Что такое дуэль сочинение рассуждение
Обновлено: 01.07.2024
Дуэль — поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них. Цель этого поединка состоит в восстановление чести. В XIX веке в России существовали специальные дуэльные правила, естественно неписанные, потому что дуэли были запрещены. В то время они были широко распространены в дворянской и военной среде. В XX веке они уже не распространены и знаем мы о них исключительно из книг.
В наше время у людей двоякое представление о дуэлях: одни считают, что это убийство, а другие, что это романтическое приключение. Я думаю, что
Отсюда следует, что Ленский не хотел завершить дело миром. Дуэль Онегина и Ленского — образец пренебрежения всеми правилами: во — первых, только один распорядитель дуэли, во — вторых, Зарецкий не оговаривал в начале даже саму возможность мирного решения конфликта. Онегин повел себя благородно он целился не в Ленского, а стрелял на воздух, потому что в противном случае считалось бы, что он уклонился от дуэли. Онегин — одаренная личность, но иногда слабая. Таким образом виновник смерти Ленского — убийца поневоле.
В поединке Печорина с Грушницким все происходит не по правилам с самого начала. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи пренебрежения правилами со стороны Грушницкого и его секунданта — капитана. Печорин поражает нас своим мужеством и холоднокровностью, с которой он смотрит в лицо смерти. Печорин — блестящий политик и стратег, он рассчитал все так, что Грушницкий не смог хорошо выстрелить. Доктор был поражен тем, что лицо Печорина, знавшего о замыслах Грушницкого и капитана убить его, оставалось невозмутимым и сдержанным.
Это говорит о его силе воли и опыте. С этой точки зрения Печорин просто убил этого слабого и неопытного юношу — Грушницкого. Грушницкий оказался мало того, что подлым, но еще и без характерным его даже не хватило, чтобы завершить начатое.
Этим он заслужил презрение, как капитана, так и Печорина. Развязка вполне понятна, победил сильнейший — Печорин. Если рассматривать дуэль с нравственной точки зрения, то это в любом случае убийство — просто отстрел. Несмотря на широкое распространение в дворянских и армейских кругах, также состоящих в основном из дворян, дуэли отрицались и критиковались остальной частью общества, где практиковалась не менее дикая, но более гуманная кулачная расправа.
Есть много оснований полагать, что в действительности дуэли не раз использовались для оправдания политических преступлений, устранения неугодных власти людей. Судьба и Лермонтова и Пушкина, да почти всех гениев того времени трагична многие погибли на дуэлях.
Классики русской литературы — Пушкин и Лермонтов — осуждали пороки общества, изображая в своих произведениях людей неординарных, выделяющихся из серой массы, из толпы, которая на их фоне казалась скопищем ничтожеств.
Именно такими героями являются пушкинский Онегин и лермонтовский Печорин. У них очень много общих черт, но то, что действительно сближает их, — это конфликт с обществом, перерастающий в чудовищную драму и конфликт с самим собой.
Обстоятельства круговерти событий, в которую попадают Онегин и Печорин, во многом сходны: молодой и неопытный приятель, любовный треугольник, дуэль, смерть соперника…
Негодование Грушницкого по этому поводу сходно с ревностью Ленского. Однако Ленский обращает свой праведный гнев на Онегина, ни на миг не считая виновной ту, которую он боготворил.
Он мыслит: «Буду ей спаситель.
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
А что же Грушницкий? Он обвиняет Печорина в аморальном поведении, скомпрометировав тем самым любимую девушку. То есть он мстит и Печорину, и Мери.
Негодование Ленского вылилось в вызов на дуэль, поскольку он считал кровь единственно возможным искуплением нанесенной обиды. Грушницкий же плетет коварные интриги. Он с помощью своих приятелей надеется опозорить Печорина, выставить его на посмешище, ославить трусом. Однако сам он, организуя тайный заговор против Печорина, поступает как настоящий трус, неспособный самостоятельно решать свои проблемы. Он вовсе не собирался рисковать своей жизнью.
Не разойтиться ль полюбовно.
Но дико светская вражда
Боится ложного стыда.
Печорин был готов отказаться от рокового поединка, предлагал Грушницкому примирение, испытывал его, надеясь на его раскаяние. Но в упорной внутренней борьбе все же победило самолюбие. Грушницкий выстрелил, но лишь оцарапал пулей колено противника. Выстрел был за Печориным. Зарядив свой пистолет и дав понять Грушницкому, что ему все известно о тайном заговоре, Печорин все же предоставил Грушницкому последнюю возможность кончить дело миром и, лишь получив отказ, выстрелил…
Онегин же стрелял первым. Он, умудренный жизненным опытом, должен был сам предложить вспыльчивому юноше примириться. Однако он не сделал этого. Раскаяние пришло тогда, когда было уже слишком поздно, когда окровавленное тело Ленского уже лежало на земле:
Мгновенным холодом облит,
Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его… напрасно:
Его уж нет…
Я считаю, что А. С. Пушкин и Ю. М. Лермонтов хотели показать, что необдуманный поступок может повлечь за собой необратимые последствия, что минутная слабость может сломать жизнь многим людям. К несчастью, судьба жестоко подшутила над великими поэтами, и сами они погибли при точно таких же обстоятельствах. Так что их строки теперь должны звучать в назидание живущим, заставить их задуматься над тем, ради чего стоит жить и ради чего стоит умирать…
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Дуэль .
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
В городке на берегу Черного моря во время купания беседуют два приятеля. Иван Андреевич Лаевский, молодой человек лет двадцати восьми, делится тайнами своей личной жизни с военным доктором Самойленко. Два года назад он сошелся с замужней женщиной, они бежали из Петербурга на Кавказ, говоря себе, что начнут там новую трудовую жизнь. Но городок оказался скучным, люди неинтересными, трудиться на земле в поте лица Лаевский не умел и не желал, и поэтому с первого дня он почувствовал себя банкротом. В своих отношениях с Надеждой Федоровной он уже не видит ничего, кроме лжи, жить с нею теперь выше его сил. Он мечтает бежать назад, на север. Но и разойтись с ней нельзя: у нее нет родных, нет денег, работать она не умеет. Есть еще одна сложность: пришло известие о смерти ее мужа, что означает для Лаевского и Надежды Федоровны возможность венчаться. Добрый Самойленко именно это и советует сделать приятелю.
Все, что говорит и делает Надежда Федоровна, Лаевскому кажется ложью или похожим на ложь. За завтраком он еле сдерживает свое ((увы, здесь страница в книге оборвана — посему — судить сложно — какой там текст -)) раздражение, даже то, как она глотает молоко, вызывает в нем тяжелую ненависть. Желание поскорее выяснить отношения и бежать теперь не отпускает его. Лаевский привык находить объяснения и оправдания своей жизни в чьих-нибудь теориях, в литературных типах, сравнивает себя с Онегиным и Печориным, с Анной Карениной, с Гамлетом. Он готов то обвинять себя в отсутствии руководящей идеи, признать себя неудачником и лишним человеком, то оправдывается перед собой. Но как раньше он верил в спасение от пустоты жизни на Кавказе, так теперь считает, что стоит ему бросить Надежду Федоровну и уехать в Петербург, как он заживет культурной интеллигентной, бодрой жизнью.
В воскресенье утром Надежда Федоровна идет купаться в самом праздничном настроении. Она нравится себе, уверена, что все встречные мужчины любуются ею. Она чувствует себя виноватой перед Лаевским. За эти два года она наделала долгов в лавке Ачмианова рублей на триста и все не собралась сказать об этом. Кроме того, уже дважды она принимала у себя полицейского пристава Кирилина. Но Надежда Федоровна радостно думает, что в ее измене душа не участвовала, она продолжает любить Лаевского, а с Кирилиным уже все порвано. В купальне она беседует с пожилой дамой Марьей Константиновной Битюговой и узнает, что вечером местное общество устраивает пикник на берегу горной речки.
Надежда Федоровна в шаловливом настроении, ей хочется хохотать, дразнить, кокетничать. Но преследования Кирилина и совет молодого Ачмианова остерегаться того омрачают ее радость. Лаевский, утомленный пикником и нескрываемой ненавистью фон Корена, срывает свое раздражение на Надежде Федоровне и называет ее кокоткой. На обратном пути фон Корен признается Самойленко, что у него рука бы не дрогнула, поручи ему государство или общество уничтожить Лаевского.
Эти образы в романе противопоставлены друг другу. Сам автор говорит об их различности:
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой…
На самом деле, герои представляют собой две противоположности. Так, образ Онегина открывает знаменательную главу в поэзии и во всей русской литературе. Следом за Онегиным явились Печорин Лермонтова и Рудин Тургенева.
Пушкин сделал Ленского рядовым представителем дворянской молодёжи. Владимир так нежен и неопытен, так чист в своих стремлениях, что не видит разницы между собственным вымыслом и реальностью.
Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца…
Так говорит автор о своем герое, имея в виду, что Ленский сочинял стихи. В ночь перед дуэлью он также будет писать Ольге последние строки, в то время как Онегин будет крепко спать…
Итак, Ленский представляет собой в романе антипод Онегина. Во-первых, ему всего восемнадцать лет, Онегину же – двадцать шесть. Во-вторых, он мечтателен и пока ещё искренен в проявлении своих чувств:
…Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри чёрные до плеч.
Но Ленский всё же - дитя своего времени, и кто знает, что было бы с ним через несколько лет жизни в Петербурге? Любовь Ленского к сестре Татьяны Ольге искренна и романтична. Он ещё совсем неопытен в амурных делах. Но Онегин понимает больше, поэтому его оценка Ольги довольно сурова.
Именно эта влюбленность Ленского и циничность Онегина по отношению к ней приводят к роковому событию – дуэли. Ленский, настоящий влюблённый из любовного романа, бросает вызов обидчику своей возлюбленной. Это - роковой шаг.
Наступает утро дуэли, герои приходят в назначенное время. Правда, Онегин опаздывает, он… проспал. Мыслимо ли. И вот они сходятся:
Враги! Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела.
Не засмеяться ль им, пока
Не обагрилась их рука…
И все же необходимо заметить, что дуэль героев проходила со многими серьезным нарушениями. Так, по правилам опоздание засчитывалось как проигрыш, опоздавший признавался трусом. Поэтому дуэль между Онегиным и Ленским уже не должна была состояться. Второе нарушение: секундант Евгения - слуга месье Гильом. По правилам, секунданты должны были принадлежать к одному сословию. Поэтому Ленский тоже мог отменить дуэль и считать себя удовлетворенным. Но дуэль не отменяется:
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить – но как раз
Онегин выстрелил… Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет…
Ленский убит. Онегин становится невольным убийцей, он сражен этой новостью. С этого момента начинается перелом в его жизни. Он отправляется в странствие, потому что оставаться более в деревне ему нельзя, а возвращаться в Петербург - слишком скучно.
Меняется и судьба сестер Лариных. Ольга уже не выйдет замуж за Ленского, а Татьяна лишается последней возможности видеть предмет своей любви – Онегина. Поэтому надежда на их воссоединение также исчезает…
Таким образом, дуэль между героями становится поворотным моментом в жизни всех ключевых персонажей.
Читайте также: