Что я знаю о литературе сибири сочинение

Обновлено: 04.07.2024

В произведениях Шишкова значительную роль играет сибирская тематика, и не случайно: ведь именно Сибирь, по его же словам, и сделала его писателем. Почти половину сознательной жизни он провел в северных краях, занимаясь своей работой и попутно собирая материал для своих будущих произведений.

насыщенностью жизнью, по страданиям, изображенным в ней, самая главная в моей

незадолго до выхода первого издания романа.

Прежде чем стать писателем, Шишков прошел длинный путь своего становления, начиная с работы по специальности. Родился он в 1873 году в городе Бежецке. Oтец писателя, Яков Дмитриевич, по своей прихоти ( а также из

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

«пристегивать действие к какому — либо определенному месту, чтоб роман не

стал областническим, автор желал изобразить жизнь в широких обобщениях…

В мемуарах ленинградского профессора — литературоведа Л.Р. Когана, близкого друга и постоянного советчика Шишкова, содержатся ценные сведения о том, как по мере достижения автором больших идейных и художественных задач, менялся подход к материалу романа, отбор его, расстановка действующих лиц, сама манера письма.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Характер и персонажи получали крепкое социальное обоснование, и Вячеслав Яковлевич упорно работал над динамическим показом их противоречивого развития. В то же время в роман вводилась большая галерея второстепенных и эпизодических лиц. Главное внимание Вячеслав Яковлевич обращал, конечно, на героя романа — Прохора Громова. Он стоил ему огромного труда, писатель любовался им как художник… но он был ненавистен ему как социальный тип, как хищник, признающий лишь закон насилия и жадного накопления… Пресыщение богатством и властью приводило к ощущению опустошенности, и тогда Прохор должен был мучительно искать смысл своей испоганенной дикой жизни…

«… Вторую неделю весь воздух был насыщен дымом: где — то горела тайга. Солнце стояло большое, кровавое, как докрасна накаленный медный шар. Резкие тона и очертания в ландшафте сгладились, расстояние стало обманчивым, неверным: близкое стало далеким, далекое приблизилось вплотную. Воздух был неподвижен. Сквозь молочно — голубую дымку мутно голубело все кругом: лес, скалы, острова — все тускло, призрачно.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подстать природе и люди, живущие здесь — крепкие, суровые, спутанные по рукам и ногам своей жизнью, но в то же время и способные на доброту, сострадание. Осознание единства, как одного из средств выживания, сплачивает их, несмотря на жесткие условия существования. Не редкость среди них и высокая духовность — потому и не удивляет наличие в тайге таких людей, как братья Ананий и Назарий: именно тайга и способна снять с них все грехи прошедшей молодости. Люди справедливы: они готовы даже простить все издевательства над собой хозяина, в ответ на его раскаяние. Яркий пример тому следующая сцена:

«…В бараках, в землянках, на приисках, в трущобах загалдел взбудораженный народ. Вперебой кричали, что тушить не пойдут; пусть хозяин поклонится им, уважит их, а ежели нет, тогда не хочет ли он фигу…

— Ребята! Ребятушки! Дети! — взывал Прохор пресекшимся голосом. — Спасайте свое и ваше… Все, что вы требовали от меня чрез начальника Протасова, я обещаю вам исполнить…

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

соглашается с ними. Он пишет Нине: «Прохор Громов казнит себя

голосами на башню, чтобы броситься оттуда вниз, к людям, которых он отвергал.

Последним толчком для него становится голос Нины.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

С деят-тью Тобольского архиерейского дома связано и развитие агиогр. повествования: ярким примером является Житие Симеона Верхотурского, созданное в Тобольске в кон. XVII в. и, вероятно, частично принадлежащее перу сиб. митрополита Игнатия (см. Агиография сибирская XVII в.).

По мере расширения колонизуемых территорий особую – частную – линию сиб. летописания представляет Строгановская летопись, созданная в 1-й пол. XVII в. Самый известный памятник, связанный с деят-тью Туруханского Свято-Троицкого мон-ря – Житие Василия Мангазейского (между 1670 и 1676).

Рукоп. книжность, продолжающая традиции древнерус. литературы, культивируется в Сибири в течение большей части XVIII в., быстрого перехода к новому типу лит. развития не происходит. Причиной тому и естественная для периферии нац. культур. пространства инерция, и особый соц. состав рус. населения Сибири с преобладанием служилых людей и купечества. Это обстоятельство усиливало позиции Церкви. Кроме того, сохранение церк. пафоса ряда сочинений обусловливалось специфич. хар-ром просвет. политики на востоке России: так, в 1702 по инициативе Петра I началась актив. миссионер. пропаганда среди остяков (хантов) и вогулов (манси), проводимая священниками Тобольской митрополии.

Ист. повествование XVIII в. Сибири представлено крупнейшим памятником этого периода – Черепановской летописью, созданной тобол. ямщиком И.Л. Черепановым. Он основывал свою летопись как на архив. источниках, так и на опубликованных трудах ученых, в частн., Г.Ф. Миллера. Работа над рукописью была закончена в 1760, однако автор пополнял ее различ. сведениями до кон. своей жизни. Летопись И.Л. Черепанова – фундамент. памятник сиб. городового летописания, существовавшего на востоке от Урала до XIX в. и отразившего ранние этапы становления областного самосознания в Сибири.

Сиб. словесность не превратилась в суверен. литературу, аналогичную сев.-амер. и латиноамер. литературам. В результате освоения Сибири в XX в. было создано интегрир. экон. пространство, что лишало почвы идеи регион. сепаратизма.

Возвращение к областнич. контексту в новых условиях произошло во 2-й пол. XX в., в творчестве крупнейших писателей В.Г. Распутина, В.П. Астафьева.

В биографии Александра Николаевича Радищева (1749-1802) годы пребывания в Сибири – тяжёлые годы ссылки, разлуки с близкими и тревоги за судьбу детей. Его отправили в Сибирь закованным в кандалы в сентябре 1790 года. Правда, в дороге условия содержания улучшились: сняли кандалы, выдали тёплую одежду. В Москве разрешили на день остановиться в доме отца. Его бывший начальник вельможный А.Р.Воронцов разослал губернаторам письма с просьбой облегчить ему тяжёлую дорогу. И тем не менее - это была дорога в ссылку.

Ко времени первого семимесячного пребывания А.Н.Радищева в Тобольске относится и его стихотворение-ответ на вопрос любопытствующего:

Ты хочешь знать, кто я? Что я? Куда я еду?

Я тот же, что и был, и буду весь свой век:

Не скот, не дерево, не раб, но человек1

Дорогу проложить, где не бывало следу,

Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах.

Чувствительным сердцам и истине я в страх

В острог Илимский еду.

Лекция IV

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТОБОЛЬСК 90-Х ГОДОВ ХVIII в.

В 1744 году тобольские купцы Медведевы получили разрешение завести бумажную мануфактуру. Она была построена в 15 верстах от Тобольска, вверх по реке Тобол, и с 1745 года стала делать бумагу. В 1788 году Медведевы половину бумажной фабрики продали тобольскому купцу 1-ой гильдии Василию Корнильеву. Позже, в 1793 году, Корнильев выкупил всю фабрику.

Типографией заинтересовал тобольский губернатор А. В.Алябьев. Корнильев предложил ему печатать многочисленные указы и другие официальные бумаги, требовавшие рассылки по губернии.. За это Алябьев распорядился выдавать на нужды типографии 50 рублей ежемесячно. В 1790 году В.Корнильев передал типографию своему сыну Дмитрию.

Первая печатная книга.

Благородный англичанин после смерти своей жены отправляет любимую дочь Фанни в Англию. Вскоре у нее появляются поклонники – граф Рочефильд и лорд Дамби. Отец узнает об этом от своей сестры, которая сопровождает Фани, и отдает предпочтение Дамбию. Дочь же полюбила Рочифельда. А тот, оказавшись в Лондоне, отдается соблазнам светской жизни и попадает в любовные сети леди Сориленд. Она узнает о Фани и о том, что та ждет ребёнка, и требует, чтобы Рочифельд погубил девушку. Граф не может этого сделать, в отместку Сориленд вонзает ему в грудь шпагу. Спустя короткое время Рочифельд выздоравливает и возвращается к Фани, они тайно обвенчались, но тут снова появляется Сориленд, и он убегает к ней. Благородный Дамби предлагает Фани свой дом и отправляется на поиски её мужа. Леди Сориленд разорила графа, нашла себе нового любовника. И тому ничего не остаётся, как снова повиниться и вернуться к жене. Отец Фани примиряется с выбором дочери, он узнает в ее муже того, кто однажды спас его. Так счастливо завершается эта повесть.

Журнал издавался при Главном народном училище на средства Тобольского приказа общественного призрения. Его редакторами официально были учителя училища Т.М.Воскресенский, И.Б.Лафинов, И.А.Набережнин и В.Я.Прутковский. Губернатор А.В.Алябьев проявлял интерес к журналу и патронировал ему. Ключевая роль в организации журнала, отборе материала и его редактировании принадлежала П.П.Сумарокову. В журнале публиковались губернский прокурор И.И.Бахтин, ссыльный солдат Н.С.Смирнов, председатель палаты уголовного суда Г.Х Фризе, ученики училища И.Трунин, А.Мамедов и др.

Развязывая ум и руки,

Велит любить торги, науки

И счастье дома находить.

Цвети, Сибирь, и украшайся

Наук начальным сим плодом.

На степень славы возвышайся:

Нет малого сомненья в том,

Что ты струями Иппокрены

Премноги узришь перемены,

Возвысишь до небес свой рок,

В науках узришь перемены.

Цвети Сибирь, пока блаженства

Сей на тебя лиётся ток!

Возобновление издания журнала никак не отразилось на его редакционной политике. Авторы с прежним энтузиазмом, без гонорара, стремились расширить интеллектуально-познавательные интересы сибиряков. Но тираж падал. Последняя, декабрьская книжка за 1792 год вышла тиражом в 106 экземпляров. На ней журнал прекратил своё существование.

Д.Корнильев сообщал, что им собран материал для нескольких частей (выпусков) журнала. Однако вышли только два его номера. Издание прекратилось.

Тобольские периодические издания выходили при активной помощи преподавателей и учеников Тобольского Главного народного училища. Среди них выделим Т.М.Воскресенского.

В конце 1794 года Т.Воскресенский уезжает из Тобольска. Известно, что после этого он преподавал в Тульском Главном народном училище, ставшем в 1805 году, как все аналогичные учебные заведения, гимназией. В 1810 году он был переведен в Калужскую гимназию, откуда осенью 1815 года и вышел на пенсию. Дальнейшие следы Т.М.Воскресенского теряются.

Но главная организующая роль в появлении тобольских периодических изданий принадлежала П.П.Сумарокову.

П.П. Сумароков.

Панкратий Платонович Сумароков родился в 1765 году во Владимире, в родовитой дворянской семье. В отечественной культуре эта фамилия прославлена драматургом Александром Сумароковым. Панкратий Сумароков приходился ему племянником. Он воспитывался в доме московского гражданского губернатора И.П.Юшкова, получил соответствующее его кругу образование и воспитание, знал несколько иностранных языков, рисовал, был музыкантом. В 18 лет он уезжает в Петербург и поступает на воинскую службу. Воинская служба протекала вполне благополучно. Но в 1785 году П.Сумароков стал невольным участником афёры с поддельной ассигнацией. Он был осуждëн, лишен воинского офицерского звания и дворянского достоинства и сослан в Сибирь, в город Туринск. Тобольским губернатором в то время был А.В.Алябьев, видимо, знавший Сумарокова. Он разрешил ему задержаться в Тобольске, а потом и вообще остаться в губернском городе. На годы тобольской ссылки и приходится расцвет творческой деятельности П.Сумарокова.

Вельможа, злом сим зараженный,

Рыданью страждущих внемли!

Воспоми, смертный ослеплëнный,

Что ты такая ж горсть земли!

Смеёшься ты, а брат твой стонет,

Ты в роскоши, в слезах он тонет,

Ты в счастии, а он в бедах;

Но ты словам сим не внимаешь:

Почто ж главу ты воздымаешь?

Злосчастных нет на небесах.

Значительное место в творчестве П.Сумарокова занимали переводы.

И.И. Бахтин.

Круг общения П.Сумарокова в Тобольске был довольно обширным. Именно он привлёк в журнал губернского прокурора И.И.Бахтина.

Иван Иванович Бахтин родился в 1755 году в небогатой семье орловского дворянина. Воинскую службу начал в 1772 году. Участвовал в русско-турецкой войне. В 1776 году в чине подпоручика артиллерии вышел в отставку. В 1782 году поступил на гражданскую службу и был назначен на должность стряпчего в Тобольский верхний надворный суд. Через год его перевели в Пермь, где он был назначен стряпчим Пермского губернатора, с в 1785 году – прокурором земского суда. С 10 марта 1788 года И.Бахтин снова в Тобольске, его назначают Тобольским губернским прокурором и производят в надворные советники.

Пиит полезней всех из жителей земли.

Порочных он людей стихами исправляет…

В мае 1794 года И.Бахтин был переведен по службе сначала в Новгород-Северский, потом – в Калугу и в Тулу. С 1797 года он служит в Петербурге, в Экспедиции государственных доходов и в Министерстве финансов. Пользовался особым расположением императора Александра I. Его уважал Н.М.Карамзин, по рекомендации которого он был назначен губернатором в Харьков. И.Бахтин внес значительный вклад в становление и развитие Харьковского университета, за что был отмечен почётными званиями и благодарственными письмами, членством в ученых сообществах. В ноябре 1814 года Бахтин вышел в отставку.

Умер И.Бахтин в Петербурге 26 апреля 1818 года, похоронен в Петербурге на Волковом кладбище.

Н.С. Смирнов.

Наряду с губернским прокурором И.Бахтиным, к сотрудничеству в журнале П.Сумароков привлёк и ссыльного солдата, недавнего крепостного Н.С.Смирнова.

Николай Семёнович Смирнов родился в 1767 году в Москве, в семье крепостного крестьянина, управлявшего московской усадьбой князей Голицыных. Получил вместе со своими сверстниками, молодыми княжатами, добротное домашнее образование, слушал лекции профессоров Московского университета, в совершенстве овладел французским, английским и итальянским языками. Отец его неоднократно подавал прошение о выкупе сына из крепостной зависимости, но неизменно получал отказ. В 1785 году Н.Смирнов предпринял попытку тайно бежать из России за границу, где в то время находились молодые князья Голицыны, и прибегнуть к их содействию. Он переменил имя, переоделся в офицерский мундир, но по дороге был схвачен. Его осудили на смертную казнь, которую Екатерина II заменила бессрочной отдачей в солдаты в Тобольский гарнизон. Очень быстро он обратил на себя внимание. В 1788 году ему был присвоен чин сержанта. Воинскую службу он совмещал с преподавательской деятельностью, давал частные уроки детям знатных горожан.

О вы, которые рождаетесь на свет!

Мой взор на вашу часть без зависти взирает:

И самой смерти злей собранье здешних бед,

В сей жизни человек всечасно умирает.

Из недр ничтожества когда б я мог то знать,

И есть ли бы Творец мне дал такую волю,

Чтоб сам я мог судьбою управлять:

Я б жизнь не принял и презрел смертных долю.

Я вижу, что тебе несносен этот свет;

Но мудрый иначе на жизнь свою взирает:

Утехи видя там, где видишь ты тьму бед,

Спокойно он живёт, спокойно умирает.

Ты прежде бытия хотел бы много знать

И жребий свой избрать иметь желал бы волю;

На что. Ах! волей днесь умей лишь управлять

И будешь ты блажить стократно смертных долю.

Не много мудрецов рождается на свет;

Не всякий и мудрец без горести взирает

На бренну нашу жизнь – цепь вечных зол и бед;

Но в том уверен я, что мудрый умирает

Без страха и забот, и не желает знать,

Правдиво ль то, иль ложь, что он имеет волю

Своею волею в сей жизни управлять;

И мысля так, не чтёт блаженством смертных долю.

В 1790 году Н.Смирнова перевели в Забайкалье, где он возглавил в Кударинской крепости солдатское училище. С 1794 года он служит в Усть-Каменогорской крепости. Этот период отмечен также активным творчеством. Он пишет ряд прозаических и стихотворных произведений. В 1797 году Смирнов непродолжительное время был в Тобольске и встречался там с возвращавшимся из ссылки А.Н.Радищевым. Часто исполнял поручения командования, требовавшие особых знаний. В Иркутске он служил при казенной суконной фабрике. Неоднократные ходатайства непосредственного начальства о производстве Н.Смирнова в офицеры в Петербурге отклонялись.

Умер Н.Смирнов в 1800 году в селе Тельминском, где была расположена Иркутская казенная суконная фабрика.

Бондаренко Алевтина Васильевна

ВложениеРазмер
dva_vzglyada_na_sibir.doc 103 КБ

Предварительный просмотр:

Два взгляда на Сибирь в краевой литературе 19 века

Руководитель : Бондаренко А.В.

учитель русского языка

г. Когалым, 2011год

1.Обоснование актуальности темы исследовательской работы………………………….3

II. Основная часть

1.Образ Сибири в массовом сознании общества ………………………. 4

2. Жизнь и литературная деятельность Н.М.Чукмалдина. ………………………….5

3.Литературная деятельность Г.А.Мачтета………………………………………………..5

4 Сопоставительный анализ произведений Н.М.Чукмалдина « Мои

IV. Список источников информации. …………………………………. 11

Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его привязанности к родным местам.

Приобщение к духовно - культурным ценностям малой родины, формирование патриотического отношения к Отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь, познать литературу и тех, кто создает её. Ведь именно там, где жил и творил писатель, в первую очередь, отлагаются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон биографии, его творчества.

Актуальность темы исследования:

Осмысление особенностей восприятия Сибири, выявление факторов, влияющих на содержание и эволюцию образа региона, приближают к пониманию истоков формирования стереотипов обыденного сознания.

В наше время в сознании общества и в художественной литературе доминирует взгляд на Сибирь, как на богатый нефтяной край.

Таков ли он был всегда?

Во многих литературно – критических статьях упоминается о том, что в недалеком прошлом этот край воспринимался не только как основа могущества государства, но и как суровая каторжная страна.

Основная цель: сопоставление взглядов на Сибирь 19 века в творчестве писателей нашего края.

1 .Д. Лихачев. Память культуры. Из писем о добром и прекрасном. Тюмень, стр 5

Образ Сибири в массовом сознании общества

Оглядываясь вокруг, мы видим, сколько красоты и чудес включает в себя Сибирская природа. Но не только природа является казной края. Сколько богатства в нашем художественном мире! Оно берёт свое начало из седой давности. Много писателей не раз обращались к образу Сибири.

2. П.Головачев. Статья. Тюменские известия, № 226, 2005.

Художественная литература относится к числу источников, которые в последние годы привлекают довольно пристальное внимание историков – исследователей, главным образом, благодаря усилиям специалистов.

Многочисленные разножанровые произведения о Сибири позволяют реконструировать её художественный образ, в значительной степени предопределивший особенности восприятия региона в массовом сознании читателей.

Как и всякий художественный образ, Сибирь имеет свою многозначность и разные оттенки. Можно сказать, самые разные, иногда и абсолютно противоположные качества, признаки могут его отличать. Все зависит от концепции автора, его творческой задачи.

Ярче всего это можно проследить, сопоставляя образ Сибири 19 века в произведениях Г.А. Мачтета и Н.М. Чукмалдина.

Жизнь и литературная деятельность Н.М.Чукмалдина

ЧУКМАЛДИН Николай Мартемьянович (1836-1901). Тюменский просвещенный купец-интеллигент, меценат, писатель. Основную часть своего дохода он направлял на развитие образования, культуры, общественной жизни родного края. Николай Мартемьянович всю жизнь собирал и хранил книги. (Приложение 1)

Для нашей работы представляют особый интерес этические взгляды Чукмалдина, которые явились основой его литературной деятельности. Мы считаем необходимым рассмотреть их достаточно подробно не только потому, что они проливают свет на нравственную культуру лучших представителей западносибирского купечества, но и потому, что с их помощью открывается возможность показать нравственные ценности, на которые опиралось русское сибирское общество.

В одном из самых ярких произведении Николая Мартемьяновича особо привлекает богатство смысловых оттенков концепции человека и природы.

Литературная деятельность Г.А. Мачтета

Мачтет Григорий Александрович — беллетрист; родился в 1852 г.; по отцу, члену уездного суда в Луцке, потомок англичанина Манспэда, поступившего на шведскую службу и взятого в плен под Полтавой, по матери — близкий к польскому шляхетству. Учился в Немировской и Каменец-подольской гимназиях, но был исключен за "увлечение идеями Чернышевского". В 1875 г., он выступил на литературное поприще с очерками американской жизни в "Неделе" и путевыми наблюдениями в "Отечественных Записках. «Очерки эти впоследствии составили книжку "По Белу Свету" (М., 1889). В 1876 г. Мачтет был арестован и сослан в Сибирь. (Приложение 2)

3. Мачтет Г.А. Избранные произведения. С. 246

Эта отстраненность становится условием сохранения красоты, первозданности природы. Природа в произведении Н. Чукмалдина выступает как начало, возвышающее душу, наталкивающее на раздумья, она открывает человеку самого себя. Осмыслить это позволяют картины природы : « Вот глушь лесная в вековом и девственном бору могучих великанов сосен и елей! Кто передаст человеческим языком всю гамму этих красок, всю мощь и красоту этой природы, где не ступала ещё человеческая нога? Вот ствол сосны в два охвата толщиною, за ним другой, третий, и целый ряд стволов, уходящих в небо за 15 сажен. Их вершины увенчаны серо-зелеными побегами ветвей. Кора внизу корня шероховатая с коричневым оттенком, а выше по всему стволу переходит постепенно в желтый, светло-желтый и чуть видно светит

палевым на сучьях и отростках. Смолистый аромат сосен наполняет воздух, а сама смола капает на землю прозрачными слезами янтаря. Серый дятел, где-нибудь

Повинуясь законам вечного обновления, и человек должен обращаться к своей прародительнице, воспринимать её красоту, открывать её тайны.

Н.М.Чукмалдину удалось создать завершенный образ природы, как это происходит, например, в сказке. Ведь там человек никогда не изменяет природу, он не воздействует на нее. В русской литературе сказочно завершенный образ природы встречается крайне редко.

4.Чукмалдин Н.М. Мои воспоминания: в 2-х ч. Ч.2. М., 1997.С.57.

5.Чукмалдин Н.М. Мои воспоминания: в 2-х ч. Ч.2. М., 1997.С.65.

6.Чукмалдин Н.М. Мои воспоминания: в 2-х ч. Ч.2. М., 1997.С.91.

Самое существенное отличие произведения писателя от произведений других авторов заключается в той роли, которую у него играет элемент чувства к описанию природы:

«Скучно в северной тундре.

7.Мачтет Г.А..В тундре и в тайге (Повесть из сибирского быта) . Русские повести XIX века 70-90-х годов. Том первый. Стр 1.

Описание сосны - также авторская находка: ее кора “шероховатая с коричневым оттенком”. Качество может фиксироваться как с помощью зрения, так и осязания, тем самым передается оттенок “шероховатости”. Образ так зрительно точен, что создается эффект прикосновения, осязательного ощущения шероховатости сосновой коры. Затем коричневый оттенок (для автора всегда важна переходность, отсутствие определенного тона) переходит в “желтый” и “светло-желтый”, затем “чуть видно светит палевым”.

Тайна природы и сказка, легенда живут рядом. Потому и помнятся автору походы

Какова “пространственная точка” пребывания в мире лица, ведущего повествование? Главным в повествовании становится не описание природы само по себе, а впечатления, например, человека, едущего зимней ночью на ямщицкой тройке.

8. Чукмалдин Н.М. Мои Воспоминания: в 2-х ч. Ч 2. М,. 1997.Стр.112

9. Мачтет Г.А. В тундре и тайге. Повести XIX века.1999. Том 1. Стр.28

Несмотря на такие разные восприятия данного образа, их мнения сходятся в одном, что природа Сибири - это живое существо мира. В ней чувствуется движение времени и одновременно вечности жизни, красота и молодость.

Читайте также: