Что сближает теорию раскольникова с жизненной философией свидригайлова сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Впервые встретившись с Аркадием Ивановичем, Раскольников, несмотря на свое отвращение и негодование, проявляет некоторое любопытство к этому человеку. Героя мучает вопрос: почему же так спокоен этот глубоко безнравственный человек. Как он может жить, нося в сердце такие воспоминаний? Неужели сам Родион слабее духом этого «пустейшего и ничтожнейшего злодея в мире?«. Так оценивает Раскольников своего врага, но ошибается во всем.

Аркадий Иванович вовсе не пустой и ничтожный человек. Напротив, это натура, в которой таятся огромные внутренние возможности и силы. Он необыкновенно умен и проницателен. Мощные страсти живут в его душе. В нем есть и сладострастный зверь, и жаждущий любви человек. Он способен на благородство по отношению к Дунечке, находящейся в его власти. Свидригайлов надеется, что любовь Авдотьи Романовны могла бы возродить его душу. Да ведь и факт совершения Свидригайловым преступлений нигде автором не подтверждается: в основном это сплетни подлеца Лужина. Свидригайлов активно добр: он помогает Сонечке и сиротам Мармеладовым.

При первой же встрече с Родионом Свидригайлов замечает, «что между ними есть какая-то общая точка«. Подслушав признание Раскольникова, Аркадий Иванович узнает о преступлении героя и его мотивах, и снова убеждается в сходстве с ним. Но Свидригайлов неверно понимает Родиона и его идею. Он упрощает мысль героя, подменяя ее своим пониманием тех же проблем: «так себе теорийка… Это же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если конечная цель хороша«.

Если вы убеждены, что у дверей нельзя подслушивать, а старушонок можно лупить, чем попало, в свое удовольствие, так уезжайте куда-нибудь поскорее в Америку.

Его раздражает, что Раскольников не только совсем не отбрасывает требования чести, но и еще ощущает себя «гражданином и человеком«. Свидригайлов по натуре своей — циник, скептик, человек, потерявший грань между добром и злом, не верящий ни во что.

Аркадий Иванович не видит выхода и своим глубоким умом понимает, что уже не найдет его. И потому твердо принимает решение покончить с собой.

Сходство героев

Родиона Романовича Раскольникова и Аркадия Ивановича Свидригайлова объединяет то, что оба они переступили черту нравственного закона. Роднит их и то, что они неординарные личности. У них есть общие черты:

Различия


У Раскольникова и Свидригайлова разное социальное и материальное положение. Родион — бывший студент-юрист, принадлежит он, судя по всему, к дворянскому либо к мещанскому сословию. И он, и его родные (мать и сестра) очень бедны, вынуждены экономить на всём.

А Свидригайлов — помещик, свободный в деньгах. Хотя он считает себя небогатым, но по сравнению с Раскольниковым Аркадий Иванович богач.

Родион раньше старался учиться, давал за деньги уроки детям, но из-за нехватки средств вынужден был на время оставить учёбу и выйти из университета.

Раскольников, увлёкшись ложной идеей, не утратил ориентиры между добром и злом, а Свидригайлову свойственен цинизм и нравственный нигилизм.

Любовь к Соне спасает Раскольникова, поскольку он не утратил духовность. В конце романа этот герой вступил на путь к возрождению личности, на путь к новой жизни. Любовь к Дуне губит Свидригайлова, так как девушка ненавидит его, потому что он аморален. Проснувшаяся совесть заставила его сделать благородные поступки: поместить троих сирот Мармеладовых в приличные сиротские заведения и положить на каждого из них, до совершеннолетия, по 1500 рублей, а Соне он дал 3000 рублей, так как знал, что она поедет с Раскольниковым на каторгу. Но даже проснувшаяся совесть оказалась не способна возродить Свидригайлова, и он совершает самоубийство.

Взаимоотношения Раскольникова и Свидригайлова


Первая встреча Раскольникова со Свидригайловым описана в части третьей (глава VI) и в части четвёртой (глава I). Свидригайлов приходит к Раскольникову для того, чтобы он помог ему повидаться с Дуней. Эта встреча нужна была ему для того, чтобы объяснить девушке, что выходить ей за Лужина не будет ни малейшей выгоды, а будет явный ущерб. Кроме того, он хотел предложить ей 10 тысяч рублей за то, что из-за него у неё были неприятности, и для того, чтобы облегчить разрыв с Лужиным.

Свидригайлов узнал о преступлении Раскольникова, подслушав его разговор с Соней на её квартире, и использовал это для шантажа Дуни. Аркадий Иванович надеялся, что ради спасения брата от ареста она согласится стать его любовницей.

Сравнительная характеристика Раскольникова и Свидригайлова (таблица)

Вывод

Психологически сложные образы Раскольникова и Свидригайлова отражают взгляды Достоевского на итог борьбы добродетели и зла в душах людей. Иногда зло торжествует, а иногда бывает повержено — когда человек через страдание, через истинную любовь, возвращается к Богу и духовно преображается.

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть "униженным и оскорбленным" глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: "Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами". Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее "каморке", которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — "задавленного бедностью", "изуродованного нищетой" "бедного и больного студента".

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. "Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою", — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. "Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. "

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. "За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения". Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти "от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. ". А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в "Дневнике писателя": "Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы".

Раскольников и Свидригайлов – герои психологического романа Ф. М. Достоевского. Их называют духовными двойниками. Между этими персонажами действительно существует сходство. Сравнительная характеристика Свидригайлова и Раскольникова – тема многих критических статей. В чем видел автор знаменитого романа сходство между этими, казалось бы, абсолютно разными личностями?

сравнительная характеристика свидригайлова и раскольникова

Глаза – зеркало души

Главным принципом, которым руководствовался Достоевский в своем творчестве, была достоверность. Раскольников представляет собой собирательный образ студентов-разночинцев 60-х годов. Главный герой романа чрезвычайно беден, живет в маленькой комнатушке, плохо одет и даже голодает. Облик Свидригайлова, напротив, указывает на то, что этот человек не привык себе отказывать в чем бы то ни было.

 раскольников и свидригайлов сравнительная харатеристика

Раскольников

Этот человек бескорыстен. Он обладает проницательностью, позволяющей разгадывать людей, видеть, насколько они искренни. Но главное – он великодушный мечтатель и идеалист. Родион Романович жаждет осчастливить все человечество. В меру своих возможностей он помогает бедным и обездоленным, но возможности его, как известно, слишком ничтожны. Во имя высокой цели он и идет на преступление.

Свидригайлов

 сравнение свидригайлов и раскольников

Сходства

Они оба преступники. Сравнительная характеристика Свидригайлова и Раскольникова указывает, прежде всего, на причастность к убийству. Разночинец убивает процентщицу и ее младшую сестру. На совести дворянина - доведенный до самоубийства слуга, смерть четырнадцатилетней девочки, убийство жены. Вина его во всех этих преступлениях не доказана, он разгуливает на свободе, и в начале произведения создается впечатление, что так будет всегда. Тем не менее, он убийца, равно как и идеалист Раскольников.

К определению еще одной схожей черты в судьбах этих героев приводит их сравнение. Свидригайлов и Раскольников совершают преступления, но ни один из них не остается безнаказанным. Студент невыносимо страдает после совершенного убийства. Свидригайлов кончает жизнь самоубийством.

описание образов раскольников и свидригайлов

Различия

Мотивы преступлений, которые совершают эти герои, абсолютно разные. Об основных различиях явственно говорит описание образов. Раскольников и Свидригайлов – преступники. Но если первый совершает убийство ради высокой цели (что, конечно, его не оправдывает), то второй совсем не задумывается о последствиях. Свидригайлова интересует лишь удовлетворение сиюминутного желания.

Душевное состояние Раскольникова после совершенного злодеяния близко к сумасшествию. Свидригайлов же является человеком здравомыслящим, и рассудительность он теряет лишь тогда, когда стремится к своей цели. Отсюда следует главное отличие между преступниками – тонкую грань между добром и злом Раскольникову переступить так и не удалось, в то время как его антипод-двойник уже давно находится за чертой морально-этических норм.

Создав в романе столь яркое противопоставление, Ф. Достоевский как будто указывает на два пути, которые могут быть у человека, отнявшего жизнь у другого. Преступник, совершая убийство, тем самым переживает духовную смерть. И воскресить его могут лишь покаяние и признание собственной вины.

Читайте также: