проблемный, репродуктивный, иллюстративный) и приемы, использованные на уроке, помогут формированию у обучающихся коммуникативной, информационной, кооперативной компетенций, а также компетенции решения проблем.

Учебник: В.Я.Коровина и др. Литература. 8 класс. М.: Просвещение, 2012.

Оборудование: компьютер, экран, “Словарь русского языка” С.И.Ожегова.

Подготовка к восприятию художественного произведения. Мотивация к учебной деятельности

    мотивировать активность обучающихся на уроке с помощью проблемного вопроса, решения ситуативной задачи на жизненном материале;
  • формировать умение работы со словарем.

Аналитическая беседа. (Слайд 2)

Ребята, представьте такую ситуацию: подросток скрыл от своего друга, что один из их одноклассников плохо отзывался о нем.

Вопрос: можно ли назвать такой поступок благородным, а подростка, который скрыл правду, назвать честным, порядочным? Объясните почему.

(Ребята высказывают разные точки зрения.)

- А что значит, по-вашему, быть честным, порядочным, благородным?

Работа со словарем.

- Где мы можем всегда, когда в чем-то сомневаемся, найти ответ на вопрос или нужную информацию? (В словаре.)

- А какой словарь нам поможет в данном случае? (Толковый словарь.) Назовите самый популярный толковый словарь русского языка. (Толковый словарь Ожегова, Шведовой.)

- Кто желает нам найти и зачитать словарные статьи? (Зачитываются словарные статьи и выводятся на экран (слайд 3) определения слов “честь”, “порядочность”, “благородство”.)

Честь – 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. 2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. 3. Целомудрие, непорочность. 4. Почет, уважение.

Порядочность – честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам.

Благородство – высокая нравственность, самоотверженность и честность.

- Во всех трех определениях есть слово–синоним “честность”, то есть для всех трех слов слово “честность” является синонимом. А как же быть с ложью во благо? Об этом словарь не говорит, но расскажет художественное произведение. В жизни быстрее запоминаются не сухие определения из словарей, а образные, литературные примеры. (Слайд 1) Сегодня мы продолжим знакомство с повестью А.С.Пушкина “Капитанская дочка”. В центре нашего внимания – глава 12, которая называется “Сирота”. Мы анализируем эпизод.

- Как вы понимаете смысл высказывания: “Анализ эпизода – это путь постижения смысла целого произведения через его фрагмент”?

Ваша задача: записать в тетрадь тезисы основной части урока, посвященной собственно анализу эпизода. Эти тезисы помогут вам выполнить домашнее задание – написать сочинение. А ответить на вопрос, заданный в начале урока, мы попытаемся после работы с шедевром Пушкина. Я уверена, мы найдем в тексте все ответы.

- Как вы считаете, зачем нам необходимо умение углубленного чтения, где это умение может нам пригодиться в жизни?

(Ребята должны прийти к выводу, что умение вчитываться в текст, понимать язык текстов разных жанров, чувствовать иронию, сарказм, понимать подтекст – все это пригодится и в обыденной жизни, и в профессии любого образованного человека. Приводят примеры.)

Чтение и изучение художественного произведения

Задачи: формировать умения:

1) составлять цитатный план;

2) лингво-стилистического анализа текста;

3) сравнительного анализа персонажей; развивать логическое мышление, монологическую и диалогическую речь, память, способность к эмпатии, обогатить эмоциональную сферу обучающихся.

Аналитическая беседа с опорой на текст. (Слайд 4)

- Какую часть произведения занимает эпизод?

- Определяем тип речи. (Повествование.) Вспомним схему построения повествовательных текстов (завязка – кульминация – развязка).

- Сжато перескажите предложенный эпизод. Выделяем завязку (Пугачев приказывает Швабрину отвести его и Гринева к Марье Ивановне), кульминацию (освобождение Маши, раскрытие обмана), развязку (Машу Миронову и Гринева Пугачев отпускает, они вместе покидают Белогорскую крепость).

Работа с иллюстрациями, фотографиями.

- Какой момент эпизода изображен на иллюстрациях? Какая иллюстрация вызывает у вас наиболее сильные эмоции? Почему?

- Ребята, как вы считаете, кто из наших артистов смог бы сыграть роли П.Гринева и М.Мироновой? Почему?

- Совпадает ли ваше восприятие образов Петра Гринева и Маши Мироновой с изображенными на фотографиях образами. Почему? Узнали актеров?

- Выясним, каково построение самого эпизода. Выделяем вступление, заключение, основную часть, которую делим на части, и составляем план эпизода.

Составление цитатного плана эпизода. (Слайд 8)

1. Вступление. “Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома”.

  • “Какую девушку держишь ты у себя под караулом. ”
  • “Я взглянул и обмер.”
  • “Я никогда не буду его женою!”
  • “Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь”.
  • “. но и Гринев вас обманывает”.
  • “Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай.”
  • Попадья “рассказала мне. ”
  • “Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно. ”
  • “Мы расстались дружески”.

2. Заключение. “Мы. навек оставили Белогорскую крепость”.

- Какие сюжетные линии развиваются в данном эпизоде? (Гринев – Маша; Гринев – Пугачев; Гринев – Швабрин.)

- Какая сюжетная линия является главной в эпизоде? (Гринев – Маша .)

- Какую роль в судьбе Гринева этот эпизод играет? Что изменили события эпизода в жизни героя? ( Именно после показанных в эпизоде событий Гринев приобретает коварного врага, который впоследствии изменяет судьбу героя.)

- Если проследить развитие сюжетной линии Гринев - Маша на протяжении всего произведения, то какова роль данного эпизода в сюжете всего произведения? (Данный эпизод является кульминацией, так как после этого события жизнь Гринева и Маши меняется.)

- От чьего лица ведется повествование? (От лица Петра Гринева, на склоне лет вспоминающего о своей молодости.)

- Кто перед нами: рассказчик или повествователь? (Повествователь, так как Гринев очень близок автору и по социальному положению, и по своим взглядам на жизнь.)

- Таким образом, через восприятие Гриневым персонажей мы можем судить об отношении к ним автора?

Лингво-стилистический анализ. (Слайды 10, 11)

- Каким мы видим Пугачева в данном эпизоде? Какими словами и выражениями характеризуется Пугачев? Каково авторское отношение к Пугачеву? Как вы можете доказать противоречивое отношение автора к предводителю восстания? Как вы думаете, какие мысли пронеслись в голове Гринева, что он почувствовал, когда увидел Пугачева на диване, “на котором, бывало, дремал Иван Кузмич. ”? Почему у Гринева “сердце заныло”, когда он вошел в знакомый дом?

(Уже в 1-м абзаце эпизода Пугачев назван самозванцем: “Швабрин встретил самозванца на крыльце”.

“Изменник помог Пугачеву вылезть из кибитки. ” Разговорное слово “вылезть” подчеркивает низкое происхождение Пугачева. Гринев не признает Пугачева государем, называет его “беглый казак”.

“Сердце мое заныло”, потому что вспомнились прежние обитатели дома, их судьба. Здесь: Пугачев – злодей, убийца.

“Скажи мне, голубушка, за что твой муж тебя наказывает. ” Здесь проявляется великодушие Пугачева.

“Казалось, суровая душа Пугачева была тронута”.

Ребята делают вывод, что отношение автора к Пугачеву противоречивое.)

- Почему Пугачев простил Гриневу его обман? Какие аргументы в свое оправдание привел Гринев? (“Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести”.

Ребята делают вывод, что честь и совесть – основные принципы жизни Пугачева и Гринева, поэтому они понимают друг друга.

“Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай”. Принципиальность, верность своему слову, ответ благородства на благородство.)

- Найдите цитату: “ Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня”. Почему у Гринева возникло “сильное сочувствие” к Пугачеву? ( Гринев понимал, что грозит Пугачеву в конечном итоге, и ему было по-человечески жаль этого человека.)

- Какими словами и выражениями характеризуется Швабрин? Каково авторское отношение к этому персонажу? (“Изменник помог Пугачеву вылезть из кибитки. В подлых выражениях изъявляя свою радость и усердие”. Здесь открыто говорится, что перед нами подлый человек, изменник.

“Увидя меня, он смутился”. Значит, совесть не чиста, чувствует вину за собой.

“Он трусил перед ним”. Преклонение перед вышестоящими.

“Швабрин упал на колени. В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака. Пугачев смягчился”. Причастие “валяющегося” по стилистической окраске разговорное. Оно подчеркивает, что человек здесь подобен ненужной вещи. Гринев не признает Пугачева государем.

“Швабрин скрылся”. Глагол “скрылся” здесь неслучаен. Не исчез, не ушел, а именно скрылся, чтобы объявиться снова.

“Лицо его изображало мрачную злобу”. Злоба не открытая, а скрытая, предвещающая что-то плохое (мрачная – мрак, тьма).

“Я не хотел торжествовать над униженным врагом. ” Враг, униженный перед твоими глазами, всегда для тебя опасен. Это подтверждает дальнейшее развитие сюжета.)

- Почему Пугачев так жестоко наказывает за обман Швабрина и не наказывает за обман же Гринева? (Важны мотивы поступков. Гринев обманул из благородных побуждений, а Швабрин – из-за трусости, желая скрыть подлый поступок.)

Аналитическая беседа с опорой на текст. (Слайд 12)

  • во взаимоотношениях с Машей;
  • во взаимоотношениях с Пугачевым;
  • во взаимоотношениях со Швабриным?

(Преданность, беззаветная любовь, уважение; правдивость и твердость в убеждениях, честь и совесть превыше всего. Желание Гринева “вырвать Пугачева из среды злодеев” характеризует его как человека, который ценит в других умение отвечать за свои дела, слова, который живет по высокоморальным жизненным принципам. Презрение к Швабрину характеризует Гринева как человека, презирающего лицемерие, предательство, насилие, низкопоклонство.)

- Почему глава названа А.С.Пушкиным “ Сирота”. Что выражает, отражает заголовок?

(Маша Миронова оказалась абсолютно беззащитной, ее судьба зависела полностью от других людей. События данного эпизода для этой героини являлись судьбоносными. Глава названа по имени героини, причем в имени отражен социальный статус: девушка-сирота – беззащитность.)

- Какова тема эпизода? Придумайте заголовок, отражающий тему.

(“Освобождение Маши Мироновой”.)

- Какова основная проблема эпизода? (Проблема благородства и подлости, чести и бесчестия.)

- Какова идея эпизода? Обратите внимание на эпиграф, в котором как раз отражается идея главы. (Подлые люди приносят много горя, но настоящие чувства, порядочность, желание уберечь близкого человека от страданий помогут перенести все трудности. Важно, чтобы порядочных людей на твоем пути встречалось как можно больше.)

Синтез. Рефлексия

Задачи: формировать умение аргументировать высказывание, составлять тезисы; развивать умение осознания результатов урока для себя лично.

- Итак, вернемся к началу урока, вспомним ту жизненную ситуацию, которую я вам обрисовала, ответим на волнующий нас вопрос. Как текст художественного произведения нам помог в решении этой проблемы? (Слайд 13)

(Ребята вспоминают, что ситуация обмана возникала и в эпизоде: Гринев и Швабрин обманули Пугачева. Приходим к выводу, что многое зависит от мотивации поступка. С этой позиции рассматривается заданная в начале урока ситуация. Ребята придумывают мотивы, делают выводы.)

- А сейчас мы посмотрим, какие тезисы к нашему уроку вам удалось составить.

(Ребята зачитывают свои тезисы, затем на слайде появляются готовые. Ребята сравнивают, дополняют свои записи.)

  • Преамбула. Анализ эпизода – путь к постижению замысла автора.
  • Эпизод “Сирота” входит в основную часть произведения, это 12 глава.
  • Завязка эпизода: Пугачев приказывает Швабрину отвести его и Гринева к Марье Ивановне.
  • Кульминация эпизода: освобождение Маши, раскрытие обмана.
  • Концовка эпизода: Петр Гринев и Маша Миронова вместе покидают Белогорскую крепость.
  • В данном эпизоде развиваются три сюжетные линии: Гринев - Маша; Гринев - Пугачев; Гринев – Швабрин.
  • Главная сюжетная линия эпизода, как и всего произведения, – Гринев-Маша.
  • Данный эпизод является кульминацией всего произведения, так как события меняют судьбу героев.
  • Гринев – повествователь, выразитель авторского отношения к персонажам.
  • Честь, совесть – основные принципы жизни Гринева и Пугачева.
  • Гринев и Швабрин – герои-антиподы.
  • Авторское отношение к героям через лингвистический анализ.
  • Обман Гринева и обман Швабрина: почему Пугачев прощает одного и наказывает другого.
  • Заключительный тезис. Анализ данного эпизода помог нам разобраться в таких понятиях, как честь, порядочность, благородство, помог понять авторское отношение к событиям и героям.

- Эти тезисы помогут вам написать сочинение – анализ эпизода. А в жизни зачем нам необходимо это умение?

(Ребята должны прийти к выводу, что умение составлять тезисы – это умение отбирать главную информацию и грамотно ее записывать. Это умение необходимо в жизни.)

- А чем тезисы отличаются от плана?

(Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.)

- Что нового вы сегодня узнали на уроке? Какие умения развивали? Какие отрабатывали навыки?

Домашнее задание

Задача: актуализировать знания, полученные на уроке; развивать умение составлять вопросы к тексту, письменную речь.

Написать сочинение “Анализ эпизода “ Сирота”. (По повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”)”. Используй тезисы с урока!

Написать сочинение-рассуждение “Что такое честь, порядочность, благородство?” на материале повести “Капитанская дочка”, то есть аргументы приводим из указанной повести. Готовимся к ЕГЭ (проблема – аргументы)!

Дочитать повесть до конца, составить ряд “толстых” вопросов, касающихся идеи и проблематики 13 и 14 глав.

▪ Фамилия, имя, отчество автора: Жигарева Ольга Николаевна – преподаватель русск

№ слайда 1

Русская литература – на уроке русского языка… Русский язык — один из богатейших

№ слайда 2

Русская литература – на уроке русского языка… Русский язык — один из богатейших языков мира. Русский язык сохранился и в дальнейшем развивался благодаря М.В. Ломоносову, Н.М. Карамзину, И.С. Тургеневу, Ф.М. Достоевскому, А.С. Пушкину… 1

«Патриотизм – это стремление сделать так, чтобы страна, в которой ты родился, в

№ слайда 5

▪ систематизация и обобщение сведений о синтаксическом строе бессоюзных сложных

№ слайда 6

Разлитый Ольгиной рукою, По чашкам темною струею Уже душистый чай бежал, И сливк

№ слайда 7

Смеркалось; на столе, блистая, шипел вечерний самовар, китайский чайник нагревая

№ слайда 8

Смеркалось; на столе, блистая, шипел вечерний самовар, китайский чайник нагревая, над ним клубился легкий пар. А.С. Пушкин Предложение сложное: состоит из трех грамматических основ. Простые предложения, входящие в состав: Смеркалось: односоставное (обобщенное), нераспространенное, неосложненное; шипел самовар: двусоставное предложение, осложненное обособленным обстоятельством, выраженным одиночным деепричастием. клубился пар: двусоставное предложение, осложненное обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. 7 Синтаксический разбор предложения по структуре.

особый вид сложного предложения… Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер д

№ слайда 10

ИК «Двоеточие 14 Знаки препинания Случаи употребления Примеры : в)второе предлож

№ слайда 15

ИК «Двоеточие 14 Знаки препинания Случаи употребления Примеры : в)второе предложение дополняет первое: Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. И.С. Тургенев 2) …………………………. Тургенев Иван Сергеевич 1818 - 1883

помогает решать пунктуационные задачи: находить места для знаков препинания и вы

№ слайда 19

помогает решать пунктуационные задачи: находить места для знаков препинания и выбирать из возможных необходимый вариант Казнить нельзя помиловать… Задание: замените союзные конструкции бессоюзными. 18 Переконструирование предложений

1. Одно знаю точно, что нельзя терять память об истоках культуры родного народа.

№ слайда 20

1. Одно знаю точно, что нельзя терять память об истоках культуры родного народа. 2. В это время распускалась черёмуха, и кусты дикой смородины над самой водой позеленели. 3. Посмотрит, словно рублем подарит. 4. Исчезнет воображение, и человек перестанет быть человеком. 5. Запомните, что ни один злой человек не бывает счастлив. 19 Осложненное списывание: переконструирование предложений

Паустовский К. Г. 1892-1968 К.Г. Паустовский на фронте 1915 год Если исчезнет во

№ слайда 21

1. Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно: ничто на свете не может нас р

№ слайда 22

Русские классики о русской орфографии… А.С. Пушкин «Прекрасный наш язык, под пер

№ слайда 23

По следам выполненных упражнений: Задание: распределите слова по столбикам, вста

№ слайда 24

По следам выполненных упражнений: Задание: распределите слова по столбикам, вставляя в них пропущенные буквы. Вл…чение, прик…снуться, ч…совня, бл…стает, г…ризонт, уг…ждать, инц…де′нт, обог…щение, р…п…ртаж, гр…дущий, на ск…ку, соч…тание, р…внялись, ун…жаться, отн…мите, нагр…жденный, с…блазнительный. 23 Правописаниепроверяемыхбезударныхгласных Правописаниенепроверяемыхбезударныхгласных Правописаниечередующихсябезударныхгласных

Инциде′нт - происшествие, недоразумение, столкновение. Забавный инцидент произош

№ слайда 25

Инциде′нт - происшествие, недоразумение, столкновение. Забавный инцидент произошел на дороге … Репортаж – жанр в периодической печати, на радио и телевидении… Телевизионный репортаж Справочный материал: 24

Домашнее задание: Выпишите из произведений отечественных и зарубежных классиков

№ слайда 26

Домашнее задание: Выпишите из произведений отечественных и зарубежных классиков бессоюзные сложные предложения. 25

 Основные источники: 1. Греков В.Ф. Русский язык. 10-11классы: учеб. для общеоб

№ слайда 27

Читайте также: