Человеческая комедия бальзака сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Каждый из нас знакомится с произведениями Оноре Бальзака в разном возрасте. Поэтому и воспринимаются они по-разному. Ведь осмыслить все сложности человеческой жизни удается лишь со временем.

Впрочем, “Человеческая комедия” Бальзака принадлежит к числу тех произведений человеческого гения, которые касаются, прежде всего вечных ценностей.

“Человеческая комедия” Оноре де Бальзака была и до сих пор остается едва ли не самым масштабным произведением, в котором автор изобразил жизнь французского общества первой половины XIX

века во всех его проявлениях. Это настоящая энциклопедия жизни имеет четко выраженную структуру и состоит из трех циклов, в которых автор осмыслил жизни тогдашней Франции: “Этюды о морали”, “Философские этюды” и “Аналитические этюды”. В целом “Человеческая комедия” объединяет 97 повестей и романов из 143 задуманных.

Назвав сочинение “Человеческая комедия”, Бальзак заявил, таким образом, о своем намерении написать нечто действительно грандиозное, то, что имело бы такое же значение, как и “Божественная комедия” Данте. При этом кругам Дантового ада у Бальзака имели противостоять

“круга” социальной жизни. Свое произведение Бальзак воспринимал как своеобразный научно-художественный материал, должен помочь в изучении психологии тогдашнего французского общества.

Чтобы создать иллюзию настоящей реальности изображаемого, автор вводит в романы реальных исторических лиц той эпохи. Наполеон, Талейран, Людовик XVIII, различные маршалы и министры также выполняют роли в “Человеческой комедии”.

Не менее интересным является и другой характерный для “Человеческой комедии” прием – так называемые переходные персонажи, среди которых Эжен Растиньяк, Вотрен, Анастази де Ресто, Дервиль, Дельфина Нусинген, врач Бьяншон и многие другие. У Бальзака развязка одного сюжета становится завязкой нового или связана с предыдущими романами, а сквозные персонажи создают иллюзию непрерывности того, что происходит.

За отдельными проявлениями жизни, начиная от неоплаченного бедняком счета квартирной хозяйки и заканчивая историей ростовщика, что обогатился нечестным путем, Бальзак старается увидеть целую картину. Ведь главный герой “Человеческой комедии” – общество, поэтому частные судьбы интересные Бальзаку не сами по себе, а как составляющие этой структуры.

Наиболее известными произведениями цикла “Этюдов о морали” есть “Гобсек” и “Отец Горио”. Ведь в них изучение общества писатель начинает с анализа семейной жизни. Вообще, семья в “Человеческой комедии” играет немалую роль, ведь, как показывает в своих произведениях Бальзак, разрушение семьи свидетельствует о том, в каком состоянии находится тогдашнее общество.

Как видим, в “Человеческой комедии” Бальзака, кроме людей, действует могущественная сила, которая подчинила себе и политику, и семью, и мораль, и искусство. И эта сила – деньги. Все может стать предметом денежных сделок, все подчинено закону купли-продажи, ведь деньги дают власть, влияние в обществе, возможность удовлетворять честолюбивые замыслы. В “Человеческой комедии” автор выводит довольно простую формулу успешного человека: чтобы достичь уровня “избранных”, надо полностью отказаться от основных заповедей морали. В таком обществе нет места настоящим чувствам, все, что не связано с расчетом, обычно обречено на гибель.

Впрочем, по таким законам, которые давно уже стали нормой, живет все французское общество XIX ст.

Герои Бальзака не ужасные воры, а рядовые представители “высшего света”, которые, по сути, ни в чем не нарушают принятых в их среде законов этики. Так, в “Отце Горио” Бальзак описывает достаточно обычную ситуацию, когда дочери старика Горио, которые, получили все, что мог отдать им отец, не только оставили его умирать одного в плачевном пансионе, но даже не приехали на похороны единственного родного человека. Анастази и Дельфина – типичные представительницы своей среды.

Собственно, как и их отец Горио, который все нажитое положил к ногам дочери, выдав одну замуж за графа, а вторую – за банкира. Избалованы, эгоистичны Анастази и Дельфина так и не научились быть благодарными. И только перед смертью старом открывается страшная истина: “За деньги можно купить все, даже дочерей… Если бы я оставлял в наследство сокровища, дочери ходили бы за мной, лечили бы меня…”

Сходные мысли высказывает и Гобсек, проницательный скряга-философ, который считает, что “главным двигателем, что определяет общественную жизнь в этом мире, есть деньги, золото, поскольку “в золотые сконцентрированы все силы человечества… что такое жизнь, если не машина, которую двигают деньги? Золото – вот духовная сущность всего общества”. Достаточно вспомнить, например, как графиня де Ресто, потеряв голову из-за любовника, готова разорить собственных детей, а потом даже совершает погром в кабинете только что умершего мужа, чтобы найти необходимые документы на наследство.

Очевидно, чтобы сделать вывод о всевластии золота и разработать собственную жизненную философию, Гобсек сначала довольно много наблюдал за людьми и изучал их психологию. Поэтому можно сказать, что он не примитивный ростовщик, а достаточно умный человек, несостоятельна, однако, противостоять власти золота, хотя и в других ее проявлениях.

В начале 30-х годов 19 века Бальзак задумывает объединить все созданные и создаваемые впредь художественные произведения в единый цикл — "Человеческая комедия" — книга о Франции 19 века.

Для того, чтобы системно изобразить современную французскую жизнь, Бальзак посчитал необходимым объединить многочисленных персонажей своих произведений разнообразными связями: социальными, культурными, личными, семейными. Для этого Бальзак задумывает около двух тысяч персонажей. Эти персонажи в одних произведениях цикла могли быть центральными, а в других — второстепенными. В отдельных произведениях они могли вообще не появляться. Каждый из персонажей развивает свою сюжетную линию. В ходе этого развития персонаж в одном произведении мог предстать в детском возрасте, в другом — уже стариком.

Многочисленность персонажей, объединенных связями, дает возможность представить индивидуализированное и вместе с тем обобщенное изображение социальной истории в личных судьбах. Структурно "Человеческая комедия" по замыслу Бальзака подразделяется на три цикла: "Этюды о нравах" ("спектакль"), "Философские этюды" ("кулисы") и "Аналитические этюды" ("авторская идея").

Бальзак предполагал, что у "Человеческой комедии" будет два типа читателя: первый тип прочитает не все, но отдельные произведения этого цикла, второй тип читателя прочитает "Человеческую комедию" от начала и до конца, чтобы увидеть, как отдельные персонажи и всё французское общество меняется от романа к роману. Читатель может убедиться, что социально-временные обстоятельства оказывают на человеческий характер решающее воздействие. Читатель обнаружит центрального персонажа всего цикла (деньги) и увидит, что в основе всякого богатства во Франции 19 века лежит преступление.

"Человеческая комедия" — это эпический цикл. В эпическом цикле входящие в него произведения сюжетно самостоятельны, но при этом объединены общей проблематикой и общим, единым взглядом автора на изображаемый им мир.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Монументальный свод произведений Оноре де Бальзака, объединенных общим замыслом и названием - "Человеческая комедия", состоит из 98 романов и новелл и является грандиозной историей нравов Франции второй четверти XIX столетия. Он представляет собой своеобразную социальную эпопею, в которой Бальзак описал жизнь общества: процесс становления и обогащения французской буржуазии, проникновение выскочек и нуворишей в аристократическую среду парижского высшего света, их путь наверх, быт, обычаи и философию людей, исповедующих веру только в одного бога - деньги. Он дал драматическую картину человеческих страстей, порожденных богатством и бедностью, жаждой власти и полным бесправием и уничижением.

Большинство романов, которые Бальзак с самого начала предназначал для "Человеческой комедии ", были созданы в период с 1834 по конец 40-х годов. Однако,когда замысел сформировался окончательно, оказалось, что более ранние вещи органичны для общей авторской идеи, и Бальзак включает их в состав эпопеи. Подчиненная единой "сверхзадаче" - всесторонне охватить жизнь общества того времени, дать почти энциклопедический перечень социальных типажей и характеров - "Человеческая комедия" имеет четко выраженную структуру и состоит из трех циклов, представляющих собой как бы три взаимосвязанных уровня социального и художественно-философского обобщения явлений.

Первый цикл и фундамент эпопеи - это "ЭТЮДЫ О НРАВАХ" -стратификация общества, данная через призму частной жизни современников. К ним относится основная часть написанных Бальзаком романов, причем он ввел для него шесть тематических разделов:

"Сцены частной жизни" ("Гобсек", "Полковник Шабер", "Отец Горио", "Брачный контракт", "Обедня безбожника" и др.);

"Сцены провинциальной жизни" ("Евгения Гранде", "Прославленный Годиссар", "Старая дева" и др.);

"Сцены парижской жизни" ("История величия и падения Цезаря "?иротто", "Банкирский дом Нусингена", "Блеск и нищета куртизанок", "Тайны княгини де Кадиньян", "Кузина Бетта" и " Кузен Понс" и др.);

"Сцены политической жизни" ("Эпизод эпохи террора", "Темное дело" и пр.);

"Сцены военной жизни" (Шуаны");

"Сцены деревенской жизни" ("Сельский врач". Сельский священник" и др.).

Второй цикл, в котором Бальзак хотел показать причины явлений, носит название "ФИЛОСОФСКИЕ ЭТЮДЫ" и включает: "Шагреневую кожу", "Элексир долголетия", "Неведомый шедевр", "Поиски абсолюта", "Драму на взморье", "Примиренного Мельмота" и др. произведения.

И наконец третий цикл - "АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ" ("Физио-ология брака", "Мелкие невзгоды супружеской жизни" и др.). В нем писатель пытается определить философские основы человеческого бытия, раскрыть законы жизни общества. Такова внешняя композиция эпопеи.

Уже один перечень вошедших в "Человеческую комедию" произведений говорит о грандиозности замысла автора. "Мое произведение, - писал Бальзак, - должно вобрать в себя все типы людей, все общественные положения,оно должно воплотить все социальные сдвиги, так, чтобы ни одна жизненная ситуация, ни одно лицо, ни один характер,мужской или женский,ни чьи-либо взгляды. не остались забытыми".

Перед нами модель французского общества, почти создающая иллюзию полноценной действительности. Во всех романах рисуется как бы одно и то же общество, похожее на реальную Францию, но не вполне с ней совпадающее,поскольку это его художественное воплощение. Впечатление почти исторической хроники подкрепляет второй план эпопеи, где действуют реальные исторические лица той эпохи: Наполеон, Талейран, Людовик ХУШ, реальные маршалы и министры. Вместе с вымышленными авторами персонажами, соответствующими типическим характерам времени, они и разыгрывают спектакль "Человеческой комедии".

Эффект исторической подлинности происходящего подкрепляется обилием подробностей. Париж и провинциальные города даны в широком диапазоне деталей, начиная от особенностей архитектуры до мельчайших подробностей деловой жизни и быта героев, принадлежащих к разным социальным слоям и сословиям. В известном смысле эпопея может служить пособием для специалиста-историка, изучающего то время.

Романы "Человеческой комедии" объединяет не только единство ^эпохи, но и найденный Бальзаком прием переходящих персонажей, как главных, так и второстепенных. Если кто-то из героев любого романа заболел,приглашают одного и того же врача Бьяншона,в случае денежных затруднений обращаются к ростовщику Гобсеку, на утренней прогулке в Булонском лесу и в парижских салонах мы встречаем одни и те же лица. Вообще подразделение на второстепенные и главные для персонажей "Человеческой комедии" достаточно условно. Если в одном из романов действующее лицо находится на периферии повествования, то в другом - он и его история выводятся на первый план (такие метаморфозы происходят, например, с Гобсеком и Нусингеном).

Один из принципиально важных художественных приемов автора "Человеческой комедии" - разомкнутость, перетекание одного романа в другой. Завершается история одного человека или семейства, но не имеет конца общая ткань жизни, она находится в постоянном движении. Поэтому у Бальзака развязка одного сюжета становится завязкой нового или перекликается с предшествующими романами, а сквозные персонажи создают иллюзию достоверности происходящего и подчеркивают основу замысла. Он состоит в следующем:

главный герой "Человеческой комедии" - общество, поэтому частные судьбы интересны Бальзаку не сами по себе - они лишь подробности всей картины.

Поскольку эпопея такого типа рисует жизнь в постоянном развитии, она принципиально не завершена, да и не могла бы быть завершена. Именно поэтому ранее написанные романы (например, "Шагреневая кожа"), могли быть включены в эпопею, замысел которой возник уже после их создания.

При таком принципе построения эпопеи каждый роман, входящий в нее, является в то же время самостоятельным произведением и одним из фрагментов целого. Каждый роман - автономное художественное целое, существующее в рамках единого организма, что усиливает его выразительность и драматизм событий, переживаемых его персонажами.

Новаторство такого замысла и методы его воплощения (реалистический подход к отображению действительности) резко отделяют творчество Бальзака от его предшественников - романтиков. Если последние ставили во главу угла единичное, исключительное, то автор "Человеческой комедии" полагал, что художник должен отображать типическое. Нащупывать общую связь и смысл явлений. В отличие от романтиков Бальзак не ищет свой идеал за пределами реа-

льной действительности, он бьы первым, кто за буднями французского буржуазного общества обнаружил кипение человеческих страстей и поистине шекспировский драматизм. Его Париж, населенный богачами и нищими, борющимися за власть, влияние, деньги и просто за самою жизнь представляет собой захватывающую картину. За частными проявлениями жизни, начиная от неоплаченного бедняком счета квартирной хозяйке и заканчивая историей ростовщика, неправедно нажившего свое состояние, Бальзак пытается увидеть целую картину. Общие законы жизни буржуазного общества,проявляющиеся через борьбу, судьбы и характеры его персонажей.

Как писатель и художник Бальзак был почти заворожен драматизмом открывшейся ему картины, как моралист он не мог не осуждать те законы, которые открылись ему при исследовании действительности. В "Человеческой комедии" Бальзака кроме людей,действует могучая сила, подчинившая себе не только частную, но и общественную жизнь, политику, семью, мораль и искусство. И это - деньги. Все может стать предметом денежных сделок, все подчинено закону купли-продажи. Они дают власть, влияние в обществе, возможность удовлетворять честолюбивые замыслы, просто прожигать жизнь. Войти в элиту такого общества на равных, добиться его расположения на деле означает отказ от основных заповедей нравственности и морали. Сохранить в чистоте свой духовный мир значит отказаться от честолюбивых желаний и преуспеяния.

Эту общую для "Человеческой комедии" коллизию переживает почти каждый герой бальзаковских "Этюдов о нравах", почти каждый выдерживает маленькую битву с собой. В конце ее либо путь наверх и проданные дьяволу души, либо вниз - на обочину общественной жизни и все мучительные страсти, сопровождающие уничижение человека. Таким образом, нравы общества, характеры и судьбы его членов вещи не только взаимосвязанные, но и взаимообусловленные, утверждает Бальзак в "Человеческой комедии". Его персонажи - Растиньяк, Нусинген, Гобсек подтверждают этот тезис.

Достойных выходов не так много - честная бедность и утешения, которые может дать религия. Правда, следует отметить, что в изображении праведников Бальзак менее убедителен, нежели в тех случаях, когда он исследует противоречия человеческой натуры и ситуацию непростого для его героев выбора. Спасением иногда становится любящие родные (как в случае с состарившимся и перегоревшим бароном Юло), и семья, но и она затронута порчей. Вообще семья, в "Человеческой комедии" играет немалую роль. В отличие от ро-

романтиков, которые основным предметом художественного рассмотрения делали личность, Бальзак таковым делает семью. С анализа семейной жизни он начинает изучение общественного организма. И с сожалением убеждается,что распад семьи отражает общее неблагополучие жизни. Наряду с одиночными персонажами в "Человеческой комедии"перед нами проходят десятки разнообразных семейных драм, отражающих различные варианты все той же трагичной борьбы за власть и золото.

Список использованной литературы;

1. Б.Г. Реизов "Творчество Бальзака". Л., 19,39

2. Д.Д. Обломиевский Оноре Бальзак. М., 1967

3. А.Версмюр "Бесчеловечная комедия". М., 1967

4. "История зарубежной литературы XIX века". М.,1982

Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми

Остались рефераты, курсовые, презентации? Поделись с нами - загрузи их здесь!

Читайте также: