Чтобы я посоветовал обломову сочинение

Обновлено: 15.07.2024

Что же надо Илье Ильичу Обломову?

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

И.С. Гончаров - писатель второй половины 19 века. Свой роман автор написал в 1859 году и опубликовал в журнале "Отечественные записки", по своим взглядам принадлежал к умеренно - либеральным сотрудникам "современника". В "Обломове" Гончаров показывает кризис и распад старой крепостнической Руси. Добролюбов говорил, что Илья Ильич символизирует лень, бездействие и застой всей крепостнической системы отношений. Он - последний в ряду "лишних людей" - Онегиных, Печориных, Чацких и других. Добролюбов считал, что в Илье Ильиче типичный комплекс "лишнего человека" доведен до парадокса. Жизнь Обломова ограничена пределами одной комнаты, где лежит и спит герой. Автор угадывает в предметах домашнего быта, окружающих Обломова, характер их хозяина. На всех вещах следы запустения, валяется прошлогодняя газета, на зеркалах и креслах лежит толстый слой пыли. Внутреннее состояние Ильи Ильича угадано даже через его туфли, мягкие и широкие. Когда хозяин, не глядя, спуская с постели ноги на пол, он непременно попадал прямо в них. А халат у него особенный, восточный, "без малейшего намека на Европу". Он как послушный раб повинуется малейшему движению тела Обломова.

Обломов вообще не видит ни в бюрократической, ни в литературной карьере поприща, отвечающего высшему назначению человека, одни м словом, ему ничего неинтересно и все безразлично. Илью Ильича вполне устраивает свое лежание на диване, его лень уже дошла до такой степени, что он затрудняется встать с лежанки.

Читая роман Гончарова, мы видим в героях свое собственное отражение, люди как бы сочетают их качества. Отвечая на вопрос, нужны ли Обломовы России, надо отметить, что Обломов безобидный, добрый человек с одной стороны, а с другой - опасный для общества. Можно на минутку представить, чтобы случилось, если бы Обломовы управляли в России. Все люди стали бы мнимыми и бездельными, целыми днями лежали бы на диване и не могли подняться с него. За такой жизненной ситуацией следует распад, а потом и гибель человечества. Поэтому, чем меньше Обломовых, тем лучше для других: талантливых, инициативных, стремящиеся к успеху людей.

А что касается таких людей, как Андрей Штольц, то они безусловно добиваются блестящей карьеры, обладают умом и расчетливостью, но их окружающие никогда не получают нужной любви, ласки, все, что штольцы делают, то только в свою пользу. А если найти золотую середину между Штольцем и Обломовым, соединить "ленивую доброту" с холодной расчетливостью, может и получиться человек достойный нашей страны.

Без сомнений, самым интересным образом романа является образ Обломова. Кто он? "Барин", - без капли сомнения говорит Захар. Барин? Да. Но какой?
С первых же страниц мы видим портрет Ильи Ильича, нарисованный самим автором. Первое впечатление нельзя назвать отталкивающим, оно скорее удивляет, особенно слова о том, что "…лежание у Ильи Ильича .. было нормальным состоянием", и это-то у человека "лет тридцати двух-трех от роду", в самом расцвете сил! На фоне Штольца, Тараньтьева, Волкова он выглядит по меньшей мере странно. Но это только на первый, поверхностный взгляд. Обломов постепенно поднимается в наших глазах от своего дивана до высот Олимпа по мере того, как мы подходим к концу романа. Он предстает абсолютно другим человеком, гораздо более возвышенным, чем в самом начале. Так кто он на самом деле? Чем же он живет?

… Уже много лет Илья Ильич обитает в грязной квартире на Гороховой улице - он живет… Уже много лет ходит в халате и широких туфлях - он живет. Уже много лет видит свет через грязное стекло - он живет! Значит, все это - просторная одежда, диван, пыль - и есть его идеал? Внешне да. Но, на мой взгляд, гораздо важнее человек как личность, человек "изнутри". Да и сам он признается в этом : "Человека, человека давайте мне!"

Он любит людей, но далеко не всех тех, кто обращается в высшем свете. Разве, с точки зрения лежащего философа, это люди? Разве это жизнь? "Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится", - говорит он.

Если ко всему этому добавить еще и мягкость, отличающую Илью Ильича, то перед нами предстает идеал нравственного мира человека. Людям с такими убеждениями надо управлять государствами, претворять в жизнь реформы, а не лежать на диванах. Но Обломов поступил прямо противоположным способом, потому что в нем нет сил для того, чтобы осуществить то, о чем он думает, мечтает.

Но самое ужасное, на мой взгляд, то, что Илья Ильич сам сознает свою трагедию, сам чувствует, что "… уж не выбраться ему, кажется, из глуши и дичи на прямую тропинку". Нет ничего хуже и тяжелее сознания собственного бессилия.

Учитывая все сказанное, Обломов для меня не просто какой-то образец лени. Он во сто крат лучше всех судьбинских и волковых вместе взятых. Но, по-моему, такую душу ни в коем случае нельзя скрывать под домашним арестом, тем самым гася ее. такую душу надо распахнуть, вынести за свои собственные рамки, чтобы она светилась и сверкала, принося пользу и радость всем окружающим.

Где-то и когда-то в своей жизни Обломов был оттерт от этого пути. Может быть, когда был чрезмерно опекаем в детстве, может быть, когда смалодушничал на службе. Но то положение, которое занимает главный герой в романе, в любом случае лучше положения представителей высшего света.

Наблюдая по рассказам за жизнью и деятельностью других людей, Обломов задает вопрос: "Когда же жить?". И он живет, но живет по-своему, размышляя, но ничего не делая. В этом и заключается, на мой взгляд, сущность того, что Штольц назвал "обломовщиной": человек думает, размышляет, строит величайшие гуманистические планы, но как скоро дело доходит до претворения в жизнь, его одолевает элементарная лень, и он остается пассивен. Илья Ильич живет именно таким образом, и он по - своему счастлив.
Безусловно, кажется странным, что человек, получивший блестящее образование, не может связать в письме двух слов. Но причина кроется все в той же апатичности, заложенной в Обломове с детства. Еще бы! Для человека, считающего за подвиг самостоятельное надевание чулок, написание письма - верх мужества! Если вспомнить, что для Ильи Ильича жизнь и науки всегда шли порознь, а труд и скука были синонимами, то становится ясно, как он оказался на своем диване, в своем халате.
Но все же что-то есть в Обломове, что заставляет того же Штольца ездить к нему после шумных раутов. И это нельзя назвать только связью воспоминаниями детства. Андрея в Илье привлекает, прежде всего, на мой взгляд, его душа, чистая , открытая, сверкающая. Душа, о которой знали помимо Штольца лишь Захар да гораздо больше Ольга.
Обломов вообще отличается от всего высшего общества, к которому он, без сомнения, принадлежит, своим взглядом на него. Он взирает со стороны, тщательно анализируя все происшествия. Он способен делать такие глубокие выводы, что Штольц невольно восклицает: "Ты философ, Илья!" В таком контексте Обломов вовсе не выглядит пропавшим человеком.

Что же надо Илье Ильичу? Да, ему хочется, чтобы во всем мире наступил покой, неторопливость, как уже давно произошло в нем самом. А все то, что происходит вокруг него - "это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку…"

Обломовщина явилась язвой Ильи Ильича, язвой настолько сильной, что ее не смогла уничтожить даже любовь. Как нам ни казалось, что главный герой изменился, любя Ольгу, он вернулся туда, откуда он встал - на свой диван. Почувствовав все напряжение столь необычной для него жизни, столкнувшись с лицемерием великосветских особ, Илья Ильич уже не мог надеяться ни на что, кроме возвращения "к истокам". На его вкус, лучше весь свой век пролежать на боку, готовя новые и новые планы, чем бегать, суетиться, заниматься пустой болтовней.

Итак, сквозь Обломова - лежебоку видно и Обломова - философа. Это обстоятельство, безусловно, поднимает его в наших глазах. Ведь в те времена человеку, по всем статьям относящемуся к высшему обществу, было очень трудно сохранить чистоту, не поддаться общему влиянию.

Чтение романа И.А.Гончарова вызвало во мне самые разные чувства в отношении главного героя.

Я с радостью вижу светлую, искрящуюся душу Обломова, его гуманизм, мягкость, веру в человека. Но я осуждаю и не могу принять его апатию и лень, не дающие широкого применения нравственно сильной натуре, каковой является натура Ильи Ильича.
По всей видимости, вся судьба Обломова - думать, думать и… ничего не делать.
В заключение хотелось бы сказать, что характер и сущность Обломова можно рассматривать как глубоко национальные. Уже много веков мы все думаем, думаем, смотрим по сторонам: "Как там, у них?", но мало что предпринимаем. Остается только надеяться, что мы избежим участи Обломова, этого русского философа-лежебоки, и, хоть и с чистой душой, не умрем где-нибудь на окраине, среди курятников и капусты.

Но, несмотря на лень и бездеятельность Обломова, мы не можем не отметить богатство души главного героя. Он искренне, чистосердечно любит Ольгу, ради нее совершает почти невозможные перемены в своем образе жизни. Он верен Штольцу, он неподдельно радуется за счастье своего друга. Илья Ильич добр к Агафье Матвеевне, он бескорыстно заботится о ее детях. И все эти черты исконно русские, национальные.
И причиной такого образа жизни, миропонимания русских людей считает Добролюбов жестокую крепостническую систему, широко процветавшую в нашем государстве. Слуги тоже настолько приучены выполнять чужую волю, что без своих господ и жить не могут. Так Захар, двойник Обломова, после смерти барина становится нищим и не может найти свое место в жизни.

Даже сейчас, приглядевшись к себе и к окружающим меня людям, я убедилась в том, что в какой-то мере Обломов живет в каждом из нас и, наверное, не умрет никогда.
Но я надеюсь, что не только лень и стремление к покою будут передаваться как национальные черты из поколения к поколению в русских людях. Я надеюсь, что сохранится девственной и чистой, как хрусталь, русская душа, открытая и широкая, как родные просторы.

Читайте также: