Что такое словесный мусор сочинение рассуждение

Обновлено: 02.07.2024

Судьбы людей, время, история, культура… Все это чудесно выглядит благодаря языку, средствам общения. Как бы было если бы языка не существовало?!

В. Г. Распутин в своих произведениях затрагивает такую важную тему как развитие цивилизации. Все его герои рассуждают о проблеме развития общества. Валентин Григорьевич считает, что нам необходимо сохранять наш язык, ведь это наше культурное наследие.

Ведь без языка мы бы не стали такими, какими сейчас являемся и мир, окружающий нас, был бы совершенно другим. Язык – наше прошлое, настоящее

и будущее, наш способ общение и наш двигатель в развитии цивилизации. К сожалению, в наше время многие современные жители относятся к своему языку халатно, не берегут средство общения.

А все, потому что они не задумываются о том, как много значит в их жизни язык. Люди должны беречь родной язык: использовать как можно меньше жаргонизмов, заимствованных слов, сохранять культуру языка.
Современный публицист С. Казначеев очень взволнован этой проблемой. Много статей он посвятил теме сохранения чистоты речи. Кто же должен прививать людям бережное отношение к своему языку?! С. Казначеев считает, что “новые”

Ведь они буквально вытесняют слова, которые веками использовались русскоговорящими людьми. Например, в последнее время стало популярно использование латинских символов в письменной речи. Такие слова, как Zемфира, Шиф, Ве4ер, Allигатор и другие засоряют нашу письменную речь и притупляют наш разум. К сожалению, они очень часто встречаются в газетах, журналах и других печатных издательствах.

Только от нас самих зависит чистота и красота нашего родного русского языка. Мы должны бережно хранить его и не засорять различными словами, которые лишь ухудшают язык.
Еще один современный публицист Н. Галь также, как и С. Казначеев посвятил проблеме сохранение культуры речи несколько статей. В одной из них он пишет, что считает официально-деловой стиль отличающимся от других стилей речи обилием устойчивых сочетаний слов, которые приемлемы только в этом стиле. И использование их в других стилях речи неприемлемо совершенно.
Многие молодые люди в современном обществе считают, что использование жаргонизмов, штампов и прочих заимствований делает их “круче”. На самом же деле эти слова и словосочетания лишь портят, грабят и искажают наш язык, делая его примитивным и грубым. Сами же люди, использующие такие выражения теряют красноречивость и способность к абстрактному мышлению.
Мы должны беречь наш язык от словесного мусора и хранить его красоту, ведь наш язык – это наше достояние, культура и богатство.

\"Нужно ли бережно относиться к родному языку?\"

1.Тезис (к родному языку нужно относится бережно)

2.Аргументы (не менее 2-ух)

Дать ответы в сочинении на следующие вопросы:

Какова роль родного языка в жизни народа?

В чем заключается богатство родного языка?

Что такое словесный мусор?

Что значит беречь родной язык?

Чем опасна утрата родного языка для народа?

И ПРОШУ ЗАМЕТИТЬ РЕЧЬ ИДЕТ НА ОБЯЗАТЕЛЬНО О РУССКОМ ЯЗЫКЕ!)))

Ответ:

К родному языку необходимо относиться также заботливо, как и ко всему остальному. Ведь без родного языка мы не смогли бы прожить ни одного дня. Наш язык начинает окружать нас ещё в детстве. Наша мама поёт нам колыбельную песню на родном языке, на нём мы учим свои первые слова в жизни. Потом в школе мы учимся на примере наших поэтов и писателей родному языку, читаем их произведения. Вырастая, взрослыми мы используем русский язык в нашей жизни, каждый день разговариваем, пользуемся при переписке. Родной язык нужен нам как воздух, на нём мы выражаем свои мысли, думаем, признаёмся в любви. Всё богатство нашего языка заключается во множестве средств для художественной выразительности языка, в том огромном разнообразии слов, которыми можно выразить малейшие оттенки мыслей. Язык надо охранять от словесного мусора, от заимствованных слов, от сленга, от матерных слов, проникших в нашу повседневную жизнь. Беречь родной язык – это значит беречь его от излишнего проникновения в него слов других языков, от того, что слова коверкают, замены их другими словами без суффиксов и окончаний, излишнего употребления профессиональных слов. Язык необходимо и развивать, углублять изучение его в школе, больше читать художественной литературы, разговаривать грамотно и красиво и гордиться своим языком Ведь человек, утративший свой родной язык, он, как дерево без корней, у него нет связи с историей своего народа, с предками, с их достижениями и творениями. Язык не будет уже придавать ему живительную силу для жизни в нашем современном мире.

Язык – это сокровище, данное Богом народу для своего свидетельства в веках.

Язык – главное богатство народа. Он так велик, красив, могуч в умелых устах интеллигентного, образованного человека, который хорошо знает произведения А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, И.Бунина. Сколько чудесных слов сказано о красоте и величии русского языка. Мне хочется привести примеры:

А.И.Куприн: « Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

А что мы видим? Последнее время речь засоряется неоправданным употреблением иностранных слов, которые идут к нам из многочисленной рекламы, названий торговых предприятий, даже из речи телеведущих, журналистов, политиков.

Так ли страшно состояние русского языка в современном мире? Задавшись этим вопросом я решила рассмотреть, что же засоряет русский язык, и выделил две проблемы в моей работе:

Внешний фактор исследования – как на язык влияют заимствования – необходимы ли они или же только засоряют русский язык?

Проблема расшатывания структуры языка изнутри, через расширение влияния различных жаргонов, социальных диалектов, средств массовой информации на литературную речь.

Тема моего исследования – засорение русского языка.

В наше время наблюдается резкое падение общей речевой культуры, что вызывает беспокойство не только у специалистов, но и у всех, кто любит свою родину, а значит и русский язык.

Заимствования стали не просто модными словечками в речи школьников, но и необходимыми. Разве в нашем языке недостаточно ясных, чистых слов, понятных каждому человеку, которые не требуют замены?

Вот почему актуальной становится проблема сохранения чистоты, лексического богатства русского языка, бережного отношения к нему.

Цель работы – проанализировать причины кризисного состояния русского языка и борьба с ним в обществе и школе.

Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования.

Определить значение русского языка как средства общения.

Проанализировать источники засорения устной и письменной речи.

Рассмотреть различные условия возрождения культуры речи в школе.

Методы : Для проверки своей гипотезы методами исследования я выбрала опрос, анкетирование, анализ литературы, публицистических источников.

Культура речи.

Культура речи – это степень владения литературным языком (его нормами, стилистическими, лексическими и грамматико-семантическими ресурсами) в целях наиболее эффективного общения в различных условиях коммуникации. Экологический подход к вопросам культуры речи, речевого обращения предполагает ответственное отношение к национальным языковым традициям, воспитание действенной любви к языку, заботу о его прошлом, настоящем и будущем.

Среди факторов и условий развития современного русского языка можно выделить три фактора:

Общенародность литературного языка, которая приводила и приводит к постепенному обновлению литературных норм, к их освобождению от устарелых элементов и черт, противоречащих духу народной речи, тенденциям общеязыкового развития, - в сторону демократизации.

Широкое и активное приобщение современного образованного читателя к творчеству современных писателей. Все это влияет на современный литературный язык, поднимая его авторитет, воспитывая языковой вкус.

Расцвет всех жанров современной публицистики, развитие средств массовой информации, непосредственно отражающих дыхание времени, активные процессы, происходящие и в обществе, и в языке.

Язык – это не что-то застывшее и неизменное. Он находится в вечном движении, потому что на говорящих людей постоянно действует множество самых различных факторов – и внешних, и внутренних.

Причины засорения речи.

Конечно, есть. Это разный словесный мусор.

Словесный мусор – это лишние слова, которые вредят нашей речи. Это жаргон, это слова-паразиты, это вычурные заимствования, это искалеченные слова, употребляемые безграмотно.

Что такое жаргон?

Жаргонная лексика является принадлежностью социальной или иной группы людей, объединенной общностью интересов, занятий. Жаргонным словам учащихся присуща яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому они легко могут переходить в разговорно-бытовую речь, в просторечие.

Источники образования жаргонной лексики различны. Чаще всего она создается на базе литературного языка путем переосмысления значений слов.

Жаргонная лексика пополняется также путем заимствований. Для нее типичны сокращения.

Учащиеся широко употребляют усеченные, фонетически искаженные или полностью переосмысленные слова.

Одни жаргонизмы быстро выходят из употребления, другие появляются.

Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей, но повседневная бытовая речь школьников насыщена жаргонизмами, и устранение этих слов из речи подростков практически невозможно. Нужно понимать, в какой сфере общения допустимо их употребление.

Мы являемся свидетелями использования жаргонной лексики не только в школе, в повседневной жизни, но и в печати, на телевидении, на радио, на эстраде. Обоснованную тревогу вызывают хлынувшие в печать и тексты.

Каждый язык насчитывает бесчисленное количество слов. Откуда же берутся, по сути дела, ненужные слова-паразиты в речи? Давайте обратимся к их происхождению.

Слова-паразиты – слова для связки речевых оборотов. Они основательно закрепились в лексиконе человека, вошли как в разговорную речь, так и в привычку. В точности вредные слова ничего не значат. Они являются пустыми словами-сорняками, от которых следует избавляться. Люди, использующие их в своей речи, попросту не замечают их, поскольку привыкли к ним. Помимо того, что сорные слова мешают восприятию речи и пониманию, они еще и утомляют слушателя.

В момент зарождения речи, зарождались и речевые паразиты. Они постепенно пополняли свои ряды, тем самым увеличивая число своих жертв.

Причины их употребления:

1) Ограниченный словарный запас

Зачастую наличием слов-сорняков страдают малообразованные люди. Но бывают и исключения: у некоторых культурных и очень грамотных людей, преобладание такого количества слов становится имиджем. Однако есть разница между сознательным их употреблением и рефлекторным.

2) Низкая скорость мышления

3) Отражение человеческой натуры

Использование некоторых сорных слов может кое-что поведать о человеке.

4) Эмоциональность и возбужденность

5) Намеренное использование сорных слов

Для кого-то такой стиль общения является частью их образа. Есть люди, намеренно вставляющие слова-паразиты в свою речь. Это бывает вполне уместным.

Бывает такое, что слово, получившее широкое распространение, начинает прилипать к каждому человеку. Не говорите как все – сразу же отсекайте ненужные словечки.

Таким образом, можно сделать вывод, что язык современных средств массовой коммуникации свидетельствует о новой ступени эволюции русской речи, когда литературная норма становится менее определенной и обязательной.

В ходе исследования я провела опрос и анкетирование в 5-9 классах.

В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы: учащиеся 5-9 классов в своей речи употребляют слова, называющие людей, оскорбительного характера (дебил, лох, долбаеб, овца); употребляют в молодежном жаргоне глаголы (балдеть, встрял, лоханулся), слова-междометия (блин, капец, пипец, нищтяк короче, ё-моё), прилагательные (классный, крутой, клевый, беспонтовый).

К сожалению, эти неприятные слова употребляются довольно часто. Особенно много таких слов употребляют учащиеся 9 класса.

Анкетирование показало следующие результаты:

Считаете ли вы, что мы должны бережно относиться к русскому языку?

Что значит, с вашей точки зрения, бережное отношение к языку?

Не употреблять жаргоны, слова-паразиты, излишние заимствования -12

Грамотно говорить и писать-16

Не выражаться нецензурно

Часто ли вы употребляете в своей речи слова, не относящиеся к нормативной лексике?

В кругу своих сверстников - 13

Раздражают ли вас слова, не относящиеся к нормативной лексике.

Кто, на ваш взгляд, говорит правильно?

Люди старшего поколения - 11

Из опроса было выявлено, что к русскому языку, надо относиться бережно, то есть не засорять свою речь жаргонами, словами – сорняками, неоправданными заимствованиями. Хотя учащиеся и используют ненормативную лексику, но в определенных обстоятельствах, в кругу друзей или сверстников. На взгляд учеников, правильно говорят учителя, родители и люди старшего поколения.

Учащиеся 5-9 классов также предложили пути решения проблемы засорения русского языка:

Повысить интерес к изучению русского языка и литературы.

Через средства массовой информации пропагандировать культуру речи, а сами СМИ должны стать образцами русского литературного языка.

Ограничить заграничную рекламу, заменить русскими аналогами.

Поднять молодежь на борьбу с засорением русского языка (проводить акции, форумы).

Журналисты, политики, представители власти - должны владеть нормами русской литературной речи.

Избегать общения с людьми, которые злоупотребляют жаргонами и сквернословием.

Все вместе и каждый в отдельности должен захотеть говорить на русском языке правильно, доступно, выразительно. Грамотная речь должна стать нормой.

Трудно переоценить роль русского языка, как в жизни отдельного человека, так и в жизни всей нашей большой страны. Она поистине огромна: русский язык объединяет людей, хранит и передает будущим поколениям культурные ценности, задает направления научным исследованиям, он поддерживает, растит и оживляет наше самосознание.

Наличие жаргонизмов в речи школьников говорит о том, что учащиеся не ощущают потребности в пользовании литературным языком, не чувствуют его выразительности и словарного богатства. Наши ученики пользуются жаргонизмами как бы забавляясь, не понимая, не осознавая того, что эти слова-паразиты усиливают, даже если говорящий этого не желает, отрицательное действие; что жаргонизмы даже в дружеских отношениях снижают качество этих отношений.

Понимание этого заставляет всех нас более бережно и заботливо относиться к общей культуре родного слова и помнить о необходимости совершенствования собственной речи. Нужно каждому воспитывать в себе вкус к правильному языку.

В процессе работы над темой исследования я осознала еще глубже, уяснила для себя, что правильная, безошибочная речь – лучшая характеристика образованного человека. И поэтому я буду пропагандировать в школе и среди моих сверстников великое русское слово.

Маслова Татьяна Викторовна

Проектно- исследовательская работа по русскому языку , посвящённая проблеме засорения русского языка.

ВложениеРазмер
za_berezhnoe_otnoshenie_k_russkomu_yazyku.rar 75.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ средняя общеобразовательная школа с. Минаевки

Асиновского района Томской области

Автор: Котова Татьяна

обучающаяся 11 класса

Руководитель: Маслова Татьяна Викторовна

учитель русского языка и литературы

1.1.Актуальность и обоснование значимости проекта 4

  1. Основная часть 5
  1. Изучение проблемы 5
  2. Что такое словесный мусор? 6
  3. Хотите жить долго – говорите только хорошее 12
  4. Обзор текстов, предложенных для написания сочинения на ЕГЭ 14
  1. Социологический опрос 16
  2. Пути решения проблемы 17
  3. Методы самостоятельного совершенствования речевой культуры 19
  4. Заключение 20
  5. Литература 21

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

Эти строки родились в годы Великой Отечественной войны, когда нашей армии ценой колоссальных потерь удалось отбросить фашистов от Москвы. Тогда миллионы русских поняли, что они отстоят свою землю любой ценой. Солдаты воевали за Родину, за свой дом, за берёзку под окном. Мало кто думал о том, что он воюет и за русскую речь.

С тех пор прошло 70 лет. Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным, чистым, что не стыдно его передать следующим поколениям.

1.1. Актуальность и обоснование значимости проекта

Я считаю, что в наше время наблюдается резкое падение общей речевой культуры, что вызывает беспокойство не только у специалистов, но и у всех, кто любит свою родину, а значит – и свой язык.

Косноязычие, небрежность, неточность в подборе слов для выражения мысли поразительны, мы употребляем слова, даже не задумываясь об уместности их употребления. На страницы периодической печати, массовой литературы, в речь образованных людей потоком хлынули жаргонизмы, просторечные элементы и другие нелитературные средства: кусок, стольник, лимон, зеленые, баксы, отмывать и т. д. Общеупотребительными даже в официальной речи стали слова: тусовка, тусоваться, разборка, беспредел. Популярным у молодежи стало слово "безумно”, не всегда правильно отражающее смысл: "торт безумно вкусный”, "фильм безумно трогательный”, "она мне безумно приятна”. Не менее яркой чертой сегодняшнего языкового развития можно считать и засорение речи заимствованиями. Заимствования стали не просто модными словечками в речи школьников: сленг (жаргон), паблисити (реклама), шоу (зрелище), дисплей (экран), хит (шлягер), а необходимыми. Разве в нашем языке недостаточно ясных, чистых слов, понятных каждому человеку, которые не требуют замены?

Вот почему актуальной становится проблема сохранения чистоты, лексического богатства русского языка, бережного к нему отношения.

Цель проекта : привлечение внимания школьников к необходимости бережного отношения к русскому языку, повышения культуры речевого общения.

Проверка гипотезы, методы : Для проверки своей гипотезы методами исследования я выбрала: анкетирование, анализ литературы, публицистических источников, текстов для сочинений на ЕГЭ, проведение акции. 4

2. Основная часть.

Конечно, есть. Это разный словесный мусор.

2.2.Что такое словесный мусор?

От чего нужно очистить великий и могучий

Молодёжный жаргон часто называют сленгом (от английского slang) или арго (от французского argot). Сленг противостоит официально общепринятому языку, и, хотя лингвисты продолжают уверять, что он употребляется только представителями узкого круга лиц, принадлежащих той или иной социальной или профессиональной группы, я считаю, что жаргонизмы и сленг давно перешагнул эти границы, а употребление жаргонизмов школьниками становится практически бесконтрольным, часто заменяют общепринятые литературные слова. Расширяется пропасть между общепринятым разговорным языком и сленгом, и это не следствие демократизации общества, как пишут некоторые языковеды, а, как кажется, вульгаризация общественной жизни.

Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость,

самостоятельность, выделиться среди всех. Самый легкий способ напустить на себя туману и говорить каким-нибудь непонятным, таинственным языком.

Мы предложили нашим школьникам задание перевести такие фразы, которых не знал русский человек ещё лет сто назад:

  1. Я торчу от этой песни (она мне нравится).
  2. Ловлю кайф (получаю удовольствие).
  3. Косяк (сделать что- то неправильно)
  4. Выделываться (вести себя вызывающе).
  5. Прикол (шутка).
  6. Отпад (замечательно).
  7. Тащиться (быть в восторге).
  8. Офигеть (здорово)

Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает.

Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э.Мошковской:

Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.

Некоторые из этих слов употребляются множеством людей. Но к месту и не часто. О том, что человек имеет привычку произносить слова-паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение.

Слова-паразиты, несомненно, заслуживают того, чтобы объявить им войну. Если кто-то имеет такую привычку, советую срочно провести генеральную чистку и дезинфекцию своей речи.

Слово – дело великое. Великое, потому

что словом можно соединить людей и

разъединить их, словом можно служить

любви, словом же можно служить вражде и

В наше время вопрос о проблеме сквернословия очень актуален. Ведь один из компонентов общей культуры человека – это речевая культура, интеллект и мысли. А выражать свои мысли мы можем только с помощью слов. Но сегодня мы все чаще слышим бранные и вульгарные выражения, которые наши предки использовали лишь тогда, когда вызывали злых духов.

С абсолютной уверенностью можно сказать, что большинство подростков и взрослых, употребляющих в своей речи бранные слова, даже не догадываются, как ужасно влияние произносимых ими слов.

Что такое сквернословие?

Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, нецензурная лексика.

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие – это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например, популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни

человека. Ведь слово – не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень

Берегите чистоту языка, как святыню!

Никогда не употребляйте иностранных слов!

Русский язык так богат и гибок,

что нам нечего брать у тех, кто беднее нас!

Эти слова прочно вошли в русский язык и закрепились в нём, потому что не имеют русских аналогов. Я убедилась, что невозможно полностью отказаться от использования заимствований, но мы должны помнить о разумном и умелом использовании их в нашей речи. Очень много заимствованных слов, которые а) не имеют никакого смысла; б) имеют аналоги в русском языке.

2.3.Хотите жить долго – говорите только хорошее

Ученые доказали: слова могут разрушать живые организмы на молекулярном уровне.

Только сейчас практически вслепую мы на ощупь пытаемся разобраться с тем, чем еще в древние времена пользовались наши предки. Заговоры, останавливающие кровь.

Читайте также: