Что такое христианская любовь сочинение

Обновлено: 04.07.2024

1) одно из имен Божьих, отра­жа­ю­щих одно из Его сущ­ност­ных свойств и ука­зы­ва­ю­щих на то, что, с одной сто­роны, Бог есть Сам в Себе все­со­вер­шен­ная Любовь и с другой сто­роны, Он изли­вает любовь на Свое тво­ре­ние;

3) глу­бо­кое сер­деч­ное стрем­ле­ние одного лица к дру­гому как к пред­ста­ви­телю про­ти­во­по­лож­ного пола; при­вя­зан­ность к кому-либо, чему-либо.

Хри­сти­ан­ская любовь (как доб­ро­де­тель) по про­ис­хож­де­нию есть дар Духа Свя­того, по своей сущ­но­сти – обо́жение чело­века, по форме – жерт­вен­ное слу­же­ние.

Любовь Боже­ствен­ная

Запо­ве­дью всех запо­ве­дей, учил Хри­стос, явля­ется любовь к Богу всем серд­цем, всей душой и всеми силами, и любовь к ближ­нему, име­ю­щая своим источ­ни­ком любовь к Богу. Учение Христа было путем к любви, Его жизнь – при­ме­ром любви, Его смерть – откро­ве­нием новой, жерт­вен­ной любви, Его Вос­кре­се­ние – зало­гом того, что любовь в хри­сти­ан­ской общине имеет источ­ник неис­ся­ка­ю­щий.

Боже­ствен­ная любовь нераз­рывно свя­зана с Боже­ствен­ной спра­вед­ли­во­стью (Прав­дой Божией), поскольку Бог свят и не при­ем­лет зла.

Любовь чело­ве­че­ская

Любовь, с точки зрения Спа­си­теля и его уче­ни­ков, состоит не в пере­жи­ва­ниях, а в соблю­де­нии запо­ве­дей. “Если любите Меня, соблю­дите Мои запо­веди” ( Ин.14:15 ), — гово­рит Он сам, а Апо­стол Иоанн повто­ряет: “Кто гово­рит: “я познал Его”, но запо­ве­дей Его не соблю­дает, тот лжец, и нет в нем истины” ( 1Ин.2:4 ); “Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблю­дали запо­веди Его” ( 1Ин.5:3 ).

О том же гово­рит и Апо­стол Павел: “Ибо запо­веди: не пре­лю­бо­дей­ствуй, не убивай, не кради, не лже­сви­де­тель­ствуй, не поже­лай [чужого] и все другие заклю­ча­ются в сем слове: люби ближ­него твоего, как самого себя” ( Рим.13:9 ).

Черты истин­ной любви

По своим глав­ным чертам хри­сти­ан­ская любовь жерт­вен­ная, дея­тель­ная и бес­ко­рыст­ная.

Четыре гла­гола суще­ствует в гре­че­ском языке для запе­чат­ле­ния в слове раз­лич­ных сторон чув­ства любви: Στοργη (сторги), έ̉ρος (эрос), φιλία (фили́я), αγάπη (агапи).

Филия (φιλία) — любовь дру­же­ская, эрос (ἔρως) — любовь-стрем­ле­ние (обычно пони­ма­е­мая лишь как чув­ствен­ная любовь); сторги (στοργή) —любовь в пре­де­лах семьи, рода, друзей, близ­ких; агапи (ἀγάπη) — любовь духов­ная, любовь-ува­же­ние, доброе отно­ше­ние (именно это слово было избрано Спа­си­те­лем, чтобы напол­нить его новым смыс­лом любви духов­ной).

Под­ра­зу­ме­вает ли Боже­ствен­ная любовь все­про­ще­ние?

Как Бес­пре­дель­ный, Бог обла­дает пол­но­той без­гра­нич­ных совер­шенств (см. подроб­нее: Что такое Боже­ствен­ная бес­пре­дель­ность и каковы её основ­ные черты?). В этом смысле Он име­ну­ется Все­со­вер­шен­ным. Любовь есть одно из при­над­ле­жа­щих Ему совер­шенств, одно из Боже­ствен­ных свойств ( 1Ин.4:8 ).

Без­гра­нич­ная любовь Божия изли­ва­ется на всё Его тво­ре­ние, в том числе на людей. Как в отно­ше­нии мира, так и в отно­ше­нии чело­века это свой­ство про­яв­ля­ется в нис­по­сла­нии благ, обна­ру­жи­ва­ясь во всех делах Его Про­мысла. Особым обра­зом Боже­ствен­ная любовь про­яви­лась в деле Спа­се­ния чело­века ( Ин.3:16 ).

Все­про­ще­ние Божие, выра­жа­е­мое в отно­ше­нии людей, соот­вет­ствует Его замыслу о Спа­се­нии. Можно ска­зать, все­про­ще­ние есть одна из сторон про­яв­ле­ния Боже­ствен­ной бла­го­сти и любви.

К сожа­ле­нию, как в преж­ние, так и в нынеш­ние вре­мена вокруг идеи о Боже­ствен­ном все­про­ще­нии фор­ми­ро­ва­лись и ложные мнения, суть кото­рых, говоря кратко, сво­дится к сле­ду­ю­щему: поскольку Бог Благ, Чело­ве­ко­лю­бив, Мило­сер­ден, постольку Он непре­менно изба­вит всех веру­ю­щих (и даже всех вообще людей) от вечных адовых мук, вне зави­си­мо­сти от того, как они про­во­дят свою земную жизнь.

Неко­то­рые мыс­ли­тели пола­гали, что избав­ле­ние греш­ни­ков от вечных муче­ний про­изой­дёт после их очи­ще­ния дей­ствием геенн­ского огня, а неко­то­рые отри­цали даже и это, утвер­ждая, что Бог просто возь­мёт и про­стит всех людей, дарует всем вечное сча­стье и вечный бла­жен­ный покой.

Такая пози­ция осно­вана на непра­вильно пони­ма­нии смысла Боже­ствен­ного все­про­ще­ния. Все­про­ще­ние Божье сопря­жено с высшей пре­муд­ро­стью (если бы оно сво­ди­лось к без­услов­ному осво­бож­де­нию всех людей от ответ­ствен­но­сти за грехи, это было бы сродни попу­сти­тель­ству).

По любви к чело­веку и по самой Своей доб­роте Бог, конечно же, всем желает добра. Для того Он и создал Свою Цер­ковь, наде­лив её осо­быми бла­го­дат­ными сред­ствами, чтобы люди могли вос­хо­дить в Цар­ство Божие.

Однако, чтобы жить в Цар­стве Небес­ном, чело­век должен быть к этому внут­ренне готов. Готов­ность же под­ра­зу­ме­вает не что иное как особое состо­я­ние духа, жела­ние жить в любви с Богом и ближ­ними, неже­ла­ние жить во грехе.

Если же какой-либо греш­ник не хочет осво­бож­даться от грехов, стра­стей и поро­ков, не стре­мится жить пра­вед­ной жизнью, не слу­шает Бога, враж­дует против ближ­них, то что ему делать в Цар­стве святых? Ведь жизнь в этом Цар­стве под­ра­зу­ме­вает совер­шенно обрат­ное.

По мысли святых отцов Церкви, на Страш­ном суде греш­ники, сгорая от угры­зе­ний сове­сти, срама и стыда, сами будут стре­миться укрыться от Боже­ствен­ного света, от сия­ю­щих бла­го­да­тью ликов святых (см. подроб­нее: Спа­сутся ли все?).

Опре­де­ле­ние без­за­кон­ни­ков на вечное пре­бы­ва­ние в аду не будет внешне (юри­ди­че­ски) нало­жен­ным нака­за­нием, но будет пол­но­стью соот­вет­ство­вать их внут­рен­нему нрав­ствен­ному состо­я­нию и настрою.

В этом также про­явятся Божьи бла­гость, любовь, мило­сер­дие. Как это ни пока­жется стран­ным, но по сооб­ра­же­нию отцов, хотя в аду нерас­ка­ян­ным греш­ни­кам при­дётся стра­дать, ока­жись они не в аду, а в Раю, их стра­да­ния были бы куда более мучи­тель­ными.

Любовь – это чув­ство или дей­ствие?

Имея выше­ска­зан­ное ввиду, любовь можно пред­ста­вить как особое внут­рен­нее состо­я­ние чело­века, охва­ты­ва­ю­щее глав­ные силы его души: разум­ную, воле­вую, чув­ствен­ную, раз­дра­жи­тель­ную. Будучи охва­чен любо­вью ко Христу, чело­век стре­мится испол­нять Его запо­веди (ср. с: Ин.14:15) . В то же время, реа­ли­зуя свое высшее при­зва­ние и пред­на­зна­че­ние через испол­не­ние Боже­ствен­ной воли (Ср. с: Мк.12:30–31) , чело­век пре­об­ра­жа­ется, напол­ня­ясь любо­вью.

43 Вы слы­шали, что ска­зано: люби ближ­него твоего и нена­видь врага твоего.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, бла­го­слов­ляйте про­кли­на­ю­щих вас, бла­го­тво­рите нена­ви­дя­щим вас и моли­тесь за оби­жа­ю­щих вас и гоня­щих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небес­ного, ибо Он пове­ле­вает солнцу Своему вос­хо­дить над злыми и доб­рыми и посы­лает дождь на пра­вед­ных и непра­вед­ных.
46 Ибо если вы будете любить любя­щих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы при­вет­ству­ете только бра­тьев ваших, что осо­бен­ного дела­ете? Не так же ли посту­пают и языч­ники?
48 Итак будьте совер­шенны, как совер­шен Отец ваш Небес­ный.

про­то­и­е­рей Вален­тин Свен­циц­кий:
Любовь – это цель. Борьба со стра­стями – это путь. Молитва – это дви­жу­щая сила.

про­то­и­е­рей Максим Козлов:
Под­лин­ная любовь — это есть жела­ние род­ному близ­кому един­ствен­ному чело­веку веч­ного спа­се­ния; жела­ние такое, что оно пре­вос­хо­дит и побеж­дает все, что ради него можно забыть обо всем и пре­тер­петь все осталь­ное, в том числе и от этого чело­века.

пре­по­доб­ный авва Доро­фей:
…не требуй любви от ближ­него, ибо тре­бу­ю­щий (её) сму­ща­ется, если её не встре­тит; но лучше ты сам покажи любовь к ближ­нему, и успо­ко­ишься, и таким обра­зом при­ве­дёшь и ближ­него к любви.

пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский:
Если ты нахо­дишь, что в тебе нет любви, а жела­ешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сна­чала без любви. Гос­подь увидит твое жела­ние и ста­ра­ние и вложит в сердце твое любовь.

иеро­мо­нах Мака­рий (Маркиш):
Любовь – это внут­рен­ний прин­цип хри­сти­ан­ской жизни, неот­де­ли­мый от неё самой. В ана­ло­гии со стро­и­тель­ством здания любовь сле­до­вало бы упо­до­бить кир­пи­чам или цементу.

В.Н. Лос­ский:
Любовь Бога к чело­веку так велика, что она не может при­нуж­дать, ибо нет любви без ува­же­ния… Таков Боже­ствен­ный Про­мысл, и клас­си­че­ский образ педа­гога пока­жется весьма слабым каж­дому, кто почув­ство­вал в Боге про­ся­щего пода­я­ния любви нищего, жду­щего у дверей души и нико­гда не дер­за­ю­щего их взло­мать.

пре­по­доб­ный Иустин (Попо­вич):
Любовь не есть свой­ство Боже­ства, любовь есть сущ­ность Боже­ства, и чело­век, сотво­рён­ный по образу Божию, должен иметь своей сущ­но­стью любовь. Иначе это недо­че­ло­век, полу­че­ло­век.

пре­по­доб­ный Максим Испо­вед­ник (Доб­ро­то­лю­бие):
Чело­веки похвально или предо­су­ди­тельно любят друг друга по сле­ду­ю­щим пяти при­чи­нам: или для Бога, – как доб­ро­де­тель­ный любит всех, а доб­ро­де­тель­ного любит даже и недоб­ро­де­тель­ный; или по есте­ству, – как роди­тели любят детей, и на оборот; или по тще­сла­вию, – как хва­ли­мый хва­ля­щего; или из коры­сти, как бога­того за получки; или по сла­сто­лю­бию, – как рабо­та­ю­ший чреву, и тому, что под чревом, устро­я­ю­щего пиры. Первая из сих похвальна, вторая обо­юдна, прочие страстны.

схи­ар­хи­манд­рит Эми­лиан (Вафи­дис):
Я не должен ожи­дать от ближ­него любви. Един­ствен­ное, что я могу сде­лать, — это поло­жить за него свою голову, чтобы пока­зать ему свою любовь. Всякое с моей сто­роны тре­бо­ва­ние любви — грех перед Богом, при­знак нездо­ро­вого состо­я­ния души. Если я требую любви, мое буду­щее сомни­тельно и непрочно. Только стра­да­ю­щий, несчаст­ный, име­ю­щий душев­ную рану чело­век тре­бует себе любви. Чело­век духовно зрелый нико­гда не доби­ва­ется любви от дру­гого. Кто чув­ствует нужду в том, чтобы его любили, тот не может ни любить других, ни при­не­сти что-либо Богу, пусть даже самое малое. Он неспо­со­бен слу­жить Богу и даже может стать опас­ным для Церкви. Горе такому чело­веку, если он займет ответ­ствен­ный цер­ков­ный пост, будет назна­чен про­по­вед­ни­ком или духов­ни­ком, полу­чит адми­ни­стра­тив­ную власть, станет епи­ско­пом. Тогда жизнь тысяч людей он пре­вра­тит в кошмар, пока­ле­чит мно­же­ство душ. Его жизнь постро­ена на непра­виль­ных нача­лах, поэтому он не может жить истин­ной духов­ной жизнью, не может иметь пра­виль­ных отно­ше­ний с людьми. С ближ­ними его свя­зы­вает не искрен­няя любовь, но некое жалкое подо­бие любви, вымыш­лен­ное, наиг­ран­ное чув­ство, и потому такая связь при­но­сит только вред его душе.

Что такое любовь? Если мы внимательно всмотримся в жизнь человеческую, то непременно уразумеем, что в ней проявляется и ею управляет любовь, приносящая счастье и блаженство, или же — самолюбие, вносящее в жизнь различные беспорядки и страдание. Можно также видеть, что нередко эти различные свойства духа человеческого, встречаясь в жизни одного и того же человека, а […]

Что такое любовь? Если мы внимательно всмотримся в жизнь человеческую, то непременно уразумеем, что в ней проявляется и ею управляет любовь, приносящая счастье и блаженство, или же — самолюбие, вносящее в жизнь различные беспорядки и страдание. Можно также видеть, что нередко эти различные свойства духа человеческого, встречаясь в жизни одного и того же человека, а […]


Что такое любовь?

Если мы внимательно всмотримся в жизнь человеческую, то непременно уразумеем, что в ней проявляется и ею управляет любовь, приносящая счастье и блаженство, или же — самолюбие, вносящее в жизнь различные беспорядки и страдание. Можно также видеть, что нередко эти различные свойства духа человеческого, встречаясь в жизни одного и того же человека, а также в жизни целых народов, обществ и семейств, постоянно враждуют между собой. Если в этой борьбе побеждает любовь, в жизни царят мир, счастье, радость, довольство, блаженство. Но когда преобладает самолюбие, то возникают непорядки: вражда, борьба, ненависть и злоба.
Вообще, любовь всех умиротворяет, объединяет, сближает, даруя счастье без всякой зависимости от материального довольства и наслаждений естественной жизнью. Наоборот, самолюбие, даже при внешнем благополучии, всегда возбуждает недовольство, вселяет беспокойство и злобу в сердце человека, производит раздоры, разделяет народы, общества, семейства. Словом, где любовь — там счастье и блаженство, а где самолюбие — там зло и страдания.

Любовь с христианской точки зрения

Господь наш Иисус Христос оставил нам две основные заповеди, на которых основан весь Закон Божий, а именно – заповеди о любви:

  1. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим.
  2. Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22,37 и 39).

Что же есть любовь? Святые Отцы дают такое определение: Бог есть Любовь. Значит, вся любовь всего мира есть Бог.

Наш человеческий язык крайне ограничен и беден. Мы не в состоянии выразить достаточно четко и определенно всю бесконечную гамму личных и взаимных чувств между людьми, начиная с природной, естественной любви и кончая совершенной любовью Христовой, которые обычно заключаем в одном слове любовь. Это слово вмещает в себя множество различных понятий и чувств, которые выразить словами невозможно, и только некоторые эпитеты помогают нам уточнить это слово, например: любовь Христова, брачная, к врагам – однако и они не дают достаточной четкости определения чувств.

Любовь: этимология термина

В словаре древнегреческого языка для определения в слове понятия любви служат четыре глагола — ἐρᾶν, φιλεῖν, στέργεῖν, ἀγαπᾶν, а также соответствующие им имена. Два из них — φιλεῖν и ἀγαπᾶν встречаются в греческом тексте Нового Завета. Однако чтобы понять специфику словоупотребления и семантики этих глаголов в языке Св. Писания, нам необходимо будет предварительно обратиться к их функционированию в языке классическом или, как это вернее было бы сказать применительно к нашей теме, к греческому языку доновозаветного периода.

Ἐρᾶν, или, в поэтическом языке — ἐρᾶσθαι означает: направлять на объект всецелостное чувство, ради него чувствовать и воспринимать. Это значение постоянно для всех лексико-семантических вариантов. Если объектом являются личности, то ἐρᾶν может означать:

1) Чувственную любовь, которая бывает недостойной, когда речь, например, идет о супружеской измене или когда все содержание чувства сводится к физическому сожительству.

2) Высокую степень чувства, страстную любовь в более широком смысле.

Когда речь идет о неживых предметах, ἐρᾶυ понятийно близко подходит к ἐπιθυμεῖν, так что с инфинитивом соответствует русск. желать.

Φιλεῖν

Φιλεῖν — глагол отыменный. Φίλος же происходит от местоименного корня. Убедительная и совершенно безупречная этимология отсутствует, зато очевидно происхождение от корня, связанного со значением “свой”, “собственный”.

О значении φιλεῖν прежде всего следует сказать, что оно более всего соответствует русск. любить и имеет антонимами μισεῖν и ἐχθαίρεν. Φιλεῖν означает в сущности внутреннюю склонность к лицу, а в некоторых случаях, где изложение не допускает никакой непристойности, также и чувственную любовь.

Но главный оттенок значения этого глагола — склонность к лицу, проистекающая из внутренней общности, из личного общения. У Гомера мы найдем значение “по-дружески поддерживать”, “дружески общаться с кем-либо”, “относится по-дружески”. Часто в этом смысле употребляется применительно к отношению богов, когда они поддерживают людей в их делах. О людях: любезно принимать других у себя.

Уже после Гомера развилось значение “целовать” (с прибавлением τῷ στόματι и без него), так как это по сути означает внешнее выражение задушевной общности или близости любящих или друзей.

С добавлением αυτόν φιλεῖν приобретает значение себялюбия.

Далее это слово применяется ко всякому виду любви к тем лицам, с которыми мы состоим в каких-либо близких отношениях и при том, по объяснению Аристотеля (Arist. Khet. I, II), ради и из-за них самих.

Как чувство естественно развивающееся, φιλεῖν не имеет морального или моралистического оттенка. Этой любовью дурной человек может любить дурного, а хороший — хорошего. Здесь же — склонность или приверженность к какой-либо группе, партии, к государству, к народу в тех случаях, когда она не особенно глубока и искренна (в последнем случае грек употребил бы στέργεῖν).

Применительно к неодушевленным объектам φιλεῖν означает приязнь к предметам, явлениям, которые нам милы или дороги, обладание которыми или контакт с которыми нам приятны. При этом сохраняется отсутствие моралистического оттенка, и сюда включаются скверные и достойные презрения склонности. С инфинитивом получается значение весьма близкое к лат. solere — “делать охотно, иметь обыкновение”. Φίλος — друг, человек, с которым мы связаны узами взаимной любви. Наиболее характерен для этого слова как раз оттенок личной симпатии, внутренней склонности. Также и φιλία — дружественное отношение, нежное выражение внутреннего расположения любящих.

Στέργεῖν

Στέργεῖν этимологически сближается с кельтскими названиями любви: древнеирл. serc; галльск. serch; бретонск. serc’h (наложница). Принимается во внимание еще праслав. *stergti, *strego “стеречь”; и.-е. *sterg/sterk с чередованием k/g.

Στέργεῖν означает не страстную любовь или склонность, не порыв к объекту, который овладел нашим сердцем и является целью наших устремлений, а напротив, спокойное, постоянное, непрерывное чувство любящего, в силу которого он осознает объект любви как близко ему принадлежащий, тесно с ним связанный, и в этом признании обретает душевный мир. Такова любовь к родителям, жене или мужу, к детям, к ближайшим родственникам вообще, а затем к вождю, царю, отечеству.

В στέργεῖν проявляется душевная склонность, которая присуща человеку от природы; это слово относится к органической, родовой связи, не расторгаемой в силу этой прирожденности даже злом, а не к склонности, проистекающей из общения с лицом, вещью (φιλεῖν) и не к вырывающейся наружу и ищущей удовлетворения страсти (ἐρᾶν). В силу этого при соединении с именами вещей или абстрактных понятий στοργεῖυ сохраняет нравственную окраску. По этой же линии нерасторжимости, прирожденной эмоциональной связи возникает значение “довольствоваться, быть довольным, удовлетворяться”. Как указывает Шмидт, στέργεῖν может означать “спокойно и с терпеливо выжидающим чувством смиряться с неизбежным” (часто по отношению к окружающим нас обстоятельствам и вещам).

Заканчивая разбор словоупотребления στέργεῖν, уместно будет привести замечание Шантрена о том, что “семантическое поле στέργεῖν явно отлично от φιλεῖν и частично совпадает с ἀγαπᾶν”.

Ἀγαπᾶν

Ἀγαπᾶν или, у Гомера, ἀγαπάζευν прежде всего означает любовь, проистекающую из рассудочной оценки, поэтому не страстную, как ἐρᾶν, и не нежную любовь детей и родителей, как στέργεῖν. В общегреческом словоупотреблении глаголов любви ἀγαπᾶν выражает слабейшую эмоцию, которая больше соответствует русск. ценить, чем любить. Да это и понятно: чем более рассудок отдает себе отчет в симпатии или чувстве, тем менее такая любовь является непосредственной и внутренней.

Ἀγαπᾶν может значить даже “правильно оценивать”, “не переоценивать”. А так как оценка основывается на сравнении, сравнение же подразумевает выбор, то ἀγαπᾶν включает в себя понятие свободно избирающего объект направления воли. С другой стороны, ἀγαπᾶν может быть сказано и о тех людях, которые оценивают что-либо (вещи, обстоятельства) как удовлетворяющие их и не стремятся к иному.

Остановимся на соотношении ἀγαπᾶν и φιλεῖν. Первый глагол, как более рассудочно-моральный, не включает в себя понятие непосредственно из сердца исходящего действия, которое выявляет внутреннюю склонность, и, естественно, лишен значений “делать что-либо охотно”, “иметь обыкновение что-либо делать”, а также “целовать”. К тому же ἀγαπᾶν не является (как φιλεῖν) склонностью, соединенной с самим лицом, но скорее с его признаками и свойствами. Аристотель объясняет это следующим образом (Rhet. 1, 11): “быть любимым значит быть ценимым ради самого себя”, то есть не по каким-то внешним причинам, а именно из-за самой личности любимого. Таким образом ἀγαπῶν описывает качества личности, а φιλῶν — саму личность. Первый означает, что человек отдает себе отчет в своей склонности, у второго в значении заложено, что она проистекает непосредственно из общения. Поэтому в первом случае чувство окрашивается морально, а во втором подобной характеристики не имеет.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что основным значением для φιλεῖν, при всей широте семантического поля этого слова, являлась любовь естественной склонности, чувство, не определяемое ни рассудком, ни направле-нием воли — лат. amare, в то время как характерной чертой ἀγαπᾶν было обозначение любви как направления воли, как склонности, определяемой рассудком и нравственным чувством: лат. diligere. Практически все исследователи указывают на сходство соотношения между diligere и amare с тем соотношением, которое имеется между ἀγαπᾶν и φιλεῖν.

Таким образом, наиболее характерные черты четырех глаголов любви суть следующие:

Ἐρᾶν относится к любви страстной, выражает преимущественно аффективную и чувственную ее сторону; страсть к вещам; с инфинитивом — “желать, жаждать”. Эмоция, безусловно носящая ярко выраженный личный характер.

Στέργεῖν — непрерывное, внутреннее, нерасторжимое даже через зло чувство к лицам или сообществам, с которыми у субъекта существуют надличные, родовые, а из родовых — и общественные связи.

Ἀγαπᾶν — “ценить”; чувство происходящее более из соответствующей оценки рассудка, оно не сильно и не нежно, а скорее суховато. В кругу значений ценитьсравниватьвыбирать подразумевает любовь как направление воли, определяемой рассудком. Тo же и об обстоятельствах: удовлетворяться ими в результате умения оценить через сравнение.

Φιλεῖν — здесь мы приведем характеристику о. П. Флоренского: “1. Непосредственность происхождения, основанная на личном соприкосновении, но не обусловленная одними лишь органическими связями — естественность; 2. Направленность в самого человека, а не только оценка его качеств; 3. Тихий, задушевный, нерассудочный характер чувства, но в то же время и не страстный, не импульсивный, не безудержный, не слепой и не бурный. 4. Близость и притом личная, нутряная”.

Абстрактные существительные, по выражению Шмидта, показывают “крайности значений” 9 . В самом общем виде можно предложить следующие соответствия: ἔρως — страсть, στοργή — привязанность, φιλία — приязнь. О ἀγάπη речь пойдет ниже.

Любовь в Священном писании


Любовь к ближнему

Исаак, во всяком случае, убежден, что нет. Напротив, удаление от людей ведет к приобретению любви:

Очевидно, что Исаак не дает здесь рекомендаций, относящихся ко всем людям вообще, но говорит о своем собственном опыте — отшельника по призванию — и об опыте отшельников своего времени. Речь идет о специфически монашеском опыте приобретения любви к людям в результате отказа, хотя бы по временам, от общения с ними.


Многие совершали чудеса, воскрешали мертвых, трудились в обращении заблудших и творили великие знамения; руками их многие были приведены к богопознанию. И после всего этого сами они, оживотворявшие других, впали в мерзкие и гнусные страсти, умертвили самих себя и для многих сделались соблазном… потому что они были еще в душевном недуге и не заботились о здравии душ своих, но пустились в море мира сего исцелять души других, будучи еще сами немощными, и утратили для душ своих надежду на Бога. Ибо немощь их чувств была не в состоянии встретить и вынети пламя того, что обычно приводит в возбуждение лютость страстей…

Исаак не отрицает добрые дела, но лишь указывает на необходимость стать духовно здоровым прежде, чем выходить в мир для исцеления других. Человек принесет гораздо больше пользы другим, когда сам достигнет духовной зрелости и получит необходимый опыт внутренней жизни. Глубину внутренней жизни нельзя заменить внешней активностью, даже если речь идет об апостольском служении, столь необходимом для других:

Прекрасное дело — учить людей добру и постоянной заботой приводить их от заблуждения к познанию истины. Это путь Христа и апостолов, и он весьма высок. Но если человек при таком образе жизни и частом общении с людьми чувствует, что совесть его слабеет при воззрении на внешнее, безмолвие его нарушается и знание его помрачается… и что, желая врачевать других, губит он свое собственное здоровье и, оставляя собственную свободу воли своей, приходит в смятение ума, то пусть он… возвратится вспять, чтобы не услышать от Господа сказанного в пословице: Врач, исцели самого себя. Пусть осуждает он себя и следит за своим здоровьем, и вместо чувственных слов его пусть будет поучительной его добродетельная жизнь, и вместо звука из уст его пусть учат дела его. И когда узнает, что душа его здорова, тогда пусть приносит пользу другим и исцеляет их своим здоровьем. Ибо когда будет вдали от людей, тогда может больше сделать им добра ревностью о добрых делах, чем мог бы сделать словами, когда он еще сам немощен и больше, чем они, нуждается в исцелении. Ибо если слепой поведет слепого, оба они упадут в яму.

Таким образом, нужно сначала исцелить собственную душу, а потом уже заботиться о душах других.

Любовь в браке

Тема христианской семьи — очень важная для обсуждения: об этом много пишут, издаются книги, и в том числе очень часто звучит мнение, что цель христианской семьи – это деторождение, чадородие. Но с этим соглашаться нельзя, потому что деторождение не может быть целью именно христианской семьи. Потому что тогда христианская семья никак не может отличаться от семьи мусульманской, от семьи буддистской, от семьи атеистической, от семьи каких-нибудь диких племен.

Здесь есть какая-то подмена, потому что деторождение — это не цель. Деторождение — это природа брака.

Целью брака, особенно брака христианского, может быть только любовь, приводящая супругов в Царствие небесное, любовь, которая соделывает из двух – единое существо. Да будут два в плоть едину — это говорит не только о том, что два супруга соединяются в интимном соитии, но и в том, что двое становятся единым существом в таинстве брака. Интимные отношения не являются исключительно средством репродукции. Интимные отношения — важная составляющая супружеской жизни, которые делают отношения двух людей наполненными нежностью, трепетом, восторгом.


К сожалению, слишком часто приходится слышать, что половое влечение связано с последствиями грехопадения.

Или другая мысль: интимные отношения – это, якобы, некоторая поблажка человеческой природе, которая удерживает ее от блудного греха. В таком случае супружеские отношения сводят к каким-то примитивным связям двух любящих людей, которые ужасно греховные, настолько греховные, что им бы только вот добраться до какого-нибудь безобразия. Чтобы не соблудить – надо иметь супруга, а чтобы не убить, что надо делать? Чтоб не украсть? Чтоб не лгать?

Что главное в браке? Когда люди по любви соединяются, они не потребляют друг друга, а наоборот, друг другу себя отдают, и это, мне кажется, главная функция супружеских отношений. Не потреблять, не пожирать друг друга, не выжимать максимум для себя лично, потому что тогда ни о какой любви речь не идет, потому что тогда человек использует другого.

Вокруг сегодня все друг друга используют, а христиане – не используют, наш принцип – самоотдача. Никто в браке – ни мужчина, ни женщина, — не могут требовать от другого таких вещей, которые могут доставить любимому некую тяжесть. Один другому уступает, только так! Очень мягко, интимно, а не так, что ты мне должен, ты мне должна.

Сущность христианской любви. Понятие Божественной любви, любви человека к Богу, к Богу в Библии. Семья в контексте христианской любви: основные примеры семейной жизни. Особенности интимных отношений в браке мужчины и женщины. Воспитание детей в семье.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.09.2014
Размер файла 27,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра истории и философии

Выполнила студентка 14 группы

I курса педиатрического факультета

Жаров Леонид Всеволодович

Церковь учит, что любовь (милосердие) -- это и любовь к Богу (amore dei) и одновременно любовь к ближнему (amore proximi), причем вторая без первой мало чего стоит.

Сущность христианской любви

По своей сущности напоминает отцовскую (материнскую) любовь к ребенку, которого родитель продолжает любить и участвовать в его судьбе несмотря ни на что.

Но, в отличие от родительской любви, христианская любовь не зависит от родственных связей, а также от возраста, пола, разницы в социальном статусе и т. д.

Христианство требует от своих последователей, прежде всего, максимально любить Бога (всем существом своим); затем любить ближних своих (всех людей) как самого себя; и любить себя как творение Божие и Его образ.

Гегель христианский любовь семейный интимный

Христианская любовь - любовь ко всем, без исключения.

И вера, и уставное благочестие, и богословские познания, и даже дары чудотворения и пророчества - все это теряет всякое значение, обесценивается, превращается в ничто, если у нас нет дара любви, этого определяющего признака "ученика Христова", ибо Сам Господь дал новую заповедь апостолам в прощальной беседе:

(1Ин. 3, 14)

Не имеющий жизни вечной - то есть не вошедший в жизнь Пресвятой Троицы, - и любить-то не может, ибо сама любовь к брату есть некое проявление, как бы истечение Божественной силы, излучаемой любящим Богом.

Концепция христианской любви тесно связана с милосердием, терпимостью и стремлением к истине. Она побуждает к служению человеку, возникает желание помочь ближнему, защитить его, восполнить всякую нужду его, не считаясь с собственными интересами.

Итак, если христианская любовь по своему происхождению есть дар Божий, то по своей природе она есть единосущие человеческих душ, создающее Церковь как живой организм любви, как мистическое Тело Христово, или иначе - как невидимую онтологическую сторону Церкви. В Своей Первосвященнической молитве Спаситель молился о таком единстве Своих учеников и всех последователей, которое существует в Божественной жизни Пресвятой Троицы:

(Ин. 17, 20-21)

В этих словах ясно выражена сущность христианства: оно не является каким-то отвлеченным учением, которое принимается разумом. Христианство - это жизнь, в которой отдельные личности силою Божественной Любви объединяются нераздельно и неслиянно в одно многоипостасное Существо, представляющее собой Церковь с ее внутренней, незримой стороны. Спасает и вводит в жизнь вечную только приятие в себя, внутрь своей души, Божественной Жизни Триипостасного Бога, которая состоит во взаимной самоотдаче каждой Ипостаси (Отца, Сына и Святого Духа) друг другу, когда каждое ипостасное "Я" существует в другом "Я". Это есть предвечное самоотвержение и смирение, дающее бесконечное блаженство любви, и тому, кто причастился Божественной Любви, открывается тайна Триединства в меру его причастности.

Только Бог любит той любовью, о которой говорится в Евангелии. Человек не может так любить, потому что эта любовь есть Сам Бог, Его Божественная природа. И только в Боговоплощении, в соединении Бога и человека, то есть в Иисусе Христе, Сыне Божием и Сыне Человеческом эта Любовь Самого Бога, лучше же сказать -- Сам Бог Любовь явлены и дарованы людям. В Новом Завете человек призван любить Божественной Любовью, ставшей любовью Богочеловеческой, любовью Христовой.

Христианская любовь к человеку дается свыше, её невозможно пережить в полной мере без сверхъестественного влияния Господа Иисуса Христа (отсюда и название).

Пребыть во Христе -- это значит быть в Церкви, которая есть жизнь Христова, сообщенная и дарованная людям, и которая поэтому живет любовью Христовой, пребывает в Его любви.

Понятие Божественной любви

В христианстве проводится разграничение Божественной любви и человеческой любви. Человеческая любовь после грехопадения рассматривается как несовершенная, заражена эгоизмом и грехом.

Божественная любовь -- это стремление к тому, чтобы быть (существовать) не для личного блага, но для блага другого, и поэтому Божественная любовь неотделима от свободы, так как в свободном выборе и проявляется акт Божественной любви.

Апостол Павел пишет замечательный гимн любви:

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я -- медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дарпророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, -- то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. (1Кор.13:1--8)

Любовь человека к Богу

Любовь к Богу -- чувство любви к Богу и дела любви по отношению к Богу, выраженные в послушании Богу, соблюдении Его заповедей, прославлении Его и поклонении Ему. Вершиной любви к Богу христиане считают соработничество Творцу со Христом во Святом Духе:

Любовь к Богу возникает при осознании того, кто есть Бог. Это чувство может начать развиваться на основе благодарности к Богу, когда человек осознаёт, как Господь любит его, что Бог сделал для него лично и для всего человечества в целом:

В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.

Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. (1Ин.4:10-11)

Любовь к ближним неразрывно связана с любовью к Богу:

Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.

Любовь в христианском понимании - это дар Святого Духа, по слову апостола Павла:

(Рим. 5, 5)

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость,воздержание.

(Гал.5:22,23)

Любовь к Богу в Библии

и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём

Итак люби Господа, Бога твоего, и соблюдай, что повелено Им соблюдать, и постановления Его и законы Его и заповеди Его во все дни.

Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:сия есть первая и наибольшая заповедь;вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рождён, и всякий, любящий Родившего, любит и Рождённого от Него.

Всякий любящий рожден от Бога (1Ин. 4, 7).

Это не только изменение или улучшение, или усовершенствование, нет, - это есть именно исхождение от Бога, приобщение Святому. Любящий возродился или родился во второй раз - в новую жизнь, он соделался "чадом Божиим", приобрел новое бытие и новую природу, был "мертв и ожил" для перехода в новое царство действительности (это-то и говорит притча о блудном сыне; см. Лк. 15, 32).

Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его.Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки.

Семья в контексте христианской любви

Главная задача человека в этой земной жизни -- научиться любить. В той мере, в какой человек научится любить, в той мере он пригоден для вечности. Если любовь не стала главным содержанием человеческого сердца, главным содержанием его души, то нечего делать в вечности. Не потому, что его туда не пустят, а потому, что ему там самому нечего будет делать. Например, если человеку с расстроенным зрением приходится носить черные очки, потому что ему нельзя смотреть на солнечный свет, то каково ему будет при ярком свете? Так же, наверное, человеку, не способному любить по-настоящему, будет совершенно невозможно и больно находиться в области того света, Который есть Бог, Который есть Любовь.

А раз главная задача человека-- научиться любить, значит и ценность в этой жизни приобретает все то, что способно этой любви научить. В самом деле, каждый эпизод человеческой жизни, каждая ситуация, каждое событие, каждая встреча - это есть, с одной стороны, урок для человека, а, с другой стороны, в тоже время и экзамен. Потому что мы проверяем, насколько мы по-настоящему научились любить. Но для человека, который это понял, есть и определенная опасность. Ему может начать казаться, что он уже научился любить, а на самом деле не научился.

Так вот наилучшим экзаменатором наших успехов в этой области и является семейная жизнь. Потому что, чем человек дальше от нас, тем легче проявлять к нему любовь. Нетрудно делать какое-то усилие и делать дела любви, говорить добрые слова, быть доброжелательным к тому человеку, с которым мы встречаемся время от времени. Чем человек становится ближе, тем уже сложнее. Перед нами высвечиваются все недостатки людей особо близких к нам. И нам гораздо труднее терпеть и прощать их.

Но даже если мы видим большие недостатки у человека, находящегося на расстоянии от нас, мы его все равно любим. Ведь известно, что любить дальнего легче, чем любить ближнего. Поэтому именно в семье человек и любовь подвергаются самым большим испытаниям. Порой ни у кого ненависть не выражается так сильно, как у людей, связанных супружескими узами. Можно просто удивляться, как можно говорить друг другу таки обидные слова, так ненавидеть друг друга.

Отношение к любви в христианстве совсем иное, чем в светском обществе. Все согласны, что должна быть любовь, но далеко не все понимают, что в нас самих нет источника любви. Человеку порой по наивности кажется, что это от него зависит -- любить или не любить. Но ведь мы же знаем, что любовь есть некая сила, которая действует в человеке независимо от его воли и желания.

Основная концепция семьи и любви: если тебя Господь связал с этим человеком, то ты теперь отвечаешь и никуда ты не убежишь от него.

И вот этого другого человека нужно любить, а если любви этой нет, то надо ее у Господа просить.

В связи с этим можно привести историю одного человека. Он женился несколько лет назад. Он верующий, православный. Жена тоже верующая. Все было как положено. И влюбленность была, и перед тем как расписаться и обвенчаться, они даже ездили брать благословение у старца. И вот брак состоялся.

Бог есть Любовь. И если я кого-то не люблю, но в тоже время я связан с ним чувством долга, а любви не чувствую, то это отнюдь не означает, что ее не будет. Вопрос в том, хочу ли я, чтобы любовь появилась, или не хочу. В этом и состоит принципиальное отличие светского, мирского подхода к браку от христианского. Для неверующего -- раз нет любви, значит надо разбегаться, а для верующего -- если нет, то надо просить.

Можно привести исторический пример. Жены декабристов поехали со своими мужьями в ссылку. Среди них были женщины, которые страстно любили своих мужей и попросту не видели для себя другого выхода. Это Трубецкая, Муравьева… А вот Волконская оказалась в иной ситуации. Ее выдали замуж юной девушкой за человека, по возрасту годящегося ей в отцы. И она, как видно из ее записок, его, в общем-то, и не любила, не любила настоящей любовью, которую все предполагают необходимой для вступления в брак. Но, тем не менее, когда перед ней встал вопрос: ехать или не ехать -- она поехала, как она сама пишет, потому что было чувство долга, ведь она - его жена, они венчались в церкви.

Она старалась полюбить и надеялась, что появление ребенка эту любовь принесет. Притом у нее просто не оказалось времени для созидания любви. Они были вместе совсем недолго, и она не смогла узнать мужа как следует. Произошло восстание… Мы все смотрели на экране и читали в книгах, как она приехала, упала на колени, целовала его кандалы. Его страдания их сблизили.

В исключительных обстоятельствах в людях пробуждается такое чувство долга, которое оказывается сильнее всего, и оно как бы влечет за собой рождение любви или умножение любви. Все отношения нужно строить.

Интимные отношения

У брака очень много аспектов, и один из них -- это интимные отношения. Существует мнение, что у священников или у любого христианина вообще секса нет, есть супружеские обязанности только для деторождения, а секс - это принадлежность нашей греховной сущности. И поэтому надо если не бороться с этим делом, то, во всяком случае, к этому относиться очень ровно и не придавать большого значения.

Нигде в Священном Писании мы не можем прочитать каких бы то ни было суждений, из которых следовало бы, что Церковь в интимных отношениях видит что-то грязное, нехорошее, нечистое. Это, пожалуй, уже было принесено позже, отдельно. И вся трагедия заключается в том, что любая сторона жизни человека может быть им выстроена по поговорке: чистому -- все чисто, грязному -- все грязно.

В физических отношениях между мужчиной и женщиной в человеке может проявляться и самое грязное и отвратительное, и самое прекрасное и возвышенное.

Именно в этом иногда человек может проявить себя особо прекрасным, если в основе лежит любовь. Потому что в интимных отношениях могут быть удовлетворения похоти и могут быть проявления любви.

В первом случае -- это отвратительно, низко, греховно. Человеку приходится с этим бороться, ведь ни в чем порочность не проявляется так сильно, как именно в похоти, которая живет в каждом. Борьба за целомудрие -- самая тяжелая борьба.

А во втором случае, когда людей влечет друг к другу любовь, когда каждый видит в другом не средство удовлетворения своих физиологических потребностей, а как раз-то и желает полного единения и радости общения, то нет ничего в этом греховного.

И даже более того. Если бы эти отношения существовали лишь для деторождения, то люди были бы подобны животным. Потому что у животных именно так, а вот любовь есть только у людей. И, мне думается, очень неправильно в интимных супружеских отношениях видеть только средство продолжения рода. Людей влечет друг к другу, прежде всего, наверное, не желание, чтобы в результате этого влечения появились дети, а именно любовь и стремление быть совершенно едиными друг с другом. Но при этом, конечно же, высшим даром любви становится и радость деторождения. То есть любовь освящает интимные отношения. Если есть любовь, они становятся прекрасными.

Церковь не только не осуждает эти отношения, если в основе лежит любовь, Церковь устами святых отцов и даже устами Священного Писания пользуется этими отношениями как неким образом для изображения более возвышенной любви, любви между человеком и Богом.

Поэтому любая земная любовь является отражением любви божественной. И единение и всякое проявление земной любви есть, может быть, ступень к любви совершенной, когда человек станет единым с Богом. Именно в этом ключе надо рассматривать взаимоотношения между мужчиной и женщиной, в том числе и интимные отношения, в которых ни в коем случае нет ничего позорного и стыдного.

Воспитание детей

Сейчас поток внешней информации направлен на то, чтобы все гадкое и низменное в человеке развить. Христиане могут только одно противопоставить растлевающему внешнему воздействию -- выйти навстречу стремлению к чистоте.

Согласно христианским принципам, воспитывая детей, родителям и учителям надо стараться давать пищу этому стремлению к чистоте, к свету. Именно на этом дтлжно делать акцент. Проклинать тьму надо, но тьму можно вытеснить только светом. Чем больше света мы зажжем в душе ребенка, тем меньше будет в ней тьмы.

Например, заменить поглощающий детей телевизор совместным семейным чтением. При совместном чтении члены семьи всегда могут поговорить, поделиться чем-то. Это сблизит семью. Это-то и должно быть очень важным.

Любить и не искать любви

Постоянно говорят о том, что человеческая природа падшая. Одно из проявлений этой падшести заключается в том, что человек часто бывает эгоистичен. И он больше настроен, чтобы ему служили, а не чтобы он служил.

Согласно христианскому учению, Семья как раз и есть тот организм, в котором все его члены служат друг другу. Если я смотрю на свою семью как на то, что доставляет мне определенные удобства, преимущества, комфорт, то гармония человеческих отношений и единство будут нарушены.

Необходимо понимать, что в семье для сохранения единства я должен давать, а не брать.

Используемые источники:

1. Священник Игорь Гагарин. Любить, а не искать любви. Размышления о семье и браке. Клин, Христианская жизнь, 2005.

Содержание

Сущность

По своей сущности напоминает отцовскую (материнскую) любовь к ребенку, которого родитель продолжает любить и участвовать в его судьбе несмотря ни на что.


Но в отличие от родительской любви христианская любовь не зависит от родственных связей, а так же от возраста, пола, разницы в социальном статусе и т. д.

Побуждает к служению человеку, возникает желание помочь, защитить, восполнить всякую нужду, не считаясь с собственными интересами.

Концепция христианской любви также тесно связана с милосердием, терпимостью и стремлением к истине.

Понятие Божественной любви

В христианстве проводится разграничение Божественной любви и человеческой любви. Человеческая любовь после грехопадения рассматривается как несовершенная, заражена эгоизмом и грехом. [1]

Понятия христианства, связанные с понятием Божественной любви

Согласно христианскому вероучению, Бог есть любовь. (1Ин.4:8)

Апостол Павел пишет замечательный гимн любви:

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Христианство требует от своих последователей, прежде всего, максимально любить Бога (всем существом своим); затем любить ближних своих (всех людей) как самого себя; и любить себя как творение Божие и Его образ.

Согласно Библии, вселенная, которую создал Бог, была отдана в распоряжение человеку, обладающему свободной волей выбора. Но человек был соблазнён сатаной сделать свой выбор против Бога. В результате чего был проклят, то есть отделён от Него.

Так в христианской религии появляется понятие грехопадения. Согласно христианским представлениям, всё сущее в мире заражено грехом. Именно этим объясняются многочисленные страдания людей — болезни, голод, войны, насилие, старость и, в итоге, смерть.

Ключевым понятием христианской религии является понятие спасения — согласно которому каждый живущий человек получает благодать (благой дар, милость) от Бога — шанс на возвращение в начальное, божественное состояние. Для осуществления этого Бог послал на землю Своего Сына — Которого мы знаем как Иисус Христос (Иисус из Назарета). Согласно христианским книгам, Иисус был зачат от Бога и поэтому не унаследовал грехи человечества. Он был распят невинным и чудесным образом воскрес, тем самым искупив вину человека. Христиане верят, что только через Иисуса человек может вновь воссоединиться с Богом.

Столь же немаловажным понятием религии является вера. Существование Бога невозможно доказать логически или математически, так как, по определению, он выше мира и, в частности, логики и математики. Поэтому человек способен только верить в Него. Вера — качество, которое христиане считают одним из самых важных.

Любовь человека к Богу

Любовь к Богу — чувство любви к Богу и дела любви по отношению к Богу, выраженные в послушании Богу, соблюдении Его заповедей, прославлении Его и поклонении Ему.

Любовь к Богу возникает при осознании того, кто есть Бог. Это чувство может начать развиваться на основе благодарности к Богу, когда человек осознаёт, как Господь любит его, что Бог сделал для него лично и для всего человечества в целом:

В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.
Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.

Любовь к ближним неразрывно связана с любовью к Богу:

Любовь к Богу и ближним является плодом Духа Святого:

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

Любовь к Богу в Библии

Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;

и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.

И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём

Итак люби Господа, Бога твоего, и соблюдай, что повелено Им соблюдать, и постановления Его и законы Его и заповеди Его во все дни.

Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
сия есть первая и наибольшая заповедь;
вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;

на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рождён, и всякий, любящий Родившего, любит и Рождённого от Него.

Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его.

Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки.

Читайте также: