Чем близко фамусову его окружение сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Комедия “Горе от ума” рассказывает о столкновении века минувшего и нынешнего, фамусовкого общества и прогрессивной молодежи. Понятие “фамусовское общество” названо в честь одного из ключевых персонажей комедии, Павла Афанасьевича Фамусова. Так как Грибоедов намеревался создать подлинную картину нравов тогдашней Москвы, ему важно было наделить каждого персонажа характерными чертами.

Так, Фамусов представляет собой век минувший. Он воспевает крепостничество, барство и праздность. Фамусов – это воплощение всех вельмож, которые привыкли жить на всем готовом и прожигать жизнь за пирушками.

В комедии есть несколько типичных представителей фамусовского общества, которые придерживаются тех же взглядов, что и Павел Афанасьевич. Это Алексей Степанович Молчалин, Сергей Сергеевич Скалозуб, господин Репетилов, Антон Антонович Загорецкий и другие представители светского общества.

Все эти герои отличаются только чинами. Но ценности у них одинаковые. Эти персонажи наделены некоторыми общими чертами.

Они ценят в человеке только богатство, а не ум и душевные качества. Так, Фамусов восхищается своим дядей Максимом Петровичем, который благодаря своему угодничеству был весь в орденах. Вот только “когда же надо прислужиться, и он сгибался вперегиб”.

Представители фамусовского общества не ценят образование. Они предпочитают праздно проводить время и утверждают, что все книги нужно сжечь. Они обожают сплетничать, как это делает Антон Загорецкий.

Работают представители фамусовского общества нехотя, без задора. Тот же полковник Скалозуб механично несет свою службу. В нем нет настоящего военного задора. Молчалин надеется получить повышение, а для этого он постоянно подхалимничает, а не добросовестно выполняет свою работу.

Фамусовское общество не принимает крепостных за людей. Помещики считают себя вправе унижать и бить крепостных. Фамусов любезен только с теми, кто может принести ему пользу. Молчалин так старается всем угодить, что напрочь лишен своего собственного мнения.

Фамусовское общество идет в никуда. Оно объединило всех праздных и любящих власть людей, которые не задумываются о будущем.

Произведение нас знакомит с одним из главных героев, представителем московского дворянства с косными устоями – Павлом Афанасьевичем Фамусовым. Он – хозяин дома, в котором происходит главное событие комедии.

Из первого действия мы узнаем о том, что к дочери Фамусова Софье приезжает Чацкий — ее друг детства. Именно этот герой является полной противоположностью пожилого чиновника. И между ними назревает конфликт. Насколько разные взгляды и ценности у этих героев мы отчетливо видим уже во втором действии.

На балу у Фамусова, автор знакомит нас с его гостями. Среди которых князь Тугоуховский, его жена и шесть дочерей. Нечестный картежник и услужливый человек Загорецкий и тетка Софьи Хлестова. Мы видим, как гости прислуживаются перед друг другом. Молчалин, ухажер Софьи, опускается до того, что восхищается гладкой шерстью собачки Хлестовой, чтобы вызвать расположение к своей персоне. Чацкий это замечает и надсмехается над лестью Молчалина.

2 вариант

Основная тематика произведения заключается в изображении конфликта, возникающего между представителями дворян молодого и старого поколения.

Ключевой персонаж комедии Павел Афанасьевич Фамусов представляется в образе одного из ярких представителей светского дворянского общества минувшего столетия.

Фамусов является хозяином дома, в котором разворачиваются основные сюжетные события произведения во время званого вечера.

Первое действие комедии посвящается приезду в фамусовский дом Чацкого, одного из главных героев, воспитанника хозяина дома, являющегося его полной противоположностью во взглядах, соответственно, между мужчинами разворачивается конфликтная ситуация, продолжение которой автор представляет во втором действии.

Фамусовское окружение представляется высокопоставленными чиновниками, являющимися яркими представителями московского высшего света. К примеру, одним из них является полковник Скалозуб, стремящийся заполучить генеральскую должность через чинопреклонение, что одобряет Фамусов, считающий главными жизненными ценностями – наличие мундира и высокого чина.

Молодой гость в лице Чацкого разоблачает лживый дворянский уклад, поскольку считает правильной службу делу, а не отдельным лицам. Кроме того, Чацкий является приверженцем просвещения, а фамусовское общество выражает презрение людям, занимающимся научными изысканиями.

Композиционная структура комедии знакомит читательскую аудиторию с прибывшими к Фамусову гостями, самыми неординарными из которых являются княжеское семейство Тугоуховского, состоящее из самого князя преклонного возраста, его супруги и шестерых дочерей, хитрый картежник и льстивый человек Загорецкий, а также тетушка Софьи Фамусовой Хлестова.

Представители светского общества демонстрируют лживое поведение по отношению друг к другу, постоянно сплетничая и обсуждая гостей за их спиной. Поскольку Чацкий является среди них изгоем, быстро распространяется сплетня о его сумасшествии. Поэтому молодой человек вынужден покинуть не только дом Фамусова, но и пределы Москвы. При этом хозяин дома беспокоится только об общественном мнении в отношении собственной персоны, а не дальнейшей судьбе своего воспитанника.

На примере изображения высшего света автор демонстрирует самые негативные человеческие черты как неграмотность, алчность, лицемерие, самолюбие и жадность.

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера "Семейная тайна", которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией "Горе от ума", которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим "единым лицом двадцатитысячную армию". В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?"

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства("века минувшего") и прогрессивного дворянства ("века нынешнего"). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — "забрать все книги бы да сжечь".

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители "века минувшего" чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время "ужасным веком". Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием "ума" во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: "Умный, бодрый наш народ", — говорил писатель словами Чацкого.

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу "Горе от ума", по оценке критиков, самая "антибарственная" комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменитым и известным не только в писательском кругу, но и среди простого народа именно после выхода в свет его скандальной комедии “Горе от ума”. Популярность комедии в то время и в наши дни вызвана, на мой взгляд, удачным выбором темы произведения. Автор показывает нам, читателям, что не все люди на земле также умны, честны, благородны и справедливы, как главный герой произведения – Чацкий. Ведь встречаются и другие люди в нашем обществе, которые могут быть жадными, алчными, несправедливыми, продажными.

исходя из содержания комедии, Грибоедов считает, что таких людей большинство. Само название произведения “Горе от ума” говорит об очень многом. Даже не читая комедию, уже только из названия можно сделать определенные выводы относительно главных героев. Персонажи произведения не уважают ничего, кроме денег, богатых людей и всего, относящегося к финансам.

Эти герои не любят очень умных людей, не любят, когда их чему-либо учат, особенно люди, более низкие по рангу. Для них главным качеством в человеке является наличие высокого поста либо толстого кошелька. К сожалению, и в наше время можно встретить

Поэтому тема произведения актуальна и сейчас.
Фамусова автор показывает как высшую степень неграмотности, алчности, самолюбия и жадности. Фамусов – хозяин дома, и именно по этому персонажу можно судить об атмосфере, царящей в его жилище. И конечно, исходя из этого, можно сказать, что по своему характеру семья и окружение Фамусова не сильно отличались от него самого. Фамусов не был склонен к наукам, был неграмотным, не любил читать и не любил, когда читала его дочь:
Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,
И в чтенъи прок-от не велик:
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.
Фамусов не любил все, что связано с образованием. И поэтому он не любил людей умнее его и очень злился, когда такие встречались. Фамусов не любил и не ценил простых людей, он к ним просто не прислушивался.

Зато любил и уважал людей богатых, в высоком чине. И не важно, что эти люди могут быть глупыми или продажными. Такие люди привлекали Фамусова, и он был готов на все, только бы “втереться” в доверие к этим людям.

Бедный человек никогда бы не стал другом и соратником для Фамусова. Вот, например, что говорит Фамусов Чацкому перед приездом знатного генерала Скалозуба:
Пожало-ста, сударь, при нем остерегись:
Известный человек, солидный,
И знаков тьму отличья нахватал;
Не по летам и чин завидный,
Не нынче завтра генерал…
Окружение Фамусова представляет собой группу людей, объединенных одной целью. Эта цель заключается в том, чтобы заработать “легкие” деньги, как можно больше разбогатеть, чтобы не отставать от других знатных особ. Деньги и тема денег – это то, без чего невозможно существование этих людей.

Деньги стали неотъемлемой частью их жизни. Деньги стали их друзьями, соратниками, темой для разговоров, смыслом жизни…
После прочтения комедии “Горе от ума” мне показалось, что это вовсе не комедия, а трагедия. Трагедия людского общества, которое не способно вести нормальный образ жизни из-за своего пристрастия к деньгам и нечестной жизни. И только такие люди, как Чацкий, способны противостоять этой денежной лихорадке и вывести остальных людей из глубокого заблуждения.

Читайте также: