Что значит свободный выбор сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Свобода — это самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности) , выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью. Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. Фатализм рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор.

Марксизм дистанцировался как от волюнтаризма, так и от фатализма, хотя в действительности оставался весьма близок к последнему в трактовке свободы, понимая ее как осознанную необходимость. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования.

Абсолютно свободным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. Но главными ограничителями его свободы являются не внешние обстоятельства. Некоторые современные философы утверждают, что человеческая деятельность вообще не может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания. А потому объективные условия существования людей не играют такой большой роли при выборе ими модели действий. Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть лишь права и свободы других людей. Осознание этого самим человеком необходимо. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.

Свобода человека во всех ее проявлениях — основа современных демократических режимов, основная ценность либерализма. Она находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод гражданина в конституциях государств, в международных пактах и декларациях. В современном обществе все явственнее обнаруживается тенденция к расширению свободы человека.

Свобода — это единая ценность всех проживающих народов и во все времена, обладание способностью человека совершать какие либо действия в соответствии со своими увлечениями, нуждами, пристрастиями, замыслами, задачами, планами, действовать во всех важных обстоятельствах на основе своего личного выбора.
Свобода личности — это желание человека реализовать свои таланты и способности. Любой человек тянется к свободе, т. к. желает получить вольность, независимость, самостоятельность, готовность

Каждый день, каждый час, каждую секунду каждый человек делает какой-
то выбор: идти – не идти, делать – не делать, слушать – не слушать,
и так до бесконечности. Вот эти маленькие решения и составляют
дорогу человеческой жизни. И будет ли этот путь прямым, ведущим к
самоуважению и самодостаточности, или же станет виляющей, зыбкой
тропкой к пропасти – зависит от выбора человека и его честности перед
самим собой. Почему честности? Если человек что-то

делает через силу,
не по зову души, а только потому, что так надо, этот с внешней стороны
правильный выбор никогда не приведет его к прямой дороге, только больше
запутает и ускорит “падение”.

Наверное, можно утверждать, что в каждом литературном произведении
есть тема “выбора”, потому как жить человек без этого не может. Выбирать
– это и есть жить. А жить – это и есть выбирать. И никто за человека не
сможет принять окончательное решение, так что свобода выбора есть всегда,
несмотря ни на какие обстоятельства, это то, что у человека нельзя отнять.

Для примера, возьмем “Сотникова”

Василя Быкова. И начнем сразу с конца
пути героев повести. Вот она виселица. Страшная, черная, с болтающимися
пятью петлями, которые вот-вот затянутся на шеях людей. Кто же эти
смертники? Какой неправильный (или правильный?) выбор в своей жизни
сделали они, что такая лютая смерть уже предначертана им бесповоротно?

А казнь ожидала старосту Петра, еврейскую девочку Басю, мать троих детей
Агинью Окунь (Демчиху) и двух партизан Николая Рыбака и Сотникова.

Петр стал старостой лишь только потому, что его попросил об этом
секретарь района. Но, взвалив на себя эту проклятую должность, сам-то Петр
не изменил свое отношение ни к людям, ни к жизни. Каждый его поступок –
это проявление его жизненной позиции. Надо спрятать еврейскую девочку?
Конечно, надо. Нет страха у этого уже пожилого мужчины, его выбор всегда
спокоен, недаром и имя Петр обозначает “скала, камень”, так же спокойно он
принимает и смерть.

И выбор тринадцатилетней девочки Баси, еще совсем ребенка, так же
естественен, как выбор человека: дышать – не дышать. Разве может она
рассказать фашистам о тех людях, у которых ей приходилось скрываться
после того, как всю ее семью расстреляли? Басе даже в голову не приходит
такая мысль. Она уже так настрадалась, что смерть ей кажется избавлением
для себя и облегчением для тех, кому больше не придется ее прятать и
умирать за это. Имя Бася обозначает “благословенная”.

Образ Агиньи, которую все называют Демчихой, это образ простой
деревенской женщины. У нее трое малолетних детей, ее муж воюет где-то
в Красной Армии, а она постоянно в заботах о куске хлеба для семьи. Так
бы и жила она, дожидаясь своего красноармейца и тихо ненавидя немцев,
если бы не забрели к ней двое партизан. Понимала она, что в случае чего
не жить ей, все понимала, но не выгнала – помогла. А когда нагрянули
полицаи, ненависть к ним оказалась намного сильнее страха, даже сильнее
материнского инстинкта. Так что и выбор Демчихи был продиктован всей ее
прежней крестьянской жизнью. Белорусское имя Авгинья – это имя Евгения,
значение которого – “высокородная”. И разве это не так?!

Партизан Сотников. Командир артиллерийской батареи, сын героя
гражданской войны, учитель. Не знаем мы его имени, может, автор и
специально его не дает, потому что много было их, защитников Родины. А
фамилия у него говорящая, самая что ни на есть командирская (сотник –
предводитель сотни у казаков). Быть командиром – это, прежде всего, нести
ответственность. Вот это чувство долга у Сотникова было самым главным
в его жизни. И не потому, что так было надо, а потому, что по-другому не
умел. Во всех его воспоминаниях: и детских, и военных – можно увидеть
стойкий характер прямого человека. И у него всегда был только один выбор
– поступать по совести. Его решение взять всю вину на себя и тем самым
попытаться спасти и Петра, и Демчиху, и Басю было егискренним желанием,
потому что он чувствовал себя ответственным за них.

А пятая петля так и осталась пустой. Тот, кто должен был в ней оказаться,
сделал другой выбор. Для того чтобы остаться в живых физически, он
выбрал смерть духовную. Именно он, Николай Рыбак, выбрал путь убийцы и
предателя в тот самый момент, когда выбил из-под ног Сотникова чурбан.

Вот они, четверо людей, которые волею судьбы оказались на одной
виселице, но их смерть – это доказательство вечности жизни и
доказательство свободы выбора человека.

А у пятого уже никогда выбора не будет, потому что обречен он теперь
существовать по законам зверей и руководствоваться только инстинктами.

Главная ценность психологически зрелого человека – свобода для себя и для других.

Свобода - это важнейшая ценность человеческого Я, ощущение своей субъективной безграничности, своих познавательных возможностей, своего поступательного развития, обнадеживающая встреча с прекрасным в себе.

Свобода – это, прежде всего, свобода выбора, возможности выбора своего собственного пути, право самостоятельно распоряжаться своей жизнью, имуществом, своей судьбой.

Это связано с тем, что человек всегда субъект, а не объект.

Человек психологически не может жить в рабстве, поскольку он рождается свободным и помнит это ощущение на генетическом уровне.

Если человека лишают выбора или он сам боится сделать свой собственный выбор, передоверяя его другим, он теряет свою свободу, он не живет своей подлинной жизнью.

Это лозунги? Когда человек под прицелом, когда над ним ставят эксперименты, относятся как к предмету, он будет субъектом или объектом?
Человек свободен тогда, когда это позволяет объективная реальность, в которой он существует, и, соответственно другие субъекты, которым свобода другого не мешает.

Так тоже верно. Елена, спасибо за рецензию.

Вам спасибо за внимание к рецензии).

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Свобода - это одна из высших ценностей человека, его способность действовать в соответствии со своими целями и интересами. Свобода людей выражается в свободе выбора, с которой они встречаются каждый день.

Чтобы удостовериться в этом наглядно, проанализируем повседневную жизнь обычной школьницы:

1) Утром она выбирает одежду, в которой пойдет в школу. У нее есть свобода выбора - одеть платье или юбку с блузкой, однако девочка должна придерживаться школьной форме. Это ограничение ее свободы, но это закон.

2) В школе девочку случайно толкают пробегающие рядом дети. Она может сделать выбор: ответить тем же, что покажет ее культурную необразованность, или не обратить внимания.

Обычно в таких ситуациях у школьницы не возникает проблем с решением - она не придает этому внимания, чтобы не возник конфликт. И это ее выбор.

3) Свобода выбора предоставляется девочке и на уроках. Она может не соблюдать правила поведения, не слушать учителя, и тогда не усвоит новой темы, а может даже будет подвержена наказанию. Или же она может прилежно себя вести, слушать новую тему, и таким образом располагать к себе учителя. У девочки есть и другой выбор: отвечать на вопросы преподавателя и получать хорошие оценки или не работать на уроке и не зарабатывать необходимых оценок. Школьнице иногда бывает трудно выбрать между этими решениями из-за незнания темы или нерабочего настроения. Но все это - свобода выбора.

4) Выбор девочке предоставляется и тогда, когда ей нужно делать домашнюю работу. Она делает домашнее задание, чтобы закрепить пройденный материал, умственно развиваться. Если она выберет не делать заданную работу, то не сможет понять школьного материала и получит плохие оценки.

Свобода выбора выражается почти в каждом поступке человека. В некоторых ситуациях она бывает ограничена, поэтому многие решения принять довольно сложно. Но человек в любом случае несет ответственность за каждый свой выбор.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: