Чехов родился на берегу мелкого азовского моря сочинение егэ ответы

Обновлено: 04.07.2024

Чехов родился на берегу мелкого Азовского моря, в уездном городе, глухом в ту пору, и характер этой скучной страны не мало, должно быть, способствовал развитию его прирожденной меланхолии. Печальная, безнадежная основа его характера происходила еще и от того, что в нем, как мне всегда казалось, было довольно много какой-то восточной наследственности, — сужу по лицам его простонародных родных, по их несколько косым и узким глазам и выдающимся скулам. И сам он делался с годами похож на них все больше и состарился душевно и телесно очень рано, как и подобает восточным людям. Чахотка чахоткой, но все же не одна она была причиной того, что, будучи всего сорока лет, он уже стал похож на очень пожилого монгола своим желтоватым, морщинистым лицом. А детство? Мещанская уездная бедность семьи, молчаливая, со сжатым ртом, с прямой удлиненной губой мать, "истовый и строгий" отец, заставлявший старших сыновей по ночам петь в церковном хоре, мучивший их спевками поздними вечерами, как какой-нибудь зверь; требовавший с самого нежного возраста, чтобы они сидели по очереди в качестве "хозяйского ока" в лавке. И чаще всего страдал Антоша, наблюдательный отец сразу отметил его исполнительность и чаще других засаживал его за прилавок, когда нужно было куда-нибудь ему отлучиться. Единственное оправдание — если бы не было церковного хора, спевок, то и не было бы рассказов ни "Святой ночью", ни "Студента", ни "Святых гор", ни "Архиерея", не было бы, может быть, и "Убийства" без такого его тонкого знания церковных служб и простых верующих душ. Сидение же в лавке дало ему раннее знание людей, сделало его взрослей, так как лавка его отца была клубом таганрогских обывателей, окрестных мужиков и афонских монахов. Конечно, кроме лавки, помогло еще узнать людей и то, что он с шестнадцати лет жил среди чужих, зарабатывая себе на хлеб, а затем в Москве еще студентом много толкался в "мелкой прессе", где человеческие недостатки и даже пороки не очень скрываются. Он назвал эту среду "кичеевщиной", по фамилии Петра Кичеева, "типичного представителя продажной мелкой прессы". Помогла и профессия врача. Он чуть ли не с первых курсов стал летом работать в земских больницах в Новом Иерусалиме, в Воскресенске. Его брат, Иван Павлович, получил место учителя в церковноприходской школе, квартира была из четырех комнат, и семья Чеховых на лето приезжала к нему.

Потом они снимали флигель на летние месяцы в Бабкине, имении Киселевых, с которыми они очень сдружились. Это — была уже подмосковная. Отец М. В. Киселевой, Бегичев, был директором Малого театра, а потому у Киселевых вечно бывали актеры, музыканты, певцы, художники. У них Чехов вошел вместе с Марьей Павловной, которая очень подружилась с М. В. Киселевой, в артистическую среду, часто много слушал там у них серьезную музыку.

(1)Чехов родился на берегу мелкого Азовского моря в уез…ном городе, и характер этой скучной страны (н…)мало должно быть способствовал развитию его пр…рожденной м…ланхолии.(2) Печальная, безнадежная основа его характера происходила еще и (от) того, что в нем как мне всегда казалось было довольно много какой-то восточной наследстве(н,нн)ости….

(3) Антон Павлович состарился душевно и телесно очень рано, как и подобает восточным людям.(4) Ч…хотка ч…хоткой, но все же (н…) одна она была причиной того, что в сорок лет он уже стал похож на очень пожилого монгола своим желтоватым, морщинистым лицом.

1.Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Прокомментируйте их.

2.Укажите способ образования слова развитию (предложение 1).

3.Из предложения 3 выпишите все местоимения и укажите их разряд.

4. Из предложения 2 выпишите все словосочетания со связью примыкание.

5.Подчеркните основу в безличном предложении.

6.Подчеркните обособленные члены предложения.

7.Укажите виды придаточных предложений.

8.Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ.

9. В каком значении употреблены в тексте слова м…ланхолия, уез…ный, ч…хотка. Составьте с ними словосочетания с разными видами связи.

(1) Хорошие и дурные слова произносятся теперь с удивительной легкостью и лживостью поэтому наверно очень много легкости, лжи, (н…)точностей, а порой просто скуд…умия можно встретить и в воспоминаниях о Чехове. (2) Пишут например что Чехов поехал на Сахалин (за)тем, (что)бы поддержать р…путацию "серьезного" человека, и в дороге так простудился, что нажил чахотку. (3) Пишут, что смерть Чехова была ускорена постановкой "Вишневого сада". (4) Накануне спектакля Чехов будто( бы )так волновался, так боялся, что его пьеса не понравится, что всю ночь бредил. (5) Все это сущий вздор.

1.Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Прокомментируйте их.

2.Укажите способ образования слова легкостью (предложение 1).

3. Выпишите из текста все причастия.

4. Из предложений 3,4 выпишите все словосочетания со связью согласование.

5.Подчеркните основу в безличном предложении.

6.Укажите вводные слова.

7.Укажите виды придаточных предложений в предложении 4.

8.Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ.

9. В каком значении употреблены в тексте слова скуд…умие, р…путация, сущий. Составьте с ними словосочетания с разными видами связи.

.(1) Почти про всех умерших писателей говорят что они радовались чужому успеху что они были чужды сам…любия, и поэтому если бы у меня была хоть тень с…мнения относительно писательского сам…любия Чехова, я совсем не затронул бы вопроса о сам…любиях. (2) Но он действительно радовался от всего сердца всякому т…ланту, и н… мог н… радоваться. (3) Слово "бездарность" было кажется наивысш…й бранью в его устах.(4) К своим же успехам и (не)успехам он относился так, как мог относиться безусловно только он один.

1.Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Прокомментируйте их.

2.Укажите способ образования слова относительно (предложение 1).

3. Выпишите из текста все причастия.

4. Из предложений 2,3 выпишите все словосочетания со связью примыкание.

5.Подчеркните основу в неопределенно-личном предложении.

6.Укажите вводные слова.

7.Укажите виды придаточных в предложении 1.

8.Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ.

9.В каком значении употреблены в тексте слова сам…любие, с…мнение, т…лант. Составьте с ними словосочетания с разными видами связи.

(1) Чтобы эта сложная и глубокая душа стала ясна, нужно, чтобы какой-нибудь очень большой и очень разн…сторонний человек написал книгу жизни и творчества этого "(не)сравне(н,нн)ого" по выражению Толстого художника. (2) Я же всей душой свидетельствую лишь то что это был человек редкого душевного благ…родства, воспита(н,нн)ости и изящества в самом лучшем значении этих слов, мягкости и д…ликатности при (не)обыкнове(н,нн)ой искре(н,нн)ости и простоте, чуткости и нежности при редкой правдивости.

(3) Быть правдивым и естестве(н,нн)ым оставаясь в то же время пленительным - это значит быть (не)обыкнове(н,нн)ой по красоте, цельности и силе натурой. (4) Так часто говорил я здесь о спокойствии Чехова именно потому, что его спокойствие кажется мне свидетельствующим о редкой силе его натуры.

1.Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Прокомментируйте их.

2.Укажите способ образования слова воспитанность (предложение 1).

3. Выпишите местоимения из предложения 2 и укажите их разряд.

4. Из предложения 4 выпишите все словосочетания со связью примыкание.

5.Выпишите из текста составные именные сказуемые.

6.. Выпишите из текста частицы.

7.Укажите виды придаточных в предложении 1.

8.Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ.

9.В каком значении употреблены в тексте слова изящество, цельность, натура. Составьте с ними словосочетания с разными видами связи.

… (1) Сдержа(н,нн)ость Чехова сказывалась и во многом другом более важном свидетельствуя о редкой силе его натуры.(2) Кто например слышал от него жалобы? (3) А причин для жалоб было много. (4) Он начал работать в большой семье терпевш…й в ту пору его молодости нужду и работал в обстановк… способной угасить самое пылкое вдохновение. (5) Он пятнадцать лет был болен изнурительной болезнью которая (не)укло(н,нн)о вела его к смерти; но знал ли это читатель, - русский читатель, который слышал столько горьких писательских воплей?

1.Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Прокомментируйте их.

2.Укажите способ образования слова сдержанность (предложение 1).

3. Выпишите из текста все качественные прилагательные.

4. Из предложения 1 выпишите все словосочетания со связью примыкание.

5.Подчеркните основу в безличном предложении.

6.Укажите обособленные определения.

7.Укажите виды придаточных в предложении 5.

8.Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ.

9.В каком значении употреблены в тексте слова натура, вдохновение, изнурительный. Составьте с ними словосочетания с разными видами связи.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

0 Спам

Большое спасибо! Очень своевременный для меня материал, так как на выходных мы с учащимися побывали в Таганроге, посетили места, связанные с именем А. П. Чехова.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА ПОС. БЕЛОЕ ОЗЕРО ГАФУРИЙСКОГО РАЙОНА

Литературный вечер, посвященный

145-летию со дня рождения А.П. Чехова

Разработала и провела: учитель русского языка и литературы

Шарова Нина Михайловна

В центре зала в обрамлении большой на лист ватмана портрет П.П. Чехова.

Слева на столах выставка книг А.П. Чехова. 7 (семь) учащихся в одежде стилизованы под моду XIX века, свободно передвигаются.

Иван Ярмонкин

Неунывающий дачник

Дьякон Духов

3 чтец. Но, чтобы понять Чехова-человека, не нужно представлять его себе таким, каким он выглядит на портретах последних лет, с утомленным лицом, в пенсне, делающим взгляд тусклым. Это не подлинный Чехов. Болезнь и надвигающаяся смерть сделали его таким. Ведь он прожил всего 44 года. Лучше взгляните, каким Чехов был в двадцать лет. (Показать на портрет). Искренний, смелый взгляд, бесстрашно устремленный на мир. именно бесстрашно и правдиво рассказывал он о людях, обо всем, что видел вокруг. Им восхищался Толстой. Музыкальной тонкостью чувств он напоминал Шопена. Это был не просто художник. Это был человек, который открыл для себя и без всякого догматизма предложил людям особый образ жизни и мышления. Иными словами, это был человек, который сделал себя сам.

5 чтец . Однако обстановка в семье была сложной. У отца был вспыльчивый характер, от которого нередко страдали жена и дети. Но воспитание – великое дело. И могучая власть чеховской педагогики коснулась и отца, не говоря уже о братьях и сестре. Характерно, что в письме к тридцатилетнему брату Николаю двадцатишестилетний Антон объясняет, что такое воспитание (март 1886г.): (Каждый пункт письма читается первым, вторым и т.д. чтецом).

«Воспитанные люди должны удовлетворять следующим условиям:

1 чтец . Они уважают человеческую личность, всегда снисходительны, мягки, уступчивы…

2 чтец . Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.

3 чтец . Не лгут даже в пустяках… Они не лезут с откровениями, когда их не спрашивают…

4 чтец . Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие…

5 чтец . Они не суетны…

6 чтец . Если имеют в себе талант, то уважают его… Они жертвуют для него всем. Они брезгливы…

7 чтец . Они воспитывают в себе эстетику… Им нужна от женщины не постель… Им, особенно художникам, нужны свежесть, изящество, человечность, способность быть матерью…

Тут нужны беспрерывные дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля…

- Антон Павлович! Что мне делать. Меня рефлексия заела?

- А вы поменьше водки пейте.

1 дама. Антон Павлович! А как вы думаете, чем кончится война?

Антон Павлович покашлял и тоном серьезным и ласковым ответил:

2 дама. Ну да, конечно! Но кто же победит? Греки или турки?

А.П. Чехов: - Мне кажется, победят те, кто сильнее…

3 дама . А кто по-вашему сильнее?

А.П. Чехов: - Те, которые лучше питаются и более образованны…

Дамы (хором): - А кого вы больше любите – греков или турок?

А.П. Чехов ласково посмотрел… и ответил с любезной улыбкой:

- Я люблю мармелад… А вы любите?

- Ровно сто сюжетов! Да-с, милсдарь! Не вам чета, молодцы! Хотите, парочку продам?

2 чтец. Будучи врачом, он мог наблюдать людей в самые отчаянные и кризисные моменты. Болезнь и нищета не лгут. Человек представляется Чехову существом, страдающим и часто в своей гнусности близким животному.

Ему доводилось видеть мужика с пропоротым вилами животом; женщину, обварившую кипятком ребенка ненавистной соперницы; Он записывает: когда живешь в доме, то жизнь кажется обыкновенною, но едва вышел на улицу и расспрашиваешь, например, женщин, то жизнь – ужасна.

Но если жизнь ужасна, как вынести ее самому и как помочь другим? Прежде всего, активным состраданием. Ни один писатель не действовал так активно, как Чехов – врач и советчик. Он пытался облегчить людские страдания. Кстати, доктором он был превосходным. Живя в Мелихове, он обслуживал 25 деревень, 4 фабрики и монастырь. Часто приходилось ходить пешком по осеннему бездорожью, по двое суток не ночевать дома.

Обращавшихся к нему за помощью Чехов лечил бесплатно.

3 чтец. При всей аналитичности ума у Чехова было доброе, полное сострадания сердце. Иначе бы не получилось из него писателя. Потребность делать добро была в нем подлинной и устойчивой. И хотя его жизнь была нелегкой: он был долгое время беден и всегда болен, - никто не слышал, чтобы он жаловался. В дни его самых острых страданий окружающие ни о чем не догадывались. Когда его жалели, он переводил беседу на другую теме и с мягким задушевным юмором говорил о пустяках…

Да, Чехов оставил по себе самую добрую память. Стоит вспомнить и три школы, построенные им в селах Талеж, Новоселки, Мелихове, две из которых действовали до 1975 года, а теперь стали филиалами музея. Он строил дороги, мосты, копал пруды, сажал деревья. Он украшал землю и жизнь вокруг себя в самом прямом смысле этого слова.

5 чтец . Но вернемся к его милосердию, активному состраданию. Как они проявились в творчестве? В полной мере. В его писательской этике, прежде всего. Он считает, что писатель должен изображать, а не судить. Вы хотите, чтобы я, изображая конокрадов, говорил бы: кража лошадей, есть зло… Пусть судят их присяжные заседатели, а мое дело показать только, какие они есть.

Никакой многозначительности, никакой позы не терпел он ни в литературе, ни в жизни. Жене писал за три месяца до смерти:

- Ты спрашиваешь, что такое жизнь? Это все равно, что спросить: что такое морковка? Морковка есть морковка, и больше ничего не известно.

5 чтец . Он любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение. Сам был необыкновенно талантлив в общении, часто затевал импровизации. Так и видишь его в то время: высокий, изящный, гибкий, очень подвижный, со светло-карими глазами, магнетически влекущий к себе. К своей неугомонной веселости он приобщал всех. Например, сунуть московскому городовому в руки тяжелый арбуз, обернутый бумагой, и сказать:

- Бомба. Неси в участок, да смотри осторожнее… Или уверить до святости наивную молодую писательницу, что его голуби с перьями кофейного цвета происходят от помеси голубя с кошкой такой же окраски, живущей во дворе…

-Что же все-таки сделало его произведения вечными, неувядающими? Прежде всего, бесконечная влюбленность в жизнь, радость бытия. Это и придавало его художническому взгляду неповторимую новизну, свежесть. Для него интересно все: природа, погода, лица, манера говорить, двигаться.

4 чтец . А театр Чехова? В чем его своеобразие? Как здесь проявилась личность автора? И тут он так же прост, как и во всем.

Это была его программа. Плюс активное сострадание. Плюс вера в человека и подлинное чувство любви.

Литературная викторина по произведениям А.П. Чехова

Что дало богатый материал будущему писателю Чехову из его жизни на родине в Таганроге? ( Работа в лавке, учеба в гимназии ).

Таганрог – это город на берегу какого моря? (Азовского )

Мелихово – имение Чехова. В кадрах фильма вы видели рабочую комнату писателя, его рабочий стол. Портрет какого писателя стоял на столе? (Портрет Л.Н. Толстого)

Фигурка какого животного стояла на рабочем столе Чехова?

По произведениям писателя :

Назовите любимое высказывание Беликова. ( Как бы чего не вышло )

Завершение мероприятия:

1 чтец . Да, Чехов, как никто другой, умел быть самим собой и в жизни, и в творчестве.

2 чтец. Уроки его доброты, бескорыстности, правдивости непреходящи.

3 чтец . Это и есть то чистая жизнь, к которой Чехов указывает нам путь.

Но убеждений тех пора давно прошла,
Ведь в нашем современном мире
Слова мирские канули в лета,
Их быстро и искусно заменили
Слова измена, ложь, и клевета.

Об исцеленье душ не может быть и речи,
Но исцелятся, может (верю!), те,
В которых всё прекрасно: мысли, речи –
Так говорил Антон Чехов.

Зажглась, как тысячи свечей, заря.
Глава семейства Богу помолился –
Антоша Чехов – третий сын родился.
Красив, здоров, и вес богатыря!

Он стал писателем, пленившим мир,
Таких, как Чехов, мало на планете,
О нем в ходу легенды и сонеты,
Он – гордость таганрожцев, и кумир.

В доме купца, торговавшего чаем и хлебом,
У малых окошек, глядящих в завьюженный сад,
Родился младенец, крещенный морозом и снегом,
Чья жизнь начиналась с отцовских долгов, и заплат.

Запахнет чаем в лавке Чеховых,
Ступенька скрипнет под ногой,
Прошелестит листвой ореховой
Былое время за спиной.

В прихожей вешалка качнется,
Пальто отцово принимая,
Закатными лучами солнца
Намокший зонтик освещая.

Не будет пустоты музейной,
Ее заполнят разговоры
О том, что на дворах осенних
Уже зима завьюжит скоро,
И значит, семьям в Таганроге
Сидеть в метель у самовара,
Молясь купеческому Богу
В клубах дымящегося пара,
И есть блины, икру, маслины,
И конус сахарной головки
Воображать снегов вершиной
Под новогодние обновки.

Беспечность детства ощущая,
Как вкус варенья из клубники,
Ещё себя не представляя
Антоном Чеховым - великим.

Великий русский писатель
Антон Павлович Чехов родился
В 1860 году В Таганроге, небольшом
Южном городе на берегу Азовского моря.
Таганрог – это всё же Россия,
Хоть не густо там русских людей…

Море… солнце… купцы городские…
Шумный порт… паруса кораблей…
Сахалин – это тоже Россия:
Ссыльно-каторжных злая юдоль.

Беспросветны там муки людские,
Безысходны страданья и боль!

Антон Павлович – тоже Россия:
Улыбка её, и слеза…
Увлажнялись и самые злые
От его сочинений глаза!

Он любил всех, живущих в России:
Даже злобных, бесчестных, тупых…
Будь они сколь угодно плохие,
Но не топчет – жалеет он их!

У него нет героев, злодеев –
Все лишь жертвы неправды земной:
И прощая, любя и жалея,
Как бы просит: жалейте со мной!

Будто совесть больная стучится
К нам в сердца со страниц его книг…
И живою водою струится
Слов его драгоценный родник.

Есть домик белых у синих вод
В том доме Чехов жил давно.

Любой прохожий вам покажет
Тот белый дом у синих вод.

Дощечка медная расскажет
О том, что Чехов тут живет.

Капель срывается с карнизов,
Звенит за окнами весна.

Меж двух зеленых кипарисов
Даль черноморская видна.

Пронизан дом теплом и светом.
Вещей ненужных в доме нет.

Стол, книжный шкаф, диван –
Всё это и составляет кабинет.

Вот левитановской рукою
Давно написанный этюд.

Жила березка под Окою,
Теперь живет березка тут.

Рахманинов играл здесь Грига,
Шаляпин пел друзьям не раз…

Вот недочитанная книга…

Вот недописанный рассказ…

Седое море пенной чашей
Кипит в порыве молодом,
И музыкою отзвучавшей
Наполнен этот милый дом.

По узенькому переулку,
Еще вчера наметив путь,
Ушел он к морю на прогулку
И задержался где-нибудь.

Он вышел в застёгнутом черном
Пальто и в черной шляпе,
С привычной тростью.

С порога его не окликнул никто,
Собаки простились с ним просто.

Над Ялтой весна голубая плыла,
Тем воздухом не надышаться!

Но траурной эта фигура была -
Отшельника или скитальца?

Давно он в далекий отправился путь
К высшей Правде, Добру и Порядку.

С дороги такой не сойти, не свернуть…
Россия с ним шла без оглядки.

Он души людские легко постигал,
Но знал и сомнений напасти,
И Черный Монах незаметно бывал
Его собеседником часто.

И прожил недолго Чехов, и жил нелегко,
Немногим себе доверяя,
Но факел искусства пронес высоко,
Сквозь пошлости жизни шагая.

В девятнадцать лет Чехов переехал
Из Таганрога В Москву и поступил на
Медицинский факультет Московского
Университета.

И знали Чехова Антона мы, как доктора
В пенсне, который лечит людские души
Произведениями своими.

Вежливый доктор в старинном пенсне
И с бородкой.

Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-
Кроткой, как мне ни странно и как ни
Печально, увы, старый мой доктор, я старше
Сегодня, чем вы.

Грустная старая лампа в окне мезонина,
Чай на веранде, вечерних теней мешанина.

Белые бабочки вьются над желтым огнем,
Дом заколочен, и все позабыли о нем.

Пахнет грозою, в погоде видна перемена.

Это ружье еще выстрелит – о, непременно!

Съедутся гости – покинутый дом оживет.

Маятник медный качнется, струна запоет…

Дышит в саду запустелом прохлада,
Мы старомодны, как запах вишневого сада.

Сад тот Россией был Чеховским назван
И сохранить его каждый обязан!

Вежливый доктор в старинном пенсне
И с бородкой.

Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-
Кроткой.

Как мне ни странно и как ни печально,
Увы, старый мой доктор, я старше сегодня,
Чем вы.

Я стою перед старым портретом,
Озаренный таинственным светом
Предвечерней, усталой тиши,
Перед взглядом спокойным, молчащим,
Слышу голос, с тоской говорящий
О страданиях русской души.

Я стою перед старым портретом,
Озарённый мечтательным светом
Уходящих вечерних лучей.

Вдруг повеяло свежей прохладой,
Ароматом Вишневого Сада
И степных многозвездных ночей.

Я стою перед старым портретом,
Озарённый тускнеющим светом.

Серых будней томителен круг…
Но, мне кажется, чехов улыбкой
Хочет сгладить их боль и ошибку,
Точно верный, испытанный друг.

Я стою перед старым портретом,
Озарённый таинственным светом,
Здесь повеяло Чайки крыло…

Сквозь печаль невеселого смеха
Мне кивает приветливо Чехов,
Улыбаясь тому, что ушло.

Его я часто вспоминаю.

Вот и теперь передо мной
Стоит он, точно как живой,
Таким, каким его я так люблю, и знаю:
Сухие, тонкие черты,
Волос седеющие пряди,
И эта грусть в глубоком взгляде,
Сосредоточенном, и полном доброты.

Больной и бесконечно милый,
Он был похож на первоцвет,
Сквозь снег пробившийся на свет.

Любой прохожий вам покажет
Тот белый дом у синих вод.

Дощечка медная расскажет
О том, что Чехов тут живет.

Капель срывается с карнизов,
Звенит за окнами весна.

Меж двух зеленых кипарисов
Даль черноморская видна.

Пронизан дом теплом и светом.

Вещей ненужных в доме нет.

Стол, книжный шкаф, диван – всё это
И составляет кабинет.

Вот левитановской рукою
Давно написанный этюд.

Жила березка под Окою,
Теперь живет березка тут.

Рахманинов играл здесь Грига,
Шаляпин пел друзьям не раз…

Вот недочитанная книга…

Вот недописанный рассказ…

Седое море пенной чашей
Кипит в порыве молодом,
И музыкою отзвучавшей
Наполнен этот милый дом.

По узенькому переулку,
Еще вчера наметив путь,
Ушел он к морю на прогулку
И задержался где-нибудь.

Как хорошо вот так собраться
В старинный дом
И говорить о человеке,
Который близко нам знаком.

Уж потому, что здесь родился,
Учился, юношею стал,
Хоть взгляд, почти уже привычно
Скользит по памятным местам.

Но вот какая-то невзгода
И на душе нехорошо,
Вы томик Чехова берете,
И с ним приходит волшебство.

Кусочек жизни посторонней.
Что ни рассказ – как в капле мир:
И легкий смех, и юмор тонкий,
И тихий вздох… Каким он был?

Всё земное не миновало стороной.

Сам вырвался из плена рабства,
Но, правда, дорогой ценой.

На суд потомков (самый строгий
И нелицеприятный суд)
Оставил он свои раздумья
И, подвигу подобный, труд.

И приговор суда известен,
И ничего не сделать тут –
Одни становятся историей,
Другие в забытье уйдут.
Как хорошо вот, так собраться
Хоть на странице.

И говорить о человеке,
Который близко нам знаком!

О Чехове можно рассказывать в стихах,
А можно в прозе.

Но Вы почувствовали уже, что Чехов был
Мужественный и до конца честный человек,
Удивительно скромный, и мягкий в обращении
С людьми.

Он был умным, веселым и добрым в жизни.

Таким предстает он перед нами в своих повестях
И рассказах.

Не стану я описывать сюжеты книг, которые
Написал нам Чехов.

Я предлагаю книги его взять в руки и самим
Их прочитать.

И вот, чтоб долго не искали, что написал
Великий Русский наш писатель, я Вам представлю
Полный список его книг:

Читайте также: