Что стало бы с литературой если бы не было музыки сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Но, разумеется, так происходит только тогда, когда крылья эти достаточно сильны, чтобы и самим взлететь, да еще и слово с собой поднять! Нельзя, кажется, привести ни одного случая, чтобы песней стали даже самые прекрасные стихи, если на них написана плохая или хотя бы просто посредственная музыка. Нет! На немощных крыльях не в силах подняться в песенный полет даже сам Пушкин!

Впрочем, к этому трудному вопросу мы с вами еще вернемся попозже…

Зато не так уж редко мы встречаемся с обратной картиной. Крылья оказываются порой такими могучими, что поднимают на себе даже очень слабые, очень посредственные стихи. И так величественен, так прекрасен сам по себе полет этих могучих крыльев, что мы перестаем замечать все изъяны поднятых ими в полет стихов.

Вот чем объясняется тот известный факт, о котором я сказал в самом начале этой главы, что даже у Чайковского мы встречаем иногда изумительные по музыке песни и романсы, сочиненные им на весьма посредственные стихи. Однако можно побиться об заклад, что заметить это можно, только прочитав стихи без музыки. Но кто же это станет делать? Все слушают их в пении, когда они, озаренные светом гениальной музыки великого композитора, словно и сами начинают светиться отраженными лучами этого света.

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Вопрос этот звучит, конечно, довольно странно, но я задал его специально для того, чтобы вы, отказавшись на несколько минут от привычных представлений, по-новому взглянули и на литературу и на музыку.

Сделаем первый шаг, чтобы ответить на этот вопрос. Представим себе, что нет на свете литературы — ни поэзии, ни прозы, ни драматургии (то есть пьес, предназначенных для постановки на театральной сцене). И нет, следовательно, музыки, которая с поэзией, прозой и драматургией связана. Что случится тогда с музыкой? Вы думаете, на этот вопрос ответить легко? Попробуем — сами убедитесь, что из этого получится.

Во-первых, нам придется распрощаться со всеми песнями, абсолютно всеми — и народными, и сочиненными профессиональными поэтами и композиторами; с песнями детскими и взрослыми; песнями сольными и хоровыми, массовыми и эстрадными, лирическими и героическими, шуточными и самыми серьезными; с песнями, созданными много веков назад, и песнями, еще не написанными, а только задуманными сегодня нашими современниками; с песнями народов нашей страны и с песнями народов всех стран мира.

Какие невероятные, немыслимые потери! Но не спешите, это еще только начало.

Вслед за песнями исчезнут все романсы, все дуэты, все трио и все квартеты, написанные для голосов, исчезнут вообще все вокальные ансамбли, когда-либо сочиненные, а за ними придет очередь всей хоровой музыки. А что такое хоровая музыка? Это ведь не только отдельные более или менее скромные по размерам сочинения, написанные для детских, юношеских, женских, мужских и смешанных хоров. Это и крупные произведения, играющие в хоровой музыке такую же роль, какую в оркестровой музыке играют симфоническая поэма и симфония. Это кантаты и оратории. А за кантатами и ораториями та же судьба постигнет самые крупные музыкальные произведения, в которых литература играет еще большую роль, так как к поэзии и прозе здесь добавляется еще и драматургия. Это — музыкальная драма, оперетта и, наконец, высшая форма музыкально-драматического, музыкально-театрального искусства — опера!

Чувствуете, какие грандиозные разрушения мы произвели с вами мысленно, изъяв из музыки все, что связано с искусством пения, а значит, и со словом, то есть с поэзией, с литературой.

Но и на этом мы не можем остановиться, если уж решили до конца ответить на заданный вопрос.

Итак, мы расстались и с балетом. Ну, теперь-то уж всё? Нет, и это еще не всё.

Но не ясно ли, что эти и многие подобные им сочинения просто не могли бы появиться на свет, если бы не было литературы!

А если выкинешь — потери окажутся невосполнимыми. Ведь благодаря литературе музыка не только становится богаче, но и сильнее воздействует на слушателей, делается более понятной и доступной огромному количеству людей.

А что случилось бы с литературой, если бы не было музыки?

Придется опять начать с песни. Песенные стихи стали бы первой жертвой исчезновения музыки. Многие из них — прежде всего все народно-песенные стихи — не были бы написаны вовсе (раз нет песни, не было бы и причины сочинять такие стихи!), многие остались бы жить только своей поэтической жизнью, так никогда и не узнав радости свободного песенного полета.

Не зажили бы второй жизнью — совместно с музыкой — многие выдающиеся литературные произведения. А ведь музыка часто обогащала эти произведения, раскрывала их совсем с новой, иногда неожиданной стороны.

Взаимосвязь музыки и литературы

1. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Как связана музыка и литература?

В жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без неё не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литератур­ное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведе­ния, как романс, кантата.


Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно задуматься над тем, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений , что вдохновляет на их создание композиторов, писателей, поэтов. Сюжеты, темы, образы этих двух видов искусства имеют общий источник - это окружающая нас реальная жизнь, и поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в раз­ных формах и по-разному воздействует на нас, читате­лей и слушателей.

Что же роднит музыку с литературой?


Единым стержнем этих искусств является интонация.

Вспомним, что такое интонация . И в литературе и в музыке интонацией можно назвать осознанную, качественно осмысленную музыкальную или разговорную речь.

Разнообразные интонации: ласковые, печальные спокойные, взволно­ванные, торжественные, ве­личественные - мы слышим и в разговорной, и в литератур­ной, и в музыкальной речи.

Благодаря выразительно­сти музыкальных интонаций мы отличаем народную музыку от той, которая сочинена композиторами, русскую музыку от зарубежной, старинную музыку от современной. Интонационная природа музыки позволяет нам почувствовать и понять особенности музыкального языка разных композиторов.

По каким же направлениям можно рассматривать связь

музыки и литературы?

Рассмотри картину В.Поленова

"Монастырь над рекой"


Ответь на вопросы:

Какие чувства вызывают эти произведения искусства?

Обрати внимание на плавные изгибы линий рисунка в картине и

мелодии романса, общность ритмического строя, перекличку

светотени в картине и ладовой окраске в музыке.

Можно в романсе услышать тишину леса, поля?

Какими средствами музыкальной выразительности М.И.Глинка в романсе "Жаворонок" смог услышать эту тишину?

2. Народная песня в композиторской музыке

П.И.Чайковский



В мелодии народных песен,

церковные напевы, интонации

колокольных звонов - всё то, что

композиторы слышат в жизни, побуждает

их к созданию таких больших и сложных

произведений, как симфония, концерт,

сюита, опера. Во многих из них песни,

мелодии, напевы получают как бы вто­

рую жизнь, композиторы заново

открывают их слушателям.


Пётр Ильич Чайковский включил русскую

народную песню "Во поле берёза стояла" в

финал симфонии №4, в "Детском альбоме"

звучит "Камаринская", в балете

"Щелкунчик" русский танец "Трепак",

в финале концерта№1 для фортепиано

с оркестром звучит "Веснянка"

украинская народная песня, в опере

"Евгений Онегин" используются подлинные

русские народные песни,

в увертюре 1812 год звучит песня "У ворот

батюшкиных. " и т.д.


Литературную (словесную,

нередко стихотворную) осно­ву -

программу - имеют многие

инструментальные произ­ведения.

Создавая их, композиторы опираются на

то содер­жание, которое изложено в

литературном источнике или выражено в

названии сочинения.

Портрет. Э.Григ


5. Тесты к теме урока

Скачай архив по ссылке ЗДЕСЬ
Сохрани его на своем компьютере.
Обязательно Распакуй Архив. Для этого - Нажми правой кнопки мышки на архив - Извлечь.
Открой папку Что роднит музыку с литературой. В ней открой Папку1.
Запусти файл start HTML приложение
Пройди тест - проверь себя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«ЧТО СТАЛО БЫ С ЛИТЕРАТУРОЙ,

- Слайд с темой урока (№2)

- Музыка и литература неразрывно связаны друг с другом и вместе они – большая сила. Вспомните, пожалуйста, музыкальное произведение, в котором рассказывается о такой силе?

- Портрет А.С.Пушкина (Слайд №3)

Вот так подчеркнул А. С. Пушкин близость песни (музыки) и сказки (литературы), их нерасторжимую связь.

Давайте вспомним, какие литературные жанры мы знаем и нам предстоит ещё узнать, где музыка - главное действующее лицо.

1 – стих, 2 – сказка, 3 –рассказ,4 - повесть, 5 –роман,

6 –миф,7 - легенда, 8 –басня.

Музыка звучит не только в стихах, сказках, рассказах, повестях, но и в баснях.

- Великий русский баснописец И. А. Крылова написал много басен, где звучит музыка.

- Портрет И.А. Крылов (Слайд №6)

- Слайд с квартетом животных (№7)

- Какие инструменты входят в квартет?

- Слайд с инструментами (№8)

-На каких инструментах пытались играть герои Крылова?

- Слайд со струнными инструментами (№ 9)

- Итак, что же означает слово КВАРТЕТ?

- Слайд с определением (№ 10)

- Посмотрите, пожалуйста, какие ещё бывают квартеты

-Слайды № 11 и № 12 (4 струнных инструмента)

Но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато и в прежние времена и в наши дни композиторы часто сочиняют струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель.

-Почему же у этих горе – музыкантов ничего не получилось? Ведь у них были самые настоящие инструменты и ноты?

(Звучат ответы детей)

Чтобы красиво играть на инструменте, прежде нужно долго учиться этому, а так же для этого необходим слух, талант.

И. Крылов был хорошим музыкантом. Больше всего он любил играть в квартете. Современники вспоминают, что он брал на себя партию альта. И хотя этот инструмент нельзя назвать главным, ведущим в этом составе часто оказывался Иван Андреевич. К его чутким и верным замечаниям нельзя было не прислушаться, его тонкому музыкальному слуху нельзя было не верить.

Таким же замечательным музыкантом был и А. П. Бородин (1833 -1887г.),

-Слайд с портретом А.П.Бородина (№ 14)

Хотя музыка и не была его основной профессией. Выдающийся русский композитор А. П. Бородин прославил и русскую музыку, и русскую науку. Он был также талантливым учёным – химиком. Химия и музыка нераздельно господствовали в его душе.

Неутомимый труженик, он не знал чётко отмеренного времени для работы или отдыха. Его можно было встретить в лаборатории как утром, так и глубокой ночью. Но музыка не покидала учёного – она звучала в его душе даже во время лекций. И тогда на доске вместе с формулами, он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий. Склонившись над научной работой, он обязательно что-нибудь напевал. А иногда, покинув лабораторию, химик превращался в музыканта, и неслись по коридору стройные и чудесные звуки музыки.

- Послушайте фрагмент 3 части квартета №2 А. П. Бородина

- Похоже ли это произведение на игру горе – музыкантов?

- Сколько инструментов примут участие в этом произведении?

- О чём вам расскажет музыка квартета?

Это произведение совсем не похоже на исполнение горе – музыкантов из басни Крылова.

Здесь прозвучали те же самые инструменты, что и в басне Крылова – 2 скрипки, альт и виолончель. Это произведение камерное.

Мы прослушали фрагмент 3 части квартета – ноктюрн.

- О чём рассказывает музыка этой части, что вы представили? Какая это музыка по характеру?

Музыка красивая, нежная, мелодичная, выразительная – создаёт образы ночи.

Медленно плывёт мелодия, полная какой–то особой ночной красоты. Она так прекрасна, что мы забываем обо всём. В этой мелодии и тихая задумчивость, и страстность, и ночная глубина, и волнующий ночной покой.

- Почему же музыканты из басни Крылова, имея те же самые инструменты, не смогли исполнить также красиво и выразительно?

А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, самая разнообразная музыка – медленная и быстрая, нежная и мужественная, печальная и радостная – звучит красиво, выразительно, увлекательно.

- Ответы на вопросы

- Эту песню написала известная певица Алла Пугачёва (Слайд № 15)

-Разучивание песни

- Исполнение песни – 5.19

Тысячи лет существует музыка на земле и тысячи лет люди снова и снова пытаются ответить на этот вопрос:

- Почему музыка волнует и трогает?

- Почему к ней, как к солнечному свету, тянутся не только люди, но и животные, и даже растения. Послушайте стихотворение и скажите о чём оно, что почувствовали и услышали вы?

Без музыки не проживу и дня!

Она во мне, она вокруг меня

И в пенье птиц, и в шуме городов,

В молчанье трав, и в радуге цветов

И в зареве рассвета над землей…

Она везде и вечно спутник мой.

Ей все подвластно: радость и тоска,

В ней – просто миг и долгие века.

И воскресить умеет и убить

Заставит полюбить и разлюбить

Но разве может жить она без нас

Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!

Без наших дум и радостей земных

Без мелочей смешных и не смешных?

И, веря в торжество ее, - творим!

Музыка берет своё начало из окружающей нас жизни: шелест листьев, шум дождя, раскаты грома, вой ветра, пенье птиц, журчанье ручейка – всё это музыка. И вновь музыка является основой сюжета этого стихотворения. Мы убедились, что существуют и много песен, где музыка является главным действующим лицом.

Итог урока: Музыка и литература тесно взаимосвязаны между собой. Музыка обогащает литературу, превращая стихи в песню.

Методы и приемы: метод музыкального обобщения, частично-поисковый, зрительная и слуховая наглядность, репродуктивный, практическая деятельность, выразительное исполнение, сравнение.

Оборудование: грамзапись, проигрыватель, портрет А.П.Бородина, хрестоматия по музыке 5-й класс, басня “Квартет” И.А.Крылова.

  1. Организационный момент.
  2. “Квартет”, басня И.А.Крылова – слушание, анализ.
  3. Квартет № 2, А.П.Бородин – слушание, анализ.
  4. А.П.Бородин – рассказ о композиторе.
  5. Упражнения на укрепление дыхания.
  6. “Музыка в лесу” – разучивание и знакомство с песней.
  7. Обобщение.
  8. Оценка знаний учащихся.

Ход урока.

Организационный момент.

“Квартет”, басня И.А. Крылова – слушание, анализ.

У: На предыдущих уроках мы увидели, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Что стало бы со всеми музыкальными произведениями, предназначенными для пения (хорами, романсами, песнями), во что бы они превратились?

Д: В вокализы.

У: А что такое вокализ?

Д: Песня без слов.

У: А существовали бы без литературы оперы и балеты?

Д: Нет.

У: Почему?

Д: В основе балета и оперы лежат литературные произведения. К балету и опере пишутся либретто.

У: А что такое либретто?

Д: Либретто – это сюжет оперы или балета.

У: Мы выяснили, что без литературы музыка потеряла бы многое, а что станет с литературными произведениями, если не будет музыки?

Д: Стихотворения останутся стихотворениями. Стихотворения, написанные специально для того, чтобы на них композиторы сочинили музыку, будут лишены достаточной силы, чтобы существовать самостоятельно.

У: Приведите пример несамостоятельности стихотворения, сочиненного специально для музыкального произведения, без музыки.

Д: (Приводят пример из домашнего задания)

У: Да, действительно звучит не очень красиво. А ведь с музыкой эти же стихи превосходно звучат. Но музыка обогащает литературу, не только превращая стихотворение в песню, писателями и поэтами написано очень много разных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка даже становится главным “действующим лицом”. Например, басни. Такие басни, в которых музыка — главное “действующее лицо” писал великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Какие басни Ивана Андреевича Крылова вы знаете?

Д: “Осел и соловей”, “Ворона и лисица”, “Стрекоза и муравей”, “Кукушка и соловей”…

У: Что такое басня?

Д: (Ответы детей)

У: Верно, басни – это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, а подразумеваются под ними люди, говорится о жизни. Есть у Ивана Андреевича Крылова басня “Квартет”, кому-нибудь из вас знакома эта басня?

(Ответы детей). Что такое квартет?

Д: (Ответы детей).

У: Верно, квартетом называется музыка, в исполнении которой участвуют четыре любых музыканта: четыре трубы – квартет, рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет, арфа, флейта, кларнет и скрипка – тоже квартет. Но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто и в прежние времена, и в наши дни композиторы сочиняют струнные квартеты, в исполнении которых участвуют две скрипки, альт и виолончель. Струнные квартеты сочиняли В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен, Ф.Шуберт, Э.Григ, М.И.Глинка, А.П.Бородин, П.И.Чайковский.

В “Квартете” И.А.Крылова тоже 2 скрипки, альт и виолончель (только он назвал виолончель “басом”, потому что виолончель – самый низкий “басовый” инструмент в квартете). Послушайте и скажите, была бы эта басня если бы не было музыки? Вот эта басня.

“Проказница Мартышка,
Осел, Козел, да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, –
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
“Стой братцы, стой!”, кричит Мартышка:
“Помогите! Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та
У нас запляшут лес и горы!”
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
“Постойте ж, я сыскал секрет”, –
Кричит Осел; “Мы верно, уж поладим,
Коль рядом сядем!”
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот, пуще прежнего, пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему,
Чтоб их решить сомненье:
“Пожалуй”, говорят:
“Возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть:
Скажи лишь как нам сесть!” –
“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши, ваших понежней”,
Им отвечает Соловей:
“А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь”.

У: Что станет с басней, если из нее убрать все музыкальные термины, что с ней станет, будет ли она интересной?

Д: (Ответы детей)

У: Нужна ли музыка в этом произведении?

Д: Нужна.

У: Чему учит эта басня?

Д: (Ответы детей)

У: Почему Квартет не получился, ведь они старались?

У: А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, самая разная музыка – медленная и быстрая, нежная и мужественная, печальная и радостная – звучит красиво, выразительно, увлекательно.

Послушайте внимательно фрагмент 3 части Второго квартета Александра Порфирьевича Бородина. (Слушание).

Квартет № 2. А.П. Бородин – слушание, анализ.

У: Вам понравилось произведение?

Д: Да, понравилось.

У: Расскажите о характере произведения?

Д: (Ответы детей)

У: Какой из Квартетов вам понравился больше и почему?

Д: (Ответы детей)

У: Верно, Второй квартет красив, в нем ощущение поющего человеческого голоса, которое достигается звучанием струнных инструментов.

А.П. Бородин – рассказ о композиторе.

У: Александр Порфирьевич Бородин (1833–1887) – выдающийся композитор, видный ученый-химик. Он окончил Медико-хирургическую академию, а через 2 года получил степень доктора медицины. Интерес к музыке появился у Бородина рано. В детские годы он увлекался игрой на виолончели, флейте и фортепиано и сочинял как любитель. Когда учился в академии, он параллельно занимался и музыкой. И даже когда он стал профессором, в его кабинете стояло фортепиано. В творчестве Бородина не очень много произведений, но они, каждый по-своему, превосходны, монументальны. Известны опера “Князь Игорь” и Симфония № 2 “Богатырская”. С этими произведениями нам с вами еще предстоит встретиться. А пока мы с вами остановились на Квартете № 2 и выяснили, что квартет может быть и в литературе. А если бы не было музыки, был бы квартет в литературе?

Д: Нет.

У: Сочинил бы тогда И.А.Крылов басню Квартет?

Д: Нет.

У: Где развиваются события в басне Квартет?

Д: В лесу.

Упражнения на развитие дыхания.

У: Мы с вами сейчас представим лесную поляну, солнечную, ясную погоду и спокойно подышим. Итак, встали. Выполним упражнение “Руки толкают небо”.

И.П.

– руки через стороны вверх, ладонями вверх, вдох,

– руки опускаем ладонями вниз, выдох,

(Повторить 4 раза)

А теперь выполним упражнение со звуком – голосовое дыхание:

– резко выдохнуть “широко открытым ртом со звуком “Ха”.

(Повторить 4 раза)

И закончим упражнения очищающим дыханием:

– медленный полный вдох,

– сложить губы “трубочкой”,

– выдыхать короткими сильными толчками весь воздух.

Хорошо! Добавим упражнение на распевание.

(Распевание на ле-ле-ле.)

У: Скажите, какие звуки можно услышать в лесу?

Д: (Ответы детей)

У: Есть и песня про эти звуки.

“Музыка в лесу” – слушание, разучивание.

У: (Исполняет песню) О чем эта песня?

Д: (Ответы детей)

У: Какая песня по характеру? Что было бы с ней без литературы?

Д: (Ответы детей)

(Далее разучивание 1 куплета и припева)

Обобщение.

– Что станет с басней И.А.Крылова без музыки?

– Что такое Квартет?

– Кто такой А.П.Бородин?

– Кем он был по специальности?

Д: (ответы детей)

Д/з: Найти литературное произведение, в котором есть упоминание о музыке, музыкальных инструментах.

Читайте также: