Что такое хлестаковщина сочинение огэ

Обновлено: 30.06.2024

В знаменитом произведении Н.В. Гоголя (краткое содержание) сосредоточено множество человеческих пороков, которые автор многократно высмеивает. Он даже несколько искажает действительность, обращая внимание на несправедливость и попустительское отношение местных чиновников. Сколько же среди них обманщиков, воров и лгунов! Но практически все эти отрицательные черты сосредоточены в Хлестакове. И ведь недаром эта фамилия стала нарицательной.

Хлестаков – герой, который оказался в нужное время и в нужном месте. Он отправляется в Саратовскую губернию к отцу, где его случайно принимают за ревизора. Он же, какое-то время не понимая причины почтительного к нему отношения чиновников, пользуется своим положением и начинает брать в долг крупные суммы. Догадавшись о том, что его принимают не за того, кем он в действительности является, он начинает по-настоящему пользоваться этой возможностью и соответственно вживается в роль. Он приспосабливается к самым разным и неожиданным ситуациям, надевая попеременно маски то одного, то другого героя. Сам же он человек абсолютно пустой, абсолютно обделенный и необразованный. Он расточителен: он проигрывает деньги в карты, а также имеет кучу долгов. Причем, когда в трактире его отказываются кормить, он абсолютно искренне удивляется, полагая, сто все должно доставаться бесплатно. В момент, когда Хлестакова принимают за ревизора, он абсолютно бездумно распоряжается деньгами.

Сочинение рассуждение кратко

Основа жизни героя – вранье, вызванное бесконечным презрением к себе, но и опьяняющее Хлестакова. Он создает вокруг себя вымышленный мир, перестает быть самим собой. Хвастовство Хлестакова помогает ему самоутвердиться. Он с легкостью врет, что дружит с Пушкиным, делает себя литературоведом и писателем стихов. Также нагло и безобразно флиртует и врет женщинам. Даже догадавшись, что его приняли за другого человека, Хлестаков не прекращает водить за нос местных представителей власти.

Хлестаков – собирательный образ чиновничества, трусливого, глупого, безнравственного, утонувшего во лжи и хвастовстве. Гоголь тщательно характеризовал своего героя через призму его убийственных выражений: вульгарные выражения, не понятные ему французские слова. Реальный Хлестаков – человек поверхностный, бездуховный, плывущий по течению жизни. Деньги и жажда наживы – уровень его ничтожной личности.

Вариант 3

Комедия Н.В.Гоголя "Ревизор" повествует о событиях, развернувшихся в городе N в связи с мнимым приездом в него ревизора, в роли которого выступает Иван Александрович Хлестаков. Автор с присущей ему иронией обличает пороки чиновничества, и многие из затронутых им проблем актуальны и в наше время.

По сюжету произведения, Хлестаков - промотавшийся молодой человек, страдающий от недостатка средств к существованию. Он и его слуга, Осип, перебиваются последним куском хлеба в то время, как находится решение их проблем: чиновники города N принимают его за нагрянувшего с проверкой ревизора. Молодой человек же, быстро сориентировавшись в ситуации, разыгрывает перед ними спектакль, словно всё так и есть.

Обратимся к знаменитой сцене, когда пьяный Хлестаков оказывается в гостиной Городничего. У молодого человека мгновенно "развязывается язык". Он сочиняет всевозможные небылицы о своём происхождении, обучении, богатстве. Внезапно оказывается, что в Петербурге он находится "на короткой ноге с Пушкиным" и суп ему привозят на пароходе "прямо из Парижа". Чем легче чиновники верят в его ложь, тем развязнее она становится. Хлестаков оговаривается, путается в собственных рассказах, причисляет своему авторству шедевры мировой литературы, но страх, обуявший чиновников перед лицом, которое они сочли высокопоставленным, не позволяет им усомниться в его словах. Хлестаков и Осип одинаково превосходны в своём искусстве лгать и приукрашивать, слуга поддерживает хозяина и беспокоится о том, чтобы их замысел не был раскрыт. Собрав у чиновников города денег "взаймы", Хлестаков исчезает из жизни жителей города N так же быстро, как он возник в ней.

Что такое хлестаковщина в комедии Ревизор

Несколько интересных сочинений

Повесть начинается с описания смотрителя станции тех лет: Настоящий мученик четырнадцатого класса. Покоя нет ни днем, ни ночью. Ведь усталость и недовольство, накопленные во время скучной поездки

Элли. Главная героиня сказки, девочка из штата Канзас. Элли – дочь фермеров.

Если ты стал счастливым обладателем новеньких коньков, то самое время отправляться на каток, чтобы испытать их в деле! Не умеешь кататься? Не беда, в нашем городе есть немало уютных мест, куда приходят новички

Иван Александрович Хлестаков принадлежит к числу людей, которых можно назвать пустыми и беззлобными. Он любит покутить и предпочитает находиться в обществе прекрасных женщин. Ему нравится привлекать к себе внимание, поэтому его действительность уступает место лжи и лицемерию.

Хлестаковщина подразумевает под собой бессмысленное проживание жизни и, к сожалению, окутывает все сферы деятельности города Н. Носитель хлестаковщины не только пуст, трусовато агрессивен, но и распространяет ужасающее вранье. Постоянное хвастовство, построенное на лжи, не имеет никакого отношения к реальности. Тут присутствует только бесконечное желание выдать себя за того, кем не является. Постепенно завлеченный своей выдумкой герой, не только начинает свято верить в нее, но и ведет себя таким образом. Хлестаков как бы входит в роль своего вымышленного человека. И тут же начинает играть, да и так правдоподобно, что все окружающие ему верят.

Однако не стоит видеть в нем злобного и мстительного человека. Он абсолютно безвреден и кто угодно может сделать из него хоть ревизора из столицы, хоть приезжего чиновника. Его бесхарактерность подчеркивается отсутствием воспоминаний о прошлом и совершенно не волнующем его будущим. Хлестаков целиком и полностью сосредоточен над происходящим моментом, готовый демонстрировать свой артистизм. Он грациозно меняет образы, оставляя незабываемые впечатления.

Хлестаковщине верят и поддаются не только глупые, но и образованные адекватные персонажи. Это объясняется внутренней боязнью перед человеком при власти.

2 вариант

Также читают:

Популярные сегодня темы

Мне, вообще, нравится этот роман. Интересней всего следить за развитием мысли героев, там каждый, как будто, выражает свою идею. Конечно, много сцен в романе, которые мне не нравятся, то есть я читала их

Мне кажется Шинель представляет собой универсальную историю, которая говорит даже не о вечном социальном неравенстве, но о той структуре, которую всегда будут выстраивать для себя люди

Принято считать, что образ женщины в литературных произведениях всегда должен быть красивым и привлекательным, и в большинстве случаев это действительно было так. Однако, существуют и романы

В комедии Гоголя "Ревизор" читатель видит историю одного города, который столкнулся с человеком не из их мира, с Иваном Александровичем Хлестаковым. Все его принимают за тайного ревизора.
Что же такое "хлестаковщина"? "Хлестаковщина" - это беззастенчивое и безудержное хвастовство и враньё, умение примерить на себе другой образ и убедить остальных в его подлинности. Быстро освоившись в обществе и поняв, что его принимают не за того, кем он является, Хлестаков в полной мере начал раскрывать черты своего характера. Хвастовство, глупость, лживость и жадность - всё это было в главном герое. Он был простодушный, "без царя в голове", заполняющий душевную пустоту богатствами своей фантазии, нескончаемыми мимолетными мечтаниями. Долгие эмоциональные рассказы Хлестакова о своей жизни захватывали дух чиновников, они безукоризненно верили каждому его слову, даже несмотря на то, какие оговорки он делал: "Как взбежишь по лестнице на четвертый этаж . Что ж я вру - я и позабыл, что живу в бельэтаже".Хлестаков не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь одной мысли". То он говорит о литературе, то вдруг о том, что у него суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа. Ему верят, и он этим пользуется. И вот, осмелев, Хлестаков начинает брать у чиновников деньги "взаймы". Жадность, предчувствие лёгкой наживы овладели им: с каждым разом он просит денег всё больше и больше, напрямую и без каких-либо уловок. "Денег нет у вас?" - говорит он Бобчинскому и Добчинскому, как только они к нему зашли. Не в одном Хлестаковом есть подобные черты. Городничий, замечтавшись о том, что его дочь удачно выйдет замуж, представляет как "славно быть генералом". Так ведь в каждом из нас есть частичка этой мечтательности и хвастовства. Во всех живет Хлестаков, и понятие "хлестаковщина" актуально вне времени и места.

Появление комедии "Ревизор" в 1836 году вызвало в обществе приподнятое волнующее чувство. Весна этого года подарила зрителям встречу с настоящим шедевром. Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия "Ревизор" не утратила актуальности и своего звучания и сегодня. Не нужно далеко ходить за примерами. Вспомним отрицательных героев популярных "милицейских" сериалов — чем не герои Гоголя, только сделавшиеся более хладнокровными и жестокими?
Сам Гоголь отмечал, что Хлестаков является самым трудным образом в пьесе. В рекомендациях для актера, исполнявшего эту роль, Гоголь достаточно глубоко раскрывает характер этого персонажа. Хлестаков совершил все свои подвиги в уездном городе абсолютно непреднамеренно. Хлестакова можно сравнить с балетным танцовщиком — двигаясь по пространству пьесы, он оживляет ход всего действия, выступает настоящим двигателем сюжетного развития комедии. Хлестаков блестяще сыграл роль ревизора перед уездными чиновниками, только к середине четвертого действия начиная понимать, что его принимают за несколько "государственного человека". Что чувствует при этом лжеревизор? Кажется, ничего.
Поведение Хлестакова поражает всех чиновников уездного города. По их мнению, ревизор очень хитер и изворотлив и с ним нужно держать ухо востро. Характерно, что никому и в голову не пришло, что Хлестаков просто отчаянный враль. В
каждой из создавшихся ситуаций он ведет себя как гениальный актер. Можно себе представить, как трудно было театральному актеру, впервые исполнявшему роль Хлестакова, — актера, играющего ревизора.
Хлестакова не следует расценивать как злого или жестокого человека. Сам по себе он совершенно безвреден, и окружающие могут сделать из него что угодно: хоть инкогнито из Петербурга, да еще с секретным предписанием, хоть ничтожного столичного чиновнишку. Своеобразие характера, точнее, отсутствия характера Хлестакова состоит в том, что у него практически отсутствует память о прошлом и раздумье о будущем. Хлестаков сосредоточен на настоящей минуте, и в пределах этой минуты способен достичь высочайшего артистизма. Он с легкостью и даже некоторой грацией меняет свои обличья. Среди целиком списанных с натуры уездных чиновников этот абсолютно вымышленный персонаж производит незабываемое впечатление. Наверное, можно сказать, что для уездных чиновников такое страшное событие, как приезд ревизора из столицы, было похоже на своеобразный праздник: жутковатый, но интересный. Хлестаков им страшен и вызывает их восхищение уже тем, что он на вид вовсе не похож на человека, способного жестоко карать виновных.
Влияние комедии "Ревизор" на российское общество было огромным. Фамилия Хлестаков стала употребляться как имя нарицательное. А хлестаковщиной стали называть любое безудержное фразерство, ложь, беззастенчивое хвастовство в сочетании с крайней несерьезностью. Гоголю удалось проникнуть в самую глубину русского национального характера, выудив оттуда образ лжеревизора — Хлестакова. По мнению автора бессмертной комедии, всякий русский человек хоть на минуту делается Хлестаковым, независимо от своего социального положения, возраста, образования и так далее. На мой взгляд, преодоление хлестаковщины в себе самом можно считать одним из основных путей самосовершенствования каждого из нас.


Задание 5 № 57

5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)


Задания Д1 C1 № 54

1.1.1. Как Хлестаков выдает свое истинное положение в обществе? Почему этого не замечают чиновники?

1.2.1. Как меняется настроение стихотворения на протяжении текста?

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье…

Комментарии к сочинениям

Образ Василия Теркина словно укореняется в русской истории, приобретает обобщающее значение, становится воплощением русского национального характера:

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2

Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1

Тема не раскрыта0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена,

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки,

3. Опора на теоретико-литературные понятия

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют2

Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий0

4. Композиционная цельность и логичность

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов3

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения0

5. Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок2

Допущены три-четыре речевые ошибки1

Допущены пять или более речевых ошибок0

Критерии оценивания грамотности

Читайте также: