Что лучше самообразование или формальное обучение и почему сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Не беспокойся, сегодня мы не будем отговаривать тебя от получения диплома. Так уж сложилось, что есть целый перечень специализаций, доступ к которым закрыт, если у тебя не будет этого самого диплома. Даже в случае наличия необходимых для работы знаний. И мы не виним в этом систему — ей же надо как-то стандартизировать человеческие ресурсы, которыми она пользуется. Однако что если ты хочешь не просто определиться со специальностью и получить корочку? Что если тебе нужны, в первую очередь, знания? Просто подумай над тем, что стены российских институтов (по крайней мере, большинства из них) давно перестали быть стенами, в которых обитает наука. Теперь там процветает коррупция, незаинтересованность в обучении у студентов и еще большая — в преподавании, у самих преподавателей. Были времена, когда высшее образование о человеке говорило многое — каждый с дипломом был настоящим интеллектуалом, а сейчас? Не пора ли нам взять свое интеллектуальное развитие в свои собственные руки?

1. Традиция умерла

Образовательная система, которая распространена сейчас по всему миру, корнями упирается еще в Средние Века. То есть, был некий мудрец (учитель), который прожил достаточно, чтобы хорошо разбираться в деле кожевника и у него был подмастерье, которого он обучал. Образовывалась связь между учителем и учеником, которая базировалась на знаниях первого, которые могли быть отнюдь не исчерпывающими. Так или иначе, но учитель передавал лишь незначительный багаж собственного опыта, который, к тому же, мог быть ошибочным. Ты можешь возразить и сказать, что сейчас все иначе — есть учебники, образовательные программы и государственное регулирование этих вещей, то есть — стандартизация образовательного процесса. Но, вместе с тем, основывается эта система на тех же самых отношениях между учеником и его наставником, а от вмешательства государства в этот процесс все становится еще более сомнительным. Достаточно посмотреть на табуирование некоторых тем в исторических дисциплинах, чтобы понять, насколько далеки мы от непредвзятого анализа нашей истории. Некоторые науки давно пропитались идеологией.

2. Доступ к лучшим лекциям

Мы не берем в пример лучшие вузы нашей страны — там могут действительно хорошо преподавать и оттуда выходят отличные специалисты. Но проблема в том, что большинство учится далеко не в лучших университетах, а в тех, в которые поступить проще всего. Хорошие ли там лекторы? Заинтересованы ли они рассказывать свой предмет так, будто от этого зависит твое будущее? Разумеется, нет и винить их в этом глупо — зарплата не та, чтобы обладать преподавательским вдохновением.

Но зачем тебе нужны сонные преподаватели из провинциального института, когда у тебя, при наличии интернета, есть доступ к самым лучшим лекциям в мире? В сети полно записей от авторитетных преподавателей. Причем, мы имеем в виду не только лекторов российских вузов, но и Кембриджа и Оксфорда (эти учебные заведения регулярно выкладывают записи своих лекций). Таким образом, при наличии знания языка, у тебя есть неограниченные возможности в плане изучения того или иного предмета у лучших мировых специалистов — и все это бесплатно.

3. Что ты вынес из школы?

4. Самообразование — это бесплатно

Но если ты будешь обучаться самостоятельно, то денег платить не придется. Будешь тратить только свои силы и время, что, в общем, ты и должен делать в отечественных университетах.

5. Возможность сменить направление

Для начала мы должны понять, каким образом человек может реализоваться и добиться высот. В наше время, есть всего 2 варианта.

Первый вариант - это образование, которое мы получаем сначала в школе, потом, если уходим после 9 класса, то в колледже, техникуме. Уйдя после 11, у нас ВУЗы, университеты и институты. Соответственно, после получения среднего или высшего образования у нас разные возможности. Но у любого человека есть шанс после получения среднего образования, получить высшее. Но на мой взгляд, такое образование не эффективно. Почему? Да потому, что на протяжении 1/3 своей жизни, ты изучаешь те предметы, которые тебе в будущем будут не нужны. Буквально через неделю, ты уже забудешь большую часть информации, которая была дана тебе на уроках. Думаю, тут даже нет смысла объяснять, как это происходит.

Ладно, возможно в школе нужно предоставлять ребёнку как можно больше предметов для того, чтобы он понял, что ему интересно и в чём он хочет развиваться. Но нюанс заключается в том, что больше 70% школьников не знают, к чему они хотят прийти и кем стать. И не нужно забывать про то, что в наше время большая часть учителей не считают обязательным выдавать материал так, чтобы всем было понятно. Обычно если кто-то не понял, то учитель, отмазывается тем, что нужно было лучше слушать.

Проблема большинства учебных заведений в том, что нет индивидуального подхода к каждому ученику, а это очень важно, потому что все люди разные, и воспринимают информацию по-разному. Кому-то легче даются гуманитарные науки, кому-то естественные.

Теперь давайте поговорим про получение среднего/высшего образования. Тут на самом деле ситуация особо не меняется. Учась на 3 из 4 курсов, на техника-спасателя, я могу сказать, что мы "изучаем" предметы, которые вряд-ли будут нужны в данной профессии. К примеру, на целый учебный год у нас всего 52 часа физкультуры, в то время как по предмету САПР (Системы автоматизированного проектирования) - 42 часа. Казалось бы, не много, но для чего нам нужно уметь проектировать модели? Почему бы не перекинуть эти 42 часа на физкультуру, ведь отличительная черта спасателя - сила и выносливость. А потому что такая образовательная программа, и с этим ничего не поделать. Я могу сказать, что такое не только у нас, но и в других образовательных учреждениях. Я не спорю, везде по-разному, где-то больше, где-то меньше, но не согласиться с этим просто не возможно. И проблема даже не заведений. Проблема заключается в образовательной системе, по которой эти самые заведения простраивают план.

В дополнение ко всему этому, нам дают огромное количество теории, без возможности реализовать её на практике. Вот и получается, что на протяжении 2 пар, а это на минуточку 3 часа, нам рассказывают о том, как достать человека из машины, который попал в ДТП. Но на деле, если мы столкнёмся с такой ситуацией, 99% учащихся растеряются и просто забудут, что нужно делать. И те 3 часа, которые мы отсидели, слушая нудного лектора, оказываются в большей степени просто бессмысленными. Самое интересное заключается в том, что закончив обучение, тебя с большей вероятностью никуда не возьмут. Почему? Да потому, что у тебя нет опыта работы. Скорее всего, в дальнейшем ты будешь работать не по своей специальности, а по какой-нибудь другой и за гроши. Но есть и исключения.

Но давайте поговорим о том, почему стоит куда-нибудь поступить. Вы не сможете дома научиться оперировать людей, не сможете стать крутым юристом и не сможете стать профессиональным нефтяником. Если вы перед поступлением не знаете, кем хотите быть, то попав в учебное заведение, вы скорее всего поймёте. Это может случиться на любом из курсов, возможно, даже после обучения. Ведь вы будете чаще выходить из зоны комфорта, а это очень круто. В какие-то моменты вы будете переступать через себя. Не нужно думать, что окончив школу и поступив куда-нибудь, вы дисциплинируете себя. Если вы делали всё в последний день в школе, то продолжите так же делать и в колледже/институте. Я не спорю, возможно, такое и случится, но только за редким исключением. Также, у вас появятся новые знакомые, единомышленники, в этом тоже есть плюсы.

Теперь перейдём ко второму варианту развития событий - это самообразование. Сразу же хочу сказать, что данный метод получения образования подойдёт далеко не всем. Вы должны быть уверенны в том, чего хотите добиться. Нужно иметь огромную мотивацию для того, чтобы дисциплинировать себя и планомерно делать что-то изо дня в день. Также нужно понимать, что если вы прочитаете 1 книжку, посмотрите 1 обучающие видео, то не станете гением, который может зарабатывать миллионы. Вы не сможете за один день стать профессионалом своего дела. Кроме того, вступив на дорогу самообразования, вы должны понимать, какую цену готовы заплатить за то, чтобы чего-то добиться. Иногда, эта цена очень велика, и не каждый готов заплатить её.

В наше время, есть огромное количество возможностей, как без среднего или высшего образования можно зарабатывать деньги и даже больше, нежели зарабатывает человек с образованием. Вы должны понимать, что только от вас зависит, сколько вы будете зарабатывать и каких высот достигните. Вот, к примеру, на работе есть определённый план на месяц, который ты должен выполнить, если ты его не выполняешь, то тебя либо лишают премии, а впоследствии, скорее всего и уволят, либо ты его выполняешь и получаешь стандартизированную заработную плату. В зависимости от того, насколько хорошо и быстро ты справился с этой работой, тебе дадут премию и всё. Да, есть карьерный рост, но не нужно забывать, что ваш шанс становится минимальным, если у вас нет связей. Вы можете быть очень крутым специалистом в своей сфере, но не факт, что вы будете занимать высокопоставленную должность. Если мы возьмём фриланс, то там всё зависит от вас, т.к. вы работаете на себя и не привязаны к определённому месту и организации.

В качестве примера возьмём дизайнера. Если он будет лениться и работать тогда, когда ему хочется, то он будет получать гроши. Но. Если человек понимает, что он хочет развиваться как дизайнер, то он должен себя дисциплинировать и работать каждый день. Искать новые заказы, продвигать свои услуги, работать за отзывы известных людей.

Подводя итоги, хочу сказать, что в любом из направлений, есть как свои плюсы, так и свои минусы. Каждый человек делает свой выбор и самое главное - никого не слушать. Это не значит, что делать только так, как ты думаешь и игнорировать всех подряд. Нет, прислушивайтесь, но не слушайте. Вы должны иметь своё мнение и к каждому мнению относитесь с уважением, (бездоказательную критику не беру в расчёт), должно быть критическое мышление.

Любой человек может достичь безграничных высот, самое главное - это дикое желание, упорство и самодисциплина. Хочу пожелать вам, чтобы ваши мысли становились реальностью, и вы никогда не сдавались. И запомните: сначала мысль, потом действие. Со временем они конвертируются в успех. Учиться нужно, но как, выбираете только вы.



Современное общество предъявляет достаточно строгие требования к уровню получаемого нами образования. Для того чтобы человек мог быть уверенным в завтрашнем дне и достигать успеха, ему приходится постоянно учиться в университетах или на курсах повышения квалификации. При этом не все задумываются о самообразовании и самосовершенствовании как одном из основных составляющих нашей успешности. В первую очередь мы привыкли судить о человеке лишь по имени того учебного заведения, которое ему удалось окончить.

Формальное образование помогает найти работу, самообразование — добиться на ней успеха


Формальное образование помогает найти работу, самообразование — добиться на ней успеха

Зачем нужно заниматься самообразованием?

Хорошее, качественное образование дает возможность находить ответы на любые вопросы, эффективно приспосабливаться к меняющимся условиям труда, решать трудные задачи, которые ставит перед нами жизнь. Необразованные люди тяжело адаптируются к новым реалиям, тяжело справляются с препятствиями на своем пути.

Можно утверждать, что постоянное самообразование – это умение жить. Оно нам необходимо, чтобы мы не испытывать стрессов и легко могли бороться с жизненными трудностями.

Что такое самообразование?

Понятно, что для самообразования необходимо желание, а чтобы желание возникло, необходим интерес, а интерес возникает тогда, когда человек видит собственную выгоду. Самообразование это как самостоятельная работа над собой. Для того чтобы добиться значимых результатов в какой-либо области – необходимо заниматься самостоятельно. Самостоятельная работа должна занимать как минимум 80-90%. Процесс самообразования представлен на картинке снизу.

Процесс самообразавония

А чтобы столько часов набрать – необходима самостоятельная работа или самообразование. Для этого без самоорганизации и дисциплины не обойтись.

Другой пример с самообразованием. Тот же самый Ваня решил выучить английский язык. Для этого он пошел по старому пути – записался в школу английского языка, где ему рассказывают об основных правилах и временах этого языка. Занятия в школе проводится два раза в неделю по два часа, то есть всего лишь четыре часа в неделю. Вау, как это ничтожно мало.

И как Вы считаете, Ваня заговорит на английском языке через три года, исключительно занимаясь четыре часа в неделю под руководством учителей? Да, если только за это время его молнией не ударит, и он не начнет говорить на всех языках мира. Ну или пришельцы похитят после чего он заговорит только на английском языке.

Конечно это невозможно, ведь самообразование – это 90% труда. Но человек забывает об этом. Он думает, если я записался в школу танцев или английского языка, значит, мне нужно просто ходить на занятия и все придет: я научусь танцевать и говорить на английском языке. Мне бы тоже хотелось того же, но я не могу не замечать, как люди что были на 0 уровне до прихода куда-либо, что остались. Такое случается из-за отсутствия самостоятельной работы или самообразования.

Самообразование против формального обучения: в чем преимущества

Самообразование часто становится достойной альтернативой официальному, формальному обучению, будь то курсы повышения квалификации или даже второе высшее образование. В чем же его преимущества?

Самообразование не стоит ничего, кроме потраченного времени


Самообразование не стоит ничего, кроме потраченного времени

Выбор оптимальной, интересной программы обучения. В институтах и университетах много общеобразовательного, не всегда особо необходимого в жизни материала, на который приходится тратить время и силы. При самообразовании вы сами можете выбирать для себя программу обучения, изучать только то, что вам действительно нужно и интересно.

Возможность управлять расписанием. Формальное обучение навязывает студентам жесткое, не всегда удобное расписание. При самообучении вы можете сами изменять, варьировать для себя наиболее удобный режим занятий. При этом не забывайте, что для качественного самостоятельного обучения, для достижения стабильных результатов составлять расписание и придерживаться его крайне необходимо.

Самообразование ничего не стоит, кроме потраченного на него времени. При традиционном обучении вам приходится тратить и время, и деньги, причем не всегда эффективно.

Самообразование

Самообразование — это самостоятельное приобретение учащимися, школьниками, студентами знаний с учетом их интересов, склонностей из различных источников дополнительно к тем, которые получены в учебных заведениях. Это желание стать лучше, умнее, приносить пользу и себе, и людям, и своему отечеству.

Я уже занялась самовоспитанием, выбрала заветные цели и принципы и очень довольна, что моя жизнь наполнилась смыслом и стремлением. Имея опыт самовоспитания, неплохо заняться и самообразованием.

Самообразование как процесс овладения знаниями тесно связан с самовоспитанием. В чем заключается эта связь? А в том, что значительная часть учащихся и студентов пытаются постоянно самосовершенствоваться, развивать в себе определенные качества личности, стараются искоренить отрицательное в поведении и чертах характера.

Что же заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять и расширять свои знания? Дело в том, что в наш век научно-технического прогресса, в век атомных электростанций и завоеваний космоса, наука, техника, производство не стоят на месте, а непрерывно развиваются и совершенствуются. Это и обязывает любого специалиста независимо от ранее полученного образования и профессии, заниматься самообразованием.

Дл чего человек учится? Человек, вооруженный знаниями, становится богаче, умнее сам и больше пользы принесет людям. Он сумеет определить свое место в общем строю, приложит свои силы и знания там, где больше всего нужно; научится строить правильные отношения с людьми, станет ценным специалистом.

Как же правильно приступить к самообразованию, чтобы углублять свои знания, чтобы успешно подготовиться к экзамену, к защите диплома и т. д.?

Путь, конечно, трудный – потому что требует больших усилий преодолений себя, твердости духа, умения совмещать учебу с работой или своими домашними обязанностями. Но путь надежен, потому что эти трудности преодолеваются осознанно, с верой в себя, в свои силы, в свое будущее.

Много предлагается в педагогике советов, как заниматься самообразованием, но самое главное – это наше стремление, желание, труд, терпение и цель.

Сначала надо определить цель – как движущий стимул; потом план как облегчение достижения цели; сделать выбор необходимой литературы; правильно распределить свое время; создать необходимые условия; составить режим занятий; научится правильно отдыхать, чередуя умственную работу с физической.

К условиям успешной умственной работы относятся и психологические факторы. Это целеустремленность, вдохновение, самостоятельность, настойчивость.

Успешность самообразования зависит не только от правильности его организации, но и от личных особенностей студента.

«Красиво жить – не просто звук пустой,

Лишь тот, кто в мире красоту умножил

Трудом, борьбой, — тот жизнь красиво прожил

Самореализация на практике: чем лучше заниматься

В первую очередь, необходимо задуматься над тем, какие бы полезные навыки вы бы хотели получить? К примеру, в университете или в школе вы изучали английский язык, однако обстоятельства сложились таким образом, что уровень знаний в этой области стал ниже. Необходимо ли с этим что-то делать, если в нынешней работе это знание вам не нужно? Конечно, да. В нашем мире перемены происходят стремительно, и, проснувшись утром в один прекрасный день, вы можете получить прекрасное предложение о работе, о которой мечтали на протяжении всей жизни. Согласитесь, что такая помеха, как низкий уровень английского языка будет совсем некстати.

Самообразование не зависит от возраста, опыта, основного образования и стажа


Самообразование не зависит от возраста, опыта, основного образования и стажа

Необходимо уметь развиваться одновременно в нескольких направлениях. Главное – заставлять свой мозг работать активно, и рано или чуть позже это принесет свои плоды. В первую очередь следует совершенствоваться в профессиональной сфере, ведь когда вы будете знать в своем деле чуть больше чем другие, у вас больше возможностей стать успешным бизнесменом, сделать карьеру, превратить работу не в рутину, а интересное хобби. Помните, что каждый может достигнуть тех вершин, которые сам желает для себя.

Уроки по самообразованию

Проведя собственное исследование в рамках данной темы, определив наиболее и наименее важные её составляющие, а также произведя адаптацию изученного и найденного под применение на практике, мы разработали комплекс уроков по самообразованию.

Каждый из уроков посвящён отдельной теме, касающейся самообразования. В них разобраны основные составляющие этого процесса, которые вам будет нужно изучить, и, естественно, как уже было не раз нами сказано, приведено множество практических элементов – именно на них сделан главный уклон.

Урок 1. Учебная мотивация

Для того чтобы обучение было эффективным, да и вообще имело место в жизни человека, он всегда должен иметь желание обучаться, т.е. быть мотивированным. Несмотря на то, что самообразование уже подразумевает наличие мотивации, это ещё не является гарантом того, что она всегда будет. В дополнение к этому, раз уж мы говорим именно о САМОобразовании, то и о мотивации нужно говорить, как о САМОмотивации, а это означает, что нужно уметь мотивировать себя самостоятельно.

Урок 2. Поиск информации и выбор источников

Практически все виды деятельности подразумевают под собой поиск информации. Если же говорить о самообразовании, то этот вопрос является одним из основных. То, насколько грамотно вы научитесь подбирать источники данных для своей работы, оказывает прямое воздействие на её качество и результат. Но важно знать и то, как именно ищется информация, ведь простое кликание по ссылкам и серьёзный поиск того, что нужно узнать – это совершенно разные вещи.

Во втором уроке вы познакомитесь с понятием информационного поиска, узнаете о том, какие существуют источники информации и как научиться выбирать из них самые достоверные. Будет затронута тема позитивизма – учения о методах и процедурах научной деятельности и рассмотрены принципы отбора информации. Отдельный материал урока посвящён правилам поиска данных в Интернете и некоторым способам работы с информацией (конспектам, ментальным картам, блок-схемам и другим).

Урок 3. Построение плана обучения. Необходимые компетенции

Точно так же, как самообразование невозможно без мотивации, невозможно оно и без умения грамотно его планировать. Чёткий план позволяет не только поставить цель, но и наметить шаги по её достижению, сделав этот процесс размеренным, удобным и очень эффективным. Однако и планирование – дело не из простых и требует изучения.

Третий урок посвящён планированию в обучении: мы расскажем о том, почему это важно и как создаётся план обучения (какие имеет этапы и в чём заключается задача каждого из них). Кроме того, мы представим план обучения, который вы сможете взять себе на вооружение, и поговорим на тему того, допускается ли отклонение от плана и в каких случаях. Последняя часть урока посвящена теме гибкости в обучении и тем компетенциям, которыми нужно обладать человеку, занимающемуся самообразованием.

Урок 4. Самоорганизация

Вопрос самоорганизации не менее важен, чем все остальные, а зачастую даже более них – от умения человека организовывать самого себя зависит то, будет ли его обучение успешным, сможет ли он успевать делать то, что запланировал, не будет ли его обучение в ущерб другим делам, а другие дела – в ущерб обучению. Во многом самоорганизация зависит и от самодисциплины.

В четвёртом уроке вы найдёте ответы на все вопросы, касающиеся самоорганизации и самодисциплины: вы узнаете о том, какие привычки являются полезными для самообразования, а какие – нет, как избавиться от непродуктивных привычек и как привить продуктивные, как можно научиться дисциплинировать себя и что для этого нужно. Особое внимание будет уделено стилям самоорганизации, некоторым основам тайм-менеджмента и развитию усидчивости. Поговорим мы и о зоне комфорта, и об открытости новому.

Урок 5. Приёмы и методы эффективного самостоятельного обучения

Пятый – заключительный урок можно назвать, пожалуй, самым главным, т.к. он раскрывает саму технику самообразования. В уроке будут рассмотрены три основных метода самостоятельного обучения – конспектирование, мнемотехники и майндмэппинг (составление ментальных карт) со всеми их особенностями и тонкостями. В качестве дополнения мы представим отличные примеры и упражнения.

Авторы курса:

Евгений Буянов, Сергей Крутько, Кирилл Ногалес.

Необходимо самосовершенствоваться, стремиться быть номером один в своем деле, обучаться.

Чтобы быть востребованным сегодня, стать высокооплачиваемым специалистом в своей области, необходимо постоянно повышать свой уровень знаний, интересоваться инновациями и применять их на практике. Это единственный путь идти в ногу со временем и лидировать. Мы можем улучшать и развивать себя, свои навыки: в спорте, искусстве, музыке, кулинарии и прочих увлечениях. Приобретение новых навыков и усовершенствование уже имеющихся – принесет успех в работе, и возможно, позволит заработать больше денег. Например, умение правильно изъяснять свои мысли, отстаивать точку зрения, наладить нужные контакты, обладание финансовой грамотностью. Вы можете посещать тренинги, курсы, частного преподавателя, читать книги – способ не имеет значения, важно приобретать знания. Основа обучения – постоянная практика, применение полученных знаний в реальной жизни. Только такой подход к обучению дает возможность осуществить намеченные цели.

Нужно ли заниматься самообразованием


Нужно ли заниматься самообразованием

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Суррикат Мими

Нужно ли заниматься самообразованием?
1) Что лучше- самообразование или формальное обучение и почему?
2) С чего можно начать свое самообразование?
3) Какова роль чтения и общения в самообразование?
4) Что самое сложное в самообразование?

Лучший ответ:


Главный Попко

Самообразование, наряду с обучением, является составляющей интеллектуального и духовного роста. Но если говорить об обучении, то ему характерно интеллектуальное начало. Оно систематично и ограничено рамками программ. Самообразование же - это выбранный вами путь. Только сам человек может понять свои желания и предпочтения.

Начиная путь самообразования определитесь с темой и целью подвига. Именно подвига, т.к. вы будете тактиком, стратегом и солдатом в одном лице. Проанализируйте свое умение ставить задачи, анализировать успехи, сосредоточенность и усердие.

Вашими попутчиками станут книги и интересные люди. Книги откроют вам мир, а люди помогут избежать ошибок и подводных камней.

Приготовьтесь, путь не будет легким. На нем нет указателей, это чистое поле, что вам предстоит пересечь. Старайтесь регулярно оценивать свои успехи, делитесь ими с близкими людьми, заведите дневник. Самое главное и самое сложное одновременно - это движение, причем как в глубь, так и в ширь темы. Ведь образовани подобно дереву - корни (теория) питают его, а крона (ваши знания) принесут плоды вам и миру.




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Читайте также: