Человек целый мир сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Данная шпаргалка предназначена для школьников, абитуриентов. В шпаргалку входят готовые сочинения на свободные темы по произведениям литературы XIX и XX вв. Она позволит вам отлично сдать экзамен по литературе и вступительные экзамены в вуз.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения на свободные темы ( Коллектив авторов) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения на свободные темы ( Коллектив авторов) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Таким образом, писатель, христианское мировоззрение которого не нуждается в комментариях, подводит нас к ключевому моменту осознания идеи произведения. В любом человеке борются два начала: одно от неба и другое от дьявола. Его герой изначально поддается греху гордыни и тщеславия, а дальше подобно снежному кому нарастают его прегрешения: искалеченные судьбы следуют одна за другой. Так, душа Родиона Раскольникова выступает ареной для сражения горнего и низшего миров. И писатель постоянно дает ему возможность изменить свое отношение, постоянно ставит его перед выбором: поддаться ли на уговоры тщеславия, гордыни и другие искушения или, несмотря на трудности, умерить гордыню и сохранить свой нравственный облик. Для Достоевского чистота помыслов гораздо важнее формального следования нормам морали. Так, образ Сонечки стоит упреком всем ханжам, а злодей Свидригайлов оказывается в конечном счете самым внятным и порядочным персонажем даже при том, что Достоевский не отрицает тяжести смертного греха самоубийства. Этот герой наказывает себя сам вполне заслуженно и справедливо, чем поневоле вызывает наше уважение.
А что же Раскольников? Наряду с бешеным порывом, когда он бросается на неприглядного франта на бульваре или выступает перед всеми, открыто обвиняя Лужина в подлости, ему не хватает смелости признать свою неправоту. Он не раскаивается в убийстве, он не берет на себя ответственность за содеянное, хотя и не может не понимать его тяжести. Именно потому, что не чувствует покаяния, он медлит с правосудием. Итак, и грехи и добродетели, и зло и добро проявляют себя в одной человеческой душе. И эта душа есть поле сражения, вечной битвы темных и светлых сил. Достоевский как гениальный писатель пророк намечает линию жизни и указывает на результат следования по ней. То, что Раскольников меняется, не случайно. Писатель верит в изначальную победу добра, только для ее укрепления необходимо пройти множество тяжелых испытаний, о чем он и говорит нам в конце эпилога к роману. Процесс в этом случае оказывается важнее результата, потому что по христианскому догмату душа изначально принадлежит Богу, а истинно великий труд – как раз на земле оставаться человеком.

Особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века сочинение

Вариант 2

Сочинение Особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века

Вообще, литература этой эпохи как раз и характеризуется тем, что стали писатели и поэты интересоваться внутренним миром своих героев. Раньше, как я понимаю, злодей был злодеем, а тут герои, не только внешние события, становятся объектами повествования.

Если герой и зол (добр, ленив и так далее), то писатель старается понять, почему так. Приходит в литературу психологизм. (Тут сразу вспоминаются произведения Льва Толстого со всем этим потоком сознания на много страниц.) Писатели показывают мысли героев, их мотивы. И даже добрые герои оказываются не такими уж однозначными. (Например, Штольц у Гончарова – вроде бы и хороший, активный человек, но закладывает писатель и сомнения непогрешимости этого героя.)

За целый век, конечно, происходит эволюция героев. Например, в пьесах Островского они немного похожи на маски, но всё-таки страдают, сомневаются. В пьесах Чехова герои просто состоят из сомнений, противоречий. В первом случае внутренний мир персонажей может что-то пояснить в пьесе, а во втором он просто намного важней того, что на сцене происходит. Герои часто обмениваются фразами о погоде, но только их монологи, полные чувств и рассуждений, раскрывают их.

Но я понимаю, что дальше этот психологизм читателям надоел. Уже не хочется углубляться в рассуждения героя. Опять важней сюжет, хоть и сюрреалистичный.

Также читают:

Картинка к сочинению Особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века


Популярные сегодня темы

На картине видим пейзаж, засыпанной снегом деревни. Но хотя все деревья и земля окутаны снежным покрывалом, картина излучает радость и восторженность, ведь скоро придет весна.

Своим любимейшим городом я со всей уверенностью могу назвать Воронеж. Этот город находится на Дону. Принадлежит России. Многие люди, побывавшие в этом населенном пункте, говорят, что он кажется

О человеке

Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать ее всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.

(Письма. XXVIII/I. С. 63)

Человек не из одного какого-нибудь побуждения состоит, человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.

(Дневник писателя. XXV. С. 170)

…Мне кажется, мы такие разные люди на вид… по многим обстоятельствам, что у нас, пожалуй, и не может быть много точек общих, но, знаете, я в эту последнюю идею сам не верю, потому очень часто только так кажется, что нет точек общих, а они очень есть… это от лености людской происходит, что люди так промеж собой на глаз сортируются и ничего не могут найти…

(Идиот. VIII. С. 24)

Никто не может быть чем-нибудь или достигнуть чего-нибудь, не быв сначала самим собою.

(Записная тетрадь. XX. С. 176)

…Причины действий человеческих обыкновенно бесчисленно сложнее и разнообразнее, чем мы их всегда потом объясняем, и редко определенно очерчиваются.

(Идиот. VIII. С. 402)

(Записная тетрадь. XXIV. С. 287–288)

Вот в том-то и ужас, что у нас можно сделать самый пакостный и мерзкий поступок, не будучи вовсе иногда мерзавцем! Это и не у нас одних, а на всем свете так, всегда и с начала веков, во времена переходные, во времена потрясений в жизни людей, сомнений и отрицаний, скептицизма и шатости в основных общественных убеждениях. Но у нас это более чем где-нибудь возможно, и именно в наше время, и эта черта есть самая болезненная и грустная черта нашего теперешнего времени. В возможности считать себя, и даже иногда почти в самом деле быть, немерзавцем, делая явную и бесспорную мерзость, — вот в чем наша современная беда!

(Дневник писателя. XXI. С. 131)

Всем хочется казаться благородными. Делать подлость с благородством.

(Записная тетрадь. XXIV. С. 98)

…В наш век негодяй, опровергающий благородного, — всегда сильнее, ибо имеет вид достоинства, почерпаемого в здравом смысле, а благородный, походя на идеалиста, имеет вид шута.

(Дневник писателя. XXV. С. 54)

…Есть три рода подлецов на свете: подлецы наивные, то есть убежденные, что их подлость есть величайшее благородство, подлецы, стыдящиеся собственной подлости при непременном намерении все-таки ее докончить, и, наконец, просто подлецы, чистокровные подлецы.

(Подросток. XIII. С. 49)

Есть в воспоминаниях всякого человека такие вещи, которые он открывает не всем, а разве только друзьям. Есть и такие, которые он и друзьям не откроет, а разве только себе самому, да и то под секретом. Hо есть, наконец, и такие, которые даже и себе человек открывать боится, и таких вещей у всякого порядочного человека довольно-таки накопится.

(Записки из подполья. V. С. 122)

Свойства палача в зародыше находятся почти в каждом современном человеке.

(Записки из мертвого дома. IV. С. 155)

Во всяком человеке, конечно, таится зверь, — зверь гневливости, зверь сладострастной распаляемости от криков истязуемой жертвы, зверь без удержу, спущенного с цепи, зверь нажитых в разврате болезней, подагр, больных печенок и проч.

(Братья Карамазовы. XIV. С. 220)

(Братья Карамазовы. XIV. С. 217)

С невозможным человеком и отношения принимают иногда характер невозможный, и фразы вылетают подчас невозможные.

(Дневник писателя. XXIII. С. 17)

(Идиот. VIII. С. 384)

Есть дружбы странные: оба друга один другого почти съесть хотят, всю жизнь так живут, а между тем расстаться не могут. Расстаться даже никак нельзя: раскапризившийся и разорвавший связь друг первый же заболеет и, пожалуй, умрет, если это случится.

Есть такие характеры, которые очень любят считать себя обиженными и угнетенными, жаловаться на это вслух или утешать себя втихомолку, поклоняясь своему непризнанному величию.

(Неточка Незванова. II. С. 157)

Человек есть существо ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее его определение.

(Записки из мертвого дома. IV. С. 10)

У честных — врагов бывает всегда больше, чем у бесчестных.

(Записная тетрадь. XXIV. С. 230)

Узнал я, что не только жить подлецом невозможно, но и умирать подлецом невозможно… Нет, господа, умирать надо честно.

(Братья Карамазовы. XIV. С. 445)

Нет ничего в мире труднее прямодушия, и нет ничего легче лести. Если в прямодушии только одна сотая доля нотки фальшивая, то происходит тотчас диссонанс, а за ним — скандал.

(Преступление и наказание. VI. С. 366)

Всякий поступает по совести, а порядочный человек по совести и рассчитывает.

(Письма. XXVIII. С. 228)

…Всегда должна быть мерка порядочности, которую мы должны уважать, даже если и не хотим быть порядочными.

(Записная тетрадь. XXIV. С. 85)

…Кто так легко склонен терять уважение к другим, тот прежде всего не уважает себя.

(Дневник писателя. XXV. С. 16)

…Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется человек — значит хороший человек. Смехом иной человек себя совсем выдает, и вы вдруг узнаете всю его подноготную. Даже бесспорно умный смех бывает иногда отвратителен. Смех требует прежде всего искренности, а где в людях искренность? Смех требует беззлобия, а люди всего чаще смеются злобно. Искренний и беззлобный смех — это веселость, а где в людях в наш век веселость, и умеют ли люди веселиться? Веселость человека — это самая выдающая человека черта, с ногами и руками. Иной характер долго не раскусите, а рассмеется человек как-нибудь очень искренно, и весь характер его вдруг окажется как на ладони. Только с самым высшим и с самым счастливым развитием человек умеет веселиться сообщительно, то есть неотразимо и добродушно.

(Подросток. XIII. С. 285)

Трус тот, кто боится и бежит; а кто боится и не бежит, тот еще не трус.

(Идиот. VIII. С. 293)

Без святого и драгоценного, унесенного в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить человек. Иной, по-видимому, о том и не думает, а все-таки эти воспоминания бессознательно да сохраняет. Воспоминания эти могут быть даже тяжелые, горькие, но ведь и прожитое страдание может обратиться впоследствии в святыню для души.

(Дневник писателя. XXV. С. 172–173)

(Дневник писателя. XXV. С. 190)

Ребенку можно все говорить, — все; меня всегда поражала мысль, как плохо знают большие детей, отцы и матери даже своих детей. От детей ничего не надо утаивать под предлогом, что они маленькие и что им рано знать. Какая грустная и несчастная мысль! И как хорошо сами дети подмечают, что отцы считают их слишком маленькими и ничего не понимающими, тогда как они все понимают. Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет. О Боже! когда на вас глядит эта хорошенькая птичка, доверчиво и счастливо, вам ведь стыдно ее обмануть! Я потому их птичками зову, что лучше птички нет ничего на свете. Через детей душа лечится…

(Идиот. VIII. С. 58)

…Я объявляю торжественно, что дух жизни веет по-прежнему и живая сила не иссякла в молодом поколении. Энтузиазм современной юности так же чист и светел, как и наших времен. Произошло лишь одно: перемещение целей, замещение одной красоты другою! Все недоумение лишь в том, что прекраснее: Шекспир или сапоги, Рафаэль или петролей? А я объявляю, что Шекспир и Рафаэль — выше освобождения крестьян, выше народности, выше социализма, выше юного поколения, выше химии, выше почти всего человечества, ибо они уже плод, настоящий плод всего человечества и, может быть, высший плод, какой только может быть! Форма красоты уже достигнутая, без достижения которой я, может, и жить-то не соглашусь… О Боже!

(Бесы. X. С. 372–373)

Не принимает род людской пророков своих и избивает их, но любят люди мучеников своих и чтут тех, коих замучили.

(Братья Карамазовы. XIV. С. 292)

Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они больше всего боятся…

(Преступление и наказание. VI. С. 6)

…Жизнь — целое искусство, жить — значит сделать художественное произведение из самого себя…

Ф. М. Достоевский

Ф. М. Достоевский

В. Н. Майков писал, что Достоевский – поэт по преимуществу психологический, потому что для него становится более важной душа человека, то, как она изменяется под воздействием окружающих ее фактов, окружающей среды. И оказывается, что герои Достоевского кажутся забитыми и бессловесными только со стороны. А на самом деле их душа сложна и противоречива, и прежде всего потому, что они обладают обостренным чувством своего Я.

Это человек, который с юношеских лет был предан поруганию и затаил злобу на всех людей. Эта душевная рана постоянно болит у Настасьи Филипповны и порождает противоречивый комплекс чувств. С одной стороны, в ее душе присутствует доверчивость и простодушие, а с другой – сознание оскорбленной гордости, тайный стыд за незаслуженное, но совершившееся нравственное падение. Поэтому на людях на поверхности души героини бушуют чувства, которые порой доводят ее до цинических поступков. А в глубине души у нее таится чуткое сердце, жаждущее любви и прощения.

Достоевский не просто вскрыл душевные противоречия героев своих романов, не просто проник в бездны их души, но и показал, что в них таятся душевная щедрость и красота, которые не могут быть сломлены даже самыми тяжелыми условиями жизни.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Достоевский в русской литературе

Фёдор Михайлович Достоевский – русский писатель и публицист, мыслитель и философ, чьи бессмертные произведения известны по всему миру. Фигура Достоевского является очень значительной для русской литературы; именно он был новатором, создававшим традиции веке русского реализма.

Усилия Достоевского по работе над развитием реализма не были оценены его современниками, однако от того не стали менее значительными.

Ф.М. Достоевский был признан классиком русской литературы, романистом мирового значения, первым представителем персонализма в литературном пространстве России. Его творчество оказало значительное влияние на мировую литературу и на такие направления философии и психологии, как экзистенциализм и фрейдизм.

Достоевский творил в Золотой век русской литературы. Писатель родился в 1821 году и прожил почти шестьдесят лет. Его произведения стали одной из причин, по которым литературоведы столь высоко оценивают литературу 19-го столетия.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Ранние годы жизни

С самого детства юный Фёдор Достоевским был человеком любознательным и наделённым недюжинным воображением. Он рано научился читать, изучил историю России и познакомился с творчеством таких авторов, как Карамзин, Державин, Жуковский и Пушкин. Поступив на обучение в пансион, Достоевский предпочитал чтение книг и разговоры со старшими воспитанниками различным играм.

Большое влияние на творчество Достоевского, по словам самого писателя, оказали произведения Вальтера Скотта.

Несмотря на то, что Достоевский хотел заниматься писательством, его отец настоял на его поступлении в инженерное училище. Учёба была писателю в тягость. В те годы он прочитал множество произведений авторов-классиков XVII – XVIII веков. По словам одного из своих современников, Достоевский был образованнее многих русских литераторов своего времени.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Ссылка и каторга

Возросшая известность открыла Достоевскому дорогу к новым знакомствам. В том числе познакомился писатель и с общественным деятелем М.В. Петрашевским, организовывавшим встречи, участники которых, петрашевцы, обсуждали вопросы свободы книгопечатания и отмены крепостного права. Приходя на встречи петрашевцев, Достоевский вскоре стал частью более малочисленного общества, планировавшего заниматься нелегальным книгопечатанием и организовать в России переворот.

После освобождения писатель отправился на военную службу, в ходе которой был повышен до прапорщика. В день коронации императора Александра II Достоевский, как и другие петрашевцы, был помилован, однако с 1856 года и до самой своей смерти он находился под тайным надзором полиции, хоть и получил возможность вновь печататься.

Расцвет творчества

В начале 1860-ых Ф.М. Достоевский помогал своему брату издавать литературно-политические журналы, из-за чего и сам приобщился к публицистике. На страницах этих журналов были впервые опубликованы многие произведения писателя.

Во всех своих произведениях Достоевский поднимал острые социальные темы. Рассуждая ли о том, до чего может довести человека бедность, или полемизируя на тему революционных настроений, зреющих в России, писатель всегда оставался предельно внимательным к личностям своих героев и к их социальному фону.

Все произведения писателя были сосредоточены на общественно-политической жизни его эпохи. Достоевский исследовал возможность превращения человечества в справедливое братство, анализировал проявления русского национального самосознания в поступках своих современников и своих героев, рассуждал о нравственности.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение Человек — это целый мир.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Человек. Что мы вкладываем в это понятие? С точки зрения биологии, современный человек — вид рода Homo семейства Гоминид отряда Приматов. "Человек — это субъект исторического процесса", — ответит история. Уже понятно, что рассматривать человека в целом, с разных сторон, будет тяжело, глядя на то, сколько наук работают над этим. Мы возьмём лишь одну часть его сущности — духовную.

Мысли и образы, система ценностей и мировоззрение, вкусы и предпочтения — всё это образует человека и отличает его от других. Ни одна из названных категорий, однако, не даётся людям от рождения. Каждый момент жизни: ссадина на колене после падения со скейтборда, большое впечатление при прослушивании музыки, ссора с родителями — постепенно формирует их внутренний мир.

Но больше всего оказывает влияние общение с другими людьми. Под "общением" я имею в виду не только непосредственные контакты типа "человек-человек", но и также, например, общение между автором и читателем его произведений. Существует мнение, что формирование человека заканчивается вместе с окончанием образования. Это в корне неверно. Даже после получения диплома о высшем образовании он продолжает впитывать в себя тот опыт, что даёт ему собственная жизнь, жизнь других, и духовно совершенствоваться. "Человек всегда остаётся самим собой. Потому что всё время меняется", — считал польский писатель Владислав Гжегорчик.

Благодаря многогранности и разнообразию людских миров и наш мир, общий, такой интересный и загадочный. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Отсюда берут свои корни многочисленные произведения искусства, национальные культуры, философские идеи и даже программы политических партий.

Не стоит, однако, полагать, что разнообразие мыслей всегда несёт в себе нечто положительное. С ним связаны такие страшные периоды человеческой истории, как войны. Вспомнить хотя бы события Мировых войн в прошлом столетии. Все они связаны с этим самым "разнообразием мыслей". В повседневной жизни это бесконечные ссоры из-за отсутствия взаимопонимания. Потому что мы можем увидеть только небольшую частичку души другого человека. Ещё и через призму собственного опыта! О каких гарантиях правильного понимания намерений и желаний людей может идти речь?

Человек —это целый мир, было бы только основное побуждение в нём благородно. Так звучит полная версия высказывания Ф.М. Достоевского. Смысл его предельно прост: несмотря на индивидуальность каждого, люди должны, в первую очередь, быть Людьми в высоком понимании этого слова.

В устах величайшего русского писателя, классика, признанного не только на родине, но и за рубежом, олицетворяющего русскую литературу, Федора Михайловича Достоевского необыкновенно четко звучат эти пророческие слова о человеке. Его герои представляют собой сложнейшие характеры, переплетение страстей и исступленного стремления в потемках пройти к свету. Постараемся показать это на

Герой не такой, как все, а точнее, считает себя совершенно особенным.

“Помилуйте, кто же сейчас на Руси себя Наполеоном не считает?” – вопрошает следователь Порфирий Петрович, человек по уму если не превосходящий, то явно не уступающий главному герою.
Еще один момент. Решив убить старуху, Родион тем самым наталкивает читателя на буквальное восприятие слова “преступление” в названии романа. Обратим внимание на объем романа до и после совершения преступления в сюжете.

До – писатель нам преподносит факты, вызывающие негативное отношение к старухе, быту главного героя, жутким обстоятельствам жизни его семьи и окружения. Однако после преступления обстановка еще более нагнетается, всплывают доселе непримечательные подробности мировоззрения главного героя, позволяющие читателю представить себе, как любящий сын, внимательный брат, просто добрый человек, коим он является для семейства Мармеладовых, может одновременно быть и автором бесчеловечной теории о разделении людей на тварей дрожащих и право имеющих. Безусловно, в сей теории есть своя правда, поскольку Раскольников – человек увлекающийся, неординарный и далеко не глупый – верит в свою концепцию мироздания.

Но жизнь как специально сталкивает его с людьми и событиями, полностью, на корню противоречащими этой теории.
Кто из героев тварь дрожащая? Сонечка Мармеладова, которая любит его всей душой, а собой жертвует ради семьи? Или же его сестра Дуня, опозоренная молвой? По сути теории, любой, кто не способен переступить через кровь, – тварь дрожащая.

Тонкая, язвительная ирония Достоевского на фоне заведомого превознесения своего героя позволяет рассмотреть еще одну грань в образе Раскольникова. Как он воспринимает крушение своих надежд и своего тщеславия. Что ему наибольшую боль приносит лишь осознание своей неправоты, того, что он ошибся.

Несмотря на ум, доброту, способность к любви, герой Достоевского опутан тщеславием, высокомерием, гордыней. А что же, если не эти качества, от лукавого?
Таким образом, писатель, христианское мировоззрение которого не нуждается в комментариях, подводит нас к ключевому моменту осознания идеи произведения. В любом человеке борются два начала: одно от неба и другое от дьявола. Его герой изначально поддается греху гордыни и тщеславия, а дальше подобно снежному кому нарастают его прегрешения: искалеченные судьбы следуют одна за другой. Так, душа Родиона Раскольникова выступает ареной для сражения горнего и низшего миров.

И писатель постоянно дает ему возможность изменить свое отношение, постоянно ставит его перед выбором: поддаться ли на уговоры тщеславия, гордыни и другие искушения или, несмотря на трудности, умерить гордыню и сохранить свой нравственный облик. Для Достоевского чистота помыслов гораздо важнее формального следования нормам морали. Так, образ Сонечки стоит упреком всем ханжам, а злодей Свидригайлов оказывается в конечном счете самым внятным и порядочным персонажем даже при том, что Достоевский не отрицает тяжести смертного греха самоубийства.

Этот герой наказывает себя сам вполне заслуженно и справедливо, чем поневоле вызывает наше уважение.
А что же Раскольников? Наряду с бешеным порывом, когда он бросается на неприглядного франта на бульваре или выступает перед всеми, открыто обвиняя Лужина в подлости, ему не хватает смелости признать свою неправоту. Он не раскаивается в убийстве, он не берет на себя ответственность за содеянное, хотя и не может не понимать его тяжести. Именно потому, что не чувствует покаяния, он медлит с правосудием.

Итак, и грехи и добродетели, и зло и добро проявляют себя в одной человеческой душе. И эта душа есть поле сражения, вечной битвы темных и светлых сил. Достоевский как гениальный писатель-пророк намечает линию жизни и указывает на результат следования по ней.

То, что Раскольников меняется, не случайно. Писатель верит в изначальную победу добра, только для ее укрепления необходимо пройти множество тяжелых испытаний, о чем он и говорит нам в конце эпилога к роману. Процесс в этом случае оказывается важнее результата, потому что по христианскому догмату душа изначально принадлежит Богу, а истинно великий труд – как раз на земле оставаться человеком.

Человек не сам по себе, часть суши, материка, и в то же время каждый — это целый мир. Он сам — Вселенная, наполненная неурядицами и неразберихой, открытиями и познаниями.

Мы приходим в этот мир незапятнанными и свободными. Ничто пока не разжигает алчность, не затрагивает наши темные стороны души.

Подняв лицо к небу, мы можем увидеть все, что создала природа: восход и закат, и плавный ход мчащейся Вселенной, движение светил и многое другое. Все это природа поместила над нами. А вот драгоценные камни и золото она от нас скрыла,

Человек — создание природы. Внутренний мир его достаточно сложен, сугубо индивидуален. Показать, раскрыть его пытались многие писатели. Но увидеть, понять внутренний мир человека, да еще суметь донести его до других, удалось не каждому. Наиболее сложно, на мой взгляд,

В центре произведения — внутренний мир ребенка, Николеньки Иртеньева.

Его мир — это мир семьи и домашнего очага, мир книг и друзей. Но все впечатления о внешнем мире берутся им не от друзей и из книжек, а на основе собственных впечатлений. Маленький мальчик сам предпочитает решать, что дурно, а что хорошо. Ребенок учится постигать мир через отношения с собственной семьей. Он впитывает в себя информацию подобно губке, и она оставляет в его детской душе неизгладимый след. Николенька — добрый и отзывчивый ребенок, он стремиться облегчить страдания другим людям, переживает, если кому-то ненароком причинил боль.

В этом отрывке вся смена чувств: лени, беспричинной зависти к Володе и бессильная злоба против Карла Ивановича.

Став взрослым, автор понимает, что и Карл Иванович, и Наталья Савишна безгранично были преданы их семье.

Книга о детстве заканчивается грустными воспоминаниями. Умирают близкие: сначала умирает мать, а затем Наталья Савишна, самые родные люди, бескорыстно любившие Николеньку. На такой печальной ноте Толстой завершает свою повесть, как бы говоря, что пора детства, полная нежных лирических воспоминаний и слез, ошибок и находок прошла. Наступил новый виток в жизни героя. И через некоторое время изменится его внутренний мир.

Главный герой склонен к самоанализу и самобичеванию. Этим отличаются все произведения Льва Толстого. В повести мы не найдем описаний исторических событий, портретных характеристик. Ребенку все равно, что происходит в жизни страны, ему важнее свои личные чувства. Мир детей сложен и многогранен. Ребенок боится прослыть смешным и поэтому совершает неправильные поступки; он боится сделать первый шаг к примирению, и сам страдает от этого; считает, что окружающие не любят его, и его жизнь на время перестает быть яркой. Как его мир отличается от мира взрослых, где все расставлено по полочкам и не нужно задавать самому себе столько вопросов. В Николеньке постоянно идет борьба. Он знает, что поступает плохо, но не всегда может с собой совладать. Он еще не может разбираться в окружающих и не знает до конца, какую роль они играют в его жизни. Он просто растет и учится постигать жизнь во всех ее проявлениях.

Читайте также: