Чем ближе государство к падению тем многочисленнее его законы сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Римская империя, которая просуществовала страшно подумать сколько лет, имела крайне скромную законодательную базу - всего 12 (двенадцать) глиняных табличек, на которых было крайне лаконично изложено то самое знаменитое Римское право, которое является обязательным предметом для изучения во всех юридических ВУЗах и которое положено в основу практически всего современного гражданского права.

Римская империя, которая просуществовала страшно подумать сколько лет, имела крайне скромную законодательную базу - всего 12 (двенадцать) глиняных табличек, на которых было крайне лаконично изложено то самое знаменитое Римское право, которое является обязательным предметом для изучения во всех юридических ВУЗах и которое положено в основу практически всего современного гражданского права.

Как-нибудь на пенсии я обязательно попробую изучить зависимость между количеством томов с законами, правилами и инструкциями и продолжительностью жизни предмета их регулирования. Но уже и так невооруженным взглядом видно - чем больше нормативов - тем ниже их исполняемость. Ибо какое тут исполнять, прочитать все эти законодательные творения не каждому под силу.

У юристов давно в ходу даже термин специальный имеется - "нормативная избыточность" - так красиво называют ситуацию, когда законодателем (регулятором) понаписано всего и столько, что дешевле выкрасить и выбросить, чем сидеть и разбираться, что из всего этого может реально быть полезным, а что - лучше умным людям вообще не показывать, дабы избежать гомерического хохота и неприличных жестов пальцем у виска.

И способ ликвидации ненужных "указивок" также придуман еще в эпоху Торквемады, который лично жёг свои собственные рескрипты, если не находил на страницах через год ни одного сального следа, который должен был бы оставить читатель с традиционной тогда сальной свечой. И в современную электронную эпоху запустить аналогичный процесс проще простого - отследив количество обращений к нормативному документу тех, чью деятельность он призван регулировать.

Однако пока наблюдается прямо противоположное явление - как неудержимо продолжается частная кредитная эмиссия, также экспотенциально плодятся всевозможные законы, подзаконные акты, правила, регламенты и инструкции, которые уже не просто никто не в состоянии прочитать - с подсчетом таковых имеются ну очень большие проблемы. Юристы Латвии например так и не смогли придти к общему соглашению, сколько документов регламентирует в Латвии предпринимательскую деятельность - количество их растет, оказывается быстрее, чем их успевают считать. В позапрошлом году вроде как было три тысячи, сейчас, возможно, уже совпало с количеством коммерсантов. После чего, только по одному этому показателю можно уверенно заявить - коммерция в Латвии - не жилец.

Но, однако, Россия-матушка не отстаёт. С утреца прочитал про еще одну законодательную иницативу правительства, а именно - "Закон о пчеловодстве", где - дальше цитирую : ". предлагается дать законодательное определение понятиям "пчеловодство", "пасека", "улей", "пчелиная семья", "пчелиный рой". " Простите, дальше читать не смог, ибо оценил всю глубину, на которую решил копать законодатель, которому советую не мелочиться и перейти сразу на законодательное описание 1го и 2го законов Термодинамики и один уже раз издать отдельным законом Периодическую таблицу Менделева и словарь Ожёгова. Внимание со стороны благодарных потомков будет обеспечено. Древние римляне нервно курят в сторонке.

В данном высказывании автор поднимает тему взаимосвязи существования государства и количества действующих в нём законов. Тацит думает, что одним из факторов распада государства является чрезмерное количество действующих в неё законов.

Обратимся к теоретическому смыслу высказывания. В словах автора прозвучало несколько правовых терминов. Таких, как, например, государство. Данный термин обозначает организацию политической власти на определённой территории, обладающую правом на взимание налогов, легальное насилие, а также имеющая определённый аппарат управления. Государства бывают разных видов. Так по форме правления выделяют монархии и республики, а по форме территориального устройства конфедерации, федерации и унитарные государства. В зависимости от политического режима можно выделить демократические, авторитарные и тоталитарные государства. Каждая политическая организация, считающая себя государством, должна обладать правом на принятие, изменение и отмену законов.

Законы — это юридически закреплённые правила, обладающие высшей юридической силой и регулирующие жизнь людей в обществе. Законы могут быть разных видов. Так, в России обычно выделяют законы субъектов РФ и федеральные законы. Также в нашей стране выделяют федеральные конституционные законы (ФКЗ). Процедура принятия ФКЗ гораздо сложнее, чем процедура принятия "обычных" федеральных законов. Ну и конечно, нельзя не сказать про основной закон нашего государства — Конституцию РФ. Отличительной особенностью данного закона является его высшая юридическая сила. Это значит, что никакой закон в РФ не может ей противоречить. Совокупность всех действующих в стране законов обеспечивает существование государства. Но что будет, если количество законов будет не соответствовать потребностям государства? Это приведёт к дезорганизации государства, а в конечном итоге и к его распаду.

В качестве доказательства своих слов приведу пример из истории. Так, в последние годы существования Советского Союза приобрело огромный размах правотворчество законодательных органов союзных республик СССР. Принимаемые ими всё новые и новые законы стали причиной противоречий между "новоиспечёнными" республиканскими и союзными законами. Этот процесс получил название "война законов". Он стал одной из причин развала СССР в декабре 1991 года.

В подтверждение своих слов приведу пример из общественной жизни. Недавно в газете "Ведомости" я прочитал о существовавшем несколько десятилетий назад полицейском государстве. В неё всё было регламентировано и узаконено вплоть до того, во сколько утром людям нужно вставать, а во сколько ложиться спать. Была запрещена деятельность политических партий, профсоюзов и некоторых других институтов гражданского общества. Проводились систематические массовые репрессии. В конце концов жители этого полицейского государства не выдержали и совершили революцию. Итог был ужасен, некогда единое государство развалилось на 18 отдельных независимых частей. Как можно заметить, одной из причин развала государства было чрезмерное количество законов, регулировавших все сферы общественной жизни и не дававших людям никакой свободы.

Таким образом, огромное число различных законов может спровоцировать распад государства. Поэтому законодатели должны принимать только те законы, в которых общество непосредственно нуждается.


Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Благодеяния приятны лишь до тех пор, пока кажется, что за них можно воздать равным; когда же они намного превышают такую возможность, то вызывают вместо признательности ненависть.

Больше всего законов было издано в дни наибольшей смуты в республике.

Большие события всегда остаются загадочными, ибо одни, что бы им ни довелось слышать, принимают это за достоверное, тогда как другие считают истину вымыслом, а потомство еще больше преувеличивает и то и другое.

В век порчи нравов чрезмерно льстить и совсем не льстить одинаково опасно.

В веселии чернь столь же необузданна, как и в ярости.

В военных делах наибольшую силу имеет случайность.

И то, что мы сегодня подкрепляем примерами, также когда-нибудь станет примером.

Выставляют свою скорбь напоказ больше всего те, кто меньше скорбит.

Даже мудрецов жажда славы покидает в самую последнюю очередь.

Дело воина — стремиться в бой, дело командира — не торопиться.

Для подчиненных одинаково пагубны как раздоры между начальниками, так и единодушие их.

Добрые нравы имеют большую силу, чем хорошие законы.

Единственное благо — честность, единственное зло — подлость.

Единственное средство против нависших опасностей — сами опасности.

Женщинам приличествует оплакивать, мужчинам — помнить.

Истина подкрепляется зрением и временем, а ложь — поспешностью и неопределенностью.

Как часто бывает в минуты смертельной опасности, все командовали, и никто не выполнял команд.

Когда человек задумал какое-то дело, близкие обычно предсказывают ему успех.

Кто же столько самонадеян, чтобы рассчитывать на бессмертную славу?

Кто славу презирает, тот легко пренебрегать будет и добродетелью.

Легче увлечь за собой целую толпу, чем спастись от коварства одного человека.

Лекарства действуют медленнее, чем болезнь.

Лишь глупцы называют своеволие свободой.

Лучший день после смерти дурного государя — первый день.

Льстецы — худшие из врагов.

Люди устроены природою таким образом, что, находясь в безопасности, они любят следить за опасностями, угрожающими другому.

Люди уходят, примеры остаются.

Мало не быть больным; я хочу, чтобы человек был смел, полнокровен, бодр; и в ком хвалят только его здоровье, тому рукой подать до болезни.

Медленно, но зато верно.

Много говорит о смерти лишь тот, кто ее боится.

Молва всегда раздувает до невиданных размеров и правду и ложь.

На преступление, государственный переворот шли лишь немногие, сочувствовали ему многие, а готовились и выжидали все.

На редкость счастливое время, когда можно думать то, что хочешь, и говорить, что думаешь.

Насмешки оставляют в душе смертельные уколы, когда они основаны на правде.

Не всегда молва заблуждается, порой и она делает правильный выбор.

Непреклонными были требования закона вначале, но, как это почти всегда бывает, под конец никто не заботился об их соблюдении.

Одни и те же люди любят безделье и ненавидят покой.

Обеспечить нормальное течение своих семейных дел часто не легче, чем управлять провинцией.

Особенно трусят те, кто кричат больше всех.

Оставленное без внимания забывается, тогда как навлекшее гнев правителя кажется справедливым.

От поспешности недалеко и до страха, тогда как медлительность ближе к подлинной стойкости.

Великое и яркое красноречие — дитя своеволия, которое неразумные называют свободой; оно неизменно сопутствует мятежам.

Власть, добытую преступлением, еще никто никогда не сумел использовать во благо.

Во время гражданских смут самое безопасное — действовать и идти вперед, а не рассуждать.

Во время гражданской войны солдатам позволено больше, чем полководцам.

Во всякой войне удачу каждый приписывает себе, а вину за несчастья возлагают на одного.

Отдаленность увеличивает обаяние.

Плохим императорам нравится неограниченная власть, хорошим — умеренная свобода.

Погибнут оба — один оттого, что проиграл войну, другой — оттого, что ее выиграл.

Поспешность близка к страху.

Тем больше оснований посмеяться над недомыслием тех, которые, располагая властью в настоящем, рассчитывают, что можно отнять память даже у будущих поколений.

Правители всегда подозревают и ненавидят тех, кто может прийти им на смену.

Превознося старину, мы недостаточно любопытны к недавнему прошлому.

Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу.

Пренебреги клеветой — и она зачахнет.

Преступлению нужна внезапность, доброму делу — время.

Развязать войну могут и трусы, а бороться с ее опасностями приходится смелым.

Самое худшее, что можно выбрать в беде, — средняя линия.

Смерть равняет всех, таков закон природы, но с ней приходит либо забвение, либо слава в потомстве.

Если же один конец ждет и правого и виноватого, то достойнее настоящего человека погибнуть не даром.

Так уж устроены люди: с неодобрением смотрят они на каждого, кто внезапно возвысился, и больше всего скромности требуют от человека, который недавно был им равен.

Толпе свойственно приписывать всякую случайность чьей-либо вине.

У победителей никто объяснений не требует.

Умы, пораженные однажды, склонны к суеверию.

Упражнения рождают мастерство.

Хорошие законы порождены дурными нравами.

Человеческой душе свойственно питать ненависть к тем, кому мы нанесли оскорбление.

Чем ближе люди по родству, тем более острое чувство вражды питают друг к другу.

В своем высказывании знаменитый мыслитель XVIII века рассуждает о проблеме работоспособности законов в государстве. По его мнению, законы можно сравнить с лекарями, пытающимися победить болезнь – человеческие проступки. Тот факт, что за одним законом выходит второй, затем третий и так далее, говорит о бессилии государства перед лицом создавшейся проблемы, так же, как в случае сильной хвори зовут одного лекаря за другим, в надежде, что очередной доктор сможет найти способ излечить больного. Я согласен с мнением автора.

Как работают законы

Государство –это политическая форма организация общества на определенной территории, которая управляет населением, проживающим на этой территории, с помощью аппаратов управления и принуждения. У него есть ряд важных функций:

  • правовая — обеспечивает соблюдение законов, правопорядка, охранят права и свободы граждан;
  • политическая — обеспечивает политическую стабильность, определяет стратегию развития общества;
  • организаторская — координирует и упорядочивает деятельность всех субъектов политической системы, контролирует исполнение законов;
  • экономическая — управляет экономикой с помощью кредитов и налогов;
  • социальная — создаёт среду для успешного развития общества: здравоохранение, общественный транспорт, поддержка незащищенных слоев населения, сотрудничество различных слоев общества;
  • культурная — создаёт условия для удовлетворения культурных потребностей граждан;
  • образовательная — обеспечивает получение образования и предоставляет для этого равные возможности.

Выполнение возложенных на него функций государство осуществляет с помощью издания законов – нормативно-правовых актов, действующих в пределах данной правовой системы. Однако в том случае, когда закон не работает – в силу каких-либо причин – то государство в лице своих должностных лиц должно провести анализ и выяснить причину проблемы.

Первый свод законов записал вавилонский царь Хаммурапи

Тем не менее чаще всего государство всего лишь издаёт новый закон в надежде, что он исправит ситуацию и других вмешательств не потребуется.

Одним из аргументов в пользу утверждения Вольтера может послужить тот факт, что в Российской Федерации действует огромное количество надзорных органов, которые проверяют деятельность опасных промышленных объектов. Вызывает недоумение, почему в зарубежных странах, где работают точно такие же заводы и предприятия, административный контроль не столь силён.

Одной из причин служит тот факт, что федеральные законы, регулирующие работу таких производств в нашей стране, попросту не работают. В связи с чем государство вместо комплексного подхода к проблеме, отделывается лишь ужесточением наказаний, изданием новых законов и тем, что уполномочивает различные структуры проверять деятельность опасных производственных объектов.

К числу ОПО относятся химические заводы

Нет Конституции – нет проблемы

Существует и обратная ситуация, когда минимальное количество законов с успехом компенсируется осознанным отношением граждан к своим обязанностям. Такой страной можно назвать Великобританию, в которой фактически отсутствует основополагающий закон для любого государства – Конституция. Вместо неё британцы руководствуются многочисленными прецедентами, обычаями и законами. Таким образом Великобритания не ограничивает себя и может принять, чисто теоретически, любой закон.

Помимо Вольтера, схожую мысль о пагубности большого количества законов высказывали и другие мыслители, например, Тацит и Лао Цзы. Действительно — излишние административные препоны, чересчур сложное и запутанное законодательство нисколько не говорят в пользу государства, скорее наоборот, служат доказательством его бессилия перед проблемами.

Читайте также: