Человек первое животное сумевшее внести изменения в окружающий его мир сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Что же делать? Действовать или бездействовать? Экспериментировать, искать или объявить мораторий? Одни говорят: чтобы познавать, надо рисковать. Им отвечают: да, но мы оказались в положении, когда не столько можем открыть то, что есть, сколько создать то, чего нет. И этот разнобой во взглядах естествен. Одна и та же техника опыта на генах может обернуться и добром и злом. Что несет с собой генетическая инженерия? Надо ли отгадывать те загадки, которые задает нам мир сегодня? Наука — и в особенности биология — переживает уникальный момент, я позволю сопоставить его с одним из моментов в жизни Эдипа — героя известного древнегреческого мифа. Как известно, Эдип вырос у матери и отца, которые не были ему родными, о чем он не догадывался. Затем получил предсказание оракула, что ему суждено убить своего отца и жениться на своей матери. Чтобы избежать этого, он покинул город, в котором жил, — Коринф, и по дороге в Фивы убил в нечаянной ссоре незнакомого старика, который и был его родным отцом. В Фивах он отгадывает загадку хищного сфинкса, избавляя тем самым город от ужасных бедствий. Его делают царем, и он женится на вдове убитого им царя Фив: на собственной матери. Говоря об уникальности момента, который переживает наука, я имел в виду минуту, когда Эдип после рокового убийства отца оказывается перед сфинксом, решив ответить на его загадку. Да извинят меня физики, но отца Эдипа я рассматриваю сейчас как собирательный образ жертв атомной бомбы. А загадка сфинкса — это алфавит, грамматика и синтаксис жизни, которые мы должны сейчас отгадать или не отгадать. Отгадав, мы отведем беду от Фив, но ведь и кровосмешение Эдипа можно осмыслить как образ генетической катастрофы — может быть, самой ужасной из возможных в нашем мире катастроф. Ведь в работе над генетическим материалом может оказаться роковой даже малейшая оплошность, допущенная в ходе эксперимента. Отец Эдипа погиб, когда великие открытия физиков начали использоваться в разрушительных целях… Действовать или бездействовать?

Хор видит Эдипа чистым и безупречным, он видит его первым, лучшим из людей, и Софокл действительно наделяет героя трагедии добрыми чувствами, мудростью, состраданием (талантом сердца, редким в ту эпоху). Эдип искренно желает помочь городу. Этому совершенному человеку и наносит Рок с математической точностью удары, и мы в эпилоге видим окровавленное лицо героя, ослепившего себя собственными руками, чтобы даже в царстве теней не узреть убитого им отца и ту женщину, что была и матерью его, и женой… Эта трагедия рождает великий, мучающий читателей Софокла вот уже две с половиной тысячи лет вопрос: за что?! Ведь если судить о человеческих действиях по мотивам, то Эдип абсолютно ни в чем не повинен, он не желал этого, ему не было известно, что седовласый старец, которого он убил в нечаянной ссоре, был царем Фив и его родным отцом, а вдова его, на которой он женился, была его матерью. Вся его жизнь после того забытого случая на дороге состояла из одних добрых дел. За что же?! Самого Софокла в отличие от его бесчисленных во все века истолкователей этот вопрос, казалось бы, не мучает: испытав удары Рока, Эдип остается воплощением силы и великодушия. То, что он совершил невольно, он осмысливает как собственное деяние, полная ответственность за которое лежит на нем. И тем он напоминает нам Эйнштейна и Оппенгеймера после Хиросимы и Нагасаки и сошедшего с ума от сознания содеянного им американского летчика Изерли, участвовавшего в метеоразведке перед атомной бомбежкой — при полном незнании особенностей нового оружия.

О вине говорит герой, понимающий трагизм действия в этом таинственном мире, где действие — это стрела на тетиве, и от человека зависит, пустить ее или не пустить, но дальнейшая ее судьба порой непредсказуема. Она может убить любимое тобой существо, оказавшееся на пути полета стрелы (как убил Геракл кентавра Хирона). Но если ее не пустить… Действовать или не действовать? Быть или не быть? Трагедия первого Эдипа — трагедия человека, действующего в неисследованном, непонятом, неочеловеченном мире, без умысла нарушающего его законы и, несмотря на отсутствие (по мифу и Софоклу) личной вины, наказанного за это. Его самоосуждение — героическая попытка подняться над Роком, хотя бы в жестоком, яростно-беспощадном отношении к себе, без вины виноватому. Трагедия второго Эдипа — трагедия человека, отрешившегося от действия и надеющегося пассивностью явить чудо миру. Ответственность за содеянное второй Эдип перекладывает на высшее, таинственное, неподвластное человеку (иррациональное — в нашей терминологии), на Рок. Он искренен и даже величествен в абсолютном сознании и личной и надличной невиновности. Но в нашем, XX веке он находит, увы, неблагодарного читателя: нам известна чересчур хорошо подобная аргументация в ситуациях менее возвышенных. (Ее могли бы с не меньшим основанием повторить Эйнштейн и Оппенгеймер, но они, к их чести, избежали подобного соблазна; позволительно было бы сослаться на высшее командование и Клоду Изерли, как делали это остальные американские пилоты, бомбившие японские города.)

Эдип и Рок — у Софокла; ученик чародея и волшебная метла — у Гёте; человек и электронная быстродействующая машина (ЭВМ) — у Норберта Винера.

Фантастическое видение! Эдип — и ЭВМ, от которой зависит: быть или не быть человечеству? Эдип — и электронный Рок.

В этом удивительном сочетании, в фантастической этой цепи — несчастного фиванского царя, волшебной метлы, могущественной современной машины, античного мира, кибернетики, Софокла, Гёте, Винера — рождается мысль…

Нет, эта мысль — полемически остро — родилась давным-давно у Сократа и в наши дни в той фантастической цепи делается полновесно бесспорной.

В сущности, атомный век родился при Сократе. Если бы античная цивилизация получила чудом наши сегодняшние технические дары, то атомная бомба в войне между Афинами и Спартой или Римом и Александрией стала бы реальностью.

Он мечтал о том, чтобы заложить основы нового мира, в котором Рок не властвовал бы над человеком, мира, в котором никогда не повторилась бы трагедия Эдипа. Он хотел, чтобы нравственное развитие никогда в дальнейшем не отставало от научного. Но разве не этого же самого хотим сегодня и мы?! И от того, что Рок стал электронным, желание наше делается лишь основательнее. И великое равновесие между наукой о человеческой нравственности и наукой об окружающем мире будет достигнуто при вечно живом участии Сократа.

Сегодняшнее нравственное сознание человечества отличается от античного, может быть, даже более резко — вопреки уверенности Бернара, — чем познания Эйнштейна от познаний Архимеда или Демокрита.

И основы этого сегодняшнего нравственного сознания заложены в беседах с согражданами самого общительного из афинян, ходившего летом и зимой в изодранном плаще, босиком, обманчиво-простодушного, загадочно-ироничного.

А что стало с одряхлевшим Эдипом — героем последней трагедии великого античного драматурга? Он ушел в рощу и уже не вернулся. Не вернулся, никогда. Он умер? Мы не можем этого утверждать. Он ушел… И уже не вернулся? Не вернулся никогда?

Он вернулся к нам с новой мудростью и со старой болью.

Конечно, душа человека менялась из столетия в столетие, но, наверное, менялась она, как меняются парусные корабли — по ритму и по естественной логике усложнения, — а не как меняются сегодня модели автомашин и океанские лайнеры.

Маркс, говоря о золотом детстве человечества, замечает: мужчина не может стать ребенком, но его радует наивность ребенка, и он стремится к тому, чтобы на более высоких ступенях развития воспроизводить собственную сущность, то есть воскрешать в себе все время детство. Это мысль великого гуманиста. И действительно, детство никогда не умирало ни в Моцарте, ни в Пушкине, ни в Рафаэле…

Мне не хочется уходить из античных залов, хотя я и понимаю, что, в сущности, не уйду отсюда никогда после того, что передумал в них, перечувствовал. Но ждут нас новые залы, новые возрасты человечества. Пора, пора! И вот — дадим волю фантазии — нам разрешили избрать в сонме античных богов и героев для дальнейшего путешествия сквозь века самых милых сердцу, самых умелых в опасном странствовании. Велик, разнообразен выбор. Афина, Артемида, Аполлон, Гефест, Персей, Геракл — кого же избрать? Любому из них подвластны и стихии, и искусства, и ремесла. Но мы, помня о Ниобее, отстраним Аполлона и Артемиду за то, что они убивали детей, и, помня о дочерях Миния, обращенных в мышей, отклоним Диониса и, помня об участи Арахны, ставшей пауком, откажемся от Афины…

Мы выберем самых некрасивых и неименитых дочерей Зевса — их бытие остается тайной античного духа. Это — Литаи: хромые, еле двигающиеся, косоглазые, они шли за богиней безумия Ате, заставлявшей людей совершать дикое, безрассудное, непоправимое, и исцеляли от помешательства, утешали, творили добро. Они — родные сестры Сократа, обреченные на забвение, как он обречен был на чашу цикуты. Как удалось им, уродливым, родиться в мире, где царил культ чувственно воспринимаемой красоты? Но ведь родился же в нем и Сократ с его культом разума и добра.

Мы возьмем с собой их, самых умелых и самых нужных: чересчур часто богиня Ате посещала в последующие века человечество.

Избранное - _001.jpg

Повесть обратила на себя внимание читателей и критики — не только серьезностью общечеловеческих проблем, которые поднимал ее автор, но и своеобразием художественной композиции, удивительной пластикой языка, осязаемостью слова.

…В памяти остался завораживающе зримый образ города далекого Средневековья, где, пробивая облака, словно вырываясь к звездам из тусклой обыденности, на пути к другим, неведомым мирам возвышался, парил Собор. Творение гениального архитектора XIII века, на многие столетия обогнавшего время, отведенное ему на земле… А правил городом, где больше всего боялись нового и доброго, некто епископ Сванг. Злая воля, облаченная в материальную оболочку.

Владелец диковинного изумруда, Сванг высматривал сквозь волшебные грани характер и будущую судьбу каждого новорожденного. И если видел эту судьбу талантливой, крупной, — то на личико младенца надевали плотную маску из телячьей кожи: ему не суждено было узнать, что такое ветер, солнечное тепло, слезинки дождя. Так, из колена в колено вырастала в том городе каста неприкасаемых. Гинги — люди без прошлого и без будущего. А город, лишенный лучших своих сынов, сонно влачил серое и бесталанное существование, при котором неведомо наслаждение Разума, минуты озарений и открытий.

Здесь обречен был на гибель гениальный пришелец из другой эпохи — Вилард. И, зная это, он спешил построить свой Собор — прокричать им на века, что талант бессмертен, а духовное оскудение несет гибель…

«„Эссе“ в переводе с французского означает „опыты“.

Но, пожалуй, лучше, чтобы читатель подумал об этом сам. Ведь цель писателя именно в том и заключается, чтобы размышлять совместно, и не только над содержанием, но и над формой.

Вторая особенность творчества Евг. Богата, сообщающая цельность тому, что им написано, — взволнованное отношение к человеку, его судьбе.

Монолог-беседа, в котором есть и откровенность доверия, и философские раздумья, опирающиеся на знание жизни людей, на собственный нравственный опыт и эрудицию, а главное — любовь к тем, о ком он пишет, за чьи судьбы нередко вступает в бой, твердо веря: людям необходима правда и только правда, чтобы реально сознавать время и себя в нем…

СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ Косырева Е.Г., учитель русского языка и литературы , слайд №1
СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ Косырева Е.Г., учитель русского языка и литературы , слайд №2
СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ Косырева Е.Г., учитель русского языка и литературы , слайд №3
СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ Косырева Е.Г., учитель русского языка и литературы , слайд №4
СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ Косырева Е.Г., учитель русского языка и литературы , слайд №5
СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ Косырева Е.Г., учитель русского языка и литературы , слайд №6
СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ Косырева Е.Г., учитель русского языка и литературы , слайд №7
СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ Косырева Е.Г., учитель русского языка и литературы , слайд №8
СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ Косырева Е.Г., учитель русского языка и литературы , слайд №9
СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ Косырева Е.Г., учитель русского языка и литературы , слайд №10
СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ Косырева Е.Г., учитель русского языка и литературы , слайд №11
СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ Косырева Е.Г., учитель русского языка и литературы , слайд №12
СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ Косырева Е.Г., учитель русского языка и литературы , слайд №13
СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ Косырева Е.Г., учитель русского языка и литературы , слайд №14
СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ Косырева Е.Г., учитель русского языка и литературы , слайд №15
СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ Косырева Е.Г., учитель русского языка и литературы , слайд №16
СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ Косырева Е.Г., учитель русского языка и литературы , слайд №17
СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ Косырева Е.Г., учитель русского языка и литературы , слайд №18
СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ Косырева Е.Г., учитель русского языка и литературы , слайд №19
СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ Косырева Е.Г., учитель русского языка и литературы , слайд №20
СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ Косырева Е.Г., учитель русского языка и литературы , слайд №21
СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ Косырева Е.Г., учитель русского языка и литературы , слайд №22
СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ Косырева Е.Г., учитель русского языка и литературы , слайд №23
СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ Косырева Е.Г., учитель русского языка и литературы , слайд №24
СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ Косырева Е.Г., учитель русского языка и литературы , слайд №25

Вы можете ознакомиться и скачать СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ Косырева Е.Г., учитель русского языка и литературы . Презентация содержит 25 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

 ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ Чтение текста не менее 3-х раз. Беседа по тексту: тема текста (о чём говорится в тексте?); главная мысль текста (чему учит текст? что хотел сказать автор текста?); проблема текста (проблема — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования);

Слайд 2

ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ Чтение текста не менее 3-х раз. Беседа по тексту: тема текста (о чём говорится в тексте?); главная мысль текста (чему учит текст? что хотел сказать автор текста?); проблема текста (проблема — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования);

 главная информация текста; ключевые слова; составление плана текста (выделение микротем).

Слайд 3

 11. Аллегория (проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким-либо конкретным примером). 12. Именительный темы (назвать несколько (либо одно) имён, которые причисляют к когорте великих людей). 13. Маска неискушённого читателя (показать свои неглубокие знания по той проблеме, которую ставит автор текста, например, Что мы знаем о …? Чаще всего наши знания ограничиваются самыми общими представлениями: …).

Слайд 7

11. Аллегория (проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким-либо конкретным примером). 12. Именительный темы (назвать несколько (либо одно) имён, которые причисляют к когорте великих людей). 13. Маска неискушённого читателя (показать свои неглубокие знания по той проблеме, которую ставит автор текста, например, Что мы знаем о …? Чаще всего наши знания ограничиваются самыми общими представлениями: …).

 ТЕКСТ (1) Человек — первое животное, сумевшее внести изменения в окружающий его мир. (2) Как утверждает нобелевский лауреат Франсуа Жекоб, человек стал первым детищем эволюции, обладающим силой подчинить эволюцию себе, то есть изменить самого себя. (3) Именно это и вызывает тревогу: что нас ждет в будущем — какие сюрпризы и опасности? (4) Я имею в виду возможности, открывшиеся в последнее время перед биологами в области измене­ния человеком себя самого как вида. (5) За последние тридцать лет успехи биологии более существенны, чем за последние тридцать веков.

Слайд 8

ТЕКСТ (1) Человек — первое животное, сумевшее внести изменения в окружающий его мир. (2) Как утверждает нобелевский лауреат Франсуа Жекоб, человек стал первым детищем эволюции, обладающим силой подчинить эволюцию себе, то есть изменить самого себя. (3) Именно это и вызывает тревогу: что нас ждет в будущем — какие сюрпризы и опасности? (4) Я имею в виду возможности, открывшиеся в последнее время перед биологами в области измене­ния человеком себя самого как вида. (5) За последние тридцать лет успехи биологии более существенны, чем за последние тридцать веков.

 (6) Биологи открыли фактор, от которого зависит организация живых существ, этакий законопроект, на основании которого строятся различные живые формы. (7) Теперь установлено, что в генетический код, как и в любой закон, можно вносить изменения. (8) И хотя создание в лабораторных условиях какого-либо супергения или суперпреступника — дело весьма далекого будущего, уже сейчас мы в состоянии задуматься об изменениях генетического потенциа­ла, которые могут повлиять на распределение полов, то есть решать, какое количество мальчиков и какое количество девочек должно родиться в тот или иной период.

Слайд 9

(6) Биологи открыли фактор, от которого зависит организация живых существ, этакий законопроект, на основании которого строятся различные живые формы. (7) Теперь установлено, что в генетический код, как и в любой закон, можно вносить изменения. (8) И хотя создание в лабораторных условиях какого-либо супергения или суперпреступника — дело весьма далекого будущего, уже сейчас мы в состоянии задуматься об изменениях генетического потенциа­ла, которые могут повлиять на распределение полов, то есть решать, какое количество мальчиков и какое количество девочек должно родиться в тот или иной период.

 (14) Что же делать? (15) Действовать или бездействовать? (16) Экспериментировать, искать или объявить мораторий? (17) Одни говоря;: чтобы познавать, надо рисковать. (18) Им отвечают: да, но мы оказались в положении, когда не столько можем открыть то, что есть, сколько создать то, чего пек (19) И этот разнобой во взглядах естествен. (20) Одна и та же техника опыта на генах может обернуться и добром и злом. (21) Ч го несет с собой генетическая инженерия?

Слайд 11

(14) Что же делать? (15) Действовать или бездействовать? (16) Экспериментировать, искать или объявить мораторий? (17) Одни говоря;: чтобы познавать, надо рисковать. (18) Им отвечают: да, но мы оказались в положении, когда не столько можем открыть то, что есть, сколько создать то, чего пек (19) И этот разнобой во взглядах естествен. (20) Одна и та же техника опыта на генах может обернуться и добром и злом. (21) Ч го несет с собой генетическая инженерия?

 (22) Надо ли отгадывать те загадки, которые задает нам мир сегодня? (23) Эти мучительные сомнения объясняются во многом тем, что в наш век наука и техника развиваются несравненно быстрее, чем в века минувшие. (24) А мудрость человечества, его нравственное со­знание развиваются по-прежнему медленно. (25) Возьмите гигантских доисторических рептилий — динозавров. (26) Эти животные достигли огромных размеров, потому что на первом этапе их эволюции величина была важнейшим фактором в борьбе за существование.

Слайд 12

(22) Надо ли отгадывать те загадки, которые задает нам мир сегодня? (23) Эти мучительные сомнения объясняются во многом тем, что в наш век наука и техника развиваются несравненно быстрее, чем в века минувшие. (24) А мудрость человечества, его нравственное со­знание развиваются по-прежнему медленно. (25) Возьмите гигантских доисторических рептилий — динозавров. (26) Эти животные достигли огромных размеров, потому что на первом этапе их эволюции величина была важнейшим фактором в борьбе за существование.

 ПРЕДЛОЖЕНИЯ-СВЯЗКИ Вот почему в статье…, посвящённой…, так открыто звучит тревожное чувство. Именно этому замечательному человеку посвящает свой текст… Автор текста не опровергает, не обличает, он, доказывая свою точку зрения, воздействует на ум и сердце читателя. Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

Слайд 16

ПРЕДЛОЖЕНИЯ-СВЯЗКИ Вот почему в статье…, посвящённой…, так открыто звучит тревожное чувство. Именно этому замечательному человеку посвящает свой текст… Автор текста не опровергает, не обличает, он, доказывая свою точку зрения, воздействует на ум и сердце читателя. Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

 Статья…является горячим воззванием к душе человека, поэтому каждое слово наполнено огнём живого чувства. Автор призывает помнить о своей высокой ответственности перед жизнью. …в своём тексте размышляет о значении… Автор статьи считает, что… О…как …, как…рассуждает…в своей статье. Но…в соей статье показывает, как…

Слайд 17

Статья…является горячим воззванием к душе человека, поэтому каждое слово наполнено огнём живого чувства. Автор призывает помнить о своей высокой ответственности перед жизнью. …в своём тексте размышляет о значении… Автор статьи считает, что… О…как …, как…рассуждает…в своей статье. Но…в соей статье показывает, как…

 На эти вопросы ищет ответы в своём тексте… Автор текста приводит различные примеры, свидетельствующие о том, что… Автор стремится привлечь внимание читателя к поднятой проблеме.

Слайд 18

На эти вопросы ищет ответы в своём тексте… Автор текста приводит различные примеры, свидетельствующие о том, что… Автор стремится привлечь внимание читателя к поднятой проблеме.

 АРГУМЕНТЫ В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель аргументации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части: тезис (положение, которое надо доказать); аргументация (доказательства, доводы); вывод (общий итог).

Слайд 19

АРГУМЕНТЫ В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель аргументации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части: тезис (положение, которое надо доказать); аргументация (доказательства, доводы); вывод (общий итог).

 Помните! Необходимо привести 2 аргумента: 1 из собственной жизни, другой из литературы (художественной, публицистической, научной). Типичная ошибка всех пишущих сочинение заключается в том, что если вы поддерживаете позицию автора, то нет смысла анализировать его аргументы. Такая работа не предусмотрена условием задания, а значит, не нужно тратить на нее драгоценного времени.

Слайд 21

Помните! Необходимо привести 2 аргумента: 1 из собственной жизни, другой из литературы (художественной, публицистической, научной). Типичная ошибка всех пишущих сочинение заключается в том, что если вы поддерживаете позицию автора, то нет смысла анализировать его аргументы. Такая работа не предусмотрена условием задания, а значит, не нужно тратить на нее драгоценного времени.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Концовка – это последнее предложение (фраза) или последний абзац письменного текста (устного выступления). 1. Вывод (вносятся все положения, которые были рассмотрены и доказаны в работе, например, Таким образом, …; Итак, …; Исходя из всего сказанного можно сделать следующие выводы…). 2. Концовка-повтор (начинается с того же предложения, что и вступление; это делает текст подчёркнуто завершённым). 3. Цитата (здесь сконцентрировать всё, что сказал написал автор в своём тексте).

Слайд 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Концовка – это последнее предложение (фраза) или последний абзац письменного текста (устного выступления). 1. Вывод (вносятся все положения, которые были рассмотрены и доказаны в работе, например, Таким образом, …; Итак, …; Исходя из всего сказанного можно сделать следующие выводы…). 2. Концовка-повтор (начинается с того же предложения, что и вступление; это делает текст подчёркнуто завершённым). 3. Цитата (здесь сконцентрировать всё, что сказал написал автор в своём тексте).

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 25

2 ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ Чтение текста не менее 3-х раз. Беседа по тексту: тема текста (о чём говорится в тексте?); главная мысль текста (чему учит текст? что хотел сказать автор текста?); проблема текста (проблема это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования);

3 главная информация текста; ключевые слова; составление плана текста (выделение микротем).

7 11. Аллегория (проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким-либо конкретным примером). 12. Именительный темы (назвать несколько (либо одно) имён, которые причисляют к когорте великих людей). 13. Маска неискушённого читателя (показать свои неглубокие знания по той проблеме, которую ставит автор текста, например, Что мы знаем о …? Чаще всего наши знания ограничиваются самыми общими представлениями: …).

8 ТЕКСТ (1) Человек первое животное, сумевшее внести изменения в окружающий его мир. (2) Как утверждает нобелевский лауреат Франсуа Жекоб, человек стал первым детищем эволюции, обладающим силой подчинить эволюцию себе, то есть изменить самого себя. (3) Именно это и вызывает тревогу: что нас ждет в будущем какие сюрпризы и опасности? (4) Я имею в виду возможности, открывшиеся в последнее время перед биологами в области измене­ния человеком себя самого как вида. (5) За последние тридцать лет успехи биологии более существенны, чем за последние тридцать веков.

9 (6) Биологи открыли фактор, от которого зависит организация живых существ, этакий законопроект, на основании которого строятся различные живые формы. (7) Теперь установлено, что в генетический код, как и в любой закон, можно вносить изменения. (8) И хотя создание в лабораторных условиях какого-либо супергения или суперпреступника дело весьма далекого будущего, уже сейчас мы в состоянии задуматься об изменениях генетического потенциа­ла, которые могут повлиять на распределение полов, то есть решать, какое количество мальчиков и какое количество девочек должно родиться в тот или иной период.

11 (14) Что же делать? (15) Действовать или бездействовать? (16) Экспериментировать, искать или объявить мораторий? (17) Одни говоря;: чтобы познавать, надо рисковать. (18) Им отвечают: да, но мы оказались в положении, когда не столько можем открыть то, что есть, сколько создать то, чего пек (19) И этот разнобой во взглядах естествен. (20) Одна и та же техника опыта на генах может обернуться и добром и злом. (21) Ч го несет с собой генетическая инженерия?

12 (22) Надо ли отгадывать те загадки, которые задает нам мир сегодня? (23) Эти мучительные сомнения объясняются во многом тем, что в наш век наука и техника развиваются несравненно быстрее, чем в века минувшие. (24) А мудрость человечества, его нравственное со­знание развиваются по-прежнему медленно. (25) Возьмите гигантских доисторических рептилий динозавров. (26) Эти животные достигли огромных размеров, потому что на первом этапе их эволюции величина была важнейшим фактором в борьбе за существование.

16 ПРЕДЛОЖЕНИЯ-СВЯЗКИ Вот почему в статье…, посвящённой…, так открыто звучит тревожное чувство. Именно этому замечательному человеку посвящает свой текст… Автор текста не опровергает, не обличает, он, доказывая свою точку зрения, воздействует на ум и сердце читателя. Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

17 Статья…является горячим воззванием к душе человека, поэтому каждое слово наполнено огнём живого чувства. Автор призывает помнить о своей высокой ответственности перед жизнью. …в своём тексте размышляет о значении… Автор статьи считает, что… О…как …, как…рассуждает…в своей статье. Но…в соей статье показывает, как…

18 На эти вопросы ищет ответы в своём тексте… Автор текста приводит различные примеры, свидетельствующие о том, что… Автор стремится привлечь внимание читателя к поднятой проблеме.

19 АРГУМЕНТЫ В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель аргументации убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части: тезис (положение, которое надо доказать); аргументация (доказательства, доводы); вывод (общий итог).

21 Помните! Необходимо привести 2 аргумента: 1 из собственной жизни, другой из литературы (художественной, публицистической, научной). Типичная ошибка всех пишущих сочинение заключается в том, что если вы поддерживаете позицию автора, то нет смысла анализировать его аргументы. Такая работа не предусмотрена условием задания, а значит, не нужно тратить на нее драгоценного времени.

22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Концовка – это последнее предложение (фраза) или последний абзац письменного текста (устного выступления). 1. Вывод (вносятся все положения, которые были рассмотрены и доказаны в работе, например, Таким образом, …; Итак, …; Исходя из всего сказанного можно сделать следующие выводы…). 2. Концовка-повтор (начинается с того же предложения, что и вступление; это делает текст подчёркнуто завершённым). 3. Цитата (здесь сконцентрировать всё, что сказал написал автор в своём тексте).

Читайте также: