Что такое метод сообщение

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Характеристика методов, применяемых в коррекционных группах

Объяснение – это истолкование отдельных понятий, явлений, правил, приемов работы инструментами, содержания наглядных пособий и правил их применения, а также слов и терминов. Этот метод широко применяется в коррекционных группах на различных уроках. Так на уроках географии, истории, спецтехнологии, материаловедения и уроках п/о необходимо объяснение новых слов для понимания читаемого или сообщаемого материала. Эта необходимость связана с тем, что у умственно отсталых учащихся ограниченный словарный запас, содержание многих распространенных слов и особенно специальных терминов они не понимают.

Овладение географическими, историческими специальными понятиями и терминами – объективно сложный процесс для учащихся коррекционных групп так как для формирования понятий необходима специальная активность мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, привлекать имеющийся опыт. В силу недостатков познавательной деятельности учащихся плохо усваивают смысл понятий, не дифференцируют главные и второстепенные признаки, подводят под одно понятие прямо противоположные, не могут оперировать усвоенными понятиями при изучении нового материала. Поэтому на этапе объяснения понятий педагог прибегает к различным сочетаниям методических приемов. Объяснение сопровождается демонстрацией наглядных пособий различной модификации, на которых в изучаемых объектах показаны их главные, существенные черты и второстепенные. Используются упражнения на классификацию существующих признаков. Активно включается прием сравнения.

Особенности развития умственно отсталых учащихся диктуют ряд условий, которые необходимо соблюдать при использовании этого метода; для объяснения подбирается небольшой по объему и доступный материал; изложение его должно быть непродолжительным. Объяснение сопровождается демонстрацией наглядности или показом способов выполнения приемов работы инструментами и т.д. В случае необходимости объяснение могут сочетаться с практическими действиями учащихся с дидактическим материалом; во время объяснения возможны вопросы к учащимся, чтобы активизировать их, проверить, понимают ли они объясняемое.

Объяснение применяется в основном при изучении нового материала, иногда при закреплении, если выясняется, что обучающиеся не поняли тот или иной материал.

Рассказ – это метод, предполагающий повествовательное изложение содержание учебного материала. В педагогике различают три вида рассказа: рассказ-вступление, направленный на подготовку учащихся к восприятию нового материала; рассказ-изложение, в котором раскрывается содержание новой темы; рассказ-заключение, цель его обобщить изученный на уроке материал, сделать выводы.

В первом случае преподаватель своим рассказом стремится создать положительное отношение к изучаемому, заинтересовать детей, в доступной форме сообщить им задачи предстоящей деятельности.

Рассказ-изложение применяется тогда, когда сообщаемый материал незнаком учащимся, или они имеют о нем отдельные несистематизированные и неточные сведения. Помимо рассказов, главная дидактическая цель которых заключается в изложении фактического материала, на уроках географии, истории, материаловедении применяются рассказы-описания. Их главная цель – создание у учащихся представлений, определенных образов о строительных объектах, исторических событиях. В коррекционных группах метод рассказа широко используется при изучении разных предметов.

Как мы уже отмечали, умственно отсталые обучающиеся не могут усвоить большой по объему материал, особенно, если в нем содержатся трудные для понимания понятия, явления. Поэтому рассказы должны быть небольшими по объему, содержать ограниченное количество новых сведений, достоверные и научно проверенные факты. Содержание должно раскрываться преподавателем конкретно, по плану, с четким выделением существенных моментов, доступным языком, включать новые слова и термины (которые в случае необходимости разбираются предварительно). Обязательным условием является эмоциональное и заинтересованное отношение педагога к сообщаемому. Целесообразно начинать рассказ с какого-либо занимательного вопроса, факта. Излагаемые сведения следует подтверждать примерами, сопровождать наглядной демонстрацией, прослушиванием звукозаписи, просмотром учебных кино и диафильмов.

При рассказе-описании большой эффект дают картинные планы, помогающие учащимся не только понять и запомнить различные сведения, но и более четко и образно представить объекты, события, явления. Кроме того, план рассказа педагога может быть записан на доске. По ходу изложения материала педагог обращается к плану, подчеркивая завершение одной части и переход к другой. Такого рода планы помогают учащимся не только в период приобретения знаний, но и служат опорой при их ответах на этапе закрепления.

В коррекционных группах обучение строится на широком использовании наглядности. Отдается предпочтение естественным натуральным предметам и иллюстративно-изобразительным средствам: рисункам, картинам, предметно-операционным и графическим планам и т.д.

Предметно-операционный план представляет собой ряд полуфабрикатов изделий, доведенных до разной степени готовности и расположенных в логической последовательности. Этот вид пособия и графические планы, техническая карта применяются в первую очередь для обучения учащихся умению планировать ход выполнения изделия на уроках п/о, а также служат наглядной опорой на этапе исполнительской деятельности, помогают осуществлять текущий самоконтроль. Используются и простейшие средства символической и схематической наглядности (подвижные таблицы, зарисовки, стрелки-указатели и контуры), элементы цвета для обозначения существенных признаков изучаемых объектов и явлений, условно-графическая запись.

В коррекционных группах, активно привлекается символическая и схематическая наглядность. Применение ее имеет определенно коррекционное значение, поскольку в сочетании со словесными методами она активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует пониманию ими связей между изучаемыми понятиями, дает возможность усвоить скрытые от непосредственного восприятия свойства и отношения изучаемых объектов, служит систематизацей приобретаемых знаний.

Однако наглядные средства смогут служить чувственной опорой для мыслительной деятельности детей-олигофренов только в том случае, если ими будут поняты условные обозначения, которые должны соотноситься с конкретными предметами и явлениями. Учащихся нужно учить пользоваться готовыми схемами и таблицами, а также динамическими графическими пособиями, символической наглядностью типа географических и исторических карт.

В коррекционных группах особенно полезно использование динамических графических пособий, которые могут строиться, например, на уроке приобретения новых знаний а) самим учителем, б) учащимися под непосредственным руководством учителя, в) учащимися самостоятельно. Выбор того или иного варианта зависит от темы и задач урока, информированности учащихся об изучаемом материале, их умении пользоваться такого рода пособиями. В результате последовательного поэтапного обучения умственно отсталые обучающиеся достаточно успешно овладевают умением составлять и пользоваться подвижными схемами разной сложности. Для этого готовится набор табличек со словами и словосочетаниями, обозначающими общие и частные понятия. По ходу беседы педагогом или учащимся таблички расставляются на магнитной доске в определенной последовательности и соединяются стрелками-указателями, показывающими связь между ними.

Однако применение символической наглядности в коррекционных группах ограничено, поскольку многие ее виды трудны для понимания умственно отсталыми детьми (сложные чертежи, графики, карты и т.д.). В ряде случаев процесс обучения требует использования отдельных видов наглядности, несмотря на их сложность для учащихся.

Для того чтобы применение наглядных средств обучения способствовало повышению эффективности процесса преподавания, необходимо учитывать ряд требований:

Следует подбирать такую наглядность, которая служит решению основной задачи обучения.

Важно заранее определить, на каком этапе урока, какой вид наглядности необходим, какая с ним будет проводиться работа (например, какая таблица будет служить подтверждением сказанному, из какого объекта обучающиеся с помощью учителя почерпнут новые сведения).

Строго ограничивать количество наглядных средств, применяемых на уроке, имея в виду, что с каждым из них нужно работать.

Не следует выставлять свою подобранную к уроку наглядность сразу, нужно демонстрировать ее последовательно.

Необходимо выбирать доступные средства наглядности, постепенно готовить учащихся к умению пользоваться более сложными ее видами.

Средства наглядности, выпускаемые для общеобразовательной школы, для профессиональных училищ, необходимо адаптировать с учетом возможностей умственно отсталых учащихся и программных требований.

Самодельные наглядные пособия должны быть выполнены качественно с соблюдением требований, предъявляемых к пособиям (достаточный размер, четкие подписи, единообразие изображения и т.д.).

Демонстрируемые средства наглядности должны быть хорошо видны учащимся.

Объемные предметы обучающиеся должны иметь возможность осмотреть со всех сторон.

Используемая литература:

Метод представления готового конспектане только сводит работу обучаемых к минимуму, но и несколько меняет ее характер. Для понимания конспективно изложенной информации ее нужно развернуть и конкретизировать, т.е. осуществить обратные действия по отношению к обычным — систематизации и обобщению.

Метод дедуктивного выведениясостоит в следующем: преподаватель сообщает обучаемым (информационно или проблемно) некоторые общие положения, основания, объяснительные принципы и предлагает обучаемым самим вывести на их основе более конкретные знания об объектах и действиях разных уровней конкретности. Например, преподаватель сообщает обучаемым знания о волновых свойствах электронов, квантово-механические представления о строении атома, понятие о квантовых числах и атомных орбиталях, принцип минимума энергии и др., а также алгоритм заполнения электронной структуры и предлагает обучаемым самим вывести электронную структуру атома любого конкретного элемента. В этом случае обучаемый осуществляет также познавательные действия, но актуализирует их самостоятельно в процессе выведения. Данный процесс считается репродуктивным, поскольку состав и последовательность познавательных действий обучаемый не ищет сам, они ему заданы в алгоритме способа выведения.

Попутный метод,или метод проб и ошибок, отличается от других методов отсутствием объяснения и наличием попытки обучаемого вычленить знания, проводя анализ собственных ошибок, допущенных при решении задач.

Метод отработки материала

При отработке путем прямого заучивания обучаемый многократно читает текст пособия или конспекта до тех пор, пока не сможет воспроизвести содержание заучиваемой порции самостоятельно, точно в полном объеме (или в объеме, соответствующем более низким уровням усвоения). В этом процессе преподаватель, как правило, не участвует.

При поэтапной отработке также используются упражнения на применение знаний, но обучаемый не пытается выполнить их сразу по памяти, как в предыдущем методе, сопровождаемом неизбежными ошибками, а сначала каждое очередное задание выполняет с опорой на текст (или на схему ориентировочной основы действия) и только после этого переходит к выполнению заданий по памяти. Выполнение заданий с опорой на текст способствует непроизвольному запоминанию материала порции, что позволяет обучаемому перейти к выполнению заданий по памяти без опоры на текст и подсказки преподавателя. При этом происходит и автоматизирование действий до нужной степени.

В действиях воспроизведения знаний возможны еще два поэтапных метода. Смысловое запоминание сначала используется как опора на логическую схему, отражающую содержательные связи между понятиями, а это есть не что иное, как краткий конспект. В методе произвольного опосредованного запоминания создается специальная схема, отражающая формальные связи между словами или числами, т.е. новое средство — мнемосхема .

Во всех поэтапных методах преподаватель контролирует не только правильность, но и форму действия обучаемого (с опорой или без опоры, характер опоры), а также скорость и другие формальные параметры.

Отработка в действиях порождения знаний происходит в ходе уяснения содержания учебного материала и параллельно с ним, непроизвольно. При этом задача ставится не на отработку знаний, а на понимание учебного материала, но параллельно происходит сопутствующая отработка, определяемая методом уяснения знаний.

Методы мотивации

Методы контроля обученности

Предварительный контроль решает три задачи. Во-первых, в его ходе проверяется уровень старых знаний и умений, которые нужны для формирования новых. Этот вид контроля можно назвать повторным итоговым контролем старых знаний и умений с тем отличием, что их состав и требования к ним определяются на основе новых знаний и умений. В предварительном контроле целесообразно использовать задачи с проверкой по ответу (конструируемому) и с оценкой правильности при условии умственной формы действия и высокой степени автоматизированности действий (ограничение времени).

Кроме того, в контроле этого вида проверяется уровень усвоения новых знаний и умений, которые для обучаемых не совсем новы, а изучались ими ранее, но на более низком уровне (например, физика в школе — физика в вузе). Здесь важно выявить неверные и неточные (частично верные, частично неверные) знания, для чего рекомендуется предлагать обучаемым вопросы на воспроизведение знаний с проверкой по выборочным ответам и оценкой по содержанию знаний.

В процессе предварительного контроля можно проверять учебные умения, способности обучаемых; с этой целью можно использовать задание на конспектирование нового учебного текста. Если решается задача отбора обучаемых или распределения их по группам, могут быть полезны тесты с выборочными ответами и общей оценкой.

При отработке знания и действия переходят на более высокий уровень готовности воспроизведения и использования знаний и автоматизируются. Поэтому контроль хода и результатов отработки направлен на проверку достигнутого уровня (формы) знаний и действий и степени их автоматизированное. Первая цель реализуется при выполнении обучаемыми задания в отсутствие источников информации, но с опорой на собственное проговаривание, а потом и без него. Автоматизированность действий проверяется по скорости выполнения обучаемыми задания и степени осознанности выполнения отдельных операций.

Если знания и действия являются обобщенными, то должен специально контролироваться “перенос” общих знаний и правил на частные случаи. При поэтапной отработке дополнительно контролируется умение решать конкретные задачи данного класса на разных этапах отработки: материальном, речевом, умственном. Если же осуществляется просто отработка в упражнениях, то в этом случае обучаемому при воспроизведении знаний предлагается действовать сразу по памяти (“в уме”), а достижение этого уровня оценивается по исчезновению ошибок воспроизведения знаний и выполнения задания.

Следует иметь в виду, что в целом функции текущего и промежуточного видов контроля состоят в выявлении и корректировке хода процесса уяснения и отработки материала, поэтому оценки здесь могут играть только стимулирующую роль, а организационно- административные санкции допускаются только в случае отказа обучаемого, не выполнившего контрольных заданий, посещать дополнительные занятия. Итоговый контроль имеет целью проверку достижения цели обучения по всему курсу. При этом недопустимо смешивать проверку достижения цели обучения по типовым задачам и по развитию продуктивного мышления. Итоговый контроль должен включать как типовые задачи, так и творческие, а не только последние.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


2. Прием, система приемов в какой-л. деятельности. Передовые методы производства. Метод обучения. || Способ или образ действия. — Разве не затем только стояла она у икон, когда мы вошли, чтобы отвести нам глаза. Это метод всех преступников-новичков. Чехов, Шведская спичка. [На суде] я не признал себя виновным ни в чем и до конца держался своего метода, как можно меньше говорить со своими врагами. Морозов, Повести моей жизни.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

МЕ'ТОД, а, м. [греч. methodos]. Путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего-н. . Метод Ленина является не только восстановлением, но и конкретизацией и дальнейшим развитием критического и революционного метода Маркса, его материалистической диалектики. Стлн. Диалектический м. Экспериментальный м. Марксистский м. Аналитический м. М. наводящих вопросов (в преподавании). М. целых слов (в обучении грамоте). Применять какой-н. м. Пользоваться каким-н. методом.

ме́тод

2. комп. в объектно-ориентированном программировании: функция или процедура, принадлежащая какому-то классу или объекту

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова самостийность (существительное):

Мишень символизирующая найденный метод (попадание в яблочко)

Метод – это …

Как минимизировать потери и оптимизировать свои усилия? Правильно, придумать способ, которым можно с минимальными затратами достичь цели, т.е. создать выверенный алгоритм, наметить правильный путь. Еще проще – воспользоваться способом, который кто-то уже придумал и опробовал.

Вывод: метод – это способ достижения поставленной цели.

Определение

Следовательно, я нашла 2 метода (алгоритма) решения этой задачки.

Еще один пример: цель – поужинать. Методы достижения: приготовить ужин самостоятельно, заказать доставку еды на дом, пойти в гости к друзьям, зайти к друзьям и там заказать доставку.

Вывод: для достижения какой-либо цели существует один или несколько методов, либо комбинация этих методов.

Виды методов научного и ненаучного познания

Методы, применяемые в различных сферах деятельности человека или в научных исследованиях, имеют различную природу и алгоритм. В той или иной области возможно использование методов как в чистом виде, так и в комбинации друг с другом.

Разберем, в чем суть некоторых из них.

  1. Научный – это самый эффективный и результативный метод исследований на пути достижения поставленных целей. Научный метод заключается в последовательном выполнении следующего алгоритма:
    1. сбор информации об объекте исследования с помощью наблюдений, измерений, экспериментов;
    2. систематизация полученных данных;
    3. выдвижение гипотез (непроверенных научных утверждений);
    4. построение теорий на основе проанализированной информации;
    5. проверка теорий посредством проведения экспериментов;
    6. выведение законов на базе проверенных теорий.

    Говоря простым языком, научный метод – это следующая цепочка этапов: наблюдение за фактами → обнаружение закономерности → построение гипотезы → проверка, может ли выстроенная гипотеза предсказать новые факты → если гипотеза соответствует новым фактам, то она истинна, если нет – гипотеза ложна.

    1. единство и борьба противоположностей;
    2. переход количества в качество;
    3. отрицание отрицания.

    Применительно к методам исследования это означает, что объект исследования рассматривается в процессе изменения, развития, в единстве и разнообразии.

    При этом основными принципами диалектического метода являются:

    1. объективность, т.е. независимость характеристик объекта от их субъективного восприятия исследователем;
    2. системность – проведение исследований частного, как составляющей единой системы (структуры);
    3. диалектическая противоречивость.

    Группы методов исследования

    Все многочисленные методы исследования можно сгруппировать в зависимости от способов их обоснования, т.е. от тех факторов, на основе которые эти методы были разработаны:

    Схема

    Вместо резюме

    Так не проще ли воспользоваться тем, что уже придумано, и, благодаря этому, двигаться вперед и ставить перед собой еще более грандиозные цели.

    Специфика

    Всем удачи, терпения и здоровья!

    Автор статьи: Елена Копейкина

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (1)

    Интересно, а метод интуитивного познания, он научный или нет? Наука признает интуицию?

    Читайте также: