Человек осуществляет себя и утверждает делом сочинение

Обновлено: 07.07.2024

§ 2. Тестовые задания

1. В каком предложении текста выражена его основная мысль?

A) в предложении 9
Б) в предложении 14
В) в предложении 11
Г) в предложении 16

2. Какое утверждение НЕ находит отражения в тексте?

A) В век компьютерных технологий книга является ненужной вещью.
Б) В последнее время книги почти не продаются.
B) Спрос на книги в ближайшее время полностью исчезнет.
Г) В век ракет и лазера книга не пользуется популярностью и достаточным уважением.

4. Какой абзац текста является наиболее важным для понимания авторской позиции?

А) 2 Б) 3 В) 4 Г) 5

5. Какое из высказываний можно было бы выбрать в качестве эпиграфа к этому тексту?

А) Книги нужны, чтобы напоминать человеку, что его оригинальные мысли не так уж новы. (Авраам Линкольн)
Б) Единственным недостатком хороших книг является то, что они порождают много плохих. (Георг Лихтеберг)
В) В хорошей книге больше истин, чем хотел вложить в нее автор. (Мария Эбнер-Эшенбах)
Г) Некоторые книги незаслуженно забываются, но нет ни одной, которую незаслуженно помнили бы. (Уистен Хью Оден)

6. Какой из заголовков наиболее точно отражает основную мысль этого текста?

A) Будущее за компьютерами.
Б) Вечные ценности.
B) Книга — наш друг и помощник.
Г) Чтение книги — труд, который в радость.

(1) Человек осуществляет себя и утверждает делом. (2) Поэтому выбор дела — это выбор судьбы. (3) Путь к величию человека лежит в высочайшем его призвании, которое выражается в одном: работать, работать, работать. (4) Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать ты сам.
(5) С младых лет должно усвоить, что иждивенчество унизительно. (6) Не живите ожиданием благ от других, а делайте все, что в ваших силах. (7) В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни.
(8) Работа имеет высший смысл — это путь по-настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни. (9) Это и путь самосовершенствования, ведь человек начинается именно с его отношения к труду. (По Ю. В. Бондареву)

1. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?

А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 8

2. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

A) Труд есть основа осмысленной жизни человека.
Б) Труд есть основа величия человека.
B) Труд есть основа богатства человека.
Г) Труд составляет высший смысл человеческой жизни.

A) Человек, который не имеет собственного дома.
Б) Человек, любящий ходить в гости.
В) Человек, живущий за счет других.
Г) Человек, не умеющий трудиться.

4. Какая из пословиц и поговорок наиболее близка теме текста?

A) Делу время, потехе час.
Б) Даровой рубль дешев, наживной — дорог.
В) Легче руками работать, чем головой.
Г) Труд человека кормит, а лень портит.

5. Какое из высказываний вы бы выбрали в качестве эпиграфа к этому тексту?

A) Не работа сушит, а забота.
Б) Без дела жить — только небо коптить.
В) Всех работ не переработаешь.
Г) Трутни горазды на плутни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек осуществляет себя и утверждает делом.(…) выбор дела — это выбор судьбы. Путь к величию человека лежит в высочайшем его призвании, которое выражается в одном: работать, работать, работать. Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать ты сам. С младых лет должно усвоить, что иждивенчество унизительно. Не живите ожиданием благ от других, а делайте всё, что в ваших силах. В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни. Работа имеет высший смысл — это путь по-настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни. Это и путь самосовершенствования, ведь человек начинается именно с его отношения к труду. (По Ю. В. Бондареву)

1)Яркая экспрессия повелительного наклонения позволяет привлечь внимание читателя, потому что повелительные формы глагола служат средством создания эмоционально ярких побудительных конструкций: не живите, делайте.

2) Парцелляция способствует акцентированию внимания читателя на главном в изображаемом, усиливает эмоциональное воздействие текста на него (например: Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать ты сам).

3) В тексте использованы фразеологизмы, устойчивые словосочетания, что служит выразительности речи, её образности, яркости и точности. Употребляя такие сочетания, автор придает тексту эмоциональность, афористичность и даже метафоричность. (например: за чужим столом, путь к величию человека, свои возможности).

4) Основной функционально-смысловой тип речи текста –

повествование, которое помогает наглядно представить действия,

движения людей и явлений во времени и пространстве.

5) Публицистический стиль позволяет автору прямо, открыто выразить свою мысль: труд составляет высший смысл человеческой жизни.

2. Самостоятельно подберите наречие причины, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это наречие.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного во втором предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПУТЬ, -и, путём, о пути, мн. -и, -ей, -ям, муж.

1. То же, что дорога (в 1 знач.). Широкий п. На обочине пути. Каменистый п. Горные пути. Расчистить п. (также перен., кому (чему): дать возможность свободно действовать, развиваться). Куда п. держите? (куда направляетесь?).

3. Железнодорожная колея, линия. Служба пути. Запасный п. Ремонт путей. П. открыт (о соответствующем сигнале светофора, семафора).

5. Польза, толк (прост.). В этом парне пути не будет. В мальчишке будет п.

6. путём, предл. с род. Посредством, при помощи чего-н. Решить задачу путём сложных вычислений. Добиться своего путём обмана.

7. только мн. Орган в виде канала, в котором совершается какая-нибудь деятельность (спец.). Дыхательные пути. Пищеварительные пути.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

сверлИшь суетлИва слИвовый снятА Эксперт

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1) После болезни у меня разыгрался ЗВЕРИНЫЙ аппетит.

2) Научный эксперимент начнётся только после ОБОСНОВАНИЯ практической необходимости подобного исследования.

3) ДЛИТЕЛЬНОЕ пребывание на воздухе оказывает благотворное влияние на человека.

4) Без современных оптических приборов наблюдать за снежными барсами довольно сложно: это очень осторожный и СКРЫТНЫЙ зверь.

5) Венецианская штукатурка способна передать оптические свойства мрамора: неповторимый блеск, глубинное свечение, игру света и тени, на фоне которых проступает ПРИЧУДЛИВАЯ вязь прожилок.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Температура атмосферного воздуха в феврале была выше нормы, поэтому первоцветы распустились раньше обычного.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

менее семьдесят пяти рублей

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) Когда в сознании писателя рождается книга, он испытал чувство приближающегося неизвестного счастья.

2) Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.

3) Оставшись в одиночестве, наконец-то появилась возможность собраться с мыслями.

4) Консул представил меня, и мы вошли в комнату, расположенную справа от небольшой полутёмной прихожей.

5) По завершении эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет.

6) Многие из тех, кто знал Чехова, вспоминали о его лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству.

7) Десять бойцов переплывало реку на надувной лодке.

8) Миновав небольшой перевал, мы попали в круглую впадину.

9) Согласно приказа в больнице ввели карантин.

1) загорелый, расстелить, умирать

2) этикетка, тревожиться, побледневший

3) пожалеть, хранитель, действительный

4) макать (хлеб), загорелый, собирать

5) проявляющийся, разуверять, сочетание

1) нед..верчивый,пр…бабушка, п…дписать

2) не..скусный, дез…нфекция, контр…гра

3) пр..воз, пр…думать, пр…шк

4) бе..ценный, не..гибаемый, чере…чур

5) в..ются, видеос..ёмка, в…юга

1) перекра..вающий, подпрыг…вающий

2) удоста..вая, локт…вой

3) черешн..вый, ливн…вый

4) дешёв..нький, син…ватый

5) створч…тый, бревенч…тый

1) много знач..щий для меня, санки ещё послуж..т

2) рыбы дыш..т, грохоч..щие волны

3) бормоч..щий во сне, колыш. щиеся (деревья)

4) демонстранты маш..т флагами, тащ..щий в гору

5) родители науч..т, завис. щий

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мои друзья (НЕ)ДОСЫПАЛИ вместе со мной, заканчивая сборку модели.

На уставших от зимы деревьях ещё (НЕ) РАСПУСТИЛИСЬ почки.

Долина, ещё (НЕ)ОЗАРЯЕМАЯ солнцем, лежит в дымке тумана.

В окна, (НЕ)ЗАНАВЕШЕННЫЕ шторами, вливался холодный свет луны.

Такая речь, отнюдь (НЕ)ЛИШЁННАЯ смысла, озадачила Ивана.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(С) НАЧАЛА оленёнок брёл за оленихой, но потом, когда стемнело, он побежал вперёд, (ЧТО) БЫ не остаться во тьме.

(КАК) БЫ вы ни торопились поскорей дойти до воды, всё равно на спуске с холма вы несколько раз остановитесь, (ЧТО) БЫ взглянуть на лес по ту сторону реки.

А если (ОТ) ТОГО, что делать начинаю, не мне лишь одному я пользы ожидаю, то. признаюсь, ЗА (ТО) охотнее берусь.

(В) ЗАКЛЮЧЕНИЕ деловой встречи присутствующим предложили осмотреть присутствующим предложили осмотреть приусадебное хозяйство, пострадавшее (В) СЛЕДСТВИЕ наводнения.

ЧТО (БЫ) такое придумать, ЧТО (БЫ) не пойти сегодня в школу?

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В 60-70-е годы XVIII века в России начинается подли(1)ый фольклорный бум, хотя отношение к песне как к це(2)ому памятнику народной истории и культуры ещё не сформирова(3)о.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В зарослях всю ночь жалобно кричали коростели или какие-то другие птицы.

2) Шашку можно передвигать только вперёд и только на одну клетку по диагонали. 3) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.

4) Приезжий сбросил на лавку потёртую армейскую шинель и все узнали в солдате Митьку.

5) Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили и это-то не понравилось Анне Павловне.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в (3) произносимые ею (4) слова.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Третьяковская галерея (1) как известно (2) названа в честь Павла Михайловича Третьякова – купца, своё богатство употребившего на пользу общества. Увлечённый живописью, он положил начало (3) поистине (4) замечательному собранию картин.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мне стало ясно(1)по каким тропинкам бродит зверёк(2) куда он уходит (3) и чем промышляет.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он [Жухрай] стоял прислушиваясь(1) и (2)когда луна выскользнула из-за туч(3)и стала видна дорога(4)он оглядел её внимательно (5) и обернулся к Павлу (Н. Островский).

21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Для всех странников, для всех любителей природы: ветра, неба, душистых трав и бездонной воды – Паустовский открыл страну со сказочно древним названием Мещера. (2)Зимними вечерами, когда в окошко стучится колючий снег, на сон грядущий перелистаешь страницы, и сразу к лампе подступят ветки нагретого ельника, пахнет болотной сыростью, услышишь вдруг: падают капли с весел, от чавканья сапог по ковровому мху взлетают тетерева. (3)Увидишь вдруг: стоят в поле копны сена, светятся на солнце болотные кочки с крупной дробью созревших ландышей; луна, разбитая на осколки рыбьим хвостом, отражается в реке; черного цвета озера, грибы с телячью голову, птицы, названия которых не знаешь. (4)Тушишь лампу и даешь себе слово: вот как растает — сразу туда. (По В. Пескову)

Прочитайте текст и выполните задания 22–27

(1)На фотографии Иван Михайлович кажется серьезным, даже суровым. (2)Она нередко обращает мою память к Ивану Михайловичу.

(13)Всё же пришел тот день, когда долго не занятая в палате койка понадобилась.

(14)На нее положили молодого мужчину — моряка, накануне вернувшегося из длительного плавания. (15)Он куда-то торопился, вскочил на ходу в вагон, сорвался с подножки и ногой попал под колесо. (16)Раздробленную голень пришлось ампутировать. Иван Михайлович весь остаток ночи провел без сна и во многом помог сестре.

(17)— У нас пополнение. (18)Вот Володя поступил, несчастье-то какое произошло. — нарушил тишину Иван Михайлович.

(19)Повязка на лице Ивана Михайловича сбилась, глаза выражали усталость. (20)Остальные лежали молча, уткнувшись головой в подушку. (21)Алеша забыл поприветствовать меня. (22)А Володя словно застыл. (23)Он смотрел в одну точку и вряд ли что видел или слышал. (24)Остывший завтрак стоял на тумбочке нетронутым.

(36)Опираясь ладонями на край накрытого стола, на котором лежали и бумажные салфетки с зеленой каемочкой (трогательный намек на домашний уют), Иван Михайлович произнес слова, простые и мудрые:

(37)— Что я Володе-то говорю. (38)Живой остался, вот и ладно. (39)Парень молодой, собой пригожий, специальность есть и морская, и земная. (40)Протезы ноне делают, паря, — от здоровой ноги не отличишь. (41)Летом приедешь к нам в Устюг Великий. (42)Отдохнуть у нас можно. (43)А невесты-то у нас до того красивые- нигде таких, паря, нету.

(44)— Иван Михайлович все верно говорит. (45)Он так много сделал для меня в эти тяжелые дни. (46)А жениться к Вам в город приеду, Иван Михайлович,— приподнявшись на локти и весело улыбаясь, добавил Володя.

(47)Чтобы вот так улыбнулся он, сколько было всего переговорено в пятиместной палате за долгие дни. Он поверил в себя снова. (48)Как повезло ему, что имел он возможность в беде своей оказаться рядом с Иваном Михайловичем.

(По Н.И. Батыгиной*)

*Надежда Ивановна Батыгина (1919-1990) – хирург, кандидат медицинских наук, писатель.

1) Доброта Ивана Михайловича проявляется в его поступках: основа её – в любви к людям.

2) Алёша заботился о соседях по палате, словно они были его родными людьми, радовался, когда они выздоравливали.

3) Рассказчица, наблюдая за поступками Ивана Михайловича, приходит к выводу: он заставляет людей поверить в себя.

5) Рассказчица старалась изменить настроение Алёши, молодого моряка, после аварии: говорила слова утешения, призывала его собрать все силы, чтобы пережить горе.

2) Предложения 23-24 поясняют предложение 22.

3) В предложениях 36-43 представлено описание.

4)В предложениях 25-27 перечислены происходящие друг за другом события.

5) В предложениях 47-48 содержится повествование.

24. Из предложений 3 - 6 выпишите фразеологизм.

25. Среди предложений 1–6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

3) однородные члены

6) вводные слова

9) восклицательные предложения

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.

Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила учитель русского языка и литературы Беликова Ирина Александровна.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовила учитель русского языка и литературы Беликова Ирина Александровна.

Подготовила учитель русского языка и литературы Беликова Ирина Александровна г. Северск

Лингвистический анализ текста; Речеведческий анализ текста; Творческие упражн.

Лингвистический анализ текста; Речеведческий анализ текста; Творческие упражнения по развитию языкового чутья; Изложения, сочинения.

Какова центральная проблема, поставленная автором текста? Какой вариант загол.

Какова центральная проблема, поставленная автором текста? Какой вариант заголовка наиболее полно отражает основную мысль текста? Какое высказывание верно отражает позицию автора? В каком предложении текста наиболее ярко выражено отношение автора к происходящему? В каком предложении содержится характеристика героя? Что остаётся за пределами внимания автора текста? Как можно толковать предложение №…?

Фамилия, имя Тема - Идея - Проблема - Проблематика - Сюжет - Позиция - Коммен.

Фамилия, имя Тема - Идея - Проблема - Проблематика - Сюжет - Позиция - Комментарий - Комментирование - Аргумент - Корректность - Этика - Композиция - Афоризм - Тезис -

ТЕМА ПРОБЛЕМА Война Музей Природа Роль книги Честь и достоинство Человек, люб.

ТЕМА ПРОБЛЕМА Война Музей Природа Роль книги Честь и достоинство Человек, любящий свою Родину Спор, дискуссия Язык Проблема нравственного воспитания Проблема потребительского отношения к природе Проблема патриотизма Проблема сохранения человеческого достоинства Проблема экологии языка Экологическая проблема Проблема общения Проблема исторической памяти Проблема сохранения духовного наследия Проблема бережного отношения к языку Проблема мужества Проблема сохранения человеческого достоинства в экстремальной обстановке Проблема этики. Хороших манер

тема проблема Роль книги Проблема нравственного воспитания Человек, любящий с.

темапроблема Роль книгиПроблема нравственного воспитания Человек, любящий свою РодинуПроблема патриотизма Война Проблема сохранения человеческого достоинства Проблема патриотизма Проблема мужества Природа Проблема отношения человека к природе Экологическая проблема Честь и достоинствоПроблема сохранения чести и достоинства в экстремальной обстановке Музей Проблема исторической памяти Проблема сохранения духовного наследия Язык Проблема экологии языка Спор, дискуссия Проблема общения Проблема этики, хороших манер

К какому типу принадлежит эта проблема? (социальная, философская, нравственна.

К какому типу принадлежит эта проблема? (социальная, философская, нравственная и т. п.) Актуальна эта проблема в наши дни? В чём её значимость для общества? Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определённого возраста, рода занятий и т. п.? Почему эта проблема привлекла внимание автора? Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор? К каким выводам автор приводит читателя?

(1)Человек осуществляет себя и утверждает делом. (2) Поэтому выбор дела – эт.

(1)Человек осуществляет себя и утверждает делом. (2) Поэтому выбор дела – это выбор судьбы. (3) Путь к величию человека лежит в высочайшем его призвании, которое выражается в одном: работать, работать, работать. (4)Ибо никто не сделает за тебя того, что должен делать ты сам. (5) С младых лет должно усвоить, что иждивенчество унизительно. (6) Не живите ожиданием благ от других, а делайте всё, что в ваших силах. (7) В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни. (8) Работа имеет высший смысл – это по-настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни.(9) Это и путь самоусовершенствования, ведь человек начинается именно с его отношения к труду.

1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? А) Труд есть основа.

1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? А) Труд есть основа осмысленной жизни человека. Б) Труд есть основа величия человека. В) Труд есть основа богатства человека. Г) Труд составляет высший смысл человеческой жизни. 2. Как вы понимаете выражение гость за чужим столом? 3. Какое высказывание вы бы подобрали в качестве эпиграфа к этому тексту? А)не работа сушит , а забота. Б) Без дела жить – только небо коптить. В) Всех работ не переработаешь. Г) трутни горазды на плутни. 4. Определите проблематику этого текста. Выделите главную проблему. (Для её формулировки используйте опорную карточку.) 5. Используя вопросы памятки (см. выше), прокомментируйте проблему текста.

Проблема может быть сформулирована: В виде риторического вопроса: Как жить бе.

Проблема может быть сформулирована: В виде риторического вопроса: Как жить без любимого дела? Что мы будем делать без школы? Найти своё место в жизни, понять себя и самоутвердится… Как же этого добиться? Я думаю, над этими вопросами задумывался каждый человек. В виде предложения – тезиса, нуждающегося в доказательстве: Отсутствие дела – проблема, к сожалению, актуальная в наши дни, в наше время.

Позиция автора может быть выражена как прямо, так и косвенно; Способ выражени.

Позиция автора может быть выражена как прямо, так и косвенно; Способ выражения позиции автора зависит от избранного стиля и типа речи; В текстах художественного и публицистического стилей позиция автора выражается, как правило, в подтексте.

(1)В юности мы бываем жестоки к непохожести. (2) Мы её не понимаем, а поэтом.

(1)В юности мы бываем жестоки к непохожести. (2) Мы её не понимаем, а поэтому не любим. (3) Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину .(4) Но ведь есть и другие тесты, по которым определяют настоящего человека. (5) Это ведь только в плохом фильме6 если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6) А косая сажень, открытый взгляд и широкая улыбка несут в себе исключительно положительный заряд. (7) В жизни не всё совпадает. (8) И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством. (9)И то, что выдаётся за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак.

Какова тема этого текста? Какие проблемы поднимает автор? Выделите главную пр.

Какова тема этого текста? Какие проблемы поднимает автор? Выделите главную проблему. Найдите в тексте ключевые слова, помогающие понять авторскую позицию. Определите способ выражения позиции автора. Попытайтесь её сформулировать.

1. Продолжите рассуждение, предложив аргумент, основанный на жизненном опыте.

1. Продолжите рассуждение, предложив аргумент, основанный на жизненном опыте или на читательском опыте: а) Красота – это больше, чем соразмерность и гармония, это сила, которая спасёт мир… б) Люди существуют друг для друга. 2. Опираясь на свой читательский опыт, подберите аргументы к следующим тезисам: а) Всякая благородная личность глубоко осознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством. (Белинский) б) Смехом исправляют нравы. (Бальзак). в) Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (Пушкин). г) Нет на свете места приятнее домашнего очага. (Цицерон). д)Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве можно достичь мудрости, если не жить в её краях. (Конфуций). е) Ближе всего к великому стоит честность.(Гюго).

3. Прочитайте рассуждения Д. С. Лихачёва о свойствах доброты. В данном текст.

Тип проблемы Виды проблем Примеры произведений, где ставятся проблемы 1. Наци.

Тип проблемы Виды проблем Примеры произведений, где ставятся проблемы 2. соци.

Тип проблемы Виды проблем Примеры произведений, где ставятся проблемы 3. идей.

Тип проблемы Виды проблем Примеры произведений, где ставятся проблемы 4. Фило.

Тип проблемы Виды проблем Примеры произведений, где ставятся проблемы 5. линг.

1. Человек и природа Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гр.

1. Человек и природа Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин. (Достоевский). Охранять природу – значит охранять Родину. (Пришвин). Природа – вечный образец искусства, а величайший и благороднейший предмет в природе – человек. (Белинский). 2.Осемье и воспитании. Нет на свете места приятнее домашнего очага. (Цицерон). Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.(Толстой). Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.(Пушкин). Любовь к родителям – основа всех добродетелей.(Цицерон). 3. О Родине. Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя.(Сенека). Любовь к Родине – первое достоинство цивилизованного человека.(Наполеон). Мила нам добра весть о нашей стороне: Отечества и дым нам сладок и приятен. (Державин).

4.О дружбе. Украшение дома – друзья, его посещающие.( Эмерсон). Избери себе.

4.О дружбе. Украшение дома – друзья, его посещающие.( Эмерсон). Избери себе друга, ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.(Пифагор). Первое условие для сближения – искренность.(Пришвин). Служба и дружба – две параллельные линии не сходятся. (Суворов). Истинный друг познаётся в несчастье. (Эзоп). Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься. ( Л. Толстой). 5. О труде. Ничто в жизни не достаётся без большого труда. (Гораций). Счастье достаётся тому, кто много трудится.(Л. Да Винчи). Статую красит вид, а человека – деяния его. (Пифагор). Кто малого не может, тому и большее невозможно.(Ломоносов).

6. О языке и чтении. Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями велико.

6. О языке и чтении. Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.(Пушкин). Люди перестают мыслить, когда перестают читать.(Дидро). Много говорить и много сказать – это не есть одно и тоже.(Софокл). Книга есть жизнь нашего времени.(Белинский). 7. О доброте. Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. (Руссо). Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других. (Л. Толстой). Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю качества в самом себе.(Шекспир). Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро в людях.(Паскаль). В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других. (Л. Толстой). знания должны увеличиваться с добротой. (Искандер).

Человек начинается с отношения к труду. По Ю.Бондареву

Чтение текстов схожей тематики и их интерпретация помогут Вам обогатить аргументационное поле для сочинения по русскому языку на Едином Государственном экзамене.

Сначала обратимся к толкованию слов.

Интерпретировать – 1.Разъяснять смысл чего-нибудь.

Интерпретация – 1.Процесс деятельности по значению глагола несовершенного вида интерпретировать

2.Творческое раскрытие образа, темы или музыкального произведения, основанное на собственном ощущении исполнителя; трактовка.

Трактоваться – 1.Быть предметом обсуждения, истолкования; пониматься, изображаться каким-либо образом;

2.Оцениваться, характеризоваться каким-либо образом.

Вам предлагаются задания для творческого исследования текста.

1. Прочитайте текст, обращая внимание на выделенные слова.

2. С помощью выделенных слов сжато перескажите текст, опираясь на предлагаемый порядок интерпретации:

  • укажите заглавие текста (если есть), ф.и.о. автора текста, его сферу деятельности (культурный, общественный деятель, учёный и т.п.); о ком, о чём говорит автор (тема текста), авторские аргументы (доказательства, примеры, пояснения);
  • используйте вспомогательные фразы:

автор рассказывает о…с целью …, вспоминает о…

делится жизненными впечатлениями…

на первый план выдвигается…

  • идея (главная мысль) текста находится чаще всего в конце текста;
  • для оформления идеи используйте вспомогательные фразы:

автор рассуждает о …, рассуждения автора касаются…

подчеркивает мысль о том, что…

говорит о важности…

поднимает (обозначает, затрагивает) актуальную проблему…

поднимает вопрос о…

для автора важно, чтобы…

пытается показать …

предлагает читателю задуматься над…

наводит на мысль о том, что…

нравственная позиция автора….

  • найдите в тексте слова, выражающие чувства автора ( в том числе и вводные слова, например: к сожалению, к счастью и др.) – в них часто выражается отношение автора к проблеме;
  • для формулировки мыслей используйте вспомогательные фразы:

автора огорчает…(поражает…, удивляет…, тревожит…и др.)

автор не равнодушен…(уважает. симпатизирует…, осуждает… и др.)

автор на стороне…

3. Если есть возможность, запишите полученный текст.

Интерпретированные Вами тексты прозвучат на ЕГЭ гораздо убедительнее, чем примеры из жизненного опыта. Необходимо только приложить усилия для развития навыков интерпретации текстов.

В дальнейшем Вам предстоит поработать таким образом – выбирать любые тексты и писать по этим текстам сочинения. Об этапах написания проблемного сочинения по тексту Вам должно быть известно из пояснений учителя и рекомендаций в разнообразных сборниках подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Задание № 2 находится в стадии разработки. Будьте уверены, что Ваша систематическая учебная деятельность по заданию № 1 поможет в выполнении задания №2.

Человек начинается с отношения к труду

Человек осуществляет себя и утверждает делом. Поэтому выбор дела - это выбор судьбы.

Путь к величию человека лежит в высочайшем его призвании, которое выражается в одном: работать, работать, работать. Ибо никто не сделает за тебя то, что должен сделать ты сам.

С младых ногтей должно усвоить, что иждивенчество унизительно. Не живите ожиданием благ от государства, а делайте для него всё, что в ваших силах. В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни.

Работа имеет высший смысл – это единственный путь по-настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни на том месте, которого ты достоин. Это и путь самосовершенствования. Ведь человек начинается именно с его отношения к труду.

Читайте также: