Чкаловский завод новосибирск сообщение

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Авиационная промышленность – гордость России.
Это отрасль, в которой мы уверенно конкурируем с любой мировой державой. Наши самолеты продемонстрировали всему миру, что Россия – не только поставщик природных ресурсов, но государство, способное успешно развивать сложные наукоемкие производства.

История Новосибирского авиационного завода им. В.П.Чкалова
Первый камень в строительство завода Горного оборудования, который решено было возвести далеко от центра Новосибирска, заложили в июле 1931 г. Спустя пять лет, 26 мая 1936 года, решением Совета труда и обороны предприятие было перепрофилировано в самолетостроительный завод.

Первенец новосибирских самолетостроителей – истребитель-моноплан И-16 конструкции Н.Н.Поликарпова
С именем этого легендарного летчика связана еще одна страница истории предприятия. После трагической гибели Героя Советского Союза В.П.Чкалова по просьбе коллектива Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1939г. Новосибирскому авиационному заводу № 153 было присвоено его имя.
был построен и успешно испытан уже в ноябре 1937г. С 1938 по 1940гг. заводчане передали на вооружение Красной Армии более 600 самолетов. И-16 стал самым массовым истребителем своего времени, который широко использовался в войне в Испании, боевых действиях на Халхин-Голе, а позже на фронтах Великой Отечественной войны. На этом маневренном легком деревянном самолете впервые в мире В.П.Чкалов выполнил восходящий штопор.

В конце 30-х годов завод становится родиной истребительной авиации. В 1939г. коллектив чкаловцев приступил к строительству первого советского скоростного истребителя деревянной конструкции с силовыми элементами из упрочненной древесины (дельта-древесины)
ЛАГГ-3 (конструкторы – С.А.Лавочкин, М.И.Гудков, В.П.Горбунов). Но производство этих самолетов осложнялось разными обстоятельствами, одно из которых – проблема приобретения из-за границы фенольных смол. Поэтому с началом войны количество выпускаемых заводом самолетов сокращается, и к концу 1941г. ЛАГГ-3 почти снимается с производства. К этому времени из цехов предприятия было выпущено около 900 машин.
Первый советский скоростной истребитель деревянной конструкции

К концу 1941г. завод выпустил первую партию истребителей Як-7 – 21самолет, а за 1942 год их было построено 2 211. В 1943 году коллектив чкаловцев осваивает и запускает в серию дальнейшую модификацию Як-7Б, самый массовый истребитель времен ВОВ самолет Як-9.
Истребители Як-7

В 1954г. с заводского аэродрома был поднят в небо первый сверхзвуковой одноместный истребитель МиГ-19, который по своим боевым и летно-техническим характеристикам значительно превосходил лучшие истребители мира. Около 10 лет самолеты конструкции Микояна, выпускаемые заводом, являлись основными истребителями ВВС Советской Армии и армий стран Варшавского договора.

Построенные на заводе и успешно прошедшие испытания, стали основой авиационного вооружения войск ПВО СССР. По своим летно-тактическим характеристикам, возможностям боевого и учебного применения, по своим конструктивно-технологическим особенностям эти самолеты во многом определили основные этапы отечественного самолетостроения.
Истребители-перехватчики Су-9, Су-11 (1962г.), Су-15 (1966г.), Су-15 УТ

Совершенно новым этапом в развитии завода и отечественного самолетостроения в целом стало создание многоцелевого штурмовика Су-24, его серийное производство было начато в 1971г. По своим летно-техническим характеристикам и боевым возможностям Су-24 превосходил все существующие в то время серийные образцы самолетов аналогичного класса
Многоцелевой штурмовик Су-24

С начала девяностых годов и по сей день наше предприятие изготавливает многофункциональный истребитель Су-34. Бронированные кабина и топливные баки, высокоэффективное радиоэлектронное оборудование, широкая номенклатура вооружения, — обеспечивают его способность работать как по наземным, так и по воздушным целям. Самолет имеет большой потенциал для дальнейшей модернизации и создания на его базе специализированных модификаций.


В истории Новосибирска ключевую роль сыграла железная дорога, но со временем для молодого города не менее важной стала авиация. А все благодаря НАПО имени В.П. Чкалова, в рекордно быстрые сроки ставшему одним из ведущих авиапредприятий СССР. Но поначалу об авиации в Новосибирске никто не помышлял, ведь на территории нынешнего Дзержинского района изначально строился совершенно другой завод…

- В июле 1931 года был заложен первый камень в строительство завода Горного оборудования, который решено было возвести далеко от центра Новосибирска, - так начинают рассказ о своей истории в НАПО имени В.П. Чкалова. – Но спустя пять лет решением Совета труда и обороны предприятие было перепрофилировано в самолетостроительный завод №153.

Авиазавод сразу же начал показывать отличные результаты – первый освоенный в Новосибирске самолет, легендарный истребитель И-16, был построен и успешно испытан уже в ноябре 1937 года. И с 1938 по 1940 годы заводчане передали на вооружение Красной Армии более 600 самолетов. Именно на И-16 Валерий Чкалов впервые в мире выполнил восходящий штопор. А когда Валерий Павлович погиб, по просьбе коллектива, новосибирскому авиазаводу было присвоено его имя.

Крещение войной

И-16 стал самым массовым истребителем своего времени, который широко использовался в войне в Испании, боевых действиях на Халхин-Голе, а позже на фронтах Великой Отечественной войны. Войны, которая навеки прославила завод имени Чкалова. К 1941 году в Новосибирске уже выпускался истребитель ЛаГГ-3, а позже у нас начали делать боевые машины Як.

- В Новосибирске, куда мы с матерью переехали после начала войны, самолетов хватало. Громадный авиационный завод им. В.П. Чкалова выпускал истребители конструкции Яковлева, и в хорошую погоду над городом гудело небо, везде носились голубые снизу, зеленые сверху Яки, даже выполняли пилотаж, - писал в своих воспоминаниях Борис Орлов, в те годы бывшей еще мальчишкой, а затем ставший известным летчиком-испытателем. - Видимо, в военное время не очень-то придерживались правила, запрещающего пилотаж над населенными пунктами. А я и мои друзья, Алька и Васька, во все глаза смотрели на самолеты, частенько забравшись на крышу нашего двухэтажного дома все поближе к небу, жалея, что нам еще долго ждать того дня, когда можно будет поступить в летчики…

С началом войны большая часть мужчин ушла фронт, и все производство легло на плечи женщин и 12-14-летних подростков.

С началом войны большая часть мужчин ушла фронт, и все производство легло на плечи женщин и 12-14-летних подростков.

А истребители собирали такие же мальчишки и девчонки, только чуть постарше. С началом войны большая часть мужчин ушла фронт, и все производство легло на плечи женщин и 12-14-летних подростков, составивших более 70% коллектива завода. Они работали не покладая рук, и это – не просто красивое выражение, а суровая правда…

В Новосибирске был произведен практически каждый второй истребитель Як.

От пропеллеров – к турбинам

Уже в 1947 году завод перешел на производство реактивных истребителей – сначала МиГ-15, затем МиГ-17. А потом началось сотрудничество новосибирского авиапредприятия с ОКБ Сухого, продолжающееся и по сей день. Су-9, Су-11, Су-15, Су-24 – все эти грозные боевые машины имели новосибирское происхождение.

МиГ-17, один из первых реактивных истребителей, произведенных в Новосибирске.

В трудные 1990-е годы в Новосибирске начали собирать многофункциональный истребитель Су-34. Параллельно, в рамках конверсии выпускались двухмотороные грузопассажирские самолеты региональных линий Ан-38 в разных модификациях. Машина получилось удачной, но массовое производство наладить, увы, не удалось.

Сейчас Новосибирск является одной из производственных площадок новейшего лайнера Sukhoi Superjet 100

Возрастная категория сайта 18 +

История Новосибирского авиационного завода им. В.П.Чкалова (НАЗ им. В.П. Чкалова) началась в начале прошлого века. Первый камень в строительство завода Горного оборудования, который решено было возвести далеко от центра Новосибирска, заложили в июле 1931 г. Спустя пять лет, 26 мая 1936 года, решением Совета труда и обороны предприятие было перепрофилировано в самолетостроительный завод.

Поточный метод сборки впервые внедрен на заводе в 1942 году

Первенец новосибирских самолетостроителей – истребитель-моноплан И-16 конструкции Н.Н.Поликарпова был построен и успешно испытан уже в ноябре 1937г. С 1938 по 1940гг. заводчане передали на вооружение Красной Армии более 600 самолетов. И-16 стал самым массовым истребителем своего времени, который широко использовался в войне в Испании, боевых действиях на Халхин-Голе, а позже на фронтах Великой Отечественной войны. На этом маневренном легком деревянном самолете впервые в мире В.П.Чкалов выполнил восходящий штопор. С именем этого легендарного летчика связана еще одна страница истории предприятия. После трагической гибели Героя Советского Союза В.П.Чкалова по просьбе коллектива Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1939г. Новосибирскому авиационному заводу № 153 было присвоено его имя.

Строительство заводских корпусов 30-е годы

Здание первой ЛИС. 1936-39 годы. Заводского аэродрома ещё не было

Бараки в соцгороде. Возведены в 1941 году для расселения эвакуированных

Один из первых производственных корпусов

Первые асфальтовые дороги на заводе 40- е гг

Главные транспортные ворота 40-е годы. Ныне 1-проходная

В конце 30-х годов завод становится родиной истребительной авиации. В 1939г. коллектив чкаловцев приступил к строительству первого советского скоростного истребителя деревянной конструкции с силовыми элементами из упрочненной древесины (дельта-древисины)
ЛАГГ-3 (конструкторы – С.А.Лавочкин, М.И.Гудков, В.П.Горбунов). Но производство этих самолетов осложнялось разными обстоятельствами, одно из которых – проблема приобретения из-за границы фенольных смол. Поэтому с началом войны количество выпускаемых заводом самолетов сокращается, и к концу 1941г. ЛАГГ-3 почти снимается с производства. К этому времени из цехов нашего предприятия было выпущено около 900 машин.

За постройкой Яка. Комсомольская машина сверхплана им. Любы Земской. Годы ВОВ

С началом Великой Отечественной войны чкаловцы принимают эвакуированных и оборудование родственных заводов из Москвы, Ленинграда, Киева. В декабре 1941г. на территории предприятия разворачивается строительство новых истребителей Як-7Б конструкции А.С.Яковлева, который будучи заместителем наркома авиационной промышленности, лично контролировал производство самолетов. Производственные мощности эвакуированных из европейской части авиационных заводов позволили резко увеличить выпуск изделий. Производственные площади по сравнению с довоенным периодом увеличились более чем в пять раз, количество оборудования – в семь.

Яки. Отправка на фронт

К концу 1941г. завод выпустил первую партию истребителей Як-7 – 21самолет, а за 1942 год их было построено 2 211. В 1943 году коллектив чкаловцев осваивает и запускает в серию дальнейшую модификацию Як-7Б, самый массовый истребитель времен ВОВ самолет Як-9.

Яки в сборочном цехе. Годы ВОВ

1943 год Чкаловцы принимают знамя ГКО

Бригада жен фронтовиков. Бригадир Ефросинья Григорьева

Послевоенные годы стали для предприятия судьбоносными. Начиная с 1947г., чкаловцами был осуществлен запуск в серийное производство реактивных самолетов-истребителей со стреловидным крылом МиГ-15, а позднее в 1951г. МиГов-17 конструкции А.И.Микояна и М.Н.Гуревича. Это было время научно-технического взлета освоения передовых технологий, на базе которых создавалось современное оборудование, разрабатывались новые материалы и методы контроля. В результате проведенных мероприятий степень охвата механизированным трудом составила 47%.
В 1954г. с заводского аэродрома был поднят в небо первый сверхзвуковой одноместный истребитель МиГ-19, который по своим боевым и летно-техническим характеристикам значительно превосходил лучшие истребители мира. Около 10 лет самолеты конструкции Микояна, выпускаемые заводом, являлись основными истребителями ВВС Советской Армии и армий стран Варшавского договора. За годы выпуска новых реактивных истребителей завод превратился в крупнейшее самолетостроительное предприятие страны, оснащенное новейшей техникой. Производство самолетов было организовано по типу полного замкнутого цикла (кроме комплектации двигателями, вооружением и авионикой). В технологические процессы внедрено более 2000 наименований высокопроизводительной оснастки, а также литье под давлением, точное литье. Завод стал соответствовать самому современному уровню по технической оснащенности и технологии производства. Это все делало возможным увеличить выпуск самолетов до 100 единиц в год.

Экзамен в школе мастеров

Значительной вехой в истории предприятия стало время сотрудничества с ОКБ П.О.Сухого, которое началось еще в конце 50-х годов и продолжается до сих пор. В 1956г. в производство был запущен истребитель-перехватчик Су-9. Этим событием было положено начало многолетнему серийному производству боевых, учебно-тренировочных самолетов, разработанных ОКБ им.Сухого.

Истребители-перехватчики Су-9, Су-11 (1962г.), Су-15 (1966г.), Су-15 УТ, построенные на заводе и успешно прошедшие госиспытания, стали основой авиационного вооружения войск ПВО СССР. По своим летно-тактическим характеристикам, возможностям боевого и учебного применения, по своим конструктивно-технологическим особенностям эти самолеты во многом определили основные этапы отечественного самолетостроения, они аккумулировали в себе все новейшие достижения авиационной и вычислительной техники, моторостроения, радиоэлектроники, электроавтоматики и других смежных областей науки и техники.

Совершенно новым этапом в развитии завода и отечественного самолетостроения в целом стало создание многоцелевого штурмовика Су-24, его серийное производство было начато в 1971г. По своим летно-техническим характеристикам и боевым возможностям Су-24 превосходил все существующие в то время серийные образцы самолетов аналогичного класса.

Сегодня НАЗ им. В.П. Чкалова - одно из крупнейших авиастроительных предприятий России, имеющее твердый государственный оборонный заказ до 2020 года и уверенно смотрящее в будущее благодаря поддержке ведущего авиационного холдинга страны.

Орден Ленина

Новосибирское авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова — авиастроительная компания, расположенная в Новосибирске.

Содержание

История

31 июля 1931 года на окраине Новосибирска был заложен завод горного оборудования, а в 1936 году постановлением Совета Труда и Обороны заводу был определён новый профиль — самолётостроение. 4 ноября 1937 г. на заводе поднялся в воздух первый построенный самолёт И-16. Потом были созданы такие известные типы самолётов как Як-3, Як-7, Як-9.

В послевоенные годы завод выпускал реактивные истребители-перехватчики МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Як-28П. Предприятие, известное ранее как завод № 153 и Новосибирский авиационный завод (НАЗ), начало тесно сотрудничать с ОКБ Сухого и с конца 50-х годов осуществляло выпуск истребителей перехватчиков Су-9, Су-11 и Су-15.



С 1972 года начался выпуск фронтового бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла Су-24 и в последующие годы его модификаций Су-24М, Су-24МР. В варианте Су-24МК самолёт экспортировался в ряд стран Ближнего Востока и Африки (Алжир, Сирия и др.).

В конце 1980-х годов на предприятии приступили к производству постановочной серии новейшего многофункционального самолёта 4-го поколения — Су-27ИБ, которому затем было присвоено обозначение Су-32. Этот самолёт создавался в ОКБ П. О. Сухого под руководством генерального конструктора М. П. Симонова и главного конструктора Р. Г. Мартиросова. 18 декабря 1993 года состоялся первый полёт серийного Су-32.

В 2005 году новосибирские авиастроители подписали контракт с Минобороны РФ на производство ударного самолета Су-34. С 2006 года началась серийная поставка этих машин в ВВС России.

Современная продукция



Военная техника

  • Производство истребителя-бомбардировщика Су-34
  • Модернизация фронтового бомбардировщика Су-24М
  • Участие в программе создания боевого авиационного комплекса 5-го поколения.

Гражданская техника

  • Участие в программе регионального самолёта SSJ (элементы фюзеляжа Ф1 и Ф5, оперение).

Известные работники

Большой вклад в развитие и успешную деятельность завода внес Василий Степанович Слуев, прошедший путь от рядового сотрудника (в годы Великой Отечественной войны) до главного инженера завода (в послевоенное время).

Награды завода

См. также

Ссылки

Примечания

  1. ↑ годовой отчет НАПО за 2011 год стр. 17
  • Организации, награждённые орденом Ленина
  • Организации, награждённые орденом Октябрьской Революции
  • Организации, награждённые орденом Трудового Красного Знамени
  • Компании по алфавиту
  • Авиастроительные компании России
  • Предприятия авиационной промышленности СССР
  • Производители вооружений России

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Новосибирское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова" в других словарях:

АХК "Сухой" — Крупнейший российский авиационный холдинг, занимающий третье место в мире по объемам производства современных истребителей Компания Сухой является крупнейшим российским авиационным холдингом, в состав которого входят ведущие российские… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Орден Октябрьской Революции — Орден Октябрьской Революции … Википедия

ОАО "Компания "Сухой" — – крупнейший российский авиационный холдинг. В состав холдинга входят ведущие российские конструкторские бюро и серийные самолетостроительные заводы. Холдинг обеспечивает выполнение полного цикла работ в авиастроении – от… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Список награждённых медалью Нестерова — Приложение к статье Медаль Нестерова Содержание 1 Республика Бурятия … Википедия

Список авиационных заводов России — Содержание 1 Авиастроительные заводы 2 Моторостроительные заводы 3 См. также … Википедия

Новосибирск — Город Новосибирск Флаг … Википедия

Ново-Николаевск — Город Новосибирск Флаг Герб … Википедия

Читайте также: