Что такое негативное сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Руденко М. О.

Современные масс-медиа создают огромное количество негативной информации . Сцены жестокости , насилия, убийств, катастроф, эпидемий заполнили СМК . Подобная информация во всем ее многообразии способна оказывать воздействие на человека. Особое внимание привлекает телевидение, так как именно оно способно особенно ярко и красочно передать негатив зрителю. Подтверждение этому мы находим в огромном количестве телепередач, транслируемых на телевидении.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Руденко М. О.

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ № 2/ 2014

НЕГАТИВНАЯ МЕДИЙНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА

Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

Аннотация: Современные масс-медиа создают огромное количество негативной информации. Сцены жестокости, насилия, убийств, катастроф, эпидемий заполнили СМК. Подобная информация во всем ее многообразии способна оказывать воздействие на человека. Особое внимание привлекает телевидение, так как именно оно способно особенно ярко и красочно передать негатив зрителю. Подтверждение этому мы находим в огромном количестве телепередач, транслируемых на телевидении.

Ключевые слова: медиа, СМК, СМИ, негативная информация, воздействие, криминал, жестокость.

Negative information in mass media and it's influence on people

M.O. Rudenko, Saint-Petersburg State University of cinema and television

Abstract. Contemporary mass media produces a lot of negative information. Scenes of cruelty, violence, murders, disasters, epidemics filled up the media product. Such information in all its variety can have impact on people. Television attracts special attention, because it can reproduce negative information especially vividly and graphically. This is confirmed by the great number of telecasts on TV.

Key words: mass media, negative information, influence, criminal cases, cruelty.

Одним из самых распространенных способов получения ин-

Какие же каналы предпочитают россияне? Статистика, составленная социологами согласно рейтингам телеканалов выглядит следующим образом: список самых популярных телеканалов возглавил Первый (61%), Россия 1 (55%), НТВ (49%), ТНТ (24%), СТС (19%), РЕН ТВ (17%), Россия 2 (Спорт)- 14%, Домашний (13%), Пятый канал (12%), Звезда (12%), Россия К (Культура) - 12%, ТВ Центр (10%) и т.д.[Добрынин, 2013].

жат сцены насилия, убийств, рассказывают о жестокости, несправедливости жизни.

На это есть несколько причин.

По некоторым данным, на частом показе смерти настаивают рекламодатели. Специалисты по рекламе, придерживаясь учения Фрейда, считают, что зрелище смерти сильнее всего возбуждает внимание и интерес телезрителей и читателей, так как удовлетворяет подсознательный комплекс Та-натоса (Танатос термин, используемый для обозначения влечения к смерти.

В древней мифологии Танатос - это бог смерти. Представление о влечение к смерти появилось в поздних работах З.Фрейда. Речь шла о дуалистической концепции, в соответствии с которой первичными влечениями человека признавались противостоящие друг другу влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти, разрушению, агрессии. По аналогии с Эросом влечение к смерти было названо в психоанализе Танатосом [Полищук, 2003].

персонаж из этого телефильма.

Во-вторых, критиковать гораздо легче, чем хвалить. К тому же, негативная новость всегда вызывает массу эмоций, критики, сплетен и разговоров, в отличие от чего-то доброго и хорошего. В силу психологического механизма сопереживания, эмпатии, эмоционального резонанса подобное зрелище вызывает у многих телезрителей чувство сострадания, снижение настроения, тревогу за своих близких, которые могут оказаться в кризисных или чрезвычайных ситуациях [Полищук, 2003].

Сейчас на телевидении можно встретить обилие подобной информации - передачи о НЛО, заре нашей цивилизации, необъяснимых явлениях и тому подобное.

Какие же приемы использую журналисты, чтобы усилить воздействие на аудиторию? Конечно же, в первую очередь, это зрительные образы, но, не меньшее значение играют и лексические средства.

- общий страх населения (перед природными катаклизмами, криминалом, страх за собственное будущее и т.д.), как следствие рост паника и суицидальные настроения в обществе, рост смертности;

- рост преступности (особенно среди подростков и молодежи, бессознательно копирующих поведение телевизионных героев);

- безразличие и недоверие к окружающим (все чаще даже агрессия);

- понижение общего культурного уровня, т.к. телевидение ориентируется на низшие потребности человека;

- решение большинства проблем исключительно грубой силой, как это пропагандирует современное ТВ;

И этот список можно продолжить. Все вышеперечисленное не может не вызывать опасений за наше будущее.

Но есть ли возможность изменить данную ситуацию, уменьшить количество негатива на экранах телевизоров?

В идеале, это возможно. Но вот в реальности. вряд ли какой-либо телеканал откажется от прибыльного шоу или передачи в пользу образовательной или культурной программы, не приносящей

дохода. Негатив дает рейтинги, а следственно, и прибыль. Для аудитории остается лишь один выход -научиться ориентироваться в обилии информации, перепроверять ее, рассматривать с других точек зрения и внимательно анализировать все, увиденное и услышанное.

Фото: Shutterstock

На самом деле единого понимания, кто такие хейтеры, до сих пор не существует. Как это часто бывает с новыми феноменами, название дали сами люди, которые начали сталкиваться с негативными комментариями в Сети. Они использовали уже существующее слово: в широком понимании, хейтер (от англ. hate — ненависть) — это человек, который что-либо ненавидит. Конечно, люди, активно проявляющие свою нелюбовь к кому-то или чему-то, родились и живут не только в Сети. Но расцвел хейтинг именно в интернете.

Хейтинг отличается от критики, которая, как правило, имеет под собой основание, пусть и субъективное. Критик может перечислить аргументы, которые лежат в основе его точки зрения. Из конструктивной критики, в отличие от комментариев хейтеров, можно даже извлечь пользу. Хейтинг же отличает отсутствие доказательной базы и, тем более, объективности. По словам психолога, кандидата психологических наук и блогера Ларисы Сурковой, целью хейтеров не является сколько-нибудь рациональный диалог с человеком, на которого они обращают внимание. Главное для них — дать выход своим эмоциям. Задача максимум — стать замеченным и спровоцировать негативную реакцию у объекта атаки.

Причины хейтинга

Профессор МГППУ, доктор психологических наук Владимир Кудрявцев выделяет такие глубинные причины поведения хейтеров в сети:

Хейт-фолловинг: почему люди подписываются на блогеров, которые их бесят

Этот эффект частично объясняет популярность, например, Instagram. Платформа позволяет превратить телефон в карманную станцию для генерации таких эмоций. Когда человек подписывается на блогера и наблюдает за ним каждый день, у него формируется сильная эмоциональная привязанность. И мозгу неважно, положительная она или отрицательная: он хочет продолжать подпитывать эту привязанность и продолжать получать эмоции.

Фото:Shutterstock

Хейтинг — это интернет-феномен

Жизнь людей все больше приобретает гибридный формат, начинаясь в реальности и продолжаясь в Сети. Согласно отчету Facebook для инвесторов, в сентябре 2021 года число людей, использующих как минимум один продукт корпорации (Facebook, WhatsApp, Instagram или Messenger), составило 3,58 млрд. Активная аудитория YouTube оценивается в 2 млрд человек. Часть этих людей, руководствуясь своими внутренними психологическими причинами, использует соцсети как инструмент эмоциональной разрядки, иногда — за счет других людей.

Мотивы, которые побуждают хейтеров оставлять негативные комментарии существовали всегда. Но с развитием социальных сетей проявлять токсичность стало особенно удобно. Это связано со спецификой интернет-среды:

Во время пандемии COVID-19 стало больше хейтеров

Пандемия коронавируса привела в социальные сети еще больше пользователей. В условиях локдаунов экраны смартфонов стали окнами в мир для миллионов людей. Специалисты компании Kantar, занимающейся аналитикой данных, подсчитали, что в первую волну пандемии использование социальных сетей возросло более, чем на 60%.

Чувство одиночества, сокращение или потеря дохода, общий спад активности привели к шокирующим уровням депрессии. Исследователи Бостонского университета выяснили, что в начале пандемии эти показатели выросли втрое.

В итоге, подавленные люди, лишенные опоры, но с большим количеством свободного времени, стали активнее ненавидеть в Сети.

Формы хейтинга

Роли хейтеров

Лариса Суркова отмечает, что большинство хейтеров — это глубоко несчастные люди, которые обозлены на весь мир. Хотя универсальной классификации хейтеров не существует, некоторые психологи метафорически разделяют их на следующие подвиды:

Регулярный и ситуативный хейтинг

Суркова отмечает, что часто хейтеры бывают ситуативными. Например, проезжавшая мимо машина облила водой из лужи, или поругал начальник, — надо выпустить пар. Конечно, это можно сделать в живом общении. Но проще, быстрее и с меньшим риском серьезных последствий добиться той же цели в интернете. Выплеснув свою злость на чужой странице, человек может продолжить заниматься своими делами и вскоре забыть и про досадный инцидент, и про объект сиюминутного хейта.

Но есть также и регулярные хейтеры, которые долгое время следят за страницей и методично оставляют негативные комментарии. Как правило, эти люди обладают большим количеством свободного времени. Они не находят ему лучшего применения, чем попробовать испортить чужой день, даже понимая, что, скорее всего, их комментарии растворятся в тысячах других.

Кибербуллинг как экстремальная форма хейтинга

Опасность кибербуллинга в его систематичности и реальной цели нанести вред, пусть иногда до конца и не осознаваемой. Это — повторяющиеся эпизоды, совершаемые, чтобы напугать, разозлить или опозорить человека. Иногда кибербуллинг приводит к летальным исходам для его жертв.


Кто может стать жертвой хейтинга

Селебрити

Обычные пользователи

Иногда социальные сети намеренно используются как инструмент для сведения личных счетов. Во-первых, соцсети позволяют получить контакты окружения жертвы, что может стать полем для манипуляции и шантажа, например, если хейтер добыл какую-либо компрометирующую информацию. Второй момент — это удобство преследования, когда знакомую жертву можно продолжать оскорблять на расстоянии и буквально не давать ей передышки.

Хейтинг у подростков

Это проблема особенно актуальна в среде подростков и молодых людей, для которых социальные сети являются неотъемлемой частью жизни. Поколение Z или люди, родившиеся после 1996 года, не знают мира без социальных сетей. Логично, что их конфликты часто перетекают из оффлайн в онлайн. Согласно результату исследования Pew Research, 59% подростков в США сталкивались с кибербуллингом в таких его проявлениях как оскорбления, распространение слухов, прямые угрозы и прочее.

Неокрепшая психика подростков особенно восприимчива к негативу в сети. В 2021 году бывшая сотрудница Facebook Фрэнсис Хауген передала журналистам Wall Street Journal внутренние документы компании, демонстрирующие неблаговидные факты о принципах работы ее продуктов. В частности, эти документы содержали информацию о влиянии Instagram на психику девочек-подростков. Они свидетельствуют, что у 13,5% девочек с суицидальными наклонностями при использовании соцсети настойчивее проявлялось желание покончить с собой, в то время как 17% отметили, что Instagram спровоцировал у них расстройство пищевого поведения.

Фото:Unsplash

Компании

Жертвой атаки хейтеров могут стать не только люди, но и бизнесы. Известны примеры, когда на компании обрушивались волны негативных комментариев или запускались флешмобы с призывами бойкота. Часто такие атаки становятся следствием ошибочных или слишком рискованных маркетинговых ходов. При этом непоследовательность PR-стратегии может навлечь хейтеров из разных лагерей.

Маркетинговый консультант Линор Горалик выделяет четыре этапа раскручивания хейтерской атаки против бренда. Зарождаясь в комментариях на корпоративной странице в соцсети, она продолжается в репостах, далее переходит в СМИ, и может перерасти в волну активизма вплоть до призывов к бойкоту.

Как противостоять хейтерам

Лариса Суркова, аккаунт которой в Instagram насчитывает 2,7 млн подписчиков, сама имеет опыт взаимодействия с хейтерами. Она предлагает такую стратегию поведения:

Люди телевизоры

Начнем с того, что первоначально человек не был создан для того, чтобы воспринимать такое огромное количество негативной информации, которая в последнее время на нас обрушивается. Отсюда одна из основных причин болезней, которых в последнее время стало так много. Вспомните даже раньше, несколько лет назад люди жили более спокойно. Максимум один-два раза в год могли услышать какую-то плохую новость о том, что в соседнем селе сдохла корова или умер дедушка, которому уже было 98 лет.

Влияние негативной информации

Мы не должны быть источником страха для других людей, а также будьте внимательны к тому, что Вы слышите от других людей! Это очень важно, более чем Вы можете себе представить. Стоит Вам лишь впустить страх в свое сердце, как он начнет управлять Вами, Вашим здоровьем, самочувствием и жизнью! Лучше остановите такого человека, переведите тему разговора в другое русло, уйдите или ограничьте до минимума общение с такими людьми. Так Вы сохраните свое душевное равновесие, нервы и свое здоровье!

Уже давно доказано учеными, что добрые слова, хорошая информация и позитивное настроение оздоравливает в то время, как все негативное, наоборот, нас разрушает. Хотите не болеть, всегда чувствовать себя хорошо? Просто выключите все источники негатива! Не можете, тогда продайте. Выкиньте их в конце концов – это обойдется Вам намного дешевле, чем Ваше здоровье и лекарства, потраченные на него!

Из причин ради которых тоже стоит отказаться от просмотра телевизора, ленты новостей в ноутбуке стоит также Ваше драгоценное время. Вы же не раз замечали, как долго Вы можете сидеть на диване и смотреть все это вместо того, чтобы это время посвятить своим близким, общению с ними или же просто пойти погулять на улицу и подышать свежим воздухом. Так, незаметно, проходит вся наша жизнь, о которой потом и нечего вспомнить. Ведь Ваши дети потом не будут помнить о том, как сидели долго с Вами у телевизора, но они, обязательно, запомнят, как вместе с Вами ездили в горы, лес или просто гуляли по парку!

Люди телевизоры

Смотря телевизор каждый день мы также становимся подопытными “кроликами”, которым внушается все подряд, не оставляя нам выбора подумать самим. Начиная от того, что все рекламы лекарств внушают нам, что мы уже больны всеми болезнями мира и именно эти лекарства нам обязательно помогут, и заканчивая тем, что вообще все рекламы на телевидении созданы для того, чтобы на нас заработать. Заметьте, как дети любят смотреть рекламы, а это именно потому, что они сделаны так, чтобы влиять на наше подсознание, а детки – эта такая категория общества, которая больше всего подвержена этому влиянию из-за еще не сформированной психики. Поэтому уберите детей от экранов, ведь это разрушает их. Они, как губка, впитывают все без разбора, ведь еще не понимают – хорошо это или плохо.

Чего лишь стоят сегодняшние мультики? Это же в большинстве своем тихий ужас. Какие-то монстры, телепузики, и всякие другие неземные существа , на которые даже страшно смотреть, учат наших детей “жизни” и это все благодаря нашей безразличности и лишь бы детки были чем-то заняты! Но таким образом мы лишь оказываем нашим детям “медвежью услугу”. Просто Вы потом не спрашивайте, почему Ваш ребенок стал таким раздражительным и неуправляемым, почему ему снятся каждую ночь кошмары, и Вы не можете его ничем успокоить? Дети должны научиться занимать себя сами! Они должны научиться спокойно находиться в одиночестве, если ,конечно, у родителей нет времени!

Телевизор насилие

Слишком много насилия, убийств, грубости и несдержанности пропагандирует наши телевизоры, интернет сегодня. На этом всем растут наши дети, они смотрят это каждый день, а потом мы удивляемся, откуда такая развращенность, неуважение к родителям, грубость, отверженность и т.д.

Причин, по которым не стоит смотреть все подряд, очень много и мы не будем называть их всех. Достаточно того, что мы уже рассказали, а также то, что большинство умных, успешных и преуспевающих людей никогда так не делают. Это доказанный факт! И Вам решать, смотреть и слушать все без разбора или нет, ведь только Вы ответственны за свое здоровье и жизнь!



Кто в группе риска

Как справляться?


Важным аспектом взаимодействия с поступающей информацией является навык её фильтровать. Используйте только проверенные источники, например, издания с выстроенной годами репутацией: деловые и т.д., говорит психолог Шепелева.


Читайте также: