Чему учит повесть о петре и февронии муромских сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Произведение создано священником Ермолаем-Еразмом по заданию митрополита Макария с целью сбору преданий о русских людях, которые прославились, совершив благочестивые поступки, став одним из символов счастливых христианских семей, впоследствии провозглашенных церковным собором святыми и канонизированных.

Сюжетная линия повести выстроена на повествовании народного предания, героиней которой является мудрая крестьянская девушка, ставшая княгиней.

Структура произведения состоит из двух частей, первая из которых рассказывает о княжестве князя Павла. К супруге князя начинает прилетать в качестве насильника змий-искуситель. Князь с женой начинают искать способ для избавления от змия и узнает, что его может настигнуть смерть от удара Агрикова меча. Данный поступок вызывается совершить Петр, являющийся братом князя Павла, добыв среди кладбищенских плит необходимое оружие в виде меча-кладенца. В битве со змием Петр убивает насильника, но оказывается полностью забрызганным колдовской кровью, из-за чего тело героя становится покрытым струпьями от неизлечимой болезни.

От страшной болезни Петра излечивает дева, именуемая Февроньей, ставшая женой князя, которая характеризуется повествователем как человек, готовый на самопожертвование, обладающий мудростью, огромной внутренней силой и истинными чувствами. Женщина отличается животворящей силой любви, способной своим сильным духом читать мысли окружающих.

Супруги, прожив долгую счастливую жизнь, почувствовав приближающую кончину, начинают молиться перед богом о совместной смерти в один и тот же день, приняв монашеский постриг и приготовив общее погребение. Находясь в женском монастыре, Феврония в момент вышивания полотна, предназначенного для богородицы, получает один за другим послания Петра о скорой смерти и умоляет мужа дать ей возможность закончить работу над ризой святыни. Однако услышав третий зов супруга, Феврония откладывает вышивку и отправляется к Петру, чтобы скончаться с ним одновременно.

Погребение супругов осуществляется отдельными гробами, но с наступлением следующего дня умершие Петр и Феврония оказываются вместе в гробу, которые приготовили для совместного захоронения. Все попытки разлучить тела умерших супругов не увенчаются успехом.

Пример любви и верности семьи Февронии и Петра, описанный в произведении, является идеалом самоотверженных, преданных супружеских чувств.

Анализ 2

Произведение о супружеской любви, написанное церковным писателем шестнадцатого века Ермолаем-Еразмом было очень популярным в свое время.

Повесть, несмотря на наличие автора, является пересказом фольклора. Муромский князь Петр заболевает, когда на него попадает кровь огненного змея. Змей был убит агриковым мечом, который тоже фольклорный элемент, но, в данном случае, авторы сказаний, обработанных Ермолаем-Еразмом, пытались примирить христианские и языческие элементы. Ту же роль представляет сюжет о принятии князем и княгиней монашества незадолго до смерти. Оружие, которым можно убить змея, было взято в монастырской церкви, а о его местонахождении рассказал Петру церковный служка.

Исцеление князя Петра Февронией также происходит сверхестественным путем. Хотя выполнить свое обещание жениться она заставила, применив достаточно простую хитрость при назначении лечения.

В повествовании о неравном браке между владетельным князем и крестьянкой присутствует интернациональный и вневременной сюжет о Золушке. Феврония показана в Сказании мудрой и верной женой, о чем свидетельствуют ее загадки.

Врагами верных супругов выступают муромские бояре, не желавшие княгини низкого происхождения. Подобные отрицательные персонажи также должны были способствовать росту популярности сказания. Монархическое сознание видит в князе (а в данном случае, и его жене, действующей в связке с ним) естественного союзника, способного наказывать богатых и сильных. Неправдоподобной является деталь о разгоревшихся без Петра и Февронии смутах между боярами, когда каждый пытался занять престол. На него имел право только определенный узкий круг лиц, следовательно, легенды, лежащие в основе Повести происходят из среды простого народа.

Петр отказывается от власти и покидает город вместе с Февронией, а в конце повести они умирают в одно время, так как не могут друг без друга. Этот и подобные сюжеты Повести должны были привлекать читателей, большинство из которых имело семейные проблемы, но хотевших хотя бы еще раз услышать об идеале.

Сказание о вымышленных муромских князе и княгине получило популярность благодаря неистребимой потребности людей верить в чудеса и настоящую верную любовь.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ Повести о Петре и Февронии Муромских

Популярные сегодня темы

Понятно, что в комическом рассказе поведение героя высмеивается. Всё-таки в жизни так явно стараются не делать… Но и в жизни полно хамелеонов, которые подстраиваются, мимикрировать под окружающих.

Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого отражает в себе очень много актуальных тем. Политическая борьба и предстоящая война с Наполеоном открыто делить людей на две категории: люди войны и люди мира

Семья у меня большая – бабушка, мама, папа, я и две моих сестренки. Вы, наверное, заметили, что первой в этом семейном списке я назвал бабушку? А знаете почему? Потому что она в нашей семье самая главная!

В мире существуют различные леса, которые отличаются по своей природе, по разнообразию животных и так далее. Экваториальный лес является одним из самых интересных, поэтому многие люди с удовольствием хотят его изучить

Чем важна для нашего времени Повесть о Петре и Февронии?

Петр и Фаврония — настоящий пример того, какой действительно огромной силой может обладать любовь. Они любили друг друга на протяжении всей своей жизни, и даже остались верными друг другу после смерти. История их любви учит нас тому, что необходимо доверять друг другу и не врать, в том числе изменять с другими людьми.

Петр и Фаврония ради друг друга могли пожертвовать в том числе и собственными судьбами и, конечно же, жизнью. Они учат нас тому, чтобы любить друг друга в противовес каким-либо искушениям.

И так, указанная история повествует нам о том, как влиятельный князь по имени Пётр женился на обычной, крестьянской девушке Фавронии. Не смотря на давление со стороны общества и семьи, князь всё же не изменил своего решения и женился.

Духовенство сразу же не полюбило Февронию, потребовав выгнать её. Петру не понравилось это, но и ничего поделать он не смог, поэтому принял решение уйти вместе со своей возлюбленной, пожертвовав своим царским чином. По приданиям, девушка была князю Богом, поэтому он смог пойти против Февронии, исполняя волю божью. При этом сам Петр непосредственно полагался на благоразумие Бога, давший ему возлюбленную.

Сила любви Февронии была настолько сильной к князю, что даже самый вялый цветок обретал новую жизнь и зацветал новыми красками. Её силе духа никто не мог препятствовать, а мудрость непосредственно самой девушки давала ей возможность предугадывать мысли других людей.

Когда возлюбленные — Пётр и Феврония почувствовали, что смерть скоро надвигается, то попросили Бога всего лишь об одной просьбе — умереть в один день и быть похороненными в одном гробу, который сами и сделали.

После того, как они умерли, их просьба была не выполнена, так как их похоронили в разных гробах. Но, есть одна загвоздка — на следующий день они оказались в одном гробу, приготовленном ранее. Возлюбленных снова разлучили, но и эта попытка оказалась неудачной, ведь они оказались вновь в том же гробу.

В последующем, в православной вере, можно сказать, их боготворили, создав из них образ идеальной семьи. Возлюбленные Пётр и Феврония продемонстрировали, какими качествами должны обладать супруга и муж, чтобы построить почти идеальный брак.

Эта любовь стала образцом того, как взаимо любящие люди могут противостоять любым невзгодам, а также порицанию со стороны общества. Они показали, как сильная любовь может победить даже смерть.

Образ Петра и Февроны стали символом того духовного пути, как отношение Бога неразрывно связано с брачными отношениями двух людей. Поженившись, брак мужчины и женщины воплощает волю божью, потому что соединившись на Земле, они получат вечность в другом мире.

Хотелось бы отметить, что международным днем семьи считается — 8 июля, являющийся в том числе и символов любви и вечности.

Несмотря на то, что с момента написания "Повести. " прошло полтысячи лет, нравственные уроки, которыми изобилует произведение, остаются актуальными до сих пор. Рассмотрим подробнее, чем учит современного читателя старинная история любви:

  • твердо идти к намеченной цели, не пасовать перед трудностями. Феврония, убежденная в том, что Петр ее избранник, делает все, чтобы добиться от него внимания и взаимности.
  • уважать святость семейного очага, почитать мужа.
  • нестяжательству: Феврония спокойно отказывается от богатства, для нее любовь мужа - единственная драгоценность, с которой она ни за что на свете не готова расстаться.
  • смиренно воспринимать перемены в жизни, уметь жертвовать второстепенным ради спасения главного: супруги равнодушно покинули княжеские палаты, отправившись в путешествие, предпочтя богатство - обществу друг друга.

умению прощать: также как Феврония в свое время простила Петра, когда он в первый раз пообещав жениться, не сдержал своего слова, также , будучи изгнанными из Мурома, супруги простили своих обидчиков и вернулись в город.

наконец, повесть дает надежду на то, что каждый из нас имеет возможность стать счастливым и каждый достоин той чистой и бескорыстной любви, которую можно пронести через всю жизнь.

"Повесть о Петре и Февронии Муромских", несмотря на весьма солидный возраст, как истинное произведение искусства, остается актуальным и в наши дни. Можно даже сказать, что в наше время, когда отношение к браку стало более потребительским и менее серьезным, повесть становится все более актуальной.

С моей точки зрения, произведение учит тому, что у каждого человека в этом мире есть своя половинка, для него предназначенная. Надо уметь понять, что это твоя половинка и, при необходимости, убедить в этом половинку.

Повесть - это гимн институту брака, семье, любви и верность.

Произведение подчеркивает, что семья строится на взаимном уважении, способности пожертвовать своими интересами ради другого человека, умении правильно расставить приоритеты.

На самом деле в этой повести заложено много смысла. Самый первый и основной в том, что болезнь нам дается свыше для того, чтобы мы задумались о том, что неправильно делаем в этой жизни. Потом, из этого произведения можно понять о том, как велика сила любви. Хоть Февронию и обвиняют в том, что она якобы шантажом завоевала себе Петра в мужья, но я с этим не согласна, потому что если б он ее не любил, то вряд ли бы женился. Третья мысль - будь верен слову своему, если дал его, то не обманывай. Пообещал Петр жениться на Февронии если та излечит его, но слова не сдержал, вот и заболел по новой. Еще умение добиваться своих целей. Феврония хотела замуж за Петра, и в результате добилась своего.

"Повесть о Петре и Февронии Муромских" учит нас многим вещам, ведь и само это произведение очень разнообразно по стилю и его сложно отнести к какому-то одному жанру.

Конечно основная мысль повести - сила любви двух сердец, для которой нет преград. То есть можно сказать,что повесть учит настоящей любви, учит как найти свою вторую половину и как удержать ее в тот момент, когда она еще не понимает, что ее судьба быть с тобой.

Второй урок - урок веры. Ведь прежде всего это религиозная повесть, житие. И главный ее посыл содержится в словах, как-то сказанных Февронией о том, что бог милостив, и он не оставляет тех, кто в него верит. Следовательно повесть учит нас верить.

Ну и далее можно выделить еще несколько уроков этой повести:

  1. Быть твердым в своих убеждениях
  2. Быть справедливым, честным, отзывчивым, уметь помочь другому человеку.
  3. Не нарушать данное слово, не впадать в грех гордыни
  4. Уметь прощать и уметь понимать мотивы поступков другого человека
  5. Быть миролюбивым, не злобным, но и "не допускать разбоя".

"Повесть о Петре и Февронии Муромских" несет в себе множество жизненных уроков для читателей.

Второе - уметь настойчиво добиваться поставленных целей. Как Февронья, уверовавшая в то, что Петр - ее избранник.

Третье - умению прощать. Все совершают ошибки, но не все могут простить другого человека за его оплошности.

Повесть очень интересная, в ней много жизненных уроков. К примеру, мне запомнилось:

В повести о Петре и Февронии Муромских очень много поучительного:

Если дал слово, то держи его. Петр сначала обещал жениться на Февронии, если она его излечит, но как только ему стало легче сразу передумал. Не стоит зря бросаться словами, коли уж дал слово то стоит выполнять свои обещания.

Нужно уметь добиваться своей цели - Феврония решила женить на себе Петра и добилась этого, использовала для этого все свои возможности. При этом когда Петр ее обманул, то смогла его простить и принять.

Также повесть учит любить своего ближнего, быть добрым и заботливым, прощать людей, быть смелыми и решительными в своих поступках.

Ну, логично предположить, что брак по расчёту может привести к святости и образцовой семье. В принципе, я во многом с этим согласен, если бы не то, что Феврония практически шантажом вышла замуж за Петра.

Повесть о Петре и Февронии Муромских очень поучительна.

Прежде всего, она учит доброте. Добро должно быть не только между собой, но и к своим обидчикам. Они прощают своих обидчиков.

Петр и Феврония не озлобились, они не пошли по пути мщения.

К тому же повесть является примером семейной верности.

На примере Февронии читатель учится смирению, мудрости и доброте, а Петр стал примером храбрости и отваги.

Повесть о Петре и Февронии Муромских учит милосердию, поддержке близкого человека, а самое главное - верности в семье.

Учит тому, что необходимо держать свое слово, не предавать свою любовь, уважать супруга.

Кроме того, повесть учит добиваться достигнутой цели, как это сделала Феврония. Ставить семью выше всего, так как Петр и Феврония ради сохранения семьи отказались от богатства.

Повесть говорит о том, что надо надеяться на такую же взаимную любовь, как у Петра и Февронии.

Смерды они были, крестьяне подчиненные князю, Фефрония спасла князя от болезни,он решил жениться на ней,но потом передумал, князя опять одолел недуг, Фефрония опять спасла князя. Во время болезни князя она сама ухаживала за ним,из благодарности у князя родилась любовь. Петр и Фефрония были одной из самых крепких супрожеских пар

Повесть о жизни упомянутых Муромских святых содержит в себе немногим более 22 тысяч знаков. Это не так уж и много и может соответствовать по разным подсчётам от 11 до 15 страниц.

Что такое "разные подсчёты"? Дело в том, что различные бумажные издания "Повести о Петре и Февронии" могут иметь неодинаковые шрифты. Количество слов - одно и то же, а вот размер букв - разный. Это первое. А во-вторых - наличие или отсутствие иллюстраций, их размер, их количество в повести. Это тоже имеет очень большое значение.

Но мы, предполагая число "11 - 15", не учитываем картинки. Речь идёт исключительно о тексте.

Издания, включающие в себя также акафист, рассказы о монастыре (где мощи святых) и молитвы, могут содержать 120 и 130 страниц. Но это, как мы понимаем, не только текст повести, но и многое другое.


Предание и легенда - это прежде всего жанры устного народного творчества, то что мы называем народным фольклором. То есть сама по себе литературная "Повесть о Петре и Февронии" не может быть отнесена к этим народным жанрам. Она написана и у нее есть автор. Это прежде литературное произведение, в котором сочетаются черты различных жанров как литературы, так и народного фольклора. В том числе конечно же есть в этой повести много от легенд и преданий.

Легенда - это рассказ о чуде, о герое, который совершает нечто, что можно назвать чудом. В "Повести о Петре и Февронии" есть много от жития святых, которые вторят чудеса именем Господа. Это объединяет эту повесть с легендой.

Предание - рассказ о реальных исторических героях и их поступках. В "Повести" дело происходит в Муроме, мы знакомимся с муромским князем и его женой, персонажами несомненно реальными, и узнаем об их поступках. Это в "Повести" от предания.

В "Повести. " меня более всего тронула судьба Февронии, о ней я хочу написать свой рассказ.

Уже при первом знакомстве личность Февронии привлекла мое внимание: посмотрите, как она говорит - каждая ее фраза - загадка. Княжеский служка ни слова не мог понять из ее речи, пока она не объяснила ему. Однако Феврония твердо знает что ей нужно, а нужно ей немного, будучи убежденной в том, что она - лучшая жена для князя Петра, она твердо идет к своей цели и добивается ее.

Но, даже став княгиней, Феврония ведет себя скромно и благочестиво. Она уважительно относится к своему мужу, к окружавшим ее боярам. Даже, когда те жестоко выдворяют ее из Мурома, она смиренно уходит, согласившись оставить город, если ее драгоценный супруг последует вместе с ней.

Трудности, лишения - ничто не может вывести ее из себя. Она точно знает - ее судьба навечно связана с Петром, с ним она хочет жить и с ним она хочет быть похороненной.

Такая преданность супругу без желания раствориться в нем, кажется мне единственно верным, православным подходом к браку. Может быть, поэтому история о Петре и Февронии смогла пережить века и до сих пор привлекает христиан всего мира своей поразительной чистотой и святостью.

Выражение "Отец и мать ушли плакать взаймы. " означает большое горе от смерти близкого, когда на похоронах вытекли все слезы, горе настолько велико, что не хватает слез. Вторая часть выражения ". брат же мой пошёл через ноги смотреть смерти в глаза" означает, что человек ушел в неизвестность, ждет его опасный путь и нет надежды дождаться его возвращения.

Когда слуга князя Петра вошел к горницу, Феврония сказала ему такие слова и объяснила ему значение, мать и отец на похоронах плачут, чтобы после их смерти плакали другие, выражение горя на похоронах означает, что умер хороший человек, а брат Февронии на смотрит с выского дерева, если он упадет, то его ждет смерть.

Учит - Любви, милосердию, способностью жертвовать собой ради близкого человека. Повесть заставляет задуматься об этих свойствах человеческой души. Пётр и Феврония -образы идеальных супругов, которые, поборов собственные пороки, сумели в конце жизни прийти к истинному благу и успокоению. Повесть взывает к читателю: задуматься о своей жизни и сделать её приближенной к судьбам супругов, которые чудеснейшим образом не расстались друг с другом и после смерти”.Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.

Пётр и Феврония - Святые, канонизированы Русской православной церковью в 1547 году. Вскоре после канонизации была составлена известная "Повесть о Петре и Февронии Муромских". До 1917 года день Петра и Февронии широко отмечался как день семьи и день любви

Петр и Феврония учат нас преодолевать сложные можно сказать неодолимые препятствия и испытания. После того, как Феврония излечила Петра, и он взял её в свои жёны, они вместе стали княжить в Муроме.
Бояре завидовали, негодовали, как простая дочь древолаза может быть их княгиней, и они стали разносить про неё различные слухи, чтобы разрушить святую любовь между Петром и Февронией, но он не поверил им. Тогда бояре поставили ультиматум. Либо Петр остается в Муроме и княжит без Февронии, либо они вдвоём покидают город. Петр конечно же выбрал остаться с Февронией и уйти из Мурома.
Эти святые люди учат нас сохранять свою любовь через многие трудности, и оставаться верными друг дркгу, а как мы знаем безграничная любовь может творить чудеса.
Благодаря любви этих прекрасных людей, через многие столетия в России стали отмечать праздник"День любви, семьи и верности " ведь нет нечего важнее, чем любовь, верность и семья.

Учит - Любви, милосердию, способностью жертвовать собой ради близкого человека. Повесть заставляет задуматься об этих свойствах человеческой души. Пётр и Феврония -образы идеальных супругов, которые, поборов собственные пороки, сумели в конце жизни прийти к истинному благу и успокоению. Повесть взывает к читателю: задуматься о своей жизни и сделать её приближенной к судьбам супругов, которые чудеснейшим образом не расстались друг с другом и после смерти”.Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.
Пётр и Феврония - Святые, канонизированы Русской православной церковью в 1547 году. Вскоре после канонизации была составлена известная "Повесть о Петре и Февронии Муромских". До 1917 года день Петра и Февронии широко отмечался как день семьи и день любви

Повесть учит чтить семейные ценности. Муж и жена должны поддерживать и помогать друг другу, тогда никакие неприятности им не страшны. Они при этом должны вести праведный и правильный образ жизни.

Читайте также: