Что такое письменное или напечатанное сообщение адресованное одному человеку или группе людей

Обновлено: 07.07.2024

Однако в процесс общения включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением — эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Эмпатия — способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова.

Выделяют три уровня развития эмпатии: первый уровень — низший: общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника; второй уровень — по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях другого человека; третий уровень — отличает умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия.

Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей — рефлексия; она предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия; но часто и обобщающие и частные выводы делаются на малом, ограниченном числе признаков, являются неверными и ригидными (то есть не корректируются с учетом конкретных ситуаций).

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:

1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

8. Эффект настойчивости" проявляется в том, что отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

9. "Эффект постоянства" Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то что накапливается новая информация о нем.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. Оно представляет собой объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Объяснение причин поведения человека может быть через внутренние причины (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности человека) либо через внешние причины (влияние внешних ситуаций).

Можно выделить следующие критерии анализа поведения:

• постоянное поведение — в сходных ситуациях поведение однотипно;

• отличающееся поведение — в других случаях поведение проявляется иначе;

• обычное поведение — в сходных обстоятельствах такое поведение свойственно большинству людей.

Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.

2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен, и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно это событие считать основной причиной совершенного поступка.

3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.

Мы совершаем эту ошибку атрибуции отчасти потому, что, когда наблюдаем за чьим-либо действием, именно эта личность находится в центре нашего внимания, а ситуация относительно незаметна. Когда мы сами действуем, наше внимание обычно направлено на то, на что мы реагируем — и ситуация проявляется более явно.

5. Культура также влияет на ошибку атрибуции. Западное мировоззрение склонно считать, что люди, а не ситуации являются причиной событий. Но индусы в Индии с меньшей вероятностью, чем американцы, истолкуют поведение с точки зрения диспозиции, скорее они придадут большее значение ситуации.

На восприятие людей влияют стереотипы — привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем, скудной информацией. Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей в детстве, от средств массовой информации. Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей.

На восприятие людей влияют и предубеждения — эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная их самих, ни мотивов их поступков.

На восприятие и понимание людей влияют установки. Установка — это неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.

Установки имеют три измерения:

• когнитивное измерение — мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета;

• аффективное измерение — положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации,

• поведенческое измерение — готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека.

2) на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях;

1. Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.

2. Если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.

3. Не давай оценок. Помни: обратная связь — это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебе в связи с этим человеком, с тем, как ты воспринимаешь данного человека, что тебе приятно и что тебе неприятно.

1. Эмпатия. Три уровня развития эмпатии. Рефлексия и взаимоотражение. Факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Закономерности атрибуции. Обратная вязь в общении.

Однако в процесс общения включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением — эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Эмпатия — способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова.

Выделяют три уровня развития эмпатии: первый уровень — низший: общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника; второй уровень — по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях другого человека; третий уровень — отличает умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия.

Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей — рефлексия; она предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия; но часто и обобщающие и частные выводы делаются на малом, ограниченном числе признаков, являются неверными и ригидными (то есть не корректируются с учетом конкретных ситуаций).

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:

1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

8. Эффект настойчивости" проявляется в том, что отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

9. "Эффект постоянства" Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то что накапливается новая информация о нем.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. Оно представляет собой объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Объяснение причин поведения человека может быть через внутренние причины (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности человека) либо через внешние причины (влияние внешних ситуаций).

Можно выделить следующие критерии анализа поведения:

• постоянное поведение — в сходных ситуациях поведение однотипно;

• отличающееся поведение — в других случаях поведение проявляется иначе;

• обычное поведение — в сходных обстоятельствах такое поведение свойственно большинству людей.

Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.

2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен, и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно это событие считать основной причиной совершенного поступка.

3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.

Мы совершаем эту ошибку атрибуции отчасти потому, что, когда наблюдаем за чьим-либо действием, именно эта личность находится в центре нашего внимания, а ситуация относительно незаметна. Когда мы сами действуем, наше внимание обычно направлено на то, на что мы реагируем — и ситуация проявляется более явно.

5. Культура также влияет на ошибку атрибуции. Западное мировоззрение склонно считать, что люди, а не ситуации являются причиной событий. Но индусы в Индии с меньшей вероятностью, чем американцы, истолкуют поведение с точки зрения диспозиции, скорее они придадут большее значение ситуации.

На восприятие людей влияют стереотипы — привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем, скудной информацией. Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей в детстве, от средств массовой информации. Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей.

На восприятие людей влияют и предубеждения — эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная их самих, ни мотивов их поступков.

На восприятие и понимание людей влияют установки. Установка — это неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.

Установки имеют три измерения:

• когнитивное измерение — мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета;

• аффективное измерение — положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации,

• поведенческое измерение — готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека.

2) на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях;

1. Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.

2. Если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.

3. Не давай оценок. Помни: обратная связь — это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебе в связи с этим человеком, с тем, как ты воспринимаешь данного человека, что тебе приятно и что тебе неприятно.

Однако из-за ограниченного пространства в дизайне публикации это право принадлежит признанным личностям и конкретным лицам, действующим в общественных интересах.

Есть много причин, которые могут побудить человека опубликовать письменное мнение. В основном он направлен на привлечение внимания общества к определенной проблеме, которая не получает должного внимания со стороны властей.

В этом смысле мы хотим начать диалог между разными сторонами, который вращается вокруг проблем, которые волнуют большую группу.

В зависимости от распространения, которое дается публикации, они могут оказывать влияние на действия и решения правительств, корпораций и в целом людей, принимающих важные решения.

И наоборот, открытые письма могут также выражать симпатию или описывать чувства к определенному человеку или персонажу из общественного достояния.

Особенности письма-заключения

Письма-мнения обычно создаются в социальной среде и предназначены для решения конкретной ситуации.

Расширение

Что касается длины, изделия этого стиля должны быть как можно короче. Достаточно четко и убедительно изложить конкретный момент.

Сосредоточен на основной теме

В отличие от эссе или других литературных произведений, письмо с мнением должно касаться центральной точки, с которой вы хотите иметь дело с самого начала, а не ждать, пока будет проявлено заключение.

Читатель должен быть в состоянии убедить себя в конце концов, что рассматриваемая проблема касается его и что она может повлиять на него тем или иным образом.

Объясните свое мнение

Письмо-мнение не должно просто описывать ситуацию или проблему, как любая другая информационная статья. Это должно выражать мнение автора о том, как действовать или улучшить в этом отношении.

Эти аргументы лучше всего выражаются с помощью примеров, которые иллюстрируют читателю сказанное, и некоторые из них исходят из особого опыта автора по этому вопросу. Определенным мнениям нужны причины или убедительные мнения, чтобы поддерживать их и выражать на протяжении всего письма.

Активный залог

Основной характеристикой постановки, такой как письменное мнение, является использование активного голоса. Использование этой формы естественно для читателя и не оставляет сомнений в намерениях человека, который пишет.

Также дается использование простого языка, максимально избегая использования технических деталей. Таким образом, можно включить читателей, которые могут не очень хорошо разбираться в рассматриваемой теме.

Резюме аргумента

Письмо с мнением обычно заканчивается призывом к действию для человека или группы людей, которым адресовано письмо.

Большинство газет и веб-сайтов сегодня предлагают некоторые инструкции о том, как они предпочитают получать такие пожертвования. В некоторых случаях можно включить графические изображения или фотографии, которые сопровождают письмо и определенным образом иллюстрируют некоторые из обсуждаемых вопросов.

Запчасти

Принимая во внимание характеристики, мы переходим к детализации частей, которые составляют письмо-мнение в целом.

2- Приветствие. Как и любое письмо, формальное или нет, его нужно начинать с приветствия. Идеально - поддерживать соответствующий язык в соответствии с иерархией или доверием человеку, которому он адресован.

3- Введение. Это постановка предмета, к которому нужно обратиться. В одном или двух абзацах писатель должен прояснить, о чем он собирается писать и кому это будет адресовано.

4- Аргумент. Большая часть письма. В этом писатель может развернуться, чтобы раскритиковать рассматриваемую тему.

7- Дата и подпись. Должны быть указаны имя автора письма и дата его публикации в СМИ.

Ниже приведен пример.

[TITLE] Письмо министру культуры

[ПРИВЕТСТВИЕ] Уважаемая госпожа министр культуры,

Футбол - это самый международный вид спорта, самый любимый и вызывающий самые большие страсти на земле. Истинное и оправданное безумие. Мне может противодействовать только футбол, но, в конце концов, лучше чувствовать безумие из-за чего-то здорового, например, спорта, чем из-за других пороков или бизнеса, которые также перемещают огромные суммы денег.

В любом случае, стоит ли человек 100 миллионов евро? Очевидно, что если он приносит прибыль, которая делает их прибыльными, то да, и самый очевидный случай - это португальский Криштиану Роналду.

Таким образом, они могут получить представление обо всем, что могут создать такие люди, как Криштиану Роналду, Неймар, Дэвид Бекхэм, или футбольное фиаско, подобное Кака. У них будет высокая цена по сравнению с тем, что большинство футбольных команд используют в своих трансферах, но, без сомнения, прибыль, которую они генерируют, в конечном итоге делает их дешевыми. Я сам заплатил бы пустой чек таким игрокам, как Криштиану Роналду, Месси или Дэвид Бекхэм, если бы мог.

[ЗАКЛЮЧЕНИЕ] Если вы, госпожа министр культуры, возьмете руки за голову, потому что спорт нельзя рассматривать как бизнес, я надеюсь, вы поступите так же, когда заплатите 250 миллионов долларов за Сезанна.

[ПРОЩАЛЬНЫЙ ПРИВЕТ] Сердечный привет,

[ДАТА И ПОДПИСЬ] 12 марта 2020 г., Альберто Кахаль

Примеры писем-отзывов

Письмо из Бирмингемской тюрьмы

Автор: Мартин Лютер Кинг-младший.

Адресовано: Представителям духовенства

Заявление солдата

Автор сценария: Зигфрид Сассун

Адресовано: британским военачальникам.

Извините!

Автор сценария: Эмиль Золя

Адресовано: Фелиз Фор (президент Франции)

Письмо школьному совету Канзаса

Сценарий: Бобби Хендерсон

Адресовано: Школьный совет Канзаса

Письмо фанатам

Сценарист: Билл Гейтс:

Адресовано: компьютерным энтузиастам

С другой стороны, письменное общение является наиболее обычной формой формального общения между людьми и выполняет различные социальные функции. Среди его использования, это очень часто используется, чтобы зарегистрировать различные типы событий и выполнить межличностные взаимодействия.


С другой стороны, письменное общение по сути является творческой деятельностью, которая требует сознательных усилий. Это усилие исходит от стимулов, производимых умом.

Этим он отличается от орального, где они накапливаются снаружи сенсорными рецепторами. Письменные, с другой стороны, происходят из внутренней интеллектуальной деятельности.

черты

Ограниченные циклы

Мало места для резервирования

Письменная запись ограничивает возможность резервирования. В устном общении жесты и паравербальные элементы, такие как интонация, поддерживают вербальный язык.

На самом деле письменное общение имеет высокую социальную ценность. Эта оценка уменьшается с повторением слов и использованием одних и тех же синтаксических паттернов. Здесь преобладают оригинальность и даже формальные инновации.

Предыдущее планирование

тип

Что касается типов письменного общения, существует столько же, сколько и разнообразных областей человеческой деятельности. Таким образом, каждый раз некоторые (телеграммы) исчезают, а другие появляются (например, электронная почта). Далее будут описаны только некоторые из них..

памяток

В этом типе связи, как правило, существуют заранее установленные форматы. Основное правило, которое необходимо выполнить, включает правильное написание и личное и иерархическое уважение Способ написания должен быть прямым и без каких-либо знакомств.

информация

В зависимости от характера и цели отчета могут существовать предварительно установленные форматы. Тем не менее, в общих чертах, отчет должен содержать краткое введение, основные цели и результаты..

В некоторых случаях графики и таблицы включены для облегчения понимания результатов. Точно так же многие отчеты содержат список рекомендаций..

литература

Брошюры - это публикации, в которых компании представляют свои продукты и услуги. Они также публикуются, чтобы помочь торговым представителям в их визитах к клиентам..

Компании выпускают брошюры разных форм и размеров. Некоторые брошюры имеют размер букв, другие сложены пополам или в трех разделах.

С другой стороны, они характеризуются красочностью и изобилием изображений в своих основных продуктах или услугах. Тексты немногочисленны и содержат много свободного места, поэтому буклет легко читается..

электронная почта

В настоящее время электронная почта является очень распространенной формой общения. Они используются для отправки документов, организации встреч, подтверждения назначений и связи с кандидатами на работу. Кроме того, они нанимаются для решения личных вопросов.

Даже если они используются в некоммерческих целях, существуют определенные соглашения, которые необходимо соблюдать, чтобы избежать негативных реакций. Среди них можно упомянуть правильное написание имен и названий, правильное использование знаков препинания и правильное соответствие предложений и абзацев.

предложения

Предложения являются документами, которые описывают будущие проекты. Они обычно имеют только одну или две страницы. Они включают в себя связанные с этим расходы по каждой конкретной задаче проекта..

Другие расходы, не относящиеся к проекту, могут быть включены, например, расходы на печать, почту и почтовые расходы..

буквы

телеграммы

Аналогичным образом, формы вежливости были, как правило, стандартными и сокращенными формами (г-н для г-н, г-жа, для г-жа и другие аналогичные). Как и в письмах, их использование сокращается с развитием электронных СМИ.

факсы

Элементы письменного общения

В целом считается, что тремя основными элементами письменного общения являются структура (форма контента), стиль (письмо) и контент (тема)..

Что касается структуры, это помогает читателям понять тему. Вот почему рекомендуется разобраться в целях, прежде чем начать писать.

Наконец, что касается предмета, это может быть очень разнообразно. Все области человеческого взаимодействия могут быть объектом письменного общения. Это включает в себя от научных предметов до личного через законы и процедуры.

выгода

Постоянство во времени

Механизм управления

Благодаря возможности постоянства во времени письменное общение идеально в качестве инструмента контроля. Контрольные листы или результаты, законы, соглашения, среди прочего, являются документами, которые чаще всего обрабатываются через этот способ связи.

сохранение

Более высокий уровень отражения

Меньшая вероятность искажения и интерпретации

недостатки

расходы

Письменное общение не экономично. Существуют затраты, связанные с материалом (среди прочего, бумагой и чернилами), а также трудом, который используется для написания и доставки писем. Эти расходы могут увеличиваться в зависимости от физического расстояния между отправителем и получателем..

Умение эффективно понимать

обратная связь

Сложность выражения эмоциональности

Будучи рефлексивной средой, в письменном общении сложнее выразить эмоциональность. Фактически, поэты и художники, которые используют эту среду, чтобы выразить красоту и эмоции, используют методы, которые трудно использовать. Иногда они успешны, но в других они не выполняют цель передачи эмоциональности художника.

Этот тип общения известен как холодный, безличный и контрастирует с другими формами общения, которые могут включать в себя словесные и жестовые особенности. По этой причине он чаще используется при передаче информации, в которой важна достоверность фактов..

Задержка или неопределенное получение

Недостаток гибкости

Разговор

Наша жизнь практически полностью состоит из общения. Поэтому оно представляется нам естественным, очень простым и понятным процессом. Но с точки зрения психологии, общение – это система с очень сложной внутренней структурой. Сегодня мы поговорим о том, что оно собой представляет, как устроено, каким бывает и какие функции выполняет.

Что такое общение?

Общение – это взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен информацией, идеями и эмоциями. Оно может происходить как между отдельными индивидами, так и между группами людей. Общение – комплексное понятие, включающее в себя такие аспекты как:

С точки зрения психологии, общение – это взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене познавательной или эмоционально-оценочной информацией. Оно является проявлением межличностных отношений или ведёт к их формированию и развитию. Любое общение подразумевает наличие содержания (передаваемой информации) и цели (причины, по которой стороны вступают во взаимодействие).

Средства общения

Существует большое количество способов кодирования и каналов передачи информации. Общение возможно лишь тогда, когда обе стороны владеют подходящим способом кодирования и способны воспользоваться каналом передачи. Все существующие средства общения принято делить на две категории: вербальные и невербальные.

1. Вербальные средства общения

В эту категорию входят все способы общения, подразумевающие использование речи (устной, письменной или какой-либо ещё).

Примеры вербальной передачи информации:

Общим для всех этих способов является то, что они подразумевают передачу слов, состоящих из букв, закодированных определённым образом. Таким образом, вербальные средства общения определяются не каналом передачи информации, а способом её представления.

2. Невербальные средства общения

К невербальным средствам общения относятся способы передачи информации, которые не подразумевают кодирования речи. Они могут зависеть или не зависеть от воли отправителя. К примеру, человек может подмигнуть, осознанно вложив дополнительный смысл в свои слова. А дрожащий голос может выдать волнение говорящего против его воли.

Примеры невербальной передачи информации:

  • особенности почерка, выделение слов;
  • мимика, жесты, поза (кинестетические средства);
  • приближение или отдаление;
  • интонация и скорость речи, особенности голоса, паузы;
  • символы, знаки и пиктограммы.

Характерной особенностью невербальных способов передачи информации является их относительная независимость от языка общения. Хоть их и нельзя назвать культурными универсалиями, большинство людей понимает их правильно.

Цели общения

Цели общения – это совокупность причин, заставляющих людей инициировать процесс обмена информацией и участвовать в нём. Все возможные цели общения можно разделить на две группы: функциональные (решающие определённую задачу) и объектные (связанные с поиском и выбором партнёра).

Основные функциональные цели общения:

  • обмен информацией, выгодный обеим сторонам или одной из них;
  • получение помощи;
  • оказание помощи другому человеку;
  • получение эмоционального отклика (похвалы, сочувствия, солидарности, сопереживания);
  • координация взаимодействия (в работе, игре или иной совместной деятельности);
  • приобщение к коллективу или социальной группе путём принятия идей, ценностей, принципов, моральных норм и прочих установок;
  • влияние на взгляды и поведение собеседника;
  • самовыражение, проявление своих умений и способностей;
  • получение удовольствия от самого процесса общения.

Объектные цели общения – это цели, связанные с поиском и выбором партнёра. В зависимости от того, о каком партнёрстве идёт речь (постоянном или ситуативном, личном или рабочем), важными являются разные факторы (возраст, пол, образование, симпатия, близость проживания). Выяснение этих факторов и понимание того, уместно ли такое партнёрство, является объектной целью.

Этапы общения

Весь процесс общения можно разделить на 5 этапов:

Функции общения

Существуют разные подходы к классификации функций общения. В современной психологии одним из наиболее точных считается подход советского психолога Владимира Панферова. Он выделил 6 функций:

  • Коммуникативная. Взаимодействие между людьми на разных уровнях (межличностное, групповое, общественное).
  • Когнитивная. Общение является основным источником познания, получения опыта, развития когнитивных способностей.
  • Информативная. Данная функция состоит в передаче информации разной степени важности.
  • Креативная. В процессе общения формируются, меняются и развиваются социальные связи между людьми.
  • Конативная. У людей есть социальные роли, которые как-то соотносятся между собой (например, начальник и подчинённый). Конативная функция состоит во взаимодействии этих ролей.
  • Эмотивная. Данная функция обеспечивает обмен эмоциями.

Виды общения

В зависимости от того, как собеседники воспринимают друг друга, можно выделить несколько характерных видов межличностного общения:

Стороны общения

Психологи считают общение сложной системой, которая включает три подсистемы (стороны общения):

  • Коммуникативная сторона общения. Данная подсистема объединяет процессы, направленные на обмен знаниями, мнениями и идеями с использованием как вербальных, так и невербальных средств.
  • Перцептивная стороны общения. Это восприятие людьми друг друга, формирование мнения о личности в процессе взаимодействия и общения.
  • Интерактивная сторона общения. Это всевозможные виды взаимодействия, возникающие при совместной деятельности людей (действия, выполняемые вместе, либо действия одного человека, влияющие на другого).

Роль общения в человеческой жизни

Личность человека формируется в процессе социализации, а основу этого процесса составляет именно общение. Поэтому можно без преувеличения сказать, что общение – важнейший фактор формирования личности. Кроме того, на общении построены все сферы жизни общества, и каждый человек постоянно общается с другими людьми в своей повседневной жизни.

Общение позволяет нам адаптироваться, находить место в обществе, улучшать своё положение и получать различные блага. А значит, от нашего умения общаться напрямую зависит качество нашей жизни. У каждого человека есть минимальные навыки общения от природы, но для достижения успеха их необходимо совершенствовать. Поэтому к общению надо относиться не просто как к форме взаимодействия с окружающими, но и как к важному навыку, который нужно развивать.

Читайте также: