Чем ближе к старости тем чаще мысль левитана останавливалась на осени сочинение

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Итоговая контрольная работа № 6

Прочитайте текст и выполните задания 1-12.

(1)Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени.

(2)Правда, Левитан писал несколько превосходных весенних вещей, но это почти всегда была весна, похожая на осень.

(3)Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.

(4)Левитан, как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолётного времени года. (5)Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. (6)Рощи делались сквозными. (7)Тёмные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. (8)Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. (9)Он был чище, холоднее, дали были гораздо глубже, чем летом.

(10)Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством.

(14)На них были изображены знакомые с детства вещи: стога сена, маленькие реки, одинокие золотые берёзы, ещё не обитые ветром; небо, косматые дожди над лесными порубками. (15)Но во всех этих пейзажах чтобы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев.

(По К. Паустовскому)

1. Среди предложений 10-14 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным . Напишите номер этого предложения.

2. Среди предложений 11-15 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Напишите номер этого предложения.

3. Найдите среди предложений 5-10 сложное бессоюзное. Напишите номер этого предложения.

4. Выпишите грамматическую основу из предложения 12.

5. Определите вид сказуемого в предложении 11.

6. В данном ниже предложении пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры (у), обозначающие (-ую) знаки препинания при обособленном определении .

Но во всех этих пейзажах, (1) что бы они ни изображали, (2) лучше всего передана печаль прощальных дней,(3) сыплющихся листьев, (4) загнивающих трав,(5) тихого гудения пчёл перед холодами и предзимнего солнца, (6) едва заметно прогревающего землю.

7. В данных ниже предложениях пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) знак (-и) препинания при вводном слове .

Чем ближе к старости,(1) тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени. Правда,(2) Левитан написал несколько превосходных весенних вещей, (3) но это почти всегда была весна, (4) похожая на осень.

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью .

Но во всех этих пейзажах, (1) что бы они ни изображали,(2) лучше всего передана печаль прощальных дней, (3)сыплющихся листьев.

12. Из предложения 3 выпишите средство художественной выразительности ЭПИТЕТ.

Итоговая контрольная работа № 6

Прочитайте текст и выполните задания 1-12.

(1)Самые первые предметы, которые уцелели на ветхой картине давно прошедшего, были, несомненно, кормилица, маленькая сестрица и мать.

(2)Кормилица представляется мне сначала каким-то таинственным, почти невидимым существом. (3)Я помню себя лежащим ночью то в кроватке, то на руках матери и горько плачущим. (4)Потом помню, что никто не являлся на мой крик и призывы, что мать, прижав меня к груди, напевая одни и те же слова успокоительной песни, бегала со мной по комнате до тех пор, пока я засыпал. (5)Кормилица, страстно меня любившая, опять несколько раз является в моих воспоминаниях, иногда вдали, украдкой смотрящая на меня из-за других, иногда целующая мои руки, лицо и плачущая надо мной.

(6)Кормилица моя была господская крестьянка и жила за тридцать вёрст. (7)Она отправлялась из деревни пешком в субботу вечером и приходила в Уфу рано поутру в воскресенье; наглядевшись на меня и отдохнув, пешком же возвращалась в свою Касимовку, чтобы поспеть на барщину. (8)Помню, что один раз приходила, а может быть, и приезжала как-нибудь, с моей молочной сестрой, здоровой и краснощёкой девочкой.

(9)Сестрицу я сначала любил больше всех игрушек, больше матери, и любовь эта выражалась беспрестанным желаньем её видеть и чувством жалости. (10)Мне всё казалось, что ей холодно, что она голодна и что ей хочется кушать.

(По С. Аксакову)

1. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.

2. Среди предложений 1-7 найдите предложение с союзной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

3. Найдите среди предложений 7-10 сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.

4. Выпишите грамматическую основу из предложения 6.

5. Определите вид сказуемого в предложении 6.

6. В данном ниже предложении пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры (у), обозначающие (-ую) знаки препинания при обособленном обстоятельстве .

Потом помню, (1) что никто не являлся на мой крик и призывы,(2) что мать,(3) прижав меня к груди, (4) напевая одни и те же слова успокоительной песни,(5) бегала со мной по комнате до тех пор, (6) пока я засыпал.

7. В данных ниже предложениях пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) знак (-и) препинания при вводном слове .

Самые первые предметы, (1) которые уцелели на ветхой картине давно прошедшего, (2) были, (3) несомненно,(4) кормилица, (5) маленькая сестрица и мать.

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью .

Сестрицу я сначала любил больше всех игрушек, (1) больше матери, (2) и любовь эта выражалась беспрестанным желаньем её видеть и чувством жалости.

12. Замените книжное слово ветхой в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Итоговая контрольная работа № 6

Прочитайте текст и выполните задания 1-13.

(1)Еловая роща вечером, в осеннее время, – это вовсе не то, что летом или весною; хотя зелень на ели почти совсем не изменяется, но зато цвет её осенью становится как будто гуще, синее. (2)Ни шума, ни малейшего шороха; птицы и насекомые всякого рода исчезли. (3)Тонкие прямые стволы, которые обросли сероватым мхом и сухими, ползучими травками, на солнце кажутся металлическими, а красноватые листья мелкого кустарника, точно золотые блёстки, рассыпаны по всему лесу вперемешку с бледными прутьями осины и ещё какого-то кустарника с продолговатыми, всё ещё зелёными листьями. (4)Воздух до такой степени чист и в то же время пропитан душистой холодной сыростью, что просто начинаешь чувствовать жажду, какую-то особенную жажду, которую хочешь вдыхать как можно больше. (5)И как хорошо в это время свернуть в сторону, зайти шагов нВ пятьдесят в самую чащу, в потёмки, и смотреть оттуда на песчаную дорогу, освещённую заходящим солнцем. (6)Тянутся по ней возы, нагруженные кипами хлопка, широко шагая, идут около этих извозчики в больших сапогах, помахивая вожжами и покрикивая на лошадей. (7)Этот крик, смешанный со скрипом колёс, звонко раздаётся по лесу, а лес радуется наступлению осени.

(По В. Слепцову)

1. Среди предложений 1- 4 найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью . Напишите номер этого предложения.

2. Среди предложений 1- 5 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

3. Найдите среди предложений 4 -7 сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.

4. Среди предложений 4 -7 найдите сложносочинённое. Укажите его номер.

_________________________________________________________________________________________

5. Выпишите грамматическую основу из предложения 5.

6. Определите вид сказуемого в первой части предложения 4.

7. В данном ниже предложении пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры (у), обозначающие (-ую) знаки препинания при уточнении .

Еловая роща вечером, (1) в осеннее время,(2) – это вовсе не то, (3) что летом или весною; (4) хотя зелень на ели почти совсем не изменяется, (5) но зато цвет её осенью становится как будто гуще, (6) синее.

8. В данных ниже предложениях пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) знак (-и) препинания при обособленном определении .

Тянутся по ней возы, (1) нагруженные кипами хлопка,(2) широко шагая, (3) идут около этих извозчики в больших сапогах, (4) помахивая вожжами и покрикивая на лошадей.

9. Среди предложений 4 -7 найдите односоставное безличное предложение. Укажите номер этого предложения.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью .

Тонкие прямые стволы, (1) которые обросли сероватым мхом и сухими, (2) ползучими травками, (3) на солнце кажутся металлическими, (4) а красноватые листья мелкого кустарника, (5) точно золотые блёстки, (6) рассыпаны по всему лесу вперемешку с бледными прутьями осины и ещё какого-то кустарника с продолговатыми, (7) всё ещё зелёными листьями.

13. Среди предложений1-3 найдите предложение, в котором средством выразительности является сравнение. Укажите номер предложения и выпишите сравнение.

Итоговая контрольная работа № 6

Прочитайте текст и выполните задания 1-13.

(1)Н а другой день, чуть только заалел восток, все поднялись, как солдаты, и стали собираться в дорогу. (2)Я взял полотенце и пошёл к реке мыться.

(3)Природа находилась ещё в том состоянии покоя, когда всё дремлет, когда все растения и животные наслаждаются предрассветным отдыхом. (4)От реки поднимались густые испарения, на землю пала обильная роса. (5)Но вот слабый утренний ветерок пробежал по лесу. (6)Туман тотчас пришёл в движение, и показался противоположный берег. (7)На биваке стало тихо – люди начали подкреплять себя пищей. (8)Вдруг до слуха моего донеслось бренчание гальки: кто-то шёл по камням, и я тут же оглянулся. (9)Это были лоси – самка и годовалый телок, которые подошли к реке и начали жадно пить воду. (10)Я любовался животными и боялся, чтобы их не заметили стрелки. (11)Вдруг самка почуяла опасность и, насторожив свои большие уши, внимательно стала смотреть в нашу сторону. (12)Вода капала у неё с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки, нарушая её мирное течение, а лосиха всё прислушивалась к незнакомым звукам.

(По В. Арсеньеву)

1. Среди предложений 1- 4 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным . Напишите номер этого предложения.

2. Среди предложений 1- 5 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

3. Найдите среди предложений 4 -7 сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.

4. Среди предложений 1 -7 найдите сложносочинённое. Укажите его номер.

_________________________________________________________________________________________

5. Выпишите грамматические основы из предложения 7.

6. Определите виды сказуемого в предложении 11.

7. В данном ниже предложении пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры (у), обозначающие (-ую) знаки препинания при обособленном обстоятельстве .

Вода капала у неё с губ, (1) и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки, (2) нарушая её мирное течение,(3) а лосиха всё прислушивалась к незнакомым звукам.

8. В данных ниже предложениях пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) знак (-и) препинания при сравнительном обороте .

Н а другой день, (1) чуть только заалел восток, (2) все поднялись, (3) как солдаты,(4) и стали собираться в дорогу.

9. Среди предложений 7 -12 найдите предложение с приложением. Укажите номер этого предложения.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью .

Природа находилась ещё в том состоянии покоя, (1) когда всё дремлет, (2) когда все растения и животные наслаждаются предрассветным отдыхом.

13. Среди предложений 5 - 10 найдите предложение с бессоюзной и сочинительной связью. Укажите его номер.

(1)Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана ос­танавливалась на осени.

(2)Правда, Левитан написал несколько превосходных ве­сенних вещей, но это почти всегда была весна, похожая на осень.

(5)Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.

(б)Левитан так ?ке, как Пушкин и Тютчев и многие дру­гие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного време­ни года.

(7)0сень снимала с лесов, с полей, со всей природы гус­тые цвета, смывала дождями зелень. (8)Рощи делались сквозными. (9)Темные краски лета сменялись робким золо­том, пурпуром и серебром. (Ю)Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. (11)0н был чище, холоднее, и да­ли были гораздо глубже, чем летом.

(12)Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством.

(16)На них были изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружа­щие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золо­тые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. (17)Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего пере­дана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загни­вающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и пред­зимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.

(18)Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детст­ва лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц.

(19)В зрелом возрасте эти воспоминания возникают с по­разительной силой по самому ничтожному поводу, — хотя бы от мимолетного пейзажа, мелькнувшего за окнами ваго­на, — и вызывают непонятное нам самим чувство волнения и счастья, желание бросить все — города, заботы, привыч­ный круг людей, и уйти в эту глушь, на берега неизвестных озер, на лесные дороги, где каждый звук слышен так ясно и

долго, как на горных вершинах, — будь то гудок паровоза или свист птицы, перепархивающей в кустах рябин.

(По К. Паустовскому)

Сочинение

Так почему же именно осень — любимое время года мно­гих одаренных людей? Как осмысливают они единство при­родных явлений и движений человеческой души? Задумать­ся над этими вопросами заставляет текст К.Г. Паустовского.

Несомненно, что автор проводит параллель между осе­нью с ее одинокими золотыми березами, небом, похожим на тонкий лед, и состоянием души зрелого человека, философ­ски спокойно и серьезно рассуждающего наедине с самим собой о бренности бытия и кратковременности всего живого. Не зря писатель упоминает Пушкина и Тютчева, нежно и трогательно любивших осень. Общеизвестно, что эти худож­ники слова были великими философами жизни, стремящи­мися понять ее сокровенную суть. Вероятно, именно осень с ее дождями и тихой грустью как никакое другое время года способствует раздумьям человека о главных вопросах бытия.





мысли. Следовательно, по мнению автора, осень обычно любят люди, способные осмысливать свой жизненный путь.

Автор приходит к выводу: осенью природа и человек одинаково тихи, настроены на философские раздумья о веч­ном и непреходящем, о том, что все живое имеет свойство стареть и умирать. Но именно в этой закономерности за­ключается и секрет возрождения жизни весной.

Мне кажется, сами собой возникают в памяти знамени­тые пушкинские строки:

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса..

Сколько торжественности и одновременно кротости в на­рисованной А.С. Пушкиным картине природы. У поэта даже увяданье пышное, неспешное и торжественное. Это повод задуматься каждому из нас и о своем уходе, который дол­жен быть принятым, обдуманным и философски спокойным.

Еще один пример единения человека и осени находим в творчестве Ф.И. Тютчева. Безусловно, на всю жизнь оста­нутся в памяти строки:

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера.

Мир, покой в природе, которую воспевает Ф.И. Тютчев. Разве можно в это время года думать о сиюминутном, вре­менном, кратком и неважном? Поэт уверен: осень — это особое время года, которое дарует человеку редкую возмож-

ность не спеша, серьезно и глубоко размышлять о себе и своем месте в мире.

Таким образом, можно сделать вывод: русские поэты, писатели, художники философски воспринимали осень как уникальное, дорогое и мимолетное время года, когда чело­век, сливаясь с дремлющей природой, думает о главном, ос­мысливая мир и самого себя в нем.

Проблема осознания человеком ценности природы

Текст

(8)По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожа­луй, у воздуха никого на земле ближе, чем трава. (9)Мы привыкли, что мир — зеленый. (Ю)Ходим, мнем, затапты­ваем в грязь, сдираем гусеницами и колесами, срезаем ло­патами, соскабливаем ножами бульдозеров, наглухо захло­пываем бетонными плитами, заливаем горячим асфальтом, заваливаем железным, цементным, пластмассовым, кирпич­ным, бумажным, тряпичным хламом. (11)Льем на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щелочи. (12)Высыпать

машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (13)Подумаешь! (14)Сколько там травы? (15)Десять квадратных метров. (16)Не человека же засыпаем, траву. (17)Вырастет в другом месте.

(18)Однажды, когда кончилась зима и антифриз в маши­не был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, там, где стояла машина — на лужайке под окнами нашего деревенского дома. (1 ^Анти­фриз растекся продолговатой лужей, потом его смыло дож­дями, но на земле, оказывается, получился сильный ожог. (20)Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее черное пятно. (21)Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом уж плешина снова затянулась травой.

(22)Под окном, конечно, заметно. (23)Я жалел, что по­ступил неосторожно, испортил лужайку. (24)Но ведь это под собственным окном! (25)Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь. (26)Если же где-нибудь подальше от глаз, в овраге, на лесной опушке, в придорожной канаве, да, госпо­ди, мало ли на земле травы? (27)Жалко ли ее? (28)Ну, вы­сыпали шлак (железные обрезки, щебень, бой-стекло, бе­тонное крошево), ну, придавили несколько миллионов травинок.

(29)Неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничто­жестве, как травинка. (ЗО)Трава? (31)Трава она и есть тра­ва. (32)Ее много. (ЗЗ)Она везде. (34)В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне. (35)Разве что вот в пустыне ее поменьше. (Зб)Начинаешь замечать, что, оказывается, мо­жет быть так: земля есть, а травы нет. (37)Страшное, жут­кое, безнадежное зрелище! (38)Представляю себе человека в безграничной, бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или некосмической ката­строфы наша Земля, обнаружившего на обугленной поверх­ности планеты единственный зеленый росточек, пробиваю­щийся из мрака к солнцу.

(39)Глоток воздуха, когда человек задыхается. (40)3е-леная живая травинка, когда человек совсем отрезан от при­роды. (41)А вообще-то — трава. (42)Скобли ее ножами буль­дозеров, заваливай мусором, заливай горячим асфальтом, глуши бетоном, обливай нефтью, топчи, губи, презирай.

(43)А между тем ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смягчать его нрав, приносить успокое­ние и отдых — вот одно из побочных назначений всякого

(По В. Солоухину)

Сочинение

Став взрослым человеком, много раз убеждалась, что проблема осознания человеком ценности природы является одной из главных проблем современного человека. Об этом еще раз меня заставил задуматься текст известного русского писателя, тонкого знатока природы — В. Солоухина.

Рассуждая о духовной ценности природы для человека, писатель справедливо говорит о том, что люди часто не за­мечают природу, считая ее обыденным фоном жизни. Са­мыми незаметными для любого из нас, по мнению В. Соло­ухина, являются воздух и трава. С какой болью автор пишет: «Ходим, мнем, затаптываем в грязь, сдираем гусе-

Невозможно не согласиться с мнением автора: в природе сокрыт величайший духовный потенциал, который проявля­ется в смягчении жестокосердия человека, в тихой и крот­кой радости общения со всем живым.

Говоря о том, что природа — вечная и безусловная ду­ховная ценность, которая помогает человеку осознать свое место в жизни, смягчить удары судьбы, нельзя не вспом­нить знаменитый дуб из романа Л.Н. Толстого «Война и

Таким образом, можно сделать вывод: природа для чело­века — это одухотворенное существо, которое приносит об­легчение от трудов, тихую радость душевного покоя, смяг­чение сердца, уверенность в счастье жизни и осознание себя частью великого и прекрасного мира.

Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени.
Правда, Левитан написал несколько превосходных весенних вещей, но это
почти всегда была весна, похожая на осень.
В "Большой воде" затопленная разливом роща обнажена, как поздней
осенью, и даже не покрылась зеленоватым дымом первой листвы. В "Ранней
весне" черная глубокая река мертво стоит среди оврагов, еще покрытых рыхлым
снегом, и только в картине "Март" передана настоящая весенняя яркость неба
над тающими сугробами, желтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды,
каплющей с крыльца дощатого дома.
Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими
поэтами, писателями и художниками об осени.
Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как
самого дорогого и мимолетного времени года.
Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала
дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись роб
ким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и
самый воздух. Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом.
Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и
нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством.
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить
все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста
"осенних" картин, не считая этюдов.
На них были изображены знакомые с детства вещи:
стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных
водоворотах палую листву;
одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий
лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы
они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся
листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего
солнца, едва заметно прогревающего землю.
почти у каждого из нас остались в памяти ещё с детсва лесные полны, засыпанные листвой, пышные и печальные угоолки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц.
В зрелом возрасте эти воспоминания возникают с поразительной силой по самому ничтожному поводу, -хотя бы от мимолётного пейзажа, мелькнувшего за окнами вагона, -и вызывают непонятное нам самим чувство волнения и счвстья, желание бросить всё-города, заботы, привычный круг людей, и уйти в эту глушь, на берега неизвестных озёр, на лесные дороги, где каждый звук слышен так ясно и долго, как на горных вершинах, -будь то гудок паравоза или свист птицы, перепархивающей в кустах рябин.
Такое чувство давно виденных милых мест остаётся от "осенних" картин Левитана

ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 9 КЛАССА

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени.

Правда, Левитан написал несколько превосходных весенних вещей, но это почти всегда была весна, похожая на осень.

Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.

Левитан, как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.

Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом.

Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством.

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, которые нанесены им на полотно. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов.

На них изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.

(По К. Паустовскому)

Дополнительное задание:

Подчеркните грамматические основы в сложноподчиненных предложениях.

Преподавателю : Данный диктант проводится с учащимися 9 класса общеобразовательной школы. Целью проведения данного диктанта является контроль освоения учащимися темы "Сложноподчиненное предложение".

Читайте также: