Чему учит искусство сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Искусство, творчество всегда сопровождало нашу жизнь, даже в древние времена. Люди делали на камнях и стенах пещер рисунки, изображая то, что их окружало. С каждой эпохой искусство все более совершенствовалось человеком. Оно стало средством общения между людьми, оно передавало мысли, чувства создателя его поклонникам. Ведь человек вкладывает в свое творение частичку самого себя. Искусство не имеет границ. Оно способно вдохновлять, успокаивать, приводить к гармонии. Подобным образом влияет на меня, например, музыка. Иногда она словно совпадает с каким-то моим внутренним ритмом, и тогда жизнь становится светлее, улучшается настроение.

Существует много направлений в искусстве, и у каждого есть свои поклонники. Для меня самым любимым видом искусства стала литература. Литература может сделать понятнее сложные вещи, показать ошибки и наставить на путь истинный, охватить взором эпизод из жизни человека и всю историю цивилизации. Ее возможности безграничны. Мы учимся на ошибках литературных героев, видим со стороны себя и находим полезные советы. В трудные моменты жизни люди нередко обращаются к книгам как к источнику духовной силы и мужества. Так во время Великой Отечественной войны народным героем стал Василий Теркин из поэмы А.Т. Твардовского, простой русский солдат, образец мужества и стойкости, умеющий в критических ситуациях поднять дух, настроение и повести за собой в бой.

Искусство – это прежде всего человек, создающий прекрасное. В поэзии – это Пушкин, Лермонтов…, в музыке – Чайковский, Вагнер…, в живописи – Пикассо, Айвазовский и много, много других имен. Искусство – творчество людей, умеющих вложить чувства, мысли, переживания в свой труд. Искусство помогает людям самоутвердиться, выразить себя. Оно ведет человека к совершенству, и человек совершенствует его. Оно спасло, спасает и будет спасать мир… вечно!

Другие темы: ← Истинная дружба↑ 11 классКакие качества раскрывает в человеке любовь →

Что представляет собой искусство

  • Ремесло. Любой вид деятельности человека считается творческим процессом. Мастерство в какой-то области: швейное дело, вышивка бисером, создание мебели и так далее считается искусством. Ведь человек старается передать свое видение мира в действительность.
  • Культурная деятельность. Люди всегда стремились к чему-то прекрасному. Создавая что-то хорошее, человек подчеркивает свою любовь и миролюбивость.
  • Любые выразительные формы. С развитием общества и эстетического познания, искусством можно называть абсолютно любую деятельность, которая с помощью особых средств выражает какой-то смысл.

Этот термин достаточно широк. Если его трактовать в масштабе всего человеческого общества, то это особое средство для познания или отражений окружающего мира, духовности и сознания индивида. Практически нет человека, который не смог бы дать ему объяснение. Прислушайтесь к своему внутреннему миру и определите, чем является для вас искусство. Ведь ценно оно как для конкретного автора, так и для всех людей в целом. За время существования человечества уже было создано очень много художественных произведений, которыми можно любоваться и которые смогут вас вдохновить на собственные творческие идеи.


Созидание и эмоции

Говорить на тему творческого созидания в жизни человека просто невозможно, не затронув хотя бы кратко момент того, а какова роль искусства в формировании людских эмоций. Не будь в мире творчества и его плодов, прогресс населения земли оставался бы сугубо техническим, планеты населяли бездушные роботы.


Другое дело — наличие искусства. Любимое музыкальное произведение волнует душу, вдохновляет на свершения, бередит воспоминания. Хороший приключенческий фильм помогает отыскать в себе восхищение качествами героев, их поступками, смелостью. Фантастика помогает развивать воображение. Произведения мастеров кисти — развить в себе чувство прекрасного. Примеров огромное множество.

Смысл один — искусство пробуждает в человеке лучшие качества, взращивает его духовность и переносит на новую ступень личностного развития. Порой эмпатия к героям книги, фильма или театральной постановки может вызвать самый настоящий катарсис у зрителя или читателя.

История появления искусства

По одной из теорий, впервые человек начал заниматься творчеством во время первобытного общества. Тому свидетели — наскальные надписи. Это были первые массовые виды искусства. Наносились они в основном для практического применения. Около 40 тысяч лет назад искусство стало независимым способом для познания мира. Представлялось оно различными обрядами, музыкальными композициями, хореографией, нательными украшениями, изображениями на скалах, деревьях и шкурах убитых животных.

В первобытном мире искусство выполняло функцию передачи информации. Люди не могли общаться при помощи языка, поэтому они передавали информацию посредством творчества. Поэтому искусство для народа тех времен было неотъемлемой частью существования. Для нанесения изображений использовались предметы из окружающего мира и различные цвета из них.

Зачем нужна живопись?

Действительно, зачем нужна живопись, если есть фотография, точно отражающая реальность, тот или иной момент.

Но, пожалуй, здесь очень важно понять суть самих слов. Итак…


Искусство в античном мире

Именно в древних цивилизациях, таких как: Египет, Индия, Рим и так далее — были заложены основы творческого процесса. Уже тогда люди стали размышлять о том, нужно ли искусство человеку. У каждого развитого центра цивилизации был свой неповторимый стиль, который переживал много веков и не менялся. В это время уже начали создаваться первые произведения художников. Древние греки изображали человеческое тело лучше всех. Они могли правильно изобразить мышцы, осанку и соблюдали пропорции тела.

Искусство в средних веках

Люди этих времен сосредотачивали свой взор на библейских сюжетах и духовных истинах. В средних веках они уже не задавались вопросом о том, нужно ли искусство человеку, ведь ответ был очевиден. В живописи или мозаике использовался золотой фон, а люди изображались с идеальными пропорциями и формами тела. Художество различного рода проникало в сферу архитектуры, строились красивые статуи. Людей не интересовало, что такое настоящее искусство, они просто создавали собственные прекрасные произведения. Некоторые исламские страны приписывали таким творениям божественную силу. Народ из Индии использовал искусство для религиозных танцев и скульптуры. Китайцы предпочитали бронзовые скульптуры, резьбу по дереву, поэтику, каллиграфию, музыку и живописные рисунки. Стиль этого народа каждую эпоху изменялся и носил названия правящих династий. В XVII веке в Японии распространялась гравировка по дереву. Вот к этому времени люди уже знали, что такое настоящее искусство. Ведь оно уже серьезно влияло на воспитание полезной личности для общества. А также служило хорошим отдыхом и расслаблением.

Например, о СЕРОТОНИНе:

Те, про кого говорят “светится изнутри”, не испытывают недостатка в этом гормоне. И могут чувствовать себя счастливыми вдвойне: ученые обнаружили, что этот натуральный химический элемент еще и защищает от рака! Серотонин обладает способностью “приказывать” некоторым другим клеткам самоуничтожаться. Сейчас ученые работают над изобретением метода лечения рака на основе этого феномена…

А какое это имеет отношение к живописи или искусству?

Эти научные открытия только подтверждают системную устроенность и гармоничность нас, людей, как Божиих творений. Приведём здесь ещё одни исследования ученых: оказывается больным, получавшим лечебную дозу музыки и живописи (!), требовалась гораздо меньшая доза обезболивающих препаратов. Кроме того, у них нормализовывалось кровяное давление.


В картинной галерее

Эпоха возрождения и современный мир

Во второй половине двадцатого века в искусство влилось направление модернизм. Люди старались найти истину и следовали жестким нормам. В этот период появилось очень много критиков живописи, которые предполагали, что ей наступил конец.

Каким бывает искусство

нужно ли искусство человеку


Смотреть галерею

В современном мире творческий процесс достиг небывалого развития. С помощью всемирной сети Интернет разного вида мастерство распространяется с большой скоростью. Искусство бывает следующим:

  • Зрелищное искусство. К нему относятся театры, оперы, цирки, киноискусство и так далее. При помощи зрительного восприятия авторы передают свое видение мира и различные события. Режиссеры создают кинокартины, в которых отражаются существующие проблемы мира. Многие отрасли искусства служат для человека развлечением, например цирк.
  • Изобразительное искусство. В эту сферу входит фотография, живопись, комиксы, скульптуры и немое кино. Авторы при помощи статичной картинки передают природу, быт какого-либо народа, проблемы человечества. Немое кино относится к динамичному виду искусств. В современном мире это явление уже утратило свою популярность.
  • Выразительное искусство. Люди отражают свои взгляды в литературе, создают прекрасные строения. Также они выражают внутренний мир в музыке и хореографии. В большинстве произведений поднимаются глобальные проблемы и пороки человечества. Благодаря этому люди совершенствуются и уходят от зла и самобичевания.

Для творческого самовыражения человек изобрел очень много материалов. Художники используют краску, холсты, чернила и так далее. Архитекторы — глину, железо, гипс и прочее. Благодаря современным способам хранения информации, человек может переносить свои творения в электронный вариант. Уже сейчас есть много музыкантов, художников, режиссеров и писателей, которые используют компьютер для создания произведений искусства.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ИСКУССТВУ

Проект выполнили учащиеся 8 класса: Веслополова Ольга и Голикова Валерия

Руководитель: Сердинова Л.Б.

Актуальность

Требования к выбору темы: Объект должен быть хорошо знаком, понятен, интересен Рассчитан на массовую аудиторию Выбранный объект позволит реализовать себя в творчестве Этот объект (продукт) всегда будет доступен и понятен для ознакомления и изучения

Требования к выбору темы:

  • Объект должен быть хорошо знаком, понятен, интересен
  • Рассчитан на массовую аудиторию
  • Выбранный объект позволит реализовать себя в творчестве
  • Этот объект (продукт) всегда будет доступен и понятен для ознакомления и изучения

Задачи проекта:

План работы:

2. Анализ анкеты.

3. Сбор информационного материала:

  • крылатые выражения и мудрые изречения знаменитых людей о значении искусства и культуры в жизни человека
  • найти притчи об искусстве, пословицы, поговорки, интересные факты, касающиеся значимости искусства в жизни человека
  • сочинить сказку, рассказ, написать сочинение

4. Выбор варианта оформления информации (лучшая идея)

5. Создание информационного продукта, согласно выбранной идее

Искусство, творчество всегда сопровождало нашу жизнь, даже в древние времена. Люди делали на камнях и стенах пещер рисунки, изображая то, что их окружало. С каждой эпохой искусство все более совершенствовалось человеком. Оно стало средством общения между людьми, оно передавало мысли, чувства создателя его поклонникам. Ведь человек вкладывает в свое творение частичку самого себя. Искусство не имеет границ. Оно способно вдохновлять, успокаивать, приводить к гармонии. Подобным образом влияет на меня, например, музыка. Иногда она словно совпадает с каким-то моим внутренним ритмом, и тогда жизнь становится светлее, улучшается настроение.

Существует много направлений в искусстве, и у каждого есть свои поклонники. Для меня самым любимым видом искусства стала литература. Литература может сделать понятнее сложные вещи, показать ошибки и наставить на путь истинный, охватить взором эпизод из жизни человека и всю историю цивилизации. Ее возможности безграничны. Мы учимся на ошибках литературных героев, видим со стороны себя и находим полезные советы. В трудные моменты жизни люди нередко обращаются к книгам как к источнику духовной силы и мужества. Так во время Великой Отечественной войны народным героем стал Василий Теркин из поэмы А.Т. Твардовского, простой русский солдат, образец мужества и стойкости, умеющий в критических ситуациях поднять дух, настроение и повести за собой в бой.

Искусство – это прежде всего человек, создающий прекрасное. В поэзии – это Пушкин, Лермонтов…, в музыке – Чайковский, Вагнер…, в живописи – Пикассо, Айвазовский и много, много других имен. Искусство – творчество людей, умеющих вложить чувства, мысли, переживания в свой труд. Искусство помогает людям самоутвердиться, выразить себя. Оно ведет человека к совершенству, и человек совершенствует его. Оно спасло, спасает и будет спасать мир… вечно!

Сочинение 2

Искусство как отражение окружающего мира в образах, звуках, пластике существовало с древнейших времён. Первыми создали свод представлений о видах искусства древние греки и даже к каждому приставили музу-покровительницу.

Если за последующие тысячелетия искусство не исчезло, а, наоборот, развилось и прочно вошло в жизнь людей, значит оно насущно необходимо им. Оно отражает потребность человека в творчестве, создании другой, вымышленной реальности.

При этом возможности одних, наделённых талантом, позволяют им создавать произведения искусства: музыкальные, литературные, живописные, скульптурные… Это творцы. Для других, созерцателей, любителей, тоже нужен талант – чувствовать и понимать язык художника.

В любом виде искусства важны две вещи: мастерство творца и идея, заключённая в его произведении, – иными словами, форма и содержание. Гармония этих двух начал порождает произведения, к которым каждому хочется прикоснуться душой, чтобы насладиться, полюбоваться, испытать сильные чувства и переживания.

Мир ярких эмоций – вот что ищет человек в искусстве. В обыденной жизни много рутины, механического выполнения повседневной работы, различных обязанностей. Это обеспечивает материальную сторону жизни, даёт комфорт и благополучие.

Но радость и ощущение счастья от вкусного обеда, удобного дивана не испытаешь. А подлинное искусство может сделать человека счастливым хотя бы на то короткое время, пока он смотрит спектакль талантливого режиссёра, слушает гениальную музыку, читает прекрасные стихи.

Очевидно, люди ищут в искусстве возможность испытать потрясение, пережить вместе с героями большое горе и сильную радость, чтобы ощутить среди будней полноту жизни и не очерстветь душой.

При этом только настоящее, гуманное искусство, чуждое фальши и агрессии, имеет очищающую силу. Всё низкопробное, сделанное на потребу, в угоду, ради денег канет в лету, от него не останется и следа. Поэтому так важно для каждого человека развивать свой художественный вкус.

Такую возможность даёт классическое искусство. Оно никогда не устареет. Но и у служителей модернизма, авангарда… есть свои приверженцы. Мир искусства многоязык и разнообразен, как и сама окружающая нас жизнь.

Роль искусства в жизни человека

Роль искусства в жизни человека

Популярные сочинения

Школьные сочинения для 7 класса

Начало каждой общины - это семья и это так с древних времен. Связи между родными всегда считались самыми близкими и самыми крепкими и не удивительно, ведь все эти связи как-то имеют отношение к жизни другого человека

Сегодня у нас есть огромный выбор: какой из множества телевизионных каналов смотреть, в какие спортивные игры играть, какие песни слушать, какие мероприятия посещать, какими хобби увлекаться. Мир сегментирован, а искусство глобально. Даже если вы, как и большинство людей, не считаете себя человеком искусства, оно – искусство – часть нашего общего наследия, и все мы в той или иной степени соприкасаемся с той или иной его формой.

Некоторые люди считают, что искусство сложно, хотя оно таким не является. Мы не станем утомлять вас непонятными искусствоведческими терминами или разговорами о малоизвестных художниках. Сам же процесс творчества прост, и все мы можем к нему присоединиться и насладиться им. Ведь для него есть место во всем, чем вы занимаетесь. Творческий процесс – выражение того, как именно вы собираете информацию из окружающего мира и как принимаете решения.

Мы можем многому научиться, наблюдая за процессом творчества, так как его принципы применимы чуть ли не ко всему, что мы делаем. Даже если мы выполняем, казалось бы, вполне рутинную работу, постоянно возникают какие-нибудь новые проблемы, требующие решения, и новые ситуации, из которых приходится искать выход. К тому же процесс выполнения обязанностей всегда можно совершенствовать. И в отличие от других дисциплин, изучаемых в школе, искусство помогает нам увидеть, что у проблем может быть больше одного правильного решения, более того, порой любое решение – правильное. Искусство показывает нам, каким образом сложные идеи можно упростить и представить в ином свете, независимо от вашей сферы деятельности и профессии.

Один домоуправ сообщил нам, что любит рисовать комиксы с супергероями, так как искусство отвлекает его от повседневных забот по поддержке здания, и что иногда ответы на сложные рабочие вопросы приходят к нему как раз в те моменты, когда он берет в руки карандаш и начинает делать наброски для нового кадра. Искусство позволяет ему находить решения проблем, связанных с основной профессией.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 5. Чему учит кризис?

Глава 5. Чему учит кризис? Некоторые люди своим финансовым поведением демонстрируют, что счастье не в деньгах , до тех пор, пока не окажутся по уши в долгах или не станут пенсионерами с нищенской копеечной пенсией.Конечно, деньги нужны не только тогда, когда вас постигло

Чему нас учит простая зефирина

Чему нас учит простая зефирина В начале 1960-х годов психолог Уолтер Мишел провел гениальный эксперимент с детьми – со временем его назвали экспериментом с зефиром[50]. Ученый положил перед каждым ребенком по зефирине и сказал: «Это лакомство для тебя. Но если ты сможешь

Глава 8. Чему учит потеря материала

Глава 8. Чему учит потеря материала Ничего не теряется тогда, когда ничего не производится. Это как будто ясно. Но попробуем посмотреть на это под другим углом зрения. Если мы ничего не перерабатываем, то не обозначает ли это потери? Если принадлежащие обществу ресурсы

Жизнь учит нас не судить

Чему учиться?

Чему учиться? Если вы оказались на работе, которая вам не нравится, вы можете сконцентрироваться на обретении тех умений, той квалификации или тех связей, которые вам потом пригодятся на желаемой работе. Запишите, что вы сейчас можете взять от вашей работы.• Какие умения

Так к чему же я пришел?

Так к чему же я пришел? На основе всех своих исследований я вывел собственное определение удачи, которое помогло мне очень многого достичь: Степень удачливости определяется нашим восприятием окружающего мира и выбором, который мы делаем в отношении каждой из

По словам писательницы Антонии Байетт, искусство нужно человеку, чтобы представить мир, изобразить его, сохранить с него слепок. Я тоже так считаю. Искусство нужно нам, потому что мы без него не можем быть современными людьми, потому как оно идет с нами рука об руку не одно тысячелетие. Да и что назвать искусством, а что им не является?

Я полагаю, что искусство — это все, что создается человеком в виде попытки отобразить свои эмоции, впечатления; это внутренний толчок, который заставляет художника рисовать, архитектора — моделировать,

музыканта — сочинять и играть музыку. Это наша сущность. Тот, кто сам не рисует, не сочиняет, стремится к этому через произведения других: эмоции и впечатления творца и публики переплетаются в нечто новое, понятное для всех, но в то же время в этом есть что-то личное для каждого.

Искусство можно поделить на понятное всем или имеющее узкий круг понимающих, но в любом случае это будет искусством, потому что в нем есть главное — эмоция, душа, вложенная в произведение его автором.

Сама формулировка темы привела меня в замешательство. Дело в том, что какая бы эпоха не была за окном — искусство рядом всегда. Да и эпоха

потребления — почему она именно сейчас? А что было в VII веке нашей эры, а что в VII веке до нашей эры? Что такое это потребление? Если это потребление материальных и духовных благ, тогда ничего не поменялось. Меняется оболочка — появились свечи, автомобили, нанотехнологии, но суть всей нашей жизни осталась прежней, и люди совершенно не поменялись, это прекрасно видно из самой истории или из книг.

Конечно, сейчас появилась так называемая массовая культура, но дело в том, что люди всегда были и будут склонны считать именно свою эпоху самой продвинутой и самой проблемной. А дело в том, что когда были безумно популярны венские классики, композиторы-романтики, их слушать было модно, почетно, привычно (для высшего света, конечно). И в деревне то же самое — частушки, былины кочевали от родителей к детям, и все знали свои местные песни, сказки. Все. Это и было массовой культурой того времени, просто почему-то многие боятся называть вещи своими именами. Сейчас принято считать, что это святое, но это просто музыка того времени, как и литература, архитектура и т. п. Что-то из этого, безусловно, вошло в золотой фонд человечества, но далеко не все.

Так что искусство и эра потребления были всегда, просто цивилизация не стоит на месте, и меняются идеи, причины, оболочка.

(1)Что же такое искусство? (2)Зачем оно человеку? (3)На первый вопрос, кажется,…

(1)Что же такое искусство? (2)Зачем оно человеку? (3)На первый вопрос, кажется, ответить более менее просто. (4)Например, если открыть энциклопедический словарь, то там искусство определяется как художественное творчество в целом. (5)Это литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, а также музыка, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, которые отражают окружающую действительность в художественных образах.

(8)Искусство — это и определённый способ передачи информации, оно является историком, летописцем и бытописателем своей эпохи. (9)По художественным произведениям мы узнаём о значимых событиях прошлого, а также о том, как люди жили раньше, какие костюмы носили, какими предметами пользовались, чем увлекались, о чём думали. (10)Искусство можно назвать и способом общения людей. (11)Ведь в подлинном произведении всегда заключены мысли и чувства его творца. (12)Вот почему во все времена и у всех народов так велика тяга к искусству — оно даёт возможность образно, понятно, живо выразить идеи, помыслы, стремления — словом, всё, что волнует человека и чем ему хочется поделиться с другими.

(Е. Амфилохиева)

  1. В предложении 3 содержится ответ на вопросы, поставленные в предложениях 1–2.
  2. В предложениях 16–20 представлено рассуждение.
  3. Предложение 9 объясняет содержание предложения 8.
  4. Предложение 12 содержит вывод из высказанных в предложениях 10–11 суждений.
  5. Предложения 23–26 включают элемент повествования.

Кросс-дисциплинарность и самоорганизация

Валентин Дьяконов: Зависит от того, планирует ли этот человек зарабатывать на искусстве.

Объемы рынка невелики, но зато цены божеские.

Музейные коллекции можно создавать очень задешево — просто, чтобы собирать, надо быть уверенным в завтрашнем дне. Большие истории буксуют в неопределенности.

Анастасия Лесникова: Работу можно найти всегда при должном уровне мотивации. Допустим, те же государственные музеи уже начинают понимать, что без эффективной команды менеджеров сложно организовать работу на должном уровне, так что это, мне кажется, потенциально интересная сфера.

Валентин Дьяконов: Мне кажется, самая здоровая и правильная стратегия — это разные формы самоорганизации. Сначала знакомство с теми, кто уже там, потом попытки из тех, кто близок по духу, собрать какие-то тусовочно-выставочные формы. Найти площадку, которая либо была бы недорогой, либо нуждалась в какой-то раскрутке, и выстраивать на ней что-то с нуля.

Анастасия Лесникова: Давайте рассмотрим огромный потенциал междисциплинарной истории. В нашей сфере до сих пор мало юристов, которые осознанно фокусируют свой профессиональный интерес именно на сфере искусства. Не хватает инженеров, которые бы понимали специфику работы с художниками и могли на должном уровне обеспечить подготовку сложных инсталляций.

Анастасия Лесникова: На любого, у кого есть возможность и огромное желание работать в этой сфере. Тут есть и профессиональные, и финансовые риски, но искусство никогда не было зоной комфорта.

РОЛЬ ИСКУССТВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Искусство существовало еще с древних времен. Оно сопровождало человека на протяжении всего его существования.Первыми проявлениями искусства были совсем примитивные рисунки на стенах пещер, сделанные первобытными людьми. Еще тогда, когда каждый день нужно было бороться за свою жизнь, человек тянулась к искусству, уже тогда проявлялась любовь к прекрасному.

В наше время существует много различных видов искусства. Это литература, музыкальное и изобразительное искусство и т.д.. Сейчас естественный талант человека сочетается с новейшими технологиями, создавая принципиально новые направления в искусстве. Конечно, раньше не было таких возможностей, как в наше время, но каждый художник стремился придумать что-то особенное, внести свой вклад в развитие данного вида искусства.

И все же, почему мы придаем такое большое значение искусству? Какую роль оно играет в жизни человека? Образное воссоздание реальности создает нашу личность. Культурное и духовное развитие имеет большое влияние на нашу жизнь.Действительно, в большинстве случаев людей оценивают не по внешнему виду, а по тому, что у них внутри. Человек с очень непривлекательной внешностью может оказаться прекрасным, стоит лишь познакомиться с ним поближе. Всесторонне развитые, богатые духовно люди всегда вызывали интерес у окружающих, с ними интересно и приятно общаться. Все мы должны развиваться, самосовершенствоваться, а искусство помогает нам в этом нелегком деле. Оно помогает лучше познать окружающий мир и самих себя.

Познание себя — один из важнейших этапов становления человеческой личности. Часто искусство — это способ самоутвердиться, сказать что-то всему миру. Это как послание в будущее, своеобразное обращение к народу. Каждое произведение искусства имеет свою цель: ознакомить, научить, побудить к размышлениям. Искусство требует понимания. Бездумное созерцание картин или прочтения книг великих мастеров не имеет никакого смысла. Нужно понимать, что именно хотел сказать художник, с какой целью появилось то или иное творение. Только при этом условии искусство выполнит свою задачу, научит нас чему-то.

Часто говорят, что в наше время люди почти перестали интересоваться искусством. Я считаю, что это не так. Времена меняются, меняются поколения. Не остаются без изменений и взгляды, вкусы. Но есть темы, которые будут актуальными во все времена. Конечно, наше общество придает большее значение материальном обогащению, чем духовному. Но это не значит, что люди не обращают внимания на культурную жизнь, не ценят искусство. Мы не должны забывать об искусстве, ведь оно играет важную роль в нашей жизни.

Романтики и менеджеры

Валентин Дьяконов: Да.

Анастасия Лесникова: Да. Мне кажется, это все романтический ореол вокруг профессии куратора.

Валентин Дьяконов: Строго говоря, профессия куратора… Будем честны: ее не существует. Она обладает романтическим ореолом именно потому, что никому до конца не понятно, из чего она состоит. И неудивительно:

кураторство — это процесс, который каждый раз оставляет после себя ощущение фундаментальной неоконченности.

Драйв этого процесса — в энергии несовпадения между тем, что, как тебе кажется, ты делаешь, тем, что, как твоим художникам кажется, они делают, тем, что вы транслируете, и тем, как это воспринимается зрителями. Получается, что идеальную выставку, где эти планы совпадали бы хотя бы на 50%, сделать невозможно.

Впрочем, как человек, у которого большая часть опыта в искусстве — это опыт критики, я могу сказать, что и идеальный текст, конечно, написать тоже нельзя.

А вот с академическими программами уже трудности. Эти трудности существуют даже в самых прогрессивных гуманитарных университетах на самых прогрессивных гуманитарных факультетах — когда человеку, который хочет писать диссертацию (или даже диплом) про послевоенное искусство, оказывается сложно пройти самые банальные академические процедуры. Трудно найти научного руководителя и особенно рецензентов: непонятно, откуда их брать, кто котируется, кто не котируется. Самый простой способ — пригласить кого-то из ИПСИ или Школы Родченко — не работает, потому что тамошние преподаватели не всегда обладают академическими степенями, а значит, не могут быть рецензентами. Так что академическая часть провисает.

Что касается обучения кураторской деятельности, менеджерской — ну вот в бизнес-школе RMA есть направление культурного управления. Но это не академическая история; скорее такой нетворкинг, то, что поможет потом каким-то образом социализироваться в сфере современного искусства.

Анастасия Лесникова: За рамками академических программ есть образование в интернете, и оно очень изменилось. Если десять лет назад это было что-то на уровне оцифрованной литературы, то сейчас есть огромное количество онлайн-курсов, которые дают возможность получать необходимую информацию вне университетских стен.

Другое дело, что без практики довольно трудно проложить себе путь в кураторстве и менеджменте. Скажем, у меня образование искусствоведа, но делать выставки я училась, уже работая в музее, методом проб и ошибок.

), мне не удалось найти академических курсов, которые бы акцентировали внимание именно на практическом аспекте подготовки выставок. Можно изучать теорию проектного менеджмента и в России, и за рубежом, но без практики будет очень сложно понять специфику работы государственного музея, галереи или частного музея в России.

менеджмент в искусстве скорее об умении понимать друг друга и сделать так, чтобы все стороны были довольны результатом, никто не чувствовал себя обманутым, а проект не был искажен.

Валентин Дьяконов: Хороший вопрос. (Смеется.)

Давайте честно: нет.

Анастасия Лесникова: Честно — нет, хотя какие-то общие принципы работы можно понять. Ты можешь прочитать в учебнике об этапах подготовки выставки, но внутри конкретной институции будут свои особенности, которые надо будет или усвоить, или создать самому.

Читайте также: